Научная статья на тему 'Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода'

Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР / ТЕХНОЛОГИЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВОЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Вячеславовна

На основе анализа теоретического материала рассматривается сущность компетентностного подхода в современном профессиональном образовании. Делается вывод о необходимости формирования ценностно-смысловых компетенций у курсантов военного вуза на основе компетентностного подхода. Представлена модель формирования ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров, включающая целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный блок. Раскрывается специфика содержания данной модели. Отмечается, что прогностическая функция данной модели состоит в реализации технологии формирования ценностно-смысловых компетенций в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE VALUE MEANING COMPETENCES IN THE STUDENTS OF MILITARY HIGHER SCHOOLS FROM THE COMPETENCE APPROACH PERSPECTIVE

The essence of the competence approach in the contemporary professional education is discussed on the basis of theoretical analysis. It is concluded that the value meaning competences of the military higher school students must be formed on the basis of the competence approach. The presented model of forming the value meaning competences of the future military engineers includes the following components: purpose, content and process, results and assessment. The specics of this model are revealed. It is noted, that the prognostic function of the model is realization of the technology of forming the value meaning competences in the process of studying the humanitarian subjects

Текст научной работы на тему «Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-152-159

УДК 378 ББК 74.480

Е.В. Максимова

(Пензенский артиллерийский инженерный институт, г. Пенза, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

На основе анализа теоретического материала рассматривается сущность компе-тентностного подхода в современном профессиональном образовании. Делается вывод о необходимости формирования ценностно-смысловых компетенций у курсантов военного вуза на основе компетентностного подхода. Представлена модель формирования ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров, включающая целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный блок. Раскрывается специфика содержания данной модели. Отмечается, что прогностическая функция данной модели состоит в реализации технологии формирования ценностно-смысловых компетенций в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока.

Ключевые слова: компетентностный подход, модель, ценностно-смысловые компетенции, военный инженер, технология, военный вуз, гуманитарные дисциплины, военная профессиональная деятельность.

E.V. Maksimova

(Pensa Artillery Engineering Institute, Pensa, Russia)

FORMING THE VALUE MEANING COMPETENCES

IN THE STUDENTS OF MILITARY HIGHER SCHOOLS FROM

THE COMPETENCE APPROACH PERSPECTIVE

The essence of the competence approach in the contemporary professional education is discussed on the basis of theoretical analysis. It is concluded that the value meaning competences of the military higher school students must be formed on the basis of the competence approach. The presented model of forming the value meaning competences of the future military engineers includes the following components: purpose, content and process, results and assessment. g The specifics of this model are revealed. It is noted, that the prognostic function of the model I is realization of the technology of forming the value meaning competences in the process of § studying the humanitarian subjects.

Keywords: competence approach, model, value meaning competences, military engineer, ixi technology, military higher school, humanitarian subjects, military professional activities.

Процесс динамичной модернизации структуры и содержания деятельности основных социальных институтов общества затронул все сферы самореализации личности. В том числе, сферу военной профессиональной деятельности. Характерной особенностью современного этапа военной профессиональной деятельности является готовность к практическому применению полученных в процессе военно-профессиональной подготовки знаний, профессионально-значимых умений и компетенций. Однако существует ещё проблема профессиональной зрелости военных инженеров -важнейший аспект практико-ориенти-рованной подготовки специалистов военных вузов России, учитывая то, что сегодняшние курсанты являются свидетелями кардинальной смены ценностей и ориентиров жизни. В условиях модернизации системы профессиональной подготовки военных инженерных кадров представляется необходимым по-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки в сознание обучающихся курсантов, ориентированных на постоянный профессиональный рост и саморазвитие [3, с. 326-329]. Компетент-ностный подход - это социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики (В.И. Байденко, ВВ. Рябов, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков), ориентированных на самообразование и творческую деятельность (Д.А. Махотин, Ю.В. Фролов). Обобщив мнения как отечественных, так и зарубежных учёных (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, НА. Селезнева, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Д.А. Махотин, В.П. Колесов, материалы проекта TUNING) становится понятным, что эти качества можно обобщить понятием «ценностно-смысловые компетенции», что, в конечном итоге, и определяет цели образования. Построение образовательного процесса современного военного вуза на основе компетентностного подхода привело к изменению целей профес-

сиональной подготовки будущего военного инженера. Актуальным становится поиск и использование дополнительных ресурсов образовательного процесса, которые могут стать средством формирования составляющих компетентности [5].

По мере введения компетентностного подхода в нормативную и практическую базу образования обосновывается и уточняется содержание образования. Достаточно функциональную и стройную систему социально-профессиональных единиц как конструктивных элементов обновления содержания профессионального образования была предложена коллективом под руководством Э.Ф. Зеера [2, с. 48]. Среди данных конструктов названы базовые (ключевые) компетентности, социально-профессиональные, в том числе, ключевые компетенции и, наконец, ключевые квалификации.

Ключевые компетентности выражают степень теоретико-прикладной подготовленности к деятельности на уровне функциональной грамотности посредством использования имеющихся у человека знаний, умений, опыта. Выделяются следующие виды компетентностей: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и пр.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В данном случае в компетентности интегрируется когнитивный, предметно-

го ч

о

X

ч о с о

0

1

13

s о

IT I

<u с

0 о F " fc in

§ х

X -П

<u х

IT I

<g 8

1 m

ro 99

m о

¡^ £

^ ro

I °

x ^

практический и личностный опыт личности. При этом «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» [4, а 10-12].

Профессиональная компетентность будущего военного инженера является ключевой в его профессиональной подготовке. Формирование ценностно-смысловых компетенций, в составе профессиональной компетентности, характеризует качество и уровень профессиональной подготовки, потому что современный военный инженер должен быть готов не тол ь-ко к боевым действиям, но и к реализации умственной деятельности, осуществляемой на высоком ценностно-смысловом уровне. Ценностно-смысловые компетенции обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества [7, а 164]. Ориентация на формирование ценностно-смысловых компетенций у будущих военных инженеров приоритетно признаётся за блоком гуманитарных дисциплин.

Вопросам содержания и технологий высшегопрофессиональногообразования посвящены труды С.И. Архангельского,

A. А. Вербицкого, В.В. Карпова, Н.В. Кузьминой, И.Б. Моргунова, Ю.Л. Полевого,

B.М. Соколова, А.И. Субетто, С.А. Тихомирова и др. Определенный вклад в решение названной проблемы внесен военными педагогами-исследователями

A.В. Барабанщиковым, В.В. Гусевым,

2 В.П. Давыдовым, А.И. Каменевым, Н.И. Ко-

1 нюховым, О.А. Козловым, П.А. Корчем-

о

го ным, В.М. Косухиным, Л.Г. Лаптевым,

B.Г. Михайловским, П.И. Образцовым

ш и др.

В современном психолого-педагогическом знания рассматриваются различные аспекты проблемы формирования ценностно-смысловых компетенций личности, что в частности отражено в исследованиях В.В. Беспалько, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.А. Чошанова. Однако отдельные её аспекты остаются малоизученными. Прежде всего, нет чёткого определения структуры и содержания ценностно-смысловых компетенций, их компонентного состава, а также критериев и показателей их сформированно-сти, проявляющихся в профессиональной деятельности военных инженеров; не существует достаточного теоретико-методологического и практического обоснования формирования ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока.

Ценностно-смысловые компетенции обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества [7, с. 164].

После проведения анализа различных точек зрения по определению понятия ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров были уточнены и конкретизированы их сущность, содержание и структура; рассмотрен процесс формирования ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с использованием педагогического потенциала дисциплин гуманитарного блока; выявлены и научно обоснованы теоретические основы модели формирования ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов (рис. 1).

_СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК_

Содержание работы по формированию ценностно-смысловых компетенций

ЦЕЛЬ: формирование ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров

_в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока_

Основные задачи профессиональной подготовки

Формирование готовности к реализации профессиональных компетенций

Формирование готовности к реализации социального взаимодействия

Формирование готовности к реализации ценностно-смысловых компетенций

Интерактивные методы обучения:

1) дискуссионные (дискуссия, доклад, эссе, проект);

2) игровые (деловые игры,

Средства обучения: современные мультимедийные комплексы

Формы организации учебной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.

ролевые игры, круглый стол)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

1) информационно-содержательное согласование тематических планов изучения дисциплин гуманитарного блока с дисциплинами общепрофессионального и профессионального блоков, во взаимосвязи с формируемыми ценностно-смысловыми компетенциями;

2) организация процесса изучения дисциплин гуманитарного блока на основе компетент-ностного, личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов;

3) реализация технологического подхода к профессиональной подготовке, направленного на формирование ценностно-смысловых компетенций;

4) осуществление выбора специальных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока._

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерии сформированности ценностно-смысловых компетенций

Когнитивный

Деятельностно-творческий

Эмоционально-

ценностный (мотивационный)

компетенции:

Способность и готовность:

1) к абстрактному мышлению, анализу, синтезу для осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности;

2) к межличностному и межкультурному взаимодействию;

3) к применению базовых положениях теории гуманитарных наук в сфере профессиональной деятельности.

Способность и готовность:

1) нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

2) использовать основы знаний для саморазвития и самореализации, для использования творческого потенциала;

3) стремиться к профессиональному и служебному росту;

4) руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия._

Способность

и готовность:

1) беспрекословно исполнять приказы командиров;

2) добросовестно выполнять гражданский и воинский долг;

3) понимать социальную значимость профессии офицера и личную ответственность за защиту Отечества.

Уровни сформированности ценностно-смысловых компетенций: высокий, средний, низкий Результат: положительная динамика формирования ценностно-смысловых компетенций

Рис. 1. Модель формирования ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока

° £ ^ го

I °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го со о

о го

т ш

Первый блок разработанной нами модели определяет цель: формирование ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач профессиональной подготовки: формирование готовности к реализации профессиональных компетенций; формирование готовности к реализации социального взаимодействия; формирование готовности к реализации ценностно-смысловых компетенций.

В контексте нашего исследования необходимо было определить перечень ценностно-смысловых компетенций, формируемых в процессе профессиональной подготовки. Состав ценностно-смысловых компетенций определён с опорой на перечень ключевых компетенций, которые трактуются как наиболее общие способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности; на классификацию, рекомендованную для разработки проектов ФГОС ВО; на классификацию, предложенную Советом Европы (Болонское соглашение).

В результате сопоставительного анализа всех вышеуказанных классификаций и основной профессиональной образовательной программы подготовки военного инженера были определены следующие ценностно-смысловые компетенции:

способность и готовность: 1) к абстрактному мышлению, анализу, синтезу для осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности; 2) к межличностному и межкультурному взаимодействию; 3) к применению базовых положениях теории гуманитарных наук в сфере профессиональной деятельности; способность и готовность: 1) нести социальную и этическую ответственность за принятые ре-

шения; 2) использовать основы знаний для саморазвития и самореализации, для использования творческого потенциала; 3) стремиться к профессиональному и служебному росту; 4) руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; - способность и готовность: 1) беспрекословно исполнять приказы командиров; 2) добросовестно выполнять гражданский и воинский долг; 3) понимать социальную значимость профессии офицера и личную ответственность за защиту Отечества. Источником содержания образования в культурологической концепции [6] является социальный опыт, который аккумулируется в культуре и включает четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Источником отбора образовательных ситуаций, с точки зрения компетентностного подхода, являются типовые реальные жизненные ситуации и способы действия в этих ситуациях. Специфика последних заключается в том, что они, как правило, лежат за пределами ситуаций и сюжетов, изучаемых в учебном процессе. Таким образом, компетентностный подход разрушает границы между школой и внешним миром, урочной и внеурочной деятельностью.

Компонент «опыт творческой деятельности» в содержании образования может быть представлен двояко: как информация о существующем социальном опыте и как проектируемая совокупность учебных ситуаций, в которых ученику необходимо осуществить деятельность творческого характера.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в содержании образования также включает и социальную, и личностную составляющие. В социаль-

ном опыте существует представление о системе ценностей: что относится к ценностной сфере, какие функции выполняют в человеческой жизни ценности и ценностные ориентации, как формируются личностные ценности, как социальные ценности связаны с реалиями социальной жизни и т. д. [6, с. 120-127].

Мы полагаем, что формирование ценностно-смысловых компетенций в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока осуществляется на основе совокупности методов обучения, выстроенных в технологичной логике, наполненных соответствующим содержанием. Поэтому, разрабатывая содержательно-процессуальный блок, мы включили в него такой элемент образовательного процесса, как интерактивные методы обучения. Включение интерактивных методов в данную модель стало необходимым условием. Более того, интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения (ролевая и деловая игры), лидера группы (презентации), создателя условий для инициативы курсантов (дискуссии). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии курсантов со своим опытом и опытом своих сокурсников, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося (ролевая игра, презентация). В процессе поиска решений формируются такие умения, которые способствуют тому, что курсанты учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на «интерактивном» занятии формируется готовность к реализации социального взаимодействия и тем самым готовность к реализации ценностно-смысловых компетенций.

Обобщение результатов ряда научно-педагогических исследований показало,

что существуют несколько классификаций педагогических условий. Анализ исследований позволил нам согласиться с одной из этих классификаций, а именно связанной с организационно-педагогическими условиями. Данный перечень педагогических условий рассматривается учёными как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение образовательных задач, совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (А.Х. Хушбахтов) [8, с. 1020-1022], (О.В. Варникова) [1, с. 26-28; 35-36].

Результативно-оценочный блок содержит ряд критериев и уровней, которые отражают качество сформированно-сти ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока: когнитивный - приобретение основ научных знаний, развитие познавательной деятельности; деятельностно-твор-ческий - опыт способов деятельности как желание приобретения и возможность формирования собственного, творческого опыта деятельности, необходимого для самореализации и саморазвития; эмоционально-ценностный - опыт ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, обеспечивающий познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирующий личностную позицию, мотивацию успешной профессиональной деятельности. Такой подход позволяет оценить мотивы, ценности, рефлексию (субъективная позиция), знания, умения, навыки (объективная позиция).

Реализация предлагаемой модели предполагается посредством технологического подхода к процессу изучения дисциплин гуманитарного блока, представляющего совокупность дидактических и методических процедур, струк-

го ч

о

X

ч о с о о

X

13

s о

IT X

<u с

? о

F «

fc fr

§ X

X -û

<u X

it x

<g g

I m

ro 99

m о

^ я

I °

x ^

го m о

о го

0Q Ш

турно и содержательно обеспечивающих эффективность формирования личностной позиции курсантов к системе ценностно-смысловых компетенций, формируемых в военном вузе.

Целью констатирующего эксперимента является сформированность готовности курсантов к проявлению ценностно-смысловых компетенций в будущей профессии.

Целью формирующего эксперимента является апробация модели формирования ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока, а также проверка и корректировка выявленных педагогических условий эффективности формирования указанных компетенций.

Применение интерактивных методов обучения: кейс-стади, деловая игра, mapminding, дискуссии, мозговой штурм др. позволяет создать благоприятную эмоциональную обстановку, где роль преподавателя сводится к организации творческого взаимодействия и сотрудничества участников процесса. Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока дополняется внеаудиторными формами коммуникативного взаимодействия преподавателя и курсантов: военно-научное общество курсантов (ВНО), научно-исследовательская работа курсантов, участие в конкурсах на лучшую научную работу, выступление с докладами на научно-практических и научно-технических конференциях.

Представленная модель формирования ценностно-смысловых компетенций у будущих военных инженеров в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока характеризуется целостностью, логичностью и взаимосвязанностью всех блоков и обеспечивает конечный результат. Прогностическая функция данной модели состоит в том, что в этой связи появляется возможность говорить о компетенциях, формируемых в военном вузе

в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока.

Проведённая часть исследования, однако, требует продолжительной опытно-экспериментальной работы для получения и констатации достоверных данных. Библиографический список:

1. Варникова О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы в процессе иноязычной подготовки: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. -Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2011. - 42 с.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк А.А. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход. - М., 2005. - 215 с.

3. Карабаш Д.В. Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России // Общество и право. - 2014. -№1(47). С. 236-239.

4. Кукуев А.И., Шевченко В.А. Современные подходы в образовании // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№3. С. 10-12.

5. Комраков Е.С., Курсакова А.В. Технология проектирования образовательного процесса на основе идей компетентностного и деятельностно-го подходов // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2017. - Т. 9. - №1. С. 31-39.

6. Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Образование и наука. - 2006. - №2 (38). С. 120-127.

7. Раскачкина Е.В. Ценностно-смысловые компетенции личности как ин-тегративная категория современной педагогической теории и практики // Сибирский педагогический журнал. -2011. - №1. С. 161-168..

8. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. - №23. С. 1020-1022.

Поступила 04.12.2017

Об авторе:

Максимова Елена Вячеславовна, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пензенского артиллерийского инженерного института (филиала) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» (Россия, г. Пенза), elenamax@yandex.ru

Для цитирования: Максимова Е.В. Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 4. С. 152-159. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-4-152-159

References:

1. Varnikova O.V. Forming professional competence of higher school students in foreign language learning. Author's transcript. Dis ... Dr. Sci. (Education). - Pens. Gos. ped. un-t. im. V.G. Belinskogo. - 42 p. [in Russian]

2. Zeer E.F., Pavlova A.M., Symaniuk A.A. Professional education modernization: competence approach. - M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2005. - 215 p. [in Russian]

3. Karabash D.V. Values and value orientations in professional self-development of students at the higher schools of the Russian Ministry of Interior // Obshchestvo i pravo. - 2014. -№1(47). P. 236-239.[in Russian]

4. Kukuev A.I., Shevchenko V.A. Modern approaches in education // Mezhdunarodnyi zhur-nal eksperimentalnogo obrazovania. - 2010. - №3. P. 10-12. [in Russian]

5. Komrakov E.S., Kursakova A.V. Technology of designing of educational process on the basis of the ideas of competence and activity approaches // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - № . P. 31-39. [in Russian]

6. Osmolovskaia I.M., Shalygina I.V. On culturological approach in the formation of education content // Obrazovaie i nauka. - 2006. - №2 (38). P. 120-127. [in Russian]

7. Raskachkina E.V. Value meaning competences of the personality as an integral category in contemporary pedagogical theory and practice // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. -2011. - №1. P. 161-168. [in Russian]

8. Khushbakhtov A.Kh. «Pedagogical conditions» terminology // Molodoi uchenyi. - 2015. - g №23. P. 1020-1022. [in Russian] °

o

About the author:

Maksimova Elena Viacheslavolvna, Lecturer, Department of Humanities and Economics Subjects, Pensa Artillery Engineering Institute (branch), Military Academy of Material Supportnamed after Army General A.V. Khrulyov (Pensa, Russia), elenamax@yandex.ru

>s о

s о

IT X

x н

<D ^

fc £

§ £

-0 1=

For citation: Maksimova E.V. Forming the value meaning competences in the students g of military higher schools from the competence approach perspective // Contemporary Hig- 5 | her Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 4. P. 152-159. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-4-152-159 g °

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.