Научная статья на тему 'Формирование толерантности и управленческих качеств у будущих специалистов физической культуры и спорта'

Формирование толерантности и управленческих качеств у будущих специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TOLERANCE / MANAGEMENT / SPECIALIST / PHYSICAL CULTURE / TRAINING / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко Марина Александровна

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности подготовки специалистов физической культуры и спорта, на основе формирования толерантного сознания и управленческих качеств, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, его организаторское чутье и умственные способности. Для совершенствования толерантности и управленческих качеств были соблюдены следующие организационно-педагогические условия: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов (компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, групповые проекты). Проводилась оценка взаимосвязи критериев психических, личностных, толерантных и управленческих качеств будущих специалистов физической культуры и спорта внутри, а также между собой для использования меньшего количества параметров текущего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломченко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of tolerance and managerial qualities among the future specialists of the physical culture and sports

This article focuses on enhancing the quality of training the specialists of the physical culture and sport based on tolerant consciousness and managerial abilities formation witch are the basis for future professional activity of the specialist of physical culture and sports, his organization flair and mental abilities. For tolerant consciousness and managerial abilities improvement, the following organizational-pedagogical conditions have been observed: use in the training of inter-subject and interdisciplinary relations; training of students to management activity on the basis of the educational systems (computer technologies, thematic field studies, business games, group projects). The assessment has been conducted relating to the correlation of such criteria as physical, mental, personal, tolerant and managerial qualities of the future specialist within and between themselves for application of smaller number of the parameters of the current control.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности и управленческих качеств у будущих специалистов физической культуры и спорта»

17. Solomin, V.P. (2011), “Humanities technology as an innovation in education”, Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No. 4 (106), pp. 124-127.

18. Goncharov, S.A. (2008), “Technology in Education Humanities and social”, Bulletin of the Herzen University, No. 5 (55), pp. 9-15.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Марина Александровна Соломченко, кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности подготовки специалистов физической культуры и спорта, на основе формирования толерантного сознания и управленческих качеств, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, его организаторское чутье и умственные способности. Для совершенствования толерантности и управленческих качеств были соблюдены следующие организационнопедагогические условия: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов (компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, групповые проекты). Проводилась оценка взаимосвязи критериев психических, личностных, толерантных и управленческих качеств будущих специалистов физической культуры и спорта внутри, а также между собой для использования меньшего количества параметров текущего контроля.

Ключевые слова: толерантность, управление, специалист, физическая культура, подготовка, организационно-педагогические условия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p144-149 FORMATION OF TOLERANCE AND MANAGERIAL QUALITIES AMONG THE FUTURE SPECIALISTS OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Marina Aleksandrovna Solomchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Orel State University

Annotation

This article focuses on enhancing the quality of training the specialists of the physical culture and sport based on tolerant consciousness and managerial abilities formation witch are the basis for future professional activity of the specialist of physical culture and sports, his organization flair and mental abilities. For tolerant consciousness and managerial abilities improvement, the following organizational-pedagogical conditions have been observed: use in the training of inter-subject and interdisciplinary relations; training of students to management activity on the basis of the educational systems (computer technologies, thematic field studies, business games, group projects). The assessment has been conducted relating to the correlation of such criteria as physical, mental, personal, tolerant and managerial qualities of the future specialist within and between themselves for application of smaller number of the parameters of the current control.

Keywords: tolerance, management, specialist, physical culture, training, conditions.

Управленческая подготовка будущих специалистов является одной из важнейших государственных задач. В настоящее время толерантность становится одним из главных методологических инструментов взаимодействия. Толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно воздействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и разви-

тия позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

Успешность учебно-профессиональной деятельности зависит от многих факторов и в первую очередь от мотивированности самого студента на достижение поставленных целей. Значительную роль при этом играет социальная мотивация, предполагающая осознание студентами социально-профессиональной значимости успеха в учебной деятельности. Формирование интересов и мотивов самостоятельного решения учебных и творческих задач, оценивание промежуточных результатов. Коррекция деятельности, ответственности и самоконтроля в значительной степени определяют способности и качества будущего специалиста.

Для повышения владения современными методами управления и ориентацией на передовой опыт в управленческой деятельности и формирования новых взаимоотношений в Орловском государственном университете на факультете физической культуры и спорта был создан научный кружок «Основы управления и формирование толерантности в сфере физической культуры и спорта» [1]. Занятия проводились в диалоговой форме. Освоение усложняющихся в рыночных условиях ролей экономической деятельности осуществляется в процессе решения предпринимательских задач, тестов, проблем на занятиях экономического профиля (экономика, маркетинг, основы экономических знаний). Значительная часть занятий была посвящена изучению принципов толерантности. Завершающим звеном управленческой подготовки и формирования предпринимательской компетенции специалистов физической культуры и спорта является дисциплина «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта».

По нашему мнению, основы знаний о толерантном сознании и управленческая деятельность составляют основу руководителя, поэтому без ориентации на специфические (педагогические и психологические) особенности управленческой деятельности и взаимоотношений между людьми невозможна оптимальная подготовка специалистов физической культуры и спорта.

Для определения эффективности проводимых занятий по менеджменту и формированию толерантности в сфере физической культуры и спорта необходимо: определить профессиональные характеристики будущих специалистов физической культуры и спорта; компоненты, которыми можно оценивать качество подготовки будущих специалистов.

Обычно профессиональные качества специалиста физической культуры и спорта распределяют по следующим группам:

- общечеловеческие (гуманность; справедливость; альтруизм; демократичность; толерантность; уважительность к людям; оптимизм; высокая нравственность; социальная справедливость; способность к принятию многообразия культур мира и др.);

- личностные (трудолюбие; честность; принципиальность; любовь к своему делу; целеустремленность; энергичность; работоспособность; требовательность к себе и другим; самокритичность; выдержанность; обязательность; верность слову; тактичность; чувство юмора; внешнюю привлекательность);

- психофизиологические (крепкое здоровье, работоспособность, стрессоустой-чивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства и индивидуальнопсихологические свойства);

- деловые (инициативность; самостоятельность; дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить цель и задачи; умение поддерживать инициативу; способность менять стиль поведения; творческий подход к порученному делу);

- организаторские (пунктуальность; умение организовать взаимодействие кадров; способность мобилизовать коллектив; умение контролировать подчиненных; способность оперативно принимать решения; умение объективно анализировать и оценивать результаты, стимулировать кадры; умение поддерживать свой авторитет и др.);

- коммуникативные (готовность к конструктивному общению; умение высту-

пать публично; навыки вербальной и невербальной коммуникации; быстрая и точная ориентировка в партнерах; стремление понять другого человека; уверенность в себе, раскованность; адекватная включенность в ситуацию; уменьшение психических затрат в общении и др.).

На основании анализа литературных источников и собственного педагогического опыта при проведении нашего исследования нами были определены основные профессиональные качества специалиста физической культуры и спорта, работающего в сфере управления. Качества, влияющие на успешность профессиональной деятельности управленца, были условно распределены на четыре группы: психические, личностные, толерантные и управленческие. Как известно, базисом успешности управленческой деятельности руководителя является физическое (соматическое) здоровье и работоспособность.

В исследовании принимали участие студенты факультета физической культуры и спорта Орловского государственного университета общей численностью 46 человек. Было проведено 4830 измерений в течение одного учебного года. Проведенные измерения были переведены в баллы. Проведена статистическая обработка наблюдений по критериям толерантности и управленческой деятельности с целью выявления значимых связей между ними. Для выполнения исследований в работе использовался корреляционный и регрессионный анализ.

Корреляционный анализ использовался для оценки взаимосвязи психических, личностных, толерантных и управленческих качеств внутри каждой выделенной группы и определения коэффициентов корреляции, характеризующих тесноту связи между отклонениями уровней от трендов параметров управленческой и толерантной группы с параметрами остальных групп. Среди большинства из них зафиксированы высокие показатели взаимосвязи, что свидетельствует о наличии тесной связи между ними. В связи с тем, что изменение качественных признаков управленческой и толерантных групп зависит от действия нескольких факторов других групп, то одновременное изучение влияния нескольких признаков на анализируемый признак было проведено на основе использования методов множественной регрессии.

На основании построенных регрессионных функций может быть рассчитан показатель - коэффициент аналитического взаимодействия, показывающий процентный показатель изменения того или иного показателя толерантных и управленческих качеств, если независимый фактор изменится на 1%. Для исследуемых управленческих качеств эти коэффициенты представлены в таблице 1. На основании данных таблицы 1 можно заключить, что на управленческие качества специалиста физической культуры и спорта наиболее существенное влияние оказывают следующие критерии:

- на эффективность руководства: психические (логичность мышления, память, психологическая устойчивость), личностные (творческие способности, лидерство, ответственность, конфликтность), толерантные (социальная активность, дивергентность мышления, самооценка толерантности) качества;

- на принятие решений: психические (интеллект, логичность мышления, воображение), личностные (организованность, творческие способности), толерантные (мобильность поведения, социальная активность, дивергентность мышления) качества;

- на предпринимательские способности: психические (логичность мышления, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, творческие способности, конфликтность), толерантные (социальная активность, коммуникативность, дивергентность мышления, самооценка толерантности) качества;

- на самоуправление: психические (логичность мышления, воображение), личностные (творческие способности, ответственность, нравственные качества), толерантные (мобильность поведения, самооценка толерантности) качества;

- на способности к управленческой деятельности: психические (логичность мышления, воображение, психологическая устойчивость), личностные (целеустремлен-

ность, творческие способности, лидерство), толерантные (социальная активность, коммуникативность, дивергентность мышления) качества;

- на мотивацию по достижению целей: психические (воображение, память), личностные (целеустремленность, ответственность), толерантные (мобильность поведения, коммуникативность, самооценка толерантности) качества;

- на способность к саморазвитию: психические (интеллект, степень напряженности, память), личностные (организованность, творческие способности), толерантные (мобильность поведения, социальная активность, дивергентность мышления) качества.

Таблица 1

Оценка влияния компонентов качеств на управленческие качества у специалистов

физической культуры и спорта

Тесты Значения коэффициента множественной регрессии

Управленческие качества

£ £ > >

1. Психические качества

Интеллект 0,92 2,32 1,30 1,09 0,81 0,86 2,00

Интенсивность и распределение внимания 1,17 1,23 1,48 1,26 0,91 0,90 1,08

Логичность мышления 2,35 2,22 2,68 2,53 1,90 1,18 1,14

Степень напряженности 1,13 0,48 0,90 0,57 1,40 0,86 3,19

Воображение 0,77 2,57 0,77 2,51 2,18 2,10 0,73

Память 2,45 1,25 2,08 1,49 0,83 2,61 2,03

Психологическая устойчивость 2,07 1,22 2,91 0,94 2,47 0,77 0,86

2. Личностные качества

Целеустремленность 1,02 1,29 1,10 1,03 2,01 2,21 0,96

Организованность 1,36 2,36 0,60 1,26 1,21 0,61 2,01

Творческие способности 1,99 2,35 2,07 2,52 2,31 0,85 2,36

Лидерство 2,03 1,05 0,96 0,74 2,65 1,46 0,61

Ответственность 2,69 1,35 2,36 2,39 0,82 2,57 1,50

Конфликтность 2,35 1,15 2,34 1,09 0,81 0,64 0,61

Нравственные качества 0,34 1,35 1,24 2,06 0,73 1,22 1,24

3. Толерантные качества

Эмпатия 1,09 1,11 1,01 1,05 1,16 0,82 1,20

Мобильность поведения 0,62 2,28 1,29 2,46 1,34 3,00 2,20

Ассертивность 0,77 1,25 1,39 1,48 0,67 1,06 1,25

Социальная активность 2,95 2,25 2,93 1,47 2,17 1,22 2,37

Коммуникативность 0,90 1,25 2,10 1,10 2,98 2,83 1,47

Дивергентность мышления 2,34 2,25 2,78 0,77 2,42 1,51 2,67

Самооценка толерантности 2,23 1,25 2,07 2,88 1,29 2,74 0,53

Примечание: Жирным шрифтом выделены наиболее значимые взаимосвязи. Управленческие качества: I - Эффективность руководства; II - Принятие решений; III - Предпринимательские способности; IV - Самоуправление; V - Способность к управленческой деятельности; VI - Мотивация на достижение целей; VII - Способность к саморазвитию.

В таблице 2 представлены коэффициенты аналитического взаимодействия толерантных качеств (эмпатия, мобильность поведения, ассертивность, социальная активность, коммуникативность, дивергентность мышления, самооценка толерантности). Результаты таблицы 2 показывают, что на толерантные качества специалиста физической культуры и спорта влияют следующие критерии:

- на эмпатию: психические (степень напряженности, память, психологическая устойчивость), личностные (организованность, ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

- на мобильность поведения: психические (интенсивность и распределение внимания, память), личностные (организованность, ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

- на ассертивность: психические (степень напряженности, воображение, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

- на социальную активность: психические (степень напряженности, психологическая устойчивость), личностные (лидерство, конфликтность, нравственность) качества;

- на коммуникативность: психические (степень напряженности, воображение, психологическая устойчивость), личностные (целеустремленность, творчество, конфликтность, нравственность) качества;

- на дивергентность мышления: психические (воображение, память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность, нравственность) качества;

- на самооценку толерантности: психические (память, психологическая устойчивость), личностные (ответственность, конфликтность) качества.

Таблица 2

Оценка влияния компонентов качеств на толерантные качества у специалистов

физической культуры и спорта

Тесты Значения коэффициента множественной регрессии

Толерантные качества

£ £ > >

1. Психические качества

Интеллект 0,93 1,24 1,45 1,09 1,19 0,93 0,66

Интенсивность и распределение внимания 1,08 2,25 1,70 1,18 1,19 1,21 0,71

Логичность мышления 1,10 1,28 0,92 1,17 1,24 1,32 1,06

Степень напряженности 2,85 1,60 2,64 2,40 2,85 1,14 0,83

Воображение 1,52 1,46 2,29 1,30 2,58 2,76 0,45

Память 1,96 2,82 1,84 1,48 0,64 2,79 2,20

Психологическая устойчивость 2,72 1,32 2,54 3,38 2,61 2,78 2,68

2. Личностные качества

Целеустремленность 1,15 1,40 0,78 1,03 3,26 0,67 0,44

Организованность 2,22 2,72 0,85 0,57 1,46 0,76 0,70

Творческие способности 1,45 1,66 1,05 1,55 2,69 1,01 0,93

Лидерство 1,69 0,80 1,33 2,86 0,62 1,54 1,34

Ответственность 2,93 2,88 2,63 0,82 0,77 2,06 2,37

Конфликтность 2,83 1,96 2,95 2,23 2,83 1,90 2,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нравственные качества 2,80 2,88 2,80 2,98 2,77 2,82 0,92

Примечание: Жирным шрифтом выделены наиболее значимые взаимосвязи. Толерантные качества: I - эмпатия; II - мобильность поведения; III - ассертивность, IV - социальная активность; V - коммуникативность; VI - дивергентность мышления;УП - самооценка толерантности.

Таким образом, с помощью коэффициента аналитического взаимодействия определены основные компоненты, с помощью которых можно эффективно построить учебный процесс при подготовке специалистов физической культуры и спорта. Основным же ориентиром в деле рационального построения учебного процесса является структура эффективности управленческих и толерантных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соломченко, М. А. Формирование толерантного управления при подготовке специалистов физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности : монография / М.А. Соломченко. - Орел : Изд-во «Госуниверситет-УНПК», 2011. - 294 с.

REFERENCES

1. Solomchenko, MA. (2011), Formation of a tolerant management in the preparation

of specialists of the physical culture and sport of the future professional activity: monograph, publishing house University-YNPK, Orel, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.853.23

РАЗВИТИЕ ИДЕИ АНТИЧНОЙ КАТЫ, КАК БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДЗЮДОИСТОВ

Юсуф Мезбечевич Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

Выход физкультурной системы дзюдо на мировую спортивную арену не изменил педагогических подходов в ортодоксальном дзюдо, ориентированном на первоочередную задачу формирования специальной координации. В силу объективных причин Россия не может противопоставить японской методике обучения, отбора и селекции школьных дзюдоистов даже аналогичной программы. В связи с наличием данных причин необходимо корректировать состав базовой техники в связи с условиями ранней специализации и отсутствием дзюдо в российской школьной программе физического воспитания. В учебно-тренировочном процессе изучение античной каты целесообразно рассматривать как средство формирование базовой техники при ранней специализации дзюдоистов.

Ключевые слова: античная ката, броски в стойке, базовая техника, классификация техники, признаки бросков, ранняя специализация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p149-153

DEVELOPMENT OF IDEA OF ANTIQUE ^TA, AS BASE TECHNICS AT EARLY

SPECIALIZATION OF JUDOISTS

Jusuf Mezbechevich Shaljaho, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The exit of sports system of judo to world sports arena has not changed pedagogical approaches in orthodox judo, focused on formation of special coordination. Owing to the objective reasons, Russia cannot oppose to Japanese training methodology, selection of school judoists even under the similar program. Due to the presence of the given reasons, it is necessary to correct the structure of base technics in connection with conditions of early specialization and absence of judo in Russian school program of physical training. In training process, the studying of antique kata is expedient to consider as means of formation of base technics at early specialization of judoists.

Keywords: antique kata, throws in a rack, base technics, technics classification, signs of throws, early specialization.

ВВЕДЕНИЕ

Методология традиционного дзюдо, как части системы физической культуры, рассчитана на становление координации и на реализацию техники на неподготовленном противнике. Она реализуется в поэтапной программе технической подготовки с параллельным педагогическим контролем в виде оценки выполнения формализованных упражнений (каты) по принципу: «зачет - не зачет» [2].

Порвав с отечественным самбо, обеспечивавшим советским дзюдоистам высокие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.