Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 20. С. 18-34. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 20. P. 18-34.
Научная статья
УДК 811.111(072.2)
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-20-18-34
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1 2 Маргарита Александровна Мосина , Елена Романовна Маркова
1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]
2 Языковой центр «Британия», Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследование посвящено теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование субъектной позиции младших школьников на уроках английского языка. Актуальность данной работы подтверждается анализом научной литературы по проблеме развития у учащихся субъектной позиции, который выявляет значимость изучаемого вопроса для российского образования. Для достижения целей, поставленных в исследовании, описаны и раскрыты необходимые теоретические аспекты темы, такие как понятия субъект и субъектная позиция, определены критерии и уровни сформированности субъектной позиции обучающихся, систематизированы методы и приёмы формирования субъектной позиции на уроках английского языка и описаны возможности их использования. Особую ценность данной статьи представляет описание опытно-экспериментальной работы, нацеленной на доказательство эффективности созданных в ходе обучения английскому языку педагогических условий и использованных средств (методов и приёмов) на формирование субъектной позиции у младших школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы у участников эксперимента был выявлен первоначальный уровень сформированности субъектной позиции путём проведения специально разработанной диагностической методики. Был апробирован комплекс упражнений, направленных на формирование субъектной позиции у младших школьников, а также выявлены педагогические условия, способствующие её развитию. В завершении эксперимента была определена эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы с помощью повторного проведения авторской диагностической методики. Результаты и выводы данного исследования могут быть применены при организации учебно-познавательного процесса школ и профильных вузов, а полученный опыт может быть использован для повышения профессиональной квалификации педагогов.
Ключевые слова: иностранный язык, субъектная позиция обучающихся, начальная школа, метод, педагогические условия, эксперимент, диагностика.
Для цитирования: Мосина М. А., Маркова Е. Р. Формирование субъектной позиции младших школьников на уроках английского языка // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 20. С. 18-34. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-18-34
Original article
THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS AGENCY IN ENGLISH LESSONS
12 Margarita A. Mosina , Elena R. Markova
1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
2 Britannia Language Center, Perm, Russia, [email protected]
© Мосина М. А., Маркова Е. Р., 2024
Abstract. The study is devoted to the theoretical justification and experimental testing of pedagogical conditions and means that ensure the development of agency of primary school students in English lessons. The relevance of this work is confirmed by the analysis of scientific literature on the problem of developing agency among students, which reveals the significance of the issue for Russian education. To achieve the goals set in the study, the necessary theoretical aspects of the topic were described and disclosed, such as the concepts of subject and agency, the criteria and levels of student agency development were determined, methods and techniques for developing agency in English lessons were systematized, and the possibilities of their use were described. Of particular value in this article is the description of experimental work aimed at proving the effectiveness of the pedagogical conditions created during the teaching of English and the means used (methods and techniques) for the development of agency in primary schoolchildren. During the experiment, the participants' initial level of agency development was revealed by conducting a specially developed diagnostic technique. A set of exercises aimed at developing agency in younger schoolchildren was tested, and pedagogical conditions that contributed to agency development were identified. At the end of the experiment, the effectiveness of the experimental work was determined by repeating the diagnostic technique. The results and conclusions of this study can be applied in organizing the learning process of schools and specialized universities, and the experience gained can be used to improve the professional qualifications of teachers.
Keywords: foreign language, student agency, primary school, method, pedagogical conditions, experiment, diagnostics.
For citation: Mosina M. A., Markova E. R. The development of primary school students agency in English lessons. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;20:18-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-18-34
Введение
В современной педагогической науке всё чаще встречается понятие субъектной позиции. Связано это с тем, что в процессе социально-экономического развития нашей страны задачи образования изменились - в настоящее время выпускникам недостаточно обладать большим багажом теоретических знаний, им необходимо быть инициативными, творческими, занимать активную жизненную позицию, быть способными к самостоятельному выбору и оценкам, не зависимым от внешних факторов. Это изменяет позицию учащегося с традиционной - как объекта обучения, на иную - как субъекта учения [Соболева 2021]. Субъектная позиция школьника выходит на первый план, а одной из основных задач школы является научить учиться: ставить перед собой цели, искать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность, давать оценку поступкам. Школа должна помочь учащимся в становлении и развитии их субъектной позиции. Благоприятные для этого условия нужно создавать ещё на этапе начальной школы. Их также можно создать и на уроках иностранного языка, так как современная методика преподавания этого предмета базируется на коммуникативном подходе, способствующем развитию субъектной позиции обучающегося [Сергиевская 2020].
Анализ научных исследований свидетельствует о том, что в науке созданы определенные предпосылки для изучения субъектности младшего школьника. Так, теоретико-методологическую основу для данного исследования можно найти в трудах следующих авторов. Человек как субъект деятельности рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна и др. Особенности субъектности и процесс его формирования представлены Л. И. Анциферовой,
B. В. Давыдовым, В. И. Слободчиковым и др. Ряд работ посвящен формированию субъектной позиции школьника в процессе учебной деятельности (В. В. Давыдов,
C. А. Нелюбов, Д. Б. Эльконин и др.). Изучение условий формирования и реализации субъектности у учащихся различных возрастных групп нашло своё отражение в исследованиях А. В. Антоновой, Н. М. Борытко, Е. Н. Волковой и др.
Признавая теоретическую и практическую значимость исследований в данной области, следует отметить, что проблема формирования субъектной позиции именно младших школьников и именно на уроках иностранного языка не нашла должного освещения. В
повседневной практике часто наблюдается традиционная приверженность к «знаниевой» составляющей, а существующая система обучения создаёт мало условий для становления учащихся как субъектов учебной деятельности. Практикующие педагоги сталкиваются с проблемой недостаточной разработки научно обоснованных рекомендаций по организации процесса формирования субъектной позиции школьника. В то же время часть практикующих педагогов использует в своей деятельности активные методы и приёмы обучения, но большинство применяют их лишь частично, и поэтому формирование субъектной позиции носит случайный характер [Башкова 2009]. Решением в данной ситуации может послужить систематизация и проверка эффективности различных методов и приёмов, способствующих развитию субъектной позиции учащихся, которые можно использовать на уроках.
Основная часть
Анализ развития субъектной позиции нельзя начать без рассмотрения понятия «субъект». Субъект - это индивид, обладающий сознательной творческой активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей действительности. Как известно, содержательно-действенной характеристикой субъекта является субъектность. Становление субъектности школьника в ходе обучения определяется через творческую активность, познавательную самостоятельность, целостное восприятие картины мира, рефлексию [Рябищенкова 2004]. В нашем понимании понятия «субъектность» и «субъектная позиция» равнозначны. Субъектная позиция школьника - это внутренняя позиция личности, основанная как на отношении к процессу обучения, так и на определении учеником своего места и роли в нём [Агафонова 2011].
Рассмотрим критерии и уровни сформированности субъектной позиции учащегося начальной школы. Анализ психолого-педагогической литературы, в частности выделенные Е. С. Мурашевой [Мурашева 2014] (также перекликающиеся с Н. И. Вьюновой и О. С. Лапковой [Вьюнова и др. 2008]) характеристики субъектности младшего школьника на уроках английского языка и представленные Г. А. Гонтаревой, О. П. Агафоновой [Гонтарева и др. 2009] и Т. Н. Башковой [Башкова 2007] уровни сформированности субъектной позиции ребёнка в учебной деятельности, позволил выявить следующие данные (табл. 1). В последующем именно эти данные послужат основой для диагностической методики, предложенной учащимся на этапе экспериментальной работы.
Таблица 1. Уровни и показатели развития субъектной позиции младших школьников
Уровни Показатели Характеристика
Высокий Рефлексивность - осознанность и саморегуляция - самоорганизация деятельности - умение прогнозировать результаты Активность - внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира - интерес к изучению предмета - активное поведение - учение понимается как социально значимая деятельность - доминирование логического мышления - положительное активное отношение к учебной деятельности - высокая активность и самостоятельность при выполнении учебной деятельности - устойчивый интерес к учению - использование результатов учения в социальной практике (устная и письменная коммуникация, перенос ЗУН из одной области в другую, расширение кругозора и т. д.) - самостоятельное освоение новых приёмов и средств в обучении (общение, игра, работа с книгой, словарями и др.) - высокие уровни самооценки и самоконтроля - осознание учеником себя субъектом учебного процесса - отдаёт предпочтение заданиям творческого, исследовательского характера - уровень школьной мотивации высок, стремится проявить творчество в работе, самоутвердиться
Уровни Показатели Характеристика
Средний Умения, необходимые для изучения ИЯ - общеучебные - специальные учебные - речевые в четырех видах речевой деятельности - компенсаторные Мотивированност ь - познавательный интерес - высокий уровень учебной активности - внутренняя мотивация к выполнению деятельности Стремление стать субъектом обучения - ответственность и самостоятельность - саморазвитие и самореализация - уверенность в собственных силах - положительное отношение к учению - осознание структуры учения в целом и самостоятельный переход от одного этапа работы к другому - переход от наглядно-образного к логическому мышлению - умение применять знания в знакомых условиях - формирующийся познавательный интерес - адекватность самооценки и самоконтроля - стремление к большей свободе действий - способность самостоятельно поставить цель, основываясь на общей инструкции выполнить задание, готовность к анализу выполненного решения - готовность включаться в деятельность, организованную учителем, но как правило, не выступая инициатором и организатором - мотивом учебной деятельности выступает интерес к предмету
Низкий - индифферентное или отрицательное отношение к учебной деятельности - выполнение отдельных учебных действий по образцу - отсутствие умения переносить приобретенные знания в новые условия - основной тип мышления - наглядно-образное - познавательный интерес отсутствует или носит неустойчивый характер и зависит от работы учителя, от того, насколько ему удаётся заинтересовать учащихся учебным предметом - низкий уровень самооценки и самоконтроля, ориентация на внешнюю оценку учителя - склонность действовать по стереотипу - склонен переформулировать задачи в конкретно-практические, усвоенные понятия применяет только в типовых ситуациях - мотивом учебной деятельности является желание получить хорошую оценку
Процесс обучения, организованный на личностно-ориентированной основе и отражающий гуманистическую парадигму в образовании, в максимальной степени способствует развитию субъектной позиции. В частности, процесс обучения английскому языку располагает позитивными возможностями, позволяющими сделать более динамичным развитие субъектных качеств учащихся. Этому сопутствует реализация двух ключевых для формирования субъектной позиции подходов: личностно-ориентированного и коммуникативного. Создание педагогом ситуаций, позволяющих учащимся проявить свой субъектный опыт в обучении, в организации собственных действий, в проявлении отношений, в рефлексии, самооценке и самокоррекции, в накоплении способов и средств, способствующих активному, творческому взаимодействию с миром - все эти педагогические условия способствуют формированию субъектной позиции учащихся.
В частности, реализация этих условий предполагает: а) осуществление учебного диалога между учеником и учителем, которые совместно конструируют учебную деятельность; б) использование различных приёмов, стимулирующих учащихся к общению,
к генерации идей, применению различных способов при выполнении заданий («умные» мысли или вопросы, поощрение стремления находить свой способ работы, обсуждение проблемы в паре или группе, приёмы рефлексии); в) создание ситуаций успеха; г) использование самооценки не только по конечному результату, но и по процессу; д) использование вариативности содержания, где могут проявиться предпочтения ученика, самостоятельность в выборе им содержания, вида и формы материала, вида деятельности [Медникова 2010]. Комплекс именно таких методов и приёмов, позитивно влияющих на формирование субъектной позиции учащихся, и был апробирован на уроках английского языка в ходе опытно-экспериментальной работы.
Базой проведения опытно-экспериментальной работы в исследовании выступила «Школа-гимназия № 1» г. Краснокамска. Для экспериментальной и контрольной группы были выбраны учащиеся 4-х классов в составе 26 человек. Для построения корректного процесса эксперимента учащиеся были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную, по 13 человек в каждой. В каждой из групп было проведено по 70 аудиторных часов. Работа осуществлялась в 2022/2023 учебном году.
Цель опытно-экспериментальной работы - доказать эффективность созданных в ходе обучения английскому языку педагогических условий и использованных средств (методов и приёмов) на формирование субъектной позиции у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Выявить первоначальный уровень сформированности субъектной позиции у младших школьников.
2. Апробировать комплекс упражнений, направленных на формирование субъектной позиции у младших школьников, а также выявить педагогические условия, способствующие ее развитию.
3. Определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальное исследование включало в себя проведение трёх этапов -
констатирующего, формирующего и контрольного:
1) констатирующий этап - определение первоначального уровня сформированности субъектной позиции у младших школьников путём проведения специально разработанного анкетирования;
2) формирующий этап - разработка и внедрение комплекса упражнений, а также создание условий, направленных на формирование субъектной позиции младших школьников в ходе изучения дисциплины «Английский язык»;
3) контрольный этап - установление эффективности разработанного комплекса упражнений и созданных педагогических условий путем повторного проведения анкетирования, разработанного на этапе констатации.
Констатирующий этап. На основе данных об уровнях и показателях развития субъектной позиции младших школьников (табл. 1) был разработан инструмент для диагностики уровня сформированности субъектной позиции младших школьников. Диагностической методикой, предложенной для учащихся, выступила авторская анкета «Мои успехи». Анкета составлена на русском языке и состоит из 20 вопросов, где необходимо отметить один выбранный ответ среди предложенных (закрытые вопросы). Время, отведенное на проведение анкетирования, составляет 15 минут.
Каждый вопрос данной анкеты составлялся с учетом того или иного показателя, всего которых пять (табл. 1). Каждый ответ учащихся оценивался баллами от 0 до 2. Так, по каждому показателю максимум баллов составил 8, а итого максимум баллов по всей анкете составил 40 баллов. Чем больше баллов набирал учащийся, тем выше был оценен его уровень сформированности субъектной позиции. Образец разработанной анкеты представлен в табл. 2. Подведение результатов происходило в соответствии с табл. 3.
Таблица 2. Анкета «Мои успехи»
Вопрос Ответы Баллы
1. 'ефлексивность
Зачем вообще нужно учиться? □ так надо 0
□ так говорят родители / государство 1
□ чтобы стать умнее, развиваться 2
□ чтобы потом поступить в университет / 1
устроиться на работу
□ не знаю 0
Как ты считаешь, ты работаешь в полную □ я стараюсь изо всех сил 2
силу или мог бы заниматься лучше? □ я мог(ла) бы учиться лучше 2
□ затрудняюсь ответить 1
Когда я совершаю ошибки, я готов(а) это □ да, всегда 2
признать. □ да, но далеко не всегда 1
□ нет, я не признаю своих ошибок 0
□ затрудняюсь ответить 1
Я умею себя оценивать и отслеживать □ да 2
свой прогресс в учёбе. □ да, но только с помощью учителя или 1
родителей
□ затрудняюсь ответить 1
□ нет 0
2. Активность
Когда я что-то не понимаю или в чём-то □ да 2
не уверен(а), я не боюсь задавать □ нет, я не задаю вопросы 0
вопросы. □ затрудняюсь ответить 1
Я нахожу возможности использовать □ да 2
английский язык вне уроков. □ нет, таких возможностей нет 0
□ не знаю 1
На уроках я готов сотрудничать □ да, всегда 2
(общаться, вместе работать) с учителем и □ в целом да 1
одноклассниками. □ нет, не готов 0
Я легко вовлекаюсь на уроках □ да, почти на каждом уроке 2
английского, активно работаю и редко □ да, но не на каждом уроке 1
отвлекаюсь. □ нет 0
3. Умения, необходимые для изучения ИЯ
Я умею сравнивать русский и английский □ да 2
языки и могу учиться на их сходствах и □ нет 0
различиях. □ затрудняюсь ответить 1
Я понимаю отзывы и оценки учителя и □ да 2
могу на них учиться. □ нет 0
□ затрудняюсь ответить 1
Я умею читать и понимать тексты на □ да 2
английском языке, а также слушать и □ в целом да 1
понимать, что мне говорят по-английски. □ скорее нет 1
□ нет 0
У меня не возникает сложностей с □ нет, сложностей не возникает 2
письмом и говорением на английском. □ иногда сложности есть, но я с ними 1
справляюсь
□ сложности постоянно возникают 0
4. М отивированность
Нравится ли тебе учиться в школе? Все □ да, нравится 2
ли уроки английского языка интересные? □ бывает сложно / скучно, но это нормально 1
□ бывает сложно / скучно, и мне это не нравится 0
□ бывает скучно, но редко 1
□ не очень нравится 0
Вопрос Ответы Баллы
Я интересуюсь английским языком и □ да 2
людьми, которые на нём говорят. □ нет, не особо 0
□ затрудняюсь ответить 1
Я чувствую уверенность в своей □ да 2
способности учиться английскому языку. □ нет 0
□ затрудняюсь ответить 1
Когда мне нужно сделать домашнее □ понимаю, что это нужно, и делаю 2
задание, которое требует много времени □ делаю это только потому, что так сказали 1
или это монотонное задание, и мне родители или учитель
сложно собраться с силами, я... □ делаю это ради оценки 0
□ стараюсь смотреть на работу позитивно, 2
мне нравится делать д/з
□ прошу помощи у родителей 1
□ откладываю д/з или вообще не делаю 0
5. Стремление стать субъектом обучения
Как ты относишься к самостоятельному □ люблю / стараюсь работать самостоятельно 2
выполнению заданий? □ со сложными заданиями обращаюсь к
учителю, а лёгкие выполняю сам 1
□ когда работаю сам, то не уверен, что делаю
задание правильно 1
□ часто жду помощи учителя или
одноклассника 0
Я готов(а) взять ответственность за своё □ да 2
обучение. □ нет 0
□ затрудняюсь ответить 1
Я думаю, что все знания по английскому □ да 2
языку важны и нужно узнать по данному □ нет 0
предмету как можно больше. □ затрудняюсь ответить 1
Я люблю выполнять творческие работы и □ да 2
задания по английскому языку. □ смотря какие 1
□ нет 0
Таблица 3. Распределение баллов и уровней сформированности субъектной позиции _при оценивании результатов анкетирования_
Уровни По показателям Общий
высокий (80-100%) 7-8 баллов 32-40 баллов
средний (50-79%) 4-6 баллов 20-31 балла
низкий (0-49%) 0-3 балла 0-19 баллов
После проведения анализа анкет были получены следующие данные первичного измерения (рис. 1). В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности субъектной позиции находится 1 человек (8 %), средний уровень имеют 11 учащихся - 84 % и низкий уровень обнаружен у 1 испытуемого, что составляет 8 %. В контрольной группе высокий уровень имеют 2 учащихся (15 %), на среднем уровне находятся 8 человек - 62 %, а низкий уровень отмечен у 3 участников эксперимента - 23 %. По диагностированному общему уровню сформированности субъектной позиции данных учащихся можно сделать вывод, что в обеих группах преобладает первоначальный средний уровень сформированности субъектной позиции.
Полученные результаты на констатирующем этапе сами по себе могут рассматриваться как вполне удовлетворительные, что говорит о проведенной/проводимой с учащимися работе по формированию и/или развитию их субъектной позиции. Такая динамика может также наблюдаться вследствие особенностей формирования субъектной позиции младшего школьника на данном этапе начальной школы и со временем может подвергнуться
изменениям в результате увеличения нагрузки и усложнения школьной программы (констатирующий этап анкетирования был проведен в начале четвертого, самого ответственного и интенсивного года обучения на данном этапе). Будущая опытно-экспериментальная работа направлена на дальнейшее увеличение и поддержание уровня сформированности субъектной позиции учащихся именно с помощью условий и средств, предлагаемых на уроках английского языка, как в общем, так и по отдельно взятым показателям.
Первичное измерение
■ Контрольная группа
Экспериментальная группа
ш Т о m 11 lL ¿i
и (V 3-S Высокий Средний Низкий
О уровень уровень уровень
Рисунок 1. Распределение количества участников по уровням сформированности субъектной позиции на констатирующем этапе
Формирующий этап. Целью формирующего этапа эксперимента выступила непосредственно реализация разработанного комплекса упражнений, а также создание условий, направленных для формирования субъектной позиции учащихся. Работа проводилась в стандартном учебном классе, оборудованном компьютером и проектором, на который можно было выводить любой материал, также имелся доступ к сети Интернет. На работу отводилось 70 аудиторных часов в каждой группе, также была предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа.
Учащиеся данных групп обучаются по УМК серии «Rainbow English». Основными учебными ситуациями, предлагаемыми для изучения в данном УМК, являются: Знакомство. Я и моя семья. Мои увлечения. Мои друзья. Моя школа. Мой день. Еда. Окружающий мир. Моя страна. Страна изучаемого языка. Учебные ситуации в учебнике для 4 класса сформулированы следующим образом [Афанасьева и др. 2015]: Unit 1. Meet John Barker and His Family; Unit 2. My Day; Unit 3. At Home; Unit 4. I Go to School; Unit 5. I Love Food; Unit 6. The Weather We Have; Unit 7. At the Weekend.
Предложенные учащимся упражнения разрабатывались в соответствии с тематическим планированием данного УМК, на основе вышеизложенных учебных ситуаций. Ниже представлен перечень выявленных в процессе формирующего этапа работы педагогических условий, введенных в практику элементов и использованных средств (методов и приёмов) с комментариями.
Реализация личностно-ориентированного подхода. Предлагаются несколько видов таких заданий («Rainbow English»): ответы на вопросы о своей жизни (темы «Семья», «Мой день», «Школа», «Каникулы» и т. д.); выражение мнения о прочитанном (тексты «Пикник», «Ужин у Баркеров» и т. д.); проектная работа (в конце каждого раздела учебника учащимся предлагается выполнить проектную работу по теме, соприкасающейся с жизнью ученика).
Реализация коммуникативного подхода. Составление диалогов и монологов, ролевые и дидактические игры, работа в парах и группах - все это является неотъемлемой частью обучения английскому языку. В любом учебном пособии можно найти подобные виды
заданий. В «Rainbow English» можно найти следующие: участие в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах; составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа (по образцу); рассказ о себе, своей семье, друге, сказочном персонаже (по образцу).
Метод проектов и проектных задач. Проектные работы активно способствуют развитию субъектности - метод проектов выводит ученика на уровень самоуправления. Свои первые шаги в проектной деятельности на английском языке предлагалось сделать и участникам экспериментальной группы. За учебный год ими было выполнено 6 работ по темам «My classroom», «My day», «My family tree», «My room», «My favourite dish», «My favourite season», которые являлись завершающим заданием того или иного тематического блока [Афанасьева и др. 2020, 2020а].
Ситуации выбора. Участникам экспериментальной группы было предложено поучаствовать в организации планировки класса и разрешено самим выбирать размещение парт. Так, мы часто выставляли парты буквой «П», полукругом или группами. При парной или групповой работе учащиеся также были абсолютно вольны выбирать себе партнеров по работе. Учащиеся отмечали, что им нравится такая свобода в выборе, где и с кем сидеть во время урока, так они испытывали большую вовлеченность. Однако далеко не все изъявляли желание менять классическое расположение парт, к которому они уже привыкли.
Ещё одним примером предоставления ситуации выбора послужил выбор формы представления одного из своих проектов («My classroom») - снять видео, нарисовать постер, подготовить сценку, создать презентацию или сайт или другое. Так, учащимся было предложено заполнить мини-опросник (рис. 2), сделать выбор, объяснив его, и выполнить работу в соответствии со своим выбором. Большинство выбрали постер (они указали, что данная форма более понятна для них), но были и учащиеся, кто подготовил мультимедийные презентации и даже снял видеоролик (они объяснили выбор тем, что имели навыки для этого и хотели бы попробовать что-то новое на уроке английского языка).
Project choice board
Name:
Topic School
Aims To tell students from other countries about your school and ciass What will you choose?
Why?
1 Ëf WW« p*rfe»rtrt e A«sh о
Pre paie a ргнсл toc Ion Jfrtlijn a «r-b page fil Veuf chcrite ? •
Рисунок 2. Project choice board
Эффективное оценивание для обучения. Для такого оценивания важно проводить оценку уже имеющихся знаний в начале каждого раздела или темы. К счастью, учебное пособие, по которому занималась группа, предлагает такие упражнения - обычно это было первое задание в теме. В дополнение к этому, эффективное оценивание должно опираться на
критерии, понятные и учителю, и учащимся. Так, к выполнению проектных работ учащихся выдвигались определенные требования, и оценивание проектов происходило по критериям. Всё это было заранее обсуждалось и обсуждено в режиме диалога с учащимися. Однажды ознакомившись с ними, они впредь понимали, что от них ожидается и как должен выглядеть продукт. Требования относительно формы представления и объёма работы менялись в зависимости от самой работы, а главные критерии оценки продукта были следующие: умение действовать согласно инструкции (соответствие требованиям и плану/образцу); владение необходимым предметным материалом (наличие/отсутствие лексико-грамматических ошибок); умение творчески оформить работу (качество рисунка, оригинальность, аккуратность). При защите своих работ и учитель, и учащиеся оценивали работы и давали обратную связь, опираясь на установленные критерии. В конце года была подготовлена выставка «Моё портфолио проектов на английском языке», на которой ребята могли оценить прогресс друг друга за весь год.
Самооценка. Самооценка играет важнейшую роль в формировании субъектной позиции учащихся. Этот процесс вовлекает учащихся в открытие того, что они знают и что они чувствуют, а также того, что они могут сделать. Следующие методы и процедуры достаточно просто удалось внедрить в рабочий процесс на постоянной основе: простой вопрос учащимся после выполнения задания, чтобы получить обратную связь; предоставление контрольного списка того, что нужно включить в презентацию постера или плаката; запись учащимися плана урока на доске и в тетради; указание учащимся просмотреть свою письменную работу ещё раз, чтобы найти что-то, что они могли пропустить; оценка учащимися своих собственных тестов, викторин и рабочих листов при использовании ключей к ответам.
Кроме этого, учащиеся оценивали свою работу с помощью небольших анкет. Одна разновидность анкет выдавалась им в конце недели (Weekly learning review), другая (Learning log) - в конце пройденного раздела (рис. 3).
Также участникам предлагалось поработать над самооценкой и взаимооценкой при выполнении задания на говорение с помощью специально разработанного «чек-листа». Учащимся нужно было рассказать о своей квартире (доме), используя план из задания в учебнике. Разработанный чек-лист служил и опорой для учащихся, и планом, а также средством оценить свое выполнение задания (рис. 4).
Speaking self-observation
Name: Dale:
Asking questions (?)
I asked 'How many rooms do you have?* Yea No
I asked 'What rooms do you have'? Yea No
I asked :Do you have...?' Yea No
Giving answers (...)
I said how many rooms I have. Yea No
I said what rooms I have, Yea No
I answered "Yes, I do' or :No, I don't'. Yea No
Pair work
I understood my partner. (Я понял(а) своего партнёра) Yea No
If I didn't understand. I asked a question. (Если я не понимал(а) что-то, то задавал(а) вопрос) Yea No
The task was (Задание было простым / нормальным / сложным) Easy Okay Difficult
Write one tiling you want to improve. How will you practice it? (Напиши что-то одно, что тыхотел(а) бы улучшить. Как ты будешь тренироваться?)
Рисунок 4. Speaking self-observation
Осознанное целеполагание. С учащимися были проведены следующие упражнения, способствующие развитию умения целеполагания - «Я в будущем» (My Future Self) и «План действий» (Action Plan). Первое упражнение было проведено ближе к концу года и предлагало учащимся задуматься о своих личных целях, представляя себя в будущем опытными пользователями английского языка, и заставило их подумать, что они могут начать делать сейчас, чтобы воплотить своё видение идеального «будущего себя» в реальность. Второе упражнение было предложено в начале учебного года и подразумевало работу с целями, которые учащиеся поставили перед собой на предстоящий год (рис. 5).
Рисунок 5. My future self (справа) и Action plan (слева)
Рефлексия. Для работы над данным аспектом были использованы билеты на выход (Exit tickets), которые учащиеся заполняли в конце почти каждого урока. Они сами выбирали разновидность своего «билета». На выбор им были предложены следующие (рис. 6 и 7):
What was easy in this lesson?
что было лёгкое Hd урок«?
What was difficult?
что было сложно?
My questions about this lesson:
—и вопросы по этому уроку:
In this lesson.I felt... на атом уроке я чувствовал(а) себя гак:
© © © а
□ □ □ □
because
потому что
Рисунок 6. Exit tickets № 1
Рисунок 7. Exit tickets № 2
Кроме этого, в качестве упражнения на рефлексию, поддержания обратной связи и в целях стимулирования любознательности и сотрудничества между учащимися, в классе у экспериментальной группы было выделено место для так называемой «Парковки» (Parking Lot). Это технология, при которой учащимся в течение всего года предоставлено пространство для анонимного изложения своих идей, комментариев и формулировкой вопросов по пройденной теме.
В нашем случае «парковка» представляла из себя плакат с тремя разделами: Вопросы (Questions), Комментарии (Comments) и Идеи (Ideas). Учащиеся использовали ручки, карандаши и маркеры, чтобы поделиться своими мыслями на «парковке».
Создание благоприятного психологического климата в классе является важнейшим условием для успешного формирования субъектной позиции школьников. Использование вышеуказанной технологии может этому способствовать. С помощью её и других методов и приёмов учащиеся могут почувствовать себя успешными в учебной деятельности, что непременно повлияет на их мотивацию и ответственность за своё обучение.
Контрольный этап. Контрольный срез является завершающим этапом педагогического эксперимента, направленного на формирование субъектной позиции младших школьников, реализуемого в ходе данного исследования. Целью контрольного этапа выступает повторное проведение диагностической методики, подобранной и адаптированной на уровне констатирующего эксперимента, а также обработка результатов, подтверждающих эффективность разработанного и внедрённого комплекса упражнений и педагогических условий, направленных на формирование субъектной позиции.
Повторное проведение анкетирования «Мои успехи» позволило получить следующие результаты (рис. 8). В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности субъектной позиции находится 7 человек (54 %), средний уровень имеют 5 учащихся - 38 % и низкий уровень обнаружен у 1 испытуемого, что составляет 8 %. В контрольной группе высокий уровень имеет 1 учащийся (8 %), на среднем уровне находятся 8 человек - 62 %, а низкий уровень отмечен у 4 участников эксперимента - 30 %.
По общему уровню сформированности субъектной позиции учащихся можно сделать вывод, что в обеих группах по-прежнему преобладает средний уровень сформированности субъектной позиции, однако в экспериментальной группе количественный показатель близится к показателю высокого уровня, и получившиеся разрыв в значениях очевиден.
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
L I I
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рисунок 8. Распределение количества участников по уровням сформированности субъектной позиции на контрольном этапе
После проведения сравнительного анализа результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапа эксперимента, были получены следующие результаты (рис. 9). В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем
увеличилось на 46 %, а число учащихся с низким уровнем не изменилось, в связи с чем средний уровень сократился на 46 %. В контрольной группе количество учащихся с высоким уровнем уменьшилось на 7 %, эти 7 % перешли в низкий уровень, в связи с чем число учащихся со средним уровнем осталось прежним.
КГ нез констатирующем этапе КГ на контрольном этапе ЭГ на констатирующем этапе ЭГ на контрольном этапе
0% 20% 40% 60% 80% 100% В Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Рисунок 9. Динамика уровня сформированности субъектной позиции участников
Отрицательная динамика в контрольной группе под конец года показывает, что без целенаправленного систематического стимулирования формирование субъектной позиции учащихся подвергается негативным изменениям. Это свидетельствует о недостаточной эффективности традиционных методов преподавания в контексте развития субъектности школьников.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день педагогическая практика представлена разнообразием эффективных методов, приёмов и инновационных способов, которые способствуют субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе, а также служат успешными инструментами развития личности учащегося путем воздействия на интерес, активность и самостоятельность [Кудрин 2012].
Педагогу, планируя урок, необходимо учитывать вышесказанное и стараться предоставить школьнику возможность быть не объектом учебной деятельности, а её субъектом, так как именно в начальной школе закладываются основы будущего обучения ученика, важную роль в котором играет уровень сформированности его субъектной позиции [Сергиевская 2020].
Опытно-экспериментальная работа в контексте формирования субъектной позиции младших школьников проводилась с целью доказать эффективность созданных в ходе обучения английскому языку педагогических условий и использованных средств (методов и приёмов) на формирование субъектной позиции у младших школьников.
Эксперимент включал в себя проведение трёх этапов - констатирующего, формирующего и контрольного. Проводимые на этих этапах первоначальная диагностика, внедрение разработанного комплекса упражнений и педагогических условий и повторная диагностика позволили выявить, что в экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 46 %, а число учащихся с низким уровнем не изменилось, в связи с чем средний уровень сократился на 46 %.
В контрольной группе количество учащихся с высоким уровнем уменьшилось на 7 %, эти 7 % перешли в низкий уровень, в связи с чем число учащихся со средним уровнем осталось прежним. Отрицательная динамика в контрольной группе под конец года показывает, что без целенаправленного систематического стимулирования формирование субъектной позиции учащихся подвергается негативным изменениям.
Полученные данные свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности субъектной позиции младших школьников благодаря проведенной
опытно-экспериментальной работе, что позволяет сделать вывод о том, что созданные педагогические условия и использованные средства на уроках английского языка в 4 классе МАОУ «Школы-гимназии № 1» г. Краснокамска позволили улучшить процесс формирования субъектной позиции младших школьников. Проблема формирования субъектной позиции школьников, в частности, на уроках иностранного языка, безусловно, не исчерпывается предложенным в данной работе подходом и представляет широкое поле для исследования.
Перспективы же данного исследования усматриваются в дополнении и расширении разработанного комплекса упражнений, способствующих формированию субъектной позиции учащихся, улучшении метода диагностики сформированности данного явления с увеличением количества испытуемых, а также в разработке и апробации программы элективного курса для учителей на тему «Субъектной позиция учащихся», который может быть использован для повышения профессиональной квалификации педагогов.
Список литературы
1. Агафонова О. П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. ... канд. пед. наук ; Ленинградский государственный университет имени A. C. Пушкина. СПб., 2011. 23 c. URL: https://www.dissercat.com/content/metod-proektov-kak-sredstvo-formirovaniya-subektnoi-pozitsii-mladshikh-shkolnikov-v-protsess (дата обращения: 01.11.23).
2. Афанасьева О. В., Михева И. В. Английский язык: 4 класс В 2 ч. Ч. 1 : учебник. 11-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2020. 144, [1] с.: ил. (Российский учебник: Rainbow English).
3. Афанасьева О. В., Михева И. В. Английский язык: 4 класс В 2 ч. Ч. 2 : учебник. 11-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2020а. 127, [1] с.: ил. (Российский учебник: Rainbow English).
4. Афанасьева О. В., Михева И. В., Колесникова Е. А. Английский язык. 4 класс : Книга для учителя к учебнику : учебно-методическое пособие. М. : Дрофа, 2015. 206, [2] с.
5. Башкова Т. Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия : автореф. ... канд. педаг. наук. М., 2009. 27 c. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnosti-mladshikh-shkolnikov-v-usloviyakh-pedagogicheskogo-vzaimodeistviya (дата обращения: 01.11.23).
6. Башкова Т. Н. Формирование субъектности учащихся // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2007. № 3. С. 2-29.
7. Вьюнова Н. И., Лапкова О. С. Типология субъектности младших школьников и младших подростков // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 266-273.
8. Гонтарева Г. А., Агафонова О. П. Психолого-педагогические подходы к исследованию субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2009. № 3 (Педагогика). С. 64-74.
9. Кудрин А. Е. Развитие субъектности младших школьников в проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 3. С. 111-114.
10. Медникова Л. А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе : автореф. ... канд. педаг. наук. Кострома, 2010. 23 c. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnoi-pozitsii-mladshego-shkolnika-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 01.11.23).
11. Мурашева Е. С. Методика формирования субъектности младших школьников средствами языкового портфеля как компонента учебно-методического комплекса по иностранному языку : автореф. ... канд. педаг. наук. М., 2014. 28 c. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-subektnosti-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-yazykovogo-portfelya-kak-/read (дата обращения: 01.11.23).
12. Рябищенкова А. П. Педагогические условия развития субъектности младшего школьника в процессе интегрированного обучения (на примере иностранного языка) : автореф. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 24 c. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-subektnosti-mladshego-shkolnika-v-protsesse-integrirovann (дата обращения: 01.11.23).
13. Сергиевская Х. А. Формирование субъектной позиции учащихся на уроках иностранного языка // Персональный сайт учителя английского языка Сергиевской Христины Андреевны : URL: https://teacher-english.3dn.ru/public/formirovanie_subektnoj_pozicii_uchashhikhsja_na_ur.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
14. Соболева Э. А. Субъектная позиция школьника в обучении как необходимое условие формирования социальной компетентности личности // Открытый урок : сайт. URL: https://urok.1sept.ru/articles/590412 (дата обращения: 07.11.2023).
References
1. Agafonova O. P. Metod proektov kak sredstvo formirovaniya sub"ektnoy pozitsii mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku: spetsial'nost' 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» [The project method as a means of forming the subjective position of primary school students in the process of teaching a foreign language: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education"]. PhD dissertation abstract. Leningradskiy gosudarstvennyy universitet imeni A. C. Pushkina, Saint-Petersburg, 2011, 23 р. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/metod-proektov-kak-sredstvo-formirovaniya-subektnoi-pozitsii-mladshikh-shkolnikov-v-protsess (accessed: 01.11.23).
2. Afanas'eva O. V., Mikheva I. V. Angliyskiy yazyk: 4 klass [English language: 4th grade]. Part. 1, 11th ed., Moscow, Drofa, 2020, 144 р. (In Russ.).
3. Afanas'eva O. V., Mikheva I. V. Angliyskiy yazyk: 4 klass [English language: 4th grade]. Part. 2, 11th ed., Moscow, Drofa, 2020a, 127. (In Russ.).
4. Afanas'eva O. V., Mikheva I. V., Kolesnikova E. A. Angliyskiy yazyk. 4 klass [English language. 4th grade]. Moscow, Drofa, 2015, 206 p. (In Russ.).
5. Bashkova T. N. Formirovanie sub"ektnosti mladshikh shkol'nikov v usloviyakh pedagogicheskogo vzaimodeystviya [Formation of subjectivity of primary school students in the context of pedagogical interaction]. PhD dissertation abstract. Moscow, 2009, 27 р. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnosti-mladshikh-shkolnikov-v-usloviyakh-pedagogicheskogo-vzaimodeistviya (accessed: 01.11.23).
6. Bashkova T. N. Formirovanie sub"ektnosti uchashchikhsya [Formation of students' subjectivity].Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova [Bulletin of the Moscow State University of the Humanities named after M.A. Sholokhov]. 2007, no. 3, pp. 2-29. (In Russ.).
7. V'yunova N. I., Lapkova O. S. Tipologiya sub"ektnosti mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov [Typology of subjectivity of primary school students and early adolescents]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2008, no. 4, pp. 266-273. (In Russ.).
8. Gontareva G. A., Agafonova, O. P. Psikhologo-pedagogicheskie podkhody k issledovaniyu sub"ektnoy pozitsii mladshego shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti [Psychological and pedagogical approaches to the study of the subject position of a junior schoolchild in educational activities]. VestnikLGUim. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin]. 2009, no. 3, pp. 64-74. (In Russ.).
9. Kudrin A. E. Razvitie sub"ektnosti mladshikh shkol'nikov v proektnoy deyatel'nosti [Development of subjectivity of primary school students in project activities]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspect [Modern Higher Education: Innovative Aspect]. 2012, no. 3, pp. 111-114. (In Russ.).
10. Mednikova L. A. Formirovanie sub"ektnoy pozitsii mladshego shkol'nika v obrazovatel'nom protsesse [Formation of the subjective position of a junior school student in the educational process]. avtoref. ... kand. pedag. nauk. Kostroma, 2010. 23 р. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnoi-pozitsii-mladshego-shkolnika-v-obrazovatelnom-protsesse (accessed: 01.11.23).
11. Murasheva E. S. Metodika formirovaniya sub"ektnosti mladshikh shkol'nikov sredstvami yazykovogo portfelya kak komponenta uchebno-metodicheskogo kompleksa po inostrannomu yazyku : PhD dissertation abstract. Moscow, 2014, 28 p. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-subektnosti-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-yazykovogo-portfelya-kak-/read (accessed: 01.11.23).
12. Ryabishchenkova A. P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sub"ektnosti mladshego shkol'nika v protsesse integrirovannogo obucheniya (na primere inostrannogo yazyka) [Pedagogical conditions for the development of subjectivity of primary school students in the process of integrated learning (using the example of a foreign language)]. PhD dissertation abstract. Kursk, 2004, 24 р. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-subektnosti-mladshego-shkolnika-v-protsesse-integrirovann (accessed: 01.11.23).
13. Sergievskaya Kh. A. Formirovanie sub"ektnoy pozitsii uchashchikhsya na urokakh inostrannogo yazyka [Formation of the subjective position of students in foreign language lessons]. Personal'nyy sayt uchitelya angliyskogo yazyka Sergievskoy Khristiny Andreevny [Personal website of English teacher Khristina Andreevna Sergievskaya]. (In Russ.). Available at: https://teacher-english.3dn.ru/public/formirovanie_subektnoj_pozicii_uchashhikhsj a_na_ur.pdf (accessed: 01.11.2023).
14. Soboleva E. A. Sub"ektnaya pozitsiya shkol'nika v obuchenii kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya sotsial'noy kompetentnosti lichnosti [The subjective position of a schoolchild in learning as a necessary condition for the formation of social competence of an individual]. Otkrytyy urok [Open lesson]. (In Russ.). Available at: https://urok.1sept.ru/articles/590412 (accessed: 07.11.2023).
Информация об авторах М. А. Мосина - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания ностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Е. Р. Маркова — преподаватель, Языковой центр «Британия».
Information about the authors M. A. Mosina - Grand Ph. D. (Education), Professor, Head of the Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University; E. R. Markova - Teacher, Britannia Language Center.
Статья поступила в редакцию 01.08.2024; одобрена после рецензирования 25.08.2024; принята к публикации 20.09.2024.
The article was submitted 01.08.2024; approved after reviewing 25.08.2024; accepted for publication 20.09.2024.