Формирование тьюторской позиции у будущих педагогов в условиях вуза
Ковязина Инна Валентиновна,
к.психол.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет
E-mail: [email protected]
Остякова Галина Владимировна,
к.пед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет
E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам формирования тьюторской позиции у будущих педагогов в условиях вуза. В современных образовательных условиях каждый педагог должен быть готов к работе в условиях инклюзии. Тьюторская позиция педагога позволяет ему следовать принципам индивидуализации образования, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. На сегодняшний день данная позиция может рассматриваться как параметр оценки качества профессиональной деятельности специалиста.
В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования тьюторской позиции, психолого-педагогических компетенций, необходимых педагогу для реализации успешной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: тьюторская позиция, будущие педагоги, психолого-педагогическая компетентность, высшее образование, инклюзивное образование.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время является одним из приоритетных направлений. Сложности реализации данного образования связаны не только с необходимостью создания доступной (безбарьерной) среды, но и недостатком специалистов сопровождения в некоторых регионах России. По данным СМИ родители детей с ОВЗ и инвалидностью указывают на нехватку таких специалистов как дефектолог, специалист по адаптивной физической культуре, по прикладному анализу поведения, тьютор и др.
В регионах, где наблюдается нехватка специалистов сопровождения, зачастую тьюторские функции выполняют педагоги образовательных учреждений, следуя тьюторской позиции при индивидуализации образования. В связи с данной ситуацией, на наш взгляд, необходимо формировать тьюторскую позицию не только у будущих педагогов-тьюторов, но и у педагогов-предметников, педагогов ДОУ, педагогов-психологов, которые будут осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзии.
Под тьюторской позицией мы понимаем позицию педагога, при которой он реализует сопровождение образовательной деятельности ребенка, помогая ему строить индивидуальную образовательную траекторию на основе индивидуальных интересов, потребностей и склонностей. Данная позиция обуславливается психологической готовностью к реализации идей инклюзивного образования и наличием сформированных компетенций, необходимых для работы в условиях инклюзии.
Тьюторская позиция напрямую связана с профессиональной, психолого-педагогической деятельностью специалиста, ее можно рассматривать в русле оценки качества профессиональной деятельности в современных образовательных условиях. Как отмечает Пигарева Н.Г., компетентность педагога включает в себя как профессиональную педагогическую компетентность, так и тьютор-скую. Педагогическое и тьюторское сопровождение являются взаимодополняющими, взаимопроникающими, тесно связанными друг с другом феноменами [8].
Тьюторскую компетентность можно представить, как готовность педагога осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся в образовательном процессе, а также умение осуществлять гарантированную индивидуальную поддержку в разных ситуациях; строить индивидуальный образовательный маршрут. Так, Сиротина Н.Н. и Горычева С.Н. считают, что структуру тьюторской компетентности составляют следующие компетенции: аналитическая; проекти-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ровочная; конструкционная; инструментально-ресурсная; контрольно-прогностическая [7].
Калинина Н.В., Зырянова Ю.И., описывая структурные компоненты тьюторской компетентности, подчеркивают взаимосвязь трех составляющих: ценностно-смыслового (понимание и принятие ценностей и смысла тьюторского сопровождения), когнитивно-креативного (знания и креативность при выборе технологий, методов и средств) и организационно-управленческого компонентов (готовность к педагогической поддержке и сопровождению, саморегуляция, рефлексия и целепо-лагание) [3].
В психолого-педагогической литературе компетенции тьютора делят на две категории: общие и универсальные. Общие включают в себя аспекты универсальных и профессиональных компетенций, которые имеют конкретную профессиональную специализацию. Говоря об универсальных компетенциях, можно отметить их принадлежность к психолого-педагогической деятельности, они направлены на формирование «мягких» навыков, социальных качеств личности. Предполагается, что они оказывают влияние на формирование таких качеств, как: эмпатия, толерантность, готовность помочь, гибкость и ответственность. Педагогу, реализуя свою деятельность в инклюзивном образовании, необходимо обладать данными качествами, быть чутким, ответственным, тактичным.
Анализируя психологическую готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии, можно отметить, что одним из важнейших является эмоциональный компонент, который «отражает возможности принятия или непринятия детей с особенностями развития и включает в себя аспекты эмоционального отношения к детям, имеющим особые образовательные потребности, что невозможно без таких качеств личности педагога как толерантность, эмпа-тийность, тактичность и др.» [4, с. 119].
Эмпатию можно представить, как личностную способность педагога воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональное состояние учащихся, сочувствовать и сопереживать, оказывать помощь в преодолении трудностей. В исследованиях И.П. Ильина отмечается, что эмпатия является важным компонентом при установлении доверительного контакта в процессе межличностных отношений [2]. Формы ее проявления - это сопереживание и сочувствие. Виды эмпатии - личностная и диспозиционная (ситуационная). Эмпатия способствует развитию доверительных отношений между педагогом и учащимися, является залогом успешной организации образовательного процесса.
Для успешного осуществления индивидуально-5 го сопровождения учащихся, в том числе в инклю-5 зивной среде, педагог должен опираться на разЯ витый эмоциональный интеллект. По мнению ° Д. Гоулмана [1] высокий уровень эмоционального ав интеллекта способствует формированию эмоци-
ональных компетенций, но не гарантирует их становление. Он описал группу эмпатийных компетенций, понимая их как способность распознавать переживания других людей.
Следующая тьюторская компетенция связана с принятием разных позиций, нравственных установок и точек зрения, отличных от его собственных, а также готовностью выстраивать взаимодействие с разными людьми, вне зависимости от их особенностей, мнений и предпочтений, то есть педагогической толерантностью. Толерантность как тьюторская компетенция, помогает педагогу находить компромиссные решения конфликтных ситуаций, эффективно организовывать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей. Толерантность педагога может быть обусловлена такими факторами как низкий уровень тревожности, искренность и общительность в процессе взаимодействия со всеми субъектами образования, эмоциональная вовлеченность, естественность и непосредственность. Данное качество педагога дает возможность раскрыться и творчески проявить себя каждому субъекту образовательного процесса.
Следующий психолого-педагогический компонент, относящийся к универсальным компетенциям - это ответственность. Специфическое личностное качество, важный профессионально-этический аспект, определенное отношение к жизни и деятельности, когда специалист берет на себя ответственность за происходящее вокруг, принимаемые им решения и готов дать ответ за свои действия. Ответственность педагога определяет уровень его профессионализма, отношение к делу и является одним из первостепенно важных качеств при работе в условиях инклюзии.
Гибкость также можно рассматривать как одно из качеств личности, которое определяет успешность его деятельности в условиях инноваций, в стремлении к развитию и возможности идти в ногу со временем. Гибкость можно представить, как умение видеть разные точки зрения, отсутствие привязки к одному плану действий, возможность критически взглянуть на текущую проблему и выбрать один из вариантов решения в соответствии со спецификой и текущими условиями. В современных образовательных условиях данное качество помогает педагогу варьировать в выборе технологий, быть «на одной волне» с обучающимися, использовать творческий подход.
С целью реализации идей формирования тью-торской позиции у будущих педагогов в условиях вуза нами была разработана и апробирована следующая модель, состоящая из четырех блоков:
1 блок - «теоретический», содержал знакомство с рядом специальных дисциплин, направленных на формирование тьюторской позиции у будущих педагогов-предметников, педагогов ДОУ, педагогов-психологов. К ним относятся такие дисциплины как: философия инклюзивного образования, педагогическая физиология и дефектоло-
гия, инклюзивное образование, психокоррекция и коррекционная педагогика, дефектология и клиническая психология детей и подростков, педагогическая конфликтология, современные технологии обучения и воспитания и др., которые успешно реализуются в вузе. В рамках данных дисциплин педагогами вуза с применением различных психолого-педагогических технологий формируется представление о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с особенностями развития, понятие об индивидуальном образовательном маршруте, о специфике создания «доступной среды», благоприятного психологического климата в коллективе в условиях инклюзии и др.
2 блок - «преемственности и наставничества» включал в себя организацию процесса взаимодействия будущих специалистов друг с другом с упором на развитие тьюторской позиции. В данном блоке реализуются идеи наставничества. В рамках данного блока старшекурсниками, совместно с преподавателями, были проведены занятия с элементами кейс-технологии, занятия с элементами иммерсивных технологий, тьюториалы и др. с целью формирования тьюторской позиции у студентов младших курсов. Было организовано взаимодействие студентов с особенностями развития с нормотипичными студентами.
3 блок - блок «отработки навыков» был реализован в условиях тренинга, направленного на формирование универсальных тьюторских компетенций, например, гибкости, эмпатии, толерантности и др.
4 блок - «практико-ориентированный», направлен на закрепление полученных знаний на практике, включение будущих специалистов в процесс взаимодействия с различными группами обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Данный блок предполагал участие будущих педагогов-предметников, педагогов ДОУ, педагогов-психологов в различных мероприятиях, проводимых для детей разных категорий, с разными особенностями, помимо учебных практик. Например, занятия с детьми в группах продленного дня, участие в мероприятиях для детей из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, наставничество в рамках проектной деятельности, взаимодействие в рамках различных конференций («Юный менделеевец» и др.), что являлось дополнительной возможностью для общения с разными детьми, для становления тьюторской позиции.
Исследование проводилось в течение 3,5 лет. До и после апробации данной модели был проведен опрос со студентами в количестве 100 человек вначале и в конце обучения в вузе, вопросы которого были направлены на оценку тьюторской позиции, сформированности психологической готовности к реализации идей инклюзивного образования и наличия компетенций, необходимых для работы в условиях инклюзии. Сравнительный анализ результатов у первокурсников и студентов-
выпускников показал, что у 84% выпускников тью-торская позиция оказалась на высоком уровне и уровне выше среднего, низкий уровень не был выявлен, тогда как вначале обучения тьюторская позиция находилась, преимущественно, на среднем уровне у 70% и уровне ниже среднего у 20% опрошенных, у 5% на высоком уровне и 5% на низком уровне.
Результаты исследования указывают на необходимость формирования тьюторской позиции у будущих педагогов в процессе обучения в вузе, как одной из первых ступеней готовности к успешной профессиональной деятельности, в которой тьюторская позиция может рассматриваться как параметр оценки качества профессиональной деятельности специалиста.
Литература
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А.П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. 11-е изд., переработанное и дополненное. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 544 с.
2. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. М. [и др.]: Питер, 2013. 304 с.
3. Калинина Н.В., Зырянова Ю.И. Формирование тьюторской компетенции педагога в общеобразовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. № 10-3 (112). 2021. С. 42-44.
4. Ковязина И.В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде // Современное педагогическое образование. № 6. 2019. С. 118-121.
5. Колчина Н.А. Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 24.2 (104.2). С. 15-19. URL: https://moluch.ru/archive/104/24693/ (дата обращения: 12.09.2023).
6. Лебедева Е.В., Березина В.А., Кайгородо-ва А.Е. Ответственность как универсальный компонент SOFT-компетенций педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2022. № 3(11). С. 21-35.
7. Первые шаги в науке и практике: сборник статей / под ред. Н.П. Рыбниковой, С.Н. Горыче-вой, С.М. Ёлкина. Великий Новгород: МАОУ ПКС «ИОМКР», 2015. 104 с.
8. Пигарева Н.Г. Реализация позиции «учитель с тьюторской компетентностью» педагогами начальных классов // Международный научно-исследовательский журнал. № 12-4 (54). 2016. С. 70-76.
FORMATION OF A TUTOR'S POSITION FOR FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF A UNIVERSITY
Kovyazina I.V., Ostyakova G.V.
Tyumen State University
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
The article is devoted to the topical issues of the formation of the tutor position of future teachers in the conditions of the university. In modern educational conditions, every teacher should be ready to work in an inclusive environment. The tutor's position of the teacher allows him to follow the principles of individualization of education, taking into account the individual characteristics of each child. To date, this position can be considered as a parameter for assessing the quality of a specialist's professional activity. The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the formation of a tutor's position, psychological and pedagogical competencies necessary for a teacher to realize successful professional activity in an inclusive education.
Keywords: tutor position, future teachers, psychological and pedagogical competence, higher education, inclusive education.
References
1. Goleman D. Emotional intelligence. Why it may matter more than IQ; lane from English A.P. Isaeva; [scient. ed. E. Efimova]. 11th ed., revised and expanded. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2021. 544 p.
2. Ilyin E.P. Psychology of help. Altruism, egoism, empathy. M. [etc.]: Peter, 2013. 304 p.
3. Kalinina N.V., Zyryanova Yu.I. Formation of tutoring competence of a teacher in a general education organization // International scientific research journal. No. 10-3 (112). 2021. pp. 4244.
4. Kovyazina I.V., Zhdanova T.N. Psychological readiness of future teachers to work in an inclusive environment // Modern pedagogical education. No. 6. 2019. pp. 118-121.
5. Kolchina N.A. Tutor position of a teacher-educator as an innovative parameter of the quality of professional activity // Young scientist. 2015. No. 24.2 (104.2). pp. 15-19. URL: https://moluch. ru/archive/104/24693/ (access date: 09/12/2023).
6. Lebedeva E.V., Berezina V.A., Kaygorodova A.E. Responsibility as a universal component of SOFT competencies of vocational education teachers // Innovative scientific modern academic research trajectory. 2022. No. 3(11). P. 21-35.
7. First steps in science and practice: collection of articles / ed. N.P. Rybnikova, S.N. Gorycheva, S.M. Yolkina. Veliky Novgorod: MAOU PKS "IOMKR", 2015. 104 p.
8. Pigareva N.G. Implementation of the position of "teacher with tutoring competence" by primary school teachers // International Scientific Research Journal. No. 12-4 (54). 2016. pp. 70-76.
o d
u
CM O)