ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Сергеева Юлия Сергеевна,
Академия социального образования, старший преподаватель, [email protected]
Морозов Александр Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ЮРИСТОВ-БАКАЛАВРОВ - КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ*
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов - будущих юристов-бакалавров - компетентности по противодействию коррупции, предлагается введение в учебный процесс дополнительных специальных компетенций для более глубокого освоения дисциплины. Ключевые слова:
противодействие коррупции; формирование компетентности; профессиональная подготовка; антикоррупционное образование; профилактика коррупционных проявлений; антикоррупционное мировоззрение; юристы-бакалавры; коррупционные правонарушения.
В настоящее время коррупция как негативное и массовое явление превратилась в угрозу для всего нашего общества, стала нормой общественного поведения и является наследием всех государств. Об этом свидетельствует анализ становления и развития коррупции в мировой и российской истории, показавший, что «зараженные коррупцией» люди были во все времена, во всех странах и государствах. Даже в Ветхом Завете есть упоминания о коррупции: «Начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» [19].
Проблема коррупции - не только российская и не только современная, она досталась нам «по наследству» вместе с традициями, укладом, мировоззрением, и именно поэтому коррупционное поведение зачастую не оценивается общественным мнением как нечто постыдное, морально осуждаемое [18]. Подтверждение этому мы можем найти в пословицах и
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Минобрнауки России на 2018 год по теме №27.9385.2017/БЧ «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования»
поговорках разных времен, дошедших и до наших дней, к примеру: «Не подмажешь - не поедешь», «Пчелка - и та взятку берет», «Что мне законы, коли судьи знакомы» и т.д. [17].
По итогам 2016 года Российская Федерация оказалась на 131-м месте (из 175) в рейтинге восприятия населением коррупции, составленном международной организацией Transparency International, разделив его с Украиной, Казахстаном, Ираном и Непалом. Индекс восприятия коррупции Transparency International является общепризнанным и самым известным индикатором коррупции. Чем ниже страна в индексе, тем выше у нее уровень восприятия коррупции (рис. 1).
Рис. 1. Индекс восприятия коррупции в мире -2016
Коррумпированность не только тормозит развитие экономики, институтов демократии и гражданского общества, реализацию гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений, но и несет угрозу национальной безопасности России [3].
Вопрос эффективного предотвращения и противодействия коррупции является одной из важнейших проблем, которую пытается решить современное Российское государство, а также одним из приоритетных направлений государственной политики. Противодействие коррупции предполагает комплексное воздействие, которое включает в себя совершенствование антикоррупционного законодательства,
антикоррупционное образование и просвещение, пропаганду, а также создание действенной системы стимулов антикоррупционного поведения граждан.
Следует отметить, что в Российской Федерации уже сформирована многоуровневая правовая база противодействия коррупции, реализован комплекс практических, правовых, экономических, организационных политических и информационных мер, разработаны и успешно применяются на практике соответствующие антикоррупционные стандарты [1; 16].
Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, устанавливает основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению [7; 14].
Для целенаправленной реализации мероприятий по противодействию коррупции Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 принята национальная стратегия и национальный план противодействия коррупции, который является системным документом программного характера, утверждаемым Президентом РФ сроком на 2 года [12]. Действующим до конца 2017 года являлся Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы от 01.04.2016 №147 [13]. В 2018 году выйдет новый Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2019 годы» - это будет уже шестой такой документ по счету.
Невзирая на принимаемые меры, коррупция продолжает оставаться одной из актуальных проблем российского общества. Отечественный и мировой опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что для успешного противостояния этой социальной аномалии применения одних лишь административно-правовых мер недостаточно. Коррупция начинает сдавать свои позиции тогда, когда воздействие закона подкрепляется нравственным осуждением, моральной нетерпимостью к тем, кто использует свое служебное положение для извлечения личной выгоды [4].
В связи с этим целесообразно усилить роль общества в противодействии коррупционным проявлениям. Важная роль в этом отводится системе образования. Необходимо отметить, что государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295 в подпрограмме «Развитие профессионального образования», требует внедрения новых образовательных технологий и развития компетентности, качественного отбора содержания учебных дисциплин и соответствия их современным реалиям [15].
В современных условиях одной из определяющих сторон образования является фундаментальность теоретической и прикладной подготовки будущих специалистов, подразумевающая их готовность к эффективной профессиональной деятельности, которая сегодня не представляется возможной без сформированной в процессе обучения профессиональной компетентности, оказывающей влияние как на уровень работоспособности, так и на профессиональное долголетие специалистов, а также на повышение качества образования посредством повышения правовой компетентности обучаемых [9; 10].
Антикоррупционное образование должно включать в себя обучение умению реализовывать знания при решении возникающих задач антикоррупционного характера в ходе профессиональной деятельности, поэтапную адаптацию, а также обладание правовым сознанием, нетерпимостью к коррупционному поведению, компетентностью в сфере противодействия коррупции. В настоящее время наблюдается недостаточное обеспечение правовой информацией; слабое владение нормативными актами, необходимыми в процессе профессиональной деятельности; несформированность антикоррупционного мировоззрения у студентов -будущих юристов-бакалавров [2].
Подготовленность будущих выпускников юристов-бакалавров к результативной профессиональной деятельности - одна из комплексных характеристик качества подготовки, включающая гибкую и быструю адаптацию; освоение и применение общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций; умение реализовывать полученные знания при решении возникающих задач в ходе профессиональной деятельности (компетентность), а также устойчивую мотивацию неприятия к такому отрицательному общественно-правовому явлению, как коррупция.
Современное состояние формирования у студентов - будущих юристов-бакалавров компетентности в сфере противодействия коррупции предъявляет соответствующие условия и требования к организации учебно-воспитательного процесса, содержанию образования, организационно-педагогическим условиям. Актуализируется потребность в формировании правового сознания [8], в том числе антикоррупционного мировоззрения студентов, педагогической подготовки к предупреждению коррупционного поведения, что требует системных и эффективных изменений в содержании образования [6].
Важную роль в организации образовательного процесса приобретает введение в учебный процесс юридических факультетов дисциплины, направленной на противодействие коррупционных проявлений, что способствует освоению студентами не только теоретических знаний по данной тематике, но и активизирует формирование компетентности в сфере противодействия коррупции.
На сегодняшний день обучение студентов-бакалавров в сфере противодействия коррупции затрагивается в различных юридических дисциплинах, таких как «Криминология», «Уголовное право», «Криминалистика» и т.д., которые включают в себя всего лишь несколько тем данной тематики, что, естественно, не может быть достаточным для освоения выпускниками компетентности в сфере противодействия коррупции в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [7; 14], и не соответствуют выдвигаемым обществом требованиям к выпускникам-бакалаврам в целом.
Необходимость формирования компетентности современного специалиста подчеркивается в трудах С.И. Архангельского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.В. Морозова и др.; формирование правовой культуры в процессе профессиональной подготовки и воспитательные аспекты - в трудах К.Ф. Амирова, В.А. Анучкина, С.В. Воронкова, Е.А. Рассоловой и др.; проблемы профессиональной социализации студентов рассмотрены в работах Л.В. Будкиной, И.Ш. Мухаметзянова, Н.И. Никитова и др.; вопросы предупреждения отклонений в поведении, общей превенции, преодоления негативных склонностей в поведении личности рассмотрены в исследованиях представителей превентивной педагогики и психологии И.А. Алехина, В.Н. Гетманского, А.Д. Глоточкина, Ю.М. Кудрявцева и др.; интересную пищу для размышлений дают педагогические исследования, направленные на поиск инновационных подходов к формированию правового поведения, Р.С. Байниязова, О.В. Глушкова, Ф.К. Зиннурова и др.; проблемы противодействия коррупционному проявлению наиболее тщательно исследованы учеными-криминологами В.С. Аванесовым и Г.Г. Мишиным; роль гражданского общества в противодействии коррупции изучена П.А. Кабановым.
В современных условиях развития общества противодействие коррупционным проявлениям приобретает особую актуальность для студентов - будущих юристов-бакалавров, актуализируются проблемы отбора содержания образования и поиска методологии по формированию компетентности в сфере противодействия коррупции [11].
Действовавший до 1 сентября 2017 года Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 03.09.00 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») включал ряд компетенций, которые относились к рассматриваемой нами в данной статье тематике: ОК-6 - «имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону»; ПК-12 - «способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению»; ПК-14 - «готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Однако во вступившем в силу с 1 сентября 2017 года Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) осталось лишь две из перечисленных нами выше компетенций: ПК-12 и ПК-14.
На базе Академии социального образования (АСО) г. Казани было проведено эмпирическое исследование с целью выяснения необходимости введения в учебный процесс специальной дополнительной дисциплины по антикоррупционному образованию. В эксперименте приняли участие студенты трех факультетов: юридического, психолого-педагогического и социально-экономического. Общая выборка составила 200 человек в возрасте
от 17 до 23 лет, из которых 40 человек (что составило 20% от общей выборки) считали, что коррупция хоть и негативное явление в обществе, но с ней бороться бесполезно, а для предупреждения коррупционных проявлений достаточны личностные качества человека; 46 человек (что составило 23% от общей выборки) считали, что они и без специальных знаний о видах и формах коррупции могут эффективно справляться с возникающими коррупционными ситуациями; 114 человек (что составило 57% от общей выборки) высказались о том, что в процессе будущей трудовой деятельности и жизни для превенции коррупционных проявлений необходимо владение комплексом знаний по законодательству, юриспруденции, педагогики, социологии, психологии, обладание стойким неприятием коррупции, иметь определенные компетенции. Таким образом, удалось актуализировать востребованность в формировании компетентности в сфере противодействия коррупции в ходе профессиональной подготовки обучающихся (рис. 2).
Студенты Академии социального образования (200 человек)
■ Бороться с коррупцией бесполезно □ Достаточно личностных качеств
□ Необходимы специальные знания
Рис. 2. Распределение результатов тестирования студентов по методике М.Н. Скаткина
В процессе изучения профессиональной подготовки у 200 студентов трех факультетов вуза на предмет готовности к противодействию коррупции был выявлен в качестве доминантного критический уровень готовности, а также выраженная несформированность антикоррупционного мировоззрения. Было выяснено, что теоретическую базу (на уровне пропедевтики) по противодействию коррупции имеют лишь 21% студентов, а 79% студентов обладают общими представлениями, чаще всего на обыденном уровне. Результаты исследования показали, что студенты под процессом формирования профессиональной компетентности по противодействию коррупции понимают только преподавание и приобретение знаний, то есть непосредственно учебный процесс (см. таблицу 1).
В ходе проведения сочинений на тему «Сталкивались ли вы с коррупционными явлениями и фактами в своей жизнедеятельности?» среди студентов выяснилось, что 68% студентов не сталкивались в обыденной жизнедеятельности с фактами коррупции, 32% сталкивались лично или с такими ситуациями сталкивались их родственники, близкие или знакомые.
Таблица 1
Проявление педагогических процессов в подготовке к антикоррупционной деятельности
Преподаватели (%) Наименование Студенты (%)
59 Учебный процесс 68
18 Воспитательный процесс 13
12 Педагогическая подготовка 11
11 Саморазвитие 8
Основываясь на полученных в ходе пилотажного исследования данных, был сделан сравнительный анализ профессиональной подготовки студентов на трех факультетах, что позволило принять решение о проведении основного эмпирического исследования на базе профильного -юридического факультета. С этой целью были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). В экспериментальную группу вошли 70 студентов, в контрольную - 69 студентов.
Для экспериментальной группы была введена дисциплина по выбору «Основы антикоррупционного права», трудоемкость которой составила 2 зачетные единицы, форма контроля - зачет. Эксперимент включал введение в учебный план в качестве дисциплины по выбору для экспериментальной группы новой специальной дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы антикоррупционного права» является формирование у студентов антикоррупционного мировоззрения, способностей самостоятельного анализа возникающей коррупционной ситуации, умений к принятию мер по ее профилактике и противодействию, прогнозирования возможности возникновения коррупционных отношений.
В период обучения внимание студентов было обращено на такие аспекты, как: освоение понятия «коррупция», истоки появления такого явления и последствия коррупции для развития общества и государства; история развития и опыт противодействия коррупции в России и зарубежных странах; криминологическая характеристика коррупционной преступности; юридическая ответственность за коррупционные правонарушения; теория и методика раскрытия коррупционных преступлений.
В процессе педагогического эксперимента нами были разработаны критерии и показатели уровней педагогической подготовки студентов к предупреждению коррупционного поведения (оптимальный, средний, критический). В конце занятий по дисциплине «Основы антикоррупционного права» в экспериментальной группе со студентами по результатам изучения было проведено контрольное занятие по проблемам предупреждения антикоррупционных ситуаций. Студенты ЭГ в конце эксперимента показали результаты значительно более высокие, чем в начале и в середине эксперимента (см. таблицу 2).
Таблица 2
Изменение уровней сформированности компетентности в сфере противодействия коррупции у студентов экспериментальной группы
Уровни В начале В середине В конце
эксперимента % эксперимента % эксперимента %
Оптимальный 14 24 31
Средний 21 39 43
Критический 65 37 26
Данные, приведенные в таблице 2, позволяют нам сделать вывод, что в уровне подготовки студентов экспериментальной группы произошла положительная динамика. Это может свидетельствовать об эффективности разработанного нами спецкурса в рамках изучения специальной дисциплины «Основы антикоррупционного права», а также о том, что процесс формирования у студентов - будущих юристов-бакалавров - компетентности в сфере противодействия коррупции оптимален (по шкале «Коррекция деятельности» методики «Тест самоотношения» коррелирует с целями и внутренним контролем (г = 0,4 при р < 0,05).
Необходимо отметить, что нами был разработан алгоритм формирования у студентов - будущих юристов-бакалавров - компетентности в сфере противодействия коррупции. Было проведено обследование формирования у них компетентности в сфере противодействия коррупции (в ЭГ и КГ) в соответствии с критериями и их показателями, интегрированными в экспертную оценку. Данное обследование показало, что по сравнению со вторым срезом наблюдается повышение уровня сформированности у студентов - будущих юристов-бакалавров компетентности в сфере противодействия коррупции в ЭГ, в то время как в КГ уровень подготовки незначительно улучшился (см. таблицу 3).
Таблица 3
Критерии и показатели сформированности компетентности в сфере противодействия коррупции у студентов - будущих юристов-бакалавров - в ЭГ и КГ
Критерии Показатели (в баллах)
в начале эксперимента в середине эксперимента в к экспе гонце римента
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Мотивационно-целевой 4,6 4,5 5,7 5,1 6,0 5,2
Ценностно-деятельностный 5,0 5,2 6,3 5,8 6,6 5,9
Когнитивный 5,1 4,9 7,0 5,5 7,7 5,6
Анализ результатов проведенного нами педагогического эксперимента по формированию компетентности в сфере противодействия коррупции у студентов - будущих юристов-бакалавров - позволяет сделать вывод о том, что оптимальный уровень сформированности компетентности по противодействию коррупции достигли 31% студентов, средний уровень достигли 43% студентов, что в 2 раза больше, чем в начале эксперимента, а в совокупности составляет 74% (то есть почти три четверти студентов, принявших участие в проведении эксперимента в составе экспериментальной группы).
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что нами разработан и внедрен в общий процесс формирования компетентности в сфере противодействия коррупции ряд специальных компетенций, среди которых: общекультурная специальная компетенция «иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону», которая позволяет активизировать процесс усвоения студентами правовых знаний; общепрофессиональная специальная компетенция «способность повышать уровень своей компетентности в сфере противодействия коррупции», выполняющая мотивирующую функцию, побуждая студентов к самостоятельной работе; профессиональные специальные компетенции «способность осуществлять консультирование в сфере законодательства по противодействию коррупции», позволяющая студентам проводить тренинговые занятия во внеаудиторный период, и «способность осуществлять мониторинг в сфере противодействия коррупции», которая позволит студентам-бакалаврам синтезировать знания и умения в сфере тенденций и оценки состояния противодействия коррупции в обществе.
Разработанные нами специальные компетенции позволяют комплексно и системно осуществлять процесс формирования компетентности в сфере противодействия коррупции и охватывают многообразие видов профессиональной деятельности будущего юриста-бакалавра.
Данное исследование имело общественно-практический результат, который заключается в том, что наши работы и наш практический опыт был замечен и изучен ведомствами: Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики и Министерством образования и науки Республики Татарстан. Они изучили существующий опыт всех учебных заведений республики и пришли к выводу, что отсутствует системность и единый подход к требованиям по преподаванию дисциплины по антикоррупционному образованию на территории Республики Татарстан. Исходя из этого, было принято решение о создании при Министерстве образования и науки Республики Татарстан рабочей группы «По формированию единых требований к образовательной программе дисциплины в области противодействия коррупции». Представителям научно-исследовательского центра по изучению антикоррупционного образования и правовому просвещению АСО было поручено разработать учебно-методическое пособие по антикоррупционному образованию для формирования компетентностей в сфере противодействия коррупции у студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан.
В соответствии с данным поручением нами было разработано учебно-методическое пособие по введению и изучению дисциплины «Актуальные направления противодействия коррупции», состоящей из 5 модулей. Модули посвящены сущности и причинам возникновения коррупции как социально-правового явления, государственной политике РФ по противодействию коррупции, общей характеристике ответственности за коррупционные правонарушения, целям, задачам, механизмам и результатам антикоррупционной политики Республики Татарстан, криминологической характеристике коррупции и коррупционной преступности, а также формированию антикоррупционного сознания и поведения личности [5].
Разработанное пособие рассчитано на освоение студентами -будущими юристами-бакалаврами - всех перечисленных нами выше специальных компетенций в сфере противодействия коррупции. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что с 2016/2017 учебного года во всех образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан введены единые требования по формированию у обучающихся компетентности в сфере противодействия коррупции.
Литература
1. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционной преступности как одна из проблем экологической безопасности // Вестник ГБУ НЦБЖ. 2017. №1(31). С. 124-130.
2. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Правовая подготовка студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования к предупреждению коррупционных проявлений. Казань: Академия социального образования, 2016. 200 с.
3. Алексеев С. Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Роль антикоррупционного образования по предупреждению коррупционных проявлений в сфере экологии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность в экологической сфере: проблемы теории и практики». Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2017. 744 с.
4. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Формирование стандартов антикоррупционного поведения у студентов образовательных организаций // Международный журнал экспериментального образования. 2018. №1. С. 5-10.
5. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Цели и задачи дисциплины «Актуальные направления противодействия коррупции» в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Республики Татарстан // «Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации» - Материалы научно-практической конференции. Казань: Академия социального образования, 2016. С. 233-239.
6. Алексеева Ю.С. Стратегия антикоррупционной политики в гуманитарных вузах // Казанский педагогический журнал. 2015. №4. С. 380-383.
7. Молчанов С.В., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 136 с.
8. Морозов А.В., Анучкин В.А. Правовое обучение современной молодежи как одна из важнейших составляющих ее духовно-нравственного развития // Социально-экономические и технические системы. 2016. №5(72). С. 251-261.
9. Морозов А.В., Анучкин В.А. Улучшение качества образования посредством повышения правовой компетентности обучаемых // Сборник «Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития» - Материалы Международной научно-практической конференции. Том 2. М.: ЕАОИ, 2011. С. 188-192.
10. Морозов А.В., Петрова Л.Е. Влияние профессиональной компетентности специалистов на их работоспособность и профессиональное долголетие // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. №3-1. С. 82-83.
11. Морозов А.В., Сергеева Ю.С. Формирование компетентности по противодействию коррупции в процессе обучения в вузе как одна из составляющих повышения качества образования будущих юристов // Ученые записки ИУО РАО. 2017. №3(63). С. 192-197.
12. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 [Электронный ресурс] // Законодательство РФ: [сайт]. URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-13042010-n-460/ (дата обращения: 28.11.2017).
13. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016- 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 №147 // [Электронный ресурс] // Законодательство РФ: [сайт]. URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01042016-n-147/ (дата обращения: 12.12.2017).
14. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Законодательство РФ: [сайт]. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/ (дата обращения: 26.12.2017).
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295 [Электронный ресурс] // Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 16.11.2017).
16. Рыбаков О.Ю. Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура // Мониторинг правоприменения. 2016. №1(18). С. 11-19.
17. Сафонов О.И. Этические основы противодействия коррупции государственного служащего // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4. С. 938-947.
18. Сюзева Н.В. К формированию антикоррупционной субкультуры образовательной организации // Научный диалог. 2015. №7(43). С. 75-92.
19. Толковая Библия: Ветхий Завет [Электронный ресурс] // Азбука веры: [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja-biblija-vz/ (дата обращения: 06.10.2017).
Sergeeva Yuliya Sergeevna,
The Academy of Social Education, the Senior teacher, [email protected]
Morozov Aleksandr Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor, [email protected]
COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS - FUTURE BACHELORS OF LAW - IN THE SPHERE OF COUNTERING CORRUPTION
Annotation
The article discusses the anti-corruption competence formation of students- future bachelors of law, the introduction of additional special competences for deeper study disciplines in the educational process is proposed. Keywords:
anti-corruption; competence formation; professional training; anti-corruption education; competence; prevention of corruption manifestations; anti-corruption outlook; bachelors of law; corruption offenses.