Научная статья на тему 'Формирование траектории цифровой трансформации государственных услуг'

Формирование траектории цифровой трансформации государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Индустрия 4.0 / качество / цифровое пространство ЕАЭС / Росстандарт / Росаккредитация / Industry 4.0 / quality / digital space of EAEU / Rosstandart / Rosaccreditation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.А. Орлова, Г.А. Грибанов, И.Б. Репина

Анализируются стратегические документы по цифровизации ЕАЭС и Российской Федерации, описываются государственные информационные системы Росстандарта и Росаккредитации и их роль в обеспечении высокого уровня качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping the Trajectory of Public Services Digital Transformation

The article examines the process of transformation of institutions of the quality infrastructure system: metrology, standardization and accreditation, according to the concept Quality 4.0, and emphasizes their role in ensuring a high level of quality in various fields of activity. The authors focus on the digital transformation of the institutions of the quality infrastructure system, for which federal executive authorities such as Rosstandart and Rosaccreditation are responsible in the Russian Federation. The article analyzes the strategic documents on digitalization of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation, according to which the digital transformation of these federal bodies is taking place. The state information systems of Rosstandart and Rosaccreditation, which play a significant role in the implementation of the concept of Quality 4.0, are described. The work provides a look at the dynamics of the development of quality infrastructure in the context of modern challenges and strategic initiatives for digital transformation in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование траектории цифровой трансформации государственных услуг»

ОБЗОР 49

Формирование траектории цифровой трансформации государственных услуг

Анализируются стратегические документы по цифровизации ЕАЭС и Российской Федерации, описываются государственные информационные системы Росстандарта и Росаккредитации и их роль в обеспечении высокого уровня качества

Ю.А. Орлова1

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ДВФУ), orlova.ial@students.dvfu.ru

Г.А. Грибанов1

ФГАОУ ВО ДВФУ

И.Б. Репина2

ФГАОУ ВО ДВФУ

1 магистрант, г. Владивосток, Россия

2 доцент, г. Владивосток, Россия

Для цитирования: Орлова Ю.А., Грибанов Г.А., Репина И.Б. Формирование траектории цифровой трансформации государственных услуг // Компетентность / Competency (Russia). — 2024. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-3-49-55

ключевые слова

Индустрия 4.0, качество, цифровое пространство ЕАЭС, Росстандарт, Росаккредитация

эпоху перехода к четвертой промышленной революции, стремительного технологического развития и повсеместного проникновения инноваций вопросы обеспечения качества продукции и услуг приобретают новое измерение. Россия, наравне с другими странами, сталкивается как с вызовами, так и с новыми возможностями при переходе на Индустрию 4.0, адаптируя в том числе и инфраструктуру качества под требования современных реалий.

Параллельно с этапами промышленной революции, которую называют Индустрия 4.0 и 4Ш, развивается и изменяется инфраструктура качества. Промышленная революция XXI века представляет собой эпоху быстрых изменений в технологиях, отраслях промышленности и общественных моделях, переход на цифровое производство, интеллектуальные системы, передовые производственные технологии. Этапы развития представлены на рис. 1 [1-3].

Качество 4.0 изменяет восприятие функции качества на нечто большее, чем просто показатель. Институты инфраструктуры качества также совершенствуются согласно концепции. Направления их трансформации — Метрология 4.0, Стандартизация 4.0 и Аккредитация 4.0 — проанализированы в табл. 1 [4-5].

Реализация трансформации институтов инфраструктуры качества является одним из ключевых направлений, описанных в Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года. Этот документ предусматривает осуществление ряда действий и инициатив, направленных на создание системы цифровых сервисов в области технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, а также переход к новым принципам оценки соответствия продукции. Целью стратегии

является достижение более эффективных и прозрачных процедур технического регулирования, которые соответствуют современным требованиям и стандартам [6]. Согласно поставленной цели в стратегии сформулированы задачи модернизации и совершенствования институциональной системы Качества 4.0.

Одним из главных направлений стратегии является «Цифровое пространство», которое ориентировано на развитие цифровых инфраструктур и экосистем, создание и разработку проекта «Цифровое техническое регулирование», нацеленного на совершенствование технического регулирования и стандартизации в странах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [7]. Основная задача — в создании экосистемы на базе цифровой платформы, обеспечивающей интеграцию цифровых сервисов в области технического регулирования в интересах участников рынка ЕАЭС, и поддержке трансграничной торговли. Так как реализуемая в рамках проекта цифровая платформа будет базироваться на интеграции национальных цифровых сервисов стран — членов ЕАЭС, а в рамках проекта не предусмотрена разработка национальных сервисов в области технического регулирования (стандартизации, аккредитации и др.), то каждая страна заинтересована в самостоятельном создании, развитии и поддержке национальных цифровых сервисов в области технического регулирования.

Правительство Российской Федерации активно интегрирует новые приоритетные мировые тенденции в вектор планирования развития страны. Стратегическое планирование Российской Федерации определено в виде национальных целей в указах Президента Российской Федерации:

КАЧЕСТВО 1.0 (до 1890 года)

► Качество гарантируется благодаря измерениям и поверке

► Акцент на объем производства больше, чем на качество

► Анализ не направлен на снижение затрат, устранение отходов или потерь и неэффективности

► Условия труда не важны: максимизация производительности труда имеет приоритетное значение

КАЧЕСТВО 2.0 (до 1940 года)

► Преобладает соблюдение стандартов, отражающих минимально приемлемый уровень качества

► Максимизация производительности в центре внимания

► Финансовое качество измеряется на основе отходов и переделок

КАЧЕСТВО 3.0 (до 1995 года)

► Качество — это императив бизнеса

► Удовлетворение требований заказчика (customer) подчеркивается

► Применяется постоянное совершенствование

► Повышение производительности происходит за счет стабилизации высокоэффективных процессов, стандартизации работы и вовлечения всех работников в деятельность, которая создает качество

► Появляются мероприятия по стандартизации (ISO 9001) и достижению совершенства в бизнесе посредством оценки в масштабах всей организации

КАЧЕСТВО 4.0 (настоящее время)

► Оцифровка используется для оптимизации обратной связи по сигналу и настройки процесса

► Качество смещает фокус, ориентированный на контроль, с операторов на проектировщиков процессов

► Машины обучают саморегулироваться и управлять своей собственной производительностью и качеством

► Эффективность работы персонала имеет важное значение; акцент смещается с производства на интеграцию с бизнес-системой

Рис. 1. Эволюция инфраструктуры качества [Evolution of the quality infrastructure]

1 См. Положение о ведомственных программах цифровой трансформации

► от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

► от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

После анализа связи национальных целей и задач представленных указов сделан вывод, что документы стратегического планирования взаимно дополняют и продолжают друг друга. Также были выделены национальные цели, которые определяют характер развития информационных технологий в России, среди них:

Таблица 1

Трансформация институтов инфраструктуры качества [Transformation of the quality infrastructure institutions]

Институт СИК [Institution of QIS] Направление трансформации [Direction of transformation]

Метрология Разработка машиночитаемых сертификатов калибровки и инфраструктуры, которая позволит калибровочным лабораториям и компаниям обмениваться соответствующими сертификатами в цифровом виде. Развитие в области интеллектуального учета и измерения электронной мобильности. Создание метрологического облака, которое поддерживает прослеживаемость и верификацию измерений. Исследование виртуальных измерительных приборов, разработка тестируемых алгоритмов и работа над гармонизацией цифровых методов измерения

Стандартизация Реализация стратегического направления — автономность, совместимость и устойчивость промышленной экосистемы будущего: разработка стандартов, которые обеспечивают интеллектуальную интеграцию систем во всех областях и иерархиях; составление карт стандартов интеллектуального производства; переход на SMART-стандарты

Аккредитация Работа в области информационной и кибербезопасности электронных игр, цифровой криминалистики и тестирования программного обеспечения. Разработка облачных систем для обеспечения цепочек поставок и лучшего понимания запросов клиентов. Цифровизация отношений органов по аккредитации с организациями. Реализация систем самообслуживания и цифровых платформ для поддержки управления актуальной информацией по аккредитации

► обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу до 2024 года;

► цифровая трансформация до 2030 года.

Согласно выделенным целям для совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества в Российской Федерации разработана государственная программа «Информационное общество», в рамках которой реализуются мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Частью стратегии развития цифровой экономики в стране является цифровизация государственных органов — Росаккредитации (Федеральная служба по аккредитации) и Росстан-дарта (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), которые отвечают в России за развитие институтов системы инфраструктуры качества (см. табл. 1.)

Цели и связанные с ними показатели результативности и эффективности государственного управления, которые государственный орган планирует достичь с помощью цифровой трансформации, описываются в документе «Ведомственная программа цифровой трансформации»1 (ВПЦТ). Цели ВПЦТ всех госорганов РФ формиру-

ются с учетом целей цифровой трансформации, а это:

а) повышение качества государственных услуг и снижение издержек для бизнеса за счет их цифровизации;

б) уменьшение затрат на государственное управление, экономику и социальную сферу через оптимизацию процессов и внедрение цифровых технологий;

в) создание условий для увеличения доходов и сокращения теневой экономики через цифровую трансформацию;

г) обеспечение безопасности и надежности информационных систем, их не-

зависимости от зарубежного оборудования и ПО;

д) снижение административной нагрузки на предпринимателей при осуществлении контроля [8].

Описание ведомственных программ цифровой трансформации Росстандар-та и Росаккредитации представлено в табл. 2 [9, 10].

Таким образом, оба документа, представленные в табл. 2, направлены на цифровую трансформацию соответствующих организаций и включают мероприятия по автоматизации рабочих

Таблица 2

Ведомственные программы цифровой трансформации росаккредитации и росстандарта [Departmental digital transformation programs of Rosaccreditation and Rosstandart]

Название [Name] Описание [Description]

Ведомственная программа цифровой Наименование государственного органа, ответственного за программу Федеральная служба по аккредитации

трансформации Федеральной службы по аккредитации Ответственный руководитель цифровой трансформации Соловьев Александр Александрович

Сроки реализации программы 10.01.2022 — 31.12.2024

Задачи программы ► повышение доступности и качества дистанционного обслуживания участников национальной системы аккредитации на основе принципов открытости и экстерриториальности ► информирование граждан о качестве, безопасности и доступности продукции, подлежащей декларированию и сертификации ► повышение качества оказываемых государственных услуг и развитие межведомственного электронного взаимодействия ► развитие подсистем информационной безопасности и защиты информации ФГИС Росаккредитации ► обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы Росаккредитации ► внедрение подсистемы сквозного анализа данных о деятельности аккредитованных лиц на базе нейронных сетей (искусственный интеллект)

Ведомственная программа цифровой Наименование государственного органа, ответственного за программу Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

трансформации Федерального агентства по техническому Ответственный руководитель цифровой трансформации Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Сроки реализации программы 10.01.2022 — 31.12.2024

регулированию и метрологии Задачи программы ► цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности ► цифровой сбор и раскрытие социально значимой информации о транспортных средствах, не соответствующих требованиям безопасности, реализованных на территории РФ, и фактах их ремонта ► электронное оформление документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям ТР ТС ► цифровая трансформация государственной услуги «Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений» ► модернизация Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему для создания сервиса предоставления сведений заинтересованным государственным органам ► цифровая трансформация государственных услуг для обеспечения их проактивности, ликвидации барьеров, затрудняющих их получение в электронной форме, ведения юридически значимых реестров, автоматизации деятельности сотрудников ► цифровая трансформация иной деятельности Росстандарта

справка

Цифровые сервисы национальной системы аккредитации

представляют собой набор инструментов и возможностей, доступных для пользователей в электронном виде. Они позволяют упростить и ускорить многие процессы, связанные с аккредитацией, такие как подача заявок, получение информации о статусе аккредитации, проведение оценки и мониторинга деятельности аккредитованных организаций

Рис. 2. Цифровые сервисы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Digital services of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology]

процессов, улучшению коммуникации с гражданами и компаниями, развитию электронного документооборота и т.д. В контексте инфраструктуры качества представленные программы способствуют улучшению эффективности и прозрачности работы органов аккредитации и стандартизации, а также переходу к Качеству 4.0. На основании анализа официальных сайтов, нормативных документов и статей представим информацию о существующих цифровых преобразованиях Росстан-дарта и Росаккредитации.

Росстандарт активно работает над цифровизацией в своей области ответственности. Государственные информационные системы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) являются важной составляющей цифрови-зации и автоматизации деятельности агентства. Эти системы предназначены для сбора, обработки, хранения и предоставления информации о стандартах, технических регламентах, сертификации продукции и других вопросах, связанных с техническим регулированием и метрологией. Одним из ключевых направлений цифровизации Росстан-дарта является развитие и поддержка Федеральной государственной информационной системы Росстандарта (ФГИС Росстандарта). Система предоставляет возможность вести реестры и базы данных, обеспечивает доступ к информации о стандартах, техниче-

Росстандарт

ских регламентах, сертификации продукции и других вопросах, связанных с техническим регулированием и метрологией. Также ФГИС Росстандар-та позволяет участникам технического регулирования получать информацию и взаимодействовать с Росстандартом в электронной форме. На рис. 2 представлены подсистемы ФГИС Росстан-дарта.

Росстандарт разработал, внедрил и активно развивает для разных целевых групп несколько взаимосвязанных подсистем, которые улучшают эффективность и доступность процессов технического регулирования и метрологии:

1. «БЕРЕСТА» — автоматизирует процессы участников национальной системы стандартизации, включая управление документами по стандартизации;

2. «АРШИН» — обеспечивает автоматизацию процессов в области единства измерений, включая предоставление государственных услуг и ведение информационного фонда;

3. «КОНТУР» — автоматизирует управление деятельностью Росстан-дарта и подведомственных организаций, включая управление кадрами, имуществом и финансами. «КОНТУР» имеет модули: «Управление проектами (программами)»; «Программы развития»; «Управление персоналом»; «Управление клиентами 2.0»; «Управление имуществом 2.0»; «Управление ФХД»; «Нормирование»; «Администрирование доходов федерального бюджета 2.0»;

4. АС «СИУ-портал Росстандарта» — обеспечивает автоматизацию процессов оказания государственных услуг в электронной форме;

5. «НОРМДОК» — собирает и предоставляет библиографическую информацию о документах Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов [11].

Описанные подсистемы ФГИС Росстандарта значительно ускоряют процессы технического регулирования, обеспечивают доступность и прозрачность информации, а также сокращают временные и ресурсные затраты на вы-

ОБЗОР 53

полнение различных процедур и требований. Кроме этого, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработало цифровой инструмент подбора аналогов отечественных средств измерений по характеристикам зарубежных средств измерений [12]. Отметим, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии активно разрабатывает стандарты для обеспечения качественной цифровой трансформации в России: разработано более 30 стандартов в области технологий искусственного интеллекта в клинической медицине, на транспорт, более 60 стандартов в области робототехни-ческих комплексов, биометрии и биомониторинга.

Федеральная служба по аккредитации применяет современные технологии как для совершенствования взаимодействия с аккредитованными лицами и органами власти, так и для предоставления потребителям информации о безопасности товаров из открытой части реестров. Росаккредита-ция применяет цифровые инструменты для мониторинга и анализа деятельности аккредитованных организаций, что позволяет совершенствовать национальную систему аккредитации (НСА). Использование современных технологий позволяет решать сложные задачи эффективно и в сжатые сроки.

Росаккредитация активно работает, чтобы цифровые сервисы НСА были максимально понятны и доступны всем категориям пользователей. Постоянное развитие цифровой экосистемы Росаккредитации способствует расширению круга пользователей сервисов и повышению их удобства и надежности. Элементы информационной платформы НСА представлены на рис. 3.

Федеральная государственная информационная система Федеральной службы по аккредитации (ФГИС Рос-аккредитации) — ключевой элемент информационной системы национальной службы аккредитации. Она оптимизирует процессы аккредитации, улучшает качество услуг и открывает доступ к информации в этой сфе-

Реализация трансформации институтов инфраструктуры качества является одним из ключевых направлений

ре. В системе зарегистрировано более 15 000 пользователей, включая работников Росаккредитации, экспертов по аккредитации и аккредитованных лиц [12]. Основные задачи, решаемые с помощью ФГИС: ведение реестров Росаккредитации, подача заявлений на аккредитацию, мониторинг оказания государственных услуг, проведение федерального контроля деятельности аккредитованных лиц и предоставление информации о результатах их деятельности.

При реализации сервисов информационной платформы НСА активно используются методы обработки больших данных, внесенных в информационную систему, в том числе осуществляется взаимодействие с данными, находящимися в реестрах. Росаккре-дитация имеет механизмы прослежи-

Рис. 3. Сервисы информационной платформы НСА [Services of the NSA information platform]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вания информации обо всей номенклатуре поставляемой продукции, ее производителях, а также множество других сведений. Также федеральная служба по аккредитации активно поддерживает создание единых реестров сертификатов и деклараций.

Для повышения прозрачности деятельности участников рынка оценки соответствия Федеральная служба по аккредитации продолжит выстраивать цифровые связи с информационными системами других ведомств — Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Федеральной таможенной службы [14]. Цифровизация органов, ответствен-Статья поступила ных за развитие и поддержку институ-

в редакцию 20.12.2023 тов системы инфраструктуры качества,

Список литературы

1. Горбашко Е.А. Управление качеством в эпоху глобальной цифровизации / E.A. Горбашко, Н.А. Бонюшко, А.А. Семченко. — СПб: СПбГЭУ, 2021.

2. Quality 4.0; https://www.juran.com/blog/quality-4-0-the-future-ofquality/ (дата обращения: 4.06.2023).

3. Priyadarshi. 5 Quality Management Trends; https://www.greycampus.com/blog/ quality-management/five-quality-management-trends-to-watch-out-for-in-2018 (дата обращения: 4.06.2023).

4. Акшинцева Ю.А. Мировые тенденции управления качеством продукции // Актуальные вопросы передовых научных исследований: сб. докладов Межд. науч.-практ. конф. — СПб: Мультидисциплинарные исследования, 2020.

5. Maganga D. P., Taifa I. W. R. // The TQM Journal. — 2022; https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/TQM-11-2021-0328/full/html (дата обращения: 4.06.2023).

6. Копкина М.М. // Стандарты и качество. — 2021. — № 4. EDN GQNCMY.

7. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года; https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_ razvjntegr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php.

8. Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами»; https://base.garant. ru/74749576/.

9. Ведомственная программа цифровой трансформации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2022-2024 год; https://rulaws.ru/acts/Vedomstvennaya-programma-tsifrovoy-transformatsii-Federalnogo-agentstva-po-tehnicheskomu-regulirovaniyu/.

10. Ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной службы по аккредитации на 2022-2024 год; https://rulaws.ru/acts/ Vedomstvennaya-programma-tsifrovoy-transformatsii-Federalnoy-sluzhby-po-akkreditatsii-na-2022---2024-god/.

11. https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/informationfacility?portal:comp onentId=75e675e6-9e7b-4ef2-b614-6e521654aa0f&portal:isSecure=false&portal:p ortletMode=view&navigationalstate=JBPNS_r00ABXdEAAplbnRpdHl0YW1lAAAA AQADV0NNAAZhY3Rpb24AAAABAAZzZWFyY2gACGVudGl0eUlkAAAAAQACNDc AB19fRU9GX18.

12. О цифровой трансформации Росаккредитации на конференции

по экспериментальным режимам цифровых платформ; https://fsa.gov.ru/ press-center/news/12620/.

13. https://fsa.gov.ru/use-of-technology/.

14. Цифровая трансформация в национальной системе аккредитации; https://fsa.gov.ru/documents/7584/.

таких как Росаккредитация и Росстан-дарт, играет важную роль в развитии Качества 4.0 в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Оба органа являются лидерами в процессе цифровой трансформации и стремятся повысить эффективность и прозрачность в своих отраслях. Они активно используют современные технологии и инновации для улучшения процессов, услуг и взаимодействия с другими органами и организациями.

Цифровая трансформация инфраструктуры качества приведет к ряду значительных изменений и улучшений. В частности, она способствует повышению эффективности процессов технического регулирования, улучшению прозрачности и доступности информации о стандартах, технических регламентах и сертификации. Это также сокращает временные и ресурсные затраты на процессы оценки соответствия продукции, что в свою очередь способствует ускорению вывода новых товаров на рынок. Кроме того, цифровая трансформация инфраструктуры качества обеспечивает создание единой цифровой экосистемы безопасности и качества продукции, что способствует развитию промышленных предприятий и улучшению качества и безопасности продукции как на уровне Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Создание цифрового пространства и внедрение цифровых сервисов в системы инфраструктуры качества являются важным шагом в развитии евразийской интеграции и способствуют улучшению качества и безопасности продукции на территории стран-участниц.

Таким образом, цифровизация Рос-аккредитации и Росстандарта, ответственных за реализацию и поддержку инфраструктуры качества, играет ключевую роль в развитии цифровой экономики, а их активное участие в цифровой трансформации способствует повышению эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции и укреплению позиций России на международной арене. ■

REVIEW 55

Shaping the Trajectory of Public Services Digital Transformation

Yu.A. Orlova1, FSAEI HE Far Eastern Federal University (FSAEI HE FEFU), orlova.ial@students.dvfu.ru G.A. Gribanov1, FSAEI HE FEFU I.B. Repina2, FSAEI HE FEFU

1 Master Student, Vladivostok, Russia

2 Associate Professor, Vladivostok, Russia

Citation: Orlova Yu.A., Gribanov G.A., Repina I.B. Shaping the Trajectory of Public Services Digital Transformation, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2024, no. 3, pp. 49-55. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-3-49-55

The article examines the process of transformation of institutions of the quality infrastructure system: metrology, standardization and accreditation, according to the concept Quality 4.0, and emphasizes their role in ensuring a high level of quality in various fields of activity. The authors focus on the digital transformation of the institutions of the quality infrastructure system, for which federal executive authorities such as Rosstandart and Rosaccreditation are responsible in the Russian Federation. The article analyzes the strategic documents on digitalization of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation, according to which the digital transformation of these federal bodies is taking place. The state information systems of Rosstandart and Rosaccreditation, which play a significant role in the implementation of the concept of Quality 4.0, are described. The work provides a look at the dynamics of the development of quality infrastructure in the context of modern challenges and strategic initiatives for digital transformation in Russia.

1. Gorbashko E.A., etc. Quality management in the era of global digitalization, St. Petersburg, SPbSUE, 2021, 171 P.

2. Quality 4.0; https://www.juran.com/blog/quality-4-0-the-future-ofquality/ (acc.: 4.06.2023).

3. Priyadarshi. 5 Quality Management Trends; https://www.greycampus.com/blog/quality-management/five-quality-management-trends-to-watch-out-for-in-2018 (acc.: 4.06.2023).

4. Akshintseva Yu.A. Global trends of product quality management, Current issues of advanced scientific research. Col. of reports of Int. sc. and pract. conf, St. Petersburg, Multidisciplinary research, 2020, pp. 41-44.

5. Maganga D. P., Taifa I. W. R., The TQM Journal, 2022; https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/TQM-11-2021-0328/full/html (acc.: 4.06.2023).

6. Kopkina M.M., Standards and quality, 2021, no. 4, pp. 20-21. EDN GQNCMY.

7. Strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025; https://eec.eaeunion.org/comission/department/ dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php.

8. RF Government Decree of 10.10.2020 N 1646 On measures to ensure the effectiveness of measures for the use of information and communication technologies in the activities of federal executive authorities and management bodies of state extra-budgetary funds: https://base.garant.ru/74749576/.

9. Departmental digital transformation program of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology for 2022-2024; https://rulaws. ru/acts/Vedomstvennaya-programma-tsifrovoy-transformatsii-Federalnogo-agentstva-po-tehnicheskomu-regulirovaniyu/.

10. Departmental digital transformation program of the Federal Service for Accreditation for 2022-2024; https://rulaws.ru/acts/ Vedomstvennaya-programma-tsifrovoy-transformatsii-Federalnoy-sluzhby-po-akkreditatsii-na-2022—2024-god/.

11. Rosstandart. Informatization; https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/informationfacility?portal:componentId =75e675e6-9e7b-4ef2-b614-6e521654aa0f&portal:isSecure=false&portal:portletMode=view&navigationalstate=JBPNS_ r00ABXdEAAplbnRpdHl0YW1lAAAAAQADV0NNAAZhY3Rpb24AAAABAAZzZWFyY2gACGVudGl0eUlkAAAAAQACNDcAB19fRU9GX18.

12. Rosaccreditation. On the Rosaccreditation transformation at the conference on experimental modes of digital platforms; https://fsa.gov. ru/press-center/news/12620/.

13. Rosaccreditation. Processability; https://fsa.gov.ru/use-of-technology/.

14. Rosaccreditation. Digital transformation in the national accreditation system; https://fsa.gov.ru/documents/7584/.

key words

Industry 4.0, quality, digital space of EAEU, Rosstandart, Rosaccreditation

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.