СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Пыхтеева Виктория Александровна
студентка
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, РФ
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
В статье рассмотрены сущность и понятие толерантности; проблема формирования толерантности у студентов, отличающихся по территориальным признакам; представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности студентов МарГУ и приёмы формирования толерантности.
Ключевые слова:
межкультурное взаимодействие, формирование толерантности, студенты, коммуникативная толерантность.
Одна из важнейших форм развития общества - межкультурное взаимодействие. Проблеме толерантности учёные уделяют повышенное внимание, она является составляющей межкультурного образования и анализируется с философской, социальной и педагогической позиции.
Студенчество занимает особое положение в обществе, так как обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры. Студенчеству предстоит формировать в дальнейшем общественные (и межнациональные) отношения. Поэтому совершенствование методов работы со студентами по усвоению и осознанию принципов толерантности чрезвычайно актуально.
Как отмечает Г.Л. Бардиер, толерантность с давних лет трактовали как принцип взаимоотношений между представителями различных конфессий, духовной и светской власти. Толерантность являлась одним из проявлений милосердия, бережного отношения к «заблудшему» сознанию[1].
Феномен толерантности - предмет обширных междисциплинарных научных исследований. Толерантность означает отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, способности к сопротивлению (негативным воздействиям окружающей среды и пр.) [7,с.5].
По мнению Ю.В. Торопчиной, толерантность - личностное качество, включающее совокупность ценностных ориентаций, показатель социальной рефлексии, коммуникативного уровня, способности находить решения в конфликтных ситуациях и адаптироваться в социуме. Толерантность - неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности. Она развивается в процессе социализации, воспитания и самовоспитания. [6].
Толерантные отношения возникают при бескорыстном принятии других, независимо от их социального и культурного уровня. Толерантность в трактовке В.М. Золотухина и др. - психосоциальная характеристика личности, состоящая из психологической устойчивости, способности к сотрудничеству в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия, совокупности индивидуальных черт и системы позитивных установок [4].
А.Г. Асмолов в содержании толерантности выделяет три аспекта: устойчивость, терпимость, допустимость [6]. Важное качество толерантной личности - психологическая устойчивость, которая обеспечивает равновесие утверждения уникальности человека и формирования идентичности. По определению, принятому в гуманитарных науках, толерантности характерна физиологическая, психологическая и социальная устойчивость.
Исследователи не имеют однозначного мнения по вопросу основных составляющих толерантности. Ряд учёных выделяют критерии, принятые в социуме: свобода вероисповедания, развитие и сохранение культуры и традиций, взаимоуважение, равноправие, солидарность [6]. И.Б. Гриншпун выделяет
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
компоненты толерантности: волевой; рефлексивный; когнитивный; поведенческий [2].
С.А. Домрачева выделяет психологические компоненты толерантности: эмоциональная устойчивость, средний уровень тревожности, умеренный уровень психической ригидности, низкий уровень агрессивности, высокий уровень общительности и эмапатии, доверие, принятие других и себя [3].
Таким образом, толерантность - активная нравственная позиция, психологическая готовность к терпимости для успешного взаимодействия с представителями иной религиозной, культурной, национальной среды.
Каждый возрастной период характеризуется особенностями развития толерантности, оптимальный возрастной этап - юношеский. Период учёбы в вузе характерен противоречием между потребностью студента в общении и недостаточно сформированной осознанной регуляцией поведения, приверженностью стереотипам общения. В вузе студенты сталкиваются с людьми другой веры и культуры. Отсюда необходимость формирования навыков толерантного взаимодействия, коммуникативной установки, способствующей преобразованию толерантности в качество личности [4]. Толерантность в системе межкультурного образования предполагает пропаганду идеи толерантного отношения и повышение уровня культуры.
С целью определения сформированности толерантности студентов и поиска приёмов её формирования проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО МарГУ, в нём участвовали 60 студентов разных курсов, разделённые на 4 группы по территориальному признаку: проживающие в городах до поступления в ВУЗ, проживающие в крупных районных центрах до поступления в ВУЗ, приехавшие из иностранных государств, проживающие в маленьких поселках и деревнях до поступления в ВУЗ.
Анализ результатов диагностики по методике «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова и др.), определяющей уровни социальной, этнической толерантности и толерантности как черты личности, выявил средний уровень толерантности студентов: самые высокие баллы (93,8) у студентов из маленьких поселков, деревень; показатели толерантности у студентов-иностранцев - 86,1; чуть ниже показатели толерантности у студентов из крупных районных центров, - 76,7, у студентов из городов, - 65 (см. таблицу 1). Как видно из таблицы 1, по общему баллу у всех групп студентов выявлен средний уровень толерантности, однако у студентов разных групп по территориальному признаку имеются отличия по степени выраженности.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.)
1 шкала - Этническая толерантность 2 шкала - Социальная толерантность 3 шкала -Толерантность как черта личности Общий балл
Студенты, поступившие в ВУЗ из городов
Ср. балл 17,5 Низкий уровень 23,6 Средний уровень 23,9 Средний уровень 65 Средний уровень
Студенты, поступившие в ВУЗ из крупных районных центров
Ср. балл 23,9 Средний уровень 24,9 Средний уровень 27,8 Средний уровень 76,7 Средний уровень
Студенты - иностранцы
Ср. балл 28,4 Средний уровень 28,5 Средний уровень 29,1 Средний уровень 86,1 Средний уровень
Студенты, поступившие в ВУЗ из поселков, деревень
Ср. балл 29,5 Средний уровень 31,2 Средний уровень 33 Высокий уровень 93,8 Средний уровень
Самый высокий уровень толерантности наблюдается по субшкале «Толерантность как черта личности»: у студентов из маленьких поселков и деревень и студентов-иностранцев средний балл 33 и 29,1соответственно; у студентов из городов и крупных районных центров - 23,9 и 27,8. Результаты субшкалы «этническая толерантность»: у студентов из маленьких поселков и деревень и студентов-иностранцев средний балл 29,5 и 28,4; у студентов из городов и из крупных районных центров - 17,5 и 23,9. Результаты субшкалы «социальная толерантность»: у студентов из маленьких поселков и деревень и
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
студентов-иностранцев средний балл 31,25 и 28,5; у студентов из городов и из крупных районных центров - 24,9 и 23,6 (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1 - Анализ результатов диагностики студентов по шкалам методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.) (средние баллы)
Результаты диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко): самый высокий уровень толерантности у студентов из маленьких поселков и деревень (15,6), высокие баллы у студентов-иностранцев (20); ниже показатели у студентов из крупных городов (27,6) и из крупных районных центров (28) (см. таблицу 2). Из таблицы 2 видно, что у студентов всех групп выявлен средний уровень толерантности, однако степень выраженности по отдельным шкалам методики у студентов разных групп различна.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
Способность принимать индивидуальностити людей Тенденции оценивания людей, исходя из собственного «Я» оценка в адрес окружающих Тенденция сглаж. неприятных. впечатлений склонность переделывать партнера склонность подгонять партнеров под себя Тенденция поведения в обиде Терпимость к дискомфорту Адаптац спос-ти во взаимод.с людьми Общий балл
Студенты, поступившие в ВУЗ и приехавшие из городов
Ср. балл 3,2 2,9 2,8 3 2,8 2,8 3,4 3,2 3,3 27,6
Студенты, поступившие в ВУЗ и приехавшие из крупных районных центров
Ср. балл 2,8 3 2,8 2,8 3,4 3,2 3,3 3,2 3,4 28
Студенты-иностранцы
Ср. балл 2,7 2,2 1,7 2,3 1,7 2,4 1,7 2,5 2,6 20
Студенты, поступившие в ВУЗ из мелких поселков, деревень
Ср. балл 2,2 1,5 1,4 1,6 1,4 2 1,4 1,6 2,4 15,6
Анализ показателей отдельных шкал опросника коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) показал, что студенты проявляют наибольшую толерантность по отношению к психическому и физическому дискомфорту, доставляемому окружающими (шкала 8): у студентов из мелких поселков, деревень и студентов-иностранцев средний балл 2,5 и 1,6; у студентов из городов и из крупных районных центров средний балл 3,2. Наименьший уровень толерантности по шкале 3 (у студентов из мелких поселков, деревень и студентов-иностранцев средний балл 1,4 и 1,7; у студентов из городов и из крупных районных
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
центров средний балл 2,8), что свидетельствует о консерватизме в оценке окружающих (в соответствии с рисунком 2).
Рисунок 2 - Анализ результатов диагностики студентов по методике диагностики коммуникативной
толерантности (В.В. Бойко) (средние баллы)
В ходе исследования обнаружены различия между группами по таким составляющим коммуникативной толерантности, как стремление перевоспитать партнеров, неумение прощать ошибки окружающих, неумение приспосабливаться к характеру окружающих. Полученные данные свидетельствуют, что у студентов из мелких поселков и деревень и у студентов-иностранцев более толерантные коммуникативные установки по сравнению со студентами из городов и из крупных районных центров.
Можно утверждать, что коммуникативная толерантность студентов, приехавших из поселков и деревень, обучающихся в основном в институте педагогики и психологии, формируется в процессе обучения посредством тренингов, дисциплин учебного плана, направленных на развитие навыков общения, толерантности и профилактику конфликтности. Формированию толерантности способствуют различные дисциплины учебного плана, например, «Поликультурное образование». Наилучший способ установления толерантных отношений - совместная деятельность. Участие в общественной жизни вуза объединяет студентов: КВНы, студсоветы, стройотряды, профком, творческие кружки. Среди форм работы со студентами следует выделить посещение различных музеев и выставок, тренинги, тематические занятия.
Социально-психологический тренинг является методом формирования толерантности, внутри которого можно автономно использовать и другие методы: деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга в том, что участнику предоставляется возможность в процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их
Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что высшее образование влияет на формирование личности студентов. В процессе обучения формируется эмпатия, толернтность к неопределённости, социальная и этническая толерантность. Формирование коммуникативной толерантности - важный элемент профессиональной подготовки студентов. Список использованной литературы:
1. Бардиер Г. Л. Смысловые подходы к определению толерантности [Электронный ресурс] // Pskovgrad.ru. - Режим доступа: URL: http:// pskov grad.ru/kholokost/html (дата обращения 20.12. 2017).
2. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М. Гришук. - Киров, 2005. - 346 с.
3. Домрачева С.А. Формирование толерантности педагога: учебное пособие / Мар. гос. ун-т; С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола, 2015. - 141 с.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
4. Купиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования /Н.Ю. Купиева. - М.: Акад-я, 2013. - 163 с.
5. Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты / В.Н. Павленко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы междун. научн. конф. - Балашов: «Николаев», 2013. - с. 404.
6. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко [и др.]. - М.: Смысл, 2010. - 220 с.
7. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности / А.П. Садохин // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - с. 20-30.
© Пыхтеева В.А., 2018