Инвестиционное проектирование
формирование стратегии инвестиционной политики экономического роста субъекта российской федерации
Е.Е. Швлков,
кандидат экономических наук, доцент горно-Алтайского государственного университета
Исследование существующей методологии и современной практики реализации инвестиционной деятельности в Российской Федерации и ее субъектах показывает, что до настоящего времени не выработано четких критериев и теории формирования и реализации инвестиционной политики. Следствием этого стало формирование различных по сути, целям и задачам инвестиционных механизмов в субъектах РФ, функционирование которых нередко не обеспечивает решения общегосударственных задач, а также экономическое развитие данных территорий. Данное обстоятельство первоочередной целью ставит разработку теории и методологии реализации инвестиционной политики, соответствующих современным приоритетам развития Российской Федерации и обеспечивающих поступательное экономическое развитие самих регионов. Формирование понятной и продуманной инвестиционной стратегии является отправной точкой результативной инвестиционной политики — инвестиционной политики экономического роста. Опыт показывает, что развитие, в основе которого лежит эффективная долгосрочная стратегия, в том числе и инвестиционная, повышает эффективность экономики по сравнению со спорадической политикой, подчиненной решению текущих проблем. Учитывая тот факт, что каждый регион РФ функционирует и развивается в конкурентной среде, разработка инвестиционной стратегии является насущной задачей и отвечает сиюминутным потребностям развития региона, так как конкурентная среда в инвестиционной сфере означает упущенные возможности экономического развития, обусловленные инвестиционными потоками. Данные факты определяют цель настоящего исследования, в качестве которой выступают анализ теории и методологии формиро-
вания региональной инвестиционной стратегии и разработка стратегии инвестиционной политики экономического роста в субъекте РФ.
В современных условиях под стратегией территориального образования понимается некий набор решений, которые направляют и формируют последующие действия экономических субъектов, которые непросто изменить после их принятия и которые оказывают влияние на достижение территорией своих стратегических целей1.
Разработка инвестиционной стратегии является относительно новым явлением в экономической науке и практике. Применительно к национальным экономикам к формированию инвестиционных стратегий приступили начиная с 80-х гг. ХХ в. До этого ошибочно считалось, что инвестиции осуществляет частный бизнес, а не органы власти и поэтому последние мало что могут изменить в этой области2. Формирование региональных инвестиционных стратегий внутри национальных экономик, если говорить о РФ, то это задача, к решению которой реально приступили только в последние 5 — 7 лет. Первым этапом стало формирование внутренних квазиофшорных образований, создаваемых в соответствии с решениями федеральных органов власти и при их непосредственной поддержке. Однако данные механизмы регионального развития показали свою неэффективность как механизмы аккумуляции инвестиционных ресурсов в отдельных субъектах РФ. Вторым этапом стало самостоятельное формирование субъектами РФ инвестиционных механизмов. В настоящее время на третьем этапе можно выделить два основных
1 Стратегия развития региона: теория, методология, практика: монография / Под общ. ред. Л. М. Шодоевой, Е. Е. Швакова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 10.
2 Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 82.
направления, по которым идет формирование региональных инвестиционных стратегий:
• создание и совершенствование региональной инвестиционной стратегии органами власти субъекта РФ;
• создание федеральными органами власти свободных экономических зон в отдельных субъектах РФ производственного, технико-внедренческого, инновационного и рекреационного типов.
Учитывая, что второе направление описывает частные механизмы привлечения инвестиционных ресурсов и может быль логично встроено в региональную инвестиционную политику субъекта РФ, рассмотрим методологические аспекты формирования общей инвестиционной стратегии региона.
Разработка инвестиционной стратегии позволит:
— ликвидировать хаотичный поток инвестиционных ресурсов, поступающих из различных источников, и направить его на решение задач экономического развития региона;
— обеспечить прирост региональной экономики;
— сохранить и увеличить занятость населения региона;
— увеличить налогооблагаемую базу;
— обеспечить по мере экономического роста и развития последовательное решение социальных проблем региона.
Так как формируемая инвестиционная стратегия призвана обеспечить приток частных инвестиций, имеющих производственное назначение, то созданную стратегию следует признать стратегией инвестиционной политики экономического роста.
Суть стратегии инвестиционной политики экономического роста состоит в обеспечении в условиях конкурентной среды максимального притока производственных инвестиций в регион. Инвестиционная стратегия предполагает использование интересов инвесторов для решения проблем экономического развития региона. Таким образом, инвестиционная стратегия экономического роста предполагает создание в регионе условий, обеспечивающих инвесторам реализацию их интересов и информирование инвесторов об этих условиях. Из этого положения следует вывод, что инвестиционная стратегия экономического роста имеет два функциональных направления: 1) осуществление поиска и привлечение инвесторов; 2) оптимизация параметров деятельности инвесторов на территории региона.
Первое функциональное направление предполагает изучение рынка предложения инвестиционного капитала, выявление группы потенциальных инвесторов, способных и готовых осуществить инвестирование каких-либо проектов на территории региона, а также доведение до сведения инвесторов условий и преимуществ осуществления инвестиционной деятельности на территории региона, иными словами, их мотивирование к инвестированию в регионе. Второе функциональное направление предполагает минимизацию рисков и максимизацию преимуществ деятельности инвесторов на территории региона в сравнении с регионами-конкурентами. В рамках данного направления оцениваются параметры инвестиционного потенциала региона, осуществляется ограничение влияния на деятельность инвесторов отрицательных факторов и доведения до максимума влияния позитивных факторов. Иначе говоря, формируются благоприятные условия функционирования инвесторов в регионе, или инвестиционный климат.
Таким образом, региональную инвестиционную стратегию нельзя считать ограниченной только внутренними факторами, территорией региона, она действует в целом на территории всего государства и даже на мировом рынке, если ее целью является привлечение иностранных инвестиций. Однако последнее составляющее трудно реализуемо, поскольку параметры деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяются на федеральном уровне.
Методом оценки сильных и слабых сторон инвестиционного потенциала региона выступает SWOT-аншиз. Развитие региона на основе использования ключевых факторов успеха и устранения слабостей и угроз, выявленных посредством SWOT-анализа, будет позитивным и успешным, если оно базируется на обоснованном выделении приоритетов инвестиционной стратегии. В качестве таких приоритетов выступают конкретные сферы вложения инвестиционных ресурсов. Существуют два основных подхода к выделению данных приоритетов:
• проектный, когда в качестве объектов инвестиций определяются конкретные инвестиционные проекты;
• отраслевой, когда в качестве объекта инвестиционной деятельности определяются конкретные отрасли региональной экономики. Наиболее типичным методом определения
конкретных инвестиционных проектов выступает метод определения точек роста региональной
экономики. Существуют различные подходы к выявлению таких проектов. Одним из них и достаточно удачным представляется рейтинговый метод, предложенный Р. З. Халиковым и отработанный им на примере предприятий агропромышленного комплекса Республики Мордовия3.
По его мнению, методика определения конкретных точек оказания инвестиционной поддержки на региональной уровне может строиться на основе детального анализа ситуации на каждом предприятии любой отрасли. Данная методика предполагает отбор предприятий региона на основе составления классификатора (каталога) производств, где основными признаками классификации выступают степень заинтересованности региона в развитии данного производства, а также уровень его эффективности и инвестиционной привлекательности.
Отбор предприятий тех или иных отраслей региона производится на основе требований сравнительного анализа, предполагающих, что информационной базой служит только открытая и общедоступная информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности и проверяемая налоговыми органами.
При определении целесообразности инвестирования предприятий проводится объективный анализ текущего и прогнозного финансового состояния, оценивается их инвестиционная привлекательность. Для этих целей используется рейтинговая экспресс-методика ранжирования хозяйствующих субъектов, предполагающая оценку финансовой устойчивости, оборачиваемости и ликвидности активов, прибыльности капитала. Соблюдение критериев каждого из анализируемых финансовых коэффициентов дает соответствующее значение рейтинга в баллах. Согласно полученной рейтинговой оценке хозяйствующего субъекта определяется его инвестиционный рейтинг.
К первой группе инвестиционного рейтинга относятся успешно работающие предприятия, получившие наивысший показатель рейтинговой оценки, способные самостоятельно изыскать возможности для дальнейшего развития и совершенствования своей деятельности. Поэтому в рамках предлагаемой методики предприятиям данной группы целесообразно оказание организационной и информационной помощи по осуществлению инвестиционной деятельности, а при необходимости предоставление им и финансовой поддержки.
3 Халиков Р. З. Формирование эффективной инвестиционной политики развития региона // Деньги и кредит. 2005. № 3. С. 41 - 47.
Предприятия, характеризующиеся более высоким уровнем риска инвестиционных потерь, входят во вторую и третью группы инвестиционного рейтинга. Инвестиционные вложения в такие предприятия возможны, но требуют взвешенного подхода.
Предприятия наименее устойчивые и наиболее рисковые отражаются в третьей и четвертой группах инвестиционною рейтинга. При этом предприятия последней группы характеризуются как нерентабельные, ликвидация которых более оправдана социально-экономическими интересами региона, чем их восстановление. Поэтому государственная инвестиционная поддержка им также не оказывается.
Итогом отбора хозяйствующих субъектов региона и оценки уровня их инвестиционной привлекательности является выделение конкретных хозяйственных единиц, проекты по развитию которых получают первостепенную значимость в процессе распределения инвестиционных ресурсов4.
Использование предложенной методики, безусловно, позволит обеспечить концентрацию имеющихся инвестиционных ресурсов на приоритетных для развития региона проектах. Вместе с тем в рамках данной методики игнорируются интересы инвестора, выступающие ключевым фактором успешной реализации инвестиционной стратегии. Указанный недостаток нивелирируется при отраслевом подходе определения приоритетных сфер развития региона.
В качестве теоретической основы формирования инвестиционной политики экономического роста по отраслевому принципу может быть положено значительное количество теорий, в той или иной степени описывающих процесс накопления (формирования), распределения и использования капитала. Однако существенных результатов, именно в части формирования инвестиционной политики экономического роста применительно к территориальным образованиям, достигли лишь некоторые из них. Основными из них являются5: — теория французского ученого Р. Вернона, предложенная в 1996 г. (установлена связь между прямыми иностранными инвестициями и жизненным циклом товаров, согласно которой после освоения рынка и ожесточения конкуренции в условиях массового компании начинают искать
4 Халиков Р. З. Формирование эффективной инвестиционной политики развития региона // Деньги и кредит. 2005. № 3. С. 42 — 44.
5 Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта: Наука, 2004. — С. 18 — 45.
новые рынки для своего товара и переносят его производство на новые крупные национальные рынки);
— парадигма «летящих гусей» экономического развития, выдвинутая в конце 20-х гг. ХХ в. японским ученым К. Акамацу (согласно данной теории любая отрасль в своем развитии имеет три стадии: отрасль, не удовлетворяющая национальный спрос, отрасль, удовлетворяющая национальный спрос, экспортирующая отрасль, когда компании, входящие в отрасль, перемещают свои избыточные капиталы на рынки с более высоким уровнем доходности);
— теория конкурентного преимущества, опубликованная в 1990 г. американцем М. Портером (движение инвестиций на мировом рынке определяется конкурентными преимуществами страны, принимающей инвестиции);
— электическая теория англичанина Дж. Дан-нинга, сформулированная в 1991 г. (перемещение инвестиций между странами определяется не только преимуществами государства, принимающего инвестиции (внешние преимущества), но преимуществами иностранного инвестора на новом рынке перед другими компаниями (внутренние преимущества);
— теория пути инвестиционного развития наций, предложенная в 1994 г. Дж. Даннингом и голландцем Р. Нарулой (возможности привлечения инвестиций на национальный рынок находятся в прямой зависимости от уровня экономического развития государства относительно остального мира (инвестиции размещаются в странах с более низким отношением ВВП на душу населения, чем в материнской стране инвестора), что определяется предоставляемыми для инвесторов внешними и внутренними преимуществами в государстве, принимающем инвестиции).
Возможности реального применения указанных теорий в практической деятельности региональных органов власти при формировании и реализации инвестиционной политики строятся на достаточно широких представлениях о регионе как, во-первых, о квазигосударственном образовании и, во-вторых, своего рода прокорпоратив-ной структуре. Представления о регионе РФ как о некотором квазигосударственном образовании основываются на том, что регион в пределах, установленных федеральным законодательством, может проводить самостоятельную инвестиционную политику. Это позволяет применить названные выше инвестиционные теории при формировании
региональной инвестиционной политики. Вместе с тем следует признать, что теории, выдвинутые Р. Верноном, К. Акамацу и Дж. Даннингом с Р. Нарулой, неприменимы в отношении субъектов одного государства. Первая теория неприменима в силу того, что государство представляет собой единый рынок и поэтому цикл жизни товаров во всех регионах страны един. Теория К. Акамацу, во-первых, применима для особо крупных рынков, тогда как рынок субъекта государства таковым не является и, во-вторых, перемещение инвестиционного капитала в новую страну и организация там производства обусловлены возможностью снижения издержек, определяемой протекционистской политикой государства, а в межрегиональных отношениях одного государства таких проблем не существует. Теория Дж. Даннинга с Р. Нарулы неприменима при формировании региональной инвестиционной политики по той причине, что экономическое развитие отдельных регионов одного государства различается несущественно, поэтому данный критерий не может выступать побудительной причиной перемещения инвестиционного капитала между субъектами одного государства. Вместе с тем теория конкурентного преимущества и электическая парадигма, основанные во многом на одних и тех методологических принципах и взаимно дополняющие друг друга, могут служить необходимой теоретической базой формирования и реализации в регионе инвестиционной политики экономического роста.
Возможности практического использования указанных теорий при формировании региональной инвестиционной политики представлены в следующей таблице.
Теория конкурентных преимуществ национальных экономик, изложенная М. Портером, как никакая другая позволяет понять действия инвесторов и обосновать решения региональных властей для привлечения инвестиций.
Согласно теории М. Портера преимущества национальных экономик определяются четырьмя группами условий:
— факторные условия, т. е. набор конкретных факторов, которые необходимы для успешной конкуренции в данной отрасли;
— условия спроса внутреннего рынка на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью, т. е. его величина и характер роста;
— родственные и поддерживающие отрасли, т. е. их наличие или отсутствие в стране и их конкурентные позиции;
Практическое применение теорий М. Портера и Дж. Даннинга при формировании региональной инвестиционной политики
Теория Параметры воздействия Область возможного применения
Конкурентоспособность наций Конкурентоспособность отраслей и регионов Отслеживание факторов конкурентоспособности отраслей и отраслевых кластеров и влияние на них посредством региональной экономической политики
Электическая парадигма Мотивация инвестирования и привлекательность для инвесторов региона-реципиента Выявление факторов успеха компаний на других региональных рынках и формирование на этой основе в регионе условий для их реализации, а также повышение существующих преимуществ региона
— стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, т. е условия создания и управления фирмой, характер конкуренции на внутреннем рынке6.
Остановимся на описании данных факторов более подробно.
Факторные условия представляет собой набор компонентов, необходимых для деятельности фирм в отрасли. В число факторов производства, определяющих конкурентное преимущество, включаются; рабочая сила и ее количество, квалификация и стоимость; физические ресурсы, т. е. количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, климатических условий и других природных условий; инфраструктура, включающая в себя транспортную систему, систему связи и почтовых услуг, здравоохранение и др.
Условия спроса характеризуются объемом и характером роста внутреннего спроса, его структурой. Характеристики спроса представлены его сегментированностью, требованиями потребителей к товарам и услугам, предлагаемым отраслью, платежеспособностью потребителей и развитием их потребностей. По сути дела, это преимущества, обусловленные емкостью и качеством внутреннего рынка товаров или услуг.
Конкурентные преимущества, обусловленные наличием родственных и поддерживающих отраслей, определяются доступностью и ценой товаров и услуг отраслей-поставщиков, возможностями обмена информацией и техническими достижениями с родственными отраслями.
Стратегия фирмы, ее структура и конкуренция представлены параметрами, определяющими способность фирмы к функционированию в новой среде, конкурентной средой отрасли.
Для целей определения отраслевых предпочтений инвесторов в рамках отраслей экономики представляется необходимым провести анализ конкурентных преимуществ региона в отраслевом
6 Портер М. Международная конкуренция: Пер с анг / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 92.
срезе, определив состояние каждого из условий, определяющих конкурентоспособность отрасли. Для этого предлагаем использовать модель, где качественно и количественно оцениваются позитивные и негативные параметры факторов развития отрасли и позитивные и негативные параметры спроса на ее продукцию, а также наличие и состояние развития родственных и поддерживающих отраслей.
На основе отраслевого анализа определяется приоритетная сфера регионального развития. Позитивным моментом использования данного подхода является тот факт, что в рамках проводимого анализа формируется кластер взаимосвязанных отраслей, посредством выделения родственных и поддерживающих отраслей, которые следует развивать и инвестиционно поддерживать в целях обеспечения конкурентоспособности основного отраслевого продукта региона. Для этого разрабатываются локальные инвестиционные стратегии для каждой отрасли, составляющие конкурентоспособный отраслевой кластер региона. При разработке таких стратегий возможно использование модели анализа инвестиционных портфелей, основанной на построении матрицы ADL7. В основу создания такой модели положено следующее. Согласно концепции жизненного цикла отрасли, она в своем развитии, как правило, проходит последовательно четыре стадии: зарождение, рост (или развитие), зрелость, старение. Основное теоретическое положение модели состоит в том, что и отдельно взятый вид бизнеса любой территории может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать через призму жизненного цикла отрасли. Каждый вид бизнеса в регионе может занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую.
Сочетание двух параметров — четырех стадий жизненного цикла производства (размещаемых по вертикали) и пяти конкурентных позиций (раз-
7 Стратегия развития Республики Алтай до 2010 г. / Под ред. Л. М. Шодоевой. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. университет, 2004. С. 239
мещаемых по горизонтали) формируют матрицу, насчитывающую двадцать ячеек. Все виды бизнеса, составляющие конкурентоспособный отраслевой кластер, размещаются в матрице. В зависимости от положения вида бизнеса в матрице предлагается стратегический подход к его инвестированию.
После размещения в матрице ADL всех видов бизнеса, входящих в конкурентоспособный отраслевой кластер экономики региона, осуществляется их разбиение на группы по преобладающему стратегическому подходу к инвестированию. В результате этого формируются группы видов бизнеса по подходам к инвестированию. Первую группу составляют виды бизнеса, развитие которых является неизбежным для региона. Эта так называемая область «естественного выбора» охватывает несколько ячеек, сосредоточенных в верхнем левом углу матрицы ADL, и представлена новым для региона бизнесом, получившим широкое развитие в последние годы. Эти отрасли являются приоритетными для частного инвестирования и активной государственной поддержки. Вторую группу составляют виды бизнеса, требующие избирательного финансирования (например: избирательно инвестируйте в совершенствование бизнеса, инвестируйте в поддержку объемов бизнеса и т. д.). Данные виды бизнеса требуют «специфического выбора» инвестиционной стратегии. Как правило, эти виды бизнеса сосредоточены в центре матрицы ADL. Расположение бизнеса в матрице ADL, его точечная позиция подсказывают характер инвестирования. Применительно к каждому бизнесу формируются общие подходы к вложению частных и государственных инвестиций. Третью группу составляет бизнес, преодолевший пик своего развития. Эти виды бизнеса, как правило, сконцентрированы в нижнем левом углу матрицы. Для этих видов бизнеса предлагается набор так называемых уточненных стратегий инвестирования за счет собственных источников и привлечения частных инвестиций. Эти отрасли, за редким исключением, не являются объектом для государственных инвестиций. В четвертую группу входит бизнес, завершающий свой жизненный цикл. Эти виды бизнеса сосредоточены в нижнем правом углу матрицы. Из этих видов бизнеса выделяются социально значимые виды и для них формируются инвестиционные стратегии вложения государственных средств. Остальные отрасли, составляющие данную группу, не рассматриваются в качестве объектов инвестирования.
Соединение разработанных стратегических подходов (локальных стратегий) к инвестированию
отдельных видов бизнеса, составляющих конкурентоспособный отраслевой кластер региональной экономики, дает возможность определить параметры единой региональной стратегии инвестиционной политики экономического роста.
Данный методологический подход к формированию стратегии инвестиционной политики экономического роста был использован при разработке стратегии развития Республики Алтай до 2010 г. Методика SWOT-анализа позволила установить, что перспективное развитие Республики Алтай (РА) основано на преимущественном развитии туристической отрасли как отрасли специализации региона в межрегиональном разделении труда. Это обусловлено следующими факторами. Природные ресурсы Республики Алтай сохранились практически в первобытном виде, растительный и животный мир — богаты и разнообразны, что потенциально выдвигает республику на роль рекреационной территории регионального, российского и международного значения. Социально-культурный потенциал представлен уникальными историческими и археологическими памятниками; разнообразными этническими традициями, обычаями и обрядами; местными промыслами и ремеслами. Трудовой потенциал с количественной точки зрения является достаточным. В то же время профессиональный состав трудовых ресурсов РА для дальнейшего развития туризма неоптимален. На ряд профессий (например, бармен) спрос превышает предложение, что приводит к привлечению сезонной рабочей силы из-за пределов региона. Производственный потенциал для реализации данной стратегии представлен сетью гостиниц и туристических баз. Кроме того, указанный потенциал связан с инфраструктурой туризма. Туристические базы с точки зрения развития иностранного туризма по комфортности не отвечают требованиям мировых стандартов. Зачастую и российский турист требует лучших условий проживания и сервиса. Инфраструктура же туризма (дорожная сеть, современные линии связи, сеть развлечений и т. д.) является одним из слабых мест и выступает ограничением в развитии туристской отрасли. Финансово-инвестиционный потенциал отрасли представлен большей долей частных инвестиций. Потребность же в инвестиционных ресурсах для строительства туристических объектов на территории РА остается острой. В условиях ограниченности инвестиционных средств выделяемые государственные инвестиции должны использоваться для создания крупных туристических объектов и объектов инфраструктуры, которые составят
системообразующую основу отрасли. Необходимо также сохранение современного объема частных инвестиций в небольшие туристические проекты.
Наличие описанных условий, существующих в Республике Алтай, позволяет создать конкурентоспособный продукт — туристические услуги, которые могут быть востребованными подавляющим большинством жителей Сибирского федерального округа, частью населения Европейской части России и Дальнего Востока, иностранными клиентами. Населением близлежащих регионов являются востребованными: рекреационный потенциал региона, возможности для организации отдыха, в том числе активного (горные лыжи, рафтинг, конные и пешие туристические маршруты, альпинизм и пр). Для населения Европейской части России привлекательными являются возможности, предоставляемые Республикой Алтай в части активного и санаторно-курортного отдыха. Для иностранных туристов активный туризм в сочетании с научно-познавательным ставит Республику Алтай много выше других регионов России и зарубежья, продающих активные туры.
Использование методики оценки конкурентного статуса отрасли позволило определить основные характеристики современного состояния и развития туристической отрасли в Республике Алтай. Предоставляемые туристические услуги дифференцированы по уровням доходов потребителей и имеют свой целевой рынок. Размещение туристических баз в регионе позволяет в полной мере ознакомить туристов с биологическим и природным разнообразием региона, древними историческими памятниками (петроглифы, курганы и пр.) и тем самым сформировать многофункциональный региональный туристический продукт, включающий в себя несколько видов туризма (пеший, конный, водный, лечебный, историко-познова-тельный и пр.). В настоящее время подавляющим большинством туристических операторов региона предлагается унифицированный продукт (проживание в летний период с трехразовым питанием и незначительной экскурсионной программой и рафтингом), что обусловливается финансовыми возможностями туристических операторов и наличием у них средств обслуживания туристов.
Туристов, приезжающих сегодня в Республику Алтай, в первую очередь устраивает стоимостная вилка услуг, оказываемых в регионе. Это и определяет поток туристов в регион.
Развитие опережающими темпами туристической отрасли в регионе невозможно без развития
сопутствующих и поддерживающих отраслей. К числу таких отраслей относятся:
— сельскохозяйственное производство;
— перерабатывающая промышленность;
— промышленность строительных материалов;
— транспорт;
— строительство;
— торговля;
— связь.
Данные отрасли образует конкурентоспособный отраслевой кластер экономики Республики Алтай.
Вместе с тем развитие любой из вышеназванных отраслей имеет существенные отличительные особенности. Так, если становление и развитие торговли, связи, пищевой и деревоперерабаты-вающей промышленности, строительства определяется внутренними факторами, присущими данным отраслям, то функционирование сельскохозяйственного комплекса, промышленности строительных материалов, транспорта и дорожного строительства — уровнем государственной поддержки и регулирования. Поэтому параллельно поддержке развития в регионе туристической отрасли следует осуществлять меры по поддержке сельскохозяйственного производства (производство мяса, овощей, плодово-ягодной продукции, зерновых), производства строительных материалов (железобетон, деловая древесина), развития транспорта (пассажироперевозки) и дорожного хозяйства.
Разработка локальных инвестиционных стратегий для данного кластера была осуществлена на основе ранее описанных принципов построения ЛDL-матрицы. В основу формирования локальных инвестиционных стратегий по отраслям, входящих в кластер, были положены следующие правила инвестирования:
— отрасли активного инвестирования (отрасли «естественного выбора») ориентированы в большей мере на частные инвестиции. Государство может предоставлять инвестиционные кредиты, участвовать в уставном капитале предприятий, социально значимым отраслям предоставляются субсидии;
— отрасли вторичного инвестирования (отрасли «специфического выбора») наряду с частными инвестициями могут иметь государственную поддержку, однако эта поддержка должна носить косвенный характер;
— стареющие и производящие неконкурентоспособную продукцию отрасли ориентированы на развитие только за счет внутренних источников. Государство инвестирует только в социально значимые отрасли;
— в убыточные отрасли инвестиции нецелесообразны. Государство может дотировать только производство социально значимых продуктов.
На основе вышеизложенных принципов разработаны инвестиционные стратегии для отраслей экономики, образующих конкурентный отраслевой кластер экономики Республики Алтай, в котором туризм является бизнесом «естественного выбора», а все остальные — «специфического выбора».
1. Туризм. В существующей сегодня системе продуктов региональной экономики туризм относится к продуктам, требующим минимального государственного вмешательства для обеспечения развития и продвижения на рынок. Туристические предприятия относятся к предприятиям самодостаточным и самообеспечивающимся в финансовом и инвестиционном отношениях. В этой связи со стороны государства, а применительно к Республике Алтай — органов власти РА, требуется снятие административных барьеров с развитием туризма и поддержка крупных инвестиционных объектов, к числу которых относятся горно-лыжные комплексы, комплексы санаторно-курортной направленности вместимостью более 1 тыс. человек одновременно и значительными объемами вспомогательных сооружений. Предлагается инвестировать избирательно, обеспечивая государственную поддержку путем создания механизма льготного налогообложения. Региональные инвестиции направлять при условии сочетания в бизнес-проектах туристических и санаторно-курортных услуг при достаточно высоком сервисе. Необходима прямая интеграция с предприятиями, находящимися за пределами региона.
2. Животноводство. Удержание доли рынка через повышение эффективности производства и лидерство в ценообразовании при экспорте пантовой продукции. Избирательное инвестирование в производство прочей продукции. Инвестирование в повышение продуктивности скота (племенное производство).
3. Растениеводство. Избирательное инвестирование. Инвестировать только в кормопроизводство.
4. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Инвестировать при условии разработки и применения современных технологий и рационализации системы сбыта.
5. Связь. Для традиционных видов связи необходимо удержание доли рынка через рост производства. Необходимо реинвестировать по мере необходимости. Для новых видов связи необходимо улучшение положения на старте. При наращивании производственных мощностей необходима интеграция с предприятиями, находящимися за пределами республики.
6. Производство строительных материалов. Инвестировать избирательно при условии рационализации производства и выпуске новой продукции.
7. Пищевая промышленность. Естественное развитие через удержание положения и защиту внутреннего рынка. Инвестировать в повышение эффективности производства, в современные технологии, в разработку новых продуктов.
8. Торговля и общественное питание. Необходимо улучшение положения через лидерство в ценообразовании на наиболее важных рынках. Избирательное инвестирование в создание торговых бирж, аукционных и посреднических компаний.
9. Транспорт. Естественное развитие для традиционных видов транспортных услуг. Инвестировать только в авиаперевозки при условии достаточного объема рынка.
10. Дорожное хозяйство. Реинвестирование в строительство и эксплуатацию дорог8.
Разработка инвестиционной стратегии развития региональной экономики является отправной точкой и основой для проведения последующих работ в формировании инвестиционной политики экономического роста, заключающихся в ее наполнении реальным содержанием в форме определения целевых ориентиров, а также форм, методов и инструментария их достижения.
8 Стратегия развития Республики Алтай до 2010 года/ Под ред. Л. М. Шолоевой. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. университет. — 2004. — С. 125