Научная статья на тему 'Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования'

Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целостные формы поведения / познавательное развитие / поддержка творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста / образовательная среда дошкольной образовательной организации / экология творчества / нравственности и общения / организационно-методическая модель образовательной среды ДОО / holistic forms of behavior / cognitive development / support for creative initiatives and activity of a preschool child / educational environment of a preschool educational organization / ecology of creativity / morality and communication / organizational and methodological model of the educational environment of a preschool educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузеева Гузелия Рифкатовна, Толкачева Галина Николаевна, Изотова Елена Ивановна, Волобуева Людмила Михайловна, Парамонова Маргарита Юрьевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования целостных форм поведения ребенка в сфере познавательного и творческого развития его личности, направленные на обоснование эффективного методологического подхода для решения задач познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста, ориентированного на экологию личности. Представлена целостная организационно-методическая модель образовательной среды ДОО. Определен организационно-технологический компонент модели, ядром которого являются игровые технологии как оптимальный для дошкольного возраста инструмент сохранения и формирования субъектной, творческой позиции ребенка и формирования целостных форм поведения у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хузеева Гузелия Рифкатовна, Толкачева Галина Николаевна, Изотова Елена Ивановна, Волобуева Людмила Михайловна, Парамонова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of holistic forms of behavior of a child’s personality in the field of cognition and creativity in the context of the implementation of an ecological approach in the preschool education system

This article discusses the theoretical aspects of the formation of holistic forms of child behavior in the field of cognitive and creative development of the child’s personality, aimed at substantiating an effective methodological approach for solving problems of cognitive development, supporting creative initiatives and activity of a preschool child, focused on the ecology of the individual. A holistic organizational and methodological model of the educational environment of preschool educational institutions is presented. The organizational and technological component of the model is determined, the core of which is gaming technology as an optimal tool for preschool age to preserve and form the child’s subjective, creative position and formulate holistic forms of behavior in children.

Текст научной работы на тему «Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.31862/2500-297X^023-4-23-35 УДК 373.2

Г.Р. Хузеева, Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, Л.М. Волобуева, М.Ю. Парамонова

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования целостных форм поведения ребенка в сфере познавательного и творческого развития его личности, направленные на обоснование эффективного методологического подхода для решения задач познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста, ориентированного на экологию личности. Представлена целостная организационно-методическая модель образовательной среды ДОО. Определен организационно-технологический компонент модели, ядром которого являются игровые технологии как оптимальный для дошкольного возраста инструмент сохранения и формирования субъектной, творческой позиции ребенка и формирования целостных форм поведения у детей.

© Хузеева Г.Р., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М. Парамонова М.Ю., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

Ключевые слова: целостные формы поведения, познавательное развитие, поддержка творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста, образовательная среда дошкольной образовательной организации, экология творчества, нравственности и общения, организационно-методическая модель образовательной среды ДОО

Благодарности. Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного контракта № 03.L02.11.0001 от 20.04.2023 по разработке и совершенствованию современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций.

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Формирование целостных форм поведения личности ребенка в сфере познания и творчества в условиях реализации экологического подхода в системе дошкольного образования / Хузеева Г.Р., Толкачева Г.Н., Изотова Е.И. и др. // Педагогика и психология образова-ния2023. № 4. С. 23-35. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-23-35

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-23-35

G.R. Khuzeeva, G.N. lolkacheva, E.I. Izotova, L.M. Volobueva, M.U. Paramonova

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Formation of holistic forms of behavior of a child's personality in the field of cognition and creativity in the context of the implementation of an ecological approach in the preschool education system

This article discusses the theoretical aspects of the formation of holistic forms of child behavior in the field of cognitive and creative development of the child's personality, aimed at substantiating an effective methodological

я

и

н

а

а т

к и

и п

д с

о о

т в

е

м и

и я и

я н

и е

р ч

о у

е б

еТ о

approach for solving problems of cognitive development, supporting creative initiatives and activity of a preschool child, focused on the ecology of the individual. A holistic organizational and methodological model of the educational environment of preschool educational institutions is presented. The organizational and technological component of the model is determined, the core of which is gaming technology as an optimal tool for preschool age to preserve and form the child's subjective, creative position and formulate holistic forms of behavior in children.

Key words: holistic forms of behavior, cognitive development, support for creative initiatives and activity of a preschool child, educational environment of a preschool educational organization, ecology of creativity, morality and communication, organizational and methodological model of the educational environment of a preschool educational institution

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the implementation of State Contract No. 03.L02.11.0001 dated April 20, 2023 for the development and improvement of modern gaming technologies in the educational practice of preschool educational organizations.

CITATION: Khuzeeva G.R., Tolkacheva G.N., Izotova E.I. et al. Formation of holistic forms of behavior of a child's personality in the field of cognition and creativity in the context of the implementation of an ecological approach in the preschool education system. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 23-35. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-23-35

Введение

Создание условий для полноценного психического развития детей, познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста - одно из актуальных направлений совершенствования качества дошкольного образования.

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 к

период с 2018 по 2028 г. объявлен «Десятилетием детства» (https://base. ^

garant.ru/71684480/?ysclid=lrg5bv79gi801045154). | |

Одной из задач национального проекта «Образование» является ^ £ формирование эффективной системы выявления, поддержки и раз- ^ ™ вития способностей и талантов у детей и молодежи. Таким образом, ^ §

к I

вопросы жизни, здоровья, духовно-нравственного, культурно-исто- ^ ^ рического и гражданско-патриотического воспитания, формирова- ю1 ния традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения

рассматриваются на государственном уровне как одни из важнейших в современном обществе (https://edu.gov.m/mtюnal-pшject?ysdid=lrg5 ЬшЫ4636839289).

Согласно п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализация образовательной программы осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровой (https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lrg5 ja0274133045947). Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, фундамент будущих социальных отношений ребенка, формирования традиционных ценностей как нравственной опоры личности, основ гражданственности и патриотизма, благополучной социализации. Только в игре возможно «полноценное проживание» ребенком периода дошкольного детства, в ней создаются условия для расширения возможностей детского развития.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка (п. 24.5), и педагог, учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе (п. 24.8) (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/? ysdid=lrg5mhasxs3804928256).

Игровые технологии рассматриваются многими исследователями как экологичный способ формирования регулятивных механизмов, определяющих возможность формирования целостных форм поведения в области познания и общения.

Цель исследования: методологическое обоснование концепции и способов формирования целостных форм поведения и деятельности в области познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста в условиях образовательной модели дошкольной образовательной организации (ДОО), интегрирующей элементы природного и социокультурного пространства и обеспечивающей экологию творчества, нравственности и общения через игровые технологии.

го

го н

1 Л Методологическое обоснование

о о

^ х Согласно ФОП ДО, образовательная среда на каждом возрастном

^ § этапе развития ребенка дошкольного возраста должна предоставлять

^ ему возможности для решения образовательных задач, создавать усло-

^ ю1 вия для разностороннего развития, обеспечивать его эмоциональное благополучие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,

образовательных потребностей и интересов. Образовательная среда ДОО представляет собой комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной организации. Она интегрирует природное и социокультурное пространство во всех компонентах своей структуры. При этом социокультурное пространство раскрывает специфику культуры, в том числе и организационной субкультуры как части человеческого окружения, созданной людьми. Природное пространство образовательной среды базируется на понимании природы как естественной среды обитания человека, состоящей из объектов живой и неживой природы.

Экологический подход к ребенку в системе образования предполагает соответствие логики организации образовательных сред и технологий обучения и воспитания закономерностям физического, познавательного, духовно-нравственного и социального развития детей (экология творчества, нравственности и общения), что обеспечивает здоровье и безопасность ребенка [7].

В рамках данного подхода экология человека понимается как экология человеческой личности, а экологичность рассматривается как характеристика природного и социокультурного пространства, определяющего полноценное проживание ребенком детства и обеспечивающего его психическое и психологическое здоровье.

При этом экология творчества направлена на создание условий для проявления и сохранения естественных для ребенка творческих инициатив, экология нравственности направлена на усвоение нравственных ценностей через формирование положительного эмоционального отношения к ним, экология общения направлена на формирование коммуникативной компетентности ребенка, основанной на способности к сопереживанию и эмпатии. Развивающий характер образовательной среды предполагает формирование психологически здоровой личности и целостных форм поведения и деятельности ребенка в противовес формированию суммы знаний, умений и навыков.

Целостные формы поведения формируются в онтогенезе и определяются физиологическими, психологическими и социокультурными аспектами развития.

П.К. Анохин в своей теории функциональных систем изучает физи- 2

го

с

ологические основы целостного поведенческого акта (приобретенно- о

ш Е

го поведения) [3]. Ученый рассматривает целостный поведенческий | х

акт как функциональную систему, под которой понимается динамическая совокупность различных органов и физиологических систем орга- ^ §г низма, формирующаяся для достижения приспособительного (полезно- ^ ^ го) для организма результата. Структура поведенческого акта с позиций

К I

теории функциональной системы является универсальной, включающей стадии: афферентного синтеза (мотивационного возбуждения); принятия решения и программирования; осуществления действия и обратную связь, где сличаются параметры цели и параметры результата действия. Функциональные системы на уровне ЦНС можно рассматривать как физиологическую основу регулятивных механизмов поведения [5].

Целостные формы поведения предполагают способность ребенка ставить цель, формировать программу действия, реализовывать данную программу и способность сличать параметры цели и полученный результат. Вначале освоения любого навыка, умения, деятельности эти функции принадлежат взрослому. Постепенно ребенок овладевает всеми этапами реализации целенаправленной деятельности, включая деятельность общения, предметную деятельность, игровую, учебную, творческую, умственную и т.д. Все виды внешней и внутренней деятельности могут представлять собой целостные формы поведения [4]. Они предполагают системный характер. Системные качества психики включают в себя три уровня ее функционирования: как индивид (биологические основы), как социальный индивид (субъект общения), как личность (субъектная позиция). Все три уровня определяют регулятивные способности психики человека в сфере познания, общения и самосознания [2].

Каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности как условие и средство формирования целостных форм поведения и психических достижений. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Игровая деятельность выступает условием развития личности ребенка в дошкольном детстве, прежде всего, его субъектной позиции, творческих инициатив и активности, целостных форм поведения и творчества.

Характеристики игры как экологичной, целостной формы поведения: - игра является добровольной деятельностью, свободной от принуждения или правильности решений; возможность осуществлять реальный к выбор доступна для ребенка только в игре;

^ - процессуальный характер, отсутствие явного результата, соответст-I | венно ценность процесса как игрового, без решения утилитарных или о о прагматических задач;

н m ^

^ х - протяженность, соответствующая темпу и ритму жизни ребенка.

х х Протяженность игровой деятельности меняется от нескольких минут

^ в игровом подражании ребенка раннего возраста до многодневно-

Ju ю1 го развития сюжета в играх детей старшего дошкольного возраста.

в будущих взрослых смыслах, системах отношений, мотивах человеческой деятельности. Игра выступает формой моделирования системы социальных отношений и выстраивания временной перспективы, «я как взрослый»;

- игровая деятельность осуществляется как деятельность личностная: от лица личности, наделенной ролью, адресованная личностно и целостно реализуемая на всех уровнях. Такая целостная интегри-рованность психических процессов возможна именно на уровне личности. Однако осознанность личности в дошкольном возрасте еще недостаточна и зависима, поэтому игра через выбор роли и действия, апробацию поведения в условной ситуации позволяет ребенку приблизиться к своей личности;

- игра выступает как целостная форма поведения благодаря двойному плану деятельности и ее процессуальному характеру. Игровая деятельность протекает в условной, воображаемой ситуации, опирается на условные моменты воображаемых отношений и план реальных, договорных отношений по поводу игры, которые объединяют реальность и внутренние перспективы развития, становятся своеобразным динамичным механизмом развития ребенка;

- целостность проявляется и в единстве персонального и социального, когда личное игровое действие становится «мостиком» в социальные отношения, а игра позволяет экспериментировать с социальной реальностью, подчиняя ее себе еще до того, как ребенок оказывается в нее реально включенным.

Игра соответствует специфическому, детскому типу мышления, который определяется, согласно Ж. Пиаже [8], следующими характеристиками: анимизм, артификализм, синкретизм, предпричинность и др., что, собственно, и определяет воображаемую ситуация для ребенка, когда волшебство возможно, а сказка реальна; символический характер игры определяет ее безграничные возможности, в первую очередь направленные на создание индивидуальной траектории вхождения в мир, моделирование картины мира и системы отношений в нем [1].

Игровые технологии в образовании - это обширная группа мето- к

дов и приемов взаимодействия всех участников образовательных ^

отношений в форме различных игр, отличающихся четко поставлен- | | ной образовательной целью (обучения, воспитания) и соответствую- о

щим ей результатом развития, широкой познавательной и личностной ^ х направленности [Там же]. ^ §

Игровые технологии являются эффективным и экологичным сред- ^ ством достижения целевых ориентиров развития детей дошкольного ^ ^ возраста в сфере дошкольного образования, в частности, как средство

решения образовательных задач в пяти образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, физическом и художественно-эстетическом развитии).

Результаты исследования

Опираясь на данные положения, нами была разработана организационно-методическая модель образовательной среды ДОО, направленной на обеспечение, сохранение и актуализацию потенциальных возможностей ребенка в области духовно-нравственного воспитания, познавательного развития, осуществления творческих инициатив и активности ребенка (рис. 1).

Методологическая основа данной модели опирается на экологический подход к развитию ребенка в системе образования, основу которого составляет экология личности, включающая экологию творчества, нравственности и общения. На основе данного подхода определена структура и содержание зоны развивающих возможностей и условий, направленных на субъекты образовательного процесса. Она включает элементы природного и социокультурного пространства, т.е. элементы развивающей предметно-пространственной среды и характеристики межличностного взаимодействия.

Обозначен организационно-технический компонент, определяющий содержание и технологии реализации поставленных задач в контексте пяти образовательных областей по ФОП ДО. Игровые технологии выступают в качестве важного инструмента сохранения и формирования субъектной, творческой позиции ребенка и обеспечивают реализацию экологического подхода в образовательной деятельности ДОО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель реализуется на следующих организационных уровнях:

- определение целей, задач в соответствии с экологическим подходом;

- проектирование и создание среды, включающей широкое использование игровых технологий;

- методическое и психолого-педагогическое сопровождение и поддержка к познавательного развития, творческих инициатив и активности ребенка. ^ Реализация игровых технологий в контексте экологического подхо-

| | да в условиях организационно-методической модели образовательной о о среды ДОО, включающей элементы природного и социокультурного

I- со ^

^ х пространства, способствует познавательному развитию, осуществлению

х х творческих инициатив и формированию целостных форм активности,

^ т.к. формирует у ребенка совокупность системных характеристик лич-¿и ю1 ности, обеспечивающих данные ориентиры развития, а также целостные

формы поведения.

Потребности и запросы участников образовательных отношений

Цель и задачи

1 уровень

Определение целей,задач в соответствии с экологическим подходом

2 уровень

Диагностика среды на соответствие требованиям экологического подхода

3 уровень

Проектирование и создание среды, соответствующей экологическому подходу

4 уровень

Методическое и психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития, творчески) инициатив и активности

Методологические подходы

и принципы +

Концепция образовательной среды

Экология личности: экология творчества, нравственности, общения

____________1____________

Зона развивающих возможностей и условий

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДНОГО ПРОСТРАНСТВА

Предметы живой и неживой природы

Предметы рукотворного мира

Информационная среда

Субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги ДО

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Игровые технологии как инструмент сохранения и формирования субъектной, творческой позиции ребенка

Содержание образовательных областей

Отношения в системах ребенок - взрослый; взрослый - ребенок; ребенок - родитель; педагог - родитель

Отношения с общественными институтами

Культура, традиции, обычаи, детская субкультура, уклад ДОО и семья

Развивающая деятельность субъектов ОП

РЕЗУЛЬТАТ

Целостные формы поведения: непротиворечивая, безопасная картина мира, высокий познавательный интерес и творческое отношение к миру,личностные качества (самостоятельность, инициативность, субъекгность, психологическое здоровье и эмоциональное благополучие), способность к коммуникации и совместной деятельности

Рис. 1. Организационно-методическая модель образовательной среды ДОО, включающей элементы природного и социокультурного пространства для осуществления духовно-нравственного воспитания, познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка (экология творчества, нравственности, общения)

3 Теория и методика ^ обучения и воспитания

га д

о

СП "О

о

С

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

К системным характеристикам, определяющим успешность познавательного развития, формирования способности к проявлению творческих инициатив и целостных форм активности/поведения детей дошкольного возраста можно отнести:

- непротиворечивую, безопасную картину мира;

- совокупность личностных качеств (самостоятельность, инициативность, субъектность, психологическое здоровье и эмоциональное благополучие);

- высокий познавательный интерес и творческое отношение к миру, творческие способности, способствующие формированию компетентности в детских видах деятельности;

- способность к коммуникации и совместной деятельности, способствующие формированию компетентности в общении. Картина мира или первичное мировоззрение является основой системных характеристик личности и представляет собой целостное и относительно универсальное (по возрасту) представление о физических, природных и социальных законах миропорядка, определяемых принципом базовой справедливости (добро за добро; зло за зло). Эта базовая вера в справедливую картину мира решает сразу несколько задач в развитии ребенка. Картина мира определяет адаптационные возможности ребенка, его операциональную модель построения отношений с позиции естественно-научной картины мира, нравственных и духовных ценностей, представлений о справедливости, и лежит в основе познавательного развития, осуществления творческих инициатив и активности ребенка, формирования личности и самосознания ребенка [6].

Выводы

1. Обоснован эффективный методологический подход для решения задач формирования целостных форм поведения в области познавательного развития, поддержки творческих инициатив и активности ребенка дошкольного возраста, ориентированный на экологию личности.

2. Структурированы элементы природного и социокультурного пространств образовательной среды ДОО как системы развивающих возможностей и условий.

3. Определен организационно-технологический компонент модели, ядром которого являются игровые технологии как оптимальный для дошкольного возраста инструмент сохранения и формирования субъектной, творческой позиции ребенка и формирования целостных форм поведения у ребенка.

CK

X

I

го

го н

^ X

X с

ч и

о о

н m

Ol

Z X

X CK X

CK X

X Ol

^

О

Ш ю

F о

4. Обозначены предполагаемые результаты функционирования модели образовательной среды ДОО, представленные системными характеристиками личности ребенка дошкольного возраста и целостными формами поведения в области его познавательного развития, проявления творческих инициатив и активности посредством игровых технологий.

Библиографический список / References

1. Авдулова Т.П. Психология игры: Учебник для вузов. М., 2023. [Avdulova T.P. Psikhologiya igry [Psychology of game]. Textbook. Moscow, 2023.]

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. [Ananyev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg, 2001.]

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. [Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsionalnykh sistem [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow, 1975.]

4. Барабанщиков В.А. Принципы системности в современной психологии // Проблемы системогенеза в учебной и профессиональной деятельности: Материалы научно-практической конференции. Ярославль,

2003. С. 11-22. [Barabanshchikov V.A. Systematic principles in modern psychology. Problemy sistemogeneza v uchebnoy i professionalnoy deyatelnosti. Yaroslavl, 2023. Pp. 11-22. (In Rus.)]

5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-н/Д., 2005. [Danilova N.N., Krylova A.L. Fiziologiya vysshey nervnoy deyatelnosti [Physiology of higher nervous activity]. Rostov-on-Don, 2005.]

6. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. [Leontyev A.N. Image of the world. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya. In 2 vols. Moscow, 1983.]

7. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.,

2004. [Panov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii [Ecological psychology: Experience in constructing a methodology]. Moscow,

2004.] §

8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. М., 1994. [Piaget J. Rech го го i myshlenie rebenka [Le Langage et la pensée chez l'enfant]. Transl. from x 1

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. [Stefanenko T.G. Etnopsikho- -r s logiya [Ethnopsychology]. Moscow, 1999.] x x

French. Moscow, 1994.]

Статья поступила в редакцию 01.07.2023, принята к публикации 05.09.2023 The article was received on 01.07.2023, accepted for publication 05.09.2023

Сведения об авторах / About the authors

Хузеева Гузелия Рифкатовна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Guzeliya R. Khuzeeva - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Developmental Psychology of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: guzeliya.h@yandex.ru

Толкачева Галина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет Galina N. Тolkacheva - PhD in Pedagogy; professor at the Department of Preschool Pedagogy of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: gtolkacheva@mail.ru

Изотова Елена Ивановна - кандидат психологических наук, доцент; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Elena I. Izotova - PhD in Psychology, Head at the Department of Developmental Psychology of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: teoretic@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волобуева Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет Lyudmila M. Volobueva - PhD in Pedagogy; Head at the Department of Preschool Pedagogy of the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: volobuevalm@mail.ru

Парамонова Маргарита Юрьевна - кандидат педагогических наук; декан g факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический го государственный университет х с Margarita Yu. Paramonova - PhD in Pedagogy; Dean at the Faculty of Preschool

° g Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University ш x

^ E-mail: paramonova.mu@mail.ru

x x

К X X Ш О. T О ^ Ш ю F о

Заявленный вклад авторов

Хузеева Г.Р. - проведение исследования, обработка результатов, участие в подготовке статьи

Толкачева Г.Н. - проведение исследования, обработка результатов, участие в подготовке статьи

Изотова Е.И. - обработка результатов исследования, участие в подготовке статьи

Волобуева Л.М. - обработка результатов исследования, участие в подготовке статьи

Парамонова М.Ю. - обработка результатов исследования, участие в подготовке статьи

Contribution of the authors

G.R. Khuzeeva - conducting research, primary processing of the results, participation in the preparation of the article

G.N. ^lkacheva - conducting research, primary processing of the results, participation in the preparation of the article

E.I. Izotova - processing of research results, participation in the preparation of the article

L.M. Volobueva - processing of research results, participation in the preparation of the article

M.Yu. Paramonova - processing of research results, participation in the preparation of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

X

X

го

TO H

^ X

X с

и

о о

1— m

Ol

z X

X СК X

CK X

X Ol

^

О

Ш ю

F о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.