trampoline, an acrobatic track and a double mini tramp, Lausanne.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2019
УДК 796.5
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Елена Владимировна Гинжул, старший преподаватель,
Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Арнольдович Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
Туристский поход - это один из нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для III-IX ступени. Для разработки программы формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, необходимо оценить уровень их физической подготовленности в целом и развития координационных способностей, имеющих существенное значение для выполнения туристских навыков. Целью исследования было разработать шкалы оценки и определить уровень развития координационных способностей у девушек и юношей 16-17 лет для эффективного формирования туристских навыков.
Ключевые слова: формирование туристских навыков, физические качества, координационные способности.
FORMING TOURIST SKILLS OF STUDENTS AGED 16-17 YEARS OLD, CONSIDERING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES
Elena Vladimirovna Ginzhul, the senior teacher,
Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Arnoldovich Zdanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
A tourist hike is one of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" for the III-IX level. To develop a program for the formation of tourist skills among students aged 16-17, it is necessary to assess the level of their physical fitness in general and the development of coordination abilities that are essential for the implementation of tourist skills. The aim of the study was to develop assessment scales and determine the level of development of coordination abilities of the girls and boys of 16-17 years old for the effective formation of tourist skills.
Keywords: the formation of tourist skills, physical qualities, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет они должны обладать достаточным уровнем физической подготовленности. С этой целью нами был проведен анализ развития физических качеств обучающихся 16-17 лет на основании выполнения нормативов ВФСК ГТО V ступени (n=384 чел.). В процессе анализа было выявлено, что юноши и девушки, приступающие к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО, имеют достаточный уровень (золотой и серебряный знаки) развития таких физических качеств как: выносливость (84 и 98% соответственно), сила (93 и 94% соответственно), гибкость (97,5 и 100% соответственно), быстрота (82 и 96% соответственно). Однако результаты выполнения обязательных нормативов и нормативов по выбору ВФСК ГТО не позволяют оценить развитие координационных способностей обучающихся. Вместе с тем, развитие координационных способностей имеет существенное значение в
овладении туристскими навыками, так как именно координационные способности являются базой для формирования всех двигательных навыков (И. И. Сулейманов, 1986, И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова, 2000). Необходимо учитывать, что координационные способности очень многообразны и специфичны для каждого вида спорта и дифференцируются на отдельные виды по особенностям проявления, критериям их оценки и факторам, их обуславливающим [2].
На основании анализа Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивный туризм», общеразвивающих образовательных программ и мнений специалистов в области спортивно-оздоровительного туризма [3, 4] нами были выделены следующие виды координационных способностей, способствующих формированию туристских навыков: статистическое и динамическое равновесие, вестибулярная устойчивость и ориентирование в пространстве.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработать шкалы оценки и определить уровень развития координационных способностей у девушек и юношей 16-17 лет для эффективного формирования туристских навыков.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для анализа развития уровня координационных способностей обучающихся 16-17 лет нами было определено 5 тестов оценивающих такие виды координационных способностей как: динамическое равновесие, вестибулярная устойчивость, статическое равновесие, ориентационные способности и синтетичный тест, требующий проявления комплекса координационных способностей предложенный В. Старостой (1988). Оценка уровня динамического равновесия осуществлялась в процессе выполнения теста - время прохождения по бревну (модифицированный тест В.И. Ляха). Дополнением в оценке динамического равновесия и выявлением уровня вестибулярной устойчивости послужил еще один модифицированный теста В.И. Ляха - повороты на бревне. Уровень развития статического равновесия оценивался с помощью пробы Ромберга в положении «аист». Для оценки развития ориентационных способностей в пространстве применялся тест - лабиринт. В тестирование приняли участие 225 обучающихся 16-17 лет.
Для информативной оценки и определения уровня развития координационных способностей необходима дифференцированная шкала оценки. В процессе анализа научно-методической литературы нами были обнаружены такие шкалы только для школьников 815 лет, разработанные И. Ю. Горской и Л. А. Суянгуловой [1].
Поэтому на следующем этапе мы разработали пятибалльную шкалу оценок по методу, предложенному Ю.И. Смирновым (2000), где значение Хср±0,5а принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая - высокая, очень низкая, очень высокая) в зависимости от коэффициента при а. Значение результате в тесте свыше х+2а считается очень высокой нормой, а ниже х-2а очень низкой (таблицы 1, 2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов тестирования координационных способностей юношей и девушек 16-17 лет выявил более высокий уровень их сформированности у юношей по всем 5 тестам, вместе с тем эти преимущества не существенны, что соответствует результатам исследований Е. Я. Бондаревского (1967), В. И. Ляха (1987), П. Хиртца (1985) [2].
Уровень сформированности координационных способностей, необходимых для формирования туристских навыков обучающихся девяти экспериментальных групп представлен в таблице 3.
Таблица 1 - Оценка координационных способностей юношей 16-17 лет
№ п/п Название теста Значение показателей
юноши
1 2 3 4 5
1 Время прохождения по бревну, с. >2,66 2,08-2,65 1,51-1,89 1,50-0,94 <0,93
2 Повороты на бревне (вправо и влево), с. >9,51 6,36-9,5 6,35-4,25 4,24—1,1 <1,09
3 Проба Ромберга, положение аист, с. <0,4 0,5-0,18 0,19-0,28 0,29-0,41 >0,42
4 Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (вправо), градусы <248 249-330 331-385 386-465 >466
Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (влево), градусы <236 237-331 332-394 395-489 >490
5 Лабиринт, баллы >72 71 38-52 37-19 <18
Примечание. 1- очень низкий уровень, 2 - низкий уровень, 3 - средний уровень, 4 - высокий уровень, 5- очень высокий уровень._
Таблица 2 - Оценка координационных способностей девушек 16-17 лет
№ п/п Название теста Значение показателей
девушки
1 2 3 4 5
1 Время прохождения по бревну, с. >3,19 2,32-3,18 1,73-2,31 1,72-0,86 <0,85
2 Повороты на бревне (вправо и влево), с. >10,6 6,96-10,5 4,57-6,95 4,56-1,14 <1,13
3 Проба Ромберга, положение аист, с. <0,03 0,04-0,12 0,13-0,19 0,20-0,28 >29
4 Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (вправо), градусы <272 332-272 333-375 376-436 >437
Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (влево), градусы <254 255-327 328-378 379-451 >452
5 Лабиринт, баллы >67 58-66 39-57 30-38 <29
Примечание. 1- очень низкий уровень, 2 - низкий уровень, 3 - средний уровень, 4 - высокий уровень, 5- очень высокий уровень._
Таблица 3 - Уровень развития координационных способностей девушек и юношей 16-17 лет, %_
№ п/п Название теста Девушки, % Юноши, %
Баллы Баллы
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 Время прохождения по бревну, с. 4 19 42 34 1 2 26 39 33 -
2 Повороты на бревне (в право и влево), с. 10 22 42 24 2 8 15 55 22 -
3 Проба Ромберга, положение аист, с. 1 31 37 30 1 2 27 54 12 5
4 Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (в право), градусы 5 15 67 10 3 4 15 64 15 2
Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов (в лево), градусы 2,5 14 65 16 2,5 4 15 52 16 3
5 «Лабиринт» 15 9 42 28 6 3 25 44 28 -
Средняя скорость прохождения по бревну у юношей составляет 1,7 с, что на 0,32 с превышает средний показатель в данном тесте у девушек. Анализ результатов этого теста показал, что у 42% девушек и 39% юношей средний уровень сформированности динамического равновесия. Выполнили тест на уровне выше среднего 33 и 34% соответственно, 19 и 26% соответственно имеют уровень ниже среднего. Очень высокий уровень сформи-рованности динамического равновесия не был отмечен у юношей, а был продемонстрирован только 1% девушек, что, скорее всего, обусловлено наличием в группе испытуемых, девушек, занимающихся видами спорта, способствующими развития динамического равновесия. Так же необходимо отметить, что очень низкий уровень динамического равновесия продемонстрировали лишь 2% юношей, тогда как у девушек это показатель равен 4%. Таким образом можно сделать вывод о необходимости повышения уровня динамического равновесия в процессе реализации концентрированных программ формирования туристских навыков.
Анализ выполнения теста повороты на бревне показал, что 42% девушек выполняют его на среднем уровне, а у юношей этот показатель несколько выше и составляет 55%.
Скорость осуществления поворотов на бревне вправо и влево у юношей составляет 10,6 с и это на 0,89 с лучше, чем у девушек.
Вместе с тем необходимо отметить, что 15% юношей и 22% девушек справились с этим тестом на уровне ниже среднего, а 8 и 10% соответственно имеют очень низкую оценку. Так же необходимо обратить внимание на то, что часть участников тестирования, вообще не смогла справиться с этим тестом. А это значит, что 23% юношей и 32% девушек нуждаются в формирование более высокого уровня динамического равновесия и вестибулярной устойчивости, с целью эффективного освоения туристских навыков.
Результаты выполнения школьниками пробы Ромберга, свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности статического равновесия, которое необходимо для выполнения туристских навыков. Только 34% девушек выполняют пробу на уровне среднего и 31% на уровне ниже среднего. У юношей результаты в этой пробе лучше, так средний уровень имеют 54% испытуемых, однако 27% имеют уровень ниже среднего.
Статическое равновесие в положение аист юноши способны удерживать 0,23 с, что так же на 0,07с превышает устойчивость у девушек.
Данные результаты согласуются с исследованиями Л.Ф. Евтушовой (1967), которая установила, что у лиц мужского пола самый высокий показатель статического равновесия отмечается в 14 лет и сохраняется на таком уровне до 17 лет. Тогда как у девочек, начиная с 14 лет, данный показатель значительно снижается и только к 17 годам достигает уровня 13-летних.
Целенаправленное повышение уровня развития статического и динамического равновесия, а так же вестибулярной устойчивости обучающихся 16-17 лет позволит более эффективно формировать у них туристские навыки необходимые для прохождения таких этапов туристской полосы как: навесная переправа, параллельные перила, горизонтальный маятник, подъем и спуск по склону, траверсирование склона, преодоление болот и скальных участков.
В процессе выполнение синтетического теста, требующего проявления таких координационных способностей как ритмизация движений, сохранение равновесия, пространственная ориентировка, кинетическая дифференцировка, прыгучесть, точность и гармония движений, скорость, чувство времени, способность сосредоточить внимание движений юноши продемонстрировали значительное преимущество над результатом девушек. Так в прыжке с поворотом влево, оно составило 11°. Средний показатель в этом тесте у девушек в прыжке вправо составил 354°, влево 353°. Анализ выполнения данного теста по уровням показал, что 67% девушек и 64% юношей выполняют данный тест на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых координационных способности, проявляемые в этом тесте, сформированы лишь на среднем уровне, и требуют их дальнейшего развития. Наряду с повышением уровня вестибулярной устойчивости и различных видов равновесия, необходимо так же уделить внимание концентрации и переключению внимания в момент выполнения отдельных туристских навыков: определение топографических знаков и знаков бедствия, завязывание туристских узлов, определение азимута и расстояния по карте, определение видов костров и их разведения, оказание доврачебной помощи.
Ориентационные способности юношей, оцениваемые в процессе выполнения теста Лабиринт у девушек так же несколько ниже, чем у юношей. Разница составляет 3 балла. Необходимо отметить, что у 6% девушек эта способность сформирована на очень низком уровне, а 28% и юношей и девушек на уровень ниже среднего. Так же необходимо отметить, что средний уровень ориентационных способностей имеют менее половины испытуемых: 42% девушек и 44% юношей. Такие результаты свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности ориентации в пространстве и необходимости его коррекции в процессе освоения программ формирования туристских навыков, так как это качество является наиболее важным для преодоления туристского маршрута по карте и прохождения
его ключевых точек.
Результатом оценки уровня координационных способностей обучающихся 16-17 лет послужила разработка комплекса упражнений, направленных на повышение уровня статического и динамического равновесия, вестибулярной устойчивости и ориентации в пространстве. Упражнения данного комплекса использовались в трех программах формирования туристских навыков обучающихся 16-17 лет для выполнения норматива ВФСК ГТО туристский поход в разделах технической и специальной физической подготовки. Данные программы были успешно реализованы в мае-июне 2017 года для 225 школьников в девяти экспериментальных группах.
ВЫВОД
Разработанные нами шкалы оценки координационных способностей юношей и девушек 16-17 лет могут использоваться в педагогической практике. Уровень развития исследуемых координационных способностей обучающихся 16-17 лет свидетельствует о необходимости их развития для повышения уровня статического и динамического равновесия, вестибулярной устойчивости, концентрации и переключения внимания, а так же ориентационных способностей в пространстве с целью эффективного освоения следующих туристских навыков: ориентирование по карте, преодоление заболоченных участков и скальных участков, прохождение этапов: навесная переправа, параллельные перила, горизонтальный маятник, подъем, траверс, спуск.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с разным уровнем здоровья : монография / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск : [б.и.], 2000. - 212 с.
2. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : монография / В.Н. Платонов. - Москва : Спорт, 2019. - 656 с.
3. Соболев, С.В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции - пешеходные» : монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. - 134 с.
4. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник / Ю.Н. Федотов, И.Е. Во-стоков, В.А. Таймазов. - Москва : Советский спорт, 2008. - 464 с.
REFERENCES
1. Gorskaya, I.Yu. (2000), Basic coordination abilities of school students with different level of health: monography, Omsk.
2. Platonov, V.N. (2019), Movement abilities and physical preparations of athletes: monography, Sport, Moscow.
3. Sobolev, S.V., Soboleva N.V. and Ryabinina S.K. (2014), Improving the training process in sports tourism in the discipline "Distances - walking", Krasnoyarsk.
4. Fedotov, Yu.N., Vostokov, I.E. and Taymazov, A.V. (2008), Sports and health tourism : textbook, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация. [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2019