Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЮНОШЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЮНОШЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / ПРОГРАММА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / UNIVERSITY-STUDENTS / PROGRAM AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS / VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синкевич И. А., Тучкова Т. В.

В статье раскрывается специфика феномена ценностных ориентаций; анализируются социально-психологические условия их формирования в юношеском возрасте. Волонтёрская деятельность рассматривается как средство социализации личности, формирования у молодого поколения системы ценностей, нравственных установок альтруистического поведения и готовности к служению людям. Экспериментальное исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет». Цель исследования заключалась в определении степени значимости ценностных ориентаций для обучающихся вуза. При проведении экспериментального исследования использовались методики: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; «Ценностные ориентации» М. Рокича. В статье представлена программа социально-культурного проекта, содержание которого было реализовано на формирующем этапе экспериментальной работы в условиях онкологического отделения ГОБУЗ «Мурманская детская клиническая больница». Сравнительный анализ результатов исследования до и после реализации программы в экспериментальной группе и метод математической статистики (угловое преобразование Фишера) позволили выявить достоверно значимые различия в показателях степени значимости ценностных ориентаций для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синкевич И. А., Тучкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADOLCENCE VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF VOLUNTEER ACTIVITY

The article reveals the specifics of the phenomenon of value orientations, analyzes the socio-psychological conditions of their formation in adolescence. Volunteer activity is considered as a means of socialization of the individual, the formation of a young generation of a system of values, moral attitudes of altruistic behavior and readiness to serve people. An experimental study was conducted on the basis of FSBEI HE “Murmansk Arctic State University”. The purpose of the study was to determine the degree of importance of value orientations for students of the University. When conducting an experimental study, the following methods were used: “Diagnostics of the real structure of personality's value orientations” by S.S. Bubnova; “Value orientations” by M. Rokich. The article presents the program of a socio-cultural project, the content of which was implemented at the formative stage of experimental work in the oncology department of the Murmansk Children Clinical Hospital. A comparative analysis of the research results before and after the implementation of the program in the control and experimental groups and the method of mathematical statistics (Fisher angular transformation) revealed significant differences in the degree of significance of value orientations for students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЮНОШЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.923.5

Формирование ценностных ориентаций у юношества в процессе волонтерской деятельности

Formation of adolcence value orientations in the process of volunteer activity

Синкевич И.А., Мурманский арктический государственный университет, [email protected]

Тучкова Т.В.,Мурманский арктический государственный университет, [email protected]

Sinkevich I., Murmansk Arctic State University», [email protected]

Tuchkova T., Murmansk Arctic State University, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.032

Ключевые слова: ценностные ориентации, обучающиеся вуза, программа и социально-психологические условия формирования ценностных ориентаций, волонтерская деятельность.

Keywords: value orientations, University-students, program and socio-psychological conditions for the formation of value orientations, volunteer activities.

Аннотация. В статье раскрывается специфика феномена ценностных ориентаций; анализируются социально-психологические условия их формирования в юношеском возрасте. Волонтёрская деятельность рассматривается как средство социализации личности, формирования у молодого поколения системы ценностей, нравственных установок альтруистического поведения и готовности к служению людям. Экспериментальное исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет». Цель исследования заключалась в определении степени значимости ценностных ориентаций для обучающихся вуза. При проведении экспериментального исследования использовались методики: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; «Ценностные ориентации» М. Рокича. В статье представлена программа социально-культурного проекта, содержание которого было реализовано на формирующем этапе экспериментальной работы в условиях онкологического отделения ГОБУЗ «Мурманская детская клиническая больница». Сравнительный анализ результатов исследования до и после реализации программы в экспериментальной группе и метод математической статистики (угловое преобразование Фишера) позволили выявить достоверно значимые различия в показателях степени значимости ценностных ориентаций для обучающихся.

Abstract. The article reveals the specifics of the phenomenon of value orientations, analyzes the socio-psychological conditions of their formation in adolescence. Volunteer activity is considered as a means of socialization of the individual, the formation of a young generation of a system of values, moral attitudes of altruistic behavior and readiness to serve people. An experimental study was conducted on the basis of FSBEI HE "Murmansk Arctic State University". The purpose of the study was to determine the degree of importance of value orientations for students of the University. When conducting an experimental study, the following methods were used: "Diagnostics of the real structure of personality's value orientations" by S.S. Bubnova; "Value orientations" by M. Rokich. The article presents the program of a socio-cultural project, the content of which was implemented at the formative stage of experimental work in the oncology department of the Murmansk Children Clinical Hospital. A comparative analysis of the research results before and after the implementation of the program in the control and experimental groups and the method of mathematical statistics (Fisher angular transformation) revealed significant differences in the degree of significance of value orientations for students.

Введение. В связи с происходящими в современном мире глобальными

преобразованиями в социально-экономической и политической сферах проблема ценностей и ценностных ориентаций занимает важное место в науках, изучающих человека и общество. Ценностные ориентации задают вектор развития в сфере культуры, образования, науки, искусства, религии политики, спорта, профессионального развития личности, определения жизненной стратегии людей.

Исследованию ценностных ориентаций волонтеров посвящены работы Р.И. Амировой [1], И.С. Артюховой [2], ТВ. Бабиной [3], Е.И. Головаха [6], Н.И. Горловой [7] и др. Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию

выполняющих эту деятельность граждан (волонтеров). В современных условиях волонтёрство является одной из основных форм проявления социальной активности людей во всем мире. Для информирования о возможностях вовлечения молодежи в практику волонтерской деятельности созданы различные проекты: «Доброволец России», «Технология добра» и др. (официальный сайт конкурса проектов «Доброволец России». URL: https:// проекты.добровольцы россии.рф (дата обращения 24.02.2019).

Волонтёрская деятельность, выполняя нравственную функцию укоренения в молодёжной среде фундаментальных ценностей -милосердия, справедливости, гуманности, отзывчивости, доброты, стала значимым ресурсом саморазвития личности и общества. Волонтёры являются наиболее энергичной и дееспособной социальной силой, потому вопросы о том, что представляют собой ценностные ориентации современных волонтёров, благодаря каким социально-психологическим условиям они формируются, требуют внимательного изучения.

Материалы и методы исследования. Анализируя позиции ученых, следует заметить, что волонтерская деятельность предполагает проявление альтруистического поведения и готовности к служению людям - приоритетной для волонтеров ценностной ориентации, наличие которой создает благоприятные условия для развития личности. По утверждению А.В. Сычевой [9], наиболее значимым показателем сформированности ценностных ориентаций является желание осуществлять бескорыстную помощь и поддержку, которые становятся неотъемлемым атрибутом нравственного развития личности и основой для осуществления волонтёрской деятельности.

С.И. Богдан отмечает, что волонтёрство позволяет формировать устойчивые социальные установки как у самих волонтеров, так и у юношей, вовлекаемых в массовые мероприятия социальной направленности (пропаганда

здорового образа жизни, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, безопасности на дорогах и т.д. [4].

Исследование И.М. Яковлевой показало, что ведущими в иерархии ценностей волонтеров являются следующие: уверенность в себе; развитие и самосовершенствование;

жизнерадостность и чувство юмора; широта знаний и взглядов. К отвергаемым ценностям относятся материальная обеспеченность и общественное признание. Не считаются значимыми такие социально одобряемые ценности, как дисциплинированность, исполнительность и аккуратность [10].

Для проведения экспериментального исследования нами были выбраны следующие методики: 1) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой [5]; 2) «Ценностные ориентации» М. Рокича [8]. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (далее МАГУ). Выборку составили 48 обучающихся в возрасте от 18 до 23 лет (24 человека в контрольной группе и 24 человека в экспериментальной; в экспериментальную группу вошли желающие заняться волонтерской деятельностью).

Результаты исследования. При исследовании структуры ценностных ориентаций у юношества с помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» получены данные о степени их выраженности у обучающихся контрольной и экспериментальной групп, представленные на рисунке 1. Проанализировав результаты исследования, можно отметить различия в степени выраженности ценностных ориентаций у обучающихся.

У респондентов экспериментальной группы преобладающими являются показатели степени выраженности таких ценностных ориентаций, как приятное времяпрепрепровождение (54%), поиск и наслаждение прекрасным (50%); в контрольной группе - приятное времяпрепрепровождение (56%).

Рисунок 1. - Показатели степени выраженности ценностных ориентаций у обучающихся контрольной и

экспериментальной групп (методика С.С. Бубновой)

Рисунок 2. - Показатели степени значимости терминальных ценностей для обучающихся контрольной и экспериментальной групп (методика М. Рокича)

На рисунке 2 представлены результаты исследования терминальных ценностей у обучающихся контрольной и экспериментальной групп по методике М. Рокича. Терминальные ценности отражают цели, которые человек стремится достичь в жизни.

Анализируя результаты исследования терминальных ценностей, можно сделать выводы: 1. В контрольной группе наиболее значимыми являются ценности жизненной мудрости (50%), красоты природы и искусства (52%), наличия хороших и верных друзей (58%), познания (52%), продуктивной жизни (66%), развития, совершенствования (50%), развлечений, отсутствия обязанностей (54%), свободы (самостоятельности) (52%), счастья других (57%),

творчества (52%).

2. В экспериментальной группе в большей степени актуализированы следующие ценности: интересная работа (50%), красота природы и искусства (51%), наличие хороших и верных друзей (50%), общественное признание познание (50%), продуктивная жизнь (50%), развитие, совершенствование (52%), развлечения, отсутствие обязанностей (56%), свобода, самостоятельность (58%), счастье других (55%), творчество (50%).

На рисунке 3 представлены данные исследования инструментальных ценностей обучающихся контрольной и экспериментальной групп по методике М. Рокича.

Рисунок 3. - Показатели степени значимости инструментальных ценностей для обучающихся контрольной

и экспериментальной групп (методика М.Рокича)

Инструментальные ценности являются средствами (инструментами) для достижения целей. В контрольной группе преобладают показатели, свидетельствующие о

приоритетности в выборах таких ценностей, как исполнительность (60%), твердая воля (54%); в экспериментальной группе так же более выражены показатели, подтверждающие значимость исполнительности (58%), твердой воли (60%) как ценностей.

Далее была разработана программа, направленная на развитие ценностных ориентаций у юношества в процессе волонтёрской деятельности. В 2018 году обучающиеся ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» выиграли грант Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежи). «Социально-культурный проект «Солнечные лики» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2018 году в номинации «Поддержка молодежных студенческих инициатив». Реализовывался проект волонтёрами в онкологическом отделении государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманская детская клиническая больница».

Представим краткую аннотацию проекта. Актуальность работы в рамках данного проекта обусловлена рядом факторов. У тяжелобольных детей и их родителей теряется социальная полнота жизни, ограничиваются количество и качество связей с обществом, снижается уровень эмоционального благополучия. Дети с проблемами физического здоровья, находящиеся на лечении в условиях стационара в онкологическом отделении, испытывают на себе влияние ряда негативных факторов: выход из зоны комфорта и необходимость адаптации к новым условиям больницы, меняющемуся персоналу; строгая регламентация их жизнедеятельности; отрыв от родителей, учебных и иных занятий; проведение сложных медицинских процедур, ограничение

двигательной активности. Вследствие этого, кроме физического недомогания, дети испытывают стресс, переживают разочарование, протест из-за невозможности продолжить привычную активность, страх, тревогу, колебания настроения, трудности общения и т.д. Появление такого рода симптомов мешает обследованию, лечению, затягивает процесс выздоровления детей. Родители тяжелобольных детей находятся в состоянии повышенной тревожности, страха за их здоровье, испытывают усталость,

опустошённость, чувство вины из-за болезни, печаль и другие отрицательные эмоции. Дети и их родители нуждаются в общении, поддержке, в добром отношении и положительных эмоциях, в занятиях творческими видами деятельности, чтобы они могли ощутить полноценность своей жизни.

Актуальность участия молодёжи в данном проекте заключалась в снижении остроты проблем, связанных с её инфантильностью, пассивностью жизненной позиции,

затруднениями в поиске путей самореализации. Основные целевые группы, на которые направлен проект: 1) дети от 3-х до 18 лет, проходящие лечение в государственном областном бюджетном учреждении здравоохранения «Мурманская детская клиническая больница» в онкологическом отделении; 2) родители детей, находящихся в ГОБУЗ «МДКБ»; 3) молодёжь г. Мурманска.

Основная цель проекта - повышение уровня психологического благополучия у детей, находящихся в условиях стационара, оптимизация эмоционального состояния их родителей. Задачи проекта: 1) регулирование эмоциональных состояний детей и родителей; 2) активизация адаптивных и компенсаторных возможностей детей в ходе лечения на основе их включения в процесс творчества; 3) оказание психологической поддержки в развитии творческого потенциала детей; 4) организация процесса сотворчества детей и родителей; 5) формирование активной жизненной позиции и ценностных ориентаций у молодёжи; 6) обучение волонтёров навыкам общения и организации досуговой деятельности с разными социальными группами.

Представим методы реализации проекта:

1. Проведение обучающего семинара для пилотной команды проекта волонтёров МАГУ с элементами тренинга по теме: «Особенности взаимодействия с тяжелобольными детьми, находящимися на лечении в условиях стационара». Организаторы: преподаватели кафедры психологии МАГУ.

2. Создание группы в социальной сети «Вконтакте»; публикация статьи в газете; подготовка одного видео-сюжета в СМИ о реализации проекта. Положительное позиционирование проекта в информационной среде города Мурманска и региона.

3. Разработка авторских сценариев для проведения мероприятий членами пилотной команды проекта один раз в месяц.

4. Показ театрализованных представлений для детей.

5. Организация и проведение совместных занятий изобразительной деятельностью для детей и родителей «Наши руки не для скуки».

6. Кинотерапия «Доброфильм»: просмотры мультипликационных и видеофильмов, направленных на нравственное, интеллектуальное развитие детей, и их обсуждение.

7. Игротерапия «Моя игра»: организация игрового взаимодействия детей и родителей.

8. Мастерские по созданию шоу мыльных пузырей, освоению фокусов, обучение детей и родителей азам проведения названного шоу.

Проведя анализ работы волонтёров, можно отметить её результативность, свидетельством которой являются количественные и качественные показатели добровольческой деятельности.

1. Количественные показатели реализации проекта: создана группа в социальной сети «Вконтакте» (120 подписчиков); организовано и проведено 4 театрализованных представления, 3 кинопоказа, 3 занятия изобразительной деятельностью, 2 занятия игротерапией, 3 мастерских по созданию шоу мыльных пузырей, освоению фокусов; студенты МАГУ работали в команде проекта (24 человека); активная молодёжь города Мурманска присоединилась к

Проанализировав данные исследования, можно сделать вывод о том, что реализация программы прошла успешно. Систематическая работа в больнице с детьми и их родителями в качестве волонтёров оказала влияние на степень выраженности ряда ценностных ориентаций, показатели которых возросли по сравнению с данными констатирующего этапа исследования:

реализации проекта - 10 человек участвовало в волонтерской деятельности; мероприятиями были охвачены дети, находящиеся в онкологическом отделении ГОБУЗ «МДКБ», и их родители ~ 30 человек; сделана публикация 1 статьи в газете «Мурманский вестник» о реализации социально-культурного проекта «Солнечные лики»; размещен 1 видеосюжет о работе в проекте в социальной сети «Вконтакте» и на официальном сайте «МАГУ».

2. Качественные показатели реализации проекта: приобретен уверенный опыт организации волонтерской деятельности представителями активной молодёжи; освоены умения взаимодействия с тяжелобольными детьми и их родителями, представителями активной молодёжи; повышен уровень эмоционального благополучия у детей, находящихся в стационаре, и их родителей; установлены дружеские отношения между участниками проекта.

После реализации программы нами был сделан повторный эмпирический срез по выявлению степени выраженности ценностных ориентаций у обучающихся МАГУ (контрольной и экспериментальной групп) и осуществлен сравнительный анализ результатов исследования, которые представлены на рисунке 4.

помощь и милосердие к другим (80%), познание нового в мире, природе, человеке (73%), признание и уважение людей, влияние на окружающих (78%), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (68%), общение (78%), здоровье (76%). В контрольной группе наметился незначительный прирост в показателях степени выраженности

Рисунок 4. - Показатели выраженности ценностных ориентаций обучающихся экспериментальной группы до и после эксперимента (методика С.С. Бубновой)

ценностных ориентаций.

На рисунке 5 видны изменения в показателях степени значимости терминальных ценностей по методике М. Рокича в экспериментальной группе до и после эксперимента. Данные свидетельствуют о значимости для респондентов терминальных ценностных ориентаций, таких как: жизненная мудрость (70%), здоровье (56%), интересная работа (78%), красота природы и искусства (80%), любовь (82%), наличие хороших и верных друзей (78%), общественное признание (76%), познание (78%), продуктивная жизнь (85%), развитие, совершенствование (78%), свобода, самостоятельность (83%). Это обусловлено тем, что деятельность волонтёров

проходила в условиях онкологического отделения, где они постоянно наблюдали за серьёзно болеющими детьми и прониклись мыслью о ценности здоровья.

Самостоятельно организованная работа, совместное творческое взаимодействие волонтёров при разработке сценариев, подборе, изготовлении атрибутов для занятий и спектаклей, благодарные отклики родителей, персонала и детей по поводу проведённых мероприятий повысили степень значимости вышеуказанных ценностей. В контрольной группе наметился незначительный прирост в показателях степени значимости терминальных ценностных ориентаций.

Рисунок 5. - Показатели степени значимости терминальных ценностей для обучающихся в контрольной

и экспериментальной группах (методика М.Рокича)

На рисунке 6 видны возросшие показатели значимости инструментальных ценностей в экспериментальной группе, таких как: аккуратность (64%), воспитанность (68%),

исполнительность (88%), независимость (72%), ответственность (64%), рационализм (74%), самоконтроль (66%), твердая воля (88%).

Рисунок 6. - Показатели степени значимости инструментальных ценностей для обучающихся экспериментальной группы до и после эксперимента (методика М.Рокича)

Достоверность различий показателей степени значимости ценностных ориентаций

обучающихся в экспериментальной группе до и после реализации программы была подтверждена с помощью углового преобразования Фишера (от ф*эмп.=2,25, ф*эмп.<ф*кр. при p=0,01 до ф*эмп.=4,36, ф*эмп.>ф*кр. при p<0,01).

Заключение. Процесс формирования ценностных ориентаций многомерен, обусловлен влиянием разных факторов, к числу которых можно отнести объективные (обучение, общение, включение в деятельность) и субъективные (особенности мотивационно -потребностной сферы). Волонтёрская деятельность по своей социально-психологической природе

благоприятствует формированию у юношества ценностных ориентаций или способствует повышению степени значимости терминальных и инструментальных ценностей. В заключение хотелось бы отметить следующее: реализация социально-культурного проекта «Солнечные лики» вдохновила студентов Мурманского арктического государственного университета на продолжение волонтёрской деятельности в ГОБУЗ «Мурманская детская клиническая больница» не только в онкологическом, но и в терапевтическом отделении. В планах волонтёров МАГУ - подготовка творческих проектов для реализации их в дошкольных образовательных организациях.

Литература:

1. Амирова Р.И. Волонтерство как инновационная практика в России / Р.И. Амирова // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований / Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 80-81.

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2016. - № 4. - С.78-80.

3. Бабина Т.В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности: сборник статей I / Т.В. Бабина // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - № 3. -С. 43-45.

4. Богдан С.И. Современные тенденции становления ценностных ориентаций и адаптационных особенностей личности (на примере студенчества Восточного Казахстана): Монография / С.И. Богдан. - Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, 2016. - 142 с.

5. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов / О.В. Бубновская // Система ценностей современного общества. -

2016. - № 25. - С. 168-173.

6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. -2016. - № 5. - С. 256-269.

7. Горлова Н.И. Исторический обзор деятельности волонтерских и общественных объединений в области природоохранной деятельности: сборник / Н.И. Горлова, Е.В. Красавина // EUROPEAN RESEARCH / Материалы ХШ Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - № 1. - С. 185-190.

8. Сатимбаева Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. - 2017. - № 43. - С. 113— 115.

9. Сычева А.В. Добровольческое движение в молодежной среде / А.В. Сычева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 255-262.

10. Яковлева И.М. Волонтерская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра / И.М. Яковлева, О.В. Караневская, Ю.А. Афанасьева // Высшее образование в России. - 2017. -№ 8/9. - С. 152-158.

References:

1. Amirova R.I. Volonterstvo kak innovacionnaya praktika v Rossii / R.I. Amirova // Nauchnaya my' sl' XXI veka: rezul'taty' fundamental'ny'x i prikladny'x issledovanij / Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2017. - Р. 80-81.

2. Artyuxova I.S. Cennosti i vospitanie / I.S. Artyuxova // Pedagogika. - 2016. - № 4. - Р. 78-80.

3. Babina T.V. Metody' ocenki social'noj i e'konomicheskoj e'ffektivnosti dobrovol'cheskoj deyatel'nosti: sbornik statej / T.V. Babina // Problemy' e'ffektivnogo ispol'zovaniya nauchnogo potenciala obshhestva // Materialy' Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 2018. - № 3. - Р. 43-45.

4. Bogdan S.I. Sovremenny'e tendencii stanovleniya cennostny'x orientacij i adaptacionny'x osobennostej lichnosti (na primere studenchestva Vostochnogo Kazaxstana): Monografiya / S.I. Bogdan. - Ust'-Kamenogorsk: Vostochno-Kazaxstanskij

gosudarstvenny'j universitet imeni S. Amanzholova, 2016. - 142 р.

5. Bubnovskaya O.V. Issledovanie vzaimosvyazi cennostny'x i smy'slozhiznenny'x orientacij studentov / O.V.

Butaravskaya // Sistema cennostej sovremennogo obshhestva. -

2016. - № 25. - Р. 168-173.

6. Golovaxa E.I. Zhiznennaya perspektiva i cennostny'e orientacii lichnosti / E.I. Golovaxa // Psixologiya lichnosti v trudax otechestvenny'x psixologov. - 2016. - № 5. - Р. 256-269.

7. Gorlova N.I. Istoricheskij obzor deyatel'nosti volonterskix i obshhestvenny'x ob''edinenij v oblasti prirodooxrannoj deyatel'nosti: sbornik / N.I. Gorlova, E.V. Krasavina // EUROPEAN RESEARCH / Materialy' ХШ Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -

2017. - № 1. - Р. 185-190.

8. Satimbaeva Yu. Klassifikaciya metodov obucheniya / Yu. Satimbaeva // Molodoj ucheny'j. - 2017. - № 43. - Р. 113115.

9. Sy'cheva A.V. Dobrovol'cheskoe dvizhenie v molodezhnoj srede / A.V. Sy'cheva // Izvestiya TulGU. Gumanitarny'e nauki. - 2016. - № 1. - Р. 255-262.

10. Yakovleva I.M. Volonterskaya deyatel'nost' studentov po soprovozhdeniyu detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra / I.M. Yakovleva, O.V. Karanevskaya, Yu.A. Afanas'eva // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 8/9. - Р. 152-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.