Научная статья на тему 'Формирование спроса на право, как одна из характеристик двадцатилетнего развития парламентаризма в республике Башкортостан'

Формирование спроса на право, как одна из характеристик двадцатилетнего развития парламентаризма в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / СПРОС НА ПРАВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АБСЕНТЕИЗМ / PARLIAMENTARISM / THE DEMAND FOR LAW / POLITICAL PROCESSES / ELECTORAL SYSTEM / ABSENTEEISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парфенова С. Р.

В статье рассматриваются некоторые политические факторы, влияющие на развитие парламентаризма в регионе, с учетом исторического своеобразия развития России в первом двадцатилетии после распада Советского Союза. Двадцатилетняя история развития парламентаризма в России дала возможность регионам в период распада огромного государства проявить способность к принятию адекватных мер правового характера, когда спрос на право и потребность в праве стимулировали эволюцию регионального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Парфенова С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of demand for the right, as one of the characteristics of the twenty-year development of parliamentarism in the Republic of Bashkortostan

Some of political factors affecting the development of parliamentarism in the region, taking into account the historical identity of the development of Russia after the collapse of the Soviet Union, that is very relevant in connection with the processes taking place in the post-Soviet Eurasian territory, are discussed in the article. The study used the following scientific methods: comparative-historical method and method of analysis. The main conclusions of the author of the article is based on the belief that the 20-year history of the development of parliamentarianism in Russia allowed the regions during the collapse of the huge State to show the ability to take appropriate legal measures, when the demand for power and the need to encourage the evolution of regional legislation. The beginning of the 90s of 20 th century has established a new relationship between the autonomous territories with the Federal Center, raised them to a new level and defined the subjects of each of the parties. The need for law, a clear manifestation of which was the adoption of the Declaration on the State sovereignty of the Republic of Bashkortostan was suppressed in that period by the fact that many of the laws that existed at the time, in practice, did not work. There are different ways to assess the legal nature and validity of the Declaration on the State sovereignty of the Republic of Bashkortostan, but that it was a response to the need for the law, a response to the lack of a well-functioning mechanism for interaction between the State and society.

Текст научной работы на тему «Формирование спроса на право, как одна из характеристик двадцатилетнего развития парламентаризма в республике Башкортостан»

УДК 34.023

ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРАВО, КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

© С.Р. Парфенова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 57 46.

Еmail: [email protected]

В статье рассматриваются некоторые политические факторы, влияющие на развитие парламентаризма в регионе, с учетом исторического своеобразия развития России в первом двадцатилетии после распада Советского Союза. Двадцатилетняя история развития парламентаризма в России дала возможность регионам в период распада огромного государства проявить способность к принятию адекватных мер правового характера, когда спрос на право и потребность в праве стимулировали эволюцию регионального законодательства.

Ключевые слова: парламентаризм, спрос на право, политическая культура, политические процессы, электоральное поведение, избирательная система, абсентеизм.

Двадцатилетний путь парламента Республики Башкортостан — это путь постоянного развития, трансформации и поиска новых форм и подходов к достижению успехов в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан и решению проблем, характерных не только для субъектов Российской Федерации, но и для России в целом. Спрос на право при этом как алгоритм действий при выражении и реализации государственных интересов всегда, на наш взгляд, лежал в основе принимаемых нормативных правовых актов и решений органов власти республики при организации жизнедеятельности как отдельно взятых территорий — как муниципальных образований, так и субъекта в целом.

Генезис парламентаризма в России является специфическим процессом со своими особенностями и чертами, который способствовал эффективному взаимодействию личности, общества, государства. «Спрос на право для продвижения государственных интересов через призму соединения прерогатив права и свободы» [1] служил надежной гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Политические процессы в Башкортостане, определявшие специфику формирования властных отношений в указанный период (с марта 1995 г. по настоящее время) стали яркой демонстрацией особенностей развития парламентаризма на региональном уровне, характерных для полиэтнической России.

Начало 90-х гг. XX в. установило новый порядок взаимоотношений автономных территорий с федеральным центром, подняло их на новый качественный уровень, определило предметы ведения каждой из сторон. Реальная возможность регионов самостоятельно регулировать экономическое и политическое развитие в составе Российской Федерации оказало большое влияние на развитие политико-правовых институтов в Башкортостане. Потребность в праве, ярким проявлением которой явилось принятие Декларации о государственном суверени-

тете Республики Башкортостан, характерная для демократических государств, подавлялась тем, что многие законы, существовавшие в то время, на практике не работали, Указы носили кратковременный характер и были направлены на урегулирование возникающих и вскоре исчезающих общественных отношений. Можно по-разному оценивать правовую природу и правомерность самой Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, но то, что она явилась своеобразным ответом на потребность в праве, ответом на отсутствие отлаженного механизма взаимодействия государства и общества, вряд ли кто из исследователей однозначно оспорит. Идея о том, что закон может служить простым гражданам для защиты от незаконных действий государства, а также прав граждан в ходе частных сделок, казалась тогда нереальной. Скептицизм имеет место и сегодня, но он совершенно другой природы, а республика уже в новых условиях методично и скрупулезно отстаивает атрибуты государственной власти, проявляет настойчивость в повышении качества и уровня взаимодействия федеральных и республиканских органов власти и органов местного самоуправления.

Однако двадцатилетняя история развития парламентаризма в России дала возможность регионам в период распада огромного государства проявить способность к принятию адекватных мер правового характера, когда спрос на право и потребность в праве стимулировали эволюцию регионального законодательства. Так, принимается Конституция Республики Башкортостан 1993 г., а парламент на целое десятилетие становится иллюстрирующим спрос на право субъектом. Роль законодательного представительного института реализовалась не только в законотворчестве. Конституция Республики Башкортостан 1993 г. наделяла парламент рычагами контроля за исполнительной ветвью власти, и это позволило стабилизировать политическую си-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №1

355

туацию, реализовать экономическую и социальную реформу, а также сохранить и преумножить потенциал инфраструктуры и природных ресурсов Башкортостана. И здесь речь не идет об отказе от принципа баланса властей. Отнюдь, вопрос ставился о совместной конструктивной слаженной работе двух ветвей власти ради достижения одной цели: обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Переходный период в Башкортостане прошел в режиме отказа от излишней политизированности, но, тем не менее, начиная с 2002 г. парламентаризм в Республике Башкортостан трансформируется как политический процесс, законодательный представительный орган становится политическим институтом соотнесения регионального законодательства с федеральным. Вектор административного влияния на формирование представительных органов власти резко сменил свое направление, и причиной тому, представляется, стал законодательный переход к иной избирательной системе, совсем нетрадиционной для России в целом.

Начиная с 2003 г. изменилась практика формирования республиканского парламента. Законодательные изменения в российской избирательной системе, обеспечивающие переход к иной практике, не смогли не только заслонить избирателей от манипулирования их сознанием и результатами голосования, но и в отдельных случаях усугубили ситуацию с формированием перманентных политических процессов. Это отчетливо проявилось в период выборов в Государственную думу Российской Федерации и в период выборов Президента Российской Федерации. Исследователи отмечают, что «результаты выборов определяются во многом не самой процедурой голосования как таковой, а в результате неформального сговора политических элит, который обеспечивается широкомасштабным административным давлением правящей элиты, манипулированием в подконтрольных государству СМИ, а нередко и фальсификацией результатов голосования» [2]. Существует убеждение, что подлинный правопорядок устанавливается не государством, а складывается в недрах гражданского общества, члены которого на собственном опыте убедились, что лишь так, а не иначе они могут гарантировать свою свободу, безопасность и собственность. Мировой тенденцией остается растущая децентрализация государственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ. В этих условиях представляется переход к пропорциональной системе выборов несколько преждевременным. Прежде всего потому, что многопартийная система, определяющая во многом ход политических процессов за рубежом не складывается в России. Реформа партийного законодательства 2004 г. не смогла убедить избирателей, что они являются равноправными участниками избирательного процесса. Пропорциональная системы выборов в условиях огромной территории обречена на непонима-

ние со стороны населения, ведь традиционно в стране сложившаяся политическая культура оперировала понятиями, характерными для однопартийной политической системы. Проблема потребности в праве в связи с этим продолжает оставаться актуальной.

Таким образом, понимание парламентаризма как ответ на спрос на право, осознание его ценности как части политической культуры населения является важнейшим показателем уровня закрепления демократических институтов и эффективного взаимодействия правовых механизмов на территории проживания. Парламентаризм как неотъемлемая часть правового государства не только способствует консолидации ветвей власти, но и повышает уровень политической и правовой культуры, гражданской активности населения. Некоторые итоги генезиса парламентаризма в Республике Башкортостан представляется возможным сформулировать следующим образом. Парламентаризм в Республике Башкортостан (1990—2002) был органично вписан, с точки зрения правовой основы, в Конституцию Республики Башкортостан 1993 г. Перспективы его развития, с точки зрения политической теории, были весьма обнадеживающие. Уход от парламентаризма, связанный с усилением вертикали исполнительной власти и привел, по нашему мнению, к абсентеизму избирателей. Абсентеизм, в свою очередь, как политическое явление, совсем неоднозначно иллюстрирует политические процессы, формируемые в обществе на соответствующей территории в период активной фазы его развития, которая нередко совпадает с избирательной компанией соответствующего уровня. Гражданская сознательность и гражданская инициатива, политическая культура населения, имеющие своим источником первое десятилетие исторического отрезка развития России, формировавшее спрос на право не только у населения, но и у носителей властных полномочий, полагаем, составляющие суть причин абсентеизма избирателей, находятся в состоянии ожидания. Спящий режим гражданской инициативы и политической культуры в республике носит сегодня, на наш взгляд, оттенок привыкания. Кажущаяся возможным оппонентам тенденциозность данного авторского высказывания объясняется теоретическими выводами исследователей, убежденных, что «высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии» [3], является одной из характерных черт демократии. Политические знания, образцы поведения, приобретенные электоратом в начале 90-х, по сути, и представляют часть политической культуры населения, при которой

стабильность политической системы сочетается со свободой членов общества.

В целом в электоральном поведении наблюдается сложная взаимосвязь объективных и субъективных факторов. Электоральное поведение в данном случае рассматривается постольку, поскольку интерес исследования связан с анализом причин спящего парламентаризма как политического явления и зависимости от осознания электоратом отсутствия возможности влияния на эффективность парламентской деятельности, т.е. осознания народовластия или с восприятием электорального поведения как первопричины классического парламентаризма в современной истории. То, что сегодня происходит с правом глав регионов на досрочные выборы, с точки зрения представительной демократии, принижает конституционный принцип народовластия. Безусловно, есть понимание того, что государственная власть не совпадает с населением и осуществляется особым способом, оставаясь при этом формой власти народа, и есть понимание того, что «народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами» [4]. Однако признание народа верховным носителем власти означает признание его, народного, суверенитета. А это означает, что народ самостоятельно, в своих интересах реализует, в т.ч. и организационный принцип обладания властью. И, представляется, что реализация народом властных полномочий должна исходить от него и восходить к нему, в т.ч. и при решении (и (или) легитимации) организационных вопросов исполнения властных полномочий

главами субъектов Федерации. Таким образом, демократическая легитимация как базовый принцип демократии оказывает определенное влияние на политическую культуру в целом и на абсентеизм избирателей как реакцию на этот процесс. Парламентаризм как политическое явление в системе координат государственного права нуждается в соответствующем подходе, использующем социальные, управленческие, организационные методы функционирования. Представительные органы власти в регионах в современных условиях не обладают всей полнотой парламентского функционала и не занимают доминирующего положения в политической системе государства.

Перспективы развития парламентаризма таковы, что его эволюция связана с дальнейшим утверждением конституционных положений о народе как источнике власти, балансе властей при приоритете представительной власти, развитии гражданского общества и соблюдении прав и свобод человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Парфенова С. Р. Прерогативы права и свободы как суть государственного суверенитета Республики Башкортостан // Сб. мат-лов конф. «Республика Башкортостан в составе обновляющейся Российской Федерации: десять лет государственного развития». Уфа: РИО БАГСУ, 2000. 220 с.

2. Медведева В. К. Избирательный процесс в современной России: от теории к практике. М.: Евразийский НИИ проблем права, 2013. 108 с.

3. Романов Р. М. Парламентаризм: теория, история и современность: Учеб. пособ. М., 2002.

4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2010. 102 с.

Поступила в редакцию 13.01.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1

357

FORMATION OF DEMAND FOR THE RIGHT, AS ONE OF THE CHARACTERISTICS OF THE TWENTY-YEAR DEVELOPMENT OF PARLIAMENTARISM IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

© S. R. Parfenova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 57 46.

Email: [email protected]

Some of political factors affecting the development of parliamentarism in the region, taking into account the historical identity of the development of Russia after the collapse of the Soviet Union, that is very relevant in connection with the processes taking place in the post-Soviet Eurasian territory, are discussed in the article. The study used the following scientific methods: comparative-historical method and method of analysis. The main conclusions of the author of the article is based on the belief that the 20-year history of the development of parliamentarianism in Russia allowed the regions during the collapse of the huge State to show the ability to take appropriate legal measures, when the demand for power and the need to encourage the evolution of regional legislation. The beginning of the 90s of 20th century has established a new relationship between the autonomous territories with the Federal Center, raised them to a new level and defined the subjects of each of the parties. The need for law, a clear manifestation of which was the adoption of the Declaration on the State sovereignty of the Republic of Bashkortostan was suppressed in that period by the fact that many of the laws that existed at the time, in practice, did not work. There are different ways to assess the legal nature and validity of the Declaration on the State sovereignty of the Republic of Bashkortostan, but that it was a response to the need for the law, a response to the lack of a well-functioning mechanism for interaction between the State and society.

Keywords: parliamentarism, the demand for law, political processes, electoral system, absenteeism.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Parfenova S. R. Sb. mat-lov konf. «Respublika Bashkortostan v sostave obnovlyayushcheisya Rossiiskoi Federatsii: desyat' let gosu-darstvennogo razvitiya». Ufa: RIO BAGSU, 2000.

2. Medvedeva V. K. Izbiratel'nyi protsess v sovremennoi Rossii: ot teorii k praktike [Electoral process in modern Russia: from theory to practice]. Moscow: Evraziiskii NII problem prava, 2013.

3. Romanov P. M. Parlamentarizm: teoriya, istoriya i sovremennost': Ucheb. posob. [Parliamentarism: theory, history and modernity: textbook.]. Moscow, 2002.

4. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik [Constitutional law of Russia: textbook]. 4-e izd. Moscow: Prospekt, 2010.

Received 13.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.