Научная статья на тему 'Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности'

Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRESCHOOL CHILDREN / PHYSICAL EXERCISES / KNOWLEDGE FORMATION / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Светлана Октавьевна, Рогачева Татьяна Ивановна, Панова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается целесообразность и возможность формирования у дошкольников знаний в области физической культуры с целью активизации познавательной активности. Приведены основные положения программы «Умные движения» и обсуждаются результаты экспериментальной работы по ее реализации в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Светлана Октавьевна, Рогачева Татьяна Ивановна, Панова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of knowledge in the field of physical education among the preschool children as means of activation of their cognitive activity

This article discusses the reasonability and feasibility of forming among the pre-school children the knowledge in the field of physical education in order to enhance their cognitive activity. The basic provisions of the program «Clever movements» have been presented and the results of experimental work on its implementation in the preschool institution have been discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности»

которые характеризуют дыхательные возможности организма спортсменов и энерготраты. Третий из выделенных факторов в этой группе показателей имеет вклад 16,96% в обобщенной дисперсии выборки. В его состав вошли модифицированные показатели (упр. 10-13, см. табл. 1). На четвертый из выделенных факторов приходится 13,03% вклада в обобщенную дисперсию выборки. Это номера 14-15 (см. табл. 1).

ВЫВОДЫ

Выявленная взаимосвязь между дыхательными упражнениями и спортивным результатом, а также факторная структура специальной подготовленности и спортивных результатов позволили определить пути повышения эффективности учебнотренировочного процесса в бесснежном периоде.

Применяя различные регламентированные режимы дыхания в учебнотренировочном процессе резко возрастают границы возможностей дыхательной системы организма и опосредованно положительно влияют на спортивно-технические результаты. Так при ЧСС 170±5 уд/мин и стрельбе лежа по установкам, погрешности стрельбы (штраф) составил 2 мин. на 20 выстрелов. При стрельбе стоя и ЧСС 160±5 уд/мин (штраф) составил 3 мин. что говорит о неограниченных возможностях применения дыхательных упражнений в биатлоне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии / Е.П. Ильин ; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л. : [б.и.], 1981. - 83 с.

2. Козлов, И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений / И.М. Козлов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 141 с.

3. Милодан, В.А. Влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Милодан В.А. - СПб., 2008.

- 23 с.

4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

5. Попов, Г.И. Биомеханика / Г.И. Попов. - М. : Академия, 2005. - 256 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 373.2.01

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Татьяна Ивановна Рогачева, заведующая,

Татьяна Николаевна Панова, воспитатель,

Государственное дошкольное образовательное учреждение № 6 Приморского района,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается целесообразность и возможность формирования у дошкольников знаний в области физической культуры с целью активизации познавательной активности. Приведены основные положения программы «Умные движения» и обсуждаются результаты экспериментальной работы по ее реализации в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: дошкольники, занятия физическими упражнениями, формирование знаний, активизация познавательной деятельности.

FORMATION OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AMONG THE PRESCHOOL CHILDREN AS MEANS OF ACTIVATION OF THEIR

COGNITIVE ACTIVITY

Svetlana Oktavevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg Tatyana Ivanovna Rogatchyova, the manager,

Tatyana Nikolaevna Panova, the tutor,

The State Preschool Educational Institution No. 6 Primorsky district of St.-Petersburg

Annotation

This article discusses the reasonability and feasibility of forming among the pre-school children the knowledge in the field of physical education in order to enhance their cognitive activity. The basic provisions of the program «Clever movements» have been presented and the results of experimental work on its implementation in the preschool institution have been discussed.

Keywords: preschool children, physical exercises, knowledge formation, activation of cognitive

activity.

ВВЕДЕНИЕ

В современном дошкольном учреждении значительно возрос объем информации, которая предлагается ребенку. Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира с ее многообразными связями.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, показали, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность [2].

Усвоение ребенком в полной мере информации, которая дается в современном дошкольном учреждении, возможно только при интеграции знаний и использовании межпредметных связей. Интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности дает возможность на занятиях физическими упражнениями эффективно решать задачи интеллектуального, творческого развития ребенка.

О связи умственного и физического воспитания педагоги говорят давно. Так, например, в исследовании Г.А. Каданцевой [4] было показано, что среди дошкольников, имеющих низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризуются низким уровнем познавательной активности. В то же время, среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях в подавляющем большинстве случаев можно встретиться с занятиями по физической культуре, связанными доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Еще П.Ф. Лесгафт [5 : С. 289] говорил: «Ни тот или другой язык не должен в школе изучаться ради знания языка, ни география, история или математика не должны изучаться только для усвоения фактов и приемов, излагаемых в этих пределах, - все это изучается только в целях приобретения умения из ряда фактов вырабатывать общие положения, истины, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Точно так же необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. - не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжи-

тельностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой».

Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся [8,9].

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З.И. Нестерова [6]. В дальнейшем многие исследователи указывали, что формирование интереса к физической культуре вообще и к определенному виду спорта в частности начинается еще в дошкольном возрасте, и содействуют этому окружающие взрослые: родители, воспитатели, старшие сестры и братья [1,7]. В современных исследованиях авторы предлагают для повышения интереса детей к освоению знаний использовать информационные технологии [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе вышесказанного, была разработана программа «Умные движения». Программа «Умные движения» имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее восьми учебных тем по признаку однородности их содержания (табл.).

Учебная работа по программе «Умные движения» предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы занятий.

Изложение с первой по шестую темы имеет общую схему. В начале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему. В течение всего месяца руководитель физического воспитания закрепляет пройденный материал на каждом физкультурном занятии, связывая его с запланированной двигательной деятельностью.

Придавая большое значение формированию знаний дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, мы, тем не менее, считаем, что на физкультурных занятиях первое место должна занимать двигательная деятельность. Именно поэтому теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы.

Седьмая тема является обобщающей. Поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям самим рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. Руководитель физического воспитания на физкультурных занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры. Материал, вошедший в тему «Веселая физкультура», используется для организации физкультурных досугов, праздников, а также для самостоятельной деятельности детей, как в группе, так и в качестве домашних заданий.

Для определения эффективности занятий по программе «Умные движения» был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие дети двух старших групп. В экспериментальной группе (19 чел.) была реализована программа «Умные движения». В фоновой группе (21 чел.) фиксировался процесс формирования у дошкольников знаний в области физической культуры, происходящий стихийно в процессе их

развития.

Таблица

_________________Распределение тем в программе «Умные движения»_________________________

№ Группа тем Содержание Методические указания

1. История физической культуры История различных видов спорта, история олимпийских игр Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т.п.)

2. Организм человека Строение и функционирование организма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочек Особое внимание следует обратить на функционирование организма детей на физическую нагрузку (как усиливается дыхание, как работает сердце и т.п.)

3. Основы личной гигиены Гигиена занятий физическими упражнениями Темы направлены на приучение детей к использованию таких средств физической культуры, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы, а также соблюдению на занятиях гигиенических требований (одежда, обувь и т.п.).

4. Физические упражнения Физические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениями При освоении этих тем происходит не только знакомство с различными упражнениями и физкультурным инвентарем, но и объяснение на доступном для детей уровне их предназначения и различий

5. Охрана здоровья Правила безопасности при выполнении физических упражнений В этой группе тем собраны материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

6. Растим человека Знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения и как их нужно делать, для того чтобы быть не только здоровым, но красивым, веселым и иметь много друзей.

7. Играем сами Самостоятельное моделирование ребенком деятельности, основанной на полученных ранее знаниях Эти занятия являются обобщающими и призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности.

8. Веселая физкультура Закрепление знаний, полученных ребенком в образовательном и воспитательном процессе Темы предназначены для организации рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры)

Оценка проводилась по разработанной нами шкале и предполагала определение уровня сформированное™ знаний детей (низкий, средний, высокий) по следующим параметрам: 1) могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта; 2) знают основные системы организма, их предназначение, изменение функционирования в процессе занятий физическими упражнениями; 3) имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражнения; 4) соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями; 5) могут в общих чертах охарактеризовать значение физической культуры; 6) знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования; 7) могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, организовать подвижную игру.

До эксперимента результаты знаний детей экспериментальной и фоновой группы практически не имели различий (экспериментальная группа: низкий - 52,6%, средний -26,3%, высокий - 21,1%; фоновая группа: низкий - 52,3%, средний - 28,6%, высокий -

19,1%).

По окончанию эксперимента результаты детей фоновой группы изменились незначительно. Количество детей с низким уровнем знаний уменьшилось до 47,6%, а количество детей с высоким уровнем выросло до 28,8%.

В то же время, в экспериментальной группе наблюдалось значительное увеличение детей с высоким уровнем сформированности знаний (57,9%), в то время как количество детей с низким уровнем значительно уменьшилось - до 15,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы значительно повысился интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети стали интересоваться спортивными соревнованиями, проходившими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники не только могли назвать имена чемпионов, но и понимали, за что они удостоены такого высокого звания. Сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой; в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного образования.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

фоновая группа экспериментальная группа □ низкий □ средний □ высокий

Рис. Результаты оценки уровня сформированности знаний после педагогического эксперимента у детей фоновой и экспериментальной групп

ЛИТЕРАТУРА

1. Банку, Т. А. Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Банку Т. А. - Хабаровск, 2000. - 22 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 321 с.

3. Гурьев, С.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами физического воспитания / С.В. Гурьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 2 (60). - С. 48-53.

4. Каданцева, Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания : дис. . канд. пед. наук / Каданцева Г.А. - М., 1994. - 181 с.

5. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 1987. -359 с.

6. Нестерова, З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - C. 34-37.

7. Перекопская, М.А. Педагогические условия формирования интереса у дошкольников к занятиям спортом (карате) : дис. ... канд. пед. наук / Перекопская М.А. -Челябинск, 2002. - 180 с.

8. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников : дис. ... д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2002. - 495 с.

9. Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 21-27.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378.147

КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Кристина Вячеславовна Хорошун, аспирант,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание модели квалиметрической оценки электронных образовательных ресурсов как неотъемлемой составляющей систем дистанционного обучения.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, дистанционное обучение, квалиметрическая оценка.

EDUCATIONAL RESOURCES QUALITY EVALUATION

Anatoly Iosifovich Chernyh, the doctor of pedagogical sciences,

candidate of technical sciences, senior lecturer, pro-rector in teaching work,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Christina Vjacheslavovna Horoshun, the post-graduate student,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences,

Kuban State Technological University,Krasnodar

Annotation

The purpose of this article was elaborating the model of electronic educational resources quality evaluation as an integrated part of e-learning systems.

Keywords: educational resources, e-learning, quality evaluation.

В современном мире неуклонно повышается популярность дистанционного обучения [2,3], которое немыслимо без электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР

- учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный цикл обучения. Основные формы ЭОР - сайты дистанционного обучения и учебно-информационные комплексы.

В условиях информатизации образования разработка ЭОР превращается в индустрию. Отсюда вытекает необходимость объективной (независимой от личности эксперта) и всесторонней (комплексной) количественной оценки качества ЭОР, его пригодности для внедрения в образовательный процесс. Несмотря на актуальность экспертизы ЭОР, квалиметрический оценке ЭОР уделяют недостаточное внимание. Слабая разработанность методов количественной оценки ЭОР не стимулирует разработчиков к разработке высококачественного обеспечения образовательного процесса, отвечающего со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.