Е.М. Королева, И.А. Сергеева, И.В. Токмачева, Л.Н. Калинина, М.Ю. Карандашева, О.Е. Серова, Т.А. Кульпина, Т.С. Попова, Ю.А. Кузнецова
Формирование толерантного отношения к «особому» ребенку в ДОО
Королева Елена Михайловна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 23» (Череповец, Россия) Сергеева Ирина Александровна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 123» (Череповец, Россия) Токмачева Ирина Владимировна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 85» (Череповец, Россия) Калинина Лариса Николаевна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 46» (Череповец, Россия) Карандашева Марина Юрьевна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 24» (Череповец, Россия) Серова Ольга Евгеньевна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 125» (Череповец, Россия) Кульпина Татьяна Анатольевна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 112» (Череповец, Россия) Попова Татьяна Сергеевна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 55» (Череповец, Россия) Кузнецова Юлия Александровна - педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 114» (Череповец, Россия)
Общемировые тенденции увеличения численности детей, нуждающихся в специальных условиях получения образования, изменение отношения государства и общества к людям с проблемами в развитии, развитие науки, развитие общества, формирование социального запроса на вариативность форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья послужили причинами модернизации системы образования.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в документе «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года». Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»). В ч. 2. п. 16 дано определение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в психическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии с требованиями ст. 12 «Закона об образовании» и приказом Мин-обрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования», все дошкольные учреждения России с 1 января 2014 года реализуют новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении.
Таким образом, мы можем говорить, что изменился правовой статус детей-инвалидов и детей с ОВЗ, изменилась философия, цели, задачи и содержание специального образования, поменялась даже терминология, теперь мы говорим о детях с особыми образовательными потребностями, детях с ограниченными возможностями здоровья.
Каждая дошкольная образовательная организация, решая одну из важнейших задач государственной политики в области образования, старается обеспечить реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Несмотря на интенсивность внедрения инклюзивного образования, на сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях остается ряд психолого-педагогических проблем, требующих внимания и решения. К таким проблемам и трудностям относятся:
• психологические «барьеры» по восприятию детей с ОВЗ у всех участников образовательного процесса;
• отсутствие социального опыта взаимодействия воспитанников ДОО со сверст-
никами с ограниченными возможностями здоровья;
• недостаточная информированность родителей о наличии, возможностях и ресурсах благотворительных фондов и специализированных центрах, оказывающих поддержку семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Вышеперечисленные трудности встали и перед дошкольными образовательными организациями г. Череповца, что натолкнуло нас, педагогов-психологов, на необходимость создания и реализацию модели «Толерантное пространство в ДОО», основной целью которой стало создание условий для формирования толерантного отношения к «особому» ребенку.
Модель «Толерантное пространство в ДОО»
создание условий для формирования толерантного отношения к «особому» ребенку
I
Подготовительный этап
I 1 I
создать электронную составить картотеку
составить календарь базу мультимедийных благотворительных
дат и событий, и печатных материалов, фондов и организаций,
привлекающих внимание способствующих оказывающих
общества к жизни внедрению принципов сопровождение
«особого» ребенка инклюзивного и поддержку семьям
образования «особого» ребенка
В ходе реализации представленной модели решались следующие задачи:
1) привлечь внимание к жизни «особого» ребенка;
2) способствовать принятию обществом «особых» детей;
3) вызвать желание участников образовательного процесса оказывать помощь и поддержку «особому» ребенку.
На подготовительном этапе был определен состав инициативной группы педагогов-психологов. Направления деятельности данной группы были продиктованы принципами инклюзивного образования:
• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек способен чувствовать и думать;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• для всех детей достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В связи с тем, что далеко не всегда взрослым удается на доступном языке объяснить типично развивающимся дошкольникам особенности построения взаимоотношений с «особыми» детьми, трудности, которые встречаются в их жизни, сочувствие и принятие таких детей, инициативной группой было принято решение об использовании такого приема, как включение в непосредственную образовательную деятельность мультфильмов, которые на понятном языке и в интересной форме рассказывают об «особых» детях и несут глубокий смысл. Демонстрация социальных роликов педагогам и родителям также является эффективным инструментом для привлечения внимания к проблемам «особых» детей. Кроме того, для наглядного информирования родительской общественности об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантного отношения к ним могут выступать социальные плакаты.
Так, на данном этапе зародилась мысль о создании электронной базы мультимедийных материалов, включающих в себя: подборку
социальных плакатов отражающих особенности детей с ОВЗ; мультфильмы, социальные ролики и фильмы, способствующие реализации инклюзивного подхода в образовании.
Чаще всего родители, воспитывающие «особых» детей, знают все об особенностях заболевания и имеющихся нарушениях их детей, но недостаточно осведомлены о льготах и правах, организациях и учреждениях, оказывающих услуги по коррекции имеющихся нарушений на бесплатной основе. Несомненно, одним из путей помощи таким семьям станет создание каталога благотворительных фондов и организаций, предоставляющих квалифицированную помощь специалистов.
Во всем мире регулярно проводятся мероприятия, не позволяющие забыть о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, зная их календарные даты, у сотрудников ДОО появляется возможность совершить социальный шаг в направлении развития толерантности к таким людям. Принимая во внимание данный факт, участники инициативной группы высказались о необходимости создания календаря дат и событий, привлекающих внимание общества к жизни детей с особыми образовательными потребностями.
На основном этапе работы группой педагогов-психологов была произведена следующая работа:
• осуществлен поиск мультимедийных и печатных материалов, для удобства использования их в дальнейшей практической деятельности произведено комплектование их по темам и категориям, подробно раскрыто содержание;
• систематизирован, оформлен и выпущен тиражом 200 экземпляров календарь дат и событий;
• сформированы и выпущены тиражом 350 экземпляров каталоги благотворитель-
ных фондов и организаций, предоставляющих квалифицированную помощь специалистам и семьям детей с особыми образовательными потребностями.
На итоговом этапе реализации модели «Толерантное пространство в ДОО» была проведена городская акция «Неделя толерантности».
Целью данной акции стало: содействие формированию у детей и взрослых толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, конструктивных способов взаимодействия друг с другом.
В ходе проведения акции решались следующие задачи:
• популяризировать знания детей о толерантности;
• осуществлять профилактику агрессии и насилия в детской среде;
• воспитывать в детях дружелюбие, терпимость, стремление к взаимопомощи;
• развивать способности к толерантному общению и конструктивному взаимодействию независимо от особенностей здоровья людей.
Тематический план акции представлен в Приложении 1.
В акции приняли участие 23 детских сада, были задействованы около 4000 детей и их родителей, более 500 педагогов, также подготовлен фотоотчет и видеоролик. Благодаря большому охвату детей, педагогов, родителей акция получилась масштабной. Нами были получены положительные отзывы от родителей о проведенной акции. Родители отметили актуальность предложенной темы, считали себя активными участниками мероприятий, считают важным продолжение работы по данному направлению.
В рамках акции состоялась выставка плакатов «Каждый ребенок особенный, все дети равные!». Целью данной выставки было привлечение внимания детей, родителей и педагогов к вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Было представлено 69 плакатов. Авторы работ -дети их родители и педагоги из 48 детских садов города Череповца. По итогам выставки проводилось праздничное мероприятие, на котором детям вручили сертификаты участников выставки и памятные флажки с изображением плакатов. Была организована анимационная площадка и 8 различных мастер-классов. На мероприятии побывали более 350 посетителей - детей, родителей и педагогов. Проведенный праздник понра-
вился детям и родителям, о чем они написали в книге отзывов.
Опыт работы группы педагогов-психологов г. Череповца был представлен на II городском фестивале педагогических идей «Ориентир», региональной межведомственной конференции «Жизнь без барьеров: актуальные вопросы помощи детям и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», областной научно-практической конференции «ППМС-сопро-вождение - актуальный ресурс современного образования». Была осуществлена трансляция готового методического продукта в образовательные учреждения города Череповца с целью включения в образовательный процесс по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящий период гуманизации общественного сознания в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья в реальной образовательной практике существует потребность в подобных моделях. Успешное их внедрение в практику позволяет разрушить психологические барьеры всех участников образовательного процесса в отношении «особых» детей, и как следствие, способствует взращиванию новых гуманных отношений между людьми. ■
Список рекомендованной литературы
1. ЛубовскийВ.И.,ВалявкоСМ. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015. - №3 (15). - С. 38-43.
2. Методическое пособие «Разные возможности - равные права»: планы занятий и методические рекомендации [Электронное издание] / Сост. С.А. Прушинский, М.Ю. Перфильева. - М., 2011.
3. Назарова Н.М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма. Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования. Сборник науч. статей. - М., 2015. - С. 42-53.
4. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод. рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
5. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России: Монография. - М.: Парадигма, 2015. - 126 с.
6. Семаго М.М. Инклюзивный детский сад: Деятельность специалистов. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
Приложение 1
Дата Мероприятие Задачи, краткое содержание
Понедельник Тема: «Дружная семья» (воспитывать любовь и уважение к своим близким) 1. Творческие рассказы «Моя дружная семья» с опорой на семейные фотографии, презентации Учить составлять рассказ о своей семье, ее истории, традициях. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
2. Творческая мастерская: «Добрые ладошки» Предложить совместно с родителями или воспитателем сделать цветную ладошку каждого ребенка (оттиск краской, вырезание из цветной бумаги и т.д.). На каждом пальчике написать пожелания для родных и друзей.
3. Чтение и обсуждение сказки «Гадкий утенок» Учить оценивать поступки героев сказки. Формирование представления о социально-нравственных качествах -сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Вывод: каждого нужно воспринимать таким, какой он есть, обращать внимание на его душевные качества, а не внешние особенности.
4. Стенд «7 правил любви к ребенку» Просвещение родителей по вопросам проявлений родительской любви, как условия психологического благополучия ребенка. Профилактика нарушений детско-родительских отношений.
Вторник Тема: «День дружных игр» 1. Хороводные игры в первой половине дня Хороводные игры способствуют объединению детей, формированию духовно-нравственных качеств и социально-коммуникативных умений.
2. Просмотр мультфильмов «Смешарики: Азбука дружелюбия» (Россия, 2004); «Подарок» (Германия, 2015) Мультфильмы для показа подбираются в соответствии с возрастом детей. После анализа мультфильма целесообразно провести беседу о ценности дружбы. Главная мысль: дружить и играть вместе веселей, независимо от того, что все мы разные.
3. Спортивное развлечение в группе «Дружные игры» Используются игры, направленные на сплочение детского коллектива, развитие сотрудничества, воспитание бережного отношения к сверстникам.
Среда Тема: «Мы разные, но дружные» (толерантное отношение к людям с ОВЗ) 1. Просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик-семицветик» (СССР, 1948) Обсуждение с детьми, что такое благородный поступок. Вывод детей - дарить подарки так же приятно, как и получать, а совершать добрые и полезные поступки не только приятно, но и ценно.
2. Изготовление плакатов «Каждый ребенок особенный, все дети равные!» Дети совместно с родителями и воспитателем создают плакаты на заданную тему. Лучшие плакаты презентуются на городской выставке, что позволяет привлечь внимание общественности к вопросам социализации детей с ОВЗ.
3. Творческие рассказы детей на тему «Мои друзья» Учить детей составлять рассказ, включающий описание друга, характеристику его черт характера, совместных занятий. Расширять словарный запас определениями нравственных качеств.
4. Консультация для родителей: «Как воспитывать толерантного ребенка» Просвещение родителей по вопросам воспитания толерантности у детей. Привлечение родителей к участию в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.
Четверг Тема: «Я умею помогать» (вызывать желание оказывать помощь) 1. Оформление стенда «Добрые дела» (фотографии, рисунки, пословицы по теме) Обсуждение с детьми, что такое добрые дела, какие поступки можно назвать добрыми. Способствовать воспитанию нравственных качеств у детей, желанию совершать добрые поступки, помогать людям.
2. Памятки для родителей «Воспитание доброго и отзывчивого ребенка» Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания нравственных качеств детей.
3. Проведение мини-акции «Поможем малышам» Помощь в одевании, уборке игрушек в младших группах, изготовление подарков для малышей.
Пятница Тема: «Тепло и радость дружбы» 1. Совместная творческая работа - создание общего коллажа «Мы дарим тепло» Коллаж - это солнце, лучами которого являются цветные ладошки детей с написанными на пальчиках пожеланиями.
2. Итоговое мероприятие «Праздник солнечной дружбы» Воспитывать толерантность и вызывать эмоциональную отзывчивость у детей в процессе совместных игр.
3. Экспресс-опрос родителей «Ваше мнение об участии в акции» Участникам предлагается наклеить стикеры при условии согласия с предложенными утверждениями.
4. Фотоотчет о прошедшей акции на сайте детского сада Освещение хода реализации акции, мотивация родителей для дальнейшего участия в жизни ДОУ.