Научная статья на тему 'РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ'

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / МОТИВАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / АДАПТАЦИЯ / MEDICINE / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / INTERNATIONAL STUDENT / SURVEY / MONITORING / MOTIVATION / PROBLEMS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Л.Н., Стенько А.А.

В статье описаны и проанализированы основные результаты маркетингового исследования студентов 1 курса факультета иностранных учащихся Гродненского государственного университета и меры, принятые для решения проблем первокурсников. Целью исследования было выяснить мотивацию студентов при поступлении в наш университет, причину выбора именно нашего учебного заведения, факторы, затрудняющие успешное обучение на 1 курсе и степень доверия студентов к персоналу, работающему с ними для оказания эффективной помощи в адаптации иностранных студентов к новой образовательной и социально-культурной среде. 92,74% иностранных студентов поступили в наш университет по призванию и мотивированы на получение высшего медицинского образования, так как их мечтой было стать врачом и лечить людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Л.Н., Стенько А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SURVEYS IN JUNIOR FOREIGN STUDENTS’ ADAPTATION AT THE MEDICAL FACULTY FOR INTERNATIONAL STUDENTS

The article presents and analyses the main results of the survey performed among 1-year students of the Medical Faculty for International Students at the higher education institution “Grodno State Medical University”. The aim of the survey was to clarify international students’ motivation on admission to our University, the cause for choice of our educational institution, factors aggravating successful studying in the first year and the level of students’ trust to the staff dealing with them for providing effective assistance in adaptation of international students to their new educational as well as social and cultural environment. 92.74% international students have entered our University due to their vocation and are motived to obtain higher medical education as to become a doctor and treat sick people has been their dream.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ»

УДК 339.138:378. 4-054.6-057.875 doi:10.25298/2221-8785-2020-18-5-632-636

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКУРСНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

Гущина Л. Н., Стенько А. А.

Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Беларусь

В статье описаны и проанализированы основные результаты маркетингового исследования студентов 1 курса факультета иностранных учащихся Гродненского государственного университета и меры, принятые для решения проблем первокурсников.

Целью исследования было выяснить мотивацию студентов при поступлении в наш университет, причину выбора именно нашего учебного заведения, факторы, затрудняющие успешное обучение на 1 курсе и степень доверия студентов к персоналу, работающему с ними для оказания эффективной помощи в адаптации иностранных студентов к новой образовательной и социально-культурной среде.

92,74% иностранных студентов поступили в наш университет по призванию и мотивированы на получение высшего медицинского образования, так как их мечтой было стать врачом и лечить людей.

Ключевые слова: медицина, высшее образование, университет, иностранный студент, анкетирование, мониторинг, мотивация, проблемы, адаптация.

Для цитирования: Гущина, Л. Н. Роль маркетинговых исследований в адаптации первокурсников факультета иностранных учащихся /Л. Н. Гущина, А. А. Стенько //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2020. Т. 18, № 5. С. 632-636. http://dx.doi.org/10.25298/2221-8785-2020-18-5-632-636.

В настоящее время в Республику Беларусь приезжает достаточно большое количество иностранных студентов для обучения в Гродненском государственном медицинском университете (ГрГМУ), главным образом из Шри-Ланки, Индии, Туркменистана, стран Африки, так как профессия врача особо востребована в этих странах. На факультете иностранных учащихся Гродненского государственного медицинского университета (ГрГмУ) обучается более 1000 студентов из 35 стран. И это еще не предел. В связи с этим перед университетом стоит важная задача эффективно готовиться к приему такого большого количества иностранных студентов.

Студенческая жизнь станет для иностранных студентов серьезным жизненным испытанием, так как они, приезжая на учебу в Республику Беларусь, должны адаптироваться не только к новой образовательной системе и к вузу, не только к особенностям проживания в общежитии и интернациональному характеру учебных групп и комнат в общежитии, но и к жизни в другой стране - к ее культуре, традициям, существующей общепринятой системе правовых норм и ценностей, новому социальному окружению, новому языку общения, новым климатическим и бытовым условиям [1].

Для того чтобы помощь в адаптации иностранных студентов к новой образовательной и социально-культурной среде была эффективной, важно знать мотивацию студентов при поступлении в наш университет, причину выбора именно нашего учебного заведения, факторы, затрудняющие успешное обучение на 1 курсе и степень доверия студентов к персоналу, работающему с ними.

В отечественной литературе есть концептуальная модель готовности иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе, которая должна включать следующие компоненты:

1) мотивационный - стремление к самостоятельности, проявление устойчивого интереса к предметной области и желания полностью овладеть языком специальности;

2) когнитивный - понимание связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, знание структуры и предметного содержания;

3) операциональный - владение лингвистическим аппаратом для усвоения профессионально-значимой информации, владение навыками самостоятельной учебной деятельности;

4) эмоционально-волевой - уверенность в успехе, стремление преодолеть трудности на пути достижения поставленной цели, высокая степень самоорганизации, удовлетворение от самостоятельного получения профессионально значимой информации;

5) информационный - речевая, прагматическая и предметная компетентность [2].

Данная модель положена в основу анкеты, разработанной нами для проверки готовности иностранных студентов 1 курса к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе. Анкета «Учеба - это Ваше настоящее, которое обеспечит Вам будущее» позволяет оценить степень мотивации обучения в медицинском университете, выявить основные проблемы адаптации иностранных студентов ГрГМУ к университетской действительности, к учебному процессу, выявить службы или сотрудников университета, которые помогают решать эти проблемы, а также определить отношение к университету и будущей профессии.

Анкетирование было проведено на 1 курсе в весеннем семестре 2019-2020 учебного года.

Приятно, что значительное большинство иностранных студентов поступили в наш университет по призванию и мотивированы на получение высшего медицинского образования. Это следует из того, что на вопрос, «Почему Вы выбрали профессию врача?», 72,94% ответили: «Мечта с

детства быть врачом и лечить людей» (диаграмма 1); а основной причиной, по которой наши иностранные студенты решили получить высшее образование, назвали также желание стать врачом и лечить людей (92,74%) и интерес к науке, желание сделать научное открытие в медицине (64,03).

Диаграмма 1. -- «Почему Вы выбрали профессию врача?»

60

50

40

30

20

10

4В,а2

31,33

Все

■а) Считаю УО «ГрГЫУэ> самым престижным медицинским вузомв стране: нб) Высокий уровень качества профессиональной подготовки в вузе: Ив) Порекомендовал выпускник или студент этого университета

Диаграмма 2. - «Почему в качестве места учебы Вы выбрали ГрГМУ?»

Диаграмма 3. - «Какие основные трудности возникли у Вас с началом обучения в университете?»

По оценкам иностранных студентов, большинство из них выбрали для обучения именно наш университет по рекомендации выпускника или обучающегося студента (48,82%), многие считают на основе информации и рейтингов, что университет дает высокий уровень качества профессиональной подготовки (44,78%), остальные рассматривают наш медицинский университет как самый престижный в нашей республике (диаграмма 2).

На вопрос о возможности поменять место учебы 45,21% ответили, что точно бы не меняли, 43,56% - затрудняются ответить, 11,55% - точно бы поменяли.

Как следует из анкет, по приезду в Беларусь и с началом учебы в нашем университете иностранным студентам было труднее всего адаптироваться к большой учебной нагрузке (69,40%) и малому количеству свободного времени (57,30%), что, по сути, примерно одинаково. К основным трудностям с началом обучения в университете они также отнесли языковой барьер (50,36%); новые и необычные условия жизни (климат, пищу, обычаи - 24,17); нехватку учебников каждому студенту (21,19); сложные отношения с соседями по комнате и блоку в общежитии, с одногруппниками и преподавателями (12,78%). Допускался выбор 3 ответов из 7 (диаграмма 3).

Все эти трудности приняты во внимание и где это возможно, мы их устраняем или стараемся облегчить. Например, так как почти каждый студент 1 курса предпочитает иметь свой бумажный вариант учебника по всем дисциплинам, хотя в электронной библиотеке имеются практически все необходимые учебники и пособия, библиотечный фонд 1 и 2 курсов расширен, количество учебников соответствует числу студентов и эта проблема устранена.

Чтобы избежать сложных отношений с соседями по комнате и блоку в общежитии, мы стараемся расселять студентов по национальностям, с друзьями и знакомыми, по их просьбе.

Для сглаживания трудностей, связанных с языковым барьером, для работы с иностранными студентами стараемся набирать по возможности штат со знанием английского языка. Так, руководство деканата, 4 сотрудника

деканата из 7, воспитатели общежитий, библиотекарь и ряд других сотрудников владеют английским языком. В университете на кафедре иностранных языков функционируют курсы по изучению и совершенствованию английского языка, которые могут посещать сотрудники университета. И, конечно, на первых встречах и собраниях неоднократно рассказываем на английском языке о правилах внутреннего распорядка в университете и общежитии, законах страны, традициях и обычаях.

Как видно из результатов анкетирования, иностранные студенты сталкиваются с трудностями как физиологического, так и социального характера. Вопрос о том, к кому Вы бы обращались за помощью при возникновении проблем, показал превалирующее мнение - к сотрудникам университета, а именно, - к декану, заместителю декана, сотрудникам деканата и куратору учебной группы (85,15%). Другие мнения составили: 51,16% - к друзьям, 24,42% - к родителям, 10,89% - ни к кому (разрешалось выбрать 2 ответа). Данный ответ вполне обоснован, так как деканат и кураторы проводят большую работу с целью помочь студентам быстрее адаптироваться к учебной и социально-бытовой среде (диаграмма 4).

На факультете иностранных учащихся 21 куратор учебных групп на 1 курсе. Спектр функциональных обязанностей куратора учебной группы обширен.

Первостепенная задача куратора учебной группы факультета иностранных учащихся -обеспечение социально-культурной адаптации иностранных студентов к условиям новой социокультурной среды и к условиям обучения. Оказание помощи в создании необходимых условий для учебной, спортивной и досуговой деятельности, информационной и морально-психологической поддержки, содействие развитию сотрудничества между иностранными и белорусскими студентами.

Отдел воспитательной работы с молодежью курирует деятельность кураторов факультета иностранных учащихся совместно с деканатом. В текущем периоде были организованы и проведены 2 организационно-обучающих семинара для кураторов учебных групп («Особенности ор-

Диаграмма 4. - «К кому Вы бы обращались за помощью при

проблем?»

ганизации идеологической и воспитательной работы в учреждении образования «Гродненский государственный медицинский университет» на 2019/2020 учебный год», «Формы и методы материального стимулирования кураторов учебных групп УО «Гродненский государственный медицинский университет». Разработана планово-отчетная документация: журнал куратора, форма ежемесячного отчета о проводимых мероприятиях в группах (в бумажной и в Интернет-активной форме). Отделом воспитательной работы с молодежью совместно с рядом кураторов разработана программа по социальной адаптации иностранных студентов, которая рекомендована для реализации всем кураторам факультета иностранных учащихся первого года обучения. Два раза в год кураторами предоставляется график проведения кураторских часов в учебных группах.

Свыше 65% студентов проживают в общежитиях. Воспитательная работа в общежитии - неотъемлемая часть образовательного процесса. Бесспорно, изучение жилищно-бытовых условий проживания и помощь в заселении в общежитие и проживании в нем в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, особенно студентов I курса, является одним из основных аспектов воспитательной работы с иностранными студентами. С этой целью воспитателями и кураторами ведется журнал посещений комнат, в котором отражаются проблемные вопросы и пути их разрешения. При этом кураторами широко используется Программа по социальной адаптации иностранных студентов. Для ознакомления с ней проводятся специальные кураторские часы.

Деканат ФИУ тесно сотрудничает с кураторами групп иностранных студентов 1 курса по вопросам оплаты за обучение, успеваемости, посещаемости занятий и быта. Заместители декана ФИУ участвуют в работе семинаров для кураторов, деканат подбирает кандидатуры кураторов на кафедрах, распределяет их по группам, направляет необходимую информацию кураторам.

По результатам анкетирования практически во всех группах есть студенты, которые в первую очередь обратились бы за помощью к кураторам. Это в целом неплохой показатель работы кураторов, подтверждающий необходимость функционирования института кураторов.

Из перечисленных в анкете видов учебной и социально-культурной деятельности наибольшие сложности у иностранных студентов вызывает подготовка к практическим занятиям (42,36%); работа с учебной литературой (24,65%) и поиск необходимой литературы, написание рефератов (25,35%); конспектирование лекций (24,31%); участие в культурных мероприятиях (19,44%). Было предложено дать 2 ответа из 5 (диаграмма 5).

возникновении

Диаграмма 5. - «Выполнение какого из перечисленных видов учебной работы вызывает у Вас наибольшие сложности?»

В связи с этими сложностями кураторы проводят беседы на английском языке по оптимиза-

ции подготовки к занятиям, преподавателями кафедр разработаны памятки по написанию рефератов, изданы рабочие лекционные тетради и практикумы по базовым дисциплинам 1 и 2 курсов.

Эффективное решение обозначенных проблем адаптации в ГрГМУ в конечном счете способствует формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе. Результаты анкеты позволят руководству университета принимать более обоснованные и эффективные управленческие решения по организации всех форм жизнедеятельности иностранных студентов. Безусловно, необходимо активизировать работу по взаимодействию разных структурных подразделений университета в решении проблем иностранных студентов.

Литература

1. Гущина, Л. Н. Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в Гродненском государственном медицинском университете / Л. Н. Гущина, А. А. Стенько,

B. М. Серко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2016. - № 1 (53). -

C. 112-116.

2. Гущина, Л. Н. Активность личности как показатель социально-психологической адаптации иностранных учащихся к условиям образовательной и социальной среды [Электронный ресурс] / Л. Н. Гущина // Язык. Общество. Медицина : сб. материалов XIX Респ. студенческой конф. с междунар. участием и XVI Респ. на-уч.-практ. семинара «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам», Гродно, 14 нояб. 2019 г. / отв. ред. Е. П. Пустошило. - Электрон. текстовые дан. и прогр. (объем 4,3 Мб). - Гродно, 2020. - С. 368-371. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

References

1. Hushchyna LN, Stenko AA, Serko VM. Adaptacija ino-strannyh studentov k obucheniju i socialno-kulturnoj srede v Grodnenskom gosudarstvennom medicinskom universi-tete. Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo medicinsk-ogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University]. 2016;1(53):112-116.

2. Hushchyna LN. Aktivnost lichnosti kak pokazatel social-no-psihologicheskoj adaptacii inostrannyh uchashhihsja k uslovijam obrazovatelnoj i socialnoj sredy In: Pustoshilo EP, editor. Jazyk. Obshhestvo. Medicina. Sbornik mate-rialov XIX Respublikanskoj studencheskoj konferencii i XVI Respublikanskogo nauchno-prakticheskogo seminara „Formirovanie mezhkulturnoj kompetentnosti v uchrezh-denijah vysshego obrazovanija pri obuchenii jazykam", 2019 Nov 14 [CD-ROM]. Grodno: GrSMU; 2020. 1 CD-ROM. System Requirements: IBM-compatible computer; Windows XP and higher; required program for Adobe Reader; 512 MB RAM CD-ROM 16 and higher.

ROLE OF SURVEYS IN JUNIOR FOREIGN STUDENTS' ADAPTATION AT THE MEDICAL FACULTY FOR INTERNATIONAL

STUDENTS Hushchyna L. N., Stenko A. A.

Grodno State Medical University, Grodno, Belarus

The article presents and analyses the main results of the survey performed among 1-year students of the Medical Faculty for International Students at the higher education institution "Grodno State Medical University".

The aim of the survey was to clarify international students' motivation on admission to our University, the cause for choice of our educational institution, factors aggravating successful studying in the first year and the level of students' trust to the staff dealing with them for providing effective assistance in adaptation of international students to their new educational as well as social and cultural environment.

92.74% international students have entered our University due to their vocation and are motived to obtain higher medical education as to become a doctor and treat sick people has been their dream.

Keywords: medicine, higher education, university, international student, survey, monitoring, motivation, problems, adaptation.

For citation: Hushchyna LN, Stenko AA. Role of surveys in junior foreign students' adaptation at the medical faculty for international students. Journal of the Grodno State Medical University. 2020;18(5):632-636. http://dx.doi.org/10.25298/2221-8785-2020-18-5-632-636.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Об авторах / About the authors

*Гущина Людмила Николаевна / Hushchyna Ludmila, e-mail: hushchynaliudmila@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5710-8130 Стенько Александр Александрович / Stenko Aleksandr, e-mail: profstenko@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0987-7701 * - автор, ответственный за переписку / corresponding author

Поступила / Received: 02.07.2020 Принята к публикации / Accepted for publication: 18.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.