Научная статья на тему 'Формирование технологической инфраструктуры для обеспечения инновационного развития регионов Украины'

Формирование технологической инфраструктуры для обеспечения инновационного развития регионов Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОН / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонкова Г.В., Жаворонков В.А.

В статье определено влияние технологий на развитие общества. Проведено диагностику Украины и России в контексте инновационно-технологического развития на международном уровне. Проанализировано наличие в Украине технологической инфраструктуры по регионам. Предложено создание региональных центров трансферта технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической инфраструктуры для обеспечения инновационного развития регионов Украины»

УДК 330.341

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНОВ УКРАИНЫ

Жаворонкова Г.В., д. э. н., профессор Национального авиационного университета, г. Киев, Украина

Жаворонков В.А., к. э. н., доцент Национального авиационного университета, г. Киев, Украина

В статье определено влияние технологий на развитие общества. Проведено диагностику Украины и России в контексте инновационно-технологического развития на международном уровне. Проанализировано наличие в Украине технологической инфраструктуры по регионам. Предложено создание региональных центров трансферта технологий. Ключевые слова: технологии, регион, технологическая инфраструктура, трансферт технологий

FORMATION OF TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE FOR

ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF

UKRAINE

Zhavoronkova G.V., Zhavoronkov V.A.

Impact of technology on society is determined in the article. Diagnostics of Ukraine and Russia in the context of innovation and technological development at the international level is conducted. Availability of the technological infrastructure in Ukraine by the regions is analyzed. Creation of technology transfer centers in the regions of Ukraine is proposed.

Keywords: technology, region, technological infrastructure, technology transfer.

Создание условий, которые дадут возможность регионам полностью реализовать имеющийся инновационно-технологический потенциал, сделать максимальный взнос в национальную экономику, довести уровень жизни населения и социальные стандарты до мирового уровня, должны быть главной целью государственной региональной политики Украины. Для этого необходимо преодолеть социальные и экономические дисбалансы, обеспечить беспрерывную системную поддержку оптимальных пропорций восстановления социально-экономических систем. Решение данных проблем не возможно без инновационного развития региональной экономической системы.

Вопросам системного исследования развития региональных социально-экономических систем в контексте институционально-технологических изменений были посвящены научные исследования, как отечественных,

так и заграничных ученых-экономистов, а именно: Ю.Н. Бажала, А.В. Бузгалина, Т.Н. Боголиб, Г. Беккера, Д. Белла, В.М. Гейца, А.А. Гриценко, Р.М, Нуреева, О.С. Сухарева, Л.И. Федуловой и др.

Целью данной статьи является исследование формирования технологической инфраструктуры для обеспечения инновационного развития регионов в контексте институционально-технологических изменений, которые происходят в Украине.

Экономическое развитие является многофакторным процессом, который отображает изменения во всех сферах хозяйственной жизни страны или региона, и который можно продуктивно анализировать только в долгосрочном периоде. Главной движущей силой экономического развития являются материальные и духовные ценности человека, а также противоречия экономической системы. Современные проблемы инновационного развития как страны, так и регионов связаны, прежде всего, с интеллектуализацией труда, предоставлением наивысшего приоритета процессам продуцирования новых знаний, которые должны обеспечить социально-экономический прогресс общества.

В современной экономической практике инфраструктуре отводится особое место, поскольку в ней замыкаются интересы разных субъектов экономики, и имеет место проблема эффективного распределения производственных ресурсов. Поскольку инфраструктура предназначена для удовлетворения потребностей участников экономического влияния, а не только для производства товаров и услуг, ресурсный подход неадекватен для анализа инфраструктуры жизнедеятельности населения, как сферы обеспечения экономических обменов. В условиях наличия значительного объёма соответствующих трансакционных затрат составления инновационных договоров и роста потребностей глобализирующего общества необходим обменный подход.

Инфраструктура создаёт необходимые условия для производства и проживания населения. В отраслевом плане инфраструктура представляет собой совокупность дополнительных отраслей, а в территориальном плане -совокупность объектов природно- и инженерно-технических систем.

В региональной экономике инфраструктура рассматривается как территориальная система обслуживания, объект и средство регулирования развития территории во взаимосвязях: с населением, хозяйством, природой и культурой. Стратегическим условием ускоренного развития регионов, безусловно, является формирование эффективной технологической инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и содействуют активизации инновационной деятельности.

Влияние технологий на общество настолько глубокое, что даёт основание для выдвижения технологического императива в один из главных факторов его развития. Приводим высказывание русского ученого М. Деляги-

на: «... невнимание к взаимодействию технологий производства и управления породило глубочайший внутренний конфликт, который продолжается несколько десятилетий, что привело к разрушению общества и технологической деградации, беспрецедентной и такой, что далеко не полностью реализовала свой разрушительный потенциал» [1]. Сегодня всё большая доля научных знаний в развитых индустриальных странах используются для создания прогрессивных технологий.

Техника и технологии образуют вокруг себя систему правил, но и институциональные изменения способны влиять и влияют на развитие техники, технологий, а также на правила, которые возникают под их влиянием. Все вместе эти процессы формируют некоторый уровень технологичности, как считает О.С. Сухарев, экономической системы [2]. Именно технологичность системы определяет дальнейшие возможности наращивания результатов, получения новых комбинаций и их развёртывания. Когда целенаправленно осуществляются изменения структуры экономики и институтов общества, устойчивость институтов меняется, влияние их на технологии -также. Технология приобретает основную роль, поскольку она направлена на создание продукта и рынка.

Кроме того, сегодня, именно человеческий фактор стал играть одну из главных ролей в формировании и развитии инновационной экономики, как нового этапа экономического развития. Экономическое развитие в ХХ1 столетии определяется, в основном, двумя факторами: инновациями и человеческим капиталом. Постоянное и повседневное внедрение инноваций повысило требования к квалификации работников.

Многочисленные исследования в сфере инновационной экономики говорят о том, что характер современного экономического развития в большей степени определяется институциональными факторами и вытекающими отсюда технологическими изменениями, как в производстве, так и в социальной сфере. Дальнейшее развитие техники и технологий всё больше будет определяться не прибылью и рынком, а интеллектуальными решениями, специальным и редким знанием [3].

Разработка и внедрение наукоёмких технологий требует значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Поэтому создание механизма взаимодействия инновационных структур с производственными предприятиями позволит повысить уровень внедрения инновационных разработок и создаст условия, как для их развития, так и для промышленных предприятий относительно повышения конкуренто-способности за счет внедрения инновационных технологий.

На сегодняшний день можно выделить четыре типа производственно-технологических инновационных структур, которые взаимодействуют между собою: технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы и научные парки. Существуют три подхода к созданию инновационных структур:

1. Американская модель. В основе - объединение инновационных предприятий разных размеров и видов деятельности на ограниченной террито-

рии. На этой территории может присутствовать значительное количество сервисных компаний, которые обслуживают инновационные предприятия. Предполагается постоянное увеличение территориальных границ технопарка за счёт прихода новых инновационных компаний. На первых этапах отсутствовали бизнес-инкубаторы.

2. Японская модель. В основе - строительство технополисов, наукоёмких городков, которые сконцентрированы на одной территории. Объединяют в себе ВУЗы, исследовательские институты, промышленные базы, жилые комплексы, инфраструктуру.

3. Европейская модель. Базируется на американской модели, но предусматривает создание бизнес-инкубаторов для выделения малых инновационных фирм с целью их развития. При этом создаются условия, способствующие для развития малых инновационных компаний. Бизнес-инкубаторы являются поддержкой для данных предприятий, где они функционируют ограниченный срок (до 3 лет).

Для того, чтобы провести диагностику регионов страны в контексте инновационно-технологического развития, необходимо определить её место в мировых рейтингах (табл. 1). В таблице выделено «жирным» ранги Украины и России, которые есть более высокими относительно друг друга. Анализ данных показывает, что наши страны всё еще находятся на достаточно близком уровне, то есть у нас остаются и схожие инновационно-технологические проблемы в развитии государства.

Таблица 1.Ранжирование Украины и России по международной методике, отображающей инновационно-технологическое развитие страны

Индикатор Ранг 2009-10 Величина

Страна Украина Россия Украина Россия

Инновационный потенциал 80 73 3,42 3,47

Технологическая готовность 95 74 2,85 3,45

ПИИ и трансферт технологий 116 103 3,9 4,2

Способность фирмы к абсорбции техно- 97 104 4,4 4,2

логий

Доступность новейших технологий 90 102 4,3 4,1

Потенциал инноваций 32 42 3,7 3,5

Качество научно-исследовательских инс- 56 42 3,9 4,2

титуций

Расходы компаний на НИОКР 68 46 3,0 3,3

Полезность патентов 64 44 0,5 1,2

Право интеллектуальной собственности 73 82 4,3 3,9

Защита прав интеллектуальной собствен- 108 102 2,6 2,7

ности

Источник: The Global Competitiveness Report 2009-2010 [Электронный ресурс] / Режим доступа: htpp://www.weforum.org

Инновационная политика региона (государства), как показывает опыт многих стран, должна формироваться и реализовываться в рамках фронтального или селективного развития. При фронтальном развитии вкладыва-

ние крупных инвестиций в инновации осуществляется по всем направлениям, что вступает в противоречие с имеющимися ограниченными ресурсами. Оно разрешается селективным способом формирования инновационной политики, предполагающим сознательное ограничение круга решаемых технологических проблем для концентрации ресурсов на достижение избранных целей. Инновационная политика предприятий региона на современном этапе должна быть ориентирована на освоение базисных инноваций, которые позволяют перейти к новым технологическим и товарным структурам производства и обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках [4].

Одной из главных причин технологической деградации украинской экономики и слабости инновационной мотивации деятельности предпринимательских структур является перераспределение ВВП через политический механизм и получение ренты. При больших объемах ренты возможно выгоднее вкладывать значительные деньги в ее присвоение, чем в инновационные проекты. Институциональная среда в Украине не содействует технологическому обновлению национальной экономики, потому что наличие институциональных ловушек, наиболее распространенными из которых является масштабность теневой экономики и коррупция, поиск политической ренты, консервируют ее технологическую отсталость. Обеспечение инновационного развития должно базироваться на четком распределении функций между государством и предпринимательским сектором, при этом роль последнего должна состоять в создании новых технологий на базе осуществления НИОКР, а также в рыночном освоении инноваций; государство же должно создать условия для развития фундаментальных знаний, создания современной инфраструктуры и благоприятного делового климата.

Значительная дифференциация в уровнях инновационно-технологического потенциала развития регионов составляет непосредственную угрозу национальной безопасности государства. Главной причиной такой угрозы остаётся отсутствие в Украине действенной политики развития регионов, что привело не только к углублению диспропорций и обострению социально-экономических проблем в них, но и к снижению инновационного развития.

Технологическая инфраструктура в регионах Украины создаёт условия эффективного освоения достижений научно-технического прогресса. В широкой трактовке в технологическую инфраструктуру включают: науку, инжиниринг, технические знания, которые можно использовать в производственном секторе.

Анализ наличия в Украине технологической инфраструктуры в целом и по регионам в частности, показывает, что она недостаточно развита, имеет функциональную неполноту и невозможность охватить все звенья инновационно-технологического процесса. Так, за данными областных администраций на начало 2009 г. во всех регионах Украины действовало всего: 24

инновационных центра, 28 научно-образовательных, 11 инновационных инкубаторов, 5 центров инноваций и трансферта технологий, 23 центра коммерциализации интеллектуальной собственности, 21 научно-внедренческое предприятий, 19 региональных центров НТЭИ, 10 инновационно-технологических кластера, функционируют немногочисленные консалтинговые фирмы [5]. Кроме того в регионах Украины развитие технологической инфраструктуры происходит неравномерно. В регионах сформировалась неутешительная тенденция - идёт перманентное уменьшение количества организаций, которые выполняют научные и научно-технические работы (табл. 2).

Таблица 2. Количество организаций и специалистов, выполняющих _научные и научно-технические работы_

Кол-во организа- Кол-во специалис-тов,

г н ций, которые вы- которые вы-полняют

8 т полняют научные и научные и научно-

>5 е Р Название региона (область, город) Название научного центра научн ческие ю-техни-работы, ед. технические работы, ед.

2009 2010 2009 2010

1 г. Киев Инновационный 342 333 36285 35766

2 Харьковская Северо-восточный 210 198 15184 14614

3 Львовская Западный 80 82 4093 4078

4 Днепропетровская Приднепровский 84 78 7701 7495

5 Донецкая Донецкий 67 65 6510 5613

6 Одесская Южный 62 59 2897 2828

7 АР Крым Крымский 46 44 1542 1415

8 Николаевская Южный 51 44 1308 1239

9 Херсонская Южный 23 28 783 810

Источник: Регионы Украины: стат. сб. за соответствующие годы

Для обеспечения влияния местных властей на развитие инновационно-технологических процессов в некоторых регионах Украины областными государственными администрациями были разработаны и утверждены региональные инновационные программы, в которых стратегической целью деятельности этих регионов было определено формирование инновационной модели развития экономики.

Наиболее важным аспектом развития инновационных процессов является обеспечение обратной связи между товаропроизводителями и разработчиками научной продукции, что даёт возможность координировать эффективную деятельность всей системы. Практика доказывает, что в современных сложных условиях хозяйствования целесообразно использовать, так называемую, точечную технологию инновационной деятельности: концентрировать внедрение инноваций на конкретных территориях, создавая, таким образом, базы апробации новой технологии. Как полигон могут выступать предприятия, которые имеют наибольший удельный вес в объёме продаж.

Более детально остановимся на вопросе создания центров трансферта технологий в регионах Украины, который находится на начальной стадии. Трансферт технологии рассматривают, как возможность ускорить процесс эволюционного развития науки и техники в странах, которые имеют более низкий уровень развития. Однако, процесс трансферта технологии возможен только тогда, когда есть участники, которые формируют предложение на рынке технологий, и участники, которые являются потребителями наукоёмких продуктов. Основными ограничениями активизации участия украинских субъектов в процессах трансферта технологии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, являются:

- уровень наукоёмкого продукта значительного количества отечественных научных разработок не отвечает требованиям рынка, современному НТП;

- нарушение системы взаимодействия (кооперации) научно-исследовательских учреждений и предприятий в вопросах разработки и коммерциализации наукоёмкой продукции;

- дефицит ресурсов (финансовых, кадровых) для осуществления инновационной деятельности предприятий собственными силами, а также для приобретения инноваций за границей;

- отсутствие механизмов реализации декларированных государством программ, концепций научно-технического развития;

- ограниченность доступа к информации о мировых и украинских рынках технологического продукта и т.п.

Кроме того, результаты проведенных исследований свидетельствуют, что состояние торговли технологиями в Украине еще не отвечает требованиям инновационного развития её экономики. За последние годы соотношения между технологическими и другими направлениями научно-технических разработок сложилось не в пользу создания новой техники и технологий как основы воспроизведения технологической базы страны, существует значительное уменьшение количества разработок технологического направления. В связи с этим необходимым становится реализация объектов интеллектуальной собственности на мировом рынке технологий, которые бы имели национальный характер и реализовались бы со значительным экономическим эффектом.

Итак, основой инновационного развития региона есть наличие собственного инновационно-технологического потенциала, уровень которого должен соответствовать мировым стандартам и требованиям сегодняшнего дня. Поэтому для повышения его уровня государственная политика формирования инновационной модели развития экономики должна включать реализацию таких мероприятий:

- содействие и поощрение использования мировых интеллектуальных и научных достижений во всех сферах экономики путём разработки и внедрения экономических стимулов для формирования среды;

- расширение внутреннего рынка технологий и увеличение платежеспособного спроса на результаты отечественных НИОКР;

- стимулирование всестороннего развития интеллектуального потенциала личности;

- усовершенствование системы государственного регулирования процессом развития сектора высокотехнологических производств;

- решение проблем в системе образования и науки;

- продолжение формирования действенной системы охраны и защиты прав объектов интеллектуальной собственности;

- создание стабильно функционирующей организационно-правовой среды генерирования высокопроизводительных знаний.

В условиях значительного ускорения темпов НТП и превращения его в основной фактор интенсивного экономического роста, своё значение приобретает технологическая инфраструктура, которая обеспечивает инновационное развитие. В свою очередь, уровень развития инновационно-технологического потенциала регионов в значительной мере обуславливает конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке, степень ее привлечения к международному разделению труда, а также определяет положение страны в мировом сообществе и способность успешно решать собственные социально-экономические проблемы.

Библиографический список

1. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис [Текст] / М. Делягин. - М.: Вече, 2008. - С. 468.

2. Сухарев О.С. Экономика технологического развития [Текст] / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.55.

3. Сухарев О.С. Экономика будущего: теория институциональных изменений (новый эволюционный подход) [Текст] / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 432 с.

4. Жаворонкова Г.В. Институционально-экономические изменения государства и его технологическая безопасность [Текст]/ Г.В.Жаворонкова, В. А. Жаворонков / Теория и инструментарий развития инновационной экономики в период глобальной рецессии : моногр. / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. - С.475-505.

5. Стратепя шновацшного розвитку Украши на 2010-2020 рр. в умовах глобалiзацiй-них виклиюв: Матер. Парламентських слухань у Верховнш Радi Украши 17 червня 2009 р. [Текст] / За заг. ред. проф. В.1. Полохала. - К.: Парламентське вид-во, 2009. -630 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.