Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ / КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халтаева С.Р., Осодоева О.А.

На основе построения стратегической пирамиды обоснована связь стратегий социальноэкономического развития государства, макрорегионов и регионов. Рассматривается практика разработки и формирования стратегии регионов. Определена оптимальная последовательность и обоснованность каждого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Based on building of a strategic relationship pyramid we grounded strategies for socio-economic development of the state, macro-regions and regions. The article demonstrates the practice of design and strategy formation of regions. The optimal sequence and validity of each stage are defined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

С.Р. Халтаева, канд. экон. наук, доц.

О.А. Осодоева, д-р экон. наук, проф.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

УДК 332.145

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

На основе построения стратегической пирамиды обоснована связь стратегий социально-экономического развития государства, макрорегионов и регионов. Рассматривается практика разработки и формирования стратегии регионов. Определена оптимальная последовательность и обоснованность каждого этапа.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, этапы разработки стратегии, конкурентные преимущества региона, концепция стратегии, сильные и слабые стороны, внешняя среда, стратегическая пирамида.

S.R. Khaltaeva, Cand. Sc. Economics, Assoc. Prof.

O.A. Osodoeva, D. Sc. Economics, Prof.

FORMATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

OF THE REGION

Based on building of a strategic relationship pyramid we grounded strategies for socio-economic development of the state, macro-regions and regions. The article demonstrates the practice of design and strategy formation ofregions. The optimal sequence and validity of each stage are defined.

Key words: strategy of social and economic development, stages of development strategies, the competitive advantages of the region, the concept of strategy, strengths and weaknesses, the external environment, the strategic pyramid.

Введение

Стратегия социально-экономического развития регионов рассматривается как система планируемых мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных региональных целей с учетом тесной увязки их с задачами развития государства и рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, то есть от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства. Кроме этого, на стратегию развития регионов, как и на отечественную экономику, как части мирового экономического пространства оказывают влияние процессы глобализации, формирования постиндустриального общества, увеличения интеллектуальной составляющей в результатах производства, опережающего развития сферы услуг, информатизации современного общества, развития сетевых форм организации, исчерпывания традиционных источников социально-экономического роста.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов. В этих условиях все более актуальным становится совершенствование механизма формирования региональной стратегии, учитывающего в комплексе как особенности развития региона, так и влияние внешнего окружения: межрегиональные процессы и связи, государственную политику, внешнеэкономическую ситуацию.

Система планов стратегического развития регионов

Стратегия социально-экономического развития регионов - это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении [1, с. 6].

В современных условиях стратегия социально-экономического развития региона должна синтезировать в себе:

- технологические, экономические, управленческие, экологические и другие аспекты развития региона;

- интегрировать различные стороны и специфику управляемого объекта;

- ориентироваться на достижение стратегических целей;

- воплощать в себе передовые научные достижения;

- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций;

- концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества региона;

- быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества региона.

В систему планов стратегического развития регионов в зависимости от сроков исполнения входят:

- долгосрочная стратегия социально-экономического развития на 20-25 лет, определяющая приоритеты и перспективы развития региона;

- среднесрочная программа социально-экономического развития на 3-6 лет, содержащая согласованный перечень мероприятий и проектов, которые позволят реализовать намеченные в рамках стратегии цели;

- краткосрочные планы органов власти на год, описывающие первоочередные задачи, которые необходимо решить для выполнения программы социально-экономического развития региона, ответственных за выполнение задач, и ресурсы, требуемые для их выполнения.

На сегодня во всех регионах Сибирского федерального округа Российской Федерации разработаны основные стратегии и комплексные программы социально-экономического развития. Незначительные различия в разработке и формах документов заключаются в сроках разрабатываемых стратегий, в формировании и структуре самих планов и программ. Например, в Красноярском крае была принята общая комплексная программа социально-экономического развития региона, включающая и стратегию, и программу СЭР.

Управление социально-экономическим развитием региона на основе формирования стратегии и долгосрочных программ является центральной функцией органов власти региона, которая становится все более актуальной. При отсутствии стратегического планирования, когда экономические и социальные процессы будут пущены на самотек, увеличивается вероятность экономической нестабильности и замедления развития региона. Выход из этого состояния может оказаться сложным, болезненным. Составление стратегических планов развития с учетом сложности, изменчивости и турбулентности факторов внешней среды дает возможность оценить структурные изменения, минимизировать возможные потери в случае кризисных проявлений, активно воздействовать на процессы социально-экономического развития, планомерно использовать имеющийся потенциал, ключевые факторы успеха и создавать новые преимущества. К сожалению, региональные органы управления в большей степени поглощены процессом оперативного управления, а поэтапная реализация стратегии, мониторинг выполнения поставленных целей и их корректировка отходят на второй план. Эта проблема обусловлена отсутствием ясного представления о стратегической пирамиде, процессе формирования стратегии и взаимосвязи его этапов.

Большое значение в формировании стратегической пирамиды имеют стратегии развития макрорегионов. Например, стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1120-р от 5 июля 2010 г., определяет основные направления развития сибирских регионов с учетом интеграции их в Евразийскую экономическую зону. В свою очередь, стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2094-р от 28 июля 2009 г., увязывает развитие граничащих сибирских регионов с регионами Дальнего Востока. Так, определены основные направления стратегического комплексного развития в части разработки новых месторождений полезных ископаемых, строительства железных дорог и

новых электростанций, создания новых производственных мощностей по переработке нефти, газа, лесных ресурсов, цветных и черных металлов. Таким образом, в составе стратегической пирамиды можно выделить государственную стратегию, стратегии макрорегионов и в основе пирамиды -стратегии регионов.

Этапы формирования стратегии социально-экономического развития региона

Формирование стратегии социально-экономического развития региона является важным элементом стратегического регионального управления. Процесс формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона включает укрупненные этапы или стадии: разработки, принятия и реализации.

В этап разработки стратегии входят:

- определение целей и задач стратегии;

- анализ и оценка стратегического положения региона: анализ внешней среды, сильных, слабых сторон и конкурентоспособности региона;

- анализ и оценка альтернативных вариантов развития;

- выбор оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона.

В этап принятия стратегии входят:

- общественные слушания по общей концепции развития региона;

- доработка концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний;

- принятие стратегии социально-экономического развития региона.

В этап реализации стратегии входят:

- обеспечение обратной связи о реализации стратегии: поэтапные отчеты о реализации, оценка достижения основных параметров стратегии,

- анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В рамках формирования стратегии социально-экономического развития региона из выделенных этапов нас интересуют этапы разработки и принятия стратегии. Не умаляя значений последующих этапов, необходимо отметить важность и приоритетное значение первого этапа формирования стратегии. Цели стратегического развития характеризуют желательный уровень качества среды проживания в регионе, формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Цели опираются на количественные и качественные данные, они должны быть достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от социально-экономических условий. Общие цели стратегии развития региона трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона.

Последующий этап анализа и оценки стратегического положения региона основан на анализе факторов внешней среды, сильных и слабых сторон региона. При анализе внешней среды региона оцениваются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз. С помощью анализа экономической, социальной и институциональной внешней среды уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция и другие).

При анализе сильных и слабых сторон региона оцениваются результаты осуществления предшествующих стратегий и программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов, проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона, анализируются объективные данные о человеческих, природных и экономических ресурсах региона. В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона. Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые конкурентные позиции, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и линий коммуникаций; безопасность; наличие институтов, поддерживающих бизнес, и высококвалифицированных кадров; создание благоприят-

ных условий для инвестиций. Например, к существующим и потенциальным конкурентным преимуществам Республики Бурятия можно отнести:

1) значительные запасы минерально-сырьевых (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюоритов), топливно-энергетических ресурсов, разработка этих месторождений позволит обеспечить сырьевую базу и создание новых производственных мощностей;

2) использование бренда — «озеро Байкал», превращающее «байкальский фактор» из ограничения развития в преимущество. Байкал и рекреационные ресурсы (около 360 целебных источников, 20 санаторно-курортных учреждений) обеспечивают конкурентную базу республики для развития санаторно-курортных и туристических услуг;

3) активное применение новых форм организации содействия, финансирования, сотрудничества: частно-государственная поддержка, программы поддержки малого и среднего бизнеса и другие в развитии туристической инфраструктуры и широком использовании различных видов туризма:

— маршрутного: экологического, научного, историко-познавательного, этнографического;

— спортивно-оздоровительного: водного, горнолыжного, туризма выходного дня;

4) наличие международного аэропорта, регионального участка Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали создает условия для организации транзитного товаропото -ка и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств;

5) пограничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость пограничных переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Азиатско-Тихоокеанского региона дает возможность наращивания внешнеторгового оборота;

6) модернизация материально-технической базы учреждений культуры, ввод в эксплуатацию новых культурно-массовых объектов и площадей дает возможность позиционированию профессионального искусства и народного творчества на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях, созданию условий для выявления и поддержки одаренных детей, проведению культурных мероприятий межрегионального уровня и привлечению интереса к региону.

Конкурентоспособность Республики Бурятия определяется эффективностью использования конкурентных преимуществ с учетом благоприятных возможностей и потенциальных угроз в среднесрочной перспективе. Учитывая эти обстоятельства, следует придерживаться того, что приоритетом развития экономики региона в долгосрочной перспективе может стать усиление конкурентоспособности за счет формирования производственных инфраструктурных комплексов и узкоспециализированных кластеров.

На этапе анализа и оценки альтернативных вариантов разрабатываются возможные сценарии, модели, варианты развития региона с учетом прогнозов и тенденций развития внешней среды, основных системообразующих факторов, региональных ограничений и особенностей. Так, в программе социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г. рассматриваются три варианта: инерционный сценарий, сценарий догоняющей индустриализации и эколого-технологический сценарий. Несмотря на названия, по своей сути это классические сценарии: пессимистический, оптимистический и реальный.

Этап выбора оптимального варианта, определяющего общую концепцию развития региона, связан с разработкой системы критериев. На основе оптимальной, обоснованной системы критериев должен проходить процесс сравнения альтернативных вариантов стратегии с целью выбора оптимального варианта, который определит концептуальную модель развития региона.

После того как будет сформулирована общая концепция стратегии социально-экономического развития региона, общий вывод о стратегических целях, факторах, методах управления и механизме развития, необходимо обеспечить процедуру доработки концепции до окончательного варианта на основе ее широкого обсуждения, дополнения и корректировки. В некоторых регионах с этой целью проводят общественные слушания, которые дают возможность желающим принять участие в обсуждении и формировании стратегии, а органам власти увидеть и оценить обратный отклик с целью совершенствования концепции и разработки окончательного варианта стратегии.

Этап доработки концепции до плана осуществления стратегии с учетом результатов слушаний включает:

- уточнение конкретных действий, задач и сроков их решения, расчетов ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, возможных последствий реализации планов и программ;

- разработку действующего механизма контроля и обратной связи как основного элемента эффективной реализации;

- определение исполнителей и ответственных лиц и другие действия, связанные с уточнением и дополнением концепции до окончательного варианта стратегии.

С целью достижения высокого уровня защищенности экономики от непродуманных действий или ошибок разработчиков на этапе доработки необходимо провести независимую оценку основных параметров стратегии. К тому же это исключит возможность копирования или повторения предыдущих стратегий с подменой количественных данных, а также использования в стратегии необоснованных, завышенных или заниженных показателей.

Заключительным этапом в стадии формирования стратегии является принятие и утверждение стратегии социально-экономического развития региона в правительстве (исполнительном органе) региона.

Заключение

Соблюдение основных этапов формирования стратегии региона позволит свести к минимуму риски и угрозы ее реализации в условиях сложности и неопределенности внешней среды. Именно стабильный, эффективный механизм формирования стратегии во многом определяет последующие этапы ее реализации. Качество, своевременность, ритмичность прохождения этапов процесса стратегического планирования обеспечивает качество прохождения последующих процессов.

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами и в первую очередь технологией и методами регионального управления, в том числе применением эффективного механизма разработки и формирования стратегии. Практика последних лет показала, что регионы, использовавшие прогрессивные методы стратегического планирования и управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели регионы, использовавшие современные методы прогнозирования, разработки и формирования стратегии.

Библиография

1. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / под ред. Б.М. Штуль-берга. - М.: Проспект, 2007. - 524 с.

Bibliography

1. Regulation of territorial development in a market economy / Ed. by B.M. Shtulberg. - M: Prospectus, 2007. - 524 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.