Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
чтение / выразительное чтение / жанры текста / методы работы / развитие чтения / reading / expressive reading / genres text / working methods / development of reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова А.П., Анафиева Э.Р.

В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников навыка выразительного чтения, а также эффективные методы и приемы для успешного формирования и развития у младших школьников навыков выразительного чтения текстов различных стилей и жанров. Сделаны выводы о необходимости развития навыков выразительного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN EXPRESSIVE READING SKILLS TEXTS OF DIFFERENT STYLES AND GENRES

The article discusses the problem of developing expressive reading skills in younger schoolchildren, as well as effective methods and techniques for the successful formation and development of expressive reading skills in younger schoolchildren of texts of various styles and genres. Conclusions are drawn about the need to develop expressive reading skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ»

УДК 373.3 Мансурова А.П., Анафиева Э.Р.

Мансурова А.П.

студент профиля начальное образование Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

Анафиева Э.Р.

канд. пед. наук, доцент кафедры начальное образование Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования у младших школьников навыка выразительного чтения, а также эффективные методы и приемы для успешного формирования и развития у младших школьников навыков выразительного чтения текстов различных стилей и жанров. Сделаны выводы о необходимости развития навыков выразительного чтения.

Ключевые слова: чтение, выразительное чтение, жанры текста, методы работы, развитие чтения.

Выразительное чтение, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО), является важным компонентом речевого развития учащихся. Оно не ограничивается простым воспроизведением текста, а включает в себя глубокое понимание и эмоциональное восприятие прочитанного.

Согласно ФГОС НОО, одной из задач начального образования является формирование духовно богатой, всесторонне развитой и творческой личности.

Выразительное чтение играет в этом ключевую роль, так как развивает у детей способность к эмпатии, улучшает понимание литературного материала и способствует формированию эстетического вкуса.

В нынешних условиях становится актуальной проблема формирования навыков выразительного чтения в связи с тем, что раньше этой проблеме не придавали большого значения. Учителя начальной школы акцентировали внимание на письменную речь, а устная речь должна была сформироваться «сама собой». Таким образом, основная работа педагогов была направлена на орфографию и исправление ошибок. Известно, что структура устной речи (как разговорной, так и монологической) отличается от структуры письменной речи. Поэтому подходы к обучению этим двум видам речи должны быть разными. Современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. Сегодня перед современным учителем начальных классов стоят задачи формирования и развития выразительного чтения, но проблемы развития и улучшения интонационных навыков у младших школьников до сих пор не решены полностью на практике. Одни учителя ошибочно считают, что выразительное чтение не требует особого внимания, другие, что оно доступно только талантливым детям, третьи уделяют внимание выразительному чтению только при изучении лирического произведения. Выразительное чтение необходимо всем детям и требует специальной работы с текстом разных стилей и жанров под руководством учителя. Преподаватели часто не раскрывают связь между мыслью, чувством и звучанием текста, что мешает детям понять и пережить поэтическую идею. Проблемы также связаны с недостаточной разработанностью и дифференциацией методов обучения чтению произведений по их стилям и жанрам.

Целью статьи рассмотреть эффективные методы и приемы для успешного формирования и развития у младших школьников навыков выразительного чтения текстов различных стилей и жанров.

Многие выдающиеся педагоги в разные периоды, такие как Л.А.Горбушина, М.Р.Львова, М.А.Рыбникова, К.Д.Ушинский, Т.А.Задорожная, О.В.Кубасова, Т.В.Рыжкова, А.С.Макаренко, М.И.Шишкова и другие, уделяли внимание выразительному чтению.

Выразительное чтение - это способность передать эмоции, настроение и характер персонажей через интонацию, ритм, голосовые эффекты и паузы [3, с. 20].

Владение средствами выразительности устной речи имеет решающее значение для педагогов, поскольку они являются инструментом, позволяющим эффективно передавать содержание учебного материала и увлекать учащихся в учебный процесс.

Одно из ключевых требований к работе над выразительностью речи -использование разнообразных средств речевой выразительности. Средства выразительности устной речи можно разделить на:

1. Языковые (вербальные) средства: правильное дыхание, четкая дикция, управление голосом, интонацией, тембром, ритмом и темпом речи, а также расстановка логических ударений. Эти навыки помогают учащимся передавать содержание и эмоциональную окраску текста.

2. Неязыковые (невербальные) средства: использование мимики, жестов и телодвижений. Они позволяют дополнительно усилить выразительность чтения и сделать восприятие текста более живым и понятным [1, с. 144].

К концу начальной школы младшие школьники уже начинают достаточно хорошо понимать слова, предложения и тексты целиком. Благодаря этому понимают в их уме и воображении возникают определенные необходимые образы. Понимая читаемое, школьники могут сопереживать героям и выражать

свои эмоции как по отношению к героям прочитанного текста, так и к автору текста.

Значение выразительного чтения в дидактическом процессе:

1. Выразительное чтение помогает детям лучше воспринимать и интерпретировать эмоциональное содержание текста. Это способствует развитию их воображения и способности сопереживать персонажам.

2. Чтение с выражением делает процесс знакомства с литературными произведениями более увлекательным и значимым. Это помогает детям развивать художественный вкус и прививает любовь к чтению.

3. Выразительное чтение способствует более глубокому пониманию текстов. Дети лучше осознают и запоминают главные мысли, особенности стиля и языка произведения.

4. Работа над интонацией, паузами и темпом речи помогает детям улучшить дикцию, развить фонематический слух и умение выражать свои мысли более точно и разнообразно.

5. Выразительное чтение помогает детям преодолеть страх публичных выступлений и улучшает навыки коммуникации. Это способствует переходу от книжной речи к повседневной, делая речь более живой и выразительной [3, с. 23].

В начальной школе обычно используются простые стили и жанры текстов, которые соответствуют возрастным и учебным потребностям детей, это могут быть:

1. Прозаические тексты: Простые рассказы, повествования или описания, которые помогают развивать навыки чтения и понимания текста.

2. Сказки, сказочные тексты или басни: Эти тексты помогают развивать воображение, понимание моральных уроков и основных элементов сюжета.

3. Рассказы и истории из жизни: Рассказы об обыденных событиях и жизненных ситуациях, которые близки детям и помогают им лучше понять окружающий мир.

4. Поэтические тексты: Простые стихи и стишки, которые помогают развивать ритмическое чтение, а также чувство звука и ритма языка.

5. Учебные тексты и задания: Тексты, созданные специально для обучения выразительному и осознанному чтению.

6. Инструкции и правила: Тексты, объясняющие правила и инструкции по выполнению определенных действий или заданий.

Важно предоставлять школьникам разнообразные тексты различных жанров, такие как рассказы, стихи, сказки, информационные тексты и другие, чтобы они могли ознакомиться с различными стилями письма и развивать понимание и восприятие литературы.

Выразительное чтение для младших школьников требует учета особенностей текстов различных стилей и жанров, чтобы поддерживать их интерес и помочь в понимании текста.

Вот основные отличия:

1. Сказки. Интонация в них живая и увлекательная, подчеркивающая волшебные и необычные моменты. Темп часто варьируется, часто ускоряется в напряженных местах и замедляется при описаниях. Необходимо активное использование мимики и жестов для создания образов и поддержания интереса.

2. Поэзия отличается напевностью. Необходимо четкое соблюдение ритма и рифмы, что помогает детям легче запоминать стихотворения. Интонация мелодичная и эмоциональная, подчеркивающая звуковые и ритмические особенности стихов. А темп обычно плавный и размеренный, иногда быстрый для забавных или энергичных стихотворений.

3. Детская проза. Интонация теплая и выразительная, подчеркивающая характеры персонажей и их эмоции. Темп средний, с ускорением в динамичных сценах и замедлением при описаниях. Необходимость использования пауз и ударений для лучшего восприятия сюжета и ключевых моментов.

4. Драматические тексты (пьесы, сценки). Интонация эмоциональная и выразительная, передающая чувства и характеры персонажей. В диалогах особое внимание уделяется на различие голосов персонажей, чтобы дети могли легко их

различать. Активное использование жестов и мимики для усиления драматического эффекта.

5. Публицистические и познавательные тексты. Интонация четкая и убедительная, подчеркивающая важность информации. Темп медленный и размеренный, чтобы дети успевали осмыслить и запомнить информацию. Частое использование пауз для разделения сложных понятий и утверждений.

6. Учебные тексты. Интонация спокойная и объективная, подчеркивающая ключевые моменты. Темп медленный и равномерный, чтобы учащиеся могли следить за мыслью и понимать материал. Частое использование пауз и логических ударений для акцентирования внимания на важных деталях.

Эти подходы помогают младшим школьникам лучше воспринимать и понимать тексты различных стилей и жанров, делая процесс чтения увлекательным и познавательным.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что чтение играет неоценимую роль в образовании и развитии младших школьников. Оно является основой для школьного успеха, стимулирует интеллектуальное и личностное развитие, способствует формированию грамотности, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир и готовит детей к полноценной жизни в современном обществе. Учитывая его важность, необходимо прикладывать все усилия для формирования у детей устойчивого интереса к чтению и создания условий для его эффективного развития.

Методы и приёмы для повышения выразительности чтения у младших школьников:

1. Метод творческого чтения,

2. Метод объяснительного чтения,

3. Метод воспитательного чтения,

4. Метод литературно-художественного чтения,

5. Метод показа,

6. Хоровое чтение,

7. Чтение в лицах,

8. Чтение по ролям и др.

Примеры упражнений, которые будут способствовать развитию навыка:

1. Упражнения на дыхание и артикуляцию. «Свеча»: Медленное выдыхание, как будто тушат свечу. «Шарик»: Надуйте щеки, как будто надуваете воздушный шарик, и медленно выпускайте воздух.

2. Упражнения на интонацию и паузы. Интонационные вариации: Чтение стихотворений с различными интонациями: радостной, грустной, сердитой. Паузы: Чтение текста с остановками на местах знаков препинания для выделения логических пауз.

3. Инсценировка отрывков. Групповая работа: Разделение класса на группы, каждая группа инсценирует часть произведения. Репетиции и выступления: Организация репетиций и финальных выступлений перед классом [4, с. 33].

Можно сделать вывод, что развитие и формирование навыка выразительного чтения требует не только пристального внимания со стороны педагогов, но и применения современных методик, способствующих полноценному формированию речевых и коммуникативных навыков учеников.

Работа над выразительным чтением должна быть систематической и включать разнообразные упражнения, направленные на совершенствование как вербальных, так и невербальных навыков. Необходимо внедрить разнообразные упражнения, такие как изменение темпа и громкости чтения, экспериментирование с тональностью, а также игровой подход, включающий чтение по ролям, использование жестов и мимики. Дополнительные методы, такие как чтение с музыкальным сопровождением, инсценировки и театрализованные постановки, могут значительно обогатить процесс обучения. Кроме того, анализ образцов выразительного чтения способствует развитию навыков интерпретации текста и эмоциональной передачи содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дело, 2001. - 144 с;

2. Найдёнов Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найдёнов, Л.Ю. Коренюк. - М. : Просвещение, 2007. - 208 с;

3. Острогорский, В. П. Выразительное чтение / В. П. Острогорский. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 128 с;

4. Салашник Т.В. Теоретические и методические аспекты выразительного чтения художественных произведений в начальной школе. образования / Т.В. Салашник, Т.Г. Фирсова. — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов, 2011. - 68 с

Mansurova A.P., Anafieva E.R.

Mansurova A.P.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

Anafieva E.R.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

FORMATION IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN EXPRESSIVE READING SKILLS TEXTS OF DIFFERENT STYLES AND GENRES

Abstract: the article discusses the problem of developing expressive reading skills in younger schoolchildren, as well as effective methods and techniques for the successfulformation and development of expressive reading skills in younger schoolchildren of texts of various styles and genres. Conclusions are drawn about the need to develop expressive reading skills.

Keywords: reading, expressive reading, genres text, working methods, development of

reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.