Научная статья на тему 'Формирование стратегического подхода к учету затрат коммерческого предприятия'

Формирование стратегического подхода к учету затрат коммерческого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирьянова В. А., Бекетова О. С.

В современных условиях хозяйствования процесс принятии управленческих решений стратегического характера базируется на различной информации, в том числе о затратах. Данные о затратах используются для разработки стратегии, направленной на достижение устойчивых преимуществ в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегического подхода к учету затрат коммерческого предприятия»

УДК 657.471

В.А. Кирьянова, О.С. Бекетова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УЧЕТУ ЗАТРАТ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях хозяйствования процесс принятии управленческих решений стратегического характера базируется на различной информации, в том числе о затратах. Данные о затратах используются для разработки стратегии, направленной на достижение устойчивых преимуществ в долгосрочной перспективе.

Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в системе анализа затрат. Это связано с тем, что в настоящее время осуществляется переход от традиционного к стратегическому учету. Так как сложившаяся система бухгалтерского учета затрат не обеспечивает в полной мере аналитичность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности определения факторов, оказывающих влияние на поведение затрат. Отсюда следует понимание необходимости разработки предложений по переходу системы учета на новый виток развития.

Под стратегическим управлением затратами мы понимаем процесс оценки финансового влияния альтернативных управленческих решений, рассмотренный в стратегическом контексте. При этом мы считаем, что достижение стратегического успеха происходит через верное позиционирование предприятия на рынке и поддержание, и развитие устойчивого конкурентного преимущества. В этом случае, по нашему мнению, результатом будут высокие прибыли для предприятия, а также есть вероятность сохранения положительных результатов его деятельности в течение длительного времени.

С точки зрения разработки и внедрения стратегии, управление предприятием - это непрерывный циклический процесс, включающий этапы (см. рисунок 1):

Формулировка стратегии ^

Распространение в организации информации о выбранном стратегическом направлении ^ Разработка и осуществление тактических шагов для проведения в жизнь стратегической линии ^ Разработка и внедрение методов контроля для отслеживания успешности осуществления практических шагов и, следовательно, успеха в достижении стратегических целей

Рис. 1. Этапы управления предприятием с точки зрения разработки и внедрения стратегии

Как показывают наши исследования, стратегическое управление затратами - это применение в управлении информации о затратах, которое четко ориентировано на одну или более из четырех стадий стратегического управления.

В ходе проведения нашего исследования было выявлено, что процесс формирования стратегического подхода к учету затрат базируется на нормативно-правовой базе регулирования затрат. По мнению авторов научно-исследовательской работы, стратегический учет - одно из новых направлений развития учета в России. Он находится на стадии развития, и поэтому требует осмысления исторического опыта особенностей создания и использования данных бухгалтерского учета.

Система эффективно отлаженного правового и методологического регулирования затрат бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов, представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема нормативно-правовой базы учета расходов организации

Рис. 3. Цепочка ценностей предприятия

Превосходящая

Относительная позиция по дифференциации

Отстающая

А.Преимущество на основе дифференциаци и В.Преимущество на основе дифференциации и затрат

С.«Застрявшие посередине» О.Преимущество на основе низких издержек

Отстающая Превосходящая

Относительная позиция по затратам

Рис. 4. Схема концепции стратегического позиционирования

Затратообразующие факторы

Структур н ые

- Масштаб (объем инвестиций);

- Диапазон (степень вертикальной интеграции);

- Опыт производственной деятельности;

- Технология на каждой стадии цепочки затрат;

■ Сложность (широта ассортимента изделий или услуг).

Функциональн ые --------------- +

- Вовлеченность рабочей силы;

- Комплексное управление качеством;

- Использование мощностей; - Эффективность планировки предприятия; - Конфигурация проекта;

- Интеграция (использование связей с

поставщиками и заказчиками)

Рис. 5. Классификация затратообразующих факторов для целей стратегического учета

На наш взгляд, появление стратегического управления затратами явилось результатом слияния трех основных концепций по стратегическому управлению:

- анализ цепочки ценностей - система стратегического управления затратами, позволяющий определить какие виды деятельности в цепочке ценностей потенциально имеют конкурентные преимущества. Предприятие может улучшить свою рентабельность, не только изучив свою цепочку ценностей, но также понимая, то, как деятель-

ность этого предприятия по созданию цепочки ценностей сочетается с цепочкой ценностей поставщиков и покупателей;

Концепция цепочки ценностей включает, но не ограничивается, традиционными взглядами, что цепочка ценностей предприятия представляет собой набор видов экономической деятельности, которые осуществляет данное предприятие в различных областях функционирования. Этот традиционный взгляд был графически представлен Портером (рисунок 3).

- анализ стратегического позиционирования - представляет собой стратегическое использование своих конкурентных преимуществ, Существует несколько направлений достижения конкурентных преимуществ, но наиболее общими являются: лидерство в издержках, дифференциация продукции и фокусирование продукции;

Концепция стратегического позиционирования схематично представлена на рисунке 4.

- анализ затратообразующих факторов - установление факторов измерения затрат, которые объясняют разницу в затратах для каждого вида экономической деятельности, создающего ценность.

Наши исследования показывают, что затратообразующие факторы разбиваются на две категории (рисунок 5).

Каждая из выше описанных концепций представляет собой результаты исследований и анализа, при которых информация о затратах рассматривается под совершенно иным углом зрения, чем это делается в традиционном учете.

Таким образом, стратегическое управление затратами представляет собой, является подходом с более широким охватом, чем точка зрения традиционного управленческого учета.Мы считаем, что становление российского стратегического управления затратами должно идти через изучение, освоение и переосмысление наследия отечественной учетно-аналитической школы, с одной стороны, и освоение и разумное применение западных теорий и методов управления с другой стороны.

Список литературы

1. Портер, М. Конкурентное преимущество; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.

2. Николаева, О.Е. Стратегический управленческий учет/ О.Е.Николаева, О.В.Алексеева. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

3. Богатко, А.Н. Стратегический учет в коммерческих организациях / Дисс...канд. эконом. наук. - М. - 2004.

УДК 657.1

В.А. Кирьянова, Е.Ю. Генералова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

At the enterprise there are some information subsystems, such as financial, administrative and others. For optimum performance of information system their full interaction at various levels is necessary, but without integration already at a methodological level effective interaction of various information subsystems is impossible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.