Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова Г. К.

В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, с целью выявить образовательные аспекты, способствующие формированию цифровой культуры учащихся средней школы. Проблема исследования обусловлена необходимостью адаптации системы школьного образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. В работе представлен обзор российских и зарубежных публикаций, посвященных вопросам формирования цифровой культуры обучающихся в условиях цифровой трансформации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

The article presents the results of a theoretical analysis carried out as part of a dissertation research in order to identify educational aspects that contribute to the formation of a digital culture of secondary school students. The problem of the study is due to the need to adapt the school education system to the needs of the digital economy and digital society. The paper presents an overview of Russian and foreign publications on the formation of a digital culture of students in the context of the digital transformation of society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Даутова Г.К. студент ЮУрГГПУ Россия, Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В

СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, с целью выявить образовательные аспекты, способствующие формированию цифровой культуры учащихся средней школы. Проблема исследования обусловлена необходимостью адаптации системы школьного образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. В работе представлен обзор российских и зарубежных публикаций, посвященных вопросам формирования цифровой культуры обучающихся в условиях цифровой трансформации общества.

Ключевые слова: цифровая культура; цифровая грамотность; информационно-образовательная среда; информационные ресурсы.

Dautova G.K. student

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Russia, Chelyabinsk

FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

Annotation: The article presents the results of a theoretical analysis carried out as part of a dissertation research in order to identify educational aspects that contribute to the formation of a digital culture of secondary school students. The problem of the study is due to the need to adapt the school education system to the needs of the digital economy and digital society. The paper presents an overview of Russian and foreign publications on the formation of a digital culture of students in the context of the digital transformation of society.

Keywords: digital culture; digital literacy; information and educational environment; informational resources.

Отличительными особенностями современного общества являются его сетевая организация и информационно-коммуникативная направленность, что обусловливает стремительно нарастающую технологизацию социального пространства. В цифровом обществе понятие

«цифровая культура» отражает особый уровень грамотности и компетентности [1]. В последнее время мы наблюдаем процесс изменения требований к умениям обучающихся, на первое место выходит умение организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию. Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования [2]. Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс, способствует повышению уровня цифровой культуры обучающихся.

По мнению немецких ученых Bischof L., Bremer C., Ebert-Steinhübel A., Kerres M., Knutzen S., Krzywinski N., Müller W., Peetz A., Röwert R., Schlass B., Seufert S. «оцифровка» - это общая общественная и глобальная тенденция, которая охватывает практически все сферы жизни и труда и, таким образом, затрагивает обучение во всех учебных заведениях [3].

Ученые Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. определяют цифровую грамотность «как критическое цифровое осмысление окружающего мира, использование цифры в любом виде деятельности. В историческом плане цифровая грамотность базируется на информационной грамотности, под которой традиционно понимают способности и умение человека рационально оценивать свои информационные потребности для последующего извлекания, оценивания и эффективного использования информации с заданными целями» [4].

Автор разделяет мнение европейских ученых о том, что педагогическая компетентность учителей в использовании образовательных технологий имеет решающее значение [5], поскольку «изменение не происходит, если просто поставить учителей в контакт с технологиями» [6]. Действительно, было обнаружено, что начинающие учителя лучше умеют быстро меняться и развиваться, чем более опытные учителя, которые также ссылаются на отсутствие цифровых навыков как на препятствие для использования большего количества образовательных технологий в классе, как системные проблемы, такие как доступ к технологиям и рабочей нагрузке [7].

В настоящее время снижается актуальность применения термина «информатизация». Сегодняшнее поколение с рождения живет и подрастает в цифровом формате. В цифровую эпоху определяющее влияние приобретает формирование особого, своеобразного типа культуры. По мнению авторов В.Ш. Расумова и З.М. Ахмадовой в настоящее время происходит погружение традиционной культуры в цифровую среду, что приводит к формированию новых характеристик привычной культуры [8].

В своих исследованиях Д.Н. Карпова указывает на то, что цифровизация «это глобальный процесс преобразования информации в цифровую форму, который радикально изменяет характер межгрупповых и межличностных взаимоотношений людей». Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основополагающим фактором формирования цифровой культуры выступают именно информационно коммуникационные технологии, органически присущие современному обществу [9].

Опираясь на данные современной педагогики, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени уже накоплен достаточный опыт применения цифровых технологий в образовании. Цифровые технологии используются эффективно только в рамках цифровой среды, которая обеспечивает не только обмен данными между различными информационными системами, но и консолидирует различные цифровые технологии. С учетом вышесказанного, цифровую образовательную среду следует рассматривать как комплекс ресурсов, создающих условия ведения учебного процесса и процесса управления образовательным учреждением.

Цифровизацию образовательного процесса можно рассматривать как трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых средств и технологий, применяемых в образовательном процессе, с другой. Цель такой трансформации заключается в максимально полном использовании потенциала дидактических возможностей цифровых технологий и направлена на максимально возможное их приспособление к эффективному решению педагогических задач.

В ряде случаев такой тип обучающихся самостоятельно формирует свой образовательный маршрут, при этом возможна интеграция учебы, работы и личностного развития.

Очевидно, что в условиях изменяющейся внешней среды, современный человек не может комфортно существовать в обществе, пока информационная культура не станет элементом его общечеловеческой культуры. Современные реалии необходимым условием требуют от системы образования реализации одной из важнейших задач -формирование цифровой культуры.

«Цифровая культура» весьма многогранное понятие и кроме вышеперечисленного, выявляет уровень цифровой компетентности и грамотности.

По мнению Е.Е. Елькиной для анализа уровней цифровой культуры необходимо исследовать влияние интернета и конвергентных технологий на изменение идентичности человека, социальной реальности и культуры как жизненного мира современного человечества [10].

Информационно-коммуникационные технологии, как определяющий фактор формирования цифровой культуры, отражены в работе авторов

И.И. Горловой и А.Л. Зорина. Очевидно, что построение цифрового образовательного процесса основано на новой педагогической науке -цифровой дидактики.

Несмотря на многочисленность публикаций по проблеме формирования цифровой культуры, практически отсутствуют исследования по системному формированию цифровой культуры в рамках школьного образования.

Цифровизация образовательного процесса открывает новые возможности в обучении и преподавании. Информационно -коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение актуализировало необходимость создания новых педагогически значимых методов работы, на передний план обучения выходят совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.

Цели обучения, а также знания и компетенции обучающихся являются отправной точкой для разработки процесса цифрового обучения. Понимание компетенции, знаний и навыков, приобретаемых в результате процесса обучения на основе предыдущей компетенции учащихся, даёт чёткую основу для построения процесса обучения. Ключевой проблемой при проектировании является признание того, что разные учащиеся учатся и достигают компетентности в соответствии с целями по-разному [11].

На основании изучения вышеизложенного, мы можем говорить о необходимости формирования у обучающегося цифровой культуры, как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование выходит на первый план системы школьного образования, что невозможно без принятия информационных ценностей, под которыми мы понимаем специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами информационной деятельности в обществе.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс, способствует повышению уровня цифровой культуры обучающихся.

Использованные источники:

1. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-formirovaniyatsifrovoy-kultury-; http://www.buduschego-pedagoga (дата обращения: 27.10.2020).

2. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России, 2018. № 8 URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf Стр. 107-113.

3. Bischof L., Bremer C., Ebert-Steinhübel A. et al. Iss. 16. Essen: Edition Stifterverband - Verwaltungsgesellschaft für Wissenschaftspflege mbH, 2016.

4. Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Цифровая культура -исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник ГУУ. 2020. №5.

5. Englund, C., Olofsson, A.D., & Price, L. (2017). Teaching with technology in higher education: Understanding conceptual change and development in practice. Higher Education Research and Development, 36(1), 73-87.

6. Marcelo-García, C., Yot-Domínguez, C., & Mayor-Ruiz, C. (2015). University teaching with digital technologies. Comunicar, 23(45), 117-124. https://doi.org/10.3916/C45-2015-12.

7. Marcelo, C., & Yot-Domínguez, C. (2018). From chalk to keyboard in higher education classrooms: Changes and coherence when integrating technological knowledge into pedagogical content knowledge. Journal of Further and Higher Education, 1-14. https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1429584.

8. Расумов В.Ш., Ахмадова З.М. Формирование информационной культуры студентов в контексте цифровизации образования // МНКО. 2020. №4 (83).

9. Карпова Д.Н., Проскурина А.С. Социотехнический поворот в исследовании цифровизации общества // Власть. 2020. №1. URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/sotsiotehnicheskiy-povorot-v-issledovaniitsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 27.10.2020).

10. Е.Е. Елькина Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 2. 2018. Стр. 195-203.

11. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniyaproektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (дата обращения: 23.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.