Научная статья на тему 'Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в пространстве экономических ценностей'

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в пространстве экономических ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL QUALITIES OF THE PERSON / ECONOMIC EDUCATION / VALUEORIENTATIONS / PRODUCTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Оксана Александровна

Рассматривается проблема формирования нравственных ориентиров в процессе экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в пространстве детского дошкольного учреждения и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL GUIDANCE IN THE SPACEOF ECONOMIC VALUES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The problem of forming moral guidelines in the process of economic education in children of senior preschool age in the space of a preschool institution and family is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных ориентиров в пространстве экономических ценностей»

УДК 373.034

Гладкова Оксана Александровна

аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: filatowa@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Oksana A. Gladkova

Postgraduate Student of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mailfilatowa@pspu.ru

FORMATION OF MORAL GUIDANCE IN THE SPACE

OF ECONOMIC VALUES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация. Рассматривается проблема формирования нравственных ориентиров в процессе экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в пространстве детского дошкольного учреждения и семьи.

Ключевые слова: нравственные качества личности, экономическое воспитание, ценностные ориентации, продуктивная деятельность.

Abstract. The problem of forming moral guidelines in the process of economic education in children of senior preschool age in the space of a preschool institution and family is considered.

Key words: moral qualities of the person, economic education, value orientations, productive activity.

Экономические и политические преобразования в России и во всем мире, а также стремления каждого человека к благополучию привели общество к тому, что каждый гражданин должен разбираться в элементарных финансовых предложениях и услугах. Низкий уровень знаний в области экономической

© Гладкова О.А., 2019

грамотности приводит к отрицательным последствиям как для потребителя финансовых услуг, так и для государства и общества в целом.

Реальная действительность наглядно демонстрирует, что «в условиях «коммерческого» образа жизни окружающую предметную среду, уклад экономических отношений между людьми нельзя рассматривать как образец экономического воспитания, формирования экономического образа мышления, а в целом - становления ценностных ориентаций молодого поколения» [2]. В современном обществе пропагандируются меркантильные ценности: как добиться успеха, достигнуть карьерных высот, быть конкурентоспособным, рациональным, прагматичным. Молодое поколение все чаще нормы справедливости и честности подменяет эгоизмом, вседозволенностью, желанием разбогатеть любой ценой.

Для обеспечения финансовой безопасности, финансовой независимости, а также во избежание многих ошибок во время взросления необходимо формировать у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, знания и навыки в области экономики. Экономические условия современного мира свидетельствуют о необходимости воспитания у детей трудолюбия, нравственности, самостоятельности, гуманности и деловитости. Заложенные с детского возраста морально-нравственные принципы будут являться основой для дальнейшего школьного и профессионального образования.

Проблема повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста является весьма актуальной. Экономическое воспитание является одним из разделов дошкольной педагогики и практики работы дошкольных образовательных организаций. Традиционно оно рассматривается как специально организованный процесс, формирующий бережное отношение к окружающему миру ценностей. В соответствии с его содержанием необходимо научить детей уважительно относиться к людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги; дети должны понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, на элементарном уровне освоить понятия «труд — товар — деньги». Привычка беречь природные богатства должна воспитываться у детей с ранних лет; важно им объяснить и такие понятия, как «рациональное ведение домашнего хозяйства», «экономия сбережений», «грамотное использование средств».

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» [3].

С раннего возраста у детей формируются нравственные понятия, которые составляют основу для развития гуманных взаимоотношений. То, насколько

взрослые искренне относятся друг другу, к окружающим предметам, является примером для формирования у детей такого же отношения к этим людям и предметам, проявляясь в соответствующих нравственно направленных чувствах, активном желании оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Дети дошкольного возраста осваивают широкий спектр представлений о нравственности, экономике, но в поступках это зачастую не находит отражения. Поскольку их опыт, как экономический, так и нравственный, небольшой, то родители совместно с воспитателями должны создавать ситуации, которые способствовали бы его обогащению, формированию нравственно-экономических привычек. Изучая проблемы технологического сопровождения педагогического процесса, А.С. Белкин отмечал: «нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» [1].

В процессе морального выбора и повседневной деятельности ребенка формируются его нравственные взгляды, убеждения, поведение. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает понимание, что моральные нормы играют важную роль во взаимоотношениях между людьми. Дети проявляют интерес к истории возникновения правил поведения, осознают и принимают их, а также требовательно относятся к их соблюдению в реальной жизни.

Одним из эффективных способов формирования первоначальных нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экономического воспитания является привлечение их к обсуждению ситуаций, когда человека ставят перед нравственным выбором, так называемой «воображаемой моральной дилеммой». В данных ситуациях явно проявляются экономически значимые качества личности, на которые необходимо обратить внимание детей.

Л. Кольберг, изучавший отношение детей к моральным дилеммам, сделал такие же выводы. В эксперименте, который он проводил, ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, но не был ее участником. Он мог оценить ситуацию человека, который следовал нормам морали, но это вызывало конфликт с окружающими людьми, противоречило их интересам. Дети должны были выразить положительное или отрицательное отношение к данному поступку человека. В результате исследования выяснилось, что для ребенка дошкольного возраста отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость -это значит «вести себя правильно».

Экономическое и нравственное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием молодого поколения. Исследователи А.Д. Шатова и И.А. Сасова отмечают, что в дошкольном возрасте связь этих разделов воспитания намного теснее. «Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами» [6].

Начиная со старшего дошкольного возраста у детей формируется представление о различных профессиях: врач, учитель, продавец и т. д. Задача родителей и воспитателей - дать понимание детям о труде взрослых, о его пользе, ценности и воспитывающей роли.

Труд взрослых имеет экономическую основу. Человек должен рационально относиться к ресурсам, из которых производят вещи, знать методы и способы их изготовления, использовать вещи по назначению, бережно относиться к ним.

В детском дошкольном учреждении детей знакомят с различными видами труда, результатами которых они пользуются. Ребенок должен понять, что материалы, инструменты, продукты труда производятся людьми различных профессий; как потребитель, так и производитель пользуется результатами труда. В совместной работе со взрослыми дети старшего дошкольного возраста осваивают цепочку связей в производстве товара, представляют его «жизненный» цикл, его постоянную необходимость. Взрослые помогают понять важность и необходимость труда. Дети являются лишь потребителями того, что делают взрослые, так как они не могут создавать социально значимых ценностей.

Один из вариантов приобщения детей к труду - это совместная продуктивная деятельность взрослого с детьми. Исследователь Н.А. Короткова отмечает, что в понятие «продуктивная деятельность» входят активные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), которыми дети обычно предпочитают заниматься.

Виды продуктивной деятельности детей направлены на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности. Продуктивная деятельность является видом трудовой деятельности и средством экономического воспитания, в процессе которого ребенок творчески создает продукт, отвечающий его интересам и желаниям. В ходе работы дети овладевают структурой трудовой деятельности и самостоятельно контролируют процесс преобразования материалов в продукт труда.

При использовании различных видов конструирования у детей развиваются пространственное воображение, логическая память, комбинаторные способности. В данном процессе происходит понимание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения элементарных экономических задач. Создавая объемные изделия из пластичных материалов, дети осваивают технику лепных работ, выделяя особенности их конструкции, формы, пространственного расположения. Изучая проблему экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, Н.Г. Тимофеева приходит к выводу, что «в процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия. Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности)» [5].

Продуктивная деятельность представляет собой созидательный процесс, конечным итогом которого является результат. В процессе деятельности воспитатель должен применить свободную, непринужденную форму общения с детьми, а также использовать интересные по содержанию материалы, которые привлекут их внимание. Для экономического воспитания продуктивная деятельность играет важную роль. Во время данного процесса у детей развиваются такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, целеустремленность, стремление к созидательной деятельности вне зависимости от поставленных условий.

Экономическое воспитание детей будет эффективным, если этим процессом будут заниматься не только воспитатели, но и родители. Они должны понимать всю важность экономического воспитания и принимать участие в данном процессе. Финансовые, материальные, трудовые потребности, моральные взаимоотношения в семье, а также отношение детей и взрослых к личной и общественной собственности определяют экономическую атмосферу. У семейного экономического воспитания имеется множество преимуществ в сравнении с другими формами общественного воспитания. Экономическое воспитание в семье индивидуально, родители знают подход к своему ребенку, для него они являются авторитетом.

«Экономическое воспитание детей в семье есть систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи, всего семейного уклада на формирование у детей рачительного отношения к личному и общественному, уважения к труду во всех его проявлениях» [4].

Не должно быть тайной для ребенка финансовое положение семьи, необходимо вовлекать его в обсуждение семейного бюджета начиная со старшего дошкольного возраста. Это позволит детям приобрести полезный жизненный навык. Ребенок научится формировать бюджет семьи, контролировать потребности, исключая тем самым свои бесконечные «Я хочу». Ребенок будет ощущать себя «взрослым» и будет чувствовать ответственность за решение семейных финансовых проблем. Так можно направить ребенка к важному самостоятельному шагу - добровольно внести часть своих сбережений, когда недостает денег на покупку, необходимую семье.

Детям дошкольного возраста необходимо объяснять, что вещи, которыми они пользуются (игрушки, одежда, книги), имеют свою стоимость. Ребенок не должен привыкать к тому, что, если вещь пришла в негодность, ее сразу заменяют новой. Он должен осознавать, что каждая вещь ценна, ее кто-то создал своим трудом, а родители купили ее на заработанные деньги.

Родители являются примером для детей, поэтому их отношение к деньгам, вещам, то есть их экономическое поведение, должно быть грамотным. Семья является той средой, в которой у ребенка начинается формирование основ экономической культуры, экономического сознания, в которой он узнает об экономических понятиях, социальных экономических ценностях и приобретает личный экономический опыт. Экономическое воспитание в семье закрепляет знания, полученные в детском саду. Экономический опыт, приобретенный в семье, на протяжении времени приумножается, дополняется, уточняется и систематизируется. Знания приобретают социальную направленность и формируют у ребенка в дальнейшем свою линию поведения.

Нравственные аспекты существуют во всех видах деятельности, поэтому экономическое воспитание даст свои положительные результаты при формировании нравственных качеств личности в процессе экономической и трудовой деятельности человека. Необходимо это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Список литературы

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - С. 8.

2. Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10-1. - С. 128 - 131. - URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/ article/ (дата обращения: 14.01.2019).

3. Лихачев Б. Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников, 1991. - № 5. - С. 5 - 6.

4. Система работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО курсовая работа по дошкольной педагогике [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/ 2017040458 (дата обращения: 11.02.2019).

5. Тимофеева Н.Г. Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: матер. IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 153 - 154. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11276/ (дата обращения: 22.01.2019).

6. Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания [Электронный ресурс]. - URL: https://www.maam.ru/ detskijsad/formirovanie-yekonomicheskogo-obraza-myshlenija-doshkolnikov-v-procese-trudovogo-vospitanija.html (дата обращения: 06.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.