Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития персонала в системе государственной службы'

Формирование стратегии развития персонала в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1403
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / STAFF DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцова Е. В., Туманова М. Ю.

Статья посвящена актуальным вопросам развития персонала. Обоснована необходимость формирования стратегии развития персонала с учетом стратегии организации и стратегии управления персоналом. Представлены содержание основных этапов развития персонала; ресурсы, необходимые для реализации стратегии; ее взаимосвязь с другими подсистемами кадрового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A STRATEGY FOR STAFF DEVELOPMENT IN THE PUBLIC SERVICE

The article is devoted to topical issues of staff development. The necessity of formation of strategy of development of personnel to meet the organization's strategy and strategy of personnel management. The content of the main stages of staff development; resources needed to implement the strategy; its relationship with other subsystems of human resource management.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития персонала в системе государственной службы»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент М.Ю. Туманова, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. статья посвящена актуальным вопросам развития персонала. Обоснована необходимость формирования стратегии развития персонала с учетом стратегии организации и стратегии управления персоналом. Представлены содержание основных этапов развития персонала; ресурсы, необходимые для реализации стратегии; ее взаимосвязь с другими подсистемами кадрового менеджмента.

Ключевые слова: персонал, развитие персонала, управление персоналом, государственная служба

Под стратегией развития персонала понимается совокупность организационных действий, осуществляемых по отношению к персоналу лицами, принимающими управленческие решения в организации, и ориентированных на достижение стратегических целей организации [1]. Необходимость формирования стратегии развития персонала обусловлена следующими факторами:

1. Реорганизация, слияние либо поглощение организации.

2. Меняется стратегия организации, следовательно, появляются новые требования к качеству персонала.

3. Необходимость обеспечить для организации лидирующие позиции на рынке.

4. Наличие проблем в области управления персоналом.

5. Знания быстро устаревают, поэтому их необходимо систематически обновлять.

6. У работников возникает потребность в развитии для реализации своего профессионального потенциала.

Таблица 1. Соотношение стратегии развития персонала со стратегиями развития организации и управления персоналом_

Стратегия организации Стратегия управления персоналом Стратегия развития персонала

Стратегия внутреннего роста Организация динамично развивается, имеет ресурсы для развития, ориентирована на осуществление деятельности в знакомой области в большем объеме и лучше Ориентация на собственный персонал; Формирование кадрового резерва, ротация кадров Развитие профессиональных и личных качеств; Повышение квалификации и переподготовка; Самообучение.

Стратегия внешнего роста Присоединение или поглощение других компаний, вертикальная и горизонтальная интеграция Ориентация на сотрудников со стороны; Работа по формированию команды; Внимание к качеству персонала Применение активных методов обучения; Командообразущие программы; Адаптация персонала; Стажировки, делегирование полномочий

Стратегия концентрации Сосредоточение на узком участке рынка, выделение целевого сегмента, конкуренция на основе повышения качества продукции (услуги) Ориентация на собственные персонал; Привлечение со стороны высокопрофессиональных работников; Удержание высокопрофессиональных работников; Мотивация персонала; Индивидуальный подход Развитие профессиональных и творческих способностей; Повышение квалификации; Консультирование; самообразование

Стратегия изъятия вложений (упадок) Экономия ресурсов, консолидация и перемещение каптала, возможно антикризисное управление Ориентация на собственный персонал; Мораторий на прием персонала; Сокращение персонала Поддержание ключевых способностей персонала; Обучение по необходимости; Ротация кадров; Предпочтение универсальным работникам; Адаптация персонала

Как было отмечено выше, стратегия развития персонала органично связана как со стратегией управления персоналом, так и со стратегией организации. Наглядно данная взаимосвязь представлена в таблице 1.

Общая схема формирования стратегии развития персонала предполагает выделение нескольких этапов (рис.). Остановимся более подробно на основных.

I этап. Организационный.

Реализация этапа начинается с разработки концепции, постановки целей и задач развития персонала. Для обоснования выбора направлений и методов развития персонала необходимо провести оценку качественного состояния персонала[2]. Применение различных методов оценки позволяет выявить уровень компетентности работников, определить потенциал профессионального роста. Наиболее сложным является определение критериев оценки, поскольку от ответа на вопрос «что оцениваем» в дальнейшем зависит ответ на вопрос «что развиваем?».

После проведения оценки и выявления потребности в развитии необходимо определить направления и технологии развития персонала.

Завершается 1-й этап разработкой планов и конкретных программ развития персонала.

II этап. Подготовительный.

Выбранные направления и технологии

развития персонала предполагают выбор поставщиков образовательных услуг. Практика показывает, что как правило, ор-

ганизации обращаются к трем категориям поставщиков: средние специальные и высшие учебные заведения, консультационные центры, специализированные организации, предоставляющие услуги в области профессионального образования. У каждого из перечисленных поставщиков есть свои преимущества и недостатки.

Так, классические вузы имеют готовые программы подготовки специалистов, современные образовательные технологии, достаточную материально-техническую базу и подготовленных преподавателей. Однако, вузы, как правило, предлагают стандартизированный продукт, который не учитывает интересы конкретного заказчика.

Фирмы, работающие в сфере образовательного консалтинга, предоставляют персонифицированные образовательные услуги, ориентированные на потребности заказчика, владеют современными образовательными технологиями, могут привлекать консультантов со стороны. В тоже время, такие фирмы не подходят для массового повышения квалификации и тем более переподготовки работников.

Индивидуальные организации-

партнеры, предоставляющие образовательные услуги, обеспечивают получение самых актуальных знаний, дают возможность обучаться на рабочем месте, программы учитывают цели и задачи организации. Пожалуй, один из немногих недостатков таких фирм - высокая стоимость образовательных услуг, делающих их доступными немногим организациям.

Органнзационный этап разработка концепции, постановка целей и задач развития персонала; проведение оценки персонала для целей развития; определение направлений и методов развития персонала: Разработка планов и программ развития персонала

lz

Подготовительный этап выбор поставщиков образовательных услуг; расчет затрат на реализацию системы развития персонала; разработка учебно-методической документации;

подготовка и переподготовка работников службы управления

\/

Этап реализации основных мероприятий по развитию персонала

7

Этап внедрения результатов развития персонала в деятельность

организации

оценка полученных знаний, компетенций;

сбор и анализ информации об эффективности системы развития персонала;

Корректировка планов и программ развития персонала

Рисунок 1. Схема формирования стратегии развития персонала

Далее необходимо провести расчет затрат (финансовых, материальных, человеческих, временных и пр.) на реализацию системы развития персонала. Затраты должны учитывать не только собственно программы обучения, но и расходы на оценку, адаптацию, стоимость развивающей инфраструктуры.

В соответствии с принятыми программами развития следует провести разработку учебно-методической документации, подготовить методическую базу.

Важным элементом в реализации подготовительного этапа является подготовка и переподготовка работников кадровой службы, поскольку именно от их работы зависит эффективность реализации системы развития персонала.

III этап. Реализация основных мероприятий по развитию персонала.

IV этап. Внедрение результатов развития персонала в деятельность организации.

Ранее было отмечено, что эффективность системы развития персонала во многом зависит от готовности руководства на всех уровнях принимать изменения, связанные с развитием работников. Поэтому очень важным является отклик руководства результаты развития персонала.

На этом этапе необходимо ввести оценку полученных знаний, компетенций, их соответствие потребностям конкретных подразделений и организации в целом. Система контроля качества развития персонала является итогом реализации системы развития. Необходимо составить аналитический отчет, содержащий заключение и практические рекомендации по совершенствованию системы развития персонала. Обязательным является участие работников в составлении отчета. На основании этого отчета проводится корректировка планов и программ развития, подбираются более эффективные методы и

технологии, возможна смена поставщика образовательных услуг.

Функцией кадрового менеджмента является управление развитием персонала, что предполагает выделение субъекта и объекта управления.

Субъектами управления профессиональным развитием сотрудников в организации являются руководители всех уровней, специалисты кадровой службы, сами работники организации (в контексте саморазвития).

Объектом управления выступают все, на кого направлено управленческое воздействие, т.е. весь персонал организации. Следует отметить, что поскольку рассматривается именно профессиональное развитие, то под объектом управления можно понимать профессиональные качества работников [3].

Важным представляется такой аспект управления, как ресурсы профессионального развития персонала. Выделим основные группы ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития.

1. Организационные, т.е. наличие соответствующей организационно-функциональной структуры управления персоналом.

2. Кадровые - определенное количество специалистов кадровых служб, обладающих необходимыми компетенциями

для организации и управления профессиональным развитием.

3. Управленческие - предполагает комплекс процедур принятия управленческих решений, инструментов и методов управления, контроль за их исполнением, оценку эффективности.

4. Экономические (финансовые) - финансовое обеспечение процесса профессионального развития, материально-техническую базу.

5. Информационные - заключаются в организации и осуществлении сбора, обработки и анализа информации, организации информационных потоков между субъектами развития.

Реализация стратегии развития персонала будет успешной при выполнении следующих условий:

1. Наличие потребности организации в развитии персонала в текущий момент и на перспективу.

2. Потенциал профессионального и личного развития у работников, т.е. мотивация к развитию, наличие определенного уровня компетенций, способностей.

3. Заинтересованность в развитии у самих работников.

Реализацию механизма развития персонала необходимо соотносить со стадиями развития организации (табл. 2).

Стадия Мероприятия

Формирование Отбор персонала с требуемыми профессиональными компетенциями Выявление потребностей организации в профессиональных компетенциях Формирование необходимых профессиональных компетенций у сотрудников Адаптация персонала Построение карьерных планов, соотносимых со стратегией развития организации

Интенсивный рост Управление карьерой Оценка и аттестация персонала Формирование кадрового резерва и работа с ним Формирование планов развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Стабилизация Оценка и аттестация персонала Проведение опросов, собеседование с сотрудниками на предмет выявления потребности в развитии Ротация кадров Реализация программ обучения, повышения квалификации

Спад Пересмотр функциональных обязанностей Проведение консультаций и программ психологической поддержки персонала Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации

Таблица 2. Взаимосвязь содержания процесса развития персонала и стадий развития организации

Соответственно, в зависимости от стадии развития организации, ориентируясь на ее цели, руководство может выбрать наиболее подходящую технологию развития персонала, учитывая наличие необходимых ресурсов.

Важным представляется понимание того, что управление развитием персонала организации - это часть менеджмента организации в целом и функциональный элемент системы управления персоналом. Поэтому развитие персонала необходимо осуществлять в тесной связи с другими подсистемами кадрового менеджмента. Рассмотрим эту взаимосвязь (табл. 2).

1. Планирование и наём персонала.

Принятые на работу сотрудники, как

правило, нуждаются в первоначальном обучении, адаптации и введении в должность. Поэтому для сокращения времени адаптации, удачного завершения испытательного срока и достижения максимальной эффективности уже на первом этапе необходимо предусмотреть адекватные способы развития персонала.

2. Управление мотивацией и стимулирование персонала.

Система стимулирования персонала в организации направлена на формирование определенного уровня мотивации работников, в том числе и их отношение к профессиональному развитию. В тоже время, систематическое развитие персонала само выступает мощным стимулирующим фактором, привлекает творческих людей, способствует удержанию высокопрофессиональных работников.

3. Развитие организационной структуры управления. Любые изменения в организации, такие как создание новых подразделений, развитие новых направлений, внедрение новых технологий, требуют обучения, переобучения и повышения квалификации больших групп работников.

4. Корпоративная культура. При разработке стратегии развития персонала необходимо провести мониторинг персонала, дифференцировав работников на лучших,

средних, худших. Также можно выделить группу работников с высоким профессионально-квалификационным, инновационным, интеллектуальным, мотивационным и личностным потенциалом. Система развития персонала должна включать целенаправленные и систематизированные меры воздействия на персонал, которые могут обеспечить достижение желаемого качественного уровня персонала. Для определения направлений развития необходимо сравнение существующего и требуемого для реализации бизнес-стратегии целевой группы. Наиболее эффективным представляется подход, при котором вместо того, чтобы реагировать на текущее состояние рынка труда, организация планирует, какой персонал (по качественным характеристикам и численности) необходим для реализации ее стратегии. При этом важно учитывать показатели текучести, рекру-тинговой активности, количества сотрудников пенсионного возраста и т.п. Собранные сведения применяются для улучшения системы подбора, обучения, распределения функций между сотрудниками и подразделениями, иными словами для создания оптимального кадрового состава организации в среднесрочной перспективе. Главное отличие от планирования кадрового резерва, которое предусматривает ориентацию на каждого перспективного сотрудника в отдельности, заключается в том, что выделяются ключевые типы сотрудников, наличие которых в организации необходимо для ее дальнейшего развития. На основе этого определяют, какие программы развития персонала должны быть расширены, а какие, напротив, сокращены.

Таким образом, подводя итог, развитие персонала можно рассматривать как подсистему кадрового менеджмента, которая включает процессы, механизмы, методы воздействия организации на качество работников для повышения эффективности функционирования всей организации в целом.

Библиографический список

1. Белоусов В.В. Стратегия развития персонала как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Ижевск, 2007.

2. Дианова О.И., Карюк Е.Е., Слепцова Е.В. Оценка и развитие персонала как инструмент повышения эффективности работы банка // European Social Science Journal. - 2015. -№3. - С. 16-20.

3. Лымарева О.А., Голованева А.В. Система развития персонала государственных служащих: особенности и пути совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - №1 (52). - С. 132-135.

BUILDING A STRATEGY FOR STAFF DEVELOPMENT IN THE PUBLIC SERVICE

E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor M.Y. Tumanova, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to topical issues of staff development. The necessity of formation of strategy of development of personnel to meet the organization's strategy and strategy ofpersonnel management. The content of the main stages of staff development; resources needed to implement the strategy; its relationship with other subsystems of human resource management.

Keywords: personnel, staff development, personnel management, public service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.