Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №4, 2012 том 14
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ.
Троицкая Ю.И., Деревянченко С.П.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Волгоград
Роль высшей школы в формировании профессионала в настоящее время обусловлена, во-первых, задачами подготовки личности, умеющей проявлять компетентность, связывать свои действия с ожидаемыми результатами, видеть проблемы, совершенствовать профессиональное мастерство, во-вторых, необходимостью развития таких профессионально важных качеств, которые отвечали бы требованиям быстро меняющегося социума. Подготовка медицинских кадров связана с формированием целостного отношения будущего врача к пациентам в процессе профессиональной подготовки студентов.
Мы провели пилотное социологическое исследование, целью которого было определение роли ценностных ориентаций в процессе развития и становления образа «врача-профессионала».
Для этого нами была разработана оригинальная анкета, вопросы которой помогут выявить условия и закономерности становления личности будущего стоматолога. Анкета содержит 30 вопросов и состоит из 4-х блоков: социальный статус студента; «портрет» будущего стоматолога, который предполагал определение пути восхождения личности студента к профессиональным ценностям, ценностям самореализации; отношение студента к собственному здоровью; паспортная часть. Анкетирование и интервьюирование проводили на стоматологическом факультете Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 105 студентов - стоматологов 4-го курса.
Результаты исследования показали, что социально-демографический портрет опрошенных представляют в основном студенты в возрасте 20-22 лет (81,0 % ответов). Среди других возрастных групп - студенты 23-25 лет составили 15,2 %, «17-19 лет» и «26 и старше» по 1,9 % от общего числа интервьюированных.
С первой попытки на стоматологический факультет поступили 77,1 % респондентов, со второй попытки - 19,1 % опрошенных, а 3,8 % студентов добивались поступления три и более раз. Этот факт говорит о том, что большинство респондентов целенаправленно готовились для поступления в медицинский вуз. 86,5 % респондентов поступили в ВУЗ после школы. Из общего числа опрошенных до поступления в ВолгГМУ среднее специальное медицинское (медсестра, гигиенист, зубной техник) образование имели 11,5 % студентов, среднее специальное или высшее немедицинское образование - 2,0 % студентов.
На вопрос о том, чем объясняется выбор профессии, были получены следующие ответы: первую позицию с результатом 20,0 % занимает альтернатива «обеспечить хорошее материальное положение в жизни», на втором месте выбор профессии «по совету друзей или родителей» (18,1 % ответов). Лишь третье место занимает такой важный ответ, как «продолжение династии» (17,1 % ответов). Далее следуют те, кто «мечтает стать стоматологом с детства» (15,2 % ответов). 5,7% студентов выбрали данную профессию из-за «стремления оказывать помощь людям». 2,7 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Кроме того, 10,5 % студентов предложили свои варианты ответов на вопрос о причине выбора профессии: «сделать человека красивым»; «деваться некуда было»; «мечтает стать врачом, но необязательно стоматологом»; «нравится работать руками».
На вопрос «Если бы потребовалось вновь выбирать профессию» 76,3 % респондентов ответили, что стоматологию выбрали бы вновь; 5,6 % студентов предпочли бы другую медицинскую специальность; а 17,1 % студентов не стали бы связывать свою жизнь с медициной; лишь один затруднился с ответом.
Таким образом, у студентов-стоматологов четвертого курса формируются личностные качества врача, умение оценивать жизненные и профессиональные события, строить перспективы дальнейшей деятельности. Однако материальная заинтересованность у современного поколения преобладает над желанием оказывать помощь людям как определяющим фактором в выборе профессии.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [330]