УДК 37.01(075.8)
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
М.В. Клименко
Статья посвящена проблеме формирования субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности как основы компетентностной модели студентов-бакалавров юридического профиля. Уровень сформированное™ субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности определяет успех в будущем выполняемой профессиональной деятельности, способности выступать активным ее участником на международном уровне, осуществлять коммуникацию в рамках глобального мирового образовательного, культурного, экономического и правового пространства.
Ключевые слова: субъектный опыт, учебно-профессиональная деятельность, компетентностный подход, компетентностная модель, ключевые компетенции.
Активное вхождение России в мировое образовательное пространство потребовало изменений в существующую теорию и методологию образовательного процесса, обеспечение условий формирования социальной и профессиональной мобильности компетентного специалиста, пересмотра критериев оценки качества образования. Основной задачей высшего профессионального становится подготовка профессионала, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность, быть подготовленным к работе на профессиональном уровне. В теории и методике профессионального образования все более утверждается концептуальный подход, который ориентирован на подготовку мобильного конкурентоспособного специалиста как субъекта инновационной деятельности, обладающего высокой готовностью к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации, способного к творческому решению профессиональных задач, отвечающего требованиям рынка труда [6]. Данный подход наиболее полно находит свое отражение в компетентностной модели специалиста, то есть модели, ориентированной на сферу профессиональной деятельности.
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др. [4].
Современные условия предъявляют к выпускникам высших учебных заведений новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлектирующих, самоорганизующих начал, формирования способности активно участвовать в профессиональной деятельности в рамках широкого международного сотрудничества и взаимодействия.
Именно эти требования выдвигают на передний план проблему иноязычной подготовки к межкультурному общению в профессиональной сфере. При этом процесс обучения межкультурному общению должен иметь профессионально - деловую и социокультурную ориентации [7].
Цель статьи - обосновать и доказать идею о том, что формирование субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности как основы компетентностной модели бакалавров направления подготовки 030900 «Юриспруденция» возможно эффективно реализовать при формировании ключевых компетенций средствами дисциплины «Иностранный язык».
Так, на современном этапе обучения реализация задач обновления как содержания, так и форм, методов работы с целью максимального раскрытия личностных и творческих потенциалов, всестороннего развития личности обучаемых, их субъектного опыта невозможна без усиления индивидуально - дифференцированной направленности обучения. Что же касается университетского образования, то одной из его основных задач на сегодняшний день является переход от усовершенствования традиционных форм, методов трансляции содержания фундаментальных и прикладных дисциплин к созданию условий педагогического востребования личностных ресурсов студентов, разработке вариантов сопровождения становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности. При этом педагоги справедливо считают, что эффективная организация самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса в
инновационном образовательном пространстве вуза является ключевым фактором формирования профессионально мобильных конкурентоспособных специалистов, обладающих ключевыми компетенциями [1].
Идеи компетентностного подхода и процесса формирования компетентностной модели будущего специалиста по любому из направлений подготовки в целом, и направлению «Юриспруденция» в частности неразрывно связаны с формированием субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности студентов. Субъектный опыт - это опыт, который позволяет студенту обретать возможность ставить себе профессиональные задачи, выбирать из числа задач, предлагаемых ему преподавателем, последовательно добиваться их решения. Этот опыт приобретается в рамках учебно-профессиональной деятельности.
Учебно-профессиональная деятельность - это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебно-профессиональных задач посредством учебных действий. Этот вид деятельности характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью [8]. При изучении субъектного опыта студентов высшей школы необходимо опираться как на общие характеристики учебно-профессиональной деятельности, так и на учет особенностей той или иной специализации в зависимости от специальности обучающихся. Именно учет данных специфических особенностей будущей профессиональной деятельности необходим при отборе содержания материала, выборе форм, методов его представления с целью эффективного формирования субъектного опыта учебно-профессиональной, а далее - профессиональной деятельности студентов.
Формирование учебно-профессиональной деятельности студента сопряжено с процессом становления его субъектного опыта. Поэтому центральная проблема образования в вузе - это проектирование учебно-академической деятельности студента с учетом уровня его субъектной позиции. Согласно точки зрения В.Я. Ляудис, учебно-профессиональную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую той образовательной деятельности, системообразующей переменной которой выступают гуманные, творческие, субъект-субъектые, личностно-ориентированные взаимоотношения студентов между собой и с преподавателями [8].
Успешность учебно-профессиональной деятельности во многом зависит от мотивации, на этапе формирования которой первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессии. Таким образом, цель вузовского образования - формирование целостной структуры личности студента - будущего юриста в рамках специально организованной учебно-профессиональной деятельности.
Анализ работ по проблеме позволяет избрать в качестве ключевой для определения основных компонентов субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов позицию И.Я Лернера [5], который связывает компоненты субъектного опыта с содержанием образования, с целями обучения и с социальными требованиями к подготовке обучаемых. Продолжая его идею анализа содержания социального опыта как совокупности деятельностей, преломляя ее к целям и условиям (компетентностный подход к процессу обучения в высшей школе) в качестве единицы субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности можно избрать отдельный, целенаправленный ее акт, осуществляемый студентом. Это позволяет выделить следующие компоненты субъектного опыта: когнитивный, операционально-практический, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений, коммуникативный опыт. Между всеми компонентами имеются определенные связи, причем каждый из предшествующих является условием функционирования последующих. Чтобы судить о степени сформированности того или иного компонента субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности в отдельности и их совокупности у студента, в нашем исследовании мы связываем эти компоненты с наличием или отсутствием сформированных компетенций. При этом выделенные компоненты являются его воплощением в модели будущего специалиста, сформированные компетенции представляют собой показатель уровня его усвоения.
Перечень ключевых компетенций определяется нами на основе главных целей высшего профессионального образования, структурного представления социального опыта и субъектного опыта личности, а также основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладевать опытом учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, выделяются следующие компетенции:
1) учебно-познавательные,
2) общекультурные,
3) информационные,
4) социально-трудовые,
5) коммуникативные,
6) ценностно-смысловые,
7) личностного самосовершенствования.
Каждая компетенция характеризуется набором определенных знаний, умений и навыков, носящих как общий, так и частнопредметный характер. На основе этого можно предложить деятельностную форму выражения выделенных ключевых компетенций при формировании субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности студентов [9].
Таким образом, субъектный опыт учебно-профессиональной деятельности - это совокупность познавательных, коммуникативных, творческих знаний, умений и навыков по решению профессионально ориентированных задач, приобретаемых студентами в процессе подготовки; способностей к эмоционально-ценностной оценке результатов собственного обучения как деятельностной формы проявления сформированных ключевых компетенций в рамках специально организованного учебного процесса.
При этом для создания условий наиболее эффективного процесса формирования субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности бакалавров юридического профиля подготовки средствами дисциплины «Иностранный язык» рациональным представляется анализ характеристики и обобщение требований к уровню подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция». На основе проведенного анализа нами были определены объекты учебно-профессиональной деятельности студентов-бакалавров по данному направлению подготовки и требования к уровню их знаний и умений по профилю. В соответствии с ними мы выделили требования к уровню владения иностранным языком:
Обобщенные требования к уровню подготовки по Требования к уровню владения иностранным
направлению подготовки «Юриспруденция» языком
1. Знание основных юридических понятий, их 1. Знание ключевой юридической
определений, способность установить связь между терминологии на иностранном языке в
ними. рамках изучаемой тематики, умение
соотнести понятие с его определением,
кратко объяснить его значение. о 2.
3. Умение давать оценку ситуации с
2. Юридически правильная квалификация фактов и правовой точки зрения на иностранном
обстоятельств. \-У языке, используя соответствующую
терминологию и с учетом
законодательства РФ или же стран
изучаемого языка.
4.
3. 5. Умение на иностранном языке указать
4. Принятие правовых решений и совершение иных собеседнику юридически верное
юридических действий в точном соответствии с решение той или иной проблемы,
законом. возникающей и связанной с
определенной отраслью права.
6. 7. Умение в предложенной ситуации
5. Установление фактов правонарушений, профессионально ориентированного
определение мер ответственности и наказания общения выступать в различных ролях,
виновных, принятие необходимых мер к в соответствии с которыми на
восстановлению нарушенных прав. иностранном языке строить
высказывания по защите, обвинению,
вынесению вердикта, назначению
наказания, задержанию
правонарушителя и т.п.
Далее, руководствуясь идеей о том, что ведущей при обучении иностранному языку будущих юристов выступает коммуникативная компетенция как неотъемлемая часть субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности, нам представляется целесообразным предложить следующие описание уровней, которыми мы будем руководствоваться при составлении практических заданий и системы упражнений для оптимизации процесса обучения и повышения мотивации студентов к изучению предмета и соответствия предлагаемых заданий тому^абору требований, которые предъявляются к профессионалу юридического профиля при международном сотрудничестве в рамках его профессиональной деятельности:
Уровень Коммуникативные характеристики речевого поведения в профессиональной сфере
1. Профессионально ограниченный Юрист способен участвовать в ограниченном количестве ситуаций межкультурного профессионально ориентированного общения. Может представить устно и письменно основную информацию о специфике своей профессиональной деятельности. Узнает на слух и в письменных текстах ключевые юридические термины из своей области деятельности. Может определить принадлежность короткого текста (письмо, договор) к своей сфере профессиональной деятельности
2. Начальный профессиональный Может принимать участие в более широком диапазоне ситуаций межкультурного профессионально ориентированного общения. Понимает высказывания /основное содержание текстов, содержащих знакомую терминологию и произносимых в медленном темпе. Может участвовать в беседе, переговорах, задавая вопросы и кратко излагать свою позицию. Умеет составлять необходимые простейшие документы профессиональной направленности.
3. Средний про фессиональный Расширяются возможности участия в официальном и неофициальном общении (международные юридические конференции, переговоры, консультирование зарубежных клиентов). При чтении профессионально значимых материалов умеет использовать необходимую справочную литературу.
4. Высокий про фессиональный Возможности участия в межкультурном общении расширяются за счет того, что юрист демонстрирует возможность участия в них даже в том случае, если они осуществляются в рамках тематики, выходящей за предел его профессиональной деятельности. Расширяются возможности использования неподготовленной речи (на переговорах, в процессе консультирования). Умения письменной речи расширяются
Так как объектами учебно-профессиональной деятельности студентов, а далее профессиональной деятельности выпускников в соответствии с государственным стандартом являются события и действия, имеющие юридическое значение, правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов, правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, то соответственно, студенту необходимо приобрести опыт данной деятельности посредством изучения как общепрофессиональных и дисциплин специализации, так и гуманитарных дисциплин. Взяв данную идею за основу, мы руководствовались следующими соображениями при разработке системы разноуровневых заданий, которые могут быть предложены в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык»:
- задания должны моделировать ситуации будущей профессиональной деятельности юриста, охватывающие основные, стандартные действия и операции, возможность выполнения которых дает фундаментальная и специальная подготовка в области юриспруденции;
- задания должны иметь коммуникативную направленность, отражая правовые отношения, возникающие между представителями государственных правоохранительных органов, физическими и юридическими лицами в различных ситуациях общения;
- задания должны быть связаны с учебной и производственной практикой студентов, тем самым расширяя и углубляя их опыт учебно-профессиональной деятельности.
Приведем примеры конкретных заданий, направленных на формирование тех или иных составляющих субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности студентов - будущих юристов:
1) Для формирования учебно-познавательной и информационной компетенций, предполагающих активную самостоятельную работу и деятельность по поиску информации в сети интернет можно предложить:
При изучении правоохранительных организаций (FBI, Interpol, SOCA) познакомиться с историей их основания, девизами, отделами, и т.п.:
а) Comment on the FBI motto "Fidelity, brevity, integrity". Find additional information about it. Use the link: http://www.fbi.gov/libref/historic/fbiseal/fbiseal.htm (необходимо прокомментировать девиз ФБР, найти и представить дополнительную информацию о нем);
б) Prepare reports on the following topics:
- New Agents' Training Unit
- The FBI National Academy
- International Training Programme
- Behavioral Science Unit
Use the links :(подготовить доклады о работе отделов ФБР, используя ссылки);
2) Для формирования общекультурной и ценностно - смысловой компетенций в рамках профиля подготовки «Юриспруденция», преломляя их к дисциплине «Иностранный язык» и учитывая культурные особенности страны изучаемого языка, могут быть предложены следующие задания:
При изучении тем, посвященных проблеме уголовного и гражданского права, судебного
процесса, вынесения вердикта и смертного приговора организовывать круглые столы и дискуссии, посвященные обсуждению следующего:
а) Work in pairs. Discuss the following problems (expressing opposite opinions):
1. Can a former criminal start a new life after imprisonment without reoffending?
2. Is a verdict of guilt always found for really guilty persons?
3. Giving bribe to a judge: consequences. (в парах обсудить вопросы о том, может ли преступник начать новую жизнь после освобождения, всегда ли вердикт ВИНОВЕН выносится людям, действительно совершившим преступление, каковы последствия подкупа судьи)
б) Discuss in pairs the methods of execution, decide which iа the most humane, if any (обсудить возможные виды смертной казни, есть ли среди них вообще гуманный)
Таким образом, выполняя подобные задания, студенты касаются глобальных, актуальных общечеловеческих проблем и вопросов. Кроме того, в процессе обсуждения и выражения собственного мнения на иностранном языке происходит процесс формирования и тренировки навыков диалогической и монологической речи, а следовательно, формирование коммуникативной компетенции.
3) Для формирования социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования наиболее эффективным на наш взгляд в рамках обучения иностранному языку студентов-бакалавров юридического профиля является выполнение проектов после изучения каждой темы. При этом, будучи направленными на формирование указанных компетенций, они параллельно способствуют формированию и всех остальных, так как на разных этапах работы над проектом необходимо применять полученные знания, заниматься поиском информации, анализировать и интерпретировать реалии стран изучаемого языка в рамках профессиональной тематики, сопоставлять их с аналогичными реалиями в собственной стране, в процессе представления проекта демонстрировать навыки владения устной и письменной речью, выражать свое эмоционально-оценочное отношение к затрагиваемым в проекте вопросам:
а) PROJECT "Creation of Absolutely Just Society in an N State". Prepare and act out a
seminar devoted to the problem of justice in modern world. Be ready:
-To chose the participants (philosophers, historians, famous politicians, lawyers, public figures) -To discuss the notion of justice, the possibility of a just society's creation, historical examples of creation's impossibility, financial costs of such creation, crime rates in a created state -To present a model (tables, pictures, figures, diagrams, photos) (проект по созданию абсолютно справедливого общества в неком городе Н с участием политиков, философов, юристов, предоставлением статистической информации, перспектив развития и т.п.).
б) PROJECT "International Legal Forum". Prepare and act out a meeting of representatives from Russia, the USA and Great Britain. Be ready:
-To chose the participants (lawyers, judges, policeman, officials)
-To discuss lawyers' organizations, their work in 3 countries, international cooperation, corruption and crime rates
-To present examples of greatly professional work (cases wined, satisfied defendants, plaintiffs) -To organize and act out interviews with prominent lawyers, interviews via teleconference bridge (проект «международный юридический форум, с участием юристов России, США, Великобритании, организацией телемоста, предоставлением информации о приоритетных направлениях работы, юридических фирмах, наиболее знаменитых выигранных в суде делах и т.д.).
в) PROJECT "Summit of the International Law Enforcement Organizations". Prepare and act out a meeting of representatives from Interpol, FBI and SOCA in New York. Be ready:
To discuss the state of affairs in the world, crime rates in different countries, a threat of terrorist attacks, cooperation of the law enforcement organization
To speak about the creation of absolutely new international organization, comprising all existing, present its model, structure and functions
To represent the activity and achievements of each organization (tables, presentations, video) (проект «Саммит ведущих мировых правоохранительных организаций с обсуждением ситуации в мире, уровня преступности, террористических актов и методов борьбы с ними).
г) PROJECT: "A court Hearing". Prepare and act out a hearing of any case in the court. Be
ready:
To chose the participants
To think over in detail the case
To act out justice process, events reconstruction
To present physical evidence (судебное слушание дела, с соблюдением всей процедуры судебного процесса, судьей, прокурором,обвиняемым, свидетелями, предоставлением улик, судебными прениями и вынесением вердикта).
Таким образом, процесс обучения иностранному языку студентов бакалавров юридического профиля, направленный на формирование совокупности компетенций как составляющих субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности, является основой компетентностной модели будущего профессионала, позволяющей осуществлять учебную, а далее - профессиональную деятельность в условиях международного сотрудничества в культурной, политической, экономической, социальной и правовой сферах.
The article deals with the problem of subject experience of education and professional activity formation as a basis for competence model of law department students. The level of subject experience formation defines the success of future carried out professional activity, the ability to act as its active participant at international level, to communicate efficiently within the framework of global educational, cultural, economic and legal areas. The key words: subject experience, education and professional activity, competence - based approach, competence - based model, key competences.
Список литературы
1.Антюхов А.В., Фомин Н.В. Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре// Вестник БГУ. №1.Брянск: Изд-во БГУ, 2012.
2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта //М.: Наука, 1994. 276с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2011.
4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Высшее образование в России. 2005. №4. С.23-29.
5. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения // М., 1999. 253с.
6. Погонышева Д.А. Подготовка в ВУЗе будущих ИТ - специалистов как субъектов профессиональной деятельности// Вестник БГУ. №1.Брянск: Изд-во БГУ, 2013.
7. Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода: дис. канд. пед. наук: Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. Санкт-Петербург, 2007.
8. Формирование учебной деятельности студентов//Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование 2003. №2. С. 58-64.
Об авторе
Клименко М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета,[email protected]