Научная статья на тему 'Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к поликультурному диалогу в образовательной среде вуза'

Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к поликультурному диалогу в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE / MEANING / VALUE ATTITUDE / VALUE SEMANTIC ATTITUDES / MULTICULTURAL EDUCATION / INTERCULTURAL DIALOGUE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Наталья Николаевна

В условиях многообразия национального и религиозного состава населения России позитивным вектором в укреплении ее государственности является направленность на межкультурное взаимодействие всех проживающих на ее территории народов с учетом их традиций и обычаев. Сегодня, в связи с происходящими процессами мировой глобализации деструктивного характера, такими как масштабная миграция, международный терроризм, экстремизм, этнический сепаратизм актуализируется проблема формирования ценностно-смыслового отношения подрастающего поколения к поликультурному диалогу. Одним из направлений современной образовательной политики является поликультурное воспитание молодежи, целью которого выступает формирование толерантного отношения к представителям всех этнических групп и конфессий, признания их ценностей и традиций. В статье представлены результаты социологического исследования выявления толерантного/интолерантного отношения студентов к представителям других национальностей и религий, которые подтверждают актуальность заявленной в статье проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE-SENSE RELATIONSHIP STUDENTS TO THE POLICULTURAL DIALOGUE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the context of the diversity of the national and religious composition of the population of Russia, a positive vector in strengthening its statehood is the focus on the intercultural interaction of all peoples residing on its territory, taking into account their traditions and customs. Today, in connection with the ongoing globalization processes of destructive nature, such as large-scale migration, international terrorism, extremism, ethnic separatism, the problem of formation of the value-semantic attitude of the younger generation to a multicultural dialogue is being actualized. One of the areas of modern educational policy is the multicultural education of youth, whose goal is to create a tolerant attitude towards the representatives of all ethnic groups and confessions, the recognition of their values and traditions. The article presents the results of a sociological study to identify students' tolerant / intolerant attitudes toward representatives of other nationalities and religions, the results of which confirm the relevance of the problem stated in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к поликультурному диалогу в образовательной среде вуза»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ

СТУДЕНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Н.Н. Шевченко

Аннотация. В условиях многообразия национального и религиозного состава населения России позитивным вектором в укреплении ее государственности является направленность на межкультурное взаимодействие всех проживающих на ее территории народов с учетом их традиций и обычаев. Сегодня, в связи с происходящими процессами мировой глобализации деструктивного характера, такими как масштабная миграция, международный терроризм, экстремизм, этнический сепаратизм актуализируется проблема формирования ценностно-смыслового отношения подрастающего поколения к поликультурному диалогу. Одним из направлений современной образовательной политики является поликультурное воспитание молодежи, целью которого выступает формирование толерантного отношения к представителям всех этнических групп и конфессий, признания их ценностей и традиций. В статье представлены результаты социологического исследования выявления толерантного/интолерантного отношения студентов к представителям других национальностей и религий, которые подтверждают актуальность заявленной в статье проблемы.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценность, смысл, ценностное отношение, ценностно-смысловое отношение, поликультурное воспитание, поликультурный диалог, образовательная среда.

FORMATION OF VALUE-SENSE RELATIONSHIP STUDENTS

TO THE POLICULTURAL DIALOGUE IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

N. Shevchenko

Abstract. In the context of the diversity of the national and religious composition of the population of Russia, a positive vector in strengthening its statehood is the focus on the intercultural interaction of all peoples residing on its territory, taking into account their traditions and customs. Today, in connection with the ongoing globalization processes of destructive nature, such as large-scale migration, international terrorism, extremism, ethnic separatism, the problem of formation of the value-semantic attitude of the younger generation to a multicultural dialogue is being actualized. One of the areas of modern educational policy is the multicultural education of youth, whose goal is to create a tolerant attitude towards the representatives of all ethnic groups and confessions, the recognition of their values and traditions. The article presents the results of a sociological study to identify students' tolerant / intolerant attitudes toward representatives of other nationalities and religions, the results of which confirm the relevance of the problem stated in the article.

Keywords: axiological approach, value, meaning, value attitude, value - semantic attitudes, multicultural education, intercultural dialogue, educational environment.

На современном этапе обновления содержания образования акцентируется внимание на повышении уровня общекультурной подготовки студентов, на формировании их ценностно-смысловых установок к

поликультурному диалогу в условиях многонационального и многоконфессионального мироустройства. В связи с этим возникает необходимость выстраивания взаимоотношений на приоритетах культурного плюрализма и комплиментарности. Одним из направлений современной образовательной парадигмы является поликультурное воспитание, целевой установкой которого декларируется приобщение подрастающего поколения к многогранной культуре мира на основе признания

равноценности и равноправия всех этнических групп и национальностей, их обычаев, традиций, ценностей, верований, а также формирование ценностно-смыслового отношения молодежи к самореализации в межкультурном диалоге. Мы интерпретируем его как диалог культурных смыслов, на котором строится технология поликультурного воспитания. Оно предполагает нацеленность на личность, способную к эффективной созидательной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, на человека, обладающего пониманием и уважением других культур, способностью интегрироваться в другие культуры при сохранении самобытности своей собственной, умением жить в мире и

согласии с людьми разных национальностей и верований.

Поликультурное воспитание нацелено на реализацию следующих задач:

- формирование у обучающихся представлений о многообразии культур мира и культуры многонационального российского государства;

- приобщение студентов к национальной культуре и интеграция их в лучшие образцы мировой культуры;

- создание условий для самореализации обучающихся в процессе их интеграции в другие культуры на основе межкультурного диалога;

- развитие коммуникативных компетенций студентов в различных видах продуктивной деятельности при взаимодействии с представителями других культур;

- осуществление межкультурного диалога на основе гуманизма, эмпатии и толерантности;

- формирование ценностно-смысловых установок студентов на поликультурный диалог в образовательной среде вуза.

В контексте аксиологического подхода в сфере образования особую значимость приобретает ориентация личности на деятельность, осуществляемую на основе признания ценностных жизненных смыслов. Ключевыми понятиями аксиологического подхода являются ценность, смысл, ценностное отношение, которые в своем органическом синтезе представляют ценностно-смысловой механизм личностной самореализации в жизненном пространстве. Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, поступок), так и факт сознания (идеал, образ); при этом ценность выступает в виде материального или идеального объекта, который мы оцениваем. Междисциплинарное понятие «ценность» служит для «обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, выступающих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами

развития культуры» [1, с.41].

Ценностное отношение, представляя собой совокупность идей, сложившихся взглядов и убеждений, выступает в качестве результата отражения и осмысления явлений внешнего мира, взаимоотношений между людьми, эмоционально окрашенного личностным приятием или неприятием их ценности и значимости для личности. Ценностно-смысловое отношение человека к явлениям действительности делает его жизнедеятельность более осознанной; субъект осмысливает свои конкретные действия, поступки, отношения, вырабатывая смысл своей жизни. Смысл как сложное и многогранное

понятие определяется как идеальное содержание, идея, конечная цель, ценность чего-либо (смысла жизни, поступка, отношения, творчества и т.д.).

В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» утверждает, что «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности» [5, с.10]. Он рассматривает ценности как «смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории» [там же, с.301]. Ориентируясь на те, или иные ценности, человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни. В. Франкл выделяет ценности созидания, реализуемые в продуктивных творческих актах; ценности переживания, которые выступают при восприятии красоты природы, искусства; ценности общения как отношения человека к человеку, проявляющиеся в дружбе, любви и сочувствии.

Проблема организации поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и одновременно сложность в условиях многонационального российского общества. Важно научить молодежь наряду с собственной национальной культурой понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать обучающихся в духе сотрудничества и уважения всех народов, проживающих на территории России и мира в целом. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние гуманистических религиозных ценностей в формировании самосознания личности. Современные педагогические реалии декларируют, с одной стороны, учет в образовании национального этнокультурного фактора, а с другой, - создание условий для познания культуры других народов, приобщения к ней, развитие толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам и конфессиям.

Каждый этнос имеет свои специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, менталитет,

психологический склад, которые находят отражение и в национальной культуре. Выделяют национальные различия в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и общении с другими людьми, о добре и зле, о красивом и некрасивом. Этнические особенности характеризуют не отдельно взятого человека, а многочисленные этнические группы - нации, они

формируются в течение веков под влиянием географической среды, исторических, экономических, социальных, культурных и других обстоятельств, «месторазвития», в которых проживает тот или иной этнос. В современных условиях необходимость поликультурного образования в России обусловливается существованием значительного количества этносов и представителей различных религий. Часто успех процесса социализации человека зависит от способности принятия им культуры других народов, с которыми ему приходится общаться в своей жизнедеятельности, от его предрасположенности к вступлению в межкультурные контакты.

В контексте проблемы исследования, как одного из его аспектов, была проведена диагностика на выявление

толерантного/интолерантного отношения

студентов к представителям других национальностей, рас, религий [3]. Студентам было предложено дать оценку представленным утверждениям, а именно, насколько они согласны или наоборот не согласны с этими утверждениями. Так, утверждение «Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности» восприняли

положительно 37,2% респондентов, отрицательно - 62,8%. К высказыванию «Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей» отнеслись позитивно 43,2%, негативно - 56,8% студентов. Мысль о том, что «приезжие должны иметь те же права, что и местные жители» нашла положительный отклик у 43,6% опрошенных, а отрицательный - у 56,4%. Утверждение, что «любые религиозные течения имеют право на существование» было воспринято положительно 61,2% респондентов, а отрицательно - 38,8%. С высказыванием «Я хотел бы стать терпимым человеком по отношению к другим» согласились 60,3% студентов, а 39,7% из них выразили свое несогласие. Необходимо отметить, что формулировка данных высказываний отражала положительную направленность на толерантность с нацеленностью на формирование позитивных ценностно-смысловых представлений студентов о нормах межличностного взаимодействия с представителями других национальностей и конфессий.

Студентам были предложены и «обратные» утверждения, которые в смысловом контексте своего построения скорее отражали интолерантное отношение к поликультурному диалогу. Так, утверждение «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные» положительно воспринимают 22,8%

опрошенных, а отрицательно - 77,2%. Высказывание, что «беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных жителей проблем не меньше» было позитивно воспринято 36,9% студентами, а отрицательно -63,1% из них. Положение о том, что «человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение» является характерным для 12,1% опрошенных, а не свойственным - для 87,9% из них. Утверждение, что «К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться» положительно отмечено 45,3% респондентов, а отрицательно - 54,7%. Полученные результаты в целом позволяют судить о недостаточном уровне сформированное™ ценностно-смысловых

установок студентов на поликультурный диалог с представителями других национальностей и конфессий.

В ходе социологического исследования, в котором принимали участие 833 респондента (обучающиеся общеобразовательных школ, студенты ссузов и вузов - 539 человек, работающая молодежь - 183 человека и неработающая молодежь - 111 человек), выявлялся индекс их интолерантности. Его общий показатель составил 25,2% [3, с.94]. Это позволяет констатировать, что 1/4 всех участников исследования не толерантны к другим национальностям, расам, религиям, что вызывает определенную тревожность и необходимость формирования ценностно-смыслового отношения молодежи, в том числе и студентов, к межкультурному диалогу в образовательной среде вуза.

Е.В. Бондаревская, раскрывая сущность «университетской среды», пишет, что она «реально моделирует целостность мира и создает условия для воспитания целостного человека, в личности которого гармонично сочетаются качества человека культуры. Это среда, которая способна производить новое знание, использовать и создавать новые технологии его применения, учит глобальному мышлению, умению мыслить и действовать на личностном уровне, помогает обрести личную свободу и социальную ответственность» [2, с.20]. Образовательную среду вуза мы рассматриваем как «системную форму бытия, создающую условия для самовыражения, самореализации и

самотворчества личности, а образование с позиций философско-антропологического

подхода - как процесс становления культуры человека, его духовности и субъектности, способствующих самоутверждению, проявлению неповторимой индивидуальности, творческой активности и социализации в различных жизненных ситуациях» [6, с.35].

Одной из целевых установок современного образования в условиях многообразия национального и религиозного состава населения является формирование ценностно-смысловых установок подрастающего поколения на основе сохранения традиций межкультурного и межконфессионального взаимодействия,

уважения интересов всех народов, проживающих на территории России. Это положение актуализировано и в «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», которая «разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов... Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов

Российской Федерации, развитие их национальных языков и культур» [4]. В связи с этим задача педагогов состоит в том, чтобы ориентировать обучающихся на приобщение к богатствам культур других народов, не ущемляя ценностных оснований развития собственной национальной культуры. Интеллектуальная элита совместно с учреждениями образования, органами власти и общественными организациями должна разрабатывать привлекательные программы, тренинги в направлении педагогики толерантности, рассчитанные на все слои студенческой молодежи, проводить национальные и международные форумы, реализовывать практико-ориентированные проекты по проблемам культурного плюрализма.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608с.

2. Бондаревская Е.В. Смысложизненная концепция и стратегия вузовского воспитания / Е.В. Бондаревская // Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. - 348 с.

3. Молодежь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности:

коллективная монография. - Петрозаводск: Изд-во «Острова», 2012. - 122 с.

4. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 366с.

6. Шевченко Н.Н. Организация художественно-эстетической образовательной среды педагогического вуза / Н.Н. Шевченко // Научно-педагогический журнал ВАК РФ «Известия Южного федерального университета». - Ростов-на-Дону, 2011. - .№ 3. - С. 34-41.

Сведения об авторе:

Шевченко Наталья Николаевна (г. Петрозаводск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского государственного университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

N. Shevchenko (Petrozavodsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Theory and Method of General and Professional Education Department of the Petrozavodsk State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.