Научная статья на тему 'Формирование стратегии повышения конкурентоспособности региона'

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / АЛГОРИТМ / ПАРАМЕТР / МЕРОПРИЯТИЕ / АНАЛИЗ / РЕГРЕССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / COMPETITIVENESS / REGION / ALGORITHM / PARAMETER / THE EVENT / ANALYSISS / REGRESSION / STRATEGY / THE PROGRAM OF IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехнович Марина Валерьевна

Наглядно проиллюстрирована последовательность формирования стратегии по повышению его конкурентоспособности региона. Представлен поэтапно процесс авторского анализа конкурентоспособности региона, выделение основных направлений повышения конкурентоспособности региона, формирование комплекса мероприятий Стратегии и оценка их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE STRATEGY OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE REGION

This article is clearly illustrated by the sequence of the development of the strategy to increase its competitiveness in the region. There was be presented in a phased process of author's analysis of competitiveness in the region, highlighting the major directions of increasing competitiveness of the region, formation of the system of measures in the Strategy and assessment of their efficiency.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности региона»

УДК 330.59/332.13/338.001.36:332.142

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

М.В. Алехнович

Наглядно проиллюстрирована последовательность формирования стратегии по повышению его конкурентоспособности региона. Представлен поэтапно процесс авторского анализа конкурентоспособности региона, выделение основных направлений повышения конкурентоспособности региона, формирование комплекса мероприятий Стратегии и оценка их эффективности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, алгоритм, параметр, мероприятие, анализ, регрессия, стратегия, Программа реализации стратегии.

Нарастание тенденций регионализации (региональной интеграции) в мировой экономике приводит к возрастанию необходимости четкой оценки уровня конкурентоспособности региона. Особую значимость это имеет для условий социально-экономического развития России, где отдельные территории (регионы) по своим масштабам превышают размеры государств Западной Европы. Это в свою очередь ведет к усилению внимания к мерам по повышению региональной конкурентоспособности.

Процесс формирования стратегии повышения конкурентоспособности региона начинается с разработки рекомендаций по её повышению и, в частности, с определения стартовой позиции региона [1]. Проводится позиционирование региона на различных рынках, по ряду основных параметров относительно принятых норм, в сравнении с соседними регионами (по территориальному признаку) или схожими регионами в специфической группе, а также со средним по стране уровнем [3].

Под специфической группой в данном случае понимается объединение регионов по одному или ряду признаков (федеральные округа, макрозоны, иные классификационные группы) [2,3].

В соответствии со значениями параметров составляется рейтинг региона относительно иных регионов в выявленной специфической группе, подобная процедура повторяется для региона в ретроспективе за заданный промежуток. После этого следует провести сравнительный анализ динамики рейтинга, «узкие места» региона, то есть, по каким направлениям имеет место быть отрицательная динамика показателей, за счет каких факторов, с акцентом на показатели, характеризующие качество жизни населения [4].

Для каждого направления определяются сигнальные индикаторы, которые показывают изменение ситуации при проведении определенных мероприятий по повышению эффективности на данном направлении. Далее необходимо провести всесторонний анализ состояния региона и выявить возможные и наиболее приемлемые пути решения проблем.

На первом и втором этапах целесообразно провести общий анализ состояния региона, для этого на основе предложенных показателей на основе статистических данных необходимо провести рейтингование региона внутри специфической выделенной группы региона и по всей стране в целом по каждому из 13 направлений [1].

Рис. 1. Алгоритм методических рекомендаций по выработке мер по повышению конкурентоспособности региона

На третьем этапе предполагается проведение анализа рейтингов в динамике. Срез целесообразно осуществлять в трех плоскостях: 1) на текущий момент; 2) за год до анализа; 3) за 5-7 лет до представленного момента (в зависимости от имеющихся в сборниках Росстата данных). Проводится анализ улучшения или ухудшения позиций региона по каждому направлению в целом и показателям в частности. Таким образом, формируется массив данных для последующего расчета интегральных показателей конкурентоспособности региона.

На четвертом этапе целесообразно определить «проблемные» направления и индикаторы, а именно те, которые имеют отрицательную динамику и/или неудовлетворительное значение рейтинга на текущий момент.

На пятом этапе необходимо обобщить информацию об «узких местах» региона, определить промежуточный перечень индикаторов для корректировки, рассчитать желаемые (плановые, «нормативные») значения сигнальных показателей для повышения конкурентоспособности региона

На шестом этапе целесообразно провести всесторонний анализ ситуации в регионе, определить основные принципы разработки Стратегии и Программы реализации стратегии по повышению конкурентоспособности региона как итогового документа этой стратегии (использовать сильные стороны или возможности или нивелировать слабые стороны и угрозы), проработать основные сферы, в которых стоит проводить мероприятия. Основываясь на Графе соподчинения (взаимного влияния) направлений повышения конкурентоспособности (рисунок 2) среди «проблемных» направлений стоит выделить

1) первоочередные (приоритетные) - ухудшение их состояния влечет за собой аналогичные последствия и для взаимосвязанных направлений. Для них при разработке мероприятий при дефиците бюджета Программы, денежные средства целесообразно направлять в первую очередь.

2) вторичные (подчиненные) - ухудшение их состояния связано с нерациональным функционированием подчиняющих себе приоритетных направлений.

На данном этапе необходимо осуществить процедуру определения направлений корректировки, основным критерием отбора служит удовлетворительное или неудовлетворительное состояние первоочередного (приоритетного) «проблемного» направления. После установления приоритетов корректировки функционирования того или иного направления следует пройти процедуру формирования бюджета корректировки и оценка предполагаемого эффекта от внедрения.

Признание состояния того или иного направления удовлетворительным состоит из следующих шагов:

1. Разработка для каждого показателя направления минимальных значений приемлемости для развития, в том числе и порогового значения как частных рейтингов для показателей, так и общегрупповых, исходя из

реального состояния и возможных перспектив развития.

2. Сравнение текущих показателей с пороговыми, выявление процента отклонения от них и от желаемых (планируемых). Если значение превышает минимальное (пороговое) не более, чем на 30%, и менее желаемого, более чем на 30%, то показатель или направление признаются неудовлетворительными и подлежат корректировке.

Стандартным инструментом для определения нормы отклонения признано СКО (среднеквадратическое отклонение), однако в данном случае целесообразнее использовать предложенные интервалы, поскольку социальные процессы довольно сложны в своем математическом описании и требуют нестандартных подходов. Предложенные интервалы по 30% с каждой стороны были получены в ходе дополнительного исследования финансовых показателей регионов.

Процедура расчета бюджета мероприятий по повышению конкурентоспособности региона и расчету эффекта от них состоит из следующих шагов:

1.Определяются «узкие места» региона (то есть там, где рейтинг имеет неудовлетворительное значение) среди направлений, а затем и по показателям внутри них.

2. Затем необходимо определить взаимосвязанные параметры, которые имеют непосредственное влияние на «проблемные» параметры. Исходя из этого, целесообразно выработать ряд мероприятий, при исполнении которых под воздействием на связанный параметр изменяется и значение искомого, «проблемного» показателя.

3. На каждое мероприятие необходимо составить смету затрат, определить удельную стоимость изменения каждого «проблемного» параметра на 1 единицу, путем использования рассчитанных уравнений регрессии.

4. Целесообразно определить плановый (желаемый) уровень изменения «проблемного» параметра, и соответственно рассчитывается полная стоимость реализации мероприятия (то есть, для полного достижении плановых показателей).

5. Следует определить альтернативные способы достижения аналогичного результата, повторить шаги 2-4, составляется «карта мероприятий».

6. Для каждого способа с помощью сценарного подхода и методов математического моделирования с помощью предложенных автором систем описательных уравнений целесообразно рассчитать эффект от прямой корректировки (прямой эффект, непосредственное влияние на «проблемный» параметр), дополнительной (косвенный эффект, т.е. дополнительный эффект от проведения мероприятия, улучшающий и другие «проблемные» параметры). В ряде случаев эффект невозможно выразить в денежном выражении, тогда целесообразно и необходимо его выразить в натуральном измерении в единицах «проблемного» параметра в динамике (то есть

насколько изменится значение параметра по сравнению с текущим).

В «карте мероприятий» следует отразить основные мероприятия, сроки проведения, сигнальные индикаторы (то есть значения связанного и «проблемного» индикатора до и после проведения мероприятия), стоимость - общая и удельная, прямой и косвенный экономический эффект. Данный документ будет использован для принятия управленческого решения на седьмом этапе алгоритма (рисунок 1) «Определение направлений корректировки» и для Процедуры выбора комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности региона (так же, рисунок 1).

Затем величины эффектов целесообразно сравнить, выбрать наиболее подходящий набор мероприятий, окончательно сформировать Программу реализации стратегии по повышению конкурентоспособности региона, определить круг ответственных за исполнение, за каждым направлением закрепить сигнальные показатели (индикаторы) и привести прогнозные (плановые) показатели, которые теоретически возможно достичь, рассчитанные через систему описательных уравнений.

При этом на каждом этапе целесообразно вести мониторинг ситуации для своевременного внесения корректировок. По завершении исполнения выбранной программы необходимо провести сравнительный анализ достигнутых результатов, изучаются причины сбоев и неожиданных дополнительных положительных эффектов, затем также производится позиционирование региона и далее по циклу принимается принять решение о разработке новой программы, направленной на повышение конкурентоспособности или поддержание ее уровня.

В случае, если программа по каким - то причинам не была исполнена в точности или не были достигнуты необходимые результаты, то после детального анализа сбоев следует провести корректировку сроков, мероприятий и бюджета, и программа выводится на доработку и окончательное исполнение.

Стоит особо отметить дифференциацию направлений по уровням иерархии. Данная иерархия следует устанавливать по двум основаниям: масштаб несостоятельности направления и уровень логической иерархии, согласно графу соподчиненности (далее - граф соподчинения) направлений, представленному на рисунке 2, который в ходе исследования был упорядочен, избавлен от циклической связи.

Количество направлений и их спецификация основаны на следующих предпосылках:

1. Поскольку качество жизни населения вносит свой вклад в формирование конкурентоспособности региона, то должны оцениваться показатели, которые определяют уровень и качество жизни населения (показатели социальной сферы).

2. Методики оценки качества жизни и конкурентоспособности должны согласовываться по набору показателей для оценки.

3. В связи с вышеназванным, путем анализа существующих в международной практике методик оценки как качества жизни, так и конкурентоспособности региона, выделены общие направления и группы показателей.

Логика данного графа основывается на установлении уровней иерархии между направлениями согласно прямым и косвенным связям между показателями: устанавливается логическим путем причинно - следственная связь между показателями, формируется набор описательных функций. Отнесение тех или иных показателей в разные направления весьма условно, поскольку границы между ними достаточно тонкие. Все взаимосвязи в графе описываются группой гипотез, представленных в исследовании [1].

Рис. 2. Граф соподчинения (взаимного влияния) направлений повышения конкурентоспособности

На основе представленных подтвержденных гипотез рассчитываются уравнения регрессии, что рассмотрено более подробно далее. Эти уравнения образуют единую систему для расчетов взаимосвязей параметров и служат инструментом расчета совокупной стоимости мероприятий по повышению конкурентоспособности региона на этапе предварительного формирования Стратегии и Программы реализации стратегии по повышению конкурентоспособности региона, а также для расчета прямого и косвенного экономического эффекта от них.

Подробнее стоит остановиться на Процедуре выбора комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности региона. Она представляет собой целостный алгоритм принятий управленческих решений и выглядит следующим образом, как и на рисунке 3.

Процедура состоит из нескольких основных этапов [1]:

1. Выработка цели и задач повышения конкурентоспособности региона (то есть следует определить круг основных проблем и основных мер по их ликвидации в регионе) на основании «карты мероприятий».

Рис. 3. Процедура выбора комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности региона

2. Составление смет (расчет затрат на мероприятия) и составление первичного бюджета программы согласно описанному ранее алгоритму процедуры расчета бюджета. На данном этапе производится детализация мероприятий по отдельным операциям.

3.Расчет прямого и косвенного эффекта от проведения мероприятий, предусмотренных сметами.

4. Формирование и расчет прогнозных значений для выбранных индикаторов. Прогноз целесообразно основывать на стремлении достичь определенного желаемого уровня конкурентоспособности близкого к значениям «нормативного» региона. Методика формирования значений «нормативного региона» описана в исследовании.

5.Затем наступает этап принятия управленческого решения по утверждению программы по повышению конкурентоспособности региона. На этом этапе следует сформировать окончательный список мероприятий, исходя из их прогнозной эффективности, утверждается окончательный перечень мер, операций, контрольные значения, список ответственных за исполнение. Выходным документом является Программа реализации стратегии по повышению конкурентоспособности региона

Основные принципы установления приоритетов между мероприятиями формулируются следующим образом:

1) если комплекс мероприятий лишь с прямым эффектом не позволяет достичь желаемого уровня конкурентоспособности, то следует включить мероприятия, косвенный эффект от которых достаточен для достижения цели;

2) если комплекс мероприятий с прямым эффектом не обеспечивает при этом иных косвенных эффектов, но при этом размер прямого эффекта достаточен для достижения цели, то целесообразно включить данный комплекс в Программу. В противном случае, если прямой эффект не достаточен, то предпочтительнее комплекс мер, которые косвенно позволяют достичь искомой цели.

3) если комплекс мероприятий с прямым эффектом обеспечивает дополнительный косвенный эффект на другие проблемные направления, то следует сравнить по объему, превышает ли прямой и косвенный эффект от комплекса мероприятий в совокупности косвенный эффект от другого комплекса мер, так же обеспечивающий достаточный уровень достижения цели, если нет - то реализуется как раз этот другой комплекс, в противном случае реализуется искомый комплекс мер.

Данная процедура относится к каждому направлению мероприятий и учитывает взаимное влияние направлений и последствий осуществления мероприятий друг на друга.

6. Данный этап предполагает непосредственное исполнение Программы, замер контрольных значений и их сопоставление с плановыми, выявление степени достижения цели и выявляются причины сбоев в ис-

полнении.

7. Этап внесения корректировок в программу (если исполнение программы не достигло назначенной цели) или наступает стадия разработки новой Программы.

На последней стадии алгоритм замыкается в цикл и возвращается к первому этапу, что обеспечивает непрерывный процесс повышения конкурентоспособности региона.

Преимущество данной схемы состоит в возможности комплексно рассмотреть представленный алгоритм разработки Стратегии и Программы реализации стратегии по повышению конкурентоспособности региона. В целом же, стоит выделить следующие преимущества предложенного алгоритма.

- функционально-стоимостной подход к выработке мер по повышению конкурентоспособности региона;

- цикличность и возможность доработки, внесения изменений и контроля исполнения по прогнозным значениям индикаторов;

- количественный и качественный анализ, позволяющие следить и обосновать выбор направлений развития региона, исходя не только из статистических данных, но и на основе логики.

Описанная выше последовательность действий определяет процесс формирования Стратегии повышения конкурентоспособности региона.

Список литературы

1. Алехнович М.В. Методические рекомендации по повышению конкурентоспособности региона / М. В. Алехнович // Известия Тульского государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». Вып. 1 Ч. II. Тула: ТулГУ, 2011. С 138-143.

2. Алехнович М.В. Теоретические основы экономического районирования / М. В. Алехнович // Известия Тульского государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». Вып. 1 Ч. II. Тула: ТулГУ, 2010. С 100-107.

3. Алехнович М.В. Современные проблемы экономического районирования и методов оценки деятельности регионов РФ. /М. В. Алехнович // Вестник ТулГУ. Серия. Экономика. Управление. Финансы: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференцию Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С. 282-284.

4. Алехнович М.В. Сущность и проблемы оценки уровня конкурентоспособности на различных уровнях / М. В. Алехнович // Известия Тульского государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». Вып. 1 Ч. II. Тула: ТулГУ, 2009. С 207-214.

Алехнович Марина Валерьевна, аспирант., marina-kvn2002@yandex.ru , Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE FORMATION OF THE STRATEGY OF INCREASING THE COMPETITIVENESS

OF THE REGION

M. V. Alechnovitch

This article is clearly illustrated by the sequence of the development of the strategy to increase its competitiveness in the region. There was be presented in a phased process of author's analysis of competitiveness in the region, highlighting the major directions of increasing competitiveness of the region, formation of the system of measures in the Strategy and assessment of their efficiency.

Key words: competitiveness, region, algorithm, parameter, the event, analysiss, regression, strategy, The program of implementation of the strategy.

Alechnovitch Marina Valerievna, postgraduate student, marina-kvn2002@yandex.ru , Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.4

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТРУБ С ПЕНОПОЛИМЕРМИНЕРАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ

Н.Е. Ефремова

Проанализированы основные свойства пенополимерминеральной изоляции трубопроводов. Проведен ABC-анализ для определения производимой предприятием продукции, составляющей наибольший оборот объема продаж. Разработана экономико-математическая модель задачи оптимального распределения имеющихся ограниченных ресурсов для достижения максимальной прибыли.

Ключевые термины: пенополимерминеральная изоляция; ABC-анализ; экономико-математическая модель.

Условия российского климата предъявляют к теплоизоляции трубопроводов (газо- и нефтепроводов, водопроводов, водозаборных сооружений, систем канализации и теплотрасс) достаточно высокие требования. Для изоляции труб необходимо применять прочный и долговечный материал, не пропускающий влагу и выдерживающий необходимый диапазон температур.

В 2008 году ЗАО «Тулатеплосеть» открыло в Туле и Тульской области новое производство труб с пенополимерминеральной (ППМ) изоляцией. Эта конструкция теплопровода состоит из стальной трубы и пенопо-лимерминеральной теплоизоляции с высокой степенью адгезии теплоизоляции к стальной трубе. Концы труб длиной 200 мм остаются не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.