Научная статья на тему 'Формирование способности к коммуникации будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе'

Формирование способности к коммуникации будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ITСПЕЦИАЛИСТ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА / IT-SPECIALIST / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE QUALITY OF THE SOFTWARE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Елена Васильевна, Сорока Елена Георгиевна, Хаустова Нина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих ITспециалистов к профессиональной дея тельности. Внимание акцентируется на формировании способности студентов к коммуникации, эффектив ному взаимодействию в команде разработчиков при создании качественного программного продукта, что яв ляется крайне важным в условиях формирования информационного общества. Предлагаются методические подходы к развертыванию единого коммуникативного смыслового поля, созданию ситуации профессионально ориентированного творческого сотрудничества, активизации самостоятельной поисковой активности сту дентов, интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Елена Васильевна, Сорока Елена Георгиевна, Хаустова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ABILITY TO COMMUNICATE FUTURE IT-SPECIALISTS IN LEARNING AT THE UNIVERSITY

The article considers the questions of training of future IT specialists ' professional activities. The key focus is on developing the ability of students to communication, effective collaboration in a team of developers, creating high-quality software, which is extremely important in terms of building the information society. Methodical approaches to the deployment of a unified communication semantic field, creation of situations of professionally oriented creative collaboration, enhance individual search activity of students, the intensification of the process of understanding, assimilation and creative application of acquired knowledge

Текст научной работы на тему «Формирование способности к коммуникации будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе»

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 3 (19)_

УДК 378.4-057.875:001.895 © Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока , Н.М. Хаустова

Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока , Н.М. Хаустова ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГГ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих 1Т-специалистов к профессиональной деятельности. Внимание акцентируется на формировании способности студентов к коммуникации, эффективному взаимодействию в команде разработчиков при создании качественного программного продукта, что является крайне важным в условиях формирования информационного общества. Предлагаются методические подходы к развертыванию единого коммуникативного смыслового поля, созданию ситуации профессионально-ориентированного творческого сотрудничества, активизации самостоятельной поисковой активности студентов, интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний.

Ключевые слова: 1Т-специалист, коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетенция, качество программного продукта.

В условиях интенсивного развития информационных технологий, экономики и общества перед высшим образованием ставится важнейшая задача подготовки компетентного ^-специалиста, способного адекватно ориентироваться в инновациях информационных технологий, умеющего применять свои знания во всех сферах жизни. Без этого невозможен переход к информационному обществу, отличающемуся высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата), будущий ^-специалист должен принимать активное участие в выявлении информационных потребностей заказчиков и потребителей информационных систем и технологий, владеть методами и средствами коммуникации, координации работ по созданию, адаптации и сопровождению информационных систем, быть способным эффективно работать в коллективе, что является необходимой составной частью профессиональной компетентности.

Согласно Гершунскому Б.С., Поваренкову Ю.А., Шадрикову В.Д., профессиональная компетентность включает в себя практическую (специальную), социальную, психологическую, информационную и коммуникационную компетенции.

Коммуникативная компетенция для будущих 1Т-специалистов имеет особое значение, т.к. способность налаживать коммуникации с потребителями, пользователями информационных систем, бизнес-подразделениями предприятия определяющим образом влияет на эффективность и результативность деятельности организации. Коммуникации как сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления являются мощным средством включения 1Т-специали-ста во внешнюю среду, обеспечивают необходимый уровень взаимодействия с окружающими социально-экономическими системами. Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое зна-

чением имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходима синхронизация - правильное и точное понимание передаваемого, чтобы последующие действия также были целенаправленны и эффективны [5, с. 182].

Коммуникация представляет собой процесс передачи информации от источника и получателю с определенной целью. В организации эта цель заключается в обеспечении понимания информации, посту -пающей посредством обмена, общения, а также в своевременном принятии управленческого решения на основе принятой и обработанной информации.

Проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривалась в целом ряде социальных, психологических, лингвистических исследований.

Так, с точки зрения социологии и психологии коммуникативная компетенция связана с развитием умений осуществлять социально-психологический прогноз конкретной ситуации, алгоритмизировать процесс взаимодействия и управлять им в рамках коллектива, что актуально для групп и команд 1Т-спе-циалистов.

В исследованиях, посвященных деятельности 1Т-специалистов (В.М.Монахов, В.В.Липаев, Б.Ф.Ломов) способность к коммуникации выделяется как важнейшая компетенция, обеспечивающая достижение поставленных перед командой целей [2;3;4].

При реализации образовательных стандартов ФГОС3+ особое внимание должно уделяться формированию общепрофессиональных компетенций, к которым следует отнести способность осуществлять деловое общение и публичные выступления; вести переговоры, совещания; способность осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и ино-

странном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия [8,с.172].

В целях удовлетворения своих информационных потребностей человек посредством общения вступает в производственные, социальные, духовные отношения. Следует отметить, что приоритетными являются производственные отношения, которые представляют собой структурообразующий элемент всей общественной системы, цель функционирования которой - управление посредством коммуникации с последующим принятием решений.

Образовательные стандарты ФГОС ВО четко согласуются с профессиональными стандартами в области информационных технологий, одним из требований которых является умение специалистов осуществлять взаимодействие с заинтересованными лицами (как с заказчиками, так и с исполнителями) в процессе разработки, тестирования и внедрения информационных систем.

Далеко не все 1Т-специалисты умеют эффективно выстраивать процесс общения в той или иной ситуации, управлять процессом коммуникации, ориентироваться на точку зрения партнера. Отсутствие навыков коммуникации отрицательно сказывается на качестве осуществления профессиональной деятельности.

В процессе обучения в вузе необходимо формировать у студентов понимание важности управления совместной координированной деятельностью, акцентируя внимание на значимости синхронизации действий всех членов команды, на осуществлении качественного сбора, тщательной обработки и своевременной передачи информации, что является залогом успешного достижения поставленных целей.

Так, на занятиях по дисциплине «Управление качеством программного продукта» студентам Сибирского института бизнеса и информационных технологий предлагается к обсуждению ряд ситуаций, анализ которых позволяет будущим 1Т-специалистам выработать подходы к эффективной совместной работе. В качестве примера приведем следующую ситуацию. Группе разработчиков необходимо разработать программный продукт в течение двух месяцев. Перед началом проектирования требуется разработать техническое задание на проектирование информационной системы. В группе пять 1Т-специалистов. Руководитель проекта придерживается демократичного стиля руководства, считая, что каждый член группы имеет право иметь свой взгляд на разработку и на порядок ее осуществления. В течение первого месяца работы группа не смогла прийти к общему мнению по поводу организации взаимодействия, в результате чего техническое задание в полном объеме не было создано. Под угрозу поставлено качество выполнения заказа на разработку программного продукта. Укажите причины отсутствия результата, почему группа не смогла организовать плодотворную работу? Какие меры необходимо предпринять, чтобы задание было

выполнено в срок? Как организовать процесс разработки и повысить уровень зрелости предприятия-разработчика? Студентам предлагается разработать возможные варианты решения проблемы и обосновать выбор оптимального варианта [7,с.19].

Рассмотрим другую ситуацию. Петр Ивановский - инженер-программист предприятия «Стройлес», является высококвалифицированным специалистом, который давно работает на предприятии и отлично ориентируется во всех аспектах организации и функционирования информационной системы. В сложных ситуациях Иванов всегда находил выход из положения: определял причины сбоев системы, находил ошибки в программном обеспечении, предлагал эффективные решения поставленных задач. В городе 1Т-специалистов такого уровня практически больше нет. Зная о своей уникальности и незаменимости, Ивановский часто позволял себе пренебрежительное высокомерное отношение к сотрудникам подразделений предприятия. В информационный отдел, в котором работал Ивановский, поступил на работу молодой специалист Александр Анисимов. В это время на предприятии шло внедрение нового программного обеспечения для бухгалтерии. Сопровождение информационной системы поручили Ани-симову. «Помощи от меня не жди. Сам вникай во все, разбирайся» - заявил Ивановский. Александр с утра до вечера сидел в бухгалтерии, помогая бухгалтерам освоить новую программу. Однако, к концу месяца, когда подошел срок сдачи множества отчетов, система в полную силу так и не заработала. Возникла угроза срыва сроков внедрения системы.

Студентам необходимо провести анализ ситуации и определить, в чем причина не выполнения сроков внедрения нового программного обеспечения на предприятии, а также внести предложения по решению проблемы [5,с.83].

В процессе изучения основ коммуникативной деятельности большую пользу приносят ролевые игры. К играм заранее составляется сценарий, распределяются роли, разрабатывается система оценивания игроков. Создание игровой обстановки требует немало фантазии и творческой выдумки от организаторов, но главное, чтобы участники действительно «заиграли», раскрыли существенные стороны взаимодействия в их профессиональной деятельности, важные для разработки.

Студентам предлагается также ситуационная задача, затрагивающая проблему взаимоотношений в коллективе разработчиков: «Война миров: программисты и тестировщики. А как же качество?». Ситуация заключается в следующем: департаменту информационных технологий предприятия поручили разработку программного продукта. Руководитель программного проекта Смирнов Иван Александрович приходит в отдел к программистам и спрашивает: «Когда будет результат ?» Программисты отвечают: «Не знаем, мы все сделали, спросите у тестировщи-

ков». Смирнов идет в отдел тестировщиков с тем же вопросом и в ответ слышит: «Разработчики только утром выдали сборку, мы только сейчас приступили к тестированию, и точно будет возврат - тут багов уже много выявили, поэтому мы не знаем когда будет выпуск - спросите у программистов».

Иван Александрович начинает ходить по кругу от программистов к тестировщикам и обратно, а результата все нет и нет. В итоге, терпение руководителя проекта закончилось, он собирал программистов и тестировщиков вместе и попытался решить вопрос путем выработки правил взаимодействия между программистами и тестировщиками. Им было предложено следующее:

• Совместное планирование. Все члены проекта заранее должны знать, что им предстоит делать. Это позволит тестировщикам заранее начать составлять планы тестирования и подготавливать необходимое тестовое окружение.

• Раннее информирование. Например, тести-ровщик приступил к тестированию задачи и в самом начале нашел дефект. Он сообщает об этом программисту сразу при обнаружении, а не в конце, когда все тестирование завершено. Программист также своевременно сообщает тестировщику о нюансах разработки, чтобы тот заранее подготовил тест-план.

Эти правила помогли улучшить ситуацию, но кардинально её не изменили. Более того, взаимоотношения между программистами и тестировщиками не улучшались - как была вражда, так она и осталась.

Иван Александрович, отвечающий за проект, много размышлял о причинах происходящего, о поведении людей, об их эмоциях, потребностях и мотивах. А потом вдруг всё стало ясно! Вся суть этого проблемы в том, что у них разные цели! У тестировщиков цель «протестировать». У разработчиков цель «разработать», т.е. «передать в тестирование». А цель «выпустить продукт» только у руководителя проекта! Вывод: перед членами команды надо поставить одну общую цель - выпуск качественного программного продукта в срок.

Вот, что было сделано:

1. Изменена организационная структура Департамента. Вместо отделов разработки и тестирования сформированы команды, в которых собраны и программисты и тестировщики.

2. Пропаганда. Проведена работа по доведению до всех членов команды общей цели - создание качественного продукта, за который отвечают все.

3. Увольнение. Те, кто не согласен с новым подходам, подлежат увольнению.

Вопросы и задания: прав ли Иван Александрович, предложивший свое решение проблемы? Какие методы управления качеством программного продукта целесообразно применить в данной ситуации? Не следует забывать, что эти методы касаются не только программного продукта, но и людей, занятый в проекте! Разработайте свои варианты решения проблемы и обоснуйте оптимальный вариант [7, с.85].

Абрахам Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии, утверждал, что «каждый из нас имеет импульс к самосовершенствованию, к более полному воплощению наших возможностей в действительность, к самоактуализации, или к полной человечности, или к самоосуществлению» [7,с.92]. Тезис А. Маслоу особенно актуален в информационном обществе, которое активно трансформируется в Smart-общество. Благодаря инновационным информационным технологиям появились интерактивные методы и средства (вебинары, блоги, видео и аудио-под-касты, видеоконференции, форумы), позволяющие IT-специалисту осуществлять эффективное виртуальное взаимодействие с удаленными сотрудниками и пользователями, гибко управлять созданием, внедрением и эксплуатацией качественных программных продуктов. С этой целью в процессе обучения нами широко применяются облачные технологии, например, для размещения в «облаке» различных опросников, ситуационных и проектных заданий, лекционных материалов [1,с.79].

Проведение интерактивных проблемных лекций и практических занятий в форме вебинаров и видеоконференций, обсуждение стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций на форумах и чатах, работа в интерактивных обучающих системах (Moodle, NetClassPro) с мультимедийным контентом, «выездные» занятия на IT-предприятия, общение online и off-line с уже работающими IT-специалистами способствуют развертыванию единого коммуникативного смыслового поля, созданию ситуации профессионально-ориентированного творческого сотрудничества, активизации самостоятельной поисковой активности студентов, интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний [6,с. 111].

Таким образом, формирование способности к коммуникации, эффективному взаимодействию в команде способствует становлению будущих IT-специа-листов, способных решать самые сложные проблемы в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Куликова, Е.В. Облачные технологии и возможности их использования в образовательном процессе вуза / Е.В.Куликова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - №2(14). - С.76-80.

2. Липаев, В.В. Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалификации специалистов. Учебник / В.В. Липаев. - М.: СИНТЕГ, 2009. - 328с.

3. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 296с.

4. Монахов, В.М. Вопросы методики реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалиста: аспекты технологизации / В.М.Монахов // Материалы Международной научной конференции «Актуальные вопросы дидактики современного профессионального образования». - Тюмень : ТюмГНГУ. -2010, С.7-10.

5. Практикум по теории управления : учебное пособие / под ред. Ю.В.Васильева, В.Н.Парахиной, Л.И.У-швицкого. - 2-е изд., доп. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с. : ил.

6. Сорока, Е.Г. Методические аспекты формирования ценностно-смысловой сферы личности будущих IT-специалистов в условиях смешанного обучения / Е.Г.Сорока // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - №9 (87). -с. 107-115.

7. Сорока, Е.Г. Управление качеством программного продукта : учебное пособие / Е.Г.Сорока. - Омск: из-д-во ОмГТУ, 2013. - 104 с. : ил.

8. Филимонова, Е.А., Уланов, А.В. Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФГОС ВПО, ФГОС ВО / Е.А.Филимонова, А.В.Уланов //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - №1(17). - С. 163-173.

References

1. Kulikova, E.V. Oblachnye tehnologii i vozmozhnosti ih ispol'zovanija v obrazovatel'nom processe vuza [Cloud technologies and their possible use in educational process of the University] / E.V.Kulikova // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2015. - №2(14). - p. 76-80.

2. Lipaev, V.V. Chelovecheskie faktory v programmnoj inzhenerii: rekomendacii i trebovanija k professional'noj kvalifikacii specialistov. Uchebnik [Human factors in software engineering: guidelines and requirements for professional qualification. Textbook] / V.V.Lipaev. - M.: SINTEG, 2009. - 328 p.

3. Lomov, B.F. Voprosy obshhej, pedagogicheskoj i inzhenernoj psihologii [Questions of General, pedagogical and engineering psychology] / B.F.Lomov. - M.: Pedagogika, 1991. - 296 p.

4. Monahov, V.M. Voprosy metodiki realizacii kompetentnostnogo podhoda k professional'noj podgotovke specialista: aspekty tehnologizacii [Questions of methodology of realization of competence approach to training professionals: aspects of the technology]/ V.M.Monahov // Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Aktual'nye voprosy didaktiki sovremennogo professional'nogo obrazovanija». - Tjumen' : TjumGNGU. - 2010. -p.7-10

5. Praktikum po teorii upravlenija : uchebnoe posobie [Workshop on control theory : textbook] / pod red. Ju.V.Vasil'eva, V.N.Parahinoj, L.I.Ushvickogo. - 2-e izd., dop. -M.: Finansy i statistika, 2007. - 304 p.: il.

6. Soroka, E.G. Metodicheskie aspekty formirovanija cennostno-smyslovoj sfery lichnosti budushhih IT-specialistov v uslovijah smeshannogo obuchenija [Methodological aspects of formation of value-semantic sphere of personality of the future of IT professionals in the blended learning]/ E.G.Soroka // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2014. - №9 (87). -p.107-115.

7. Soroka, E.G. Upravlenie kachestvom programmnogo produkta : uchebnoe posobie [Managing software quality : a tutorial] / E.G.Soroka. - Omsk: izd-vo OmGTU, 2013. - 104 p. : il.

8. Filimonova, E.A., Ulanov, A.V. Realizacija kompetencij social'no-gumanitarnymi disciplinami v sootvetstvii so standartami FGOS VPO, FGOS VO [Realization of the competencies of social-humanitarian disciplines in accordance with the standards of the GEF VPO, GEF]/ E.A.Filimonova, A.V.Ulanov //Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2016. - №1(17). - p.163-173.

THE FORMATION OF THE ABILITY TO COMMUNICATE FUTURE IT-SPECIALISTS IN LEARNING

AT THE UNIVERSITY

Elena V. Kulikova,

senior lecturer, Siberian Institute of business and Information technologies

Elena G. Soroka,

associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Nina M. Khaustova, senior lecturer, Siberian Institute of business and Information technologies Abstract. The article considers the questions of training of future IT specialists ' professional activities. The key focus is on developing the ability of students to communication, effective collaboration in a team of developers, creating high-quality software, which is extremely important in terms of building the information society. Methodical approaches to the deployment of a unified communication semantic field, creation of situations of professionally

oriented creative collaboration, enhance individual search activity of students, the intensification of the process of understanding, assimilation and creative application of acquired knowledge.

Keywords: IT-specialist, communication, communicative activities, communicative competence, the quality of the software product.

Сведения об авторах:

Куликова Елена Васильевна - старший преподаватель кафедры информационных технологий Сибирско

го института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: kaf it@ sano.ru

Сорока Елена Георгиевна - доцент кафедры информационных технологий Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г.Омск, Российская Федерация), e-mail: soroka e g@mail.ru

Хаустова Нина Михайловна - старший преподаватель кафедры информационных технологий Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г.Омск, Российская Федерация), e-mail: kaf it@sano.ru Статья поступила в редакцию 01.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.