Научная статья на тему 'Формирование у будущих специалистов мотивации к изучению иностранного языка с применением технологии обучения на основе центрированного на обучающемся подхода'

Формирование у будущих специалистов мотивации к изучению иностранного языка с применением технологии обучения на основе центрированного на обучающемся подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА ОБУЧАЮЩЕМСЯ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / MOTIVATION / LEARNER CENTERED APPROACH / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / TEACHING TECHNOLOGY / INDIVIDUAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П. И., Фролова Н. В.

В ходе работы по формированию иноязычной компетенции будущих специалистов рассмотрены виды мотивации к изучению иностранного языка в вузе, способы и приёмы её формирования в процессе применения технологии обучения на основе центрированного на обучающемся подхода, описаны результаты реализации указанной технологии в процессе вузовской подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П. И., Фролова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING SPECIALISTS TO BE MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE BY USING TEACHING TECHNOLOGY BASED ON LEARNER CENTERED APPROACH

During the formation of foreign language competence of the specialists to be types of motivation to studying foreign languages at higher school, techniques of forming it while using teaching technology based on learner centered approach are considered; the results of the mentioned technology application in the process of training specialists to be are also described.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих специалистов мотивации к изучению иностранного языка с применением технологии обучения на основе центрированного на обучающемся подхода»

УДК 378.147.34 П.И. ОБРАЗЦОВ

доктор педагогических наук, профессор, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственныйуни-верситет E-mail: [email protected] Н.В. ФРОЛОВА

кандидат педагогических наук, кафедра иностранных и русского языков, Академия ФСО России E-mail: [email protected]

UDC 378.147.34 P.I. OBRAZTSOV

Doctor ofPedagogics, Professor, Department ofcontinuous education and new educational technologies, Orel State

University E-mail: [email protected] N.V. FROLOVA

Candidate of Pedagogics, Department of Foreign and Russian languages, Federal Guard Service Academy of

the RF

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕНТРИРОВАННОГО

НА ОБУЧАЮЩЕМСЯ ПОДХОДА

FORMING SPECIALISTS TO BE MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE BY USING TEACHING TECHNOLOGY BASED ON LEARNER CENTERED APPROACH

В ходе работы по формированию иноязычной компетенции будущих специалистов рассмотрены виды мотивации к изучению иностранного языка в вузе, способы и приёмы её формирования в процессе применения технологии обучения на основе центрированного на обучающемся подхода, описаны результаты реализации указанной технологии в процессе вузовской подготовки специалистов.

Ключевые слова: мотивация, центрированный на обучающемся подход, иноязычная компетенция, технология обучения, индивидуальные особенности.

During the formation of foreign language competence of the specialists to be types of motivation to studying foreign languages at higher school, techniques of forming it while using teaching technology based on learner centered approach are considered; the results of the mentioned technology application in the process of training specialists to be are also described.

Keywords: motivation, learner centered approach, foreign language competence, teaching technology, individual features.

Анализ научных публикаций, посвященных формированию мотивации к изучению иностранного языка, бесед с преподавателями различных вузов, а также результатов, полученных в ходе работы по формированию иноязычной компетенции будущих специалистов, позволил сделать вывод о том, что в самом начале обучения в вузе у обучающихся, как правило, имеется высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; представляется заманчивой возможность смотреть по спутниковому телевидению зарубежные каналы и обсуждать воспринятую информацию на иностранном языке; читая, узнавать об особенностях выбранной профессии в разных странах и т.д. Почти у всех первокурсников есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно или опосредованно (через средства массовой информации или чтение литературных источников).

Однако в процессе овладения иностранным языком отношение обучающихся меняется: многие разочаровываются, поскольку этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию

неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение намеченных целей. В результате мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию, и т. д. Впоследствии, уже став специалистами и сталкиваясь в профессиональной деятельности с необходимостью применения иноязычных знаний, многие выпускники вузов сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку в учебном заведении.

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? Данное предположение опровергается рядом примеров, подтверждающих, что многие выпускники вузов успешно овладевают иностранным языком в требуемых (согласно ФГОС ВПО) пределах. Они ощущают

© П.И. Образцов, Н.В. Фролова © P.I. Obraztsov, N.V. Frolova

свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его. В процессе обучения в высшей школе эти студенты используют приобретаемые языковые навыки и умения в профессиональных целях, в частности при написании курсовых и дипломных проектов; активно занимаются научной работой, выполняя реферативные переводы по заказу как гуманитарных, так и технических кафедр, принимая тем самым непосредственное участие в создании учебных пособий, дидактических и методических материалов, в которых используются результаты их иноязычной деятельности. Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации обучающихся в вузах к изучению иностранного языка.

Рассматривая такую возможность, расценивая мотивацию как важнейший инструмент процесса формирования иноязычной компетенции, обеспечивающий его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира обучающегося, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности формирования мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе.

У преподавателя это получится тем лучше, чем в большей мере ему удастся встать на место обучающегося, «перевоплотиться» в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности студента, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих обучающихся. Преподавателю следует также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.

В рамках реализации технологии обучения иностранному языку на основе центрированного на обучающемся подхода (далее по тексту ТО ЦОП) было выявлено, что мотивация к дальнейшему изучению дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном заведении в основном сформировалась к концу первого года обучения. Почти все студенты убедились в том, что иностранный язык - полезный и интересный в плане будущей профессиональной деятельности предмет. Кроме того, у обучающихся появилась уверенность в том, что они способны изучить иностранный язык в объеме, необходимом будущему специалисту в его профессиональной деятельности. Без решения этих двух задач итоги первого года обучения вряд ли можно было считать успешными, даже если и удалось бы достигнуть запланированного практического результата.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка достигалось в процессе обучения тремя путями:

• за счет отбора материала, соответствующего профессиональным, социальным и личным интересам обучающихся (познавательная мотивация);

• благодаря интересной методике работы на занятии, когда обучающиеся выполняли задания не по обязанности, а по заинтересованности в общении с преподавателем или партнерами по группе (коммуникативная мотивация);

• благодаря чувству удовлетворения, которое испытывали обучающиеся от того, что они способны самостоятельно справиться с заданием преподавателя (мотивация успеха).

Все вышесказанное невозможно было бы без учета и развития индивидуальных особенностей студентов. В отличие от традиционного подхода к обучению будущих специалистов в вузе, при котором вся система обучения обезличена, ориентирована на так называемого «среднего» студента, центрированный на обучающемся подход рассматривает его как индивидуальность, представляющую собой совокупность индивидных, субъектных и личностных свойств. Каждый обучающийся как индивид обладает определенными способностями как общего, так и частного характера, и обучение с применением ЦОП было направлено на выявление их исходного уровня с целью учета и дальнейшего развития. Для этого при создании ТО ЦОП использовались специальные средства: для выявления и замера способностей - специальные тесты, для развития и компенсации способностей - специальные и неспециальные упражнения и опоры.

При реализации ТО ЦОП учитывались, по возможности, все объективно существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение, характеризуя которые, необходимо отметить, что психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мо-тивационной сферы человека, ее сложную структуру. Во-первых, на нее могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях: как широкая социальная мотивация и как узколичная. Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация; ее подвидом является мотивация успешности. Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут носить положительный и отрицательный характер; в этих случаях принято говорить о положительной и отрицательной мотивации. Существует, наконец, и такая разновидность мотивации, как дальняя (дистантная, отсроченная) и близкая (актуальная).

Применительно к иностранному языку каждый вид мотивации характеризуется определенными особенностями. Например, широкая социальная мотивация

процесса учения (разновидность внешней) связана для будущих специалистов с достаточно остро переживаемым чувством профессионального долга перед страной, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни. Основанием для овладения иностранным языком может стать перспектива участия в борьбе с международным терроризмом, применения в профессиональной деятельности иностранной аппаратуры с инструкциями на иностранном языке, необходимость получать профессионально значимую информацию из зарубежных источников и т.п.

Вторая разновидность внешней мотивации - узколичная мотивация - определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоперсональных. Например, при ответе на вопросы анкеты о цели изучения иностранного языка студенты давали следующие ответы: «Хочу по окончании вуза получить вторую специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»: это престижно» (но и «Это полезная деятельность, способствующая установлению взаимопонимания»), «Хочу научиться качественно переводить специальную литературу, чтобы в случае профессиональной необходимости делать это без помощи переводчика» (или «Хочу получать надбавку к жалованию за знание иностранного языка»). Прослеживалась и отрицательная мотивация: «Мне не нравится иностранный язык, но родители считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибку», «Я не люблю иностранный язык, но надо овладеть им, чтобы однокурсники убедились, что и здесь я могу быть лидером».

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, далекой мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее ее стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда еще до изучения иностранного языка, нацеливает обучающихся на «сверхзадачу». Важно только строить процесс учения таким образом, чтобы курсанты в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели. Полезные рекомендации на этот счет приводятся Н.Е. Кузовлевой [2]. Она полагает, что для усиления влияния широкой социальной мотивации следует создавать специальные собственно методические средства наглядной презентации, показывающие значение знания иностранных языков для самых различных специальностей: например, в ходе реализации ТО ЦОП организовывались беседы со специалистами, применяющими в своей профессиональной деятельности знание иностранного языка, просмотр информационных блоков вещательной корпорации «Би-Би-Си» (ВВС) на иностранном языке и последующее их обсуждение, чтение статей из иностранных журналов по специальности. Все это представляется полезным для

будущих специалистов, так как сможет «приблизить» и сделать ощутимой дальнюю цель, создав готовность к затратам времени и сил. Здесь внешняя мотивация смыкается с внутренней и подкрепляется ею. При этом если внешняя мотивация выполняет в известном смысле «стратегическую роль», задавая извне движение на весь период учения, то внутренняя мотивация - «тактическую», так как она «подогревается» самим процессом формирования иноязычной компетенции (поэтому ее часто называют процессуальной мотивацией). Эта мотивация является близкой и актуальной, поскольку учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы обучающиеся на каждом занятии испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для дисциплины «Иностранный язык».

При реализации ТО ЦОП мотивационный аспект обучения - это необходимый компонент, он не должен иметь «начало» или «конец», он сопровождает процесс формирования иноязычной компетенции обучающегося постоянно на протяжении всего периода изучения дисциплины «иностранный язык». Формирование мотивации - это не «перекладывание» преподавателем в головы обучающихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися, дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Здесь решаются две взаимосвязанные задачи. Первая - формирование у обучающегося понимания необходимости овладения иностранным языком в объёме, достаточном для выполнения профессиональных задач на высоком уровне. Вторая задача - принятие целей действий, достижение которых происходит в процессе обучения. Если процесс обучения в группе недостаточно четко организован, если цель действий неясна, неконкретна, если обучающиеся плохо представляют себе результат и путь его достижения, то трудно ожидать от них активности не только в период самостоятельной работы, но и на занятии по иностранному языку. Желаемое слияние «слова» и «дела» происходит только в том случае, если будущий специалист реально представляет себе цель действий, их результат и путь его достижения. Постоянное и творческое подкрепление этих двух взаимосвязанных задач организационными, воспитательными и учебно-боевыми мероприятиями обеспечивает необходимую, постоянную и устойчивую мотивацию будущих специалистов к повышению уровня их профессиональной компетентности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранным языкам студентов, преподавателю необходимо представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях вуза. Особую роль здесь играют новизна получаемой информации, ее ценность для будущей профессии специалистов. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние обучающихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую (например, реферативный

перевод специальной литературы по заказам профильных кафедр, используемый в дальнейшем для научной работы студентов, подготовки докладов к вузовским и межвузовским научно-практическим конференциям, разработки учебных пособий, написания курсовых и дипломных проектов и т.п.). При этом важно помнить, что познавательный аспект реализуется преимущественно на основе рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования. Поэтому отбору текстов для этих видов речевой деятельности, а также мотивационным упражнениям (В. А. Бухбиндер), тесно связанным с проблемой мотивации, с развитием и совершенствованием умений, необходимых для решения профессиональных задач средствами иностранного языка, придается при реализации ТО ЦОП первостепенное значение.

Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения. Импульс к активной познавательной деятельности дает только тот материал, который созвучен потребностям студентов. Поэтому, проводя занятие, следует, прежде всего, обеспечить четкое осознание обучающимися, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно им предстоит изучить и освоить, каковы учебная задача и конечная цель предстоящей работы.

С точки зрения влияния на формирование положительной познавательной мотивации, учебный материал должен быть информационно насыщенным; информационно бедный материал мотивационным эффектом не обладает.

Однако содержание обучения создает только предпосылки для положительной мотивации учения. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но прежде всего она воспитывается в процессе непосредственно учебной деятельности. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, обучающийся должен начать действовать.

Одним из способов реализации такого «мотива-ционного аспекта» занятия при реализации ТО ЦОП является эффективная организация проведения актуализации знаний и опыта студентов: создание вводной проблемной ситуации, проведение вводной эвристической беседы, увлекательный рассказ, оригинальное выражение суждений, точки зрения преподавателя в рамках тем, которые предстоит изучать. Важно также, чтобы на этом этапе процесса обучения студенты четко осознали перспективу своей работы, связь ее с ранее изученным, убедились в возможности качественного ее

выполнения.

Очень важно постоянно развивать «умственный аппетит» обучающихся, потребность к размышлениям, сравнениям, сопоставлениям, собственным оценкам.

Одним из основных побудителей студентов к учебной деятельности является оценка, отметка. Но нередко в руках преподавателя она становится фактором, способным надолго затормозить развитие познавательных потребностей. Поэтому оценкой как средством мотивации следует пользоваться очень осторожно, педагогически осмотрительно.

Систематическое применение перечисленных приемов формирования и развития мотивации учения приводит к тому, что мотивация постепенно переходит в самомотивацию, когда для успешного учения уже не требуется значительных импульсов от преподавателя.

Говоря о путях воспитания и развития мотивации учения, в рамках ТО ЦОП целесообразно особо выделить влияние на обучающихся личности преподавателя, его педагогического мастерства, авторитета. Положительной мотивации учения быстрее добиваются те преподаватели иностранного языка, которые умеют просто и доходчиво объяснить, например, сложные грамматические явления, раскрыть студентам важность осваиваемого предмета в профессиональном, личном и социальном планах, умеют не только убедительно рассказать о пользе иностранного языка для будущей профессии и привести примеры, но и увлечь обучающихся поиском новых, оригинальных способов проведения занятий и внеаудиторных мероприятий, привлечь к этому весь коллектив обучающихся, создать в нем рабочий настрой, атмосферу сотрудничества. Немаловажное значение имеет и уровень иноязычной компетенции самого педагога: чем больше фонетическое, интонационное, грамматическое и идиоматическое оформление, темп речи преподавателя на иностранном языке приближены к речи оригинальных носителей языка, чем естественнее она звучит, тем приятнее обучающемуся слушать преподавателя, появляется желание и самому хорошо овладеть изучаемым языком.

Подводя итог всему сказанному выше и принимая во внимание убедительные результаты обучения в рамках реализации ТО ЦОП, правомерно сделать следующий вывод: формирование у будущих специалистов мотивации к изучению иностранного языка является одним из основных психолого-педагогических условий успешного формирования их иноязычной компетенции в вузе.

Библиографический список (References)

1. Vilensky M.Y., Obraztsov P.I., Uman A.I. The technologies of professionally oriented teaching in high school. Edited by V.A. Slastyonin. M., 2002. 245 p.

2. Kuzovleva N. E. Broad social motivation and its role in teaching foreign language behavior // Communicative method of teaching foreign language behavior. Voronezh, 1985.

3. ObraztsovP.I., Kosukhin V.M. Didactics ofhigher military school. Orel: Special Communications Academy of Russia, 2004. 317 p.

4. Semenov I.N. The technique of studying personality behavior in a group on collective solution of creative objectives // Personality in a psychological experiment. M., 1973. Pp. 30-47.

5. The technologies of training specialists in the system of professional education. Edited by P. I. Obraztsov. Orel: Orel State University press, 2011. 338 p.

6. The technologies of specialists professional training. Edited by P. I. Obraztsov. Palmarium Academic Publishing, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.