Удк 37 ББк Ч40
Роман Алексеевич Суслин,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Алекандро-Заводская, 30)
е-таН: s100000@bk.ru
формирование ценностей военной службы в современных условиях
В статье рассмотрена проблема формирования ценностной системы военнослужащего в условиях резкого противоречия между влиянием военной среды и среды, в которой военнослужащий проводит своё свободное от службы время - бытовой среды. Проведён краткий сравнительный анализ методов воспитания, применяемых российскими педагогами. На его основе отобраны и предложены наиболее эффективные методы и приемы такие, как убеждение, принуждение, поощрение, пример весьма продуктивно воздействующие на эмоционально-волевую сферу сознания военнослужащего с целью формирования у него ценностей, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных (боевых) задач.
Ценностные ориентации военного формируются под воздействием трёх сред: «до армейской», военной, бытовой. Основное противоречие в гармонию воспитания военной среды вносит влияние на военнослужащего бытовой среды. Делается вывод о необходимости дифференцированного распределения методов и приёмов воспитания в зависимости от среды жизнедеятельности. Даются советы по практической реализации методов и приёмов воспитания. Определяется перспективное направление педагогической деятельности офицера - синергия методов бихевио-ристической теории и принципа «параллельного педагогического действия» А. С. Макаренко.
Ключевые слова: бихевиористическая теория, методы воспитания, приёмы воспитания, авторитет офицера, потребности, мотивы, практический аспект, среда, деятельность, ценности.
Roman Alekseyevich Suslin,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039)
e-mail: s100000@bk.ru
Formation of Military Service Values in Modern Conditions
This article considers the problem of the formation of military man's value systems in a sharp contradiction between the influence of the military environment and the environment where the soldier spends his spare time - everyday environment. The author conducts a brief analysis of educational methods used by the Russian teachers. The author selected and offered the most effective methods and techniques, which impact on the emotional and volitional consciousness of military man to form his values and are necessary for the successful implementation of operational service missions.
Value orientations of military man are formed under the influence of three points: "before Army", military, and domestic. The impact on the soldier everyday environment makes the basic contradiction in harmony of military training environment. There is a conclusion about the necessity to differentiate distribution of methods and techniques of education in living environment. The author gives some advice on practical implementation of education methods and techniques. The prospective direction of officer's teaching activities as a synergy of behaviorist theory methods and the principle of "parallel pedagogical action" by A. S. Makarenko are defined in the article.
Keywords: behaviorist theory, education methods, methods, needs, motives, practical aspect, the environment, activities, values.
Как известно, система ценностей человека формируется под воздействием окружающей его среды. Человек не рождается с определённым набором готовых ценностей, убеж-
«Способность обращаться в деятельного предприимчивого солдата возникает только тогда, когда человек сам в состоянии сознать всю важность и необходимость этого, когда привыкнет считать дело своей воинской части своим личным делом».
Драгомиров М. И. [2, с. 45]
дениями, моралью, нравственными качествами, а приобретает их в процессе взросления, развития, образования, профессиональной деятельности под влиянием окружающих его
60
© Р. А. Суслин, 2014
людей, общества в целом, государства, воздействием экологической, социальной, экономической, политической, информационной и многих других сфер человеческой жизнедеятельности.
Применительно к воспитанию военнослужащих можно выделить три типа сред, в которых формируются их ценностные ориентации:
1. Среда, в которой рос и развивался человек до прихода на военную службу (родители, школа, друзья детства, увлечения и т. д.). Назовем её «до армейской средой».
2. Военная среда - непосредственное исполнение должностных и специальных обязанностей военной службы, взаимоотношения в воинском коллективе и т. п.
3. Бытовая среда воздействует на военнослужащего во внеслужебное время и вне воинского коллектива (жена, дети, родители, увлечения, средства массовой информации, друзья и др.).
Основная проблема воспитания военнослужащих в современных условиях заключается в частом противоречии между системой ценностей, формируемой военно-педагогическим процессом в военной среде и ценностной ориентацией, уже сформировавшейся в «до армейской среде» и продолжающей развиваться в бытовой среде.
Поэтому офицеру в своей педагогической деятельности нельзя ограничиваться только рамками военной среды и исключительно формальными подходами к воспитанию. Для комплексного воздействия на сознание военнослужащего, с целью привития ему необходимой жизненной позиции и определённой системы ценностей, офицеру необходим разнообразный спектр методов воспитания, дифференцированный под каждую среду.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, способ действия. Современные российские педагоги так определяют понятие «метод воспитания». Метод воспитания - это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника [1, с. 121]. Методы воспитания военнослужащих - это совокупность педагогических приёмов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определённых воспитательных целей, формирования высоких морально-боевых и психологических качеств [3, с. 325].
В основе любой классификации методов воспитания лежит определённый критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются: индивидуальные и коллективные; общие и частные; исходя из средств воспитания; в зависимости от того, на что они направлены - на сознание человека или на его поведение; по функциям метода по отношению к деятельности воспитанников и др.
Традиционной в российской педагогике является классификация Г. И. Щукиной, которая обобщает методы в три группы: формирования сознания личности, организации деятельности и методы стимулирования поведения и деятельности [8].
Основу всех видов классификаций составляет, как правило, одинаковый набор методов, перечень которых у различных авторов незначительно отличается. Среди них:
- убеждение, положительный пример, упражнение (приучение), одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением, переключение на другие виды деятельности [11, с. 180];
- убеждение, переубеждение, упражнение, поощрение, принуждение, соревнование, общественное мнение, метод оценки и коррекции, создание ситуации успеха, доверие, «реконструкция характера», метод «взрыва», метод разрыва (прекращения), метод критики, самокритика [3, с. 325-332];
- убеждение, упражнение, пример, поощрение, принуждение [7, с. 19];
- педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора, рассказ, лекция, беседа, дискуссия (диспут), соревнование, поощрение, наказание [1, с. 121-138];
- убеждение, пример, принуждение, упражнение, поощрение [12, с. 208];
- убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, принуждение [5, с. 337].
По нашему мнению, основными из них, обладающие наибольшей методической самобытностью (не схожестью понятий с другими методами воспитания или с формами и средствами воспитания) и имеющиеся практически у всех педагогов в «арсенале» воспитательной работы, являются убеждение, принуждение, поощрение, пример.
Сформулируем определения этих методов:
- убеждение - воздействие на сознание военнослужащего с целью добровольного принятия им определённых ценностей, правил поведения;
- принуждение - воздействие на военнослужащего с целью выполнения им определённых правил поведения вопреки его желанию;
- поощрение - положительная оценка правильных действий военнослужащего, сопровождающаяся моральным или материальным стимулированием;
- пример - воздействие на военнослужащего путём создания образца для подражания, правильного поведения, формирования идеалов.
Сущность каждого отдельного метода воспитания, через которую осуществляется его практическая реализация, составляют приёмы воспитания.
Приёмы метода убеждения при воспитании военнослужащих, к примеру, можно разделить на две группы: убеждение словом (основные - разъяснение, доказательство, опровержение; дополнительные - сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет, обращение к чувствам военнослужащего, оценка его действий, побуждение к самооценке, мнение воинского коллектива и др.); убеждение делом (личный показ, личный опыт офицера, обращение к опыту воспитываемого военнослужащего, опыт других военнослужащих, демонстрация экспериментов, показ документов и др.).
Значительным спектром приёмов обладает метод принуждения. Здесь целесообразно будет разделить их на две группы: формальные (основные - осуждение, требование, запрет, наказание и дополнительные - осуждающий взгляд командира, замечание, упрёк, низкие оценки на занятиях, приказ или приказание, напоминание о воинском долге, снижение денежной премии, предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке, заслушивание на совещании руководства части, перевод в другое подразделение и др.; наложение дисциплинарных взысканий, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации) и неформальные (заслушивание на общих собраниях военнослужащих, критика в сатирической газете, отстранение от ответственного дела, сообщение о недостойном поступке родителям, жене, отказ в поддержке общественными организациями военнослужащих, рассмотрение на суде чести военнослужащих, исключение из совета молодёжного воинского коллектива и др.).
Приёмы метода поощрения также делятся на две группы: морального поощрения (основные - одобрение, благодарность, награжде-
ние; дополнительные - одобрительный взгляд, поощрительный жест, мимика командира, сообщение о достойном поступке родителям, жене, детям, предоставление почётных прав, создание ситуаций успеха и др.; объявление поощрений, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации) и материального поощрения (награждение ценным подарком или деньгами, ежемесячное премирование денежными средствами, установление денежных надбавок за исполнение обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом, материальная помощь из фондов офицерского собрания, общего собрания военнослужащих, улучшение жилищных условий военнослужащего (при наличии жилищного фонда) и др.).
Значительной эффективностью в формировании ценностей военной службы является метод примера. Примеры могут браться из жизни выдающихся людей, из истории России, литературы и искусства, из оперативно-служебной (боевой) деятельности военнослужащих. Вместе с тем основным является личный пример офицера, поскольку через него как воспитателя, транслируются все остальные примеры.
Таким образом, для каждой среды жизнедеятельности военнослужащего офицер должен подобрать наиболее действенные методы и приемы.
Так, «до армейская среда» настолько прочно формирует систему ценностей, что во многих случаях её уже не исправить. Поэтому, изъявив желание проходить военную службу по контракту, молодой человек проходит психофизиологическое обследование, в ходе которого устанавливается соответствие ценностных ориентировок человека, системе ценностей необходимой военнослужащему для выполнения оперативно-служебных (боевых) задач. В случае значительного несоответствия, кандидату отказывают.
Вместе с тем такие случаи самозащиты органов государственной власти, в которых предусмотрена военная служба, от попадания в их среду людей с низкими моральными качествами не всегда позволяют определить достоверность заявленных кандидатом и проверенном при тестировании и собеседовании нравственных ценностей. В этом случае, да и даже в случаях достоверности результатов психофизиологического обследования, мы должны скорректировать столь прочно сложившуюся в «до армейской среде» систему ценностей, а иногда и изменить её.
Поскольку военнослужащий только вступил в военную среду и ещё не начал достаточно уверенно ориентироваться в ней и привносить свои элементы в неё, основным методами воспитательной работы будут убеждение и пример, а результатом должно стать искреннее признание и разделение новых ценностей, которые будут необходимы ему в его профессии. Основными приёмами метода убеждения в этом случае будут разъяснение, доказательство, опровержение, ссылка на авторитет, обращения к чувствам военнослужащего, сравнение,сопоставление, аналогия, побуждение к самооценке. А примером должен стать, прежде всего, пример его непосредственного командира.
Но для того чтобы человек стал слушать вас (именно слушать, т. е. воспринимать передаваемую вами информацию, а не делать вид из вежливости, зависимости и т. д.) необходимо вначале послушать самого человека. Поговорить с ним о нём, об интересующих его темах, больше слушать и задавать вопросы. Узнать его потребности, мотивы, жизненные цели. Это очень важно. По представлениям современной российской педагогической мысли, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно её нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития. Вместе с тем переход от потребности к формулированию жизненных целей не совершается сам собой. Потребности и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, формирующимися на их основе. Категория «мотив» дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение человека к условиям его жизни и деятельности. Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентации [9, с. 115-116].
И только после того, как мы узнаем всё это, уже через полученные знания о внутреннем мотивационно-ценностном мире военнослужащего, можно влиять на военнослужащего. Вначале разрушить негативные для военной службы ценности, которых он продолжает придерживаться (гедонизм, индивидуализм, космополитизм, амбициозность, сутяжничество, отстранённость от проблем других («я сам по себе»), равнодушие к нарушениям, совершаемым им и другими, чёр-
ствость, агрессивность, мелочность и др.) и потом на их месте формировать достойную человека систему ценностей (прежде всего, патриотизм, ответственность, самоотверженность, коллективизм, взаимовыручка, мужество и смелость). Наиболее эффективно в этом случае будет применение классического Сократовского диалога - приёма диалектических споров («майэвтики»).
Несомненно, это очень трудная и тщательная работа, требующая большого профессионализма, огромных волевых усилий, твердости и наличия авторитета у офицера. Авторитет, к слову, является одним из ключевых, если не основным, элементом в педагогической деятельности офицера. Ещё А. С. Макаренко утверждал, что без авторитета - нет воспитателя [6, с. 49]. Только при наличии у офицера авторитета может работать такой метод воспитания как пример. Поскольку даже примеры великих исторических деятелей в сознании военнослужащего проходят через призму личностных характеристик офицера, который использовал эти примеры для доводов и доказательств. Но это должен быть не авторитет «должности и звания», а авторитет «дела и чести».
Эту практическую особенность воспитания военнослужащих ещё подметил выдающийся русский учёный-мыслитель и практик, командир-организатор и военный педагог М. И. Драгомиров: «Подчинение отдельных лиц может быть основано на одном официальном авторитете, хоть и то не всегда, но подчинение коллективных организмов коренится, прежде всего, на авторитете нравственном: на авторитете характера и знания дела» [10, с. 12]. Такой подход к делу не позволяет офицеру расслабиться и в чём-то, даже в мелочах, нарушить правила, соблюдения которых он требует от военнослужащих. Он всегда под пристальным взглядом подчинённых, всегда на виду. Но по-другому нельзя, иначе не будет результата.
Таким образом, исправляя последствия «до армейской среды», офицер должен не «бросать» военнослужащего в новый коллектив и представить ему там формироваться хаотично, лишь фрагментарно воздействуя на него в редкие часы воспитательной работы, а «захватить» ведущую роль в сознании военнослужащего, на которое влиять методом убеждения и собственного примера, обретая авторитет в его глазах и через это корректируя старые ценности и формируя новые.
Самой плодотворной средой для формирования ценностей военной службы является военная среда, здесь во власти командира имеется весь комплекс методов и приёмов, представленных в статье. Девизом этой деятельности должны служить слова русского педагога-практика А. С. Макаренко: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - всё равно в чём, -в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [6, с. 424-425].
Такие условия создаются в процессе проведения учений, тренировок, полевых занятий, боевых и учебных стрельб, а самое главное, непосредственно в ходе несения боевой, караульной, гарнизонной, внутренней и пограничной службы. Причём в этих мероприятиях должны целенаправленно планироваться ситуации, создаваться условия, в которых военнослужащий был бы вынужден проявлять необходимые качества (смелость, самостоятельность, решимость, самоотверженность, мужество, товарищество и др.), то есть транслировать ценности военной службы на реальную служебную деятельность военнослужащего. Ещё древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». А с неформальных организаций военной среды (офицерское собрание, совет молодежного воинского коллектива, совет старших пограничных нарядов, женсовет подразделения и др.) нужно полностью снять бюрократическую нагрузку и максимально направить их деятельность по прикладному, а не декларативному пути.
Вместе с тем для настоящего, длительного усвоения ценностей военной службы у военнослужащего необходимо возбудить неподдельный интерес к военному образу жизни и своему делу, с него начинается мотивация. Это видел еще в 1901 году начальник Отдельного корпуса пограничной стражи Российской Империи генерал А. Д. Свиньин, утверждая: «Главная задача офицера - уметь вызвать интерес к делу охраны границы» [4, с. 73].
Основное противоречие в гармонию воспитания военной среды вносит влияние на военнослужащего бытовой среды. Воздействовать на неё непросто. Быт военнослужащего является его суверенной территорией, власть командира не распространяется на него и действовать здесь нужно тонко, так скажем,опосредованно.
Главными методами, по нашему мнению, здесь будут являться поощрение и пример. Бытовая среда обуславливает применение «бытовых» приемов воспитания. Так, к примеру, чтобы расположить военнослужащего можно применить такие приемы метода поощрения, как: материальная помощь из фондов офицерского собрания, общего собрания военнослужащих, женсовета; улучшение жилищных условий военнослужащего (при наличии жилищного фонда); награждение военнослужащего в присутствии его жены и детей; поздравление военнослужащего с днём рождения, другими семейными праздниками у него дома (наиболее эффективно действует, когда военнослужащий не ожидает этого); оказание помощи в перевозке мебели при переезде; сбор денег на лечение ребёнка и др. В ходе таких мероприятий сфера восприятия сознания военнослужащего расположена к офицеру и именно здесь офицеру необходимо не навязчиво, но целенаправленно корректировать его систему ценностей. Кроме того, в процессе проведения этих мероприятий необходимо всесторонне изучать военнослужащего и его окружение. Ведь не зная, чем живет военнослужащий, круг его интересов и потребностей, что его мотивирует, мы не будем знать, что в его характере и каким образом необходимо изменить. То есть мы будем воспитывать военнослужащего «вслепую», по аналогии «выстрела с пушки по воробьям» и тогда даже самые грандиозные воспитательные мероприятия, проводимые командирами в военной среде, будут проходить мимо мотивационно-ценностной сферы его сознания. В этом проявляется индивидуальный и детерминированный подходы к воспитанию. Индивидуальность здесь заключается в необходимости применять различные приёмы воспитания к различным военнослужащим, дифференцированно. Детерминизм выражается в деятельности офицера по поиску причин негативного поведения военнослужащего, их устранения и получения на выходе следствия - достойного поведения.
Поэтому метод принуждения хоть и не желателен, но вполне допустим и в бытовой среде. Приёмы этого метода могут быть разными: сообщение семье военнослужащего о недостойном поступке; планирование выходных дней и отпуска военнослужащего без учёта его личных просьб; направление представителей женсовета в семью для проведения профилактической беседы; предупреждение военнослужащего перед членами семьи о
возможности увольнения с военной службы по несоблюдению условий контракта и др. Основное предназначение этих приёмов -оперативная локализация и устранение проявлений негативного поведения военнослужащего. В любом случае в дальнейшем необходимо вывести военнослужащего в сферу применения методов убеждения.
Опасность применения метода принуждения для офицера заключается в возможности привыкания к нему и использованию постоянно, поскольку этот метод оперативен и эффективен, хотя действие его и кратковременно. Интересную мысль по этому поводу высказал М. И. Драгомиров: «Система дисциплины, основанная на страхе, очень удобна: она освобождает законным образом от необходимости приглядываться к духовным свойствам солдат, то есть работать головой» [2, с. 81].
В настоящее время часто случается, что начальник и подчинённый проживают в непосредственной близости друг от друга, буквально на одной лестничной площадке. Военнослужащий может видеть быт офицеров и поэтому быт офицера должен быть безупречным. Если подчинённый хотя бы раз увидит недостойное поведение офицера в быту, данному офицеру уже невозможно будет воспитывать этого военнослужащего. Вот как важен личный пример офицера. Его сиюминутная слабость, несдержанность, проявленная даже один раз в быту, может перечеркнуть
результаты многолетней работы. Нельзя на службе «быть хорошим», а в быту расслабиться и позволить себе «быть плохим». Такой дуализм и понятие «нравственность» не совместимы. Это постоянно подтверждается практикой.
Таким образом, бытовая среда жизни военнослужащего открывает офицеру большие возможности для творческой деятельности и совершенствования приёмов воспитания. Ведь военнослужащий проводит в этой среде большую часть своего времени. Пока что порядок влияния на эту среду с целью формирования ценностей у военнослужащего малоизучен в научной литературе и отдан на откуп индивидуальным профессиональным способностям каждого офицера.
Суть описанного в статье подхода к формированию ценностей военной службы заключается в синергии двух похожих точек зрения: бихевиористической теории и принципа «параллельного педагогического действия» А. С. Макаренко. Нам представляется, что данный подход при детальной его разработке, может оказать значительную помощь офицерам в воспитании военнослужащих, уже имеющих житейский опыт и устоявшуюся систему ценностей.
Результатом применения этого подхода должно стать достижение такого внутреннего состояния сознания военнослужащего, при котором бы он «...считал дело своей воинской части - своим личным делом».
Список литературы
1. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Речь, 2005. 283 с.
2. Драгомиров М. И. О воспитании в военно-учебном заведении // Воспитание. 1862. № 7. 346 с.
3. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
4. Круглик В. М. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности федеральной пограничной службы Российской Федерации. М.: Граница, 1999. 583 с.
5. Крысько В. Г Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2004. 384 с.
6. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Т. 5. М., 1957-1958. 784 с.
7. Перевалов В. Ф. Система воспитательной работы с личным составом пограничных застав. М.: Граница, 1996. 250 с.
8. Профессиональный учитель: электронный научный журнал. URL: http://prof-teacher.ru/ pedagogika/ (дата обращения: 20.01.2014).
9. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О. П. Морозова [и др.]. Барнаул: БГПУ, 2004. 246 с.
10. Томашко О. В. Военно-педагогические заветы Драгомирова М. И. М.: Граница, 1994. 112 с.
11. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
12. Шевченко Т. В. Педагогика за 24 часа. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 286 с.
References
1. Golovanova N. F. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Rech', 2005. 283 s.
2. Dragomirov M. I. O vospitanii v voenno-uchebnom zavedenii // Vospitanie. 1862. № 7. 346 s.
3. Efremov О. Yu. Voennaya pedagogika: ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2008. 640 s.
4. Kruglik V. M. Moral'no-psikhologicheskoe obespechenie sluzhebno-boevoi deyatel'nosti federal'noi pogranichnoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii. M.: Granitsa, 1999. 583 s.
5. Krys'ko V. G. Psikhologiya i pedagogika. M.: Yuniti-Dana, 2004. 384 s.
6. Makarenko A. S. Sochineniya: v 7 t. T. 5. M., 1957-1958. 784 s.
7. Perevalov V. F. Sistema vospitatel'noi raboty s lichnym sostavom pogranichnykh zastav. M.: Granitsa, 1996. 250 s.
8. Professional'nyi uchitel': elektronnyi nauchnyi zhurnal. URL: http://prof-teacher.ru/pedagogika/ (data obrashcheniya: 20.01.2014).
9. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya professional'noi deyatel'nosti uchitelya: monografiya / О. P. Morozova [i dr.]. Barnaul: BGPU, 2004. 246 s.
10. Tomashko О. V. Voenno-pedagogicheskie zavety Dragomirova M. I. M.: Granitsa, 1994. 112 s.
11. Kharlamov I. F. Pedagogika. M.: Gardariki, 1999. 520 s.
12. Shevchenko T. V. Pedagogika za 24 chasa. Rostov n/D: Feniks, 2008. 286 s.
Статья поступила в редакцию 21.01.2014