Научная статья на тему 'Аспекты организации стратегического управленческого учета затрат в экономическом субъекте'

Аспекты организации стратегического управленческого учета затрат в экономическом субъекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО / УЧЕТ ЗАТРАТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ / COSTS OF PRODUCTION / COSTS ACCOUNT / ADMINISTRATIVE ACCOUNT OF COSTS / STRATEGIC ACCOUNT OF COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жабер Галина Ивановна, Кирьянова Виолетта Анатольевна, Крылова Валентина Владимировна

Исследованы аспекты организации стратегического управленческого учета затрат в экономическом субъекте. Основное внимание уделено данному виду учета затрат с точки зрения концепций: цепочки ценностей, стратегического позиционирования и затратообразующих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ORGANIZATION OF STRATEGIC ADMINISTRATIVE ACCOUNT OF COSTS IN THE ENTERPRISE

Organization’s aspects of strategic administrative account of costs in the enterprise is searched in the article. Basic attention is spared to this kind of costs account from the point of view conceptions: valuable chain, strategic positioning and costs factors.

Текст научной работы на тему «Аспекты организации стратегического управленческого учета затрат в экономическом субъекте»

IMPROVE THE HANDLING OF SEARCH AND SELECTION OF PROJECTS IN THE INFORMAL MARKET VENTURE CAPITAL

M.N. Pereverzeva, S.A. Popov, T.N. Pereverzeva

The modern condition of the Russian market of venture investment is considered. The role of a "sowing" stage in increase of general efficiency of investment is especially noted. The set of the major factors constraining its development, and their interrelation is revealed. The general principles of construction of system of a supply with information of interaction of objects and subjects of venture investment at a "sowing" stage, as a institutional method of increase of efficiency of venture activity in Russia are offered.

Key words: a business idea, a venture project, a business angel, a recipient of venture investments, a supply with information of the environment of "sowing" investments.

Pereverzeva Margarita Nikolaevna, candidate of economic science, docent, pereverzeva_rita@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Popov Sergey Anatolyevich, candidate of technical science, docent, manager of department, spopov@rambler.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Pereverzeva Tatjana Nikolaevna, senior teacher, pereverzeva.t@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 338.24

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУБЪЕКТЕ

Г.И. Жабер, В.А. Кирьянова, В.В. Крылова

Исследованы аспекты организации стратегического управленческого учета затрат в экономическом субъекте. Основное внимание уделено данному виду учета затрат с точки зрения концепций: цепочки ценностей, стратегического позиционирования и затратообразующих факторов.

Ключевые слова: затраты на производство, учет затрат, управленческий учет затрат, стратегический учет затрат.

Для принятия обоснованных и эффективных оперативных и стратегических решений необходимо эффективное управление экономическим субъектом. Это возможно с помощью ведения управленческого учета в экономическом субъекте.

Необходимо отметить, что управленческий учет - это система достижения целей и составная часть управления экономическим субъектом в целом. Данный вид учета позволяет осуществлять контроль за достижением как оперативных, так и стратегических целей деятельности экономического субъекта. Следовательно, управленческий учет как систему необходимо рассматривать с позиции двух составляющих: управленческий и стратегический управленческий учет.

Согласно Вахрушиной М.А. «управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета экономического субъекта, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки экономического субъекта в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет представляет собой одновременно и систему, и область исследований. Он является важным элементом системы управления экономическим субъектом и функционирует параллельно с системой финансового учета» [1].

В свою очередь, стратегический управленческий учет - одно из новых направлений развития управленческого учета, изучающее деятельность экономического субъекта не только «изнутри», но и за его пределами [2].

Как свидетельствует мировая практика, ведение стратегического управленческого учета позволяет экономическому субъекту более эффективно собрать и обработать информацию о его деятельности для принятия стратегических управленческих решений.

Так как с классической точки зрения основной целью деятельности каждого экономического субъекта является максимизация прибыли, то необходимо разрабатывать направления достижения данной цели. Одним из путей ее достижения является минимизация затрат экономического субъекта.

Именно поэтому в условиях рыночных отношений затраты производства являются наиболее важным объектом управления.

Исходя из этого, мы остановимся на исследовании непосредственно стратегического управленческого учета затрат.

Данный учет затрат включает в себя три основных финансовых элемента [3]:

1) построение цепочки ценностей;

2) учет стратегического позиционирования;

3) учет затратообразующих факторов.

В каждом из этих элементов информация о затратах и ее анализ строится абсолютно по-другому, чем в традиционном управленческом уче-

те. В рамках стратегического управленческого учета затрат эффективный учет затрат требует более широкого рассмотрения с выходом за пределы экономического субъекта. М. Портер назвал это цепочкой ценностей экономического субъекта [4].

Система цепочки ценностей - это метод классификации видов деятельности, имеющих для экономического субъекта большую ценность, чтобы понять поведение затрат и источники их возникновения.

М. Портер представил цепочку ценностей составляющих видов деятельности экономического субъекта, показанную на рисунке [4].

Цепочка ценностей по М. Портеру

При изучении каждого этапа цепи, можно лучше понять структуру затрат и ее основные составляющие. В свою очередь каждый вид затрат на определенном этапе цепи связан с активами экономического субъекта. Цепочка ценностей позволяет оценить затраты по каждому виду деятельности соотнося их с соответствующими активами. Поэтому на этапе оценки затрат экономический субъект свободно может определить резервы по снижению издержек.

Построение и применение методики цепочки ценностей экономического субъекта, на наш взгляд, позволяет [5]:

1) выявить цепочки ценностей конкретной отрасли экономического субъекта и определить затраты, доходы и активы по видам деятельности, создающие для него ценность.

Для этого необходимо выделить виды деятельности, которые:

- представляют собой существенный процент в затратах на производство;

- поведение затрат этого вида деятельности отличается от другого;

- осуществляются конкурентами отличными от экономического субъекта способами;

- обладают большим потенциалом в целях дифференциации затрат и продукции;

2) установить затратообразующие факторы, определяющие вид деятельности экономического субъекта.

Данные факторы позволяют объяснить разницу в затратах каждого вида деятельности. Это необходимо для того, чтобы:

- более полно провести анализ цепочки ценностей. Необходимо отметить, что анализ затрат по видам деятельности является только ее составляющей;

- формировать конкурентоспособное преимущество экономическо-

го субъекта на рынке;

- правильно понять позиционирование экономического субъекта в условиях текущей рыночной конъюнктуры на рынке среди своих конкурентов;

3) создать устойчивое конкурентное преимущество для лучшего управления затратами, или путем корректировки цепочки ценностей.

Как только экономический субъект сформировал цепочку ценностей и установил факторы изменения затрат для конкретных видов деятельности, создающих ценность для экономического субъекта, он может получить преимущество среди своих конкурентов применяя один или оба одновременно метода:

- управлять факторами изменения затрат эффективнее, чем его конкуренты. При использовании этого метода, преимущество может быть достигнуто на основе дифференциации продукции или себестоимости путем сопоставления цепочек ценностей по нескольким экономическим субъектам;

- корректировать существующую цепочку ценностей в зависимости от изменения условий рыночной конъюнктуры.

Исходя из выше сказанного, целесообразно выделить направления построения цепочки ценностей. В качестве основных мы выделяем:

- формирование наилучшего опыта осуществления конкретного вида деятельности;

- определение наиболее оптимального и эффективного способа минимизации издержек;

- повышение конкурентоспособности экономического субъекта на основе анализа там, где затраты оказались выше, чем у других экономических субъектов.

Таким образом, эффективное управление цепочкой ценностей позволяет создать главные достоинства экономического субъекта и превратить их в конкурентное преимущество.

В процессе применения стратегического позиционирования учет и анализ затрат зависит от выбранного экономическим субъектом направления в конкурентной борьбе. В зависимости от положения экономического субъекта на рынке, он может удерживать лидирующее для себя положение либо с помощью минимизации затрат (лидерство на основе затрат), либо предлагая продукцию, превосходящую продукцию конкурентов (дифференциация продукции) [6].

Учет и контроль затрат становится более понятным только тогда, когда ясна стратегия, по которой двигается экономический субъект. В этом случае контроль затрат должен соответствовать выбранной экономическим субъектом стратегии. Это можно объяснить тем, что:

- для успешной реализации стратегии необходимо формировать свои цели, расставлять приоритеты в каждом конкретном случае свои, со-

блюдать необходимую квалификацию и поведение;

- должна эффективно осуществляться система контроля в зависимости от направления действия экономического субъекта.

Для эффективного осуществления данной стратегии необходимо учесть внешние и внутренние факторы экономического субъекта.

Стратегическое позиционирование на рынке в первую очередь определяет положение продукта на данном рынке. На это могут влиять такие факторы как: расширение сферы деятельности, цена и качество, производительность, дизайн, скидки, обслуживание, имидж экономического субъекта и продукта в нем, а так же совокупность этих факторов.

Необходимо так же учесть и то, что на одном рынке для потребителей данный продукт экономического субъекта более значим, а на другом -менее. Это говорит о возникновении такого фактора как сегментация рынка. В данной ситуации может возникнуть проблема того, что экономический субъект выставляет продукт высокого качества по оптимальной для себя цене, а потребитель может отнестись к данному продукту как среднего качества и по высокой цене. К тому же большинство потребителей хотели бы приобрести продукт по более низкой цене. Поэтому экономический субъект должен искать пути снижения затрат на производство в первую очередь именно этого вида продукции, чтобы добиться успешного позиционирования продукта на рынке. Это возможно при:

1) определении целевых показателей прибыли на данный продукт;

2) достижении определенного уровня финансового результата, т.е. величины прибыли;

3) создании такого продукта, который интересен покупателям на рынке при любых условиях. Покупатели готовы купить этот продукт, и он им более интересен, чем аналогичный продукт у конкурентов.

Только при наличии таких конкурентных преимуществ у продукта, экономический субъект будет действовать на рынке более эффективно.

Как показывает практика, для создания конкурентных преимуществ продукции может быть применено два варианта:

1) они могут быть у самого продукта. Например, за счет цены. Часто продукт покупается потому, что он более дешевый. При этом он может приобретаться и тогда, когда не имеет потребительской полезности для покупателя;

2) дифференциация данного продукта. Она может создаваться не значительными отличиями друг от друга. Например, создание другой марки продукта.

Так же конкурентное преимущество может создаваться за счет рационально выбранной стратегии [7].

Первая стратегия - это лидерство в цене. Экономический субъект ищет варианты снижения затрат и повышения финансового результата. Но в данном случае экономическому субъекту необходимо это сделать так,

чтобы сохранить дифференциацию продукта на рынке. Именно дифференциация является второй стратегией. Только это поможет экономическому субъекту добиться эффективного лидерства в цене. Экономический субъект постоянно ищет и создает минимальные отличительные характеристики своей продукции. Данная стратегия направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, как у конкурентов. Причем данные отличительные особенности необходимо создать для того, чтобы потребитель был заинтересован купить данный продукт, т.е. концентрировать внимание на интересы данных покупателей. Это является третьей стратегией для создания конкурентных преимуществ продукта. Экономический субъект концентрирует внимание потребителя на собственном продукте для того, чтобы удовлетворить особое предпочтение определенной группы потребителей или создать ограниченный доступ к данному продукту (система продажи и доставка продукта). В процессе выполнения данной стратегии экономический субъект одновременно может реализовать и первую и вторую стратегии.

Исследовав стратегическое позиционирование, можно сказать о том, что эффективность и рациональность управления затратами зависит от выбранной экономическим субъектом стратегии.

Применяя такой элемент как затратообразующий фактор, стратегический учет затрат не уделяет особого внимания на поведении затрат. Основной акцент делается на применении таких факторов как структурные (связанные со структурой и технологией производства) и функциональные (при выполнении которых экономические субъекты, управляющие затратами, могут успешно функционировать).

Затраты определяются объемом, производимой экономическим субъектом продукции, и имеют стратегическое значение. При увеличении производительности экономического субъекта, он может снизить затраты, соответственно снизить цену на продукт. Так же экономический субъект может достичь дополнительной дифференциации по продукту на рынке или объединить эти два направления.

Необходимо отметить, что при более детальном изучении данного анализа, это не поможет экономическому субъекту продвинуться достаточно далеко. В данном случае будет более полезен анализ затрат с делением их на переменные и постоянные составляющие по каждому рассматриваемому виду деятельности.

Таким образом, в зависимости от положения экономического субъекта на рынке, он может применить одну или поэлементно несколько концепций в совокупности. Это будет зависеть от того, какие цели преследует экономический субъект, осуществляя свою деятельность на конкретном рынке.

Поведенные исследования показали, что применение данных концепций сводится к учету, анализу и контролю затрат на основе выбранной экономическим субъектом стратегии. Следует отметить, что стратегиче-

ский управленческий учет затрат экономический субъект может вести с помощью применения стратегических показателей. При их внедрении в каждую из концепций стратегического управленческого учета затрат, экономический субъект получит возможность более детально изучить затраты не только в целом, но и по их элементам.

Это позволит экономическому субъекту разработать собственную систему показателей, более эффективно детализирующую выбранную концепцию. В свою очередь разработанная система показателей каждой из концепций будет являться основой эффективного осуществления деятельности экономического субъекта и получения максимального уровня финансового результата.

Рассмотрев стратегический управленческий учет затрат, можно сделать вывод о том, что данный вид учета в свою очередь охватывает учет затрат не только в пределах экономического субъекта, но и за его пределами. Он позволяет экономическому субъекту оценить затраты по каждому виду деятельности начиная от производства продукции и заканчивая ее продажей и послепродажным обслуживанием потребителей данной продукции. Это возможно при применении экономическим субъектом концепции построения цепочки ценностей.

Внедрение концепции стратегического позиционирования позволяет экономическому субъекту создать конкурентные преимущества своей продукции путем дифференциации или лидерства на основе затрат.

Концепция затратообразующих факторов достаточно близка к концепции стратегического позиционирования, так как и в той и в другой конкурентные преимущества достигаются за счет одних и тех же факторов. Однако в концепции затратообразующих факторов учет затрат рассматривается путем структурирования затрат на производство по нескольким показателям: структурным и функциональным. Данные показатели позволяют более детально изучить затраты на производство продукции экономического субъекта. В данном случае экономический субъект учитывая данные показатели может рациональнее оптимизировать затраты на производство и найти пути их снижения.

Необходимо отметить, что экономический субъект, для достижения наилучшего результата, осуществляя свою деятельность на рынке, может применять одну из рассмотренных нами выше концепций или совмещать их применение в совокупности. Внедрение стратегических показателей в каждую из применяемых экономическим субъектом концепций, позволит экономическому субъекту повысить конкурентоспособность и создать дополнительные конкурентные преимущества в процессе осуществления своей деятельности, а так же максимизировать получаемый финансовый результат.

Исследовав данные концепции мы можем сделать однозначный вы-

вод, что стратегический управленческий учет затрат представляет собой абсолютно иной взгляд на управленческий учет. Он имеет более широкий охват, чем традиционный управленческий учет.

Список литературы

1. Безруких П.С. Учет затрат и калькуляция себестоимости в промышленности / П.С. Безруких. М.: Финансы и статистика, 2010.

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2012. 528 с.

3. Николаева О.Е., Алексеева А.В. Стратегический управленческий учет, М.: ЛКИ, 2009. 304 с.

4. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вилямс», 2012.

5. Уорд К. Стратегический управленческий учет. М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2009.

6. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: пер. с англ. СПб.: Бизнес-Микро, 2010. 278 с.

7. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб., 2010.

Жабер Галина Ивановна, канд. экон. наук, доцент, декан факультета «Экономика и управление», Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,

Кирьянова Виолетта Анатольевна, канд. экон. наук, доцент, зам. декана факультета «Экономика и управление», Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,

Крылова Валентина Владимировна, ассистент кафедры «Экономика, финансы и бухгалтерский учет», valentina180387@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева

ASPECTS OF ORGANIZATION OF STRATEGIC ADMINISTRATIVE ACCOUNT OF COSTS

IN THE ENTERPRISE

G.I. Zaber, V.A. Kiryanova, V.V. Krilova

Organization’s aspects of strategic administrative account of costs in the enterprise is searched in the article. Basic attention is spared to this kind of costs account from the point of view conceptions: valuable chain, strategic positioning and costs factors.

Key words: costs of production, costs account, administrative account of costs, strategic account of costs.

Zaber Galina Ivanovna, c.e.s., associate, dean “Economic and administration”, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kiryanova Violetta Anatol’evna, c.e.s., associate, deputy of dean “Economic and administration”, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Krilova Valentina Vladimirovna, assistant of department “Economic, finance and accounting”, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, valentina180387@mail.ru

УДК 657.05

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Г.И. Жабер, Ю.В. Кулакова

Рассмотрены правовое понятие информации, ее юридические свойства. Основное внимание уделено определению ценности информации и ее защите в системе управленческого учета.

Ключевые слова: информация, управленческий учет, защита информации.

Сегодня информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан [1].

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью экономического субъекта, его стратегией и тактикой. Роль информационного ресурса в управлении экономическим субъектом состоит не только в информационной поддержке управленческого учета, но и в новых возможностях управления [2].

На сегодняшний день важнейшей особенностью данных управленческого учета является степень открытости информации, т.к. разглашение, передача, утечка сведений, связанных с производством, технологией, управлением финансами, может привести к необратимым последствиям для экономического субъекта.

Правовое понятие информации закреплено в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [3]. В данном определении термин «информация» является универсальным, обозначающим любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.