Научная статья на тему 'Формирование толерантности у студентов вуза'

Формирование толерантности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
62
11
Поделиться
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Пыхтеева Виктория Александровна

В статье рассмотрены сущность и понятие толерантности; проблема формирования толерантности у студентов, отличающихся по территориальным признакам; представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности студентов МарГУ и приёмы формирования толерантности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у студентов вуза»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Пыхтеева Виктория Александровна

студентка

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, РФ

E-mail: pyhteeva20006@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье рассмотрены сущность и понятие толерантности; проблема формирования толерантности у студентов, отличающихся по территориальным признакам; представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности студентов МарГУ и приёмы формирования толерантности.

Ключевые слова:

межкультурное взаимодействие, формирование толерантности, студенты, коммуникативная толерантность.

Одна из важнейших форм развития общества - межкультурное взаимодействие. Проблеме толерантности учёные уделяют повышенное внимание, она является составляющей межкультурного образования и анализируется с философской, социальной и педагогической позиции.

Студенчество занимает особое положение в обществе, так как обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры. Студенчеству предстоит формировать в дальнейшем общественные (и межнациональные) отношения. Поэтому совершенствование методов работы со студентами по усвоению и осознанию принципов толерантности чрезвычайно актуально.

Как отмечает Г.Л. Бардиер, толерантность с давних лет трактовали как принцип взаимоотношений между представителями различных конфессий, духовной и светской власти. Толерантность являлась одним из проявлений милосердия, бережного отношения к «заблудшему» сознанию[1].

Феномен толерантности - предмет обширных междисциплинарных научных исследований. Толерантность означает отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, способности к сопротивлению (негативным воздействиям окружающей среды и пр.) [7,с.5].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

По мнению Ю.В. Торопчиной, толерантность - личностное качество, включающее совокупность ценностных ориентаций, показатель социальной рефлексии, коммуникативного уровня, способности находить решения в конфликтных ситуациях и адаптироваться в социуме. Толерантность - неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности. Она развивается в процессе социализации, воспитания и самовоспитания. [6].

Толерантные отношения возникают при бескорыстном принятии других, независимо от их социального и культурного уровня. Толерантность в трактовке В.М. Золотухина и др. - психосоциальная характеристика личности, состоящая из психологической устойчивости, способности к сотрудничеству в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия, совокупности индивидуальных черт и системы позитивных установок [4].

А.Г. Асмолов в содержании толерантности выделяет три аспекта: устойчивость, терпимость, допустимость [6]. Важное качество толерантной личности - психологическая устойчивость, которая обеспечивает равновесие утверждения уникальности человека и формирования идентичности. По определению, принятому в гуманитарных науках, толерантности характерна физиологическая, психологическая и социальная устойчивость.

Исследователи не имеют однозначного мнения по вопросу основных составляющих толерантности. Ряд учёных выделяют критерии, принятые в социуме: свобода вероисповедания, развитие и сохранение культуры и традиций, взаимоуважение, равноправие, солидарность [6]. И.Б. Гриншпун выделяет

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

компоненты толерантности: волевой; рефлексивный; когнитивный; поведенческий [2].

С.А. Домрачева выделяет психологические компоненты толерантности: эмоциональная устойчивость, средний уровень тревожности, умеренный уровень психической ригидности, низкий уровень агрессивности, высокий уровень общительности и эмапатии, доверие, принятие других и себя [3].

Таким образом, толерантность - активная нравственная позиция, психологическая готовность к терпимости для успешного взаимодействия с представителями иной религиозной, культурной, национальной среды.

Каждый возрастной период характеризуется особенностями развития толерантности, оптимальный возрастной этап - юношеский. Период учёбы в вузе характерен противоречием между потребностью студента в общении и недостаточно сформированной осознанной регуляцией поведения, приверженностью стереотипам общения. В вузе студенты сталкиваются с людьми другой веры и культуры. Отсюда необходимость формирования навыков толерантного взаимодействия, коммуникативной установки, способствующей преобразованию толерантности в качество личности [4]. Толерантность в системе межкультурного образования предполагает пропаганду идеи толерантного отношения и повышение уровня культуры.

С целью определения сформированности толерантности студентов и поиска приёмов её формирования проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО МарГУ, в нём участвовали 60 студентов разных курсов, разделённые на 4 группы по территориальному признаку: проживающие в городах до поступления в ВУЗ, проживающие в крупных районных центрах до поступления в ВУЗ, приехавшие из иностранных государств, проживающие в маленьких поселках и деревнях до поступления в ВУЗ.

Анализ результатов диагностики по методике «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова и др.), определяющей уровни социальной, этнической толерантности и толерантности как черты личности, выявил средний уровень толерантности студентов: самые высокие баллы (93,8) у студентов из маленьких поселков, деревень; показатели толерантности у студентов-иностранцев - 86,1; чуть ниже показатели толерантности у студентов из крупных районных центров, - 76,7, у студентов из городов, - 65 (см. таблицу 1). Как видно из таблицы 1, по общему баллу у всех групп студентов выявлен средний уровень толерантности, однако у студентов разных групп по территориальному признаку имеются отличия по степени выраженности.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.)

1 шкала - Этническая толерантность 2 шкала - Социальная толерантность 3 шкала -Толерантность как черта личности Общий балл

Студенты, поступившие в ВУЗ из городов

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ср. балл 17,5 Низкий уровень 23,6 Средний уровень 23,9 Средний уровень 65 Средний уровень

Студенты, поступившие в ВУЗ из крупных районных центров

Ср. балл 23,9 Средний уровень 24,9 Средний уровень 27,8 Средний уровень 76,7 Средний уровень

Студенты - иностранцы

Ср. балл 28,4 Средний уровень 28,5 Средний уровень 29,1 Средний уровень 86,1 Средний уровень

Студенты, поступившие в ВУЗ из поселков, деревень

Ср. балл 29,5 Средний уровень 31,2 Средний уровень 33 Высокий уровень 93,8 Средний уровень

Самый высокий уровень толерантности наблюдается по субшкале «Толерантность как черта личности»: у студентов из маленьких поселков и деревень и студентов-иностранцев средний балл 33 и 29,1соответственно; у студентов из городов и крупных районных центров - 23,9 и 27,8. Результаты субшкалы «этническая толерантность»: у студентов из маленьких поселков и деревень и студентов-иностранцев средний балл 29,5 и 28,4; у студентов из городов и из крупных районных центров - 17,5 и 23,9. Результаты субшкалы «социальная толерантность»: у студентов из маленьких поселков и деревень и

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

студентов-иностранцев средний балл 31,25 и 28,5; у студентов из городов и из крупных районных центров - 24,9 и 23,6 (в соответствии с рисунком 1).

Рисунок 1 - Анализ результатов диагностики студентов по шкалам методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.) (средние баллы)

Результаты диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко): самый высокий уровень толерантности у студентов из маленьких поселков и деревень (15,6), высокие баллы у студентов-иностранцев (20); ниже показатели у студентов из крупных городов (27,6) и из крупных районных центров (28) (см. таблицу 2). Из таблицы 2 видно, что у студентов всех групп выявлен средний уровень толерантности, однако степень выраженности по отдельным шкалам методики у студентов разных групп различна.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Способность принимать индивидуальностити людей Тенденции оценивания людей, исходя из собственного «Я» оценка в адрес окружающих Тенденция сглаж. неприятных. впечатлений склонность переделывать партнера склонность подгонять партнеров под себя Тенденция поведения в обиде Терпимость к дискомфорту Адаптац спос-ти во взаимод.с людьми Общий балл

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Студенты, поступившие в ВУЗ и приехавшие из городов

Ср. балл 3,2 2,9 2,8 3 2,8 2,8 3,4 3,2 3,3 27,6

Студенты, поступившие в ВУЗ и приехавшие из крупных районных центров

Ср. балл 2,8 3 2,8 2,8 3,4 3,2 3,3 3,2 3,4 28

Студенты-иностранцы

Ср. балл 2,7 2,2 1,7 2,3 1,7 2,4 1,7 2,5 2,6 20

Студенты, поступившие в ВУЗ из мелких поселков, деревень

Ср. балл 2,2 1,5 1,4 1,6 1,4 2 1,4 1,6 2,4 15,6

Анализ показателей отдельных шкал опросника коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) показал, что студенты проявляют наибольшую толерантность по отношению к психическому и физическому дискомфорту, доставляемому окружающими (шкала 8): у студентов из мелких поселков, деревень и студентов-иностранцев средний балл 2,5 и 1,6; у студентов из городов и из крупных районных центров средний балл 3,2. Наименьший уровень толерантности по шкале 3 (у студентов из мелких поселков, деревень и студентов-иностранцев средний балл 1,4 и 1,7; у студентов из городов и из крупных районных

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

центров средний балл 2,8), что свидетельствует о консерватизме в оценке окружающих (в соответствии с рисунком 2).

Рисунок 2 - Анализ результатов диагностики студентов по методике диагностики коммуникативной

толерантности (В.В. Бойко) (средние баллы)

В ходе исследования обнаружены различия между группами по таким составляющим коммуникативной толерантности, как стремление перевоспитать партнеров, неумение прощать ошибки окружающих, неумение приспосабливаться к характеру окружающих. Полученные данные свидетельствуют, что у студентов из мелких поселков и деревень и у студентов-иностранцев более толерантные коммуникативные установки по сравнению со студентами из городов и из крупных районных центров.

Можно утверждать, что коммуникативная толерантность студентов, приехавших из поселков и деревень, обучающихся в основном в институте педагогики и психологии, формируется в процессе обучения посредством тренингов, дисциплин учебного плана, направленных на развитие навыков общения, толерантности и профилактику конфликтности. Формированию толерантности способствуют различные дисциплины учебного плана, например, «Поликультурное образование». Наилучший способ установления толерантных отношений - совместная деятельность. Участие в общественной жизни вуза объединяет студентов: КВНы, студсоветы, стройотряды, профком, творческие кружки. Среди форм работы со студентами следует выделить посещение различных музеев и выставок, тренинги, тематические занятия.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Социально-психологический тренинг является методом формирования толерантности, внутри которого можно автономно использовать и другие методы: деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга в том, что участнику предоставляется возможность в процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что высшее образование влияет на формирование личности студентов. В процессе обучения формируется эмпатия, толернтность к неопределённости, социальная и этническая толерантность. Формирование коммуникативной толерантности - важный элемент профессиональной подготовки студентов. Список использованной литературы:

1. Бардиер Г. Л. Смысловые подходы к определению толерантности [Электронный ресурс] // Pskovgrad.ru. - Режим доступа: URL: http:// pskov grad.ru/kholokost/html (дата обращения 20.12. 2017).

2. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М. Гришук. - Киров, 2005. - 346 с.

3. Домрачева С.А. Формирование толерантности педагога: учебное пособие / Мар. гос. ун-т; С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола, 2015. - 141 с.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

4. Купиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования /Н.Ю. Купиева. - М.: Акад-я, 2013. - 163 с.

5. Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты / В.Н. Павленко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы междун. научн. конф. - Балашов: «Николаев», 2013. - с. 404.

6. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко [и др.]. - М.: Смысл, 2010. - 220 с.

7. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности / А.П. Садохин // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - с. 20-30.

© Пыхтеева В.А., 2018