Научная статья на тему 'Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной деятельности будущего специалиста'

Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной деятельности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative independence forming as the base of future specialist professional activity

Creative independence in the article is defined as an ability and readiness of the future specialist engineer to decide a class of professional problems, which not allowing ready samples of activity transfer and which proposing reflection and self-development of his processial and personality spheres. Forming quality model of personality is introduced in the manner of many-function structure, which unites motive-value, cognitive, communication, emotional-willed, creative-activity components. That's proved that creative independence of future specialist is united, holistic system from its personality and professional qualities, which he shows in the course of professional progress. That's shown that process of future specialist creative independence forming is the system of specially created educational situations of independent creative, professional activity: situations of heuristic searching, independent choice and deciding, creative self-realization.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной деятельности будущего специалиста»

Вестник ТГПУ, 2000. Выпуск 8 (24). Серия: ПЕДАГОГИКА

ставления о неразрывном единстве эволюционного развития природы и человека. Результаты этого исследования представлены на второй диаграмме. Здесь наблюдается уменьшение количества эмпирических ответов к концу учебного года, по сравнению с его началом. Однако уровень научно-синтетических ответов остается достаточно низким, это связано в первую очередь с возрастными особенностями исследуемой группы, так как этот возраст соответствует этапу начального формирования синтетических научных понятий. При этом очевидна динамика увеличения числа синтетически-эмпирических и научных ответов, что является

положительным показателем степени сформированное™ естественнонаучного мышления. Высокий процент ответов эмпирически-синтетического уровня говорит о тенденции формирования синтетического уровня мышления.

Результаты применения разработанной нами комплексной диагностической системы согласуются с материалами, представленными в работах Л.В. Весниной [5], В.Р. Ильченко [7] и др., которые показывают, что применение интегрированных курсов естествознания позволяет добиться цели формирования естественнонаучного мышления, картины мира, естественнонаучного мировоззрения в целом.

Литература

1. Зеличенко В.М., Гаврилов С.П. Курс «Естествознание» в новой концепции содержания образования, Томск, 1995.

2. Гладышев В.П., Зеличенко В.М., Ковалева C.B. Современные тенденции .-в естественнонаучном и экологическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1998. № 2: С. 62-69.

3. Хрилковз А.Г. Интегрированный курс «Естествознание» (концепции, программы). М„ 1991.

4. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., ПонтакЛ.С. Физика и химия. М., 1997.

5. Веснина Л.В, Концепция интегрированного курса «Естествознание», Томск, 1994.

6. Холодная М.А Психология интеллекта; парадоксы исследования. Томск; М., 1997,

7. Ильченко В.Р, Формирование естественнонаучного миропонимания школьников; Кн. для учителя. М., 1993.

Г. П. Пилипенко

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Изменения, происходившие в социально-экономической жизни России последних лет, потребовали пересмотра приоритетов в системе подготовки инженерных кадров и определили одну из важнейших целей высшей технической школы - подготовку будущего инженера к самостоятельной творческой профессиональной деятельности как необходимое условие формирования креативной личности профессионала.

Вопросы развития творческой самостоятельности специалиста неоднократно рассматривались в отечественной педагогике в работах В.Б. Бонда-ревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука и др. Исследователями отмечается, что функциональный подход в теории и практике воспитания самостоятельности специалиста является сегодня неэффективным. Современному обществу требуется мобильная личность специалиста-профессионала: инициативная, творческая, самостоятельная, свободно мыслящая, легко ориентирующаяся в сложных рыночных отношениях, способная самостоятельно ставить перед собой цели, находить творческие способы и методы для их достижения

путем актуализации процессов реализации «самости» (самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования), ставшие основой новой педагогической парадигмы.

Наша точка зрения состоит в том, что творческая самостоятельность определяется нами как способность и готовность будущего специалиста-инженера к решению класса профессиональных задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер. В структуре творческой самостоятельности -рефлексивно-ценностное осмысление профессионального «Я», осознанная мотивация достижения успеха в практической деятельности; самостоятельный свободный выбор позиции и поведения в профессиональной среде, принятие личной ответственности за него; креативный характер деятельности в инженерной сфере, наиболее полная творческая реализация в ней способностей и потребностей личности.

Модель формируемого качества личности представляется нам в виде полифункциональной струк-

Г.П. Птипеико. Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной.

туры, интегрирующей в себе мотивационно-цен-ностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный компоненты и обеспечивающей высокую профессиональную эффективность специалиста.

Степень проявления в учебных ситуациях моти-вационно-ценностных, интеллектуально-когнитивных. операциональных и рефлексивных свойств будущего инженера служит критериальной основой сформированное™ творческой самостоятельности выпускников вуза.

Формирование творческой самостоятельности обучаемых детерминировано системой сконструированных личностно ориентированных учебных ситуаций, моделирующих самостоятельную творческую. профессиональную деятельность посредством проблемно-поисковых, игровых и диатогиче-ских образовательных технологий и востребующих проявления сил саморазвития личности студента, раскрытия его творческого потенииапа, готовности к преодолению профессиональных и этических коллизий, а также актуализации рефлексии и смыслотворчесгва. индивидуальности и ответственности.

В основу дидактических средств, активизирующих творческую самостоятельность личности, нами положено создание проектов решения проблем и собственного развития, выбор моделей профессиональной деятельности через включение в образовательный процесс целостных элементов, условий буду щей инженерной деятельности. При этом логика развития учебной ситуации, обусловливающей творческую самостоятельность, связана с возрастанием личностного субъектного потенциала обучаемых, рефлексии смыслов профессионального становления, перехода от репродуктивной схемы решения задач к инженерно-творческим, изобретательским моделям; от внешнего взаимодействия с партнерами к ценностно-смысловому общению: от усвоения базовых простейших профессиональных умений и навыков к овладению сложными технологиями проектирования в условиях деловой игры или в реачьной жизненной ситуации.

Наше исследование включало следующие этапы.

]. Изучение состояния исследуемой проблемы и сравнительный анализ имеющихся подходов к ее решению в инженерной и педагогической науке и практике.

2. Разработка теоретической базы исследования, выявление возможностей различных дидактических, методических средств, условий, приемов и педагогических технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования творческой самостоятельности будущего специалиста.

3. Опытно-экспериментальная проверка теоретических выводов исследования, апробирование в процессе работы различных моделей личностно ориентированных учебных ситуаций, имитирующих самостоятельную творческую профессиональ-

ную (инженерную) деятельность, систематизация и теоретическое обобщение полученных результатов.

К главным особенностям творческой личности профессионала нами отнесены: способность к творческому применению профессиональных знаний в решении практических, инженерных задач и проблем: умение обновлять и совершенствовать технику и технологии; творческая смелость как личностная характеристика и способность к обоснованному риску; высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, достижения успеха в ней, приобретения знаний в новых достижениях науки и техники; высокий уровень профессиональной компетенции, оригинальное мировосприятие, активная профессиональная позиция; открытость и коммуникабельность, воля и работоспособность, эмоциональная отзывчивость, целеустремленность и решительность, активность и инициативность, высокий уровень эстетической культуры и как одно из главных качеств, присущих креативной личности, - творческая самостоятельность.

Раскрытие взаимосвязей творческой самостоятельности субъекта с его базовыми личностными функциями (рефлексия, ответственность, самореализация), позволило нам заключить, что творческая самостоятельность студента (будущего специалиста) является единой, целостной системой его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального становления.

Творческая самостоятельность нами представляется в виде полифункциональной структуры, которая объединяет в себе несколько взаимосвязанных компонентов: а) мотивационно-ценностный, включающий рефлексию студентом собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней, систему смыслов личности, уровень ее целей и притязаний; б) когнитивный, включающий интеллектуально-познавательные качества личности, техническое мышление и проективное воображение, механизмы понимания, осмысления и рефлексии; в) коммуникативный, в составе которого коммуникативные функции личности, готовность к сотрудничеству, гибкому и конструктивному ведению диато-га; г) эмоционально-волевой, в котором представлены нравственная рефлексия, проявление личной ответственности за применение полученного опыта потребность в самостоятельном преодолении трудностей и противоречий инженерно-творческих задач и проблемных ситуаций; д) креативно-деятельностный, включающий разнообразные способы творческой деятельности в различных сферах.

В качестве структурной единицы педагогического процесса формирования творческой самостоятельности будущего специалиста в исследовании рассматривалась особым образом организованная личностно-развивающая учебная ситуация

Вестник Г ГПУ. 2000. Выпуск 8 (24). Серия; ПЕДАГОГИКА

— ситуация самостоятельной творческой профессиональной деятельности - как особого рода фрагмент учебного процесса, в котором имитировались условия будущей деятельности инженера. В работе представлена модель ситуации самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Ее содержание составляет новый вид опыта, который осваивает будущий специалист в ходе разрешения данной ситуации. Фактически речь идет об особом опыте быть самостоятельной творческой личностью.

В соответствии с этим было реконструировано традиционное содержание некоторых базовых учебных дисциплин (начертательная геометрия, инженерная и машинная графика, конструкционные материалы и др.). Для развития мотивацион-но-ценностной и эмоционачьно-волевой областей были актуализированы: опыт осознанной мотивации достижения личной ответственности за результаты собственных действий; опыт самообразования и профессионального общения; опыт формирования нравственного отношения к технике и технологии как неотъемлемой составной части окружающей среды: представления о духовно-нравственном развитии будущих специалистов, выражающиеся в соблюдении ими инженерной этики, о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, гуманитарное мышление, культура труда и т.д.); отношение к своему Отечеству как ведущей ценности, воспитание национального патриотизма через ориентацию на исторические традиции в инженерных решениях (надежность, простота. экономичность и т.д.); развитие умения чувствовать и руководствоваться при поиске новых инженерных решений функциональной внутренней красотой изделий и конструкций.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

Глобальные социально-экономические преобразования. происходящие на рубеже второш-третьего тысячелетий, неизбежно вовлекают личность в тотальный процесс трансформации знаний, технологий, деятельности.

В когнитивно-операциональной и коммуникативной сферах в структуру этого опыта нами включены: знание истории строительства и инженерного дела; владение культурой демократического и делового общения, развитие коммуникативных качеств личности обучаемого в области науки, техники и производства; опыт творческой самореализации в инженерной практике индивидуальных способностей, возможностей, стремлений; опыт самостоятельного выбора целей и рефлексия своих действий; оценка и самооценка реализованного личностно-творческого потенциала студента; коммуникативные, диагностические, конструктивные, аналитические, проективные умения. Эти виды опыта включались в содержание образования в виде задач с профессиональной направленностью: контекстных, вариативных заданий.

Процесс формирования творческой самостоятельности будущего специалиста представляет собой, таким образом, систему специально сконструированных учебных ситуаций самостоятельной творческой, профессиональной деятельности: ситуации эвристического поиска, самостоятельного выбора и принятия решения, творческой самореализации. Эти ситуации предстают как логика развертывания процесса подготовки специалиста, ориентированного на творчество.

Проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы и позволило убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса формирования творческой самостоятельности будущего инженера. А анализ сравнения показателей по основному и дополнительному экспериментам, свидетельствующий о незначительных численных расхождениях, подтверждает результаты основного формирующего эксперимента.

По мнению ученых, политиков, ведущих педагогов и общественных деятелей разных стран мира (О. Леннон, 1989; Б. Шиль, 1990; В.А. Сластенин, 1990; Э. Оттоне, 1991; В.В. Давыдов, В.Н. Зинчен-

Литература

Абдулина О.А, Общеледагогическая подготовка-учителя в системе высшего педагогического образования, 2-е изд. М„ 1990. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг, Финансовый менеджмент) / Под ред. ЕШ. Власовой, М„ 1995,

Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. пос. для старшеклассников. М., 1993. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителй, Л,, 1985.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека / Пер, с нем. М, 1989. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова, М., 1992.

Л.В. Ахметова, A.M. Уразаев К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

Томский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.