Научная статья на тему 'Влияние мобильных технологий на формирование мотивации при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей'

Влияние мобильных технологий на формирование мотивации при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MOBILE TECHNOLOGIES / MOBILE LEARNING / MOTIVATION / PROFESSIONAL SKILLS / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Думина E. В.

(на примере направления подготовки «Информационная безопасность») В статье раскрывается роль мотивации в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов в области информационной безопасности. Основное внимание акцентируется на использовании мобильных устройств, которые оказывают положительное воздействие на формирование внутренней мотивации изучения иностранного языка и активизацию у обучающихся иноязычных профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOBILE TECHNOLOGIESON MOTIVATION FORMATION IN TEACHING A FOREIGNLANGUAGE TO NON-LINGUISTIC STUDENTS

(by the Example of the Area of Training «Information Security») The present article reveals the role of motivation in the process of teaching a foreign language to the future information security specialists. The special attention is paid to the usage of mobile technologies having a positive impact and infl uence on creating the internal motivation allowing students to activate the professional skills and competences in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Влияние мобильных технологий на формирование мотивации при обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей»

УДК 81-13 E. В. Думина

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права ИПЭУ МГЛУ; e-mail: dumina@list.ru

ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на примере направления подготовки «Информационная безопасность»)

В статье раскрывается роль мотивации в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов в области информационной безопасности. Основное внимание акцентируется на использовании мобильных устройств, которые оказывают положительное воздействие на формирование внутренней мотивации изучения иностранного языка и активизацию у обучающихся иноязычных профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: мобильные технологии; мобильное обучение; мотивация; профессиональные умения и навыки; иноязычная компетенция.

Dumina E. V.

Associate professor, Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Law, ILEIM, MSLU; e-mail: dumina@list.ru

INFLUENCE OF MOBILE TECHNOLOGIES ON MOTIVATION FORMATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO NON-LINGUISTIC STUDENTS (by the Example of the Area of Training «Information Security»)

The present article reveals the role of motivation in the process of teaching a foreign language to the future information security specialists. The special attention is paid to the usage of mobile technologies having a positive impact and influence on creating the internal motivation allowing students to activate the professional skills and competences in a foreign language.

Key words: mobile technologies; mobile learning; motivation; professional skills; foreign language competence.

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения

П. Я. Гальперин

Благодаря техническому прогрессу и появлению мобильных устройств, классическое электронное обучение претерпело ряд существенных изменений, позволяющих модернизировать учебную деятельность в вузах, где все большее внимание уделяется использованию Интернета при обучении иностранному языку. На сегодняшний день мобильное направление в электронном обучении представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса и открывает широкие возможности для формирования у студентов нелингвистических специальностей мотивации к изучению иностранного языка, а также стремление к профессиональному общению. Выбирая мобильное направление, преподаватель получает больше возможностей увлечь учащегося и стимулировать его к дальнейшему обучению в отсутствии естественной языковой среды, поскольку компьютерные технологии обучения являются теми средствами, которые можно использовать в различных видах образовательной деятельности (интегрирование в контекст занятия аутентичных материалов Сети, для самостоятельной работы студентов, с целью поиска информации в рамках заданной темы, при дистанционном обучении) и создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации [4].

Наиболее важным фактором, обеспечивающим успешное овладение иностранным языком (далее - ИЯ), является высокая позитивная учебно-профессиональная мотивация, которую, как считают многие специалисты в области педагогики и психологии (О. Н. Арестова, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Т. И. Ильина и другие), преподаватель должен формировать у учащихся целенаправленно. Именно положительные внешние мотивы и сильная внутренняя мотивация, выступая в роли процесса, активизирующего и оптимизирующего деятельность субъекта обучения, могут восполнить недостаток специальных способностей к изучению ИЯ у студентов нелингвистических специальностей, а также на начальном этапе обучения компенсировать небольшой запас знаний, умений и навыков [11].

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации привела к неоднозначности трактования данного понятия. Под мотивацией

в широком смысле подразумевается то, «ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности» [1]. На наш взгляд, мотивацию следует рассматривать как сложную разноуровневую систему побуждений, включающую в себя различные виды мотивов и базовых потребностей - в познании, общении, самореализации, саморазвитии, стремлении, достижении. На этой основе создается мощный побудительный потенциал для определения стратегии целеполагания и формирования активной жизненной позиции субъекта обучения. Мотивация затрагивает познавательную, коммуникативную и личностную сферы, и, оказывая сильное влияние на потребности и сознание человека, тем самым регулирует человеческую деятельность в целом.

По данным Л. Г. Ждановой, в настоящее время большинство студентов в первую очередь руководствуются мотивом получения диплома, ориентируются на уровень зарплаты, думают о престиже и быстром продвижении по службе. Тем не менее основная причина поступления в вуз - это интерес к выбранной профессии, а наиболее значимыми мотивами обучения этой профессии являются мотив получения глубоких и прочных знаний и стремление стать высококвалифицированными специалистами [5]. Существенными аспектами проявления мотивации у студентов направления подготовки «Информационная безопасность» (далее - 1Т-студенты), является направленность их потребностей и интересов на всестороннее развитие личности, реализацию целей, достижение успеха, на непрерывное образование как одно из условий формирования человеческого капитала и ключевых профессиональных компетенций для будущей трудовой деятельности. В связи с этим всю большую представленность в системе мотивационной регуляции 1Т-студентов приобретает учебная мотивация.

Ввиду многозначности термина «учебная мотивация» («мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера обучаемого») разные авторы трактуют его по-разному. Мы разделяем точку зрения И. А. Зимней, которая определяет учебную мотивацию как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, характеризующуюся сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной

на освоение профессии на высоком уровне и на получение прочных ЗУН) и внешней (награду, мотивы успеха, достижения, избегание, защиту) мотивации [6].

Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л. И. Божович, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Ф. Талызина, Р. С. Вайсман, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, Н. В. Нестерова, А. Н. Печников, Г. А. Мухина, В. Апельт, В. Я. Кикоть, В. А. Якунин, И. П. Ильин, П. М. Якобсон и другие), и большинство исследователей выделяют следующие разновидности учебно-профессиональной мотивации студентов: «профессиональные мотивы (получить профессию), познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания), прагматические мотивы (иметь более высокий заработок), социальные мотивы (принести пользу обществу), мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении)» [11].

В иерархической структуре «мотивационного ядра» учебной деятельности всегда можно выделить доминирующие мотивы, роль которых, как показывает педагогический опыт, меняется на разных этапах обучения. Однако особенно остро стоит проблема формирования устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности и ориентации на профессиональное обучение у студентов I курса. Связано это с тем, что студенты-первокурсники не совсем представляют себе процесс профессионального обучения, недостаточно мотивированы на приобретение конкретных знаний, на получение информации об их профессиональном применении; отличаются нечетким представлением об особенностях своей будущей профессии и отсутствием стабильной направленности на формирование профессионально важных качеств [2]. У большинства студентов II курса процесс профессионального самоопределения также еще не завершен, более трети студентов не уверены в правильности выбора вуза или отрицательно относятся к будущей профессии [3]. Мы считаем вполне закономерным, что именно в вузе происходит профессиональное развитие будущего специалиста. Это обусловлено тем, что от курса к курсу меняется не только сама учебная деятельность, но и происходит переоценка

личной значимости различных сторон будущей профессиональной деятельности.

На протяжении всего периода обучения в вузе мотивацион-ная сфера студентов претерпевает некоторые изменения. Сначала студент ориентирован на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, потом - на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения профессиональных знаний и лишь затем на приобретение дополнительных знаний по специальности, на самосовершенствование личности [10]. Осознание профессиональной ценности приводит к трансформации учебно-познавательных мотивов в профессиональные и к формированию зрелой мотивации учения. Таким образом, для обеспечения эффективности обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей необходимо, чтобы построение и организация учебного процесса на разных этапах овладения ИЯ отвечали зрелой моти-вационной сфере обучающегося, а профессионально-ценностные мотивы во взаимодействии с учебно-познавательными мотивами приобретали личностный смысл, стали неотъемлемой частью системы его целей.

В то же время успешность овладения ИЯ 1Т-студентами в большей степени зависит от сформированности ведущих учебных мотивов, таких как «познавательные», «социальные», «личного престижа», «прагматические» и «профессиональные». При изучении проблемы наиболее общих ценностей, выступающих у обучающихся в качестве жизненно важных целей, было установлено, что профессиональные мотивы учения на всех курсах имеют доминирующее значение [13].

Помимо мотивов, имеющих ведущее ранговое значение для развития постоянного интереса к изучению ИЯ, действенными могут оказаться фоновые мотивы - коммуникативные и социальные. Студентам важно понимать значимость обучения не только для себя (без знаний иностранного языка невозможно найти высокооплачиваемую работу, добиться карьерных высот в своей профессиональной сфере), но и для общества. Благодаря знаниям иностранного языка ИТ-студент имеет возможность в будущем постоянно повышать интеллектуальный уровень, занять определенное положение в обществе в целом и расширять свой круг общения в ближайшем социальном окружении.

В рамках обсуждения вопроса о факторах, влияющих на повышение уровня положительной устойчивой мотивации при изучении ИЯ у студентов нелингвистических специальностей, нельзя не отметить, что современные инновационные технологии, в том числе и мобильные устройства, призваны решать данную задачу.

Как показывает наш опыт работы со студентами направления «Информационная безопасность», благодаря специальным знаниям в области компьютерных технологий студенты данного профиля не имеют проблем с использованием ресурсов и служб Интернета, что значительно упрощает технический процесс работы с данной формой телекоммуникации и повышает плодотворность и результативность внедрения мобильных технологий в образовательную практику. С помощью мобильных устройств достигается собственное развитие, повышается интерес к своим знаниям и проявляется стремление к повышению культурного и профессионального уровня, возникает постоянная потребность в новой информации на ИЯ. Мобильные технологии побуждают личность к учению как к своей конечной цели профессионального обучения в вузе. Мотивация повышает прилежание 1Т-студентов, а профессиональные умения в планировании и организации своей учебной деятельности усиливают и закрепляют учебную мотивацию.

Чтобы обеспечить качественное преподавание ИЯ и создать определенные педагогические условия для рационального и грамотного применения мобильных технологий в учебных целях, организатору учебного процесса надо знать следующее:

- во-первых, мобильные устройства отличаются простотой и удобством использования. Умение пользоваться мобильными устройствами в процессе ИЯ приводит к успешному выполнению заданий обучающимся, он получает похвалу от авторитетных для него лиц, которыми могут быть как преподаватель, так и сокурсники, что также непременно ведет к формированию самооценки правильности профессионального выбора и к повышению внутренней мотивации;

- во-вторых, мобильные технологии наделены высокой степенью эффективности и обладают очевидными преимуществами по сравнению с традиционными вербальными (учебники и другие тексты) и аудиовизуальными средствами обучения (реальные предметы, картины, магнитофон, ТВ и др).

Обучение становится намного более привлекательным, если обеспечивается непрерывностью образования. Для этого студенту достаточно создать единый пользовательский профиль, и он сможет заниматься параллельно посредством нескольких устройств (планшет, смартфон и ноутбук). В любой момент можно прерваться и продолжить обучение в удобное время с того места, на котором остановился, но уже с другого устройства.

При поиске путей формирования учебной мотивации у студентов нелингвистических специальностей нужно принимать во внимание особенности группы, в которой планируется обучать ИЯ с применением мобильных устройств. В последние годы наиболее актуальным стал вопрос индивидуальной дифференциации в обучении ИЯ, так как уровень языковой подготовки в группах сильно отличается. Для формирования устойчивой внутренней мотивации весомым является применение личностно ориентированного подхода в обучении, при котором овладение ИЯ происходит с применением мобильных технологий на уровне учебных возможностей и способностей студентов, с учетом их познавательных интересов, склонностей и профессиональных целей. Предлагаемый учебный материал должен быть посильным, т. е. соответствовать уровню знаний и умственного развития каждого студента в группе, иначе он не будет вызывать интерес, а, наоборот, приведет к формированию безразличного и даже отрицательного отношения к изучению ИЯ. Благодаря мобильным технологиям преподаватель может составлять индивидуальный урок для каждого студента, наполнять его как теоретическим материалом, так и практическими заданиями, при необходимости делать акцент либо на грамматику, либо на освоение лексики.

Мобильные технологии развивают навыки самостоятельной деятельности, учат работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками, указателями на иностранном языке. Мобильные приложения предоставляют хорошие закрепительные курсы, многочисленные задания в которых постепенно усложняются, а также надежную систему тестов для самоконтроля. Шкала достижений позволяет контролировать динамику достижения результата, отслеживать свои успехи в овладении ИЯ и делится ими в социальных сетях [7].

Для стимулирования познавательной активности и создания условий для развития творческого мышления и креативности

студента неязыковых специальностей, а также с целью повышения качества обучения преподаватель ИЯ должен особенно внимательно подходить к отбору учебного материала и следить за обновлением научно-методического и технического обеспечения содержания образовательной деятельности (учебных, учебно-методических пособий, текстовых, графических, аудио- и видеодокументов, электронных ресурсов, сервисов и технологий). На сегодняшний день возможности мобильных устройств призваны служить педагогу «ключом» для выбора различных форм, методов и средств обучения ИЯ. Благодаря мобильным технологиям учебный процесс может стать увлекательным и содержательным как для студента, так и для преподавателя, поскольку они получают доступ к неограниченному количеству различного рода материалов по любой тематике на родном и иностранном языках.

Кроме того, при отборе учебного материала необходимо учитывать, способствует ли данный материал поддержанию любознательности и стимулирует ли активность и самостоятельность у обучающихся, поскольку одной из главных целей является превращение учебной деятельности, проводимой под руководством преподавателя, в сознательную деятельность, организованную самим студентом. Самостоятельно или под контролем преподавателя обучающиеся могут сами создавать интерактивные упражнения и задания мобильного формата различной степени сложности.

Уже сегодня будущие ИТ-специалисты имеют возможность использовать несколько разновидностей мобильных обучающих средств: учебники, пособия, энциклопедии, справочники, компьютерные игры, тренажеры.

Одним из самых эффективных способов повышения интереса студентов к изучению ИЯ является использование на занятиях электронных учебников мобильного формата. Они повышают наглядность и увлекательность занятия, визуализируют его с помощью мультимедийных элементов, которые можно корректировать по мере необходимости [12].

Как удобный и простой способ представления информации с помощью компьютерных программ в последнее время широкое распространение получило использование мультимедийных презентаций. Помимо текстового содержания, презентация может включать как графические элементы (картинки, фотографии,

схемы, таблицы, надписи, автофигуры), так и видео- или аудиома-териалы.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков - неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса и играет важную роль в становлении мотивации учения. Для ИТ-студентов уже вполне привычным стало компьютерное тестирование мобильного формата. Было замечено, что такой способ контроля знаний чаще всего вызывает положительные эмоции у обучающихся, значительно повышает эффективность обучения и проверки знаний, формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, поскольку компьютерное тестирование:

• помогает рационально распределять свое время;

• учит находить и обрабатывать любую информацию на ИЯ;

• включает дополнительные возможности:

- использование различных форм тестовых заданий, таких как открытое задание (ввод правильного ответа), задание закрытой формы (выбор одного или нескольких правильных ответов), задание на соответствие, задание на последовательность, задание на конструирование, задание проблемного характера (например, челленджи -развитие профессиональных навыков);

- вставка в вопрос рисунка, анимации, звукового файла, видеоклипа;

• позволяет без участия преподавателя проходить многократное тестирование для закрепления полученных теоретических знаний;

• обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы;

• гарантирует объективность в оценке знаний осуществляемой компьютерной программой [8].

На сегодняшний день разработано много мобильных приложений (Babbel, Byki. Duolingo, Frantastique, MemoRazor, LinguaLeo, Memrise, World Of English, Полиглот, Ticwow Eng), которые помогают получить и закрепить знания иностранных языков без помощи преподавателя. Мобильные приложения или мультимедийные самоучители располагают широкими возможностями по выбору методик и темпа изучения ИЯ. Они подходят для изучения лексики по конкретным темам и грамматических правил в понятной

и доступной форме, также позволяют улучшить способность воспринимать на слух устную речь на ИЯ. Каждое новое слово или незнакомое словосочетание можно добавлять самостоятельно, или приложение занесет их в личный словарь пользователя, чтобы позже напомнить ему о необходимости тренировки.

Для стимуляции пользователя и повышения мотивации обучения в мобильных приложениях применяются элементы геймифи-кации (чаще всего при помощи животных-инструкторов). Закреплять материал можно в онлайн-дуэлях с другими членами группы (побеждать всегда почетно) или в соревнованиях с искусственным интеллектом (ботами). За успешно выполненные задания в качестве поощрения выдаются различные бонусы. В случае неудачи разработчики мобильных приложений предлагают пройти данный уровень сложности заново [9].

При внедрении мобильных технологий в процесс обучения ИЯ нельзя не учитывать ряд значимых личностных качеств, характерных для студентов направления «Информационная безопасность» и связанных со спецификой их будущей профессиональной деятельности. При достаточно высоком уровне развития интеллекта и логического мышления, позволяющем обучающимся принимать обдуманные и взвешенные решения и последовательно их выполнять, в ряде случаев можно наблюдать у них низкий уровень профессиональной коммуникативной компетенции и неготовность к межпрофессиональному взаимодействию. Причины вышеуказанной проблемы связаны в большей степени с пассивностью, неуверенностью, боязнью 1Т-студентов совершить ошибку в ходе попытки дать четкий и логически выстроенный ответ на ИЯ. Такие студенты стремятся создать свой обособленный мир в пределах компьютерного сообщества и отдают предпочтение общению с планшетом или смартфоном, а не с человеком, таким образом, лишая себя возможности научиться строить свое иноязычное общение с другими людьми.

Перед преподавателем встает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что означает необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания на занятиях комфортных условий для отстаивания своих взглядов, целей, жизненных позиций. Обучение

невозможно без постоянного учебно-педагогического сотрудничества. Для стимулирования мотивационной сферы студентов необходимо создавать условия для их совместной деятельности. Интерактивный подход к обучению превращает преподавателя и студента в равноправных партнеров по педагогическому общению. Например, работа в большой команде или в паре побуждает 1Т-студента к активным действиям. Так как студенту данного направления подготовки не составляет никаких трудностей обращаться с мобильными устройствами, он может качественно и быстро выполнять задания не только индивидуально, но и вместе с другими и для других.

Хотя 1Т-студенты демонстрируют психологическую готовность к использованию мобильных технологий в процессе обучения ИЯ, тем не менее, переход от традиционной формы организации учебной деятельности, на наш взгляд, происходит достаточно медленно. Это обусловлено несколькими причинами:

1) слабым материально-техническим обеспечением образовательной деятельности в вузах, поскольку сегодня мобильные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их внедрения для реализации учебных целей;

2) неготовностью большинства преподавателей ИЯ передать студентам инициативу в организации учебного процесса;

3) неуверенностью преподавателя в достижении желаемого результата в связи с недостаточной методической и теоретической проработанностью вопроса использования мобильных технологий на занятиях ИЯ.

Однако не стоит полагаться только на мобильные технологии в качестве единственного средства обучения ИЯ. Ошибочно также думать, что многофункциональные мобильные приложения способны мотивировать любого студента на изучение ИЯ. Мобильные устройства лишь облегчают путь к языковому обучению, делают его более доступным, эмоционально привлекательным.

Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании ИЯ является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятие ИЯ интересным

и запоминающимся для студента. Необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения с целью повышения учебно-профессиональной мотивации у студентов нелингвистических специальностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскуновский А. Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. - М. : Можайск-Терра, 2000. - 431 с. -URL: Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/arestova-onbabanin-ln-boyskunskiy-ae-motivaciya-polzovateley-interneta

2. Буравцова Н. В., Коваленко В. И. Особенности мотивационного пространства студентов первого курса к учебно-познавательной деятельности. - Новосибирск : Смальта, 2014, - № 2. - C. 27-33.

3. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. - М. : НИИВШ. - Вып. 3, 1986. -40 с.

4. Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. - 2001. - № 4. - С. 47-57.

5. Жданова Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIX Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2012. - С. 76-81.

6. Зимняя И. А. Учебная мотивация // Педагогическая психология. - М. : ЛОГОС, 1999. - С. 217-232.

7. Изучение иностранных языков - Андроид приложения для мобильного телефона и планшета с ОС Android. - URL: http://android. mobportal.net/programs/type/izuchenie_inostrannyh_yazykov/

8. Лихачев В. В., Кан О. А. Мультимедийная тестирующая система контроля знаний. // Образовательные технологии и общество. -Казанский национальный исследовательский технологический университет (Казань). - 2013. - № 3. - С. 541-551.

9. Лучшие мобильные приложения для изучения иностранных языков. 16 июля 2014. - URL: https://hi-tech.mail.ru/review/best_apps_for_ language_learning/

10. Маркова С. Н. Изучение учебной мотивации. - М. : Наука, 2004. -395 с.

11. Реан А. А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Питер, 1999. - 416 c.

12. Титова С. В., Авраменко А. П. Компетенции преподавателя в среде мобильного обучения // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. -С. 162-167.

13. Юшкова Л. Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от представлений о целях обучения : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1991. - 17 с. - URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20258.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.