Научная статья на тему 'Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК'

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ АПК / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES / THE DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блашенцев Борис Олегович, Шаталов Максим Александрович

В данной статье рассмотрены вопросы развития предприятий АПК с целью повышения их конкурентоспособности в условиях модернизации экономики. Авторами были выявлены основные причины сдерживания развития предприятий АПК, разработаны некоторые предложения повышения конкурентоспособности предприятий АПК в условиях инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of strategies for enhancing the competitiveness of the enterprises of agrarian and industrial complex

This article describes the development of agricultural enterprises to improve their competitiveness in the face of economic modernization. The authors identified the major reasons for containment of agricultural enterprises, some of the proposals are designed to increase the competitiveness of agricultural enterprises in the conditions of innovative development.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК»

ЭКОНОМИКА И НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Л А/ ATTAIIT M Iff M Ш71.птгипг VAJMUr I ПА

УДК 339.94

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК

Блашенцев Б.О., Шаталов М.А.

Российский государственный социальный университет, Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы развития предприятий АПК с целью повышения их конкурентоспособности в условиях модернизации экономики. Авторами были выявлены основные причины сдерживания развития предприятий АПК, разработаны некоторые предложения повышения конкурентоспособности предприятий АПК в условиях инновационного развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие АПК, развитие, конкурентные преимущества, стратегия развития.

The formation of strategies for enhancing the competitiveness of the enterprises of agrarian and industrial complex

Blashentsev B.O., Shatalov M.A.

Russian State Social University, Voronezh Institute of Economics

and Law

Abstract: This article describes the development of agricultural enterprises to improve their competitiveness in the face of economic modernization. The authors identified the major reasons for containment of agricultural enterprises, some of the proposals are designed to increase the competitiveness of agricultural enterprises in the conditions of innovative development.

Keywords: competitiveness of agricultural enterprises, the development of competitive advantages, the development strategy.

Предприятия АПК выполняют одну из важнейших задач снабжения населения государства качественными продуктами питания, соответственно, товарами первой необходимости, необходимых для жизнедеятельности человека. Любая страна формирует собственное агропромышленное производство, исходя из ресурсного потенциала. Российская Федерация, а также большинство ее регионов, имеет высокий сельскохозяйственный потенциал, учитывая климатические риски [1].

Конечно, любое предприятие (не только предприятие АПК) в процессе своего функционирования решает проблему обеспечения собственной конкурентоспособности. Конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта складывается из ряда положительных аспектов, выявляющихся на рынке путем сопоставления с определенными показателями предприятий-конкурентов. Этот процесс совершенно естественен, ведь в условиях рыночной экономики стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе и предприятий АПК, ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, таких как обеспечение превышающих среднеотраслевой уровень доходов и их повышение, а также завоевание устойчивых позиций на рынке.

Задача повышения конкурентоспособности предприятий АПК обусловлена необходимостью их немедленной реакции на изменения (колебания) рыночного спроса, быстрая адаптация к изменениям востребованной рынком продукции, внедрение в производство НИОКР и пр.

Конкурентоспособность продовольственной продукции является результатом взаимодействия комплекса факторов (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Факторы повышения конкурентоспособности продукции предприятия АПК

Данные факторы представляют собой силы, взаимодействующие не только на качество производимой продукции, но и на деятельность предприятия, также вызывающие изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, прибыли, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.

Так, механизм управления конкурентоспособностью продукции предприятий АПК базируется на необходимости соответствия продукции потребностям потребителей, а также возможностями предприятия. Система управления применяет следующие инструменты [2]:

- исследовательский (мониторинг запросов и потребностей покупателей, анализ товаров и цен конкурентов и пр.);

- маркетинговый (разработка креативного предложения предприятия АПК с учетом его производственных мощностей и целей).

Следовательно, для обеспечения устойчивой конкурентоспособности продукции целесообразна организация объемной и полномасштабной маркетинговой деятельности с учетом влияния микроэкономических факторов.

Механизм управления конкурентоспособностью предприятия АПК учитывает микро- и макроэкономические показатели маркетинговой среды, сохраняет и максимизирует устойчивые конкурентные преимущества предприятия в целом, разрабатывая и внедряя в хозяйственную деятельность различные стратегии развития предприятия с перспективой повышения его конкурентоспособности на рынке (Рисунок 2).

Следует подчеркнуть, что управление конкурентоспособностью не ограничивается рамками отдельного предприятия, охватывая и более высокие уровни организации экономики, в частности, отраслевой [3]. Система управления конкурентоспособностью аграрной сферы включает как один из элементов государственное регулирование конкурентоспособности предприятий и протекционизм как разновидность подобного регулирования.

Также для повышения конкурентоспособности предприятий АПК применяют кластерный подход [4]. Основными задачами кластеров АПК можно назвать привлечение в экономику региона инвестиций, формирование, развитие и совершенствование кадрового потенциала путем преобразования системы профессионального образования, внедрение результатов НИОКР, реформирование и модернизация существующих производств. Предприятия - участники организованного кластера АПК имеют возможность привлечения ресурсов с целью реализации совместных международных проектов, тем самым повышая конкурентоспособность своих предприятий.

Рисунок 2. Декомпозиция методического подхода реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК

Создание и эффективное функционирование предприятий АПК на основе кластерного подхода предполагает наличие современной высокотехнологичной промышленной зоны для размещения сельскохозяйственных и промышленных производств на территории инфраструктуры кластера с задачей выпуска конкурентоспособной современной продукции не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.

Однако перспективы развития предприятий АПК на основе кластерного подхода в России на современном этапе оцениваются весьма неоднозначно. С одной стороны, наличие благоприятных условий для развития: потенциал рынка, рост потребительского спроса; с другое-наличие экономических рисков. Конечно, здесь не обойтись без реформирования и развития инновационной деятельности кластера, начиная от совершенствования менеджмента и маркетинга, заканчивая модернизацией технологических процессов.

Таким образом, нами обоснована необходимость максимизации конкурентных преимуществ предприятий АПК на рынке, особенно в современной экономической ситуации в условиях введенных санкций при необходимости импортозамещения продукции. Поэтому внедрение и реализация предложенных методов повышения конкурентоспособности возможны для устойчивого развития, как предприятий АПК, так и отрасли в целом.

Библиографический указатель:

1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А., Смольянинова И.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения// Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 1.

2. Блашенцев Б.О., Шаталов М.А. Проблемы инвестиционно-инновационного развития предприятий АПК // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 6 (26). С. 39-48.

3. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Проблемы развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе// Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16 (20). С. 44-49.

4. Шаталов М.А., Блашенцев Б. О. Проблемы интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в мясоперерабатывающем комплексе АПК // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 6 (26). С. 7-14.

Об авторах:

Блашенцев Борис Олегович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права, Российский государственный социальный университет филиал в г. Воронеже, e-mail: blash-entsev@mail.ru.

Шаталов Максим Александрович - кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского отдела, Воронежский экономико-правовой институт, e-mail: MShatalov@vilec.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.