УДК 338.012
ПВ. Медведев ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ
УЗЛОВ В ГОРОДАХ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «транспортно-пересадочный узел» (ТПУ), дается его определение, приводится классификация ТПУ, основные преимущества их создания, выявляются основные проблемы работы транспортных узлов в России и предлагаются подходы к их решению.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, ТПУ, «хаб», аэропорт, вокзал.
Pavd Medvedev THE CREATION OF TRANSPORT HUBS IN CITIES
Annotation. The article discusses the concept of «transport hub», it is given its definition, a classification of TPU, the main advantages of their creation, identifies the main problems of traffic centers in Russia and proposed approaches to solving them. Keywords: transport hub, hub, airport, railway station.
Создание транспортно пересадочных узлов (ТПУ) в последнее время стало важной городской проблемой. Для нашей страны данная проблема является достаточно новой и во многом определяется градостроительными подходами, направленными на ее решение.
В мировой практике ТПУ называется словом «хаб» (hub) или «транспорт хаб» (transport hub). Термин «хаб» взят из английского словосочетания «hub and spoke» - «ось и спицы». Изначально он стал применяться для обозначения организации системы авиаперевозок, в которой вместо традиционных прямых перелетов из пункта А в пункт Б (Point-to-Point) стала действовать новая система перевозок с использованием пересадок (Hub-and-Spoke), (см. рис. 1).
Рис. 1. Традиционная и новая системы авиаперевозок
Местные аэропорты получили название оси, а междугородние рейсы - спиц. Предлагая все новые и новые маршруты, авиакомпании поняли, что выстраивать маршрутную сеть с использованием пересадок бывает выгоднее, чем напрямую летать из пункта А в пункт Б. Наиболее крупными узловыми аэропортами мира являются Хартсфилд, О'Хара в Чикаго, Хитроу в Лондоне, Ханеда и На-рита в Токио, Лос-Анджелес, Даллас, Шарль де Голль в Париже, Франкфурт-Майне, Амстердам, Лас-Вегас, Денвер, Мадрид, Нью-Йорк, Феникс, Пекин, Гонконг, Хьюстон, Бангкок, Миннеаполис, Дет-
© Медведев П.В., 2014
ройт, Орландо, Ньюарк, Сан-Франциско, Сингапур, Филадельфия, Майами, Торонто и Сиэтл и др. [3]. Все перечисленные аэропорты являются крупнейшими транспортными узлами в мире по количеству и частоте рейсов. Миллионы людей каждый год совершают здесь пересадки.
В дальнейшем в систему НиЬ-аМ^роке был включен наземный транспорт - автобусы, такси и поезда, и термин «хаб» получил расширительное толкование. Его стали применять к транспортно-пересадочным узлам, создаваемым на основе железнодорожных вокзалов и автостанций. Сейчас под хабом или транспортно-пересадочным узлом понимается общественное пространство, объединяющее несколько терминалов, в которых осуществляются пересадки пассажиров между различными видами транспорта, включая авиационный, железнодорожный и автомобильный.
Существуют различные классификации ТПУ [3]:
1) по видам транспорта: авиационный (аэропорты), железнодорожный (вокзалы), морской (порты) и речной (речные вокзалы и порты), автомобильный (автобусные станции), метро, трамвайный (остановки), автобусный (автостанции) и т.д.;
2) по типам перевозок: грузовые и пассажирские;
3) комплексные: совмещающие перечисленные выше типы транспорта и функции;
4) по типу организации: плоскостные, многоуровневые и т.д.;
5) другие классификации.
В качестве примера комплексного подхода к организации пассажиропотоков можно привести организацию движения пассажиров в Швейцарии, где точное расписание швейцарских железных дорог позволяет уже в аэропорту Цюриха составить дальнейший маршрут поездки по стране с несколькими пересадками.
Основными выгодами от создания ТПУ являются увеличение пассажиро- и грузопотоков и повышение эффективности перевозок за счет создания и использования общей инфраструктуры и оптимальных схем перемещения грузов и пассажиров. К косвенным выгодам от создания ТПУ относятся увеличение сборов и налогов; создание безопасной среды и устранение криминальной обстановки; создание удобства и комфорта для пассажиров и др. [4].
В настоящее время также велика роль вокзалов, выполняющих функции ТПУ. Современный мир, мир эпохи интернета, скорости, мобильности, доступности и комфорта диктует новые требования к возможностям транспорта. Люди хотят иметь возможность жить в безопасной, комфортной и легко доступной среде. Железнодорожные вокзалы играют в этом огромную роль, поскольку в современных городах они являются тем местом, где пересекается максимальное количество транспортных путей.
Изначально в Европе вокзалы строились только для обслуживания пассажиров, но со временем вокзалы приобрели и другие функции. Европейский опыт градостроительства выделяет несколько основных доминант своего развития: ратуша, собор и железнодорожный вокзал. Если разобрать русское слово «вокзал» мы можем услышать «вокальный зал», т.е. место проведения досуга. Исторически известно, что на первом вокзале в Павловске собиралась аристократия послушать классическую музыку под руководством именитых музыкантов.
Сейчас вокзал это - жизненная часть города, место встреч, въездные ворота, визитная карточка города, т.е. то место, которое объединяет большое число людей и их интересы. Для многих малых и средних городов действует негласное правило - чем меньше город, населенный пункт, тем большую роль играет вокзал. Со временем вокзал как песчинка в ракушке превратился в градостроительную жемчужину города со сложившейся сетью улиц и прилегающей застройкой. Через вокзал проходит большое количество транспортных путей города, которые позволяют пассажирам пересаживаться с одного вида транспорта на другой. С ростом пассажиропотока из специализированного объекта посадки высадки пассажиров вокзал становится многофункциональным транспортно-пересадочным
узлом, связывающим железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный виды транспорта. Вокзал как место максимальной концентрации людского потока также становится общественно деловым центром города, который значительно влияет на прилегающую территорию города.
Одной из современных тенденций развития ТПУ на основе железнодорожных вокзалов становится концепция «город внутри города» (пример - проект главного железнодорожного вокзала Вены). Данная концепция заключается в создании на территории ТПУ офисных зданий, торговых и культурных пространств, гостиниц с паркингом, сети велосипедных дорожек, эстакады для пешеходов. Подобная организация ТПУ помимо увеличения пропускной способности вокзалов и эффективности работы транспортной системы создает целый ряд дополнительных социальных и экономических выгод и преимуществ, которые не всегда могут быть измерены и оценены количественно. В значительной степени от того, как будет развиваться территория, связанная с ТПУ, зависит транспортная доступность, безопасность и комфорт пассажиров. Современные ТПУ на основе вокзалов являются точками инвестиционного роста и представляют собой инновацию, которая создается комплексными управленческими и градостроительными решениями.
Как показывает анализ и практический опыт разработки документации по планировке территории, большая часть транспортно-пересадочных узлов, расположенных на территории российских поселений, не отвечают современным требованиям по обеспечению комфортной, безопасной и быстрой пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. К основным недостаткам существующих транспортных узлов относятся:
ТПУ не решают основную задачу - удобство и быстроту перемещения людей; практически все ТПУ, особенно связанные с пригородными поездами, плохо приспособлены для перемещения маломобильных групп граждан;
во многих из них отсутствуют муниципальные и «перехватывающие» парковки, а так же другие важные элементы;
существующие ТПУ характеризуются низким уровнем или отсутствием комфорта для пассажиров - холодные платформы и пешеходные переходы, частично без навесов, отсутствие туалетов и теплых зон ожидания.
В целом, существующие российские ТПУ нуждаются в комплексной реконструкции [2]. Некоторым исключением могут быть московские аэропорты, развивающиеся и реконструируемые в последнее время как крупные транспортные хабы.
Однако с другими видами траспорта даже в Москве дела обстоят гораздо хуже. В городе фактически нет ни одного отвечающего современным требованиям ТПУ. Единственный новый транс-портно-пересадочный узел - «Планерная» - функционирует как торговый центр, создавая массу проблем в организации транспортных потоков. Мало того, перехватывающей парковкой, которая должна была оттянуть на себя избыточное количество автомобилей, паркуемых во дворах около метро, автолюбители не пользуются. Заезжать в нее неудобно и долго, а пробки вокруг ТПУ «Планерная» возникают каждый рабочий день - утром и вечером.
Для изменения ситуации в Москве и Подмосковье планируется построить 16 ТПУ на основе крупных железнодорожных станций до 2020 г. [1]. Информация об этом размещена на сайте Московского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Согласно данной информации основной целью данных ТПУ является сокращение пробок в Москве и на подъездах к ней за счет того, что водители смогут оставлять автомобили на «перехватывающих» парковках и далее пользоваться общественным транспортом.
Однако пока единой концепции и принципов создания ТПУ в Москве и России не прослеживается. Такая концепция и принципы еще требует своего формирования.
По нашему мнению, можно сформулировать несколько основополагающих принципов формирования ТПУ в России:
1) территория ТПУ должна рассматриваться в качестве единого пространства, представляющего собой комплексную городскую структуру;
2) развитие ТПУ и прилегающей территории изначально должно рассматриваться как комплексный, девелоперский инвестиционно-градостроительный проект, реализуемый с участием города и в интересах граждан;
3) для реализации проекта необходимо участие частного бизнеса, города и государства на взаимовыгодных условиях;
4) при разработке проекта необходимо детально оценить коммерческую эффективность проекта, построить прогнозную модель бизнеса, определить, какие затраты понесут участники проекта и как быстро эти затраты окупятся;
5) также необходимо дать оценку сопутствующих социальных выгод от реализации проекта (общественной эффективности проекта).
Главной целью разработки ТПУ в России является увеличение пассажиро- и грузопотоков и эффективности перевозок. Сопутствующими задачами, решаемыми ТПУ, является обеспечение их функциональности, удобства посетителей и возможности интуитивного ориентирования в пространстве, применение инноваций, обеспечение эффективности, длительного срока службы, экономичности и рентабельности, безопасности пассажиров и беспрепятственности их прохождения. Алгоритм достижения поставленных целей заключается в следующем:
- разработка архитектурной концепции и модели ТПУ;
- разработка градостроительной модели окружающего пространства;
- проведение детально-планировочного зонирования территории ТПУ и окружающего пространства;
использование принципов устойчивого развития (учет природоохранных требований, требований экологической безопасности пассажиров, обеспечение энергосбережения, минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду и др.);
создание комфортной среды для маломобильных (инвалиды, дети, пожилые люди) групп
граждан.
Примером применения автором изложенных выше подходов на практике может стать идеология и процедура разработки проектов транспортно-пересадочных узлов в Северокавказском регионе, которая заключалась в следующем.
1. Создана подпрограмма по созданию ТПУ в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказские минеральные воды и прилегающие территории. Предполагалось, что создание данной программы позволит решить городам проблему не только организации новой улично-дорожной сети, но и провести реконструкцию и заложить новые инженерные коммуникаций для развития городской территории.
2. Для объединения железнодорожного сообщения с аэропортом «Минеральные воды» предложен механизм сообщения пригородных электричек к зданию аэропорта, что создаст более комфортные условия для пассажиров в целом.
3. В разработанных проектах ТПУ определены проблемы и предложены решения по транспортной доступности создаваемых комплексов, что не позволит допустить транспортного коллапса рядом с транспортно-пересадочными узлами.
4. Учтена коммерческая составляющая, что позволит окупить затраты на создание имущественного комплекса в ближайшей перспективе.
Библиографический список
1. В Москве и Подмосковье планируется построить 16 ТПУ до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-stroy.ru/docu/moscow/v_moskve_i_podmoskove_planiruetsya_postroit_16_t/22537.html (дата обращения 16.06.2014).
2. Овчинникова Е.А. Разработка алгоритмов кластеризации и рекомендаций по модернизации железнодорожных вокзальных комплексов городских транспортных систем: автореферат дис. ... канд. техн. наук. -М., 2014.
3. Transportation hubs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hubs.in/ (дата обращения 16.06.2014).
4. Evaluation of infrastructural projects Guide for cost-benefit analysis. CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis. Netherlands Economic Institute. - Режим доступа: http://www.ec-gis.org/sdi/ws/costbenefit2006/ reference/evaluation_infrastructural_proj.pdf (дата обращения 16.06.2014).