Научная статья на тему 'Формирование стратегии предприятия на основе учета и управления производственно-сбытовыми процессами'

Формирование стратегии предприятия на основе учета и управления производственно-сбытовыми процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР / УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Д. В.

Стратегическое направление развития производственного предприятия зависит от внешних рыночных альтернатив и внутренних ресурсов предприятия, что предполагает внедрение информационной системы учета оперативного контроля за текущим состоянием производственных процессов и необходимых для них ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии предприятия на основе учета и управления производственно-сбытовыми процессами»

ясна, и они не понимают, каким образом их индивидуальные действия помогают в ее достижении. Четко поставленная цель, ясная всем сотрудникам организации, ее активная, так скажем, «пропаганда», работа на эту главную цель, путем постановок множества целей, непротиворечащей главной, а также мотивация рабочих играет не маловажную роль, все это необходимо для любого предприятия.

Чтобы сохранить и увеличивать свои позиции на рынке, предприятие не только должно соответствовать требованию потребителей, но и опережать эти требования по своим производственным возможностям и технической оснащенности.

Список литературы:

1. Богданов И.В. Теоретические основы стратегического планирования организации, управление деятельности предприятий спорта / И.В. Богданов // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 609-617.

2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - С. 14-18.

3. Ковалев В.В.Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - С. 113.

4. ООО «Сарансккабель» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -Режим доступа: http://www.saranskkabel.ru.

5. Ушакова О.А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике / О.А.Ушакова // Вестник Оренбургского государственного университета (ОГУ). - 2014. - № 6 (167). - С. 243.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ

© Николаев Д.В.1

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Стратегическое направление развития производственного предприятия зависит от внешних рыночных альтернатив и внутренних ресурсов предприятия, что предполагает внедрение информационной системы учета оперативного контроля за текущим состоянием производственных процессов и необходимых для них ресурсов.

1 Доцент кафедры Налогообложения и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: стратегический выбор, учет и управление производственно-сбытовыми процессами.

Стратегический выбор, стратегическое направление производственного предприятия - продукт внешних рыночных альтернатив (потребностей и ограничений) и внутренних факторов-ресурсов и потенциальных возможностей предприятия. Ориентация предприятия с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей товара и наличия конкурентного преимущества выражается в его корпоративной миссии (ее называют хозяйственной, генеральной миссией, или функцией, концепцией бизнеса). В основе корпоративной миссии лежат, как известно, задачи удовлетворения потребностей и запросов потребителей, осуществляемые на определенном рынке исходя из круга удовлетворяемых специфических потребностей совокупности конкретных потребителей, определенных товаров, реального конкурентного преимущества предприятия.

Корпоративная миссия производственного предприятия определяет его организацию, конкурентную стратегию и управление деятельностью во всех основных сферах:

- организацию коммерческой деятельности и коммерческую стратегию, в том числе:

- маркетинговую стратегию;

- сбытовую стратегию на товарных рынках (рынках сбыта);

- стратегию обеспечения на рынках факторов производства (рынках ресурсов);

- организацию производственной деятельности и производственную стратегию (включая исследования и разработки).

Концепция корпоративной миссии отражает, по сути, существующую на рынке возможность удовлетворения потребностей конкретного вида потребителей конкретной категории товарами определенного вида и назначения в условиях конкуренции с определенной группой конкурентов. Потребности, их структура определяют рыночный спрос. Рыночный спрос зависит, как известно, от ряда определенных факторов. Потребности, лежащие в основе спроса, отличаются относительно постоянным характером, в то время как спрос изменяется в зависимости от способности товаров удовлетворять его.

Конкурентное преимущество определяет конкурентоспособность позиции предприятия на рынке либо в отрасли и характеризует основной источник, способ ее достижения. Если направленность стратегии выражается в достижении содержания и уровня удовлетворения потребностей более предпочтительного и превышающего таковые у конкурента, то конкурентное преимущество отражает способ достижения этих стратегических целей. Создание конкурентного преимущества определяется степенью дифференциации товаров и выбором товарных рынков - рынков сбыта, а также уровнем издержек производства товаров (услуг).

Организация производственного предприятия определяется его корпоративной миссией и избранной конкурентной стратегией. Степень дифференциации в ориентации на определенные рынки, определенных покупателей, определенные товары и товарные группы обусловливает дифференциацию функциональной деятельности и организации предприятия. Конкурентная стратегия предприятия в итоге проявляется в их интеграции.

Товар (продукция, услуги) производственного предприятия является одной из составляющих его корпоративной миссии. Степень его дифференциации и уровень издержек отражают конкурентную стратегию предприятия. Сам товар определяется конкретными потребностями конкретных потребителей и отражает степень соответствия им. Конкурентоспособность товара - одна из составляющих конкурентоспособности предприятия. Последняя в конечном итоге проявляется именно в предлагаемом товаре -ценности (стоимости и потребительной стоимости) с учетом всех особенностей и преимуществ его реализации, потребления и обслуживания.

Рынки как сфера, определяющая формирование и проявление корпоративной миссии и конкурентной стратегии производственного предприятия определяются конкретными видами потребностей и приоритетными целевыми группами потребителей. В качестве одного из последних производственное предприятие выступает на рынках факторов (ресурсов) производства. Такая связь производственного предприятия с рыночной средой обусловливает системный логистический подход к анализу и синтезу процесса создания товара (ценности).

Конкурентная стратегия производственного предприятия взаимосвязана с его корпоративной миссией и определяет управление функциональной деятельностью предприятия. Конкурентная стратегия распадается на функциональные стратегии в соответствии с функциональной организацией предприятия: маркетинговую, сбытовую, производственную и обеспечения. Каждая из них также имеет свою структуру.

Сбытовая стратегия представляется следующими ключевыми составляющими: стратегией управления, стратегией охвата и стратегией проникновения (продвижения) - коммуникационной стратегией. Эта совокупность ключевых стратегий характеризует, по сути, стратегию сбыта как стратегию взаимодействия двух ключевых потоков: материального (товарного) и информационного - в общей логистической системе сбытовой деятельности.

Стратегия управления направлена на достижение, организацию и осуществление приемлемого, целесообразного и эффективного управления всей сбытовой деятельностью, сбытовой системой производственного предприятия. Именно организация сбытовой системы, сбытовой сети и структура каналов сбыта являются основой воплощения избранной (планируемой) стратегии управления сбытом. Базовыми стратегиями управления сбытовой системой являются стратегия прямого управления, которая основывается на

административном подходе и стратегия так называемого косвенного управления, которая основывается на экономическом подходе.

Стратегия охвата рынка направлена на достижение определенного (максимально широкого) доступа покупателей (потребителей) к товару. Стратегия охвата определяет (и, в свою очередь, определяется им) выбор структуры сбытовой сети, структуры и параметров (длины и ширины) каналов сбыта. Более того, стратегия охвата определяет выбор характера и размаха сбыта. По этому критерию сбытовая стратегия делится на интенсивную (интенсивный сбыт), избирательную (избирательный, или выборочный сбыт) и исключительную (исключительный, или эксклюзивный сбыт) стратегии. Выбор той или иной стратегии сбыта конкретного товара определяется факторами самого товара, целями предприятия и сто конкурентной позицией на рынке (в отрасли).

Методической основой формирования стратегии производственного предприятия и концепции политики обеспечения ресурсами производственной программы предприятия может служить корпоративная ERP-система, в которой для выполнения задач учета и управления производственно-сбытовыми процессами можно найти специализированные функции. Однако в большей степени они распределены между различными задачами системы управления оборудованием, качеством, персоналом, снабжением материалов, складами и планированием производством.

Необходимо отметить, что функции управления в этих задачах ориентированы на управление всей корпорацией и предназначены для общих корпоративных отделов и служб (отдела главного механика, энергетика, кадров, материально-технического обеспечения).

Это обстоятельство и является тем «ограничением» учетных функций в ERP - системах, поскольку не учитывается реальное состояние производственных ресурсов, то, что они постоянно меняются. На цеховом же уровне учет должен осуществляться в режиме реального времени для оперативного планирования и обнаружения фактического состояния запасов.

Другим «ограничением» становится тот факт, что на разных временных уровнях меняются и объекты учета, контроля и управления. Таким образом, в связи с несовпадением этих объектов и отсутствием обратной связи между ними в режиме реального времени, происходит некорректное определение структуры запасов, не соответствующего определению времени операционного цикла, нечеткое управление и бюджетирование.

Итак, информационная система учета должна обеспечить оперативный и точный контроль за текущим состоянием производственных процессов и необходимых для них ресурсов. То же самое касается и системы управления.

Для этого необходимо сформировать подсистему учета производства и сбыта продукции с соответствующими модулями и комплексом задач, своевременно устанавливать «узкие места» производства, формировать проблему и пути ее решения.

На основе этой учетной информации необходимо в режиме реального времени управлять загрузкой оборудования и персонала, а также восстановлением ресурсов.

Подсистемы - это объекты учета, построенные по принципу ресурсно-целевой корпоратизации.

Модули задач помогают подсистемам в этой работе, то есть обеспечивают не только данными, но и прямо выполняют некоторые информационные заказы подсистем.

Информационная подсистема учета должна базироваться на интегрированной сети предприятия и иметь в своем составе не менее 3 модулей и 100 пользователей.

Указанная подсистема предназначена для компьютеризации учета производства и сбыта основной продукции и другой товарной продукции, что позволяет реализовать:

- Управление стратегией производства и сбыта основной продукции;

- Управление маркетингом и внешнеэкономической деятельностью;

- Оперативное управление расчетными операциями;

- Управление производством и реализацией дополнительной продукции;

- Организацию документооборота;

- Управление производственной деятельностью бизнес-единиц;

- Оперативное получение информации и принятие решений высшим менеджментом.

Таким образом, подсистема «Учет производства и сбыта продукции» -это такая компьютеризированная система учета, которая в режиме реального времени предоставляет информацию для оптимизации производственно-сбытового процесса корпорации от получения заказа, через процесс производства до сбыта продукции.

Принципиальным здесь является то, что подсистема оперирует в другом временном пространстве и с другими учета и управления - а отсюда, дополнительно расширяет функции существующих автоматизированных систем учета.

Список литературы:

1. Долганов А.В. Теоретические подходы к исследованию управления инновационным научно-технологическим развитием / А.В. Долганов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2014. - № 4. - С. 16-22.

2. Игнатова Т.В. Инновационное развитие обрабатывающих предприятий России: теория, методология, практика: Монография / Под ред. проф. Т.С. Рябовой и проф. А.С. Чижика. - 2013.

3. Мишурова И.В. Организационные факторы управления сбытовой деятельностью промышленного предприятия // Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой. Материалы ХНУ ежегодной междуна-

родной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов н/Д, 2014. - С. 190.

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Чадаев Д.Ю.1, Белова Е.О.2

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,

г. Краснодар

На данный момент представлено много методик анализа внешних и внутренних стратегических факторов деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что любому предприятию в данное время не обойтись без использования методик, которые анализируют и прогнозируют деятельность их предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: SWOT, PEST, SPACE, SNW, TEMPLES, LoNG, Marketing Mix.

Самыми популярными и часто используемыми считаются такие, как: SWOT, PEST, SNW и SPACE-анализ [1]. Данные методики очень хороши и являются основой любого анализа, но есть малоизвестная методика, под названием T.E.M.P.L.E.S., которая расшифровывается как (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) [2]. Данная методика похожа на PEST-анализ, но включает в себя, куда большее количество факторов для анализа и может служить отличным подспорьем для проведения SWOT анализа.

Актуальность данной модели заключается в:

- комплексном подходе;

- важности составляющей Technological в настоящее время;

- важности отдельного оценивания политических и законодательных факторов;

- важности введения оценивания рыночных факторов с возможностью их рассмотрения, как в описании рыночных характеристик, так и с точки зрения рыночных характеристик по модели М. Портера;

- необходимости добавления информационной модели в рассматриваемую методику [3].

1 Студент.

2 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.