Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к достояниям культуры на уроках истории и музыки посредством ИКТ'

Формирование ценностного отношения к достояниям культуры на уроках истории и музыки посредством ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова Светлана Ивановна, Чепайкина Наталья Геннадьевна

В данной статье представлены возможности использования ИКТ на уроках истории и музыки в рамках деятельностного подхода при изучении достижений мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives the possibilities of using Information Computer Technologies at history and music lessons. They an given in frames of activity method for learning achievements of world culture.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к достояниям культуры на уроках истории и музыки посредством ИКТ»

130

ИТО Марий Эл - 2011

Формирование ценностного отношения к достояниям

КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ

Мочалова Светлана Ивановна (mosi24@rambler.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», Республика Марий Эл Чепайкина Наталья Геннадьевна (chepppi@mail.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», Республика Марий Эл

В данной статье представлены возможности использования ИКТ на уроках истории и музыки в рамках деятельностного подхода при изучении достижений мировой культуры.

This article gives the possibilities of using Information Computer Technologies at history and music lessons. They an given in frames of activity method for learning achievements of world culture.

Уроки, посвященные истории и развитию культуры, помогают человеку, вступающему в жизнь, открыть для себя культурные достояния всего мирового сообщества, учат гордиться замечательными творениями наших предков, убеждают обучающихся в том, что культура прошлых веков является неотъемлемой частью современной культуры.

Успех исторического и эстетического обучения зависит от умения учителя эффективно использовать современные технологии, наглядный материал, методические приемы и формы обучения. Творческий подход должен проявляться и в отборе материала урока, вычленении в нем главное из огромного количества достижений человечества.

Процесс перехода к новым образовательным стандартам способствует совершенствованию педагога в использовании инновационных технологий в рамках деятельностного подхода. Интегративные формы преподавания по разным учебным дисциплинам подталкивают современного учителя использовать в совокупности информационные и образовательные технологии. Главным для школьника становится умение применять полученные знания, не менее важным является добывание информации, ее интерпретация. Из пассивно обучающегося ученик превращается в активного субъекта образовательного процесса, у которого в процессе познания складывается своя система ценностей. Активные способы действий ученика (планирование, прогнозирование, анализ, синтез) направлены на реализацию личностно-деятельностного подхода. «Самостоятельность головы учащегося - единственно прочное основание всякого плодотворного учения», -говорил К. Д. Ушинский.

Активизирует познавательный процесс, мотивируют обучающихся к изучению предметов гуманитарного и эстетического циклов использование развивающих и обучающих программ. Преимущества таких технологий, по сравнению с традиционными, довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры, живописи, сопровождение их текстовой информацией и музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и дает возможность самостоятельно получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний, к ним можно отнести и многообразие организационных форм и методических приемов в работе с обучающимися. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, схемами, подвижными графиками - дополнительное средство развития образного мышления.

Мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Просвещение-МЕДИА», «МедиаХауз», «Новый диск» и др. имеют такие положительные моменты, как:

- представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;

- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;

- работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;

- интерактивность - активная роль пользователя.

Электронные энциклопедии, словари, справочники являются одним из основных источников дополнительных знаний по мировой культуре. Энциклопедии-путеводители позволяют совершить виртуальное путешествие в разные уголки земного шара. В разных поисковых системах можно найти сайты, созданные не только профессионалами, но и любителями истории культуры. На уроках духовного просвещения подрастающего поколения очень важны визуальные и звуковые способы передачи информации. Через зрительные образы и звуки мы воспринимаем окружающий мир во всем его многообразии. Воздействуя таким образом на ученика, учитель облегчает процесс запоминания, развивает чувство прекрасного. Восприятие искусства без этого невозможно. Ученик «погружается» в ту или иную историческую эпоху, «посещает» разные страны. Тем самым он становится сопричастным к достояниям мировой и отечественной культуры.

Использование «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» на 10-ти CD, «Большой Советской Энциклопедии» на 3-х CD, «Энциклопедии современной музыки» на 2-х CD и др. позволяет:

- поддерживать удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

- имеет удобную систему навигации на основе гиперссылок;

- поддерживает функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;

- включает в себя аудио- и видеофрагменты;

- включает викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

Использование интернет-ресурсов значительно расширяет познавательные возможности ученика, позволяет свободно реализовать проектные и модульные технологии. Интернет-ресурсы активно используются для организации дистанционного обучения и общения в чате, что способствует обновлению содержания предметов история и музыка. Индивидуализация процесса обучения дает большую самостоятельность в деятельности школьника.

Невозможно представить без использования ИКТ проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Более полное раскрытие вопросов и проблем духовной жизни происходит через использование метода проектирования, как творческого, поискового, конструкторского, исследовательского вида деятельности. Это дает определенные результаты: у современного школьника совершенствуются исследовательские умения; навыки работы в команде; навыки общения (развитие навыков презентации и работы с аудиторией); формируется интерес к изучению общества в ее различных сферах.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к музыке и истории, способствует их активизации, а следовательно, и улучшает качество знаний учеников по предметам.

Способов использования информационно-коммуникационных технологий в практике учителя истории и учителя музыки великое множество. Главным на сегодняшний день становится готовность и способность учителя грамотно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Литература

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.