Научная статья на тему 'Формирование технического развития скрипача на начальном этапе обучения (к вопросу освоения инструктивного материала)'

Формирование технического развития скрипача на начальном этапе обучения (к вопросу освоения инструктивного материала) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученик / педагог / скрипач / начальный этап / инструктивный материал / student / teacher / violinist / initial stage / instructional material

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринова Елена Владимировна, Габышева Лариса Иннокентьевна

В статье раскрываются методические аспекты подготовки скрипача на начальном этапе. необходимым условием успешной работы над произведениями является владение определённым уровнем технической подготовки юного скрипача, включающий в себя целый комплекс. В него входят все виды гамм, арпеджио, септаккорды и хроматизмы, упражнения, этюды, что и называют инструктивным материалом. Принципы изучения инструктивного материала требуют системного подхода, опираясь на тенденцию постепенного овладения трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the methodological aspects of training a violinist at the initial stage. a necessary condition for successful work on works is the possession of a certain level of technical training of the young violinist, which includes a whole complex. It includes all types of scales, arpeggios, seventh chords and chromaticisms, exercises, etudes, which is what is called instructional material. The principles of studying instructional material require a systematic approach, based on the tendency to gradually master difficulties.

Текст научной работы на тему «Формирование технического развития скрипача на начальном этапе обучения (к вопросу освоения инструктивного материала)»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-304-308 Татаринова Елена Владимировна, ст. КССИ

шшттш-шш-яшшшшш

v.a.

Габышева Лариса Иннокентьевна, профессор, засл. деятель искусств РФ

т&тш-штш-ттшяшшт

шт^тттяшштж, v.a. rnrnrn

^тцжшжяттштшт^гттттжгш)

Формирование технического развития скрипача на начальном этапе обучения (к вопросу освоения инструктивного материала)

Аннотация. В статье раскрываются методические аспекты подготовки скрипача на начальном этапе. необходимым условием успешной работы над произведениями является владение определённым уровнем технической подготовки юного скрипача, включающий в себя целый комплекс. В него входят все виды гамм, арпеджио, септаккорды и хроматизмы, упражнения, этюды, что и называют инструктивным материалом. Принципы изучения инструктивного материала требуют системного подхода, опираясь на тенденцию постепенного овладения трудностями. Ключевые слова: ученик, педагог, скрипач, начальный этап, инструктивный материал.

Abstract. The article reveals the methodological aspects of training a violinist at the initial stage. a necessary condition for successful work on works is the possession of a certain level of technical training of the young violinist, which includes a whole complex. It includes all types of scales, arpeggios, seventh chords and chromaticisms, exercises, etudes, which is what is called instructional material. The principles of studying instructional material require a systematic approach, based on the tendency to gradually master difficulties. Key words: student, teacher, violinist, initial stage, instructional material.

Самым ответственейшим в образовательном процессе является начальный период, как для ученика, так и для педагога. Навыки, привитые на ранней стадии воспитания, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие обучающегося. Важным фактором в организации учебного процесса является равновесие музыкального и технического развития ученика. Всё же необходимым условием успешной работы над произведениями является владение определённым уровнем технической подготовки юного скрипача, включающий в себя целый комплекс. В него входят все виды гамм, арпеджио, септаккорды и хроматизмы, упражнения, этюды, что и называют инструктивным материалом. Принципы изучения инструктивного материала требуют системного подхода. Опираясь на тенденцию постепенного овладения трудностями. Проблемам развития техники посвящено много методической литературы.

В методиках ведущих педагогов существует несколько мнений по поводу изучения гамм, этюдов и упражнений. Некоторые считают, что упражнениям надо уделять максимально возможное время, а кто-то утверждает, что изучение инструктивный материала не столь значительно влияет на техническое совершенствование, и необходимым уровнем техники можно овладеть на художественных произведениях.

Представляется более правомерным мнение, что инструктивный материал необходим для гармоничного развития скрипача. Для становления музыканта и развития его техники с помощью материала, подготавливающего приобретение основных навыков, тоже есть несколько вариантов, предлагаемых для работы над развитием его мастерства.

Известные педагоги - методисты на основе практических исследований создавали пособия для гармоничного и логичного развития технической стороны скрипача. Благодаря этому в современном образовательном процессе у преподавателя и ученика есть возможность выбора своего пути становления.

Уровень современного скрипичного искусства предъявляет большие требования к виртуозной стороне игры. Достижения отечественной исполнительской школы значительны, гармонично сочетая раннее развитие виртуозной техники с формированием художественного мышления, воспитанием музыкального вкуса, овладением в целом исполнительской культурой.

Однако в массовой педагогической практике - в скрипичных классах детских музыкальных школах и колледжах - часто наблюдается отставание технического развития обучающихся. Такие упущения в развитии наносят немалый ущерб делу целенаправленной подготовки скрипачей, так как профессиональная направленность обучения необходима и в занятиях с теми учащимися, которые впоследствии станут любителями музыки.

Поэтому, одной из важнейших задач начального периода в обучении является развитие техники, основа которой закладывается с самого начала - буквально с самого первого прикосновения к инструменту, а затем постоянно совершенствовать. Важно прививать правильное управление работой мышц и развивать, таким образом, предпосылки формирования беглости пальцев левой руки и мелких движений (пальцевых преимущественно) в движениях правой руки, применяемых в подвижных штрихах.

Все перечисленные выше моменты развиваются на основе, не сложного нотного (начальный период) материала, который с годами усложняется и в своей основе предполагающий осваивать обширный технический системный комплекс. В сущности, это и называют инструктивным материалом.

Инструктивный материал, включающий в себя гаммы, арпеджио, упражнения, этюды, составляет базу для развития техники скрипачей.

Гаммы, арпеджио широко используются в исполнительской практике в качестве основного материала для упражнений в технике игры на инструменте, они просты по своей структуре, легко запоминаются наизусть, поэтому дают возможность контролировать слухом своё исполнение. Гаммы необходимы для поддержания аппарата в форме, овладения грифом, нельзя превращать их в самоцель упражнения. Гаммы, арпеджио необходимо воспринимать как части музыкального материала будущих художественных произведений, где совершенствуются многообразнейшие исполнительские навыки. Работа над ними может быть различной в зависимости от продви-нутости ученика и задач, которые ставятся перед ним в данное время, а именно:

- работа над кантиленой, куда входят: атака звука и перемены направления смычка, динамика и тембр звука, переходы в левой руке. Целесообразно исполнять в медленном темпе, использовать небольшой диапазон гаммы;

- работа над штрихами, где используется диапазон 2-3 октавы, исполняются в различных темпах, в строгой ритмичности;

- развитие беглости пальцев на основе гамм и интервальных секвенций;

- упражнения в высоких позициях;

- работа над двухголосными гаммами.

Существуют определённые типы пассажей, штрихов, интонационных оборотов, которые часто встречаются, из них в основном и составлены все типы упражнений. При работе над упражнениями необходимо использовать вариативность, различные темпы, но главным критерием его отработанности должно быть качество звука, чистая интонация.

Этюды (в переводе с французского «учение», «изучение») бывают разные. Они существуют для отработки качества штрихов, переходов, позиций, интонации, характера звука, темпа, т. е. на этюдах создаётся технический аппарат ученика. Также одни этюды - это большие упражнения на определённый вид техники, другие этюды - это

нечто среднее между упражнениями и пьесами. Существуют этюды, которые художественно равноценны пьесам, часто их называют каприсами (с французского - «прихоть»). Главный из критериев готовности этюда - это достижение качества. Учащийся не может нормально развиваться, если не проходит в месяц по 2-3 этюда. Не всегда обязательно доводить этюд до полного совершенства, т. к. может задержаться развитие учащегося, главное, чтобы решилась конкретная задача данного этюда.

Основными распространёнными пособиями для изучения гамм в России являются сборники И. Гржимали, А. Григоряна, К. Флеша. Для изучения двойных нот полезны сборники Н. Баклановой, Ю. Конюса. В современной скрипичной практике широко применяются сборники для развития техники Г. Шрадика, М. Гарлицкого.

Анализ руководств по изучению гамм по К. Мострасу. Если рассматривать гаммы только как тренировочный материал, предназначенный для кратковременного «разыгрывания» пальцев, и то, преимущественно, в пределах одной и той же «излюбленной» тональности, то, конечно, ценность их для совершенствования техники будет весьма незначительной.

Игнорирование же их обычно приводит к тому, что скрипач, играя пьесу, оказывается наиболее уязвимым и подчас беспомощным технически именно при исполнении пассажей, имеющих вид гамм и трезвучий. Значение гамм и несомненная польза их становятся более наглядными, когда в методы их изучения вносится необходимое разнообразие. Это разнообразие может выражаться в обязательном чередовании тональностей, в смене темпов, в применении штриховых и аппликатурных вариантов, нюансов и т. п.

Основной смысл занятий гаммами заключается в том, что они должны содействовать совершенствованию интонации, ритма, выработки беглости, а также выравниванию звучания. Однако звуковая сторона в указанном разделе большей частью остается почти без внимания.

Гаммы и по своей структуре, и по особенностям звучания их на скрипке представляют собой наиболее подходящий материал для применения «метода сравнения» в занятиях, в его наиболее простом, элементарном значении. Данный метод помогает исполнителям:

- определять точность интонации повторяющихся звуков (в различных октавах),

- устанавливать, насколько ровна последовательность чередующихся звуков в данной позиции, а также при смене позиций и при переходе с одной струны на другую, каково динамическое соотношение звуков, как соотносится между собой звучание так называемых лёгких тональностей и таких, в которых имеется большое количество знаков альтерации, особенно бемольных (эти тональности, как известно, звучат сравнительно глуше, тусклее).

В целом, гаммы и трезвучия организующий материал, предназначенный для достижения ритмичной и «звучащей» техники.

Исполнение трезвучий, даже в медленном и умеренном темпе, не так-то и легко, как при повторении трёх звуков аккорда в нескольких октавах, в восходящем и нисходящем направлении, -легко обнаруживается малейшее нарушение интонационного, ритмического, динамического и звукового единства.

Указание педагога на то, что в величайших образцах скрипичной литературы гаммообразные последования нот, так же как и трезвучия, служили композитору материалом для создания бессмертных мелодий, может вызвать у учащегося иное отношение к гаммам и упражнениям, как к материалу «музыкальному» в полном смысле этого слова.

Наиболее убедительным подтверждением широкого практического применения гамм в художественной литературе для скрипки (в сольном, камерном и оркестровом репертуаре) может служить сборник выписок гаммообразных пассажей, составленный педагогами Московской консерватории - А. И. Ямпольским, Я. И. Рабиновичем и М. Б. Питкусом: «Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы по различным разделам скрипичной техники. Часть 2-я. Гаммообразное движение».

В начальном обучении изучение гамм следует отодвинуть на несколько более позднее время, когда усвоена элементарная постановка пальцев, преодолены трудности основных приёмов звукоизвлечения, усвоен тетрахорд, основные интервалы и переходы смычка на смежные струны. Изучение гамм должно быть связано с элементарным проявлением у учащегося чувства лада, развитого сольфеджированием или участием в хоре.

Весьма полезен опыт самостоятельного транспонирования учеником тетрахорда или гаммы на другие струны по аналогии с расположением пальцев в пройденной и усвоенной гамме, а также по слуху. Такое транспонирование доступнее всего на интервал квинты от данной струны вверх и вниз, а в последствии -и от других звуков, что будет происходить уже исключительно по слуху. В таком случае нет необходимости изучать все тональности по нотам: часть гамм, при условии единства их структуры, может быть вполне успешно применена в педагогической практике.

Определенную пользу приносит ученику изучение гамм с сопровождением второй скрипки, что обогащает их гармонически. Такая особенность изложения гамм заинтересовывает учащихся и помогает преодолевать их формальное отношение к гаммам, как к сухому, тренировочному материалу. [5]

Использование в гаммах штрихов, нюансов и различных метро-ритмических группировок также повышает у учащихся интерес к ним.

Распространённые гаммы Гржимали не во всех разделах составлены равноценно. Наименее рационально изложен раздел двухоктавных гамм и трезвучий в первой позиции (шестнадцатыми).

Основной недостаток, крайне затрудняющий запоминание гамм и трезвучий в сборнике Гржимали, заключается в том, что искусственно подогнанная структура большинства гамм чрезвычайно пестра и разнообразна. А это в большой степени затрудняет их изучение. Учащийся вынужден больше заботиться о том, чтобы играя на память, правильно начать и завершить гамму или трезвучие, нежели обращать внимание на интонацию, ритм и качество звука.

Гораздо рациональнее изложены гаммы и трезвучия в начальном руководстве А. Яньшинова - «Гаммы и трезвучия для скрипки в 1-й позиции (для начинающих)».

Метроритмическая основа гамм - четвертные ноты - дают здесь более правильное представление о настоящей длительности нот и о скорости движения, чем преждевременные, еще непосильные шестнадцатые (в других руководствах), которые ученику приходится подменять в своем сознании иными длительностями, вчетверо и более замедленными по сравнению с нотным текстом. К недостаткам сборника А. Яньшинова следует отнести чередование тональностей в хроматической последовательности, хотя такой порядок, заменяющий изучение трёхоктавных гамм по квинтовому кругу, довольно широко распространен в педагогической практике. При этой последовательности механически следуют друг за другом более лёгкие, «звучащие» тональности и весьма сложные, и трудные: например, после гаммы соль-минор предлагается очень трудная гамма соль-диез минор.

Наиболее удачным и рациональным руководством следует признать сборник «Гаммы и арпеджио» В. Алексеева, метод которого представляет собой вполне обоснованный опыт изучения гамм на основе ритмического варьирования.

В этом руководстве предусмотрена посильная для учащегося последовательность прохождения гамм, начиная от однооктавных, с применением простейших штриховых сочетаний и (что особенно важно) различных метроритмических вариантов, а также изучение гаммы от различных ступеней.

Диапазон мажорных и минорных гамм постепенно расширяется до двух октав в пределах первой позиции, усложняются метроритмические варианты, кроме того, приведены и хроматические гаммы.

Весьма подробно и рационально разработан весь остальной материал в руководстве, предусматривающем единство в строении гамм, а также изучение техники переходов в позиции на всех струнах, всеми пальцами. Это касается трёхоктавных

диатонических и хроматических гамм, различных видов трезвучий, септаккордов и гаммообразных фигураций в различных метроритмических построениях.

Указанные положительные моменты в названных руководствах (особенно в сборнике гамм В. Алексеева) могут служить основой для планомерного изучения гамм и трезвучий. Структура гаммы в каждом отдельном случае позволяет опираться на один и тот же палец на различных струнах, акцентируя опорный в метро-ритмическом отношении звук. Эта система, бесспорно, находит применение на практике.

Для достижения ритмически ровного чередования пальцев и ощущения их равномерной, с точки зрения силы, деятельности, целесообразным является использование метроритмической фигуры и перемещение ритмически опорных моментов на различные пальцы. Это может иметь место как в гаммах всех видов, так и в пассажах, изложенных нотами одинаковой длительности, указание на этот приём имеется у С. Коргуе-ва в работе «Упражнения в двойных нотах для скрипки» и в других руководствах».

Акценты в данных примерах не являются средствами музыкальной выразительности -они служат только указанием, на какую именно, - «чётную» или «нечётную» -пару пальцев приходится ритмическая опора. Производимые поочередно в примере

а) ударения первым и третьим пальцами, а в примере

б) вторым и четвёртым -помогают ощутить достаточную активность каждого из пальцев и участие его в совместном движении обоих пальцев.

Особенно полезно использование этого приёма для достижения свободных и уверенных переходов в позиции.

Можно признать также обоснованным метод Шевчика, предлагающий изучение гамм с остановками на тонике во всех октавах.

Вполне рационально построен также сборник трёх октавных и четырёх октав-ных гамм и трезвучий, и гамм в двойных нотах Б. О. Сибора (в двух частях).

Нельзя не отметить то обстоятельство, что в большинстве имеющихся руководств для изучения гамм весьма скромное место уделено целотонной гамме и особенно хроматическим гаммам. Между тем в художественной литературе для скрипки они встречаются очень часто и требуют значительного навыка, в особенности хроматические гаммы в одинарных и двойных нотах. Достаточно упомянуть такие произведения, как фантазия на мотивы из оперы «Сказка о золотом петушке» Н. Рим-ского-Корсакова, «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», фантазия «Отелло» Г. Эрнста, каденция И. Иоахима к концерту Л. Бетховена, сонаты Э. Изаи для одной скрипки, а также отдельные места из концертов Л. Бетховена, Г. Веняв-ского, П. Чайковского (3-я часть) и многое другое. Все это подтверждает необходимость для скрипача уделять достаточное время и внимание данному разделу, трудность которого в значительной мере определяется интонационными особенностями хроматизма и полутонов. Принципы изучения инструктивного материала требуют системного подхода. Навыки, привитые на ранней стадии воспитания, влияют непосредственно на всё дальнейшее развитие обучающегося, поэтому это так важно.

Ссылки на источники

1. Берлянчик М., Юрьев А. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Новосибирск, 1973. 153с.

2. Гвоздев А. В. Исполнительская техника скрипача и проблемы игровых ощущений. Монография. Новосибирск: Изд-во НГК, 2013. 365 с.

3. Гвоздев А. В. Исполнительская техника скрипача. Методология. Теория. Практика. Новосибирск: Изд-во НГК, 2014. 316 с.

4. Гвоздев А. В. О единстве технического и художественного начал в процессе самостоятельных занятий скрипача //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. - Т. 14, № 2 (2). -С. 502-508.

5. Гвоздев А. В. Об игровых ощущениях скрипача // Научное мнение: научный журнал/ Санкт-Петербургский университетский эонсорциум.- Спб., 2014. №6. -С. 54-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.