УДК: 94 (470.21)
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-120-128
Дата поступления (Submitted) 17.09.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 24.09.2024
Формирование судебной системы на Кольском Севере в
1920х годах
ДМИТРИЙ ПАЛОВИЧ ПЕТИН
аспирант Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» ООО «Промышленные инвестиции», заместитель директора по правовым вопросам по непрофильным активам 184209, Российская Федерация, г. Апатиты, ул. Ленина, 60
e-mail: dmitriy.petin@rndv.ru
Аннотация. Процесс и условия, в которых происходило формирование судебной системы Кольского Севера в начале 1920-х годов в научной литературе практически не изучены. Имеются отдельные ненаучные публикации, описывающие хронологию формирования судебной системы и судебных деятелей, однако, условия формирования судебных органов как части общей системы юстиции советского государства подробно не изучались, а также научные публикации, посвященные вопросам и условия становления системы органов юстиции в целом.
Главный источник получения информации о становлении судебной системы - фонды Государственного архива Мурманской области (ГА МО). Изучение данных фондов позволяет не только проследить все этапы формирование судебной системы, которое проходило в крайне тяжелых политических и социально-экономических условиях, но выявить особенности её построения на территории Кольском Севере, виды судебных органов, а также проанализировать условия, при которых проходило формирование судебных органов, входящих в систему органов советской юстиции, в 1920хгодах.
В статье описан процесс формирования судебных органов, условия их формирования и отдельные проблемы, повлиявшие на эти процессы, речь идёт о социальной, экономической и геополитической ситуациях на Кольском Севере, которые приводили к сложностям как в материально-техническом обеспечении деятельности судебных органах, так и в наборе сотрудников, которые как правило, не имели ни образования, ни соответствующей квалификации, ни опыта работы в подобных учреждениях, а направляемы работники «из центра» имели большие сложности при адаптации в сложных климатических условиях.
Отдельно в статье будут приведены примеры персональных составов отдельных судебных органов, уровень компетенции и образования работников.
Данный анализ позволит сделать вывод о том, что в виду отсутствия местных кадров, направляемые работники, в основном, не имели должного образования и компетенции, что существенно тормозило развитие судебных органов Кольского Севера. Профессиональный судьи начали появляться на Кольском Севере только в конце 1920-го года.
Ключевые слова: Кольский Север, судебные органы, суды, судьи, кадры, советская власть
Formation of the Judicial System in the Kola North in the 1920s
DMITRY P. PETIN
Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Postgraduate student of the Federal Research Center "Kola Scientific Center of
the Russian Academy of Sciences" Industrial Investments LLC, Deputy Director for Legal Issues on Non-core Assets
184209, Russian Federation, Apatity, Lenina St., 60 e-mail: dmitriy.petin@rndv.ru
Abstract. It is worth noting that the process and conditions in which the formation of the judicial system of the Kola North took place in the initial period in the 1920s have not been practically studied in scientific literature. There are some non-scientific publications describing the chronology of the formation of the judicial system and judicial figures, however, the conditions of the formation of the judiciary as part of the general system of justice of the Soviet state have not been studied in detail, as well as scientific publications devoted to the issues and conditions of the formation of the system of justice in general. The main source of information
about the formation of the judicial system is the fonds of the State Archive of the Murmansk region. The study of these fonds allows us not only to trace all the stages of the formation of the judicial system, which took place in extremely difficult political and socio-economic conditions, but also to identify the features of its construction in the territory of the Kola North, types of judicial bodies, as well as to analyze the conditions under which the formation of judicial bodies, which were part of the system of Soviet justice, in the 1920s. The article will describe the processes of formation of judicial bodies, the conditions of their formation and some of the problems that affected these processes. The article deals with the social, economic and geopolitical situation in the Kola North, which led to difficulties both in the material and technical support of the judicial bodies and in the recruitment of employees, who as a rule had neither education, nor appropriate qualifications, nor work experience in such institutions, and the employees sent "from the center" had great difficulty in adapting to the complex situation in the region. Examples of the personal composition of individual judicial bodies, the level of competence and education of employees will be given separately in the article. This analysis will make it possible to conclude that, due to the lack of local personnel, the sent employees, in general, did not have proper education and competence, which significantly hindered the development of the judiciary in the Kola North. Professional judges began to appear in the Kola North only at the end of 1920.
Keywords: Kola North, judicial institutes, courts, judges, cadres, Soviet power
Введение
После слома имперской системы органов, новой необходимо было выстроить новую, кардинально отличающуюся от предыдущей. Такой сложный процесс не мог проходить легко, большевики такого опыта не имели, что отразилась на способах и формах нового государственного строительства.
Органы юстиции и входящие в неё судебные органы таже нужно было создавать, не смотря на то, большевики не считали это самым важным механизмом в системе органов власти. Тем не менее, судебную систему необходимо было выстраивать.
Становление постреволюционной судебной системы
Судебная система постреволюционного периода подверглась кардинальным изменениям, новой власти нужна была новая система, отвечающая всем требованиям того времени. Понимая необходимость преобразований и создание новой системы правосудия (юстиции) в целом, и судебной системы, в частности 22 ноября 1917 г. «Декрет о суде № 1» [27, с.1-3]. Именно с этого декрета начался процесс образования новой судебной системы.
Условия, в которых находилась страна, требовали жёстких мер. И главной такой мерой стали революционные трибуналы, деятельность которых строилась не только на декрете, но и на Инструкции Народного комиссариата юстиции РСФСР от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях, и о порядке ведения его заседаний».
Система революционных трибуналов развивалась быстрее чем система привычных всех судов, это объяснялось условиями, в которых находилась страна. Достаточно привести слова В.И. Ленина о том, что необходимо предавать революционному суду всякого, кто посмеет вредить народному делу, будь то саботирование или скрывании запасов хлеба [32, с.266].
Кстати, первым судебным органом на терри-
тории Кольском Севере также стал революционный трибунал (Революционный трибунал при Мурманском Совете депутатов рабочих и солдатских депутатов, далее - Трибунал).
Однако, Трибунал просуществовал не долго, началась гражданская война и в ходе иностранной военной интервенции, как и остальные органы советской власти на Кольском Севере, Трибунал был ликвидирован 05 октября 1918 года
Деятельность судебных органов на территории Мурманского уезда восстановилась только в 1920 году после окончания военной интервенции. В июне 1920 года учрежден Мурманский губернский революционный трибунал. Появились народные суды, народный суд 1-го участка работал в северной части современной Мурманской области г. Мурманске, народный суд 2-го участка закрывал остальную часть и находился в ст. Те-риберка.
Таким образом, в советском государстве стало складывать две системы судебных органов: революционные трибуналы, которые входили в систему Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР, и народные суды, входящие в систему Народного комиссариата юстиции РСФСР.
Первые советские судебные органы, заложившие основы для дальнейшего формирования судебной системы, однако, судебные органы, как и иные, создаваемые советской властью, органы власти на Кольском Севере, столкнулись со следующими факторами, негативно влиявших на их формирование:
Малочисленность и низкая плотность населения Кольского Севера. К концу 1917 года на территории трёх крупнейших населённых пунктов Кольского Севера, входивший в тот период в состав Архангельской губернии (Мурманск, Кола и Александровск), проживало около 6,5 тыс. жителей [29, с.13].
Мурманская область как самостоятельный регион Советской России, территориально расположенной на Крайнем севере с администра-
тивным центром в городе Мурманске сформировался в 20-х годах ХХ века, а именно 13 июня 1921г. декретом ВЦИК была образована Мурманская губерния, а город Мурманск стал губернским городом [28, с. 652].
Мурманск был образован весной 1915г., где начались строиться первые бараки для рабочих, ожидавшихся к прибытию для создания Мурманской железной дороги. К началу 1925г. Мурманск представлял собой лагерь, так как многие представители мужского пола прибывали на заработки [34, с.2].
Также, территория Кольского Севера отличалась ничтожной плотностью населения, падающей до величины ниже 1 человека на кв. версту. Промышленное развитие области и вовсе находилось на примитивной ступени [38, с.238].
Средняя продолжительность обитания в Мурманске для каждого жителя определялась в 2 года 9 месяцев. Приливы и отливы масс населения происходили непрерывно и в сравнительно больших размерах.
Население Мурманской области на 01.01.1926 составляло 23 006 человек [3, с.14-15]. Мужского населения - 12728, женского - 10278.
Для сравнения, по переписи, проведенной 1315 декабря 1924г. населения г. Мурманска составило 6282 человека, из них мужского пола 3697 человек, женского - 2585. (Процент грамотности среди мужчин был значительно выше, чем у женщин, у мужчин - 89,5%, у женщин - 72,3%. Рабочих было 30,9%, служащих 22,5%, безработных - 15,4%.
Тяжелые последствия военной интервенции в период Гражданской войны, которые привели к тому, что процесс формирования судебных органов начался позднее, чем в большинстве республик Советского государства.
3. Неблагоприятные климатические, социальные и геополитические условия.
В «госинфсводках» и спецполитсводках» местные органы власти Мурманской губернии регулярно сталкивались с проблемами в своей деятельности.Например, в Госинфсводке за 15 ноября 1922 года № 217/491 было указано об ухудшении жилищных условий рабочих при наступлении холодов и о слабом материальном обеспечении служащих [40, л.115-123]. В «спецполитсводке» за 05 марта 1923 г. № 53/256 отмечалось, что отношение служащих к Советской власти и нэпу удовлетворительно, к кооперации - отрицательно. Кулаки настроены антисоветски, крестьянская беднота подавленно, так как не имеет своего хлеба. В сельсоветах и волис-полкомах нет ни одного коммуниста. Текущие кампании проводятся безалаберно [41, л. 98-104].
К второстепенным причинам недовольства рабочих следует отнести: неудовлетворительные жилищные условия и невыдачу спецодежды [42, л. 137-159].
Таким образом, на формирование судебных
органов влияли: крайне низкая плотность населения, которое преимущественно состояло из рабочих, отсутствие квалифицированных кадров, отток населения, значительно отдаление региона от центра, плохие бытовые условия, задержка заработной платы, недоверие к советской власти, неблагоприятные климатические факторы, отсутствие промысленной инфраструктуры, низкое материальное обеспечение, нехватка продовольствия.
Дальнейшее развитие судебной системы проходило в вышеуказанных условиях, при этом основное влияние приходило из республиканского центра, так как органы власти постоянно находились в процессе реформирования.
После образования Мурманской губернии народный суд 1-го участка Мурманского уезда был изменен на народный суд 1-го участка Мурманской губернии, а народный суд 2-го участка Мурманского уезда стал народным судом 2-го участка Мурманской губернии.
С 1921 по 1922 годы также действовал народный суда 3-го участка Мурманской губернии. Согласно архивным материалам, 3-й участок состоял и 5 сотрудников: народного судьи, секретаря, переписчика, курьера и сторожа (уборщицы) [26, л. 4].
Таким образом, к середине 20-х годов прошлого века в Мурманской губернии сформировались две параллельные судебные системы
- система революционных и система народных судов, входящих в систему органов юстиции [37, с.105].
Такая система существовала до апреля 1922г.
Помимо народных судов на территории Мурманской губернии в этот период действовал Мурманский губернский совет народных судей (с 26 февраля 1922 года по август 1922 года), который не только выполнял функцию высшего судебного органа, но и функции Мурманского губернского революционного трибунала, ликвидированного в апреле 1922 года.
В 1922 году на территории Кольского севера появляется новый главный судебный орган
- Мурманский губернский суд, к которому перешли функции Совета после его ликвидации [36, с. 58]. В 1927 году он стал Мурманским окружным судов в связи с проводимой государственной реформой (Мурманская губерния изменила статус на округ). Соответственно Народные суды 1-го и 2-го участков объединились в Народный суд Мурманского округа.
Таким образом, к началу 1930 годов система судебных учреждений Кольского Севера была сформированы, да, судебные реформы проходили в стране неоднократно, но базис, на котором была построена данная система оставался без изменений.
Кадровая ситуация в судебных органах
Кадровые проблемы в судебной системе РСФСР стали возникать после появления пер-
вых судов.
Стоит отметить, что кадровая ситуация в судах, была проблемой республиканского масштаба. По словам Народного комиссара юстиции РСФСР Д. И. Курский судьи и народные заседатели избираются из рабочих и крестьян, для которых опыт работы в пролетарских органах преобладают над требованиями профессиональной подготовкой, а профессиональные судьи составляют сравнительно ничтожный процент [31, с.61-62].
При этом, Д.И. Курской довольно активно пытался решить проблемы в судах, 26-30 января 1922 года на IV съезде деятелей советской юстиции он выступил с докладом, в котором указал, что «существующее материальное обеспечение судебных работников крайне недостаточное, что затрудняет успешное выполнение задач, возложенные на Наркомюст РСФСР» [2, с. 23].
Стоит отметить, что реальное улучшение финансовое обеспечение работников юстиции произошло не ранее 1927 года [1, с. 21].
Секретарь ВЧК Я.Х. Петерс отмечал недостаточную работу Наркомюста РСФСР в подготовке кадров для органов юстиции, более того, он указывал, что «Наш комиссариат юстиции, а также многие интеллигентные силы нашей советской Руси ничего не сделали для создания новых следователей, комиссаров и т. д. на место старых юристов, за это тоже должна была взяться сама Чрезвычайка. Подбирая состав сотрудников из товарищей рабочих, не привыкших к юридической мудрости, пришлось делать ошибки, учиться на них и снова двинуться вперед. Поэтому и нечего падать в обморок, если при этом было несколько случаев злоупотреблений. Посмотрите в своих комиссариатах и сравните их с Чрезвычайкой» [35, с.14].
И. Славин отмечал следующее: «Положение юстиции в январе можно было охарактеризовать, как чрезвычайно тяжелое. Судьи голодают, терпят сильную нужду. Лучшие силы партии брошены на хозяйственный фронт, а ранее на военный; в лучшем случае часть направлена в трибуналы. В народных судах коммунистов мало, недостатки состава судей лишь отчасти сглаживались участием трудового элемента в лице народных заседателей. Работников юстиции (главным образом судьи) не готовы к усвоению и проведению в жизнь законодательного материала, который сейчас издаётся советской властью» [39, с. 6].
С. Наркевич отмечал, что «Десятки и сотни работников совюстции вследствие невыносимых материальных условий своего существования продолжают уходить из юстиции; нарсудьи идут в работники к кулакам, не взирая на угрожающие им репрессии; остающиеся на местах, под влиянием той же неисходной материальной нужды, в лучшем случае опускают руки, делаются инертными, безразличными к своему боль-
шому и ответственному делу; а в худшем - начинают постепенно терять свои прежние устои честного и неподкупного судьи» [33, с. 23].
В целях решения проблем в функционировании местных судов, в том числе решения кадровых проблем, 23 декабря 1920 года было учреждено Мурманское уездное бюро юстиции.
Кадровая проблема была самой важной, потому что местных кадров на Кольском Севере не было, а с привлечением служащих из других регионов было проблематично. Не каждый квалифицированный работник хотел переезжать в столь сложный климатический регион. Поэтому, набор судебных работников шёл крайне тяжело.
Например, в мае 1920 года судьей 1-го участка Мурманского уезда стал Барышев Мирон Прохорович. Уроженец Архангельской области, окончивший только сельскую школу.
Следующий судья - Яков Алексеевич Комши-лов, уроженец Пермской губернии, ранее работал в ремесленных мастерских, а также учился в Художественном училище барона Штиглица. В отличии от своего предшественника, Я.А. Ком-шилов имел опыт работы в органах власти, а именно ранее служил в Мурманском губернском исполнительном комитете.
Первым судьей, имевшим опыт судебной работы, был судья 2-го участка Мурманского уезда Белов Матвей Семенович. Он был переведён из Новгородской губернии.
Шувалов Георгий Владимирович сменил Белова М.С. на этой должности. Он был уроженцем Вологодской губернии, профильного образования и опыта работы в судебных органах не имел.
Также не имели опыта работы и следующие сотрудники данного участка:
Регистратор Иван Яковлевич Переходцев, уроженец Саратовской области. Образование -сельская школа.
Секретарь - местный уроженец Владимир Романович Шабунин, отучившийся всего один курс Кольского приходского училища.
Секретарь - Воробьев Александр Петрович, уроженец Архангельска, не сумел закончить и двух классов Архангельского городского училища. Служил ратником второго разряда [6, л. 24].
По состоянию на сентябрь 1921 года: - в народном суде 1-го участка Мурманской губернии служили:
Паразихин Андрей Фёдорович, народный судья;
Ефремов Александр Андреевич, курьер.
- в народном суде 2-го участка Мурманской губернии служили:
Антипов Сергей Иоакимович, народный судья;
Воробьев Александр Петрович, секретарь;
Хипагина Глафира Ивановна, помощник секретаря;
Переходцев Иван Яковлевич, переписчик;
Бронин Евгений Иванович, сторож-уборщик;
Онно Петр Петрович, народный следователь [5, л. 34-35].
В Народном суде судьями работали Про-солупов Николай Петрович и Шаныгин Григорий Яковлевич. Н. П. Просолупов родился в г. Санкт-Петербурге, закончил гимназию и Павловское военное училище. 7 марта 1924 года был назначен секретарём нарсуда. Г. Я. Шаныгин -уроженец Симбирской губернии. Он закончил педтехникум, прошел областные юридические курсы в 1929/30 году и Совпартшколу в 1925 году.
При этом стоит учитывать, что при появлении первых народных судов параллельно существовали революционные трибуналы, которые не входили в систему органов советской юстиции.
В 1921 году Трибунал возглавил Евгений Андреевич Гайлит. Уроженец Латвии, левый эсер-интернационалист. С 1919 года служил в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, был заместителем председателя Мурманского губернского исполнительного комитета. Заместитель главы Трибунала Е.А. Гайлита - Чижевский Иван Станиславович, так же родом из Литвы. Образование - незаконченное двухклассное, служил в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии.
Военным следователем Трибунала недолгое время служил Коган Давид Исаакович, он был уволен как малоспособный работник [25, л.7].
Таким образом, кадровая ситуация как в системе судов органов юстиции, так и в системе революционных трибуналах была сложная, кроме откомандированного судьи М. С. Белова, лица, служившие в судебной системе Мурманской области, не имели ни профильного образования, ни опыта работы в органах юстиции. Безусловно служащим не хватало практических знаний, опыта работы и т.д. Нагрузка на судей и судебных следователей была колоссальная, финансовое обеспечение было слабое, поэтому некоторые работники были вынуждены искать вторую работу, что приводило к увольнению служащих. Формировать новый состав было не из кого, вновь прибывшие работники также не имели ни профильного образования, ни опыта работы в система осуществления правосудия.
На качество работы судов Кольского Севере также влияли и отток населения, и отдаленность от центра, плохие бытовые условия, что приводило к ухудшению криминальной обстановке в регионе.
О вышеуказанных факторах, местные органы власти постоянно докладывали в республиканский центр.
Следующим органом, в задачи которого входило улучшение функционирования судебной системы, стал Губернский отдел юстиции Мурманского губернского исполнительного комитета (далее - Отдел).
В задачи Отдела входили в том числе кадровое и материально-техническое обеспечения
судебных органов, стоит отметить, что Отдел сумел решить поставленных перед ним задач. Например, на заседании Коллегии Отдела 27 сентября 1921 года было отмечено, что на Кольском Севере не было судебно-следственного отдела, не образован Совет народных судей (образован 22 февраля 1922 года) барак для нужд судебных органов не достроен, а также в губернии наблюдается нехватка «технических и квалифицированных работников».
В итоге было приято решение достроить барак, давление на Комгорсор в целях реализации Декрета Совнаркома «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием» [7, л.6].
На совещании Мурманских судебных деятелей, Губернского отдела юстиции и Мурманского губернского исполнительного комитета 26 февраля 1922 года было отмечено, что при населении губернии в пятнадцать тысяч человек в 1921 году в судах находилось свыше шестисот нерассмотренных дел. В связи с чем, было принято решение о направлении ходатайства в Народный комиссариат юстиции РСФСР с просьбами о принятии соответствующих мер для решения кадровых и материально-технических вопросов. Например, отмечалось, что помещение народного суда состоит из одной комнаты, «где и канцелярия, и хранятся все документы по делам, и устраиваются судебные заседания».
22 мая 1922 года заведующий Губернским отделом юстиции обратился в Губисполком с сообщением о наличии отрицательных тенденций в деятельности судебных и следственных учреждений, связанных с недостатком квалифицированной силы. Отрицательная сторона выражалась конкретно в том, что не оказывается правовой помощи населению, допускаются ошибки судебной и следственной организации при определении наказаний, мер пресечения. Тормозятся следственные и судопроизводственные дела [10, л.57].
После очередной судебной реформы 03 декабря 1922 году в Мурманской губернии был образован губернский суд. К назначению судей в данный суд местные власти подошли крайне основательно, а его председателем был назначен опытный судья Паразихин Андрей Федорович, а заместителем председателя - Сироткин Григорий Васильевич, который в 1925 году возглавил суд [29, с.83].
В архивных материалах ГА МО сохранился акт № 2 от 06 июля 1925 года о передаче гербовой печати суда и сургучной печати от Паразихи-на А.Ф. к Сироткину Г.В. [23, л.19а].
Г. В. Сироткин родился в селе Сабетово Симбирской губернии. Закончил сельскую приходскую школу, опыта работы в системе органов юстиции не имел. С 1918 года он был секретарём Кольского железнодорожного комитета. 15 ноября 1927 года переведен в прокуратуру на должность окружного прокурора [30, с.99].
Андрей Фёдорович Паразихин, также уроженец Архангельской области, образование имел низшее. Работал на лесозаводе, секретарем в комитете Архлеспрофсоюза, карьеру в судебных органах начинал с должности секретаря 1-го судебного участка.
Согласно Положению о судоустройстве РСФСР от 1922 года в состав судов входили и народные следователи.
Проблемы отсутствие опыта и квалификации народных следователей были такие же, что и в целом в системе судебных органов. Например, народные следователи Иванов Михаил Иванович [13, л.1] и Шахнов Михаил Иванович [11, л.10] окончили школу юнг Черноморского флота, опыта подобной работы не имели.
В архивах сохранилась следующая информация в отношении Иванова М.И.
10 июня 1925 года Мосгуботделом ГПУ в адрес Мургубсуда был направлен запрос о причинах увольнения Иванова М.И. из Губернского суда в 1922 году [19, л.9].
15 июня 1925 года Мурманского губернского суда направлен ответ, согласно которому Иванов Михаил Иванович, был уволен за поступки «неблаговидного характера», более того, был приговорён к лишению свободы сроком на один год. М.И. Иванов в период службы проявил себя отрицательно, «весьма слаб» и совершенно не опытен в следственных делах, отсутствует логика, «что естественно есть первое требование к работнику вообще и к следователю в частности [22, л.13].
Знаменитый этнограф Кольского Севера Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам при Особой сессии по уголовным делам Мурманского губернского суда и специального образования также не имел, однако это не помешало ему стать одним из лучших следователей того периода [9, л.12].
Не хватало компетенции и народным заседателям, которые не были профессионалами в области права, поэтому большую часть информации они получали от судьи. Судья давал заседателям им своё видение закона, разъяснял им как оценивать личность подсудимого, факты, материалы дела и т. д., заседатели полностью подпадали под влияние судьи.
Более того, выбор народных заседателей проходил в полном соответствии с требованиями партии.
В письме от 11 ноября 1924 в Губернский комитет РКП председатель Губернского суда Г.В. Сироткин, уведомлял, что выборы народных заседателей в суды будут проходить с «безусловной важностью внедрения революционной законности в сознание масс», с максимальным ограждением суда от «проникновения в его состав элементов, чуждых Советской власти» [16, л.72].
В архивных материалах ГА МО сохранились
сведения по избранию народных заседателей от организаций, например, от Гавриловской почтовой конторы в 1921 году были избраны следующие народные заседатели:
Александр Николаевич Савелов, 1859 г.р., беспартийный, заведующий конторы;
Глеб Александрович Савелов, 1895 г.р., кандидат в РКП, надсмотрщик конторы;
Николай Александрович Васин, 1901 г.р., беспартийный, служащий конторы;
Иван Леонтьевич Липаев, 1902 г.р., кандидат в РКП, почтальон [4, л.11].
Отдельной проблемой, усугубляющей проблемы в кадровой ситуации, были действия советского руководства об очищении органов советской власти от работников, служивших в дореволюционных судебных органов, что усугубляло кадровую проблему на местах, например, опытный следователь 1 участка Мурманской губернии Долгилевич Иван Петрович был уволен на основании Постановления аттестационной комиссии Мосгуботдела Главного политического управления при НКВД РСФСР (далее - Мургу-ботдел ГПУ) как бывший полицейский служащий при самодержавии [24, л.2].
10 января 1924 года Мурманский губернский исполнительный комитет направил председателю Мурманского губернского суда А.Ф. Парази-хину требование № 1/с о снятии Я.А. Комшилова с должности и немедленно уволить его со службы в органах юстиции. Основанием для этого послужило исключение его из членов РКП (б) на основании предложения Народного комиссариата юстиции РСФСР от 17 декабря 1923 года [12, л.1].
Несмотря на принятое решение, А.Ф. Параз-ихин в ответном письме от 17 января 1924 года указал, что Комшилов Я.А. за время работы в суде ничем себя не скомпрометировал, снятие такого опытного судьи «лишит возможности замены его подготовленным товарищем» в части требования необходимых юридических познаний и требований [18, л.2].
04 февраля 1924 года Председатель Губернского народного суда А.Ф. Паразихин довёл до сведения начальника Мургуботдела ГПУ, что увольнение согласно заключению аттестационной комиссии приведено в исполнении в отношении следующих лиц: Сысоенко, Красиль-ников и Иванов. При этом было отмечено, что временно задерживается увольнение секретаря уголовного отдела Микус «в следствии невозможности его замены подходящим товарищем и требованием известной квалификации по су-дработе» [14, л.5].
21 февраля 1924 года был уволен бухгалтер Губернского народного суда Могунов Павел Николаевич как «элемент, не внушающий политического доверия» [15, л.12].
Служащие увольнялись не только по политическим, но и по бытовым причинам, например,
Енина Евдокия Иосифовна 18 апреля 1927 года подала заявление о приеме на работу в качестве машинистки [17, 1], а 22 апреля Енина уже просила уволить её в связи со «сложившимися домашними обстоятельствами» [18, л.2].
Больше всего кадровых проблем выпало на Мурманский губернский суд испытал.
Проблемы возникали даже при попытках судей уйти в отпуск. Так, Председатель Губернского суда Паразихин А.Ф., его заместитель - Сирот-кин Г.В. ходатайствовали перед Наркомюстом РСФСР о предоставлении им отпуска, на что 04 апреля 1925 года был дан ответ, что предоставление им отпуска возможно при условии, если штат суда будет заполнен до нормы (пред.1, зам-пред.2, членов 3), что даст возможность вести нормальную работу. В связи с чем НКЮ просит пополнить состав недостающими двумя членами суда. Только после этого, А.Ф. Паразихин и Г.В. Сироткин (по очереди) могут идти в трёхмесячный отпуск [21, л.6 об].
К сведению, по состоянию на 11 ноября 1924 года штат суда состоял из: председателя суда (1 шт.е.); заместителя председателя суда (2 шт.е.), члены суда (3 шт.е.) судебного исполнителя (1 шт.е.), старшего следователя (2 шт.е.), делопроизводителя (1 шт.е.), старшего секретаря (1 шт.е.), секретаря (3 шт.е.), машинистки (3 шт.е.); старшего бухгалтера (1 шт.е.), счетовода (1 шт.е.), кассира (1шт.е.), заведующего хозяйственного отделения (1 шт.е.), дворника (2 шт.е.), уборщика (1 шт.е.), курьера ( шт.е.), кассира (1 шт.е.), судебного рассыльного (1 шт.е.), статистика (1 шт.е.) [20, л.53 об]. Такая структура суда сохранилась до начала 30-х годов XX века.
Заключение
На Кольском Севере судебные органы ста-Литература и источники
ли появляться сразу после принятия советской властью декретов о суде и появилась раньше, чем местные органы управления юстиции (Мурманское уездное бюро, Отдел юстиции Муробл-горисполкома) и анализ фондов ГА МО позволяют проследить процесс формирования судебной системы на территории Кольском Севере.
При этом, раньше судов общей юрисдикции появились революционные трибуналы, на которые советская власть делала ставку.
Деятельность местных органов власти по построению судебной системы осложнялась тяжелыми климатическими, социально-экономическими, географическими и политическими факторами, а также отсутствием квалифицированных кадров. Со стороны местных органов юстиции шла ежедневная работа по поиску кадров в близлежащих губерниях: Вологодской, Псковской, Архангельской и т.д.
Самое большое количество проблем при формировании штата испытал Мурманский губернский суд.
При этом необходимо было готовить собственные местные кадры, так как перспектива постоянно привозить служащих из других регионов не могла привести стабильности в построении судебной системы.
Тем не менее в 1920-х годах был заложен необходимый фундамент, позволивший в дальнейшем сформировать судебную систему, входящую в органы советской юстиции, в полном соответствии с советским законодательством того периода.
Данная статья может являться основой для последующих исследований формирования как судебных органов, так органов юстиции Кольского Севера.
1. Бадмаев Я. По автономным областям // Еженедельник Советской юстиции. 1927. № 1. С. 21
2. Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. М.: Резолюции ИВ-го Всероссийского съезда деятелей советской юстиции, 1922. 23 с.
3. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР. Том 9., 1928. 71 с.
4. Государственный архив Мурманской области (ГАМо). Ф. Р-70. Оп.1. Д.1. Л. 11.
5. ГАМО. Ф. Р-70. Оп.1. Д 1, Лл.34-35
6. ГА МО. Ф.Р. 101. Оп.1 Д.2. Л.24.
7. ГАМО. Ф. Р-101. Оп.1. Д 3, Л. 6
8. ГАМО. Ф. Р-101. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
9. ГАМО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.
10. ГАМО. Ф. Р-101. Оп.1. Д 6, Л. 57
11. ГАМО. Ф. Р-101. Оп. 1. Д. 12 Л. 10.
12. ГАМО. Ф.Р. 102. Оп.1 Д.18. Л.1.
13. ГАМО. Ф.Р-102. Оп.1 Д.18. Л.2.
14. ГАМО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 18. Л. 5.
15. ГАМО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 18. Л. 12.
16. ГАМО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 18. Л. 72.
17. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д.43. Л.1.
18. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д 43, Л.2.
19. ГАМО. Ф. Р-102 Оп.1. Д 43. Л.9.
20. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д 43, Л.53 об.
21. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д 44, Л.6 об.
22. ГАМО. Ф. Р-102 Оп.1. Д. 44, Л.13.
23. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д 44. Л.19а.
24. ГАМО. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 45 Л. 2.
25. ГАМО. Ф. Р-102. Оп.1. Д 45, Л.7
26. ГАМО Ф. Р-105. Оп. 1 Д. 1 Л. 4.
27. Декрет «О суде». Распубликовано в Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства № 17 от 24 ноября 1917 года. М.: Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства за
1917-1918 гг., 1942. 1483 с.
28. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 июня 1921г. «О преобразовании Александровского уезда Архангельской губернии в Мурманскую губернию» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1944. 1207 с.
29. Ковалев А. В. Губернский, окружной, народные суды, Совет народных судей и Особая сессия по гражданским и уголовным делам Архангельской и Мурманской губерний (1920-1938 гг.). Мурманск, 2014. 115 с.
30. Ковалев А. В., Бардилева Ю. П., Седых С. М. Очерки истории и становления и развития судебной системы на Кольском Севере. Т. 1. Суды Кольского Севера с древнейших времен до середины ХХ века. М.: Перо, 2021. 228 с.
31. Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1948. 197 с.
32. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 36. март 1918-июль 1918. М.: Политиздат, 1974. 634 с.
33. Наркевич С. Суд и жизнь на местах // Еженедельник советской юстиции.1922. № 37-38. С.23
34. Население города Мурманска к началу 1925г. Сводка данных административного учета населения города Мурманска на 15 декабря 1924г. и комментарии к ней. Мурманск.: Мурман. губ. тип., 1925. 20 с.
35. Петерс Я. Х. Ответ нашим противникам // Еженедельник Чрезвычайных Комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. 1918. № 6. С.14
36. Петин Д.П. Кадры органов советской юстиции на Кольском Севере в 1920-х годах (на материалах Мурманской области) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 46. 2024. № 2. С. 52-63. DOI: 10.15393/uzhz.art.2024.1008.
37. Петин Д.П. Образование и становление системы советских органов и учреждений юстиции на Кольском Севере в архивных документах государственного архива Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. Т. 2. 2023. № 1. С. 101-110. DOI: 10.37614/29491185.2023.2.1.009.
38. План электрификации РСФСР. (2-е издание). М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 667 с.
39. Славин И. К реформе судоустройства РСФСР // Еженедельник советской юстиции.1922. № 37-38. С.6
40. Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦАФСБ). ЦАФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д.484. Л. 115-123
41. ЦАФСБ. Ф. 2. Оп. 1. Д.781. Л. 98-104
42. ЦАФСБ. Ф. 2. Оп. 1. Д.794. Л. 137-159.
References
1. Badmaev Ja. Po avtonomnym oblastjam [By autonomous regions] Ezhenedel'nik Sovetskoj justicii [Weekly of Soviet Justice], 1927, no.1, p. 21 (in Russian).
2. Vserossijskij s'ezd dejatelej sovetskoj justicii [All-Russian Congress of Soviet Justice Workers]. Rezoljucii IV-go Vserossijskogo s'ez-da dejatelej sovetskoj justicii [Resolutions of the IV All-Russian Congress of Soviet Justice Workers]. Moscow, 1922. 23 p.
3. Vsesojuznaja perepis' naselenija 1926 goda [All-Union Population Census of 1926]. Moscow: Izdanie CSU Sojuza SSR Publ. Vol 9., 1928. 71 p.
4. Gosudarstvennyj arhiv Murmanskoj oblasti (GAMO). F. R-70. Op.1. D.1. L. 11.
5. GAMO. F. R-70. Op.1. D 1, Ll.34-35
6. GA MO. F.R. 101. Op.1 D.2. L.24.
7. GAMO. F. R-101. Op.1. D 3, L. 6
8. GAMO. F. R-101. Op. 1. D. 6. L. 1.
9. GAMO. F. R-102. Op. 1. D. 6. L. 12.
10. GAMO. F. R-101 Op.1. D 6. L. 57.
11. GAMO. F. R-101. Op. 1. D. 12. L. 10.
12. GAMO. F.R. 102. Op.1 D.18. L.1.
13. GAMO. F.R-102. Op.1 D.18. L.2.
14. GAMO. F. R-102. Op. 1. D. 18. L. 5.
15. GAMO. F. R-102. Op. 1. D. 18. L. 12.
16. GAMO. F. R-102. Op. 1. D. 18. L. 72.
17. GAMO. F. R-102. Op.1 D.43. L.1.
18. GAMO. F. R-102. Op.1. D 43, L.2.
19. GAMO. F. R-102 Op.1. D 43. L.9.
20. GAMO. F. R-102. Op.1. D. 43, L.53 ob.
21. GAMO. F. R-102. Op.1. D. 44, L.6 ob.
22. GAMO. F. R-102. Op.1. D. 44, L.13.
23. GAMO. F. R-102. Op.1. D. 44. L.19a.
24. GAMO. F. R-102. Op. 1. D. 45 L. 2.
25. GAMO. F. R-102. Op.1. D 45, L.7
26. GAMO F. R-105. Op. 1 D. 1 L. 4.
27. Dekret «O sude». Raspublikovano v Gazete Vremennogo Rabochego i Krest'janskogo Pravitel'stva № 17 ot 24 nojabrja 1917 goda. [Decree "On the Court". Published in the Gazette of the Provisional Workers' and Peasants' Government No. 17 of November 24, 1917]. Moscow: Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij Rabochego i Krest'janskogo Pravitel'stva za 1917-1918 gg., 1942. 1483 p.
28. Dekret Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta ot 13 ijunja 1921g. «O preobrazovanii Aleksandrovskogo uezda Arhan-gel'skoj gubernii v Murmanskuju guberniju» [Decree of the All-Russian Central Executive Committee of June 13, 1921 "On the transformation of Alexandrovsky uyezd of Arkhangelsk province into Murmansk province"]. Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva za 1921 g. [Collection of laws and orders of the government for 1921]. Moscow: Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR Publ., 1944. 1207 p.
29. Kovalev A. V. Gubernskij, okruzhnoj, narodnye sudy, Sovet narodnyh sudej i Osobaja sessija po grazhdanskim i ugolovnym delam Ar-hangel'skoj i Murmanskoj gubernij (1920-1938 gg.) [Provincial, district, people's courts, the Council of People's Judges and the Special Session on Civil and Criminal Cases of the Arkhangelsk and Murmansk Provinces (1920-1938)]. Murmansk, 2014. 115 p.
30. Kovalev A. V., Bardileva Ju. P., Sedyh S. M. Ocherki istorii i stanovlenija i razvitija sudebnoj sistemy na Kol'skom Severe. [Essays on the history and formation and development of the judicial system in the Kola North.] T. 1. Sudy Kol'skogo Severa s drevnejshih vremen do serediny HH veka [Courts of the Kola North from ancient times to the middle of the twentieth century]. Moscow: Pero Publ., 2021. 228 p.
31. Kurskij D. I. Izbrannye stat'i i rechi [Selected articles and speeches]. Moscow: Jurid. izd-vo Ministerstva justicii SSSR Publ., 1948. 197 p.
32. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. 5 ed. Vol. 36. mart 1918-ijul' 1918. Moscow: Politizdat, 1974. 634 p.
33. Narkevich S. Sud i zhizn' na mestah [Court and life on the ground]. Ezhenedel'nik sovetskoj justicii [Weekly of Soviet Justice], 1922, no.37-38, p.23 (in Russian).
34. Naselenie goroda Murmanska k nachalu 1925g. Svodka dannyh administrativnogo ucheta naselenija goroda Murmanska na 15 dekabrja 1924g. i kommentarii k nej [Population of the city of Murmansk by the beginning of 1925. Summary of data of administrative registration of the population of the city of Murmansk on December 15, 1924 and comments to it.]. Murmansk: Murman. gub. tip., 1925. 20 p.
35. Peters Ja. H. Otvet nashim protivnikam [Reply to our adversaries]. Ezhenedel'nik Chrezvychajnyh Komissij po bor'be s kontrrevoljuc-iej i spekuljaciej [Weekly of the Extraordinary Commissions for Combating Counterrevolution and Speculation], 1918, no. 6, p.14
36. Petin D.P. Kadry organov sovetskoj justicii na Kol'skom Severe v 1920-h godah (na materialah Murmanskoj oblasti) [Personnel of the Soviet justice bodies in the Kola North in the 1920s (on the materials of the Murmansk region)]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Petrozavodsk State University], 2024, vol.64, no 2, pp. 52-63. doi: 10.15393/uzhz. art.2024.1008
37. Petin D.P. Obrazovanie i stanovlenie sistemy sovetskih organov i uchrezhdenij justicii na Kol'skom Severe v arhivnyh dokumentah gosudarstvennogo arhiva Murmanskoj oblasti [Formation and formation of the system of Soviet bodies and institutions of justice in the Kola North in the archival documents of the State Archive of the Murmansk region]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN. Serija: Estestvennye i gumanitarnye nauki [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Series: Natural and Humanities], 2023, vol. 2, no. 1, pp. 101-110. doi: 10.37614/2949-1185.2023.2.1.009
38. Plan jelektrifikacii RSFSR. (2-e izdanie) [Plan of electrification of the RSFSR. (2nd edition)]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury Publ., 1955. 667 p.
39. Slavin I. K reforme sudoustrojstva RSFSR [To the reform of the judicial system of the RSFSR]. Ezhenedel'nik sovetskoj justicii [Weekly of Soviet Justice],1922 no. 37-38, p.6.
40. Central'nyj arhiv Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii (CAFSB). CAFSB. F. 1. Op. 6. D.484. L. 115-123.
41. CAFSB. F. 2. Op. 1. D.781. L. 98-104.
42. CAFSB. F. 2. Op. 1. D.794. L. 137-159.
© «K™o», 2024 © neTMH fl.n., 2024