Научная статья на тему 'Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования'

Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Э. А.

В статье впервые познавательный интерес рассматривается в связи с общей способностью учиться. Автором обозначен подход к рассмотрению познавательного интереса в составе общей способности учиться как интегративного психического образования, представлены теоретические позиции автора относительно оптимизации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в целях формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Interest Formation among Children of Preschool Age as Integrative Psychic Formation

The novelty of the research materials' contents stated in the article is linked upon with the idea that for the first time the cognitive interest is considered in the connection with the general ability to learn. Moreover, the author determines an approach to consideration of a cognitive interest forming an integral part of the general ability to learn as integrative psychic formation. The article also presents the author's theoretical viewpoints concerning optimization of pedagogical and educational process at preschool institution with in order to form cognitive interest among children of 6-7 years old.

Текст научной работы на тему «Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования»

ПРИМЕЧАНИЯ

ятельности субъекта развивает выдвинутое отечественными психологами положение о подражании как пути культурного развития ребенка. Изменения в подражании сконцентрированы на начальных этапах становления новой ведущей деятельности и представляют ориентировочный этап в ее развитии, что формирует, усиливает и направляет становление образа как психологической категории личности дошкольника.

1 См.: Леонтьев А. Н. Основные процессы психической жизни / А, Н. Леонтьев II Философия психологии. М., 1994.

1 См.: Комарова Т. С. Воспитатель детского сада. Каким он: должен быть / Т. С. Комарова // Дошк. воспитание. 1990. № 3.

3 См.: Лисина М. И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника/ М. И. Лисина // Дошк. воспитание. 1994. № 3. С. 41.

Поступила 18.01.06.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э. А. Баранова, доцент кафедры возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета

им. И. Я. Яковлева

В статье впервые познавательный интерес рассматривается в связи с общей способностью учиться. Автором обозначен подход к рассмотрению познавательного интереса в составе общей способности учиться как интегративного психического образования, представлены теоретические позиции автора относительно оптимизации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в целях формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет.

Познавательный интерес, зарождаясь и укрепляясь на самых ранних этапах онтогенеза, продолжает логику своего развития далеко за пределами детского возраста. Важным для этого процесса является дошкольное детство, так как именно данный период возрастного развития в связи с формирующейся субъектной познавательной активностью обеспечивает существенный вклад в формирование основ мироощущения, мировосприятия ребенка, фундамента многих личностных качеств, а следовательно и познавательного интереса. В то же время стихийное развитие указанной сферы психики не приводит к достижению такого ее уровня, который позволил бы детям дошкольного возраста в перспективе выступать в качестве полноценных субъектов учебной деятельности и который можно было бы считать необходимым и достаточным для успешного учения в начальной школе.

Основные причины подобного положения, на наш взгляд, кроются в несовершенстве организации педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, что обусловлено фактическим отсутствием в детской психологии подхода к целенаправленному формированию познавательного интереса как интегративного образования с учетом его психологического строения.

В нашем исследовании мы рассматривали познавательный интерес в связи с формирующейся у детей общей способностью к учению. В таком понимании узловым для нас стало положение У. В. Ульенковой о структурной организации общей способности к учению. Как важнейший компонент этой способности выступает интеллектуальная составляющая, включающая свойства ума как многоуровневый сплав качественных особенностей собственно мышления (мыслительных операций). Немаловажное зна-

© 3. А. Баранова, 2006

чение имеют и положительное отношение к интеллектуальной деятельности, и привычные способы самоконтроля и самооценки на всех ее этапах.

Познавательный интерес в структуре общей способности к учению, определяя положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъектности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций:

— побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности;

— организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение хода и результата деятельности;

— стимулирующую, поддерживающую активацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения'

— направляющую, детерминирующую устремленность на умственную деятельность;

— регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития).

Таким образом, отправной точкой для определения общего замысла создания системы формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет стало его понимание в структуре общей способности к учению как интегративного (эмоционально-интеллектуально-деятельностного) психического образования, выражающего субъектное эмоционально положительное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности.

В данном контексте оптимизация процесса формирования познавательного

интереса в составе общей способности к учению требует реализации особого механизма, который учитывал бы психологическое строение указанной сферы и в то же время влиял на все стороны вос-питательно-образовательного процесса (содержание, методы и приемы, формы). Таким механизмом, с нашей точки зрения, является единая система психолого-педагогических условий, предусматривающая становление ребенка как субъекта познания во всех направлениях овладения им познавательной деятельностью. Теоретическую основу создания такой системы составляют принципы; субъектности, предполагающий обеспечение развития способности ребенка быть субъектом деятельности; целостности, выражающий требование возбуждения всех форм существования и проявления единого отношения (эмоциональной, практически-действенной и рефлексивно-оценочной); диалогизации педагогического процесса, проявляющийся в установлении субъект-субъек-тных отношений в системах «взрослый— ребенок» и «ребенок—ребенок» и в применении форм сотрудничества, отражающих их динамику в процессе формирования детской субъектности; единства познания и практики; учета психовозрастных и индивидуальных психологических особенностей развития детей.

Указанную выше систему образуют следующие психолого-педагогические условия.

1. В качестве центрального, стержневого, условия мы рассматриваем формирование познавательного интереса у 6—7-летних детей через основные структурные составляющие общей способности к учению: мотивационную, интеллектуальную и регулирующую. Такой подход нам представляется наиболее продуктивным, поскольку позволяет решить стоящую задачу комплексно, одновременным воздействием на все стороны познавательного интереса: мотивацию на познавательную задачу, активность в освоении и применении

конструктивных поисковых действии, саморегуляцию в процессе поиска в движении к позитивному результату, отношение к его получению и к процессу решения задачи. Как мы полагали, именно в этом суммарном влиянии на совершенствование указанных сфер психики собственно и состоит наиболее эффективный механизм формирования познавательного интереса у ребенка 6—7 лет, образующий пространство его становления как субъекта осуществляемой им познавательной деятельности. Данный механизм воздействия нам видится как узловой в оптимизации психолого-педаго-гических условий формирования познавательного интереса.

2. Реализация обозначенного механизма предполагает опору на развитие субъектности ребенка в познавательной деятельности. Повышение субъектности имеет целью овладение основными структурными компонентами этой деятельности, происходящее при непосредственном участии взрослого. Очевидно, что возрастает роль педагогических факторов в ее становлении. Отсюда следующим условием является построение содержательно-организационного аспекта педагогического процесса в соответствии с логикой развития субъектности в познавательной деятельности, что предусматривает специальную актуализацию и усиление субъектного потенциала 6—7-летних детей в процессе этой деятельности. Одновременно данное условие выступает в качестве механизма «взращивания», развития субъектности ребенка данного возраста.

3. Учитывая специфическую процес-суальность хода становления субъектности ребенка в познавательной деятельности, мы полагали, что ее формирование должно иметь поэтапную, ступенчатую, реализацию, предусматривающую движение от стимуляции непосредственно побуждающих мотивов к актуализации интеллектуально побуждающих мотивов.

4. Проявление субъектности ребенка в деятельности предполагает наличие возможностей для самостоятельной, автономной, ее реализации. Необходимым условием для этого выступает насыщение предметно-средового пространства а в т од и д акт и ч ее ким и материалами для осуществления самостоятельной интеллектуальной и познавательной деятельности.

5. В прямой связи с вышеобозначен-ными нам видится следующее условие — единство, целостная неразде-лимость специфических и неспецифических путей воздействия. Специфические пути воздействия обеспечивают непосредственное, прямое, влияние на формирование у ребенка всех компонентов познавательной деятельности, обусловливая тем самым становление его как субъекта этой деятельности. Неспецифические, способствуя укреплению положительной оценки себя, уверенности в своих возможностях, смещению фокуса центрирования с собственных психологических проблем к устремленности на позитивное вхождение в коллектив группы, одновременно создают и перспективы роста активности в познании окружающего мира.

6. Возможности результативного воплощения специфических и неспецифических путей обеспечиваются организацией субъект-субъектпого взаимодействия между педагогом и детьми. Лишь такой подход позволяет видеть в ребенке не «объект» приложения усилий со стороны педагога, а «субъекта», и не только собственной деятельности, но и всего педагогического процесса в целом.

7. Продуктивность реализации программы формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению должна быть обеспечена соответствующей психологической поддержкой формирования данной сферы психики, учитывающей индивидуальные варианты ее развития, характерные психологические особенности членов группы и специфические психологические

особенности личности конкретных воспитанников.

8. Вышеобозначенное условие порождает необходимость слаженного, тесного профессионального сотрудничества педагога группы и практического психолога в едином образовательном процессе, в реальной практике фактически отсутствующего.

Вычлененные теоретические принципы и организационные условия их реализации позволили определить ведущие направления оптимизации процесса формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей 7-го года жизни в условиях детского сада:

1) совершенствование образовательного процесса (психолого-педагогическое направление);

2) организация психологической помощи детям, имеющим отставание в развитии познавательного интереса, нивелирование негативных факторов влияния на процесс его формирования (психокоррекционное направление).

Реализация первого направления в ходе проведенного нами исследования предполагала внесение коррективов в воспитательно-образовательный процесс на уровне содержания, методов, форм и моделей организации познавательной деятельности в разных блоках педагогического процесса (организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности). Второе направление нашло свое воплощение в специальном психологическом блоке нашей экспериментальной программы и предусматривало конструирование системы мер психологической поддержки, нацеленной на развитие познавательного интереса у детей 7-го года жизни в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Рамки статьи не позволяют в целостном объеме представить итоги апробации обозначенных условий, однако заметим, что результативность реализации разработанной нами экспериментальной программы формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет оказалась достаточно высокой: позитивные изменения произошли в направленности их мотивации, операционно-технических возможностях поисковой деятельности, в регуляции собственной познавательной деятельности.

Динамика формирования познавательного интереса в составе общей способности к учению отражает внутренние условия становления ребенка 6—7 лет как субъекта познавательной деятельности: он внутренне мотивирован на такую деятельность, владеет доступными в этом возрасте средствами и способами получения знаний об окружающей действительности и способен самостоятельно организовать собственную поисковую деятельность в этом направлении.

Эксперимент показал, что формирование познавательного интереса идет достаточно равномерно по всем компонентам, происходит в целом относительно легко и плодотворно. Это дает основания для утверждения, что старший дошкольный возраст характеризуется наличием внутренних факторов, обеспечивающих развитие познавательного интереса, созревание которых находится в зоне ближайшего развития. Своевременная реализация адекватных путей и средств психолого-педагогического воздействия может вызвать к жизни надлежащие психические функции, из чего следует, что данное психологическое качество выступает психическим новообразованием рассматриваемого возраста.

Поступила 15.05.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.