Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМЛЯЧЕСТВО / ЛИДЕР / КУРАТОР / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Л.Н., Стенько А.А.

Статья кратко описывает историю возникновения студенческого самоуправления, его цели, основные принципы и формы участия студентов в организации учебного процесса и общественной деятельности в университете. Подчеркивается роль национальных землячеств в развитии студенческого самоуправления на факультете иностранных учащихся Гродненского государственного медицинского университета. В статье приводятся примеры структуры землячеств, их руководящих органов и форм деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT SELF- GOVERNING AT THE MEDICAL FACULTY FOR INTERNATIONAL STUDENTS IN THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

The article describes the development history of students’ self-governing, its goals, main principles and forms of students’ participation in the arrangement of an academic process as well as social and public activities at the University. The role of Students’ National Unions in the development of students’ self-governing at the Medical Faculty for International Students is underlined. The article provides examples of the structure of the Unions, their governing bodies and forms of activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Педагогический процесс УДК 378. 014. 553: 378. 4-054. 6 (476.6) doi:10.25298/2221-8785-2022-20-4-463-467

ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ГРОДНЕНСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЦЧ

Л. Н. Гущина, А. А. Стенъко

Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Беларусь

Статья кратко описывает историю возникновения студенческого самоуправления, его цели, основные принципы и формы участия студентов в организации учебного процесса и общественной деятельности в университете. Подчеркивается роль национальных землячеств в развитии студенческого самоуправления на факультете иностранных учащихся Гродненского государственного медицинского университета. В статье приводятся примеры структуры землячеств, их руководящих органов и форм деятельности.

Ключевые слова: самоуправление, землячество, лидер, куратор, иностранные студенты, качество обучения, общественная деятельность.

Для цитирования: Гущина, Л. Н. Формирование студенческого самоуправления на факультете иностранных учащихся в Гродненском государственном медицинском университете / Л. Н. Гущина, А. А. Стенько //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2022. Т. 20, № 4. С. 463-467. https://doi.org/10.25298/2221-8785-2022-20-4-463-467

Студенческое самоуправление было неотъемлемой частью первых университетов средневековой Европы. Зарождение самоуправления среди студентов связывают с высшими школами начала XII века в Испании, Италии и Франции (Медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в 1158 г. в университет в Париже), затем в 1168 г. - университет в Оксфорде, чуть позднее - в Кембридже, в 1348 г. - в Чехии (Прага) и вскоре - в Польше (Краков). Принято считать, что первые университеты представляли собой автономные демократические объединения профессоров-лекторов и студентов, созданные с академическими целями (сам термин «студенческое самоуправление» введен гораздо позднее) [1].

В наше время один из принципов высшего образования - активное участие студентов в качестве партнеров в управлении образовательным процессом и повышении его качества [2]. Участие студентов и возможность влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях -обязательное условие функционирования Европейского пространства высшего образования, полноценным участником которого стремится стать и Республика Беларусь [3]. Все реформы направлены на создание оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без обратной связи и активного участия никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. В свою очередь студенты должны ясно понимать задачи и цели обучения, быть интегрированы в образовательную среду, их голос должен быть слышен при принятии решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или иных проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в Советах учреждений высшего образования, и систематическое анкетирование студен-

тов с целью выяснения их удовлетворенности/ неудовлетворенности преподаванием, а также их рекомендаций и пожеланий, содействие администрации в организации и функционировании органов студенческого самоуправления [2].

В рамках Программы адаптации иностранных студентов деканат факультета иностранных учащихся (ФИУ) Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ) активно работает, создавая условия для интеграции иностранных граждан молодого возраста в новое социальное окружение, формируя благоприятную психологическую атмосферу на факультете; осуществляя комплекс организационных, культурно-массовых и профилактических мероприятий; помогая в раскрытии внутреннего потенциала, своеобразия и богатства личности; поддерживая инициативу иностранных студентов; воспитывая культуру поведения; пропагандируя здоровый образ жизни; знакомя студентов-иностранцев с традициями и культурой Республики Беларусь. В этих целях руководство деканата ФИУ проводит маркетинговые исследования среди абитуриентов и студентов, встречи и беседы со студентами младших курсов, «круглые столы» и деловые игры со старшекурсниками; создает информационное пространство в форме доски объявлений, сообщений на сайте факультета и в социальных сетях, а также в виде видео-роликов и презентаций, освещающих жизнь ФИУ и университета в целом; привлекает студентов-иностранцев в органы студенческого самоуправления и развивает студенческое самоуправление с целью улучшения качества профессионального высшего образования и всей студенческой жизни [4].

Один из способов влияния на принятие решений администрацией университета - анонимное анкетирование студентов. Так, ежегодно на ФИУ проводится опрос выпускников, на регулярной основе анкетируются абитуриенты, студенты младших и старших курсов. Оценка работы по таким направлениям, как качество

проведения практических занятии и чтение лекций, обеспеченность литературой, материально-техническая база, а также самооценка степени освоения практических навыков, помогает своевременно выявить слабые моменты в обучении и выполнить корректирующие действия. Пожелания студентов при этом зачастую носят конструктивный характер и являются достаточно объективными. Всестороннее их рассмотрение (начиная от заседания кафедр и заканчивая Советом университета), внедрение современных методик обучения (что особо важно в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки), практическая ориентированность образования, введение новых корпусов, закупка и издание дорогостоящей литературы позволило снять вопросы касательно обучения и быть услышанными студентами. На сегодняшний день большинство вопросов направлено на улучшение условий проживания, однако и они теряют постепенно свою актуальность в связи с введением в строй нового общежития, регулярным текущим ремонтом индивидуальных и общих мест проживания. Таким образом, маркетинговые исследования по оценке удовлетворенности студентов позволяют с достаточно высокой эффективностью влиять на развитие университета, решать разные вопросы студенческой молодежи.

Интегрированные в университетскую среду студенты, ознакомившиеся с особенностями обучения и проживания, способны вносить предложения и влиять на стратегию развития университета по средствам представительства в высших органах управления университета и факультета - Советах. Представителей от студентов выбирает Совет землячества студентов из числа лучших обучающихся, имеющих значимые достижения в учебе, науке и внеучебной деятельности. Выписка из протокола заседания

предоставляется секретарям Советов. Так, в состав Совета ФИУ входят 7 студентов, что составляет 25% от всех членов Совета. В Совете университета от факультета - два студента. Таким образом, главные проблемы обучающихся, точки их видения доводятся до руководства университета и предпринимаются совместные варианты решения. В то же время студенческое сообщество остается в курсе всех вопросов и событий и участвует в них.

Большую роль в организации всех сфер деятельности иностранных студентов и развитии системы самоуправления играют национальные землячества, или национальные студенческие Союзы, с которыми деканат ФИУ тесно сотрудничает и с каждым годом совершенствует это сотрудничество (фото 1) [5].

В ГрГМУ высшее образование получают более 1200 иностранных граждан. Без эффективного управления сделать для них образовательный процесс комфортным было бы невозможно. Большим подспорьем в этом вопросе стали землячества, которые объединяют иностранцев разных национальностей и помогают в решении учебных, социально-бытовых вопросов, организуют досуг, контролируют поведение членов землячеств.

В нашем университете 5 крупных землячеств - Туркменское, или Среднеазиатское; Нигерийское, или Африканское; Индийское, Шри-Лан-кийское и Мальдивское. Землячества ведут свою деятельность по четырем основным направлениям - учебно-правовому, жилищно-бытовому, культурно-массовому и спортивно-оздоровительному. Землячества объединяют практически всех студентов. Через эту общность им проще решать свои вопросы и проблемы, участвовать в жизни факультета и университета.

Фото 1. - Лидеры землячеств и руководство деканата Photo 1. - Leaders of communities and leadership of the dean's office

Землячества стали формироваться по мере того как росла численность студентов соответствующей национальности. В 2016 г. были разработаны и затем переведены на английский язык два нормативных документа, которые регламентируют деятельность этих объединений. Это Положение о Совете национальных землячеств ФИУ ГрГМУ и Положение о землячествах ГрГМУ. В начале 2022 г. Положения были обновлены.

Руководит деятельностью каждого национального землячества Совет землячества, в состав которого входит председатель национального землячества и его заместитель, руководители 4 секторов по направлениям деятельности и куратор землячества. Это первый уровень самоуправления. Деятельность всех землячеств возглавляет Совет землячеств, в состав которого входят председатели национальных землячеств и их заместители, а также кураторы землячеств. Председателем Совета землячеств ФИУ избирается поочередно председатель каждого землячества сроком на 1 год. Это второй уровень самоуправления. Представители Совета землячеств ФИУ входят в состав Совета студенческого самоуправления университета - высший орган студенческого самоуправления.

Стать лидером землячества непросто. К нему предъявляются особые требования касательно успеваемости, лидерских качеств, ответственности и возраста. Выборы в Советы проходят с соблюдением демократических принципов. Каждый кандидат выдвигает свою программу работы землячества, публикует ее на сайте факультета и в социальных сетях, чтобы другие члены могли ее обсудить и задать вопросы. А затем проводится голосование с бюллетенями, избирательной комиссией и подсчетом голосов. Ежегодно лидер землячества отчитывается о своей работе на общем собрании землячества в конце учебного года и о деятельности землячества на Совете факультета.

Советы землячеств поддерживают тесную связь с деканатом ФИУ, чтобы оперативно решать все возникающие проблемы и проводить яркие, колоритные мероприятия и акции. У

каждого землячества есть свои кураторы - это заместители декана. На заседаниях Советов землячеств с участием кураторов обсуждаются насущные проблемы: посещаемость занятий, успеваемость, соблюдение правил внутреннего распорядка в общежитиях, результаты вакцинации, проведение национальных праздников и участие членов землячеств в акциях и мероприятиях университета и факультета.

Что касается организационной, культурно-массовой и спортивной работы, то здесь землячества особо организованы. Советы землячеств составляют планы работы, куда включают все факультетские мероприятия, университетские акции, культурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования, посвященные традиционным праздникам (фото 2-3). Каждое землячество имеет право отмечать два своих национальных праздника в учебном году, получив освобождение от занятий. Обычно иностранные студенты сами готовят программу мероприятия и согласуют ее с куратором, приглашают членов деканата, других землячеств и белорусских студентов.

Не так давно в Шри-Ланкийском землячестве проходило празднование национального праздника Дивали (Тамильского Нового года). Студенты подготовили большую программу, включающую концерт, церемонию, посвященную празднику, игры и развлечения (фото 4-5). Надо сказать, что Шри-Ланкийское землячество особо активное: ребята организуют много мероприятий и к каждому готовят свою программу. Не отстает от них в этом плане Мальдивское землячество. Они традиционно поддерживают друг друга. Нигерийские студенты в Рождество провели праздничное шоу «Мисс Нигерия ГрГМУ».

Практически все иностранные студенты ГрГМУ проживают в общежитии и это помогает в процессе развития студенческого самоуправления. В общежитии № 2, где проживают только иностранные студенты, сформирован студсовет ФИУ, в новом общежитии № 4 на 1000 мест, где проживают иностранные и белорусские студенты (50 на 50%), сформирован совместный студ-совет (50 на 50%), а в общежитии № 5, где ино-

Фото 2-3. - Спортивные соревнования среди иностранных студентов Photo 2-3. - Sports competitions among foreign students

странные студенты занимают 1 этаж из 5, в студсовет введены представители иностранных студентов. В общежитиях студ-советами и воспитателями много делается для создания условий, чтобы любой обучающийся мог почувствовать себя нужным и незаменимым человеком, частичкой одной большой и дружной семьи. В студенчестве важно иметь возможность реализовать свой творческий потенциал, научиться существовать в коллективе, попробовать свои силы в самых разных сферах деятельности и выбрать именно то, что больше всего придется по душе. Студсоветы не только следят за порядком в общежитиях, проводя проверки санитарного состояния в блоках с ежемесячным выставлением оценок на экран санитарного состояния и соблюдения Правил внутреннего распорядка в общежитии, но и организуют активную культурную и спортивную жизнь. К тому же для этого в общежитиях имеются необходимые условия: спортзалы и спортплощадки, комнаты отдыха, просторные холлы и кафетерии.

Достичь успеха можно, только работая сообща, в дружной команде. Ребята активно участвуют в жизни университета и органично себя чувствуют в нашем вузе. Например, представители Шри-ланкийского и Нигерийского землячеств - члены Совета университета. Лидеры всех 5 землячеств - члены Совета факультета. В рамках землячеств иностранные студенты организуют праздники и мероприятия, с интересом включаются в университетские акции и мероприятия, участвуют в благотворительности, налаживают коммуникацию с другими студентами, стремятся к отличной учебе и развивают свои таланты. Все это свидетельствует о том, что студенческое самоуправление развито на ФИУ и приносит свои плоды.

Фото 4-5. - Концерт студентов из Шри-Ланки Photo 4-5. - Concert of students from Sri Lanka

Разнообразные подходы позволяют выделить основные параметры студенческого самоуправления: участие студентов в управлении деятельностью вуза, в обсуждении и решении многих важных вопросов, в планировании, организации, мотивации и контроле учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работе.

Литература 3.

1. Пионова, Р. С. Студенческое самоуправление: сущность, специфика, современный подход / Р. С. Пионова // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, 4. психология, методика преподавания иностранных языков. - 2021. - № 1. - С. 58-69. - edn: HVJMYB.

2. Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве ВУЗа / Н. Д. Шафеева // Вектор науки Тольяттинского государственного уни- 5. верситета. - 2011. - № 4. - С. 482-485. - edn: PBSFZZ.

Жук, А. И. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования / А. И. Жук // Вышэйшая школа. - 2010. - № 5. - С. 3-9. - edn: STOTJG. Гущина, Л. Н. Роль маркетинговых исследований в адаптации первокурсников факультета иностранных учащихся / Л. Н. Гущина, А. А. Стенько // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2020. - Т. 18, № 5. - С. 632-636. Гущина, Л. Н. Землячества иностранных студентов и их роль в жизни университета / Л. Н. Гущина, А. А. Стенько // Журнал Гродненского

государственного медицинского университета. - 3. 2019. - Т. 17, № 2. - С. 229-233. - doi: 10.25298/22218785-2019-17-2-229-233. - edn: HJMRLL.

References

1. Pionova RS. Studencheskoe samoupravlenie: sushhnost, specifika, sovremennyj podhod [Student's self-administration: essence, aspects, current approach]. Vestnik Minskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Serija 2: Pedagogika, psihologija, metodika prepodavanija inostrannyh jazykov [Minsk State Linguistic University Bulletin. Series 2. Pedagogy, Psychology, Methods of foreign]. 2021;1:58-69. edn: HVJMYB. 5 (Russian).

2. Shafeeva ND. Studencheskoe samoupravlenie v vospitatelnom prostranstve VUZa [Student government in the education space of the university]. Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University]. 2011;4:482-485. edn: PBSFZZ. (Russian).

Zhuk AI. Vysshee obrazovanie Respubliki Belarus: ot Bolonskogo processa k Evropejskomu prostranstvu vysshego obrazovanija. Vyshjejshaja shkola. 2010;5:3-9. edn: STOTJG. (Russian).

Hushchyna LN, Stenko AA. Rol marketingovyh issledovanij v adaptacii pervokursnikov fakulteta inostrannyh uchashhihsja [Role of surveys in junior foreign students' adaptation at the medical faculty for international students]. Zhurnal grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University]. 2020;18(5):632-636. doi: 10.25298/2221-8785-2020-18-5-632-636. edn: FEANAI. Hushchyna LN, Stenko AA. Zemljachestva inostrannyh studentov i ih rol v zhizni universiteta [National unions of foreign students and their role in the life of the university]. Zhurnal grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University]. 2019;17(2):229-233. doi: 10.2598/22218785-2019-17-2-229-233. edn: HJMRLL.

DEVELOPMENT OF STUDENT SELF- GOVERNING AT THE MEDICAL FACULTY FOR INTERNATIONAL STUDENTS IN

THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

L. N. Hushchyna, A. A. Stenko

Grodno State Medical University, Grodno, Belarus

The article describes the development history of students' self-governing, its goals, main principles and forms of students' participation in the arrangement of an academic process as well as social and public activities at the University. The role ofStudents' National Unions in the development ofstudents' self-governing at the Medical Faculty for International Students is underlined. The article provides examples of the structure of the Unions, their governing bodies and forms of activity.

Keywords: self-governing, national union, leader, tutor, international students, quality of studies, social activities.

For citation: Hushchyna LN, Stenko AA. Development of student self- governing at the medical faculty for international students in the Grodno State Medical University. Journal of the Grodno State Medical University. 2022;20(4):463-467. https://doi. org/10.25298/2221-8785-2022-20-4-463-467

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Об авторах / About the authors

*Гущина Людмила Николаевна / Hushchyna Ludmila, e-mail: hushchynaliudmila@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5710-8130 Стенько Александр Александрович / Stenko Aleksandr, e-mail: profstenko@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0987-7701 * - автор, ответственный за переписку / corresponding author

Поступила / Received: 01.06.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.