Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЧТЕНИЕ / НАВЫК / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / TECHNIQUE / READING / SKILL / EXPRESSIVE READING / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудусова Э.Э., Яяева А.М.

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы осуществлено методическое обоснование проблемы формирования выразительного чтения в младшем школьном возрасте. В ходе исследования автором статьи обоснована роль чтения в развитии школьников, а также охарактеризованы основные методические приемы формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE PROBLEM OF FORMATION OF EXPRESSIVE READING IN PRIMARY SCHOOL AGE

In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a methodological substantiation of the problem of formation of expressive reading in primary school age is carried out. In the course of the research, the author of the article substantiates the role of reading in the development of schoolchildren, and also describes the main methodological methods for forming the skill of expressive reading in primary school children.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 371.3.

Кудусова Э.Э. студент Яяева А.М. доцент

кафедра начального образования ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова»

Россия, г. Симферополь МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы осуществлено методическое обоснование проблемы формирования выразительного чтения в младшем школьном возрасте. В ходе исследования автором статьи обоснована роль чтения в развитии школьников, а также охарактеризованы основные методические приемы формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: методика, чтение, навык, выразительное чтение, учащиеся начальной школы, младший школьник.

Kudusova E.

student at SBIRK "PILE" Fevzi Yakubov»

Aaea A.

associate Professor of primary education Department

Simferopol

METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE PROBLEM OF FORMATION OF EXPRESSIVE READING IN PRIMARY SCHOOL

AGE

Annotation.In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a methodological substantiation of the problem of formation of expressive reading in primary school age is carried out. In the course of the research, the author of the article substantiates the role of reading in the development of schoolchildren, and also describes the main methodological methods for forming the skill of expressive reading in primary school children.

Keywords: technique, reading, skill, expressive reading, elementary school students, Junior high school students.

Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.Д. Ушинского, Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, О.В. Кубасовой, Н.М. Соловьевой, Т.И. Кондратиной.

Методика выразительного чтения - раздел методики литературы, который тесно связан с методикой русского языка и занимается изучением: способов привлечения учеников к художественному слову; вооружению учащихся умением придерживаться основных требований логической и эмоциональной выразительности и интонационной системы[4].

В течение всех лет обучения учитель должен находить возможность для развития техники речи детей. Из методики выразительного чтения известны следующие рекомендации по овладению правильным дыханием. В частности, следует соблюдать следующие требования: дышать незаметно, бесшумно, глубоко вдыхать носом и ртом (в помещении); вдох делать во время мотивированной паузы; не переполнять легкие воздухом; незаметно пополнять воздушный запас до конца; спокойно, плавно, медленно выдыхать воздух; учитывать длину фразы, использовать запас воздуха экономно; во время пауз делать отбор[3].

Выразительное чтение должно быть органической частью и результатом глубокой проработки всех аспектов восприятия учащимися художественного произведения.

В начальных классах правильное интонирование текста вытекает из углубленного анализа прочитанного, воспитание у учащихся эстетических чувств, понимания эмоционального состояния действующих лиц, учета жанра произведения. В учебниках по чтению, начиная со 2 класса, почти к каждому произведению среди заданий представлены следующие:

- «Прочти определенно...». Данное задание содержит ориентиры, подсказывающие детям, как подготовиться к выразительному чтению произведения.

- Образцы заданий для отработки различных составляющих умения отчетливо читать: прочитай слова с разной интонацией; найди во втором абзаце предложение, выражающее удивление, прочитай его с соответствующей интонацией и др [2].

Организовывая слушания учащимися выразительного чтения своих товарищей, целесообразно использовать прием сопоставления различных вариантов звучания произведения. В 4 классе доступным является сопоставление таких вариантов чтения, которые показывают разное место логического ударения и передают разное отношение к описываемой события. Эффективным приемом в 3-4 классах является наблюдение учащихся за изменением передаче смысловых оттенков текста, в зависимости от развития сюжета, изменения настроения действующих лиц [2].

Подготовка учащихся к чтению в лицах имеет определенные особенности. Для формирования этого умения целесообразно подбирать хорошо структурированные тексты с диалогами и авторскими подсказками по выбору тона чтения, его эмоциональной окрашенности.

Умение младших школьников пользоваться паузой является

важнейшим признаком выразительности чтения. Для овладения этим умением рекомендуются такие виды заданий: наблюдения под руководством учителя по роли паузы в конце и в середине предложения; сопоставление вариантов чтения предложения, когда неправильное соблюдение пауз нарушает понимание содержания; нахождение предложения, после которого должна быть длинная пауза; нахождение предложения, перед которым надо остановиться; определение длительности паузы в конце стихотворной строки; указание пауз в передаче настроений героев, описании событий; разметка в пределах строфы или абзаца длительности пауз с учетом знаков препинания и эмоционального состояния действующих лиц; чтение произведения по цепочке, когда чтец заканчивает читать на длинных паузах [1].

В школах успешно используется методика хорового чтения стихов с движениями. Детям сложно отчетливо читать пейзажную лирику. Чтобы поэзия прошла сквозь чувства и разум ребенка, необходимо помочь ему осознать роль каждого слова в стихах, создать условия для активного восприятия и чтения. С этой целью целесообразно для подготовки выразительного чтения делить текст на мелкие смысловые части и разбирать каждую из них коллективно [1].

Формирование умения отчетливо читать предполагает определение логического ударения. Оно охватывает: распознавание учащимися на слух логических ударений в чтении чтеца; самостоятельное нахождение слов, которые следует прочитать с логическим ударением; чтение предложения так, чтобы слово с логическим ударением было ярко выделено интонационно; сопоставление цели высказывания с местом логического ударения в предложении [1].

Художественное произведение является основой урока чтения, организация работы с которым является сложным делом для каждого педагога. Это обусловлено тем, что в каждом классе в течение учебного года дети знакомятся с произведениями разными по жанру, по объему, сложности. Это в свою очередь требует от учителя творческого подхода к каждому уроку чтения.

Учитывая художественный жанр, возрастные индивидуальные особенности восприятия его учениками определенного возраста, учитель должен выбрать те виды работы над текстом, которые бы помогли понять прочитанное, представить, усвоить предметы и явления, картины в том порядке и полноте, как хотел того автор, посмотреть на вещи его глазами, мыслить его мыслями, переживать вместе с ним, то есть дать ребенку возможность проявить собственный эмоционально-эстетический отклик на изображенное, не захватывать ассоциативными наслоениями, которые могут привести к расстройству образно-эмоциональной структуры[1].

Разнообразная тематика текстов в книгах по литературному чтению представлена произведениями разных жанров: рассказами, стихами,

сказками, баснями, очерками, легендами, преданиями, малыми фольклорными формами. А потому у учеников нужно выработать умение работать с текстами произведений разных жанров.

Рассказы, представленные в книгах по литературному чтению для 24 классов, условно разделяют на две группы: рассказы, в которых действуют люди, и рассказы о природе и деятельности в ней людей. Первую из них при начальном ознакомлении с произведением стоит читать самому Учителю. Вторую - можно поручать самим учащимся, но не ранее, чем в 3 классе.

В зависимости от особенностей произведения, можно предложить ученикам задание на подготовку к выразительному чтению: различать знаки препинания, чтобы правильно интонировать; находить в тексте авторскую подсказку относительно тона чтения и силы ударения; выявлять внутреннее состояние персонажей, их переживания, настроение, состояние природы; учитывать жанровые особенности произведения; обращать внимание на слова, в которых повторяются звуки, определять, что они передают; выделять голосом слова, которые передают главную мысль, которые повторяются [2].

Формируя качества чтения, не стоит отдавать предпочтение какой-то одной из них. Здесь необходима тесная взаимосвязь. Осознанность зависит от правильности и выразительности чтения, правильность - от темпа и осознанности, выразительность - от осознанности, правильности, темпа.

Работу над выразительностью чтения можно начинать только тогда, когда в классе исчезнет послоговое чтение вообще, когда ошибки станут единичными, а темп чтения приблизится к темпу разговорной речи. В отчетливом чтении детей, кроме определения голосом знаков препинания, после работы с учителем выделяются и логические паузы, и ударения, молчаливое чтение улучшается. Значительно увеличивается скорость гласного чтения, а особенно молчаливого [4].

Скорость обеспечивает осознанность текста. Слишком быстрое и слишком медленное чтение мешает осознанию. При быстром чтении мозг ребенка не успевает схватить смысл в целом. А медленное чтение приводит к тому, что ученик забывает прочитанное, не может осознать предложение, весь текст, потому что части содержания выпадают из его памяти. Скорость есть, так сказать, служебной частью качеств чтения [4].

Выразительное чтение и речь учащихся в значительной степени отражает выразительность речи самого учителя. Умение учителя владеть своим голосом не заменит фоно-запись, потому выразительность его чтения - предпосылка интереса детей к внимательному, вдумчивому чтению. Известно, что младшие ученики очень чутко реагируют на модуляции голоса учителя, различая таким образом, что он одобряет, а что осуждает. Поэтому в обучении детей выразительному чтению должны органично сочетаться воспитательные возможности природного подражания учениками выразительной речи учителя с целенаправленным и

систематическим развитием у учащихся умения выразительно читать текст на основе его понимания[1].

Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализапроизведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.

Использованные источники:

1. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / О.В. Кубасова. - М.: Дело, 2011. - С. 144-148

2. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, В. Н. Новлянская. - М.: Знание, 2014. -224 с.

3. Маранцман, В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения / В. Г. Маранцман. - М.: Наука, 2011. - 185 с.

4. Рамзаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т. Г. Рамзаева, М. П. Воюшина и др. - М.: Высшая школа, 2013. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.