Научная статья на тему 'Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе'

Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА / QUALITY OF SOFTWARE / ITСПЕЦИАЛИСТ / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЬЮТОРИНГ / TUTORING / IT-SPECIALIST / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Евгений Петрович, Сорока Елена Георгиевна

В статье рассматривается проблема подготовки будущих IT-специалистов. Акцентируется внимание на том, что деятельность IT-специалиста по разработке и созданию новых программных продуктов, доведению их до вида конкурентоспособной продукции с помощью методов и инструментов программной инженерии, носит ярко выраженный инновационный характер. Обоснована необходимость формирования и развития способности к инновационной деятельности на базе широкого применения системного подхода, а также на основе коэволюции содержания и современных технологий обучения. В качестве ведущей технологии обучения предложена технология тьюторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяков Евгений Петрович, Сорока Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY OF FUTURE IT-SPECIALISTS IN THE TEACHING PROCESS AT THE UNIVERSITY

In the article the problem of preparation of future IT professionals. Focuses on the fact that the work of IT-specialist in the development and creation of new software products, bringing them to view competitive products using methods and tools of software engineering, pronounced innovative character. It justifies a necessity of formation and development of ability to innovate on the basis of wide application of the systems approach, and based on the co-evolution of content and modern teaching technologies. As a leading technology training the technology of tutoring

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к инновационной деятельности у будущих it- специалистов в процессе обучения в вузе»

УДК 378.4-057.875:001.895 © Е.П.Дьяков, Е.Г.Сорока

Е.П.Дьяков, Е.Г.Сорока ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ НЕСПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема подготовки будущих ¡Т-специалистов. Акцентируется внимание на том, что деятельность ¡Т-специалиста по разработке и созданию новых программных продуктов, доведению их до вида конкурентоспособной продукции с помощью методов и инструментов программной инженерии, носит ярко выраженный инновационный характер. Обоснована необходимость формирования и развития способности к инновационной деятельности на базе широкого применения системного подхода, а также на основе коэволюции содержания и современных технологий обучения. В качестве ведущей технологии обучения предложена технология тьюторинга.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, качество программного продукта, 1Т-специалист, командное взаимодействие, тьюторинг.

^^ условиях рыночной экономики решающими

конкурентными преимуществами продукции ^^информационной индустрии становятся ее качество и новизна. Инновационность становится характерной чертой деятельности человека в информационном обществе. Значительно сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.

Наиболее часто инновация (от латинского "innovation" - нововведение, изменение, обновление) определяется как конечный результат творческого процесса инновационной деятельности по созданию и внедрению новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [1, с. 14].

В теории управления под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.

Инновацию отличают научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. А.П.Агарков подчеркивает, что инновация - «это нововведение в области техники, технологии, управления, основанное на использовании достижений научно-технического прогресса, науки и передового производственного опыта, обеспечивающее повышение эффективности производства, качества продукции (услуг) и ее конкурентоспособности» [2, с. 7]. Основным и решающим ресурсом инновационной деятельности является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи.

Растет понимание того, что «качество жизни современного человека все больше определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством самого общества» [4, с. 40], уровень которого должны постоянно

повышать 1Т-специалисты, осуществляющие целенаправленный и организованный поиск технологических, экономических и социальных нововведений - инноваций в сфере информационных технологий, предполагающих не просто совершенствование, но развитие программного продукта.

Качество и инновация тесно переплетены друг с другом: как нет качества без инновации, так нет и инновации при отсутствии качества.

Сегодня, когда необходимость инновационного пути развития экономики страны не только осознана, но и продекларирована на государственном уровне, первостепенными задачами высшего профессионального образования становятся задачи подготовки специалистов, способных его реализовать [6, с. 45]. Именно поэтому сегодня перед вузами стоит сложнейшая задача подготовки будущих 1Т-специалистов, способных понимать сущность и значение качественной информации в развитии современного информационного общества; сознающих опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; владеющих методами выявления и устранения ошибок и дефектов в разрабатываемых, внедряемых и эксплуатируемых программных средствах. По мнению П.Друкера, поиск ошибок и дефектов лежит в основе создания качественного инновационного продукта, «любое несоответствие является потенциальным источником инноваций» [13, с. 43].

В информационной индустрии для перехода на новый уровень качества необходимо не просто совершенствование, а развитие программного продукта, т.е. необходима его новизна, продуктовая инновация, предполагающая внедрение новых или усовершенствованных продуктов [5,

Сравним понятия «инновация» и «качество программного продукта» в техническом, потребительском и экономическом аспектах (табл. 1)

Таблица 1

Качество

Инновация

Технический аспект

соответствие программного продукта требованиям проектной и нормативной документации_

новое конструктивное или технологическое решение, примененное в продукте_

Потребительский аспект

совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять существующие и потенциальные потребности потребителя

способность продукта по-новому, не так как прежде, удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности

Экономическии аспект

результат потребительской стоимости программного продукта

максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат на достижение запланированного эффекта_

Из табл. 1 следует, что инновация, ориентированная на потенциальные потребности потребителей и на максимальную эффективность во всех аспектах, по сути, является высшей степенью качества продукции.

Реализация инновации осуществляется в рамках инновационного процесса, в котором изобретение или идея получают экономическое содержание.

В свою очередь, конечной целью деятельности по созданию качественных программных средств и информационных технологий является экономическая и социальная эффективность продукта, его способность удовлетворять существующие и предполагаемые информационные потребности потребителя, что дает нам основание считать управление качеством программного продукта инновационной деятельностью.

Действительно, деятельность 1Т-специалиста по разработке и созданию новых программных продуктов, доведению их до вида конкурентоспособной продукции с помощью методов и инструментов программной инженерии, носит ярко выраженный инновационный характер. Её характеризует «усиление творческого характера деятельности (умение творчески и нешаблонно решать профессиональные задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации); интеграция инженерных функций и видов деятельности (эффективное сочетание изобретательских и конструкторских функций при проектировании продуктов и технологий и организации их производства, умение самостоятельно принимать решение, ориентация на потребности рынка); эффективная межпрофессиональная коммуникация (готовность к эффективной работе в команде с представителями других профессий для решения профессиональных задач)» [6; 7; 8].

Способность к инновационной деятельности -это совокупность взаимосвязанных индивидуально-психических особенностей личности, определяющая пригодность студента к успешной инновационной деятельности, существующая и развивающаяся в условиях этой деятельности при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, а также определяющая готовность к обучению но-

вым способам и приемам этой деятельности [6, с. 65].

Студентов, обладающих такими способностями, отличает высокая интеллектуальная активность и инициатива в области информационных технологий. Они, обладая острым умом и хорошей координацией интеллектуальных операций, проявляют неподдельный интерес к изучению как общепрофессиональных дисциплин, так и дисциплин информатического цикла, понимая их необходимость в деятельности, связанной с информационными технологиями. Будущих 1Т-специалистов отличает широкая осведомленность во всем, что связано новинками в области программного и аппаратного обеспечения. Желание самому, силой собственного интеллекта, творить, создавая программный продукт, целиком захватывает студентов, а преодоление сложностей только усиливает чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы. Однако, скрупулёзно разрабатывая и оттачивая внутренний механизм функционирования программного продукта, им важно помнить о том, что результат в полной мере должен отражать конечные цели (ожидания) пользователя, т.к. акцент на инновационность продукта предполагает его высокое потребительское качество, что предполагает научно-техническую новизну и производственную применимость. Именно на формировании понимания важности инновационной деятельности в сфере информационных технологий и должен концентрироваться процесс обучения будущих 1Т-специалистов в вузе.

Безусловно, успешная инновационная деятельность базируется на интеллектуальной деятельности человека, анализируя которую, В.Д. Шадриков пришел к выводу, что, «осваивая приемы обобщения, умозаключения и т.д. на материале определенной системы знаний человек формирует у себя интеллектуальные операции, которые являются частью мыслительных способностей, связанных с мышлением, как психическим процессом и развитием мышления, как психологической функции. Определенная система знаний выступает здесь как материал, на котором формируются интеллектуальные операции» [15, с. 44]. Кроме того, интеллектуализация способностей проявляется в вовлечении интеллектуальных опе-

раций в протекание основных психических функций: восприятие, память, воображение, представление. Автор отмечает, что там, где «разворачивается интеллектуальная деятельность, обязательно начинают присутствовать процессы принятия решения (какие интеллектуальные операции и как использовать), программирования (как, в какой последовательности использовать выбранные операции), формирования различных критериев: какие операции предпочтительны (критерии предпочтительности), критерии достижения цели, критерии необходимости и достаточности выбранных операций, критерии эффективности полученных результатов» [15, с. 67].

И.В. Попова, рассматривая процесс формирования готовности будущих 1Т-специалистов к исследовательской деятельности, обращает внимание на то, что мотивирование к исследованию состоит в побуждении студентов проявить внутреннюю интеллектуальную активность и принять выставляемые перед ними цели как личностно значимые. При этом важно, как соотносятся цели с потребностями, интересами и возможностями студентов: внутренней потребностью в самоопределении, самовыражении и самоутверждении, обращением к специфике личностного развития, системе личностных ценностей, которые являются одним из важных источников интеллектуальной и инновационной деятельности) [12, с. 42].

Изучая особенности мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий на ключевых этапах решения профессиональных задач, Е.А. Орел пришла к выводу, что этих специалистов отличает высокий уровень интеллекта, способность к абстрагированию и пониманию отношений между элементами, гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, анализу и систематической работе, готовность пополнять знания и переучиваться, осваивая новые технологии; признаются существенными и вербальные, и невербальные компоненты мышления. В структуре интеллекта 1Т-специалистов ярко выражены эрудиция и логическое мышление, без которых невозможна творческая инновационная деятельность [11, с. 3].

В своем диссертационном исследовании Е.В. Чернобай подчеркивает, что принципиальным отличием современного подхода к обновлению содержания образования является усиление ориентации на новые образовательные результаты. «Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, со-

ставляющих когнитивную и инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта. Если приоритетом нынешнего общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач» [14, с. 24].

Анализируя различные подходы к формированию содержания образования и организации процесса обучения кадров в области программной инженерии, Н.К. Нуриев отмечает, что наиболее востребованными оказываются 1Т-специалисты, способные в одиночку или в коллективе быстро и качественно решать поток проблем в профессиональной области деятельности, способных применять инновационные методы при решении поставленных задач. Эта способность для специалистов в области информационных технологий оказывается доминирующей потому, что основная масса таких специалистов, занятая в сфере производства и обслуживания, осуществляет информационную поддержку динамично меняющихся бизнес-процессов [10, с. 52].

Опираясь на исследования Н.К. Нуриева, Е.А. Орел, И.В. Поповой, Н.И. Наумкина, В.Д. Шадрикова, нами составлена структура способности к инновационной деятельности по созданию, внедрению и качественной эксплуатации программных продуктов будущих 1Т-специалистов (табл. 2).

Приведенная характеристика структурных компонентов способности к инновационной деятельности включает определенные действия со стороны обучающегося, что обусловлено обязательностью личностного отношения студента к процессу обучения и своей деятельности.

Формирование и развитие выделенных составляющих структурных компонентов способности к инновационной деятельности предполагает со стороны обучающихся применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий и математических методов, что согласуется с требованиями ФГОС ВО к подготовке будущих 1Т-специалистов по направлению «Прикладная информатика» и актуализирует решение задачи коэволюции содержания и технологии обучения.

Структура способности к инновационной деятельности будущих

1Т-специалистов

Таблица 2

Мотивационный компонент Когнитивный компонент Операционно-деятельностный компонент Рефлексивно-оценочный компонент

1. Устойчивый познавательный интерес к изучению характеристик качества программных продуктов и методов их улучшения. 2. Профессиональная направленность в области информационных технологий, ценностное отношение к будущей профессии. 3. Потребность создавать качественные программные продукты, востребованные обществом, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы. 4. Потребность в самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала, в постоянном пополнении знаний. 5. Принятие поставленных целей как личностно значимых. 1. Теоретические знания фундаментальных основ информатики и информационных технологий. 2. Технологические знания в области информационных технологий. 3. Специальные знания в области создания, разработки, внедрения и эксплуатации программных продуктов. 4) Знание основных концепций в сфере управления качеством программных продуктов. 1. Активность включения в образовательный процесс. 2. Формулирование целей, задач, основных критериев качества программных продуктов в соответствии с требованиями потребителя к инновационным программным средствам. 3. Умение проводить качественный и количественный анализ результатов разработки и внедрения программных продуктов. 4. Владение методами оценки характеристик качества программных продуктов. 5. Умение быстро диагностировать проблему и осуществлять поиск ее решения. 6. Самообразование 7. Коммуникативные умения. 1. Осознанная необходимость осуществления инновационной деятельности в процессе создания, внедрения и эксплуатации программных продуктов. 2. Способность оценивать свою деятельность и ее результаты, владение самоанализом и самокорректировкой. 3. Умение принимать решение.

При определении технологии и форм обучения будущих IT-специалистов мы опирались на подход A.M. Новикова, который определяет формы обучения как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени [9]. Им предложено несколько классификаций организационных форм обучения, среди которых нами применяются следующие:

1. формы по способу получения образования: очная; заочная;

2. формы по участию или неучастию педагогов в процессе обучения:

- самостоятельная учебная работа (индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя, но под его контролем), которая может быть фронтальной, групповой, парной, индивидуальной;

- обучение с помощью преподавателя: индивидуализированные формы (индивидуальная и индивидуально-групповая); коллективные формы (лекционно-семинарская система обучения);

3. формы по непосредственному или опосредованному общению обучающихся с преподавателем и (или) учебными материалами: смешанное обучение, включающее традиционное обучение

(при котором обучающийся непосредственно встречается с преподавателем, имеет перед собой книги и другие учебные материалы) и дистанционное обучение (опосредованное общение с преподавателем и учебными материалами) (дистанционное обучение);

4. формы по постоянству или эпизодичности работы преподавателя с данным контингентом обучающихся: один преподаватель ведет одну дисциплину постоянно, но для проведения разовых занятий приглашаются другие преподаватели, а также представители 1Т-подразделений компаний;

5. формы по основанию «монолог-диалог»: диалогические формы, в ходе которых происходит активное (интерактивное) взаимодействие между субъектами учебного процесса;

6. формы по месту проведения занятий: стационарные занятия, а также выездные занятия на предприятия, в других образовательных учреждения, производственная практика;

7. формы по видам учебных занятий:

- лекция (проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-визуализация, лекция «пресс-конференция»);

- практическое занятие, вебинар, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по примене-

нию знаний в стандартных и нестандартных ситуациях);

- лабораторная работа;

- консультация;

- конференция;

- игра.

Отобранные формы обучения направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование ценностно-смысловой сферы личности, развитие самостоятельности, становление учебной, профессиональной и социальной ответственности. Обучение построено таким образом, чтобы дать возможность будущим 1Т-специалистам раскрыть свои способности, приобрести уверенность в себе, усовершенствовать коммуникативные навыки.

Базовой составляющей процесса обучения, формирования ценностно-смысловой сферы будущих 1Т-специалистов является тьюторская позиция преподавателя, которая является сущностью субъект-субъектного подхода к образованию (Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий, С.А. Щенников, Б.Д. Эльконин). Её основу составляют:

- установка на самостоятельную учебную, исследовательскую и инновационную профессиональную деятельность обучающегося;

- готовность преподавателя (тьютора) к сотрудничеству, к оказанию информационной и психологической поддержки;

- наличие «обратной связи» между всеми участниками учебного процесса для достижения взаимопонимания и повышения эффективности обучения;

- мотивация студента к учебной деятельности путем постановки перед ним профессионально-ориентированных, часто проблемных, задач;

- эмоциональная вовлеченность обучающегося в совместную деятельность.

Организация тьюторского сопровождения процесса обучения включает ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности [3]:

1). диагностико-мотивационный этап характеризуется фиксацией образовательного уровня обучающегося, его интересов и информационных потребностей. На этом этапе определяются перспективы совместного продуктивного сотрудничества преподавателя и студента, стимулируется мотивация к дальнейшей образовательной деятельности. Ведущими методами этапа являются такие методы, как работа с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью;

2) этап проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося, содержанием которого является организация сбора информации относительно познавательных интересов студента путем анализа его портфолио, включающего материалы по истории и теории изучаемого материала, проведенные исследования и практические работы, перечень используемых образовательных ресурсов, любые другие материалы, которые отражают круг интересов обучающегося и позволяют определить их возможности.

Применение на данном этапе репродуктивных (программированное обучение, инструктаж, решение структурированных профессионально-ориентированных задач) и частично-поисковых методов обучения (решение частично-структурированных профессионально-

ориентированных задач, анализ проблемных ситуаций, дискуссия) позволяет осуществить закрепление полученных знаний в практической деятельности, способствует развитию аналитических и творческих способностей, мотивирует студентов к расширению кругозора, что важно для формирования ценностно-смысловой сферы личности и развития мышления будущих 1Т-специалистов. На основе анализа полученных результатов осуществляется проектирование дальнейшей деятельности студента, составляется индивидуальная образовательная траектория.

3) На реализационном этапе, являющемся логическим продолжением этапа проектирования, основным методом обучения являются проблемно-поисковый метод и метод целесообразно подобранных задач. Перед обучающимися ставятся частично-структурированные и неструктурированные профессионально-ориентированные задачи, требующие самостоятельного решения. Такая организация процесса обучения ставит студентов перед необходимостью анализа противоречий, имеющихся в исследуемой предметной области, постановки проблемы, поиска различных вариантов решения проблемы и выбора из них оптимального варианта.

В процессе обучения портфолио студента непрерывно пополняется материалами, свидетельствующими о его образовательном и профессиональном развитии:

- материалы, демонстрирующие достижения обучающегося (обнаруженные интересные факты, выявленные проблемы и пути их решения и т.д.);

- статистические данные по изучаемому вопросу;

- табличный и графический материал, используемый в работе;

- аналитический материал;

- выводы студента о проделанной работе и построение планов на проведение дальнейших исследований;

- документы, подтверждающие социальную значимость полученных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, акты о внедрении разработки и т.д.

4) На аналитическом (рефлексивном) этапе организуется обсуждение работы студента, представленной на предыдущем этапе. Анализируются трудности, возникшие у студента время выступления с презентацией, группой дается оценка его работы, предлагаются пути совершенствования дальнейшей деятельности. Этот этап направлен на рефлексию, оценку студентом пройденного пути. Достигнутые результаты размещаются в портфолио достижений, которое представляет собой ло-

гическое продолжение презентационного портфо-лио.

В процессе обучения портфолио не применяется для сравнения достижений студентов. Оно служит источником информации об индивидуальном развитии обучающегося за конкретный отрезок времени, о его достижениях, способностях, о сильных и слабых сторонах личности. Портфолио является эффективным инструментом мониторинга практического опыта конкретного студента в широком образовательном контексте, позволяющим демонстрировать формирующуюся способность обучающегося практически применять приобретенные знания и умения. Кроме того, метод портфолио предполагает смещение акцента с оценки деятельности студента на самооценку и самоанализ.

Для того, чтобы обучающийся мог проявить свои творческие возможности, портфолио включает обязательную и вариативную части.

Обязательная часть содержит информацию о студенте (резюме, портрет, самопроезентация), о заданиях, выполненных студентом в рамках образовательного процесса. Вариативная часть предполагает наличие работ студента, демонстрирующих результаты его творческой, социальной, коммуникативной, профессиональной деятельности. Студент может вводить дополнительные рубрики, разрабатываемые им самостоятельно.

Для оценки портфолио предложены следующие критерии:

- заполнение обязательных рубрик и выводов;

- использование исследовательских методов в выполненных работах;

- творческий характер работ;

- качество оформления работ в портфолио;

анализ продуктивности портфолио для

студента;

- полнота раскрытия в портфолио своих достижений;

- наличие рефлексии работы над портфолио.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка портфолио:

Высокий уровень: Содержание портфолио отражает активную работу студента. Полностью выполнена обязательная часть, широко представлена вариативная часть. Работы выполнены оригинально, с «изюминкой», что свидетельствуют о значительном прогрессе в развитии студента. Имеет место анализ проделанной работы, строятся планы на будущее. Портфолио содержит отзывы, сертификаты, рецензии, полученные студентом.

Средний уровень: Содержание портфолио демонстрирует положительную динамику развития студента. Полностью выполнена обязательная часть портфолио, имеет место вариативная часть, но в работах слабо выражен творческий аспект, отсутствует оригинальность в выполнении и оформлении заданий. Студентом анализируются слабые и сильные стороны своей деятельности, планируется дальнейшая деятельность.

Низкий уровень: в портфолио представлена в основном обязательная часть, вариативная часть разработана слабо. В организации портфолио отсутствует системность, нет самоанализа деятельности, не наблюдается динамика развития. Студент равнодушно относится к текущей и предстоящей деятельности.

В процессе обучения происходит коэволюци-онное взаимодействие и взаимная трансформация учебной, профессиональной и социальной деятельности (принцип трех сред). Постепенно меняются потребности и мотивы, ценности и смыслы, цели и действия, средства и результаты деятельности студентов: они приобретают осознанный, инновационный и социально направленный характер. Контекст качества становится смыслообра-зующей категорией, обеспечивающей личностное включение студента в процесс овладения профессиональной деятельностью.

Независимо от формы проведения занятий (лекция, практическое занятие, лабораторная работа, консультация, конференция, деловая игра), их содержание организуется в контексте качества: качество деятельности (учебной, профессиональной, социальной), качество информационного продукта, качество информатизации, качество жизни человека в информационном обществе. Будущие информатики-экономисты должны проникнуться пониманием того, что качество программного продукта, являющегося результатом инновационной деятельности, зависит от компетентности каждого специалиста, принимающего участие в программном проекте, и рождается в процессе полипрофессионального общения.

Таким образом, максимальное наполнение учебного процесса профессионально-

ориентированными задачами с социально-экономическим содержанием, применение объяснительно-иллюстративного, поискового и игрового (активных) методов обучения ориентирует образовательный процесс на формирование и развитие компетенций будущего 1Т-специалиста, необходимых современному информационному обществу.

Библиографический список

1. Аверченков, В.И. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов / В.И.Аверченков, Е.Е.Ваинмаер. -2-е изд.стереотип, М.: ФЛИНТА, 2011. - 293с.

2. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью : учебник для бакалавров / А.П.Агарков, Р.С.Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 208с.

3. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56с.

4. Колин, К.К.. Качество жизни в информационном обществе // Человек и труд, 2010, 1. - с.39-43

5. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г.Попадюк. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 391с.

6. Наумкин, Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам : дисс. докт. пед. наук, 13.00.02 / Н.И.Наумкин. - М., 2009. - 499 с.

7. Наумкин, Н.И. Особенности подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В. Ф. Купряшкин // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - С. 4-14.

8. Наумкин Н.И. Педагогическая модель подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности при обучении техническому творчеству / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева // Интеграция образования. - 2010. - № 2 (59). - С. 26-30.

9. Новиков A.M. Основания педагогики: пособие для авторов и преподавателей / А.М.Новиков. -М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208с.

10. Нуриев, Н.К. Проектирование дидактической системы инновационной подготовки специалистов в области программной инженерии : дисс. докт.пед. наук, 13.00.08 / Н.К.Нуриев. - Казань, 2006 - 439с.

11. Орел, Е.А. Диагностика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий (программистов) : автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.03 / Е.А. Орел. - Москва, 2007. - 23с.

12. Попова, И.В. Формирование готовности будущих ИТ-специалистов к исследовательской деятельности / дисс.к.п.н., 13.00.08 / И.В.Попова. -Магнитогорск, 2006 П4 - 179с.

13. Соловьев, В.И. Стратегия и тактика конкуренции на рынке программного обеспечения : Опыт экономико-математического моделирования : Монография / В.И. Соловьев. - М.: Вега-Инфо, 2010. -200с.

14. Чернобай, Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования) / дисс. докт.пед.наук, 13.00.02 / Е.В.Чернобай. - М.: 2012. - 303с.

15. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д.Шадриков. -М.: Аспект-Пресс, 2007. - 288 с.

References

1. Averchenkov, V.l. Innovad on nyj menedzhment : uchebnoe posobie dlja vuzov [Innovation Management: a textbook for high schools] / V.l.Averchenkov, E.E.Vainmaer. -2-е izd.stereotip, M.: FLINTA, 2011. - 293s.

2. Agarkov, A.P. Upravlenie innovacionnoj dejatel'nost'ju [Innovation management]: uchebnik dlja bakalavrov / A.P.Agarkov, R.S.Golov. - M.: Dashkov i К, 2015. - 208s.

3. Kovaleva T.M. Materialy kursa «Osnovy tjutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii» [Course materials "Fundamentals of tutor support in the general education"] : lekcii 1-4. - M.: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja», 2010. - 56s.

4. Kolin, K.K. Kachestvo zhizni v informacionnom obshhestve [The quality of life in the information society] // С he love k i trud, 2010, 1. - s.39-43

5. Innovacionnyj menedzhment [Innovation Management]: uchebnik / pod red. V.Ja. Gorfinkelja, T.G.Popadjuk. - M.: Juniti-Dana, 2015. - 391s.

6. Naumkin, N.I. Metodicheskaja sistema formirovanija и studentov tehnicheskih vuzov sposobnostej к innovacionnoj inzhenernoj dejateinosti v processe obuchenija obshhetehnicheskim disciplinam [Methodical system of formation at students of technical colleges the ability to innovative engineering in learning technical disciplines]: diss. dokt. ped. nauk, 13.00.02 / N.I.Naumkin. - M., 2009. - 499 s.

7. Naumkin, N.I. Osobennosti podgotovki studentov nacionainyh issledovateiskih universitetov к innovacionnoj inzhenernoj dejateinosti [Features of preparation of students of national research universities to innovative engineering] / N.I. Naumkin, E.P. Grosheva, N.N. Shekshaeva, V. F. Kuprjashkin // Integracija obrazovanija. - 2013. - № 4. - S. 4-14.

8. Naumkin N.I. Pedagogicheskaja model' podgotovki studentov к innovacionnoj inzhenernoj dejateinosti pri obuchenii tehnicheskomu tvorchestvu [Pedagogical model of preparing students for innovative engineering in teaching technical creativity] / N.I. Naumkin, E.P. Grosheva // Integracija obrazovanija. - 2010. -№ 2 (59). - S. 26-30.

9. Novikov A.M. Osnovanija pedagogiki [Grounds of Pedagogy: A guide for authors and teachers]: posobie dlja avtorov i prepodavatelej / A.M.Novikov. - M.: Izdatel'stvo «Jegves», 2010. - 208s.

10. Nuriev, N.K. Proektirovanie didakticheskoj sistemy innovacionnoj podgotovki specialistov v oblasti programmnoj inzhenerii [Designing innovative didactic system of training specialists in the field of software engineering]: diss, dokt.ped. nauk, 13.00.08 / N.K.Nuriev. - Kazan', 2006 - 439s.

11. Orel, E.A. Diagnostika osobennostej mysliteinoj dejateinosti specialistov v oblasti informacionnyh tehnologij (programmistov) [Diagnostic features of mental activity of specialists in the field of information technology]: avtoref. diss. kand. psihol. nauk, 19.00.03 / E.A. Orel. - Moskva, 2007. - 23s.

12. Popova, I.V. Formirovanie gotovnosti budushhih IT-specialistov k issledovatel'skoj dejatel'nosti [Formation of readiness of the future IT professionals to research] / diss.k.p.n., 13.00.08 / I.V.Popova. -Magnitogorsk, 2006 P4 - 179s.

13. Solov'ev, V.I. Strategija i taktika konkurencii na rynke programmnogo obespechenija [Strategy and tactics of competition in the software market]: Opyt jekonomiko-matematicheskogo modelirovanija : Mono-grafija / V.I. Solov'ev. - M.: Vega-Info, 2010. - 200s.

14. Chernobaj, E.V. Metodicheskie osnovy podgotovki uchitelej k proektirovaniju uchebnogo processa v sovremennoj informacionnoj obrazovatel'noj srede [Methodical bases of preparation of teachers to design the educational process in the modern information educational environment] (v sisteme dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovanija) / diss, dokt.ped.nauk, 13.00.02 / E.V.Chernobaj. - M.: 2012. - 303s.

15. Shadrikov, V.D. Mentainoe razvitie cheloveka [The mental development of man] / V.D.Shadrikov. -M.: Aspekt-Press, 2007. - 288s.

THE FORAAATION OF READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY OF FUTURE IT-SPECIALISTS IN THE TEACHING

PROCESS AT THE UNIVERSITY

Abstract. In the article the problem of preparation of future IT professionals. Focuses on the fact that the work of IT-specialist in the development and creation of new software products, bringing them to view competitive products using methods and tools of software engineering, pronounced innovative character. It justifies a necessity of formation and development of ability to innovate on the basis of wide application of the systems approach, and based on the co-evolution of content and modern teaching technologies. As a leading technology training the technology of tutoring.

Keywords: innovation, innovative activity, the quality of software, IT-specialist, teamwork, Tutoring.

Сведения об авторах:

Дьяков Евгений Петрович - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г.Омск, Российская Федерация), е-mail: kaf_it@sano.ru.

Сорока Елена Георгиевна - доцент кафедры информационных технологий Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г.Омск, Российская Федерация), e-mail: soroka_e_g@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 15.12.2015.

associate professor, Siberian Institute of Business

associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.