Вестник ТГПУ, 2000. Выпуск 8 (24). Серия: ПЕДАГОГИКА
ставления о неразрывном единстве эволюционного развития природы и человека. Результаты этого исследования представлены на второй диаграмме. Здесь наблюдается уменьшение количества эмпирических ответов к концу учебного года, по сравнению с его началом. Однако уровень научно-синтетических ответов остается достаточно низким, это связано в первую очередь с возрастными особенностями исследуемой группы, так как этот возраст соответствует этапу начального формирования синтетических научных понятий. При этом очевидна динамика увеличения числа синтетически-эмпирических и научных ответов, что является
положительным показателем степени сформированное™ естественнонаучного мышления. Высокий процент ответов эмпирически-синтетического уровня говорит о тенденции формирования синтетического уровня мышления.
Результаты применения разработанной нами комплексной диагностической системы согласуются с материалами, представленными в работах Л.В. Весниной [5], В.Р. Ильченко [7] и др., которые показывают, что применение интегрированных курсов естествознания позволяет добиться цели формирования естественнонаучного мышления, картины мира, естественнонаучного мировоззрения в целом.
Литература
1. Зеличенко В.М., Гаврилов С.П. Курс «Естествознание» в новой концепции содержания образования, Томск, 1995.
2. Гладышев В.П., Зеличенко В.М., Ковалева C.B. Современные тенденции .-в естественнонаучном и экологическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1998. № 2: С. 62-69.
3. Хрилковз А.Г. Интегрированный курс «Естествознание» (концепции, программы). М„ 1991.
4. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., ПонтакЛ.С. Физика и химия. М., 1997.
5. Веснина Л.В, Концепция интегрированного курса «Естествознание», Томск, 1994.
6. Холодная М.А Психология интеллекта; парадоксы исследования. Томск; М., 1997,
7. Ильченко В.Р, Формирование естественнонаучного миропонимания школьников; Кн. для учителя. М., 1993.
Г. П. Пилипенко
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Изменения, происходившие в социально-экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра приоритетов в системе подготовки инженерных кадров и определили одну из важнейших целей высшей технической школы - подготовку будущего инженера к самостоятельной творческой профессиональной деятельности как необходимое условие формирования креативной личности профессионала.
Вопросы развития творческой самостоятельности специалиста неоднократно рассматривались в отечественной педагогике в работах В.Б. Бонда-ревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука и др. Исследователями отмечается, что функциональный подход в теории и практике воспитания самостоятельности специалиста является сегодня неэффективным. Современному обществу требуется мобильная личность специалиста-профессионала: инициативная, творческая, самостоятельная, свободно мыслящая, легко ориентирующаяся в сложных рыночных отношениях, способная самостоятельно ставить перед собой цели, находить творческие способы и методы для их достижения
путем актуализации процессов реализации «самости» (самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования), ставшие основой новой педагогической парадигмы.
Наша точка зрения состоит в том, что творческая самостоятельность определяется нами как способность и готовность будущего специалиста-инженера к решению класса профессиональных задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер. В структуре творческой самостоятельности -рефлексивно-ценностное осмысление профессионального «Я», осознанная мотивация достижения успеха в практической деятельности; самостоятельный свободный выбор позиции и поведения в профессиональной среде, принятие личной ответственности за него; креативный характер деятельности в инженерной сфере, наиболее полная творческая реализация в ней способностей и потребностей личности.
Модель формируемого качества личности представляется нам в виде полифункциональной струк-
Г.П. Птипеико. Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной.
туры, интегрирующей в себе мотивационно-цен-ностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный компоненты и обеспечивающей высокую профессиональную эффективность специалиста.
Степень проявления в учебных ситуациях моти-вационно-ценностных, интеллектуально-когнитивных. операциональных и рефлексивных свойств будущего инженера служит критериальной основой сформированное™ творческой самостоятельности выпускников вуза.
Формирование творческой самостоятельности обучаемых детерминировано системой сконструированных личностно ориентированных учебных ситуаций, моделирующих самостоятельную творческую. профессиональную деятельность посредством проблемно-поисковых, игровых и диатогиче-ских образовательных технологий и востребующих проявления сил саморазвития личности студента, раскрытия его творческого потенииапа, готовности к преодолению профессиональных и этических коллизий, а также актуализации рефлексии и смыслотворчесгва. индивидуальности и ответственности.
В основу дидактических средств, активизирующих творческую самостоятельность личности, нами положено создание проектов решения проблем и собственного развития, выбор моделей профессиональной деятельности через включение в образовательный процесс целостных элементов, условий буду щей инженерной деятельности. При этом логика развития учебной ситуации, обусловливающей творческую самостоятельность, связана с возрастанием личностного субъектного потенциала обучаемых, рефлексии смыслов профессионального становления, перехода от репродуктивной схемы решения задач к инженерно-творческим, изобретательским моделям; от внешнего взаимодействия с партнерами к ценностно-смысловому общению: от усвоения базовых простейших профессиональных умений и навыков к овладению сложными технологиями проектирования в условиях деловой игры или в реачьной жизненной ситуации.
Наше исследование включало следующие этапы.
]. Изучение состояния исследуемой проблемы и сравнительный анализ имеющихся подходов к ее решению в инженерной и педагогической науке и практике.
2. Разработка теоретической базы исследования, выявление возможностей различных дидактических, методических средств, условий, приемов и педагогических технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования творческой самостоятельности будущего специалиста.
3. Опытно-экспериментальная проверка теоретических выводов исследования, апробирование в процессе работы различных моделей личностно ориентированных учебных ситуаций, имитирующих самостоятельную творческую профессиональ-
ную (инженерную) деятельность, систематизация и теоретическое обобщение полученных результатов.
К главным особенностям творческой личности профессионала нами отнесены: способность к творческому применению профессиональных знаний в решении практических, инженерных задач и проблем: умение обновлять и совершенствовать технику и технологии; творческая смелость как личностная характеристика и способность к обоснованному риску; высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, достижения успеха в ней, приобретения знаний в новых достижениях науки и техники; высокий уровень профессиональной компетенции, оригинальное мировосприятие, активная профессиональная позиция; открытость и коммуникабельность, воля и работоспособность, эмоциональная отзывчивость, целеустремленность и решительность, активность и инициативность, высокий уровень эстетической культуры и как одно из главных качеств, присущих креативной личности, - творческая самостоятельность.
Раскрытие взаимосвязей творческой самостоятельности субъекта с его базовыми личностными функциями (рефлексия, ответственность, самореализация), позволило нам заключить, что творческая самостоятельность студента (будущего специалиста) является единой, целостной системой его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального становления.
Творческая самостоятельность нами представляется в виде полифункциональной структуры, которая объединяет в себе несколько взаимосвязанных компонентов: а) мотивационно-ценностный, включающий рефлексию студентом собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней, систему смыслов личности, уровень ее целей и притязаний; б) когнитивный, включающий интеллектуально-познавательные качества личности, техническое мышление и проективное воображение, механизмы понимания, осмысления и рефлексии; в) коммуникативный, в составе которого коммуникативные функции личности, готовность к сотрудничеству, гибкому и конструктивному ведению диато-га; г) эмоционально-волевой, в котором представлены нравственная рефлексия, проявление личной ответственности за применение полученного опыта потребность в самостоятельном преодолении трудностей и противоречий инженерно-творческих задач и проблемных ситуаций; д) креативно-деятельностный, включающий разнообразные способы творческой деятельности в различных сферах.
В качестве структурной единицы педагогического процесса формирования творческой самостоятельности будущего специалиста в исследовании рассматривалась особым образом организованная личностно-развивающая учебная ситуация
Вестник Г ГПУ. 2000. Выпуск 8 (24). Серия; ПЕДАГОГИКА
— ситуация самостоятельной творческой профессиональной деятельности - как особого рода фрагмент учебного процесса, в котором имитировались условия будущей деятельности инженера. В работе представлена модель ситуации самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Ее содержание составляет новый вид опыта, который осваивает будущий специалист в ходе разрешения данной ситуации. Фактически речь идет об особом опыте быть самостоятельной творческой личностью.
В соответствии с этим было реконструировано традиционное содержание некоторых базовых учебных дисциплин (начертательная геометрия, инженерная и машинная графика, конструкционные материалы и др.). Для развития мотивацион-но-ценностной и эмоционачьно-волевой областей были актуализированы: опыт осознанной мотивации достижения личной ответственности за результаты собственных действий; опыт самообразования и профессионального общения; опыт формирования нравственного отношения к технике и технологии как неотъемлемой составной части окружающей среды: представления о духовно-нравственном развитии будущих специалистов, выражающиеся в соблюдении ими инженерной этики, о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, гуманитарное мышление, культура труда и т.д.); отношение к своему Отечеству как ведущей ценности, воспитание национального патриотизма через ориентацию на исторические традиции в инженерных решениях (надежность, простота. экономичность и т.д.); развитие умения чувствовать и руководствоваться при поиске новых инженерных решений функциональной внутренней красотой изделий и конструкций.
1. 2.
3.
4.
5.
6.
Глобальные социально-экономические преобразования. происходящие на рубеже второш-третьего тысячелетий, неизбежно вовлекают личность в тотальный процесс трансформации знаний, технологий, деятельности.
В когнитивно-операциональной и коммуникативной сферах в структуру этого опыта нами включены: знание истории строительства и инженерного дела; владение культурой демократического и делового общения, развитие коммуникативных качеств личности обучаемого в области науки, техники и производства; опыт творческой самореализации в инженерной практике индивидуальных способностей, возможностей, стремлений; опыт самостоятельного выбора целей и рефлексия своих действий; оценка и самооценка реализованного личностно-творческого потенциала студента; коммуникативные, диагностические, конструктивные, аналитические, проективные умения. Эти виды опыта включались в содержание образования в виде задач с профессиональной направленностью: контекстных, вариативных заданий.
Процесс формирования творческой самостоятельности будущего специалиста представляет собой, таким образом, систему специально сконструированных учебных ситуаций самостоятельной творческой, профессиональной деятельности: ситуации эвристического поиска, самостоятельного выбора и принятия решения, творческой самореализации. Эти ситуации предстают как логика развертывания процесса подготовки специалиста, ориентированного на творчество.
Проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы и позволило убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса формирования творческой самостоятельности будущего инженера. А анализ сравнения показателей по основному и дополнительному экспериментам, свидетельствующий о незначительных численных расхождениях, подтверждает результаты основного формирующего эксперимента.
По мнению ученых, политиков, ведущих педагогов и общественных деятелей разных стран мира (О. Леннон, 1989; Б. Шиль, 1990; В.А. Сластенин, 1990; Э. Оттоне, 1991; В.В. Давыдов, В.Н. Зинчен-
Литература
Абдулина О.А, Общеледагогическая подготовка-учителя в системе высшего педагогического образования, 2-е изд. М„ 1990. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг, Финансовый менеджмент) / Под ред. ЕШ. Власовой, М„ 1995,
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. пос. для старшеклассников. М., 1993. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителй, Л,, 1985.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека / Пер, с нем. М, 1989. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова, М., 1992.
Л.В. Ахметова, A.M. Уразаев К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ
Томский государственный педагогический университет