Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКОЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реверсивная логистика / возвратная логистика / критерии эффективности управления реверсивной логистикой / клиентоориентированный подход / эколого-ориентированный подход / Reverse logistics / return logistics / criteria for the effectiveness of reverse logistics management / customer-oriented approach / eco-oriented approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ду Исюэ

Статья посвящена вопросам формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой, в основе которого лежит единый алгоритм управления возвратными потоками в цепи поставок. Проведен сравнительный анализ понятийного аппарата применительно к проблематике управления возвратом. Исследованы точки зрения российских, китайских и других ученых на реверсивную логистику как один из видов стратегической деятельности компании. Развивая идею формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой, автор определили основные цели, задачи и критерии оценки эффективности управления реверсивной логистикой. Одной из ключевых целей управления реверсивной логистикой является создание такой логистической системы, которая бы позволила принимать и реализовывать управленческие решения, направленные на снижение потерь при организации реверсивного движения на основе клиентоориентированного и эколого-ориентированного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A STRATEGIC APPROACH TO REVERSE LOGISTICS MANAGEMENT

The article is devoted to the formation of a strategic approach to reverse logistics management, which is based on a single algorithm for managing return flows in the supply chain. A comparative analysis of the conceptual apparatus applied to the problems of return management is carried out. The points of view of Russian, Chinese and other scientists on reverse logistics as one of the types of strategic activity of the company are investigated. Developing the idea of forming a strategic approach to reverse logistics management, the article defines the main goals, objectives and criteria for evaluating the effectiveness of reverse logistics management. One of the key objectives of reverse logistics management is to create such a logistics system that would allow making and implementing management decisions aimed at reducing losses in the organization of reverse traffic based on customer-oriented and eco-oriented approaches.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКОЙ»

Ду Исюэ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКОЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой, в основе которого лежит единый алгоритм управления возвратными потоками в цепи поставок. Проведен сравнительный анализ понятийного аппарата применительно к проблематике управления возвратом. Исследованы точки зрения российских, китайских и других ученых на реверсивную логистику как один из видов стратегической деятельности компании. Развивая идею формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой, автор определили основные цели, задачи и критерии оценки эффективности управления реверсивной логистикой. Одной из ключевых целей управления реверсивной логистикой является создание такой логистической системы, которая бы позволила принимать и реализовывать управленческие решения, направленные на снижение потерь при организации реверсивного движения на основе клиентоориентированного и эколого-ориентированного подходов.

Ключевые слова. Реверсивная логистика, возвратная логистика, критерии эффективности управления реверсивной логистикой, клиентоориентированный подход, экологоориентированный подход.

Du Yixue

FORMATION OF A STRATEGIC APPROACH TO REVERSE LOGISTICS MANAGEMENT

Abstract. The article is devoted to the formation of a strategic approach to reverse logistics management, which is based on a single algorithm for managing return flows in the supply chain. A comparative analysis of the conceptual apparatus applied to the problems of return management is carried out. The points of view of Russian, Chinese and other scientists on reverse logistics as one of the types of strategic activity of the company are investigated. Developing the idea of forming a strategic approach to reverse logistics management, the article defines the main goals, objectives and criteria for evaluating the effectiveness of reverse logistics management. One of the key objectives of reverse logistics management is to create such a logistics system that would allow making and implementing management decisions aimed at reducing losses in the organization of reverse traffic based on customer-oriented and eco-oriented approaches.

Keywords. Reverse logistics, return logistics, criteria for the effectiveness of reverse logistics management, customer-oriented approach, eco-oriented approach.

Введение

Управление реверсивной логистикой является важнейшей задачей, решение которой обусловлено нехваткой ресурсов, изменением климата, увеличением численности населения и его благосостояния, обостряющейся конкурентной борьбой на глобальных рынках и т.д. Управление возвратными потоками

ГРНТИ 06.39.41 EDN OGRGES © Ду Исюэ, 2023

Ду Исюэ - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: duyixue1994@gmail.com. Статья поступила в редакцию 15.09.2023.

позволяет участникам товародвижения избегать ненужных потерь, связанных с реализацией и эксплуатацией товарно-материальных и нематериальных ценностей за счет увеличения продолжительности срока их службы, возможности вторичного использования, перераспределения ресурсов и т.п. Эти и многие другие обстоятельства послужили основанием для формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой, в основе которого лежит единый алгоритм управления возвратными потоками в цепи поставок. Материалы и методы

В настоящее время в специальной литературе используются различные термины применительно к проблематике управления возвратом. Наибольшее распространение получили термины «return logistics» (русс. «возвратная логистика») и «reverse logistics» (русс. «реверсивная логистика»). Рассмотрим эти дефиниции и разграничим область их применения.

Прилагательное Reverse в переводе с английского означает обратный, противоположный. Глагол Return в переводе с английского означает вернуть, отдавать, возвращать. Обращая внимания на оттенки значений этих слов, можно сделать вывод, что понятие Reverse имеет более широкое значение, поскольку предполагает обратное или противоположное движение основному потоку, при этом реверсивное движение обратно прямому движению, но не обязательно в точности повторяет прямой поток. Понятие Return предполагает возврат того, что было ранее отравлено в прямом направлении. Иными словами, обратный поток повторяет прямой поток, но в обратном направлении.

Сток Дж.Р. и Ламберт Д.М. рассматривают reverse logistics как существенный компонент концепции логистики. Под реверсивной логистикой они понимают не только обработку возвращаемых товаров («return logistics»), но и переработку и утилизацию как самих товаров, так и отходов материалов, из которых они были изготовлены [1, с. 22]. Среди причин возврата товаров Сток Дж.Р. и Ламберт Д.М. указывают: обнаруженные существенные недостатки; доставку товаров в избыточном количестве; ошибки при перевозках или встречной торговле и др.

Справочник издательства Gower, вышедший под редакцией Дж. Гатторны, акцентирует внимание на понятии «возвратная логистика», под которой понимаются «виды деятельности, направленные на недопущение возврата продукции, для сокращения объема материалов в системе прямого перемещения, чтобы меньший поток материала шел в обратном направлении, и для обеспечения повторного использования и повторной переработки материалов» [2, с. 352].

Коллективное мнение авторов, представленное профессором Щербаковым В.В., основано на утверждении, что «логистика возвратов включает в себя услуги по приему возвратного груза у клиентов; его экспедированию на склад; сортировку; проверку на брак и упаковку; экспедирование груза на склад производителя; оформление всех необходимых документов» [3, с. 237]. Этими же авторами определен и состав возвратных потоков [3, с. 215]: товары; порожняя тара, поддоны, упаковочный материал; мусор; отходы.

По мнению Букринской Э.М., основная цель реверсивной логистики состоит в «обеспечении экологически и экономически эффективного повторного использования отходов продукции и тары (упаковки) в воспроизводственном цикле» [4, с. 12].

Зуева О.Н. отмечает, что реверсивная логистика направлена «на планирование, реализацию и контроль процессов, обслуживающих возвратные логистические товаропотоки, направленные из сферы обращения и потребления в результате обратного перераспределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их стоимости» [5, с. 108].

Китайские специалисты Chiou C.Y., Chen H.C., Yu C.T., Yeh C.Y. в результате исследований установили, что реверсивную логистику необходимо рассматривать как один из видов стратегической деятельности компании, поскольку она создает ценность и позволяет достигать следующих преимуществ [6, с. 375]: получение дополнительного дохода; снижение эксплуатационных расходов; сведение к минимуму альтернативных издержек, связанных с дефектными или устаревшими продуктами. Кроме этого, они также выделяют причины экологического характера, которые влияют на принятие решений по управлению реверсивной логистикой - это ужесточение требований к утилизации продуктов и управлению отходами.

168

Ду Исюэ

Chiou C.Y., Chen H.C., Yu C.T., Yeh C.Y. выделяют следующие критерии реализации реверсивной логистики [6, с. 376]: экономические критерии (объемы переработки; затраты на переработку; общие производственные затраты; увеличение объема продаж новых продуктов); экологические критерии (экологические нормы и директивы; осведомленность потребителей об окружающей среде; взаимодействие с заинтересованными сторонами; информационная система управления реверсивной логистикой); корпоративные критерии (ответственность; конкурентное давление; рекламное продвижение имиджа; система управления переработкой и сервис по переработке отходов). Результаты

Развивая идею формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой и создания оценочных критериев, определим основные цели, задачи и метрики оценки эффективности управления реверсивной логистикой. По нашему мнению, одной из ключевых целей управления реверсивной логистикой является создание такой логистической системы, которая бы позволила принимать и реа-лизовывать управленческие решения, направленные на снижение потерь при организации реверсивного движения на основе клиентоориентированного и экологоориентированного подходов.

К задачам формирования стратегического подхода к управлению реверсивной логистикой следует отнести: создание логистической системы, обеспечивающей эффективное реверсивное движение ресурсов, основанной на концепции снижения издержек; создание экологоориентированного подхода при управлении возвратными потоками на всех стадиях товародвижения; выработку общей стратегии управления возвратными потоками на всех стадиях товародвижения; создание нормативно-правовой базы, учитывающей интересы всех сторон - участников реверсивного движения; создание клиентоори-ентированного подхода при принятии решений об инициации возврата. Каждой из представленных задач соответствуют оценочные критерии (см. рисунок).

Рис. Критерии эффективности управления реверсивной логистикой

Экономические критерии эффективности управления реверсивной логистикой направлены на оптимизацию затрат и повышение прибыли компании за счет сокращения издержек и оптимизации бизнес-процессов управления возвратными потоками.

Экологические критерии позволяют отслеживать уровень негативного воздействия на окружающую среду с целью его сокращения за счет переработки и утилизации отходов, а увеличение объемов повторно используемых ресурсов способствует снижению потребления природных ресурсов и повышению экологической устойчивости.

Корпоративные критерии позволяют соотнести управление реверсивной логистикой со стратегией компании, ее миссией и ценностями. Эффективному управлению реверсивной логистикой способствует создание единой информационной системы управления возвратными потоками во всей цепочке создания ценности.

Нормативно-правовые критерии отражают готовность компании соответствовать мировым и национальным законодательным нормам и требованиям, а также корпоративным стандартам, связанным с обращением, переработкой и утилизацией отходов.

Клиентоориентированность как критерий эффективности управления реверсивной логистикой отражает готовность компаний учитывать потребности и ожидания клиентов в предоставлении услуг по возврату и переработке товаров, что повышает их лояльность.

Заключение

Учет этих критериев позволяет достичь оптимального использования ресурсов, минимизировать отходы, сократить финансовые потери, связанные с управлением возвратными потоками. Кроме этого, такой подход позволит повысить экологическую устойчивость логистической системы, а также укрепить корпоративную репутацию и удовлетворить потребности клиентов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. СтокДж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.

2. Управление цепями поставок. Справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гатторны. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.

3. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

4. Букринская Э.М. Реверсивная логистика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 78 с.

5. Зуева О.Н. Реверсивная логистика в управлении запасами // Известия ИГЭА. 2009. № 1. С. 107-111.

6. Chiou C. Y., Chen H. C., Yu C. T., Yeh C. Y. Consideration Factors of Reverse Logistics Implementation - A Case Study of Taiwan's Electronics Industry // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 40. Р. 375-381

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.