УДК 336 (470.26) (06) ХОДУНОВА М. А.
KHODUNOVA M. A.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
FORMATION OF PACKAGE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL FINANCIAL MARKET (ON THE EVIDENCE OF THE KALININGRAD REGION)
Аннотация: в статье представлен механизм регионального проактивного финансового мониторинга и управления, направленный на гармоничное развитие сегментов финансового рынка и повышение инвестиционной привлекательности региона. На основе проведенного анализа Федерального закона № 161-ФЗ предложена модель возможного объединения функций субъектов платежной системы в рамках регионального финансового рынка и определены точки взаимодействия с другими участниками. Ключевые слова: финансовый рынок; «финансиализация» экономики; государственно-частное партнерство; банковский сектор; платежная система; докапитализация; инновационное развитие.
Abstract: the mechanism of the regional proactive financial monitoring and management aimed at balanced developing of financial market segments and enhancing the regional investment attractiveness is presented. The article sums up the results of the study of Federal Law No. 161, proposes the model of possible combining functions of payment system subjects within the framework of the regional financial market and defines the touchpoints with other actors.
Keywords: financial market; «financialisation» of the economy; private-public partnership; banking sector; payment system; additional capitalisation; innovation-driven development.
Финансовый рынок по праву можно назвать многоуровневой сложноорганизованной системой финансово-экономических отношений, на которую оказывают воздействие различные по своей природе факторы. Именно здесь происходит (или должно происходить) формирование финансового фундамента для обеспечения расширенного производства, генерация новых инвестиций в развитие социально ориентированной экономики, увеличение инновационной активности, укрепление инвестиционного потенциала на всех уровнях. В эпоху «электронной экономики» назревает острая необходимость повышения эффективности деятельности в финансовом секторе, увеличения транспарентности и ускорения финансовых операций, их оперативного контроля, объединения усилий участников финансовой системы
по созданию новых, высокотехнологичных инструментов. Возникает дискуссионный вопрос о подходах к пониманию структуры финансового рынка и обеспечения его связи с другими сегментами финансовой системы на федеральном и региональном уровнях.
В данной статье предпринята попытка раскрыть возможности для гармонизации интересов участников реального сектора экономики и финансового рынка на основании текущих тенденций развития финансовой системы1. Наиболее полно понятие финансового рынка, на наш взгляд, раскрывается в работах коллектива авторов под руководством доктора экономических наук профессора Я. М. Миркина, где «финансовый рынок» предлагается понимать как рынок, на котором происходит перераспределение временно свободных денежных ресурсов
1 В этой статье автор стремится выстроить иерархию целей, понимая, что достижение указанной глобальной цели в своей основе имеет систему детализированных подцелей. Подкрепляется это суждение многослойностью финансового рынка и необходимостью обстоятельно решать вопросы, возникающие на стыке его сегментов (денежного рынка и рынка капиталов). Ведь именно на финансовом рынке формируется цена финансовых активов, объектами купли-продажи выступают предприятия как целостные имущественные комплексы, и в результате совершенных транзакций передается контроль за их деятельностью.
через финансовых посредников на основе использования финансовых инструментов (ценных бумаг, финансовых и товарных деривативов, валюты, финансовых контрактов (репо, свопы и т. п.)) и предоставления финансовых услуг, объединенных в форме финансовых продуктов, являющихся товаром на финансовом рынке2. Финансовый рынок включает в себя рынок капиталов и денежный рынок. Кроме того, в деловом обороте под финансовым рынком понимается система институтов, из которых он состоит: участники обмена — эмитенты и инвесторы (розничные и крупные, институциональные); финансовые посредники — брокеры — дилеры, коммерческие и сберегательные банки, финансовые компании, являющиеся посредниками в обмене; институционально организованные рынки (фондовые биржи, внебиржевые торговые системы), рыночная инфраструктура (депозитарии, регистраторы, расчетно-клиринговые организации, системы раскрытия информации), механизм взаимодействия между ними (сделки, технологии рынка); система регулирования финансового рынка (государственные регуляторы, саморегулируемые организации, законодательная инфраструктура и профессиональные стандарты); товары — ценные бумаги/финансовые инструменты (многие их виды) и финансовые услуги3. Основываясь на указанных концептуальных идеях, предлагаем сконцентрировать внимание на механизмах и инструментах грамотного сочетания денежного рынка и рынка капиталов. Ведь проблема трансформации «коротких денег» в «длинные», а также вопросы привлечения долгосрочного финансирования для реализации крупных инфраструктурных проектов (включая проекты, осуществляемые на основе государственночастного партнерства; далее — ГЧП) в целях обеспечения устойчивого экономического раз-
вития и придания стимулирующих импульсов модернизации экономики страны в целом и регионов в частности достаточно остро обозначились в последнее время в экономической сфере. Наряду с известными способами образования «длинных денег», такими как секьюритизация, государственное фондирование (облигации, субсидии, кредиты корпораций развития, пенсионные средства) и др., по нашему мнению, целесообразно использовать комплексные схемы, базирующиеся на понимании связей между элементами рынка капиталов и денежного рынка, а также на использовании передовых наработок «экономики знаний», «электронной экономики». Отметим важность понятия «финансовая услуга» для объединения усилий банковского сектора, региональной платежной системы, электронного правительства и новых технологий для инновационного развития финансового рынка региона, а как результат — увеличения валового регионального продукта региона и улучшения его инвестиционного климата. Говоря о финансовом рынке региона, мы понимаем, что в эпоху глобализации и интернационализации территориальных границ финансового рынка не существует, но считаем возможным проводить апробацию идей, начиная с локальных мероприятий, направленных на «финансиализацию» экономики отдельного субъекта Российской Федерации, с возможностью масштабирования и интеграции в более крупные финансово-экономические структуры и системы4.
Необходимы финансовые схемы, раздвигающие бюджетные рамки, создающие рычаги для привлечения частного капитала и формирующие новое понимание возможностей развитого финансового рынка.
Предлагаем создать Региональный центр оперативного проактивного финансового управле-
2 См.: Стратегия развития финансовой системы России: блок «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост»: Аналитический доклад / Автор. кол. под рук. д-ра экон. наук, проф. Я. М. Миркина. М., 2011. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fa.ru/institutes/fei/links/Documents/Аналитический%20доклад%20II оф.версия.рсЦ:'(дата обращения: 15.07.2011).
3 См.: Там же.
4 В данном случае Калининградская область принята в качестве своеобразной «точки отсчета» для реализации рекомендуемых автором идей. В частности, выдвигаемые положения исследования поддержаны в процессе переговоров руководством Фонда экономических исследований «Региональная стратегия», руководством комитета межрегиональных отношений Областной думы, разработчиками концепции электронного правительства, акционерами и правлением одного из региональных банков, ректорами двух ведущих вузов Калининградской области, а также руководителем представительства одной из платежных систем и ведущим региональным частным инвестором, занимающимся в том числе и вопросами развития информационных технологий. Предлагаемая схема в целом универсальна и может быть использована в любом субъекте РФ.
ния, основу которого составит региональный банк (либо один из уже действующих, либо вновь организованный по инициативе областной законодательной и исполнительной власти) в тесной взаимосвязи с электронной платежной системой — Оператором электронных денежных средств (далее — ОЭДС)5.
Составной частью, звеном Регионального центра оперативного проактивного финансового управления, по нашему мнению, должен быть Региональный (муниципальный) Центр государственно-частного партнерства (далее — Центр ГЧП)6 как элемент интегрированной модели финансовой системы региона. Его задача заключается в профессиональном увеличении степени детализации крупных государственных проектов (распределении работ) до уровня непосредственных исполнителей. Титульно любой региональный проект может считаться государственным, но в итоге весь комплекс работ по проекту на 80-95% выполняется силами частных компаний (пример — трасса Приморского кольца Калининградской области с ежегодным бюджетом в 7 млрд руб., которая является федеральным проектом, выполняется силами нескольких десятков частных компаний из Санкт-Петербурга). Переход от реактивного управления финансовыми потоками проектов и целевых программ к проактивному7, то есть от управления статистикой «вчерашнего дня» к управлению в режиме реального времени, от реагирования на инциденты до поиска проблем и предотвращения их возникновения, возможен несколькими путями. Проактивность может быть достигнута посредством максимального поэтапного разбиения крупных проектов на систему, комплекса работ и услуг до уровня микроплатежей. В этом случае все расчеты мо-
гут вестись через платежную систему и фиксироваться в разделе «Финансовая статистика» в режиме реального времени. Но можно представить, насколько сложной будет детализация сетевых графиков, например, строительства Балтийской АЭС или глубоководного порта в Калининградской области. Подобные масштабные проекты включены в целевые программы любого российского региона, поэтому альтернативой может стать адаптация крупных проектов до уровня подрядчиков, субподрядчиков и типовых работ. Помощь Центра ГЧП (как квалифицированного планировщика работ) здесь неоспорима. Платежи в этом случае идут через региональный управляющий банк. Кроме того, возможно решение основных барьеров в регионах при реализации инфраструктурных и социальных проектов на принципах государственно-частного партнерства — непрозрачности движения денежных потоков и отсутствия возможности их контроля. Находящаяся в тандеме платежная система (например, «Дельта-Кей») в режиме он-лайн могла бы фиксировать мемориальные ордера, так как платежи подрядчиков по размеру и периодичности превосходят нормативы, установленные Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»8 для национальной платежной системы (далее — НПС), в то время как банковские электронные платежи по-прежнему реактивны по сути и служат только для отражения информации о подготовленной транзакции.
Малые инновационные предприятия при вузах (далее — МИП) — следующее звено воспроизводственной цепочки и еще один из составляющих элементов Регионального управляющего центра. МИПы позволяют осуществить плав-
5 Справочно: названия «Региональный центр оперативного проактивного финансового управления» и «Региональный управляющий центр» используются как синонимы.
6 Региональный Центр государственно-частного партнерства — возможный орган в структуре исполнительной власти региона (муниципалитета), наделенный полномочиями (уполномоченный) по организации региональных проектов ГЧП [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/glossary/block/letter/all (дата обращения: 15.07.2011).
7 Для реактивного управления финансовыми потоками характерно принятие управленческих и инвестиционных решений как реакции на существующие или выявленные проблемы (то есть «ex-post facto», пассивный стиль управления). Проактивное управление финансовыми потоками («ex-ante») — управление финансами, основу которого составляют финансово-экономический анализ с учетом постановки стратегических целей деятельности и поиск способов их достижения, прогнозирование потенциальных изменений и отклонений во внешней и внутренней среде и продуманный предварительный комплекс мер по их устранению. Проактивный подход заключается в следующем: создание общей обширной информационной базы данных; возможность анализа всех информационных потоков из-за обеспечения высокой доступности необходимых данных; мониторинг и исправление (устранение) нежелательных изменений в режиме реального времени.
8 См.: Российская газета. 2010. Федераль. вып. № 5515 (139). 30 июня.
ный переход от реального сектора экономики к «надстройке», или финансовому сектору. Идея нового поколения МИПов состоит в том, чтобы задействовать потенциал студентов, выпускников и молодых преподавателей экономических, аудиторских и юридических факультетов, имеющих высокий уровень подготовки, но незаслуженно считающихся в России поставщиками рынка незанятых для нужд практической экономики.
Адаптировать законодательную базу, улучшать схемы регионального управления, применения бюджетного рычага и модели капитализации, заниматься вопросами консалтинга в области структурирования сделок по свопу акций, внедрять другие новаторские финансовоэкономические схемы-драйверы экономического развития, по нашему мнению, возможно поручить именно МИПам при вузах, что позволило бы им развивать интеллектуальную базу для новых исследований.
Для того чтобы Региональный управляющий центр учитывал интересы всех структурных звеньев, считаем целесообразным привлечь к его работе региональное электронное правительство как систему общественного управления с функциями аналитики, оптимизации и регламентации планирования, контроля и корректировки планов, проектов, бюджета и целевых программ. Электронное правительство своими предподготовленными схемами охватывает все коммуникации власти, общества, бизнеса и граждан в экономической, социальной, юридической, культурной и других сферах.
Таким образом, все транзакции регионального финансового рынка проводятся силами уполномоченного регионального банка, а непосредственный процесс расчета — через платежную систему.
Структура не является аналогом традиционного правительства и региональной банковской системы, а представляет новый способ взаимодействия. Система осуществляет транзакции или фиксирует информацию о них в режиме он-лайн. Только в таком виде действия субъ-
екта управления приводят к обоснованному управляющему воздействию. Поэтому во всех взаимоотношениях предусмотрено использование системы электронного документооборота, интеллектуального программного обеспечения, автодиагностики, управления большими базами данных, алгоритмов распределенного хранения данных по типу Е1-ЕВФРАТ.
Заметим, что именно банк и платежная система являются краеугольным камнем процесса управления денежными потоками в проактивном режиме. Подобное предложение базируется на следующих аспектах развития экономики:
- финансовая система России тяготеет в большей степени к континентальной модели, основанной на банках (bank-based system), но необходима ее трансформация в смешанную систему финансирования экономики, которая бы включала основные элементы англо-саксонской модели (market-based system);
- повышение доступности финансовых услуг населению в основном обусловливается не расширением сети банковских офисов (с высокими транзакционными издержками), а развитием и внедрением современных дистанционных технологий, усилением партнерских отношений и сотрудничества банков с операторами сотовой связи, разработчиками IT-технологий;
- по мнению экспертов, для ускоренного возврата экономики к докризисному уровню объем кредитования уже к 2012 г. должен увеличиваться не менее чем на 20-30% ежегод-но9. Поэтому актуальными становятся вопросы привлечения дополнительных источников кредитования, в первую очередь, общественно значимых проектов на принципах ГЧП, активного использования новых схем привлечения средств населения с использованием обращающихся депозитных сертификатов, схем проектного финансирования, и интеграционных схем организации деятельности банков и платежных систем;
- из отчетов ученых-экономистов следует, что на российском финансовом рынке существуют значительные информационные асим-
9 См.: Стратегия развития финансовой системы России: блок «Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)»: Аналитический доклад / автор. кол. под рук. д-ра экон. наук, проф. Я. М. Мир-
кина. М., 2010. С. 8 [Электронный ресурс]. иЯЬ: ЬЦр://ц'Ц'Ц'.іа.ги/т8Ііїи1е8/І'еі/1тк8/ПоситепІ8/Аналитический%20доклад%20
II оф.версия^Г (дата обращения: 25.01.2011).
метрии, информационная база фрагментарна и не формирует полноценную статистическую отчетность о финансовом рынке, а у инвесторов отсутствует равный доступ к информации
о субъектах рынка10;
- Россия в 2010 г. заняла 154 место из 178 стран мира по размеру коррупции, коррупционный оборот, по оценке Всемирного банка, составляет 48% ВВП11;
- назревает острая необходимость сокращения доли наличных денег в обращении (98%).
Подобные вызовы и угрозы заставляют задуматься о новых решениях в целях совершенствования финансовых моделей регионального развития.
Ситуацию можно кардинально поменять путем внедрения сначала на региональном уровне мультифункциональной платежной системы (которую возможно назвать специализированной платежной системой), позволяющей в режиме реального времени отслеживать прохождение денежных средств клиентов (тра-спарентность и простота контроля), осуществлять бескомиссионные транзакции (скорость и безопасность), получать отчетность с возможностью ее интеграции в Excel, совершать расчетно-платежные операции с использованием последних достижений IT-технологий, программирования, кодирования. Кроме того, возможно ее использование в социальных проектах органов государственного и социального управления (в первую очередь региональных правительств) — например, проекте «электронное правительство», — что в свою очередь обеспечит возможность общественного контроля за получением, распределением и использованием бюджетных ассигнований. По нашему мнению, инструментарий розничного сегмента платежной системы на уровне региона (Калининградской области) целесообразно использовать также и в социальных проектах ГЧП.
Принимая во внимание необходимость повышения доли безналичных денежных средств в общем объеме денежной массы страны, тен-
денции к регионализации и проблемы сохранения и гармоничного развития отдельных регионов на фоне интернационализации финансовых рынков, нововведения в различных сегментах финансового рынка, а также необходимость перехода от преимущественно экстенсивной модели развития банковского сектора к интенсивной модели, с учетом развития современных высокотехнологичных финансовых инструментов, наличия диалектической связи между уровнем развития финансовых рынков и степенью диверсификации экономики и производством инноваций как на федеральном, так и на региональном уровнях, автор представляет схему оптимального взаимодействия основных участников финансового рынка региона, нового сочетания рыночных инструментов и институтов. В частности, благодаря возможностям электронного правительства снижается неопределенность, асимметричность информации и транзакционные издержки, таким образом осуществляется экономия бюджетных средств, которые могут быть использованы в социально и общественно значимых проектах региона. При этом возможно увеличение количества оказываемых населению услуг в единицу времени за счет простого и удобного интерфейса платежной системы.
Результаты детального анализа положений Федерального закона «О национальной платежной системе» дают основания сформулировать предложение о создании специализированной платежной системы в Калининградской области. Закон позволяет объединить основные функциональные звенья: оператора платежной системы, оператора услуг платежной инфраструктуры, операционный центр, платежный клиринговый центр, расчетный центр, основных участников платежной системы (оператора по переводу денежных средств, оператора электронных денежных средств, органы федерального казначейства) не только в рамках Банка России, Внешэкономбанка, но и в рамках обычного коммерческого банка, и даже
10 Стратегия развития финансовой системы России: блок «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост»: Аналитический доклад ... С. 36-37.
11 Стенографический отчет СФ РФ // Аналитический вестник ФС РФ. 2011. № 12 (424), июнь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://council.gov.ru/inf 81/ЬиЦе1т/Ц:ет/385/тс[ех.Ь1т1 (дата обращения: 15.07.2011).
небанковской кредитной организации (далее
— НКО). Но учитывая то, что клиринговый и расчетный центры должны быть кредитными организациями (далее — КО), создание региональной платежной системы целесообразно организовывать в рамках КО, в качестве которой, по нашему мнению, выступает региональный банк. В его организации должен применяться
административный ресурс, так как создание и функционирование региональной платежной системы под управлением филиала иногороднего банка лишает ее оперативности и создает угрозу создания системы по организации оттока свободных средств из области, что мы уже не раз наблюдали у 30 филиалов нерезидентных банков (см. рис. 1).
б. Коллегиальный СУР
орган по управлению
рисками
6.1. Предельные лимитыобязательств
62. Гарантийный фондсистемы
6.3, Управлениеочередюстью ИплатежейМ
6.4. Расчеты впределахсредств участжков
65. В о зм ожно съ получения кредата, аккредитива
6.6. Возможностьполучения банковской гарантии
банк России (6Р) П пято шила гигтомА
надзор и наблюдение 1 вв ила і стлан тиспн
5. Иностранные организации
1 1. Оператор платежной БР, ВЭБ, КО,
системы (ОПС) НКО
2. Оператор услуг платежной инфраструктуры (ОУПИ)
2.1. Операционный центр (ОЦ)
2.2. Платежный клиринговый центр (ПКЦ)
Г2.2.1. Центр алный платежный клирингоеьй контрагент (ЦПКК)
2.3. Расчетный центр (РЦ)
БР, ВЭБ, КО, НКО
Только 6 Р, ВЭБ и КО Только БР, ВЭБ и КО
4. Участие клиентов в платежной'системе
9. Кроме услуги по перевод'денежных средств осуществляются также обмен эпектроиньни сообщениями, извещения™, подтверждениями о приемеи исполнении платежей и иные действия, связанные с применением информационно-коммуникационньи технологий
3. Участники платежной системы (УПС)
3.1. Операторыпо переводу денежных средств (ОЛДС)
3.2. Банковскиеплатежныеагенты
3.3. Операторьгэлектронных денежных средств (ОЭДС)
3.4. Юр. лица, участники
организованные™ ргое, к лирюга___
3.5. Страховые организации
3.6. Органыфедеральнэго казначейства
3.7. Органы федеральной почтовой
3.9. Междунар одаьв финансоеъе I
органюсцш______
3.10. Иностранные центральные (национал ьные)банки I
3.11. Иностранные банки
7. Региональные
ІІІИЛЬТПкІ
7.1, Системнаяи социальная
ЧМДиИИПГТКПС----
7.2. Наличиебанкоескихгрупл,банкоеских>олдінгое,союзовиассоциаций 7,3. Кваляфтироеанньекадры
В Калинтгр адском о бюсти о сталэсь 3 регионал ьных банка и 30 фи лиалов ико го родних банков
8. Степеньразвитоста региональной банковский системы
ЧКак результат выдвигается предложение по созданию регионального банка (адаптивного управления с функциями платежной системы при поддержке Правительства области, Областной Думы, Центра ГЧП, одного из региональных банков и оператора электронных денежных средств ДельтаКей
| -сеісгора,подпежашиео6«яикеник>вранкз<одкойкреднтнойорганизщии-ОПСКалининградскойрепіоналі*ойплатежнойсистеньі щ ■ точки взаимодействия с другими структурами р егионалыного финансового рьика(Центром ГЧП, электронньм пр аеительством, малыми и ■ инновационным предприятии лрнВУЭах.) наосискиииФМб! 0т27Д6Ж1
Рисунок 1. Схема возможного объединения функций субъектов НПС в рамках региональных финансовых рынков и определение точек взаимодействия с другими участниками
(составлена автором)12
Создание Регионального управляющего сового рынка и его проактивным управлением, центра, занимающегося исключительно муль- инициирует, на наш взгляд, уникальную ситуа-типликативным увеличением размеров финан- цию, позволяющую осуществить значительную
12 Данная схема представляет собой подробный анализ Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ, поэтому в схеме Центр ГЧП и др. участники финансового рынка представлены через функциональные связи с обозначенными участниками НПС
докапитализацию участников. Для банковского сектора региона (как части финансового рынка, причем довольно значительной) возникает дополнительная возможность увеличить свою капитализацию за счет использования схемы свопа акций с небанковским платежным агентом. В качестве основы (базы) докапитализа-ции предлагаем использовать программный продукт, разработанный российскими авторами, уже частично используемый и по ряду параметров превосходящий все аналоги, а также способ и институциональную компоновку его применения. Потенциал докапитализации, при грамотном распределении функций операторов электронных денежных средств (авторов и держателей новейшей технологии) и банков — операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы, — оценивается автором в сумму, значительно превосходящую 1 млрд долл. США. Аналогом здесь может
служить первоначальная рыночная капитализация платежной системы PayPal в сумме 990 млн долл. США. При этом функционал отечественной платежной системы ее превосходит.
И в завершение хотелось бы отметить, что согласованные действия основных участников финансового сектора, IT-сегмента, исследовательских центров молодых ученых, как носителей новых технологий, а также использование административного ресурса традиционного правительства и электронного правительства позволят создать за очень ограниченный срок новую конфигурацию регионального финансового рынка — динамичного, управляемого, контролируемого в режиме реального времени, построенного по модульному принципу и, следовательно, имеющего неограниченную возможность интеграции в областном, краевом, окружном и федеральном масштабах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)» : аналитический доклад
I автор. кол. под рук. д-ра экон. наук, проф. Я. М. Миркина. - М., 2010 [Электронный ресур^. URL: http:IIwww.fa.ruIinstitutesIfeiIlinksIDocumentsIАналитический%20доклад%20II оф. версия. pdf (дата обращения: 25.01.2011).
2. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост» : аналитический доклад / автор. кол. под рук. д-ра экон. наук, проф. Я. М. Миркина. - М., 2011 [Электронный ресур^. URL: http:IIwww.fa.ruIinstitutesIfeiIlinksIDocumentsI Аналитический%20доклад%20ІІ оф. версия.pdf (дата обращения: 15.07.2011).