Научная статья на тему 'Формирование у студентов первого курса потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности (спортивный праздник первокурсника)'

Формирование у студентов первого курса потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности (спортивный праздник первокурсника) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / THE SCENARIO OF SPORTS EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Елена Валентиновна

В статье представлен опыт внеаудиторной работы преподавателя физической культуры со студентами медицинского училища. Представлен сценарий спортивного праздника, который содержит цели, средства, методы и организационные формы мероприятия. Изложены способы воздействия на мотивационную сферу личности, которые направлены на формирование у студентов первого курса потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, на развитие коммуникативных способностей и оптимизации межличностных отношений между студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the extracurricular activity of the lecturer of physical training with students of medical college is stated in this article. There is a scenario of sports holiday, which contains aims, measures, methods and organizational forms of the event. The methods of the influence on person motivational sphere are set out and they are directed at first-year students to form the necessity of health-improving and mass-sports activities, also at the development of communicative abilities and the optimization of interpersonal relationships among the students.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов первого курса потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности (спортивный праздник первокурсника)»

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОМАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК ПЕРВОКУРСНИКА)

КОПЫЛОВА Е.В.

В статье представлен опыт внеаудиторной работы преподавателя физической культуры со студентами медицинского училища. Представлен сценарий спортивного праздника, который содержит цели, средства, методы и организационные формы мероприятия. Изложены способы воздействия на мотивационную сферу личности, которые направлены на формирование у студентов первого курса потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, на развитие коммуникативных способностей и оптимизации межличностных отношений между студентами.

Основными направлениями в работе преподавателей физической культуры со студентами в нашем училище являются: развитие физических качеств и способностей; совершенствование функциональных способностей организма; формирования навыка не только индивидуальных действий, но и коллективного решения проблем в игровых ситуациях; охрана и укрепление здоровья; создание условий для полноценного физического и психического развития студентов; содействие формированию навыка здорового образа жизни. В начале каждого учебного года со студентами нового набора проводятся игровые мероприятия, направленные не только на приобретение необходимых умений и навыков в рамках предмета «Физическая культура», но и на формирование студенческого коллектива, способности работать в команде, стремления к взаимопомощи и взаимовыручке.

Цели праздника.

1) Способствовать формированию физических качеств (силы, быстроты, ловкости), чувства уверенности в своих силах, прикладывая максимум усилий при выполнении заданий, стремления быть сильнее своих соперников и победить, чувства коллективизма и ответственности перед своими товарищами по команде.

2) Ознакомить с правилами спортивной соревновательной дисциплины.

Место проведения: Спортивный зал.

Оснащение. Мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, гантели, ракетки для бадминтона, воланчик, корзинка, шарик для настольного тенниса, шарики надувные, дротики, ложки одноразовые, свисток, растяжка из флажков для разметки, флаги и шарики для украшения зала, палочки эстафетные, скамейки гимнастические, стол и стулья для жюри, бумага и ручки для жюри и судей, музыкальный центр с дисками, призы (грамоты, вымпелы, торты, пирожные, конфеты).

Команды. В празднике участвуют и соревнуются друг с другом 3 команды, которые формируются из трёх групп студентов 1 курса. Каждая группа выставляет команду из 10 человек (5 юношей и 5 девушек). Остальные студенты каждой группы заранее проводят подготовку для успешного выступления основного состава: придумывают название команды, разрабатывают

The experience of the extracurricular activity of the lecturer of physical training with students of medical college is stated in this article. There is a scenario of sports holiday, which contains aims, measures, methods and organizational forms of the event. The methods of the influence on person motivational sphere are set out and they are directed at first-year students to form the necessity of health-improving and mass-sports activities, also at the development of communicative abilities and the optimization of interpersonal relationships among the students.

эскизы и изготавливают эмблемы, подбирают единую форму, репетируют домашнее задание.

Жюри. В состав жюри входит 4 преподавателя, включая председателя в лице директора. В их обязанности входит оценка творческих конкурсов, подсчёт очков в спортивных конкурсах, заполнение ведомости и подведение итогов. Члены жюри заранее инструктируются главным судьёй в лице преподавателя физической культуры.

Судьи. К каждой команде прикрепляется по одному командному судье. Эту роль выполняют студенты-старшекурсники. Судья контролирует действия только одной команды и должен находиться в непосредственной близости от участников игры, перемещаясь вслед за ними или наблюдать со стороны, не мешая движению игроков в зависимости от каждого конкретного конкурса. Командный судья следит за тем, чтобы игроки раньше времени не выбегали из-за линии старта во время передачи эстафеты. В противном случае он обязан вернуть участников обратно на место, где было нарушено правило и позволить продолжить эстафету. В тех конкурсах, где предусмотрены штрафные очки, именно командный судья определяет момент нарушения правил и считает количество штрафных очков за каждое нарушение. По окончании данного конкурса он докладывает членам жюри о количестве штрафных очков своей команды. Перед началом каждого конкурса командный судья по указанию полевого судьи выдаёт своей команде необходимый инвентарь, расставляет предметы, ограничители, препятствия и т.д. По окончании конкурса всё собирает и убирает обратно. Перед началом праздника командные судьи подробно инструктируются по каждому конкурсу.

Два преподавателя физической культуры исполняют роль судей в поле. Они поочерёдно для всех присутствующих рассказывают суть каждого конкурса, показывают и объясняют, за что даются штрафные очки. Так же дают команду к началу каждого конкурса, определяют победителей и расположение мест в каждой эстафете. Следят за работой командных судей, дисциплиной среди участников и болельщиков. Контактируют с жюри.

Ведущие. Ведущие открывают праздничное мероприятие вступительными словами. Роль ведущих выполняют студенты старших курсов (юноша и девушка).

Ведущая: «Добрый день, присутствующие в этом зале! Мы рады Вас приветствовать на спортивно-развлекательной игре! Сегодня у вас есть шанс показать свою силу, быстроту, выносливость, ловкость и смекалку».

Ведущий: «Труд медицинской сестры труден и почётен. Ведь он несёт помощь больным, облегчение страданий, надежду на спасение и выздоровление. И требует от самой медсестры помимо милосердия и сочувствия немало моральных, эмоциональных и физических сил. Ведь благодаря неимоверным усилиям медицинских сестёр во время различных войн, были вытащены с поля боя тысячи раненых. В мирное время происходит множество различных катастроф экологического, террористического и природного характера. И здесь медицинские работники приходят пострадавшим на помощь. А выдержать такой огромный физический труд могут только физически крепкие люди».

Ведущая: «Современная медицинская сестра должна обладать крепким здоровьем, хорошим самочувствием, приподнятым настроением, крепким иммунитетом, чтобы вселять в больных веру в выздоровление. На протяжении всего рабочего дня медсестре приходится быть на ногах, проходя большие расстояния. Лежачим больным требуется регулярно менять постельное бельё, переворачивать, приподнимать, пересаживать с постели на коляску и обратно. Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями необходимы будущим медикам».

Ведущий: «Итак, мы начинаем игру! Позвольте представить вам уважаемое жюри и судей». Следует представление.

Ведущая: «А теперь позвольте представить вам команды участников». Следует представление.

1. Представление команд. Каждая команда поочерёдно выполняет приветствие в виде стихов, речёвки, песни, сценки и т.п. Это задание команда получает за несколько дней до начала праздника и готовит заранее. У каждого студента к одежде должна быть прикреплена единая эмблема с названием и символикой. Один экземпляр эмблемы предоставляется членам жюри. Членами жюри оценивается форма, эмблема, качество выступления по 3-х бальной шкале. Наименьшее количество баллов даётся лучшей команде.

2. Стрельба по шарикам. От каждой команды вызывается по одному представителю. Участники выстраиваются на линию огня в одну шеренгу каждый напротив своей мишени. Они получают по 4 дротика. На расстоянии 3-х метров напротив каждого к гимнастической стенке прикреплено по 3 воздушных шарика. По свистку необходимо поразить мишень, чтобы лопнули все шарики. За 3 попадания даётся 1 очко, за 2 попадания - 2 очка, за 1 попадание - 3 очка, за 0 попаданий - 4 очка. Время не ограничено.

3. Бадминтон. От каждой команды поочерёдно приглашается по 2 пары. В каждой паре юноша и девушка. По свистку пара начинает игру в бадминтон, стоя на расстоянии 4-6 м друг от друга. Перед каждым отбиванием волан надо громко и разборчиво назвать вид спорта. Один полевой судья считает количество касаний. Второй следит за тем, чтобы не было повторов. Игра продолжается до тех пор, пока волан не упадёт или один и тот же вид спорта не будет назван повторно. Количество отбиваний обеих пар складывается. Побеждает команда, выполнившая наибольшее количество отбиваний. Она занимает 1 место, остальные 2 и 3 место.

4. Силовой конкурс с гантелями. Каждую команду представляют 2 девушек и 2 юношей, которые поочерёдно принимают участие в поединке. По свистку участники должны в течение 30 секунд поднимать гантель. Исходное положение - стоя, гантель - в согнутой руке на плече. Надо поднять гантель вверх до полного выпрямления руки в локтевом суставе. У девушек гантель 6 кг, у юношей - 8кг. Нужно за 30 секунд выполнить как можно больше повторений. Судьи считают количество подъёмов, правильность выполнения. Если техника упражнения нарушается, неправильные подъёмы не засчитываются. Количество повторений всех 4-х участников суммируются. Выигрывает команда, выполнившая наибольшее количество подъёмов. Ей присуждается 1 место. Другим командам 2 и 3 место соответственно.

5. Переправа (Эстафета). Участвует вся команда. Каждой выдаётся эстафетная палочка. Девушки стоят за линией старта в колонне друг за другом. Юноши выстраиваются в колонну по одному на специальных метках, нарисованных на полу, на расстоянии 2-3 м дуг от друга. По свистку первая девушка подбегает к ближайшему юноше и запрыгивает ему на руки (или сам юноша берёт девушку на руки), который должен перенести участницу к следующему юноше и передать её из рук в руки, а затем вернуться на своё место. Второй юноша точно так же должен передать девушку третьему. А третий четвёртому. Последний юноша переносит девушку к стенке и опускает её на пол. Девушка, в свою очередь, касается рукой стенки и бежит обратно. За линией старта она передаёт эстафетную палочку следующей участнице и всё повторяется. Командные судьи следят, чтобы девушки передавали эстафетную палочку за линией старта. Иначе, они возвращают участниц назад. Так же контролируют переноску. За каждое падение девушки или касание ногами пола даётся штрафное очко. Выигрывает команда, которая первая пересечёт финишную линию. За победу даётся 1 место. Другим командам 2 и 3 место.

6. Броски в корзину (Эстафета). Участвует вся команда. У каждой по 1 баскетбольному мячу. Девять участников строятся за линией старта в колонну по одному. Десятый участник становится напротив на расстоянии примерно 10 метров за специальное ограждение - гимнастическую скамейку лицом к своей команде. У него в руках корзинка или ведро (его самого назовём «корзинкой»). «Корзинка» может двигаться влево, вправо, назад, двигать руками, но не имеет право заступать за ограждение. По свистку первый игрок выбегает с мячом к «линии огня», которая расположена на расстоянии 4-5 метров от ограждения.

Оттуда бросает мяч, стараясь попасть в свою корзинку. Если не попадает, подбирает мяч, возвращается на «линию огня» и повторяет попытку до успешного её завершения. После попадания «корзинка» возвращает мяч игроку, а тот бежит к линии старта и передаёт мяч следующему. Мяч передаётся из рук в руки за линией старта. Судьи следят за попаданием в кор-

зинку и за своевременной передачей эстафеты. В противном случае участники возвращаются назад, на то место, где они нарушили правила. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Ей присуждается 1 место.

7. Тараканьи бега (Эстафета). Каждой команде выдаётся по одному шарику для настольного тенниса. Задание выполняют поочерёдно юноши и девушки. Все выстраиваются за линией старта. У каждого одноразовая пластмассовая ложка, которую надо держать во рту только во время выполнения задания. На расстоянии 5-7м напротив каждой команды стоит корзинка. Из сходного положения - упор руками сзади, ноги согнуты в коленях (ложка ручкой во рту, в ложке лежит шарик) нужно быстро добежать лицом и ногами вперёд, опираясь на руки, до корзинки не выронив шарик из ложки. Скинуть шарик в корзинку, достать его рукой, обычным бегом вернуться назад и передать шарик следующему игроку, положив его в ложку. Если шарик выпал из ложки, игрок должен остановиться на том месте, где он шарик потерял. Командный судья возвращает шарик в ложку и только после этого игрок может двигаться дальше. Штрафные очки здесь не предусмотрены. Но, судья имеет право вернуть обратно игрока, нарушившего правила. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

8. Верховой баскетбол (Эстафета). От каждой команды выступает по две пары. В паре: юноша и девушка. Девушка садится юноше на плечи и держит в руках баскетбольный мяч. Пятый участник играет роль помощника и стоит под баскетбольным кольцом. По свистку первые пары начинают бежать к баскетбольному кольцу. Там с любого расстояния девушка должна бросить мяч и попасть в баскетбольную корзину. При промахе попытка повторяется до успешного её завершения. Помощники под кольцом подбирают улетевший или упавший на пол мяч и подают его в руки девушке из своей команды. При удачной попытке пара возвращается обратно и за линией старта из рук в руки передаёт мяч второй паре. Если девушка падает, присуждается штрафное очко за каждое падение. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

9. Футбол (Эстафета). У каждой команды по одному футбольному мячу. Девушки выстраиваются в поле перед линией старта в колонну по одному, на расстоянии 2-3м друг от друга, исполняя роль неподвижного препятствия. Юноши стоят за линией старта в колонне по одному.

По свистку первый юноша начинает движение вперёд, аккуратно ведя мяч ногами. Необходимо обойти «препятствия» «змейкой». Обойдя последнюю девушку, юноша должен взять мяч в руки, коснуться мячом стены, закрепить его между ногами и прыжками или бегом вернуться обратно. Мяч передаётся за линией старта из рук в руки следующему юноше. Если на обратном пути мяч выскальзывает, юноша должен мяч подобрать и вернуться на место падения. Командные судьи следят за правильным выполнением «змейки» и местом возможного падения мяча. Штрафные очки не предусмотрены. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

10. Домашнее задание. Этот конкурс студенты готовят заранее. За несколько дней до праздника путём жеребьёвки каждая команда получает тему задания. Необходимо инсценировать один из видов спорта. Здесь можно использовать различные костюмы, предметы, музыкальные произведения и т.д. Может участвовать как вся группа, так и несколько человек. Темы любые, например: бодибилдинг, биатлон, конный спорт. За качество выступления членами жюри присуждается 1, 2 или 3 место.

Порядок определения победителя и награждение. После каждого конкурса члены жюри выставляют баллы в ведомость, учитывая место и количество штрафных очков. По окончании всех конкурсов баллы складываются. Выигрывает команда, у которой окажется наименьшее количество баллов. Команда с наименьшим показателем занимает первое место. Когда итоги будут подведены, председатель жюри объявляет победителя и награждает каждую команду призами.

Библиографический список:

1. «Энциклопедия физических упражнений», автор Ежи Таланга, изд. «Физкультура и спорт», Москва, 1998 год

2. «Физическая культура», учебник для 8-9 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, изд. Просвещение, Москва, 2006 год

3. «1001 упражнение для здоровья и физического развития», В.Б. Попов, «Астрель», Москва, 2002 г.

4. «Физическая культура студента», В.И. Ильинич, «Гардарика», Москва, 1999 г Ключевые слова: сценарий спортивного мероприятия.

Keywords: the scenario of sports event.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.