ПРИМЕЧАНИЯ
ятельности субъекта развивает выдвинутое отечественными психологами положение о подражании как пути культурного развития ребенка. Изменения в подражании сконцентрированы на начальных этапах становления новой ведущей деятельности и представляют ориентировочный этап в ее развитии, что формирует, усиливает и направляет становление образа как психологической категории личности дошкольника.
1 См.: Леонтьев А. Н. Основные процессы психической жизни / А, Н. Леонтьев II Философия психологии. М., 1994.
1 См.: Комарова Т. С. Воспитатель детского сада. Каким он: должен быть / Т. С. Комарова // Дошк. воспитание. 1990. № 3.
3 См.: Лисина М. И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника/ М. И. Лисина // Дошк. воспитание. 1994. № 3. С. 41.
Поступила 18.01.06.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э. А. Баранова, доцент кафедры возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета
им. И. Я. Яковлева
В статье впервые познавательный интерес рассматривается в связи с общей способностью учиться. Автором обозначен подход к рассмотрению познавательного интереса в составе общей способности учиться как интегративного психического образования, представлены теоретические позиции автора относительно оптимизации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в целях формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет.
Познавательный интерес, зарождаясь и укрепляясь на самых ранних этапах онтогенеза, продолжает логику своего развития далеко за пределами детского возраста. Важным для этого процесса является дошкольное детство, так как именно данный период возрастного развития в связи с формирующейся субъектной познавательной активностью обеспечивает существенный вклад в формирование основ мироощущения, мировосприятия ребенка, фундамента многих личностных качеств, а следовательно и познавательного интереса. В то же время стихийное развитие указанной сферы психики не приводит к достижению такого ее уровня, который позволил бы детям дошкольного возраста в перспективе выступать в качестве полноценных субъектов учебной деятельности и который можно было бы считать необходимым и достаточным для успешного учения в начальной школе.
Основные причины подобного положения, на наш взгляд, кроются в несовершенстве организации педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, что обусловлено фактическим отсутствием в детской психологии подхода к целенаправленному формированию познавательного интереса как интегративного образования с учетом его психологического строения.
В нашем исследовании мы рассматривали познавательный интерес в связи с формирующейся у детей общей способностью к учению. В таком понимании узловым для нас стало положение У. В. Ульенковой о структурной организации общей способности к учению. Как важнейший компонент этой способности выступает интеллектуальная составляющая, включающая свойства ума как многоуровневый сплав качественных особенностей собственно мышления (мыслительных операций). Немаловажное зна-
© 3. А. Баранова, 2006
чение имеют и положительное отношение к интеллектуальной деятельности, и привычные способы самоконтроля и самооценки на всех ее этапах.
Познавательный интерес в структуре общей способности к учению, определяя положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъектности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций:
— побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности;
— организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение хода и результата деятельности;
— стимулирующую, поддерживающую активацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения'
— направляющую, детерминирующую устремленность на умственную деятельность;
— регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития).
Таким образом, отправной точкой для определения общего замысла создания системы формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет стало его понимание в структуре общей способности к учению как интегративного (эмоционально-интеллектуально-деятельностного) психического образования, выражающего субъектное эмоционально положительное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности.
В данном контексте оптимизация процесса формирования познавательного
интереса в составе общей способности к учению требует реализации особого механизма, который учитывал бы психологическое строение указанной сферы и в то же время влиял на все стороны вос-питательно-образовательного процесса (содержание, методы и приемы, формы). Таким механизмом, с нашей точки зрения, является единая система психолого-педагогических условий, предусматривающая становление ребенка как субъекта познания во всех направлениях овладения им познавательной деятельностью. Теоретическую основу создания такой системы составляют принципы; субъектности, предполагающий обеспечение развития способности ребенка быть субъектом деятельности; целостности, выражающий требование возбуждения всех форм существования и проявления единого отношения (эмоциональной, практически-действенной и рефлексивно-оценочной); диалогизации педагогического процесса, проявляющийся в установлении субъект-субъек-тных отношений в системах «взрослый— ребенок» и «ребенок—ребенок» и в применении форм сотрудничества, отражающих их динамику в процессе формирования детской субъектности; единства познания и практики; учета психовозрастных и индивидуальных психологических особенностей развития детей.
Указанную выше систему образуют следующие психолого-педагогические условия.
1. В качестве центрального, стержневого, условия мы рассматриваем формирование познавательного интереса у 6—7-летних детей через основные структурные составляющие общей способности к учению: мотивационную, интеллектуальную и регулирующую. Такой подход нам представляется наиболее продуктивным, поскольку позволяет решить стоящую задачу комплексно, одновременным воздействием на все стороны познавательного интереса: мотивацию на познавательную задачу, активность в освоении и применении
конструктивных поисковых действии, саморегуляцию в процессе поиска в движении к позитивному результату, отношение к его получению и к процессу решения задачи. Как мы полагали, именно в этом суммарном влиянии на совершенствование указанных сфер психики собственно и состоит наиболее эффективный механизм формирования познавательного интереса у ребенка 6—7 лет, образующий пространство его становления как субъекта осуществляемой им познавательной деятельности. Данный механизм воздействия нам видится как узловой в оптимизации психолого-педаго-гических условий формирования познавательного интереса.
2. Реализация обозначенного механизма предполагает опору на развитие субъектности ребенка в познавательной деятельности. Повышение субъектности имеет целью овладение основными структурными компонентами этой деятельности, происходящее при непосредственном участии взрослого. Очевидно, что возрастает роль педагогических факторов в ее становлении. Отсюда следующим условием является построение содержательно-организационного аспекта педагогического процесса в соответствии с логикой развития субъектности в познавательной деятельности, что предусматривает специальную актуализацию и усиление субъектного потенциала 6—7-летних детей в процессе этой деятельности. Одновременно данное условие выступает в качестве механизма «взращивания», развития субъектности ребенка данного возраста.
3. Учитывая специфическую процес-суальность хода становления субъектности ребенка в познавательной деятельности, мы полагали, что ее формирование должно иметь поэтапную, ступенчатую, реализацию, предусматривающую движение от стимуляции непосредственно побуждающих мотивов к актуализации интеллектуально побуждающих мотивов.
4. Проявление субъектности ребенка в деятельности предполагает наличие возможностей для самостоятельной, автономной, ее реализации. Необходимым условием для этого выступает насыщение предметно-средового пространства а в т од и д акт и ч ее ким и материалами для осуществления самостоятельной интеллектуальной и познавательной деятельности.
5. В прямой связи с вышеобозначен-ными нам видится следующее условие — единство, целостная неразде-лимость специфических и неспецифических путей воздействия. Специфические пути воздействия обеспечивают непосредственное, прямое, влияние на формирование у ребенка всех компонентов познавательной деятельности, обусловливая тем самым становление его как субъекта этой деятельности. Неспецифические, способствуя укреплению положительной оценки себя, уверенности в своих возможностях, смещению фокуса центрирования с собственных психологических проблем к устремленности на позитивное вхождение в коллектив группы, одновременно создают и перспективы роста активности в познании окружающего мира.
6. Возможности результативного воплощения специфических и неспецифических путей обеспечиваются организацией субъект-субъектпого взаимодействия между педагогом и детьми. Лишь такой подход позволяет видеть в ребенке не «объект» приложения усилий со стороны педагога, а «субъекта», и не только собственной деятельности, но и всего педагогического процесса в целом.
7. Продуктивность реализации программы формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению должна быть обеспечена соответствующей психологической поддержкой формирования данной сферы психики, учитывающей индивидуальные варианты ее развития, характерные психологические особенности членов группы и специфические психологические
особенности личности конкретных воспитанников.
8. Вышеобозначенное условие порождает необходимость слаженного, тесного профессионального сотрудничества педагога группы и практического психолога в едином образовательном процессе, в реальной практике фактически отсутствующего.
Вычлененные теоретические принципы и организационные условия их реализации позволили определить ведущие направления оптимизации процесса формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей 7-го года жизни в условиях детского сада:
1) совершенствование образовательного процесса (психолого-педагогическое направление);
2) организация психологической помощи детям, имеющим отставание в развитии познавательного интереса, нивелирование негативных факторов влияния на процесс его формирования (психокоррекционное направление).
Реализация первого направления в ходе проведенного нами исследования предполагала внесение коррективов в воспитательно-образовательный процесс на уровне содержания, методов, форм и моделей организации познавательной деятельности в разных блоках педагогического процесса (организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности). Второе направление нашло свое воплощение в специальном психологическом блоке нашей экспериментальной программы и предусматривало конструирование системы мер психологической поддержки, нацеленной на развитие познавательного интереса у детей 7-го года жизни в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Рамки статьи не позволяют в целостном объеме представить итоги апробации обозначенных условий, однако заметим, что результативность реализации разработанной нами экспериментальной программы формирования познавательного интереса у детей 6—7 лет оказалась достаточно высокой: позитивные изменения произошли в направленности их мотивации, операционно-технических возможностях поисковой деятельности, в регуляции собственной познавательной деятельности.
Динамика формирования познавательного интереса в составе общей способности к учению отражает внутренние условия становления ребенка 6—7 лет как субъекта познавательной деятельности: он внутренне мотивирован на такую деятельность, владеет доступными в этом возрасте средствами и способами получения знаний об окружающей действительности и способен самостоятельно организовать собственную поисковую деятельность в этом направлении.
Эксперимент показал, что формирование познавательного интереса идет достаточно равномерно по всем компонентам, происходит в целом относительно легко и плодотворно. Это дает основания для утверждения, что старший дошкольный возраст характеризуется наличием внутренних факторов, обеспечивающих развитие познавательного интереса, созревание которых находится в зоне ближайшего развития. Своевременная реализация адекватных путей и средств психолого-педагогического воздействия может вызвать к жизни надлежащие психические функции, из чего следует, что данное психологическое качество выступает психическим новообразованием рассматриваемого возраста.
Поступила 15.05.06.