Научная статья на тему 'Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования'

Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОТВЕТ / ДОКЛАД РИМСКОГО КЛУБА-2017 / "FUTURES LITERACY" / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ XXI В." / ТВОРЧЕСТВО БУДУЩЕГО / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIOCULTURAL RESPONSE / REPORTS OF THE CLUB OF ROME 2017 / MODERN EDUCATION / "THE NEW EDUCATION PARADIGM OF THE 21ST CENTURY" / CREATIVITY OF THE FUTURE / GLOBAL GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леньков Роман Викторович, Пацула Андрей Валерьевич

Актуальность научного исследования обусловлена практической необходимостью осуществления социокультурной стратегии, направленной на системное обновление института образования в России, служащего гарантией качества обучения, способствующего росту отечественной экономики, социальной сферы, культуры и благополучия граждан страны. В связи с этим целью работы является критический анализ модели Римского клуба и концепции «нового Просвещения», которые репрезентируют «грамотность в отношении будущего» («futures literacy»). Сущность исследования заключается в обосновании авторской альтернативной модели, отличающейся от модели Римского клуба и состоящей в продвижении концепта формирования у обучающихся способности и возможности творчества будущего. При подготовке работы авторы настоящей статьи опирались на практики компаративистского и системного подходов, метод ретроспекции, которые позволили выявить и диагностировать различные точки зрения на задачи, средства и формы обновления высшего и среднего профессионального образования в России и за рубежом, определить методологические критерии к оценке влияния образования на социальное и культурное развитие общества. На платформе оригинальной содержательной модели, специфицируемой по профилируемым критериям, интерпретируются ключевые компоненты смены образовательной парадигмы. В статье на основе авторского подхода раскрываются барьеры, препятствующие развитию отечественного образования, указываются пути их преодоления. Результаты исследования имеют практическую направленность и могут быть востребованы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления, высшего и среднего профессионального образования, экспертами в области прогнозирования, внедрения и продвижения информационных (цифровых) технологий, а также разработчиками педагогических методик и организаторами учебного процесса в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the Opportunity and Ability to Shape the Future:A Social and Cultural Response to the Challenges of Modern Education

This study is highly relevant today, as it responds to the need for a social and cultural strategy aimed at a systemic education overhaul in Russia, which would guarantee a high-quality education, boost the domestic economy, and help improve community life, culture, and overall well-being in the country. Therefore, the main goal of the paper is a critical analysis of the Club of Rome model and the New Enlightenment concept, representing future literacy. The core idea of our study is to propose an original alternative to the Club of Rome model, which differs from the latter and promotes the concept of providing students with the opportunity and ability to shape their future. We based this paper on systemic comparative practices and the retrospective method, which allowed us to single out and evaluate different viewpoints on the objectives, means, and forms of modernizing secondary and tertiary professional education in Russia and abroad, as well as set the methodological criteria for evaluating the role of education in society's social and cultural development. We interpret the key components of changing the education paradigm by using an original content model, with adjustments for the criteria that we are profiling. The paper's approach reveals the obstacles on the path towards developing Russian education, as well as the ways of overcoming them. The research is practice-oriented, and its results will address the needs of experts working for government authorities on a national and local level, and secondary and tertiary educational institutions, as well as experts on forecasting, introducing, and promoting digital technology (IT), and the creators of teaching methodologies and education process managers.

Текст научной работы на тему «Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования»

I Социология образования

Р. В. Леньков, А. В. Пацула

формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования1

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6802

Леньков Роман Викторович — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН.

117218, Россия, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5 E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 367020

Пацула Андрей Валерьевич — доктор социологических наук, старший научный сотрудник, Российский государственный социальный университет.

129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 118829

Для цитирования: Леньков Р. В., Пацула А. В. Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 85—96. DOI: 10.19181/ snsp.2019.7.4.6802_

Аннотация. Актуальность научного исследования обусловлена практической необходимостью осуществления социокультурной стратегии, направленной на системное обновление института образования в России, служащего гарантией качества обучения, способствующего росту отечественной экономики, социальной сферы, культуры и благополучия граждан страны. В связи с этим целью работы является критический анализ модели Римского клуба и концепции «нового Просвещения», которые репрезентируют «грамотность в отношении будущего» («futures literacy»). Сущность исследования заключается в обосновании авторской альтернативной модели, отличающейся от модели Римского клуба и состоящей в продвижении концепта формирования у обучающихся способности и возможности творчества будущего. При подготовке работы авторы настоящей статьи опирались на практики компаративистского и системного подходов, метод ретроспекции, которые позволили выявить и диагностировать различные точки зрения на задачи, средства и формы обновления высшего и среднего профессионального образования в России и за рубежом, определить методологические критерии к оценке влияния образования на социальное и культурное развитие общества. На платформе оригинальной содержательной модели,

1 Статья подготовлена на основе тезисов научного доклада авторов «Пять тезисов об образовании для будущего: социокультурный ответ» [Леньков, Пацула, 2019] на конференции ФНИСЦ РАН «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова)».

специфицируемой по профилируемым критериям, интерпретируются ключевые компоненты смены образовательной парадигмы. В статье на основе авторского подхода раскрываются барьеры, препятствующие развитию отечественного образования, указываются пути их преодоления. Результаты исследования имеют практическую направленность и могут быть востребованы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления, высшего и среднего профессионального образования, экспертами в области прогнозирования, внедрения и продвижения информационных (цифровых) технологий, а также разработчиками педагогических методик и организаторами учебного процесса в образовательных организациях. Ключевые слова: социокультурный ответ, доклад Римского клуба—2017, «futures literacy», современное образование, «новая парадигма образования XXI в.», творчество будущего, глобальное управление.

Введение

Традиционно в течение многих лет система образования выполняла функцию важного социального института, формирующего для государства и общества разные типы граждан с определённым набором качеств: ценностных установок, знаний, умений и навыков. Во втором десятилетии XXI в. ситуация претерпела существенные изменения.

По мнению ряда экспертов, классическая информационно-знаниевая парадигма образования более не может в полной мере соответствовать требованиям усиливающейся интеллектуализации разных сфер жизни, качественному и структурному усложнению социального пространства. Поэтому задача подготовки профессиональных кадров, способных ответить вызовам времени, становится всё более трудной для осуществления [Агеева, 2015; Мариносян, 2016].

0 том, что указанный тезис не является преувеличением, свидетельствуют изменения в образовании, которые детерминированы социальными, политическими и культурными процессами. Эти изменения вызваны глобализацией, трудно прогнозируемыми мировыми экономическими кризисами, ускоряющимися темпами изменения действительности, многовекторностью перспектив развития человеческой цивилизации.

В указанном контексте особый интерес представляет доклад Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», основным содержанием которого выступают диагностика и осмысление «новых философских корней текущего состояния мира»1. Ведущие эксперты международного уровня (Э. Вайцзеккер и А. Вийкман, при участии 34 членов Римского клуба) анализируют сложившуюся ситуацию в мире, не ограничиваясь изучением актуальных экологических проблем. Футурологи Римского клуба специфицируют социальный, политический, культурный и моральный кризисы общества, а также кризисы демократии, идеологии и рыночной системы.

1 Римский клуб, юбилейный доклад: «Старый Мир обречён. Новый Мир неизбежен!» // Планета КОБ. URL: https://www.planet-kob.ru/articles/6832 (дата обращения: 12.07.2019).

Новыми угрозами и вызовами современности, согласно экспертным оценкам, выступают: вырождение капитализма, наступление антропоцена1, избыточное потребление, тотальная урбанизация, диджитализация (цифровизация), тех-ноутопизм.

Важно подчеркнуть, что авторы указанного доклада не просто выявляют истоки и изъяны рыночного мировоззрения, но и выдвигают альтернативную концепцию «нового Просвещения», определяя в качестве её ключевой идеи «фундаментальную трансформацию мышления с отложенным результатом в виде целостного мировоззрения». При этом эксперты Римского клуба акцентируют особое внимание на том, что новое мышление должно быть «гуманистическим, но свободным от антропоцентризма, открытым развитию, но ценящим устойчивость и заботящимся о будущем» [Weizsaecker, 2017].

Методы

При проведении исследования авторы опирались на исторический, логический, компаративистский и системный подходы, социально-экономический анализ, документальные и статистические источники, контент-анализ данных электронных СМИ и коммуникации, метод ретроспекции, результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств, научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области социологии знания, управления, образования и прогнозирования.

Обсуждение

В вышеназванном докладе Римский клуб редуцирует миссию образования до формирования у молодёжи «грамотности в отношении будущего» («futures literacy»). Эта так называемая грамотность сведена всего к пяти пунктам (тезисам).

В обобщённом изложении в указанных тезисах постулируется следующее:

1. Образование должно основываться на «связанности». Отношения были и будут сущностью обучения, использование информационных технологий значимо и эффективно только когда они способствуют связи между людьми. Образование должно вызывать интерес, высвобождать энергию и активнее задействовать способности каждого обучающегося, чтобы учиться для самого себя и помогать учиться другим.

Антропоцен — геохронологический термин, применяемый для характеристики современной геологической эпохи, в которой человеческая деятельность начинает играть существенную роль в глобальной экосистеме Земли.

2. Образование должно носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям. На современном этапе развития цивилизации культурные ценности проявляются в акценте на обеспечение благополучия всех живых существ и мира.

3. Образование должно фокусироваться на устойчивости. Большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа, поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.

4. Необходимо культивировать интегральное мышление, а не ограничиваться мышлением системным. Обучения системному мышлению недостаточно, поскольку в нём сохраняется тенденция рассматривать реальность в механистических категориях, в которых невозможно отобразить её органическую целостность. Интегральное мышление, в отличие от системного, способно воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты реальности и достигать её подлинного понимания.

5. Образование должно исходить из плюрализма содержания. Многие университеты и образовательные организации продвигают классические академические школы мысли, вместо того чтобы давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив. Сегодняшние обучающиеся нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Культурное разнообразие и культурные универсалии так же необходимы для эволюции, как генетическое разнообразие необходимо для разнообразия биологического [Weizsaecker, 2017].

На первый взгляд, можно согласиться с экспертным мнением, согласно которому к новым вызовам жизни, рассмотренным в докладе Римского клуба, Россия или готова, или способна подготовиться путём исправления текущего положения дел в этой сфере, а также создания гибкой, эффективной системы образования и профессиональной подготовки [Бардакова, 2018].

Этому есть веские подтверждения. К примеру, по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2019 г. Россия вошла в авангард стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов. Более половины общемировой студенческой мобильности приходится сегодня на США (19%), Великобританию (8%), Австралию (7%), Францию, Германию и Россию (по 5%) К 2025 г. число иностранных студентов, которые учатся в университетах и организациях среднего профессионального образования России на очном отделении, может вырасти до 710 тыс. человек. Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в 5 раз1.

1 Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.5top100.ru/news/93717 (дата обращения: 01.10.2019).

Вместе с тем способно ли отечественное образование дать достойный социокультурный ответ таким вызовам?

Буквальный перевод содержания рассматриваемых тезисов Римского клуба на язык практической социальной политики в сфере образования означает:

1. Каждый учится не для других и не для общества, а для себя.

2. Главная ценность современной цивилизации состоит в благополучии, образование является одним из его условий и составных частей.

3. Образование должно фокусироваться не на прогрессе, а на устойчивости.

4. Системность выступает орудием механистического мышления, инструментом общества постмодерна становится интегральность.

5. Университетские академические школы должны быть заменены на свободное и не ограниченное ни в чём и никем «культурноеразнообразие»1.

На наш взгляд, практическое воплощение тезисов доклада Римского клуба в жизнь предопределяет производство сословности и невежества в мире как цель и средство глобального управления массами. Одну из ярких иллюстраций нашего вывода можно найти в социологических данных. Так, по результатам исследования Международной программы оценки компетенции взрослых (Р1ААС), проведённого в США под эгидой министерства образования, граждан страны, умеющих читать настолько плохо, что они неспособны прочитать газету и не могут заполнить бланки в госучреждениях, — 26,5 млн, «функционально неграмотных» — 8,4 млн, тех, кто не может принимать участие в опросах населения из-за физиологических и когнитивных нарушений, — 8,2 млн. В настоящее время в общей сложности более 43 млн североамериканцев являются неграмотными. Эта когорта превышает 13% населения США2.

Во всех странах качественное профессиональное образование дорожает, становится всё менее доступным для большинства населения. После крушения Советского Союза и идеологемы социальной справедливости, воплощённой в общенародном государстве, происходят формирование новой сословности и реставрация феодальной социокультурной модели, в которой знания, умения и навыки жёстко ранжируются, воспроизводятся и передаются по наследству как отличительные составляющие имущественного статуса в кастовой системе.

По статистическим данным, в 2019 и 2020 гг. из федерального бюджета Российской Федерации на образование планируется выделить 653 млрд и 668 млрд руб., что равняется всего 0,6—0,7% объёма ВВП страны3.

Для продвижения тезиса свободного и не ограниченного ни в чём и никем «культурного разнообразия» авторы доклада Римского клуба 2017 г. используют концепт «инклюзивное содержание мультикультурализма».

Максимова Е. Штаты безграмотных. Почему 43 млн американцев не умеют писать и читать? // Телеканал 360°. URL: https://360tv.ru/news/tekst/shtatv-bezgramotnvh/ (дата обращения: 10.09.2019).

Эксперт: для нового поколения россиян работа станет привилегией // Новые Известия. 2018. 5 февраля. URL: https://newizv.ru/article/general/05-02-2018/ekspert-dlva-novogo-pokolenie-rossivan-rabota-stanet-privilegiev (дата обращения: 09.10.2019).

Россия по уровню расходов государства и частного сектора на образование своих граждан в 2019 г. оказалась на последних строчках в составленном компанией Skyeng рейтинге из 36 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России ежегодные траты на одного человека составляют $240, что в 19 раз меньше, чем в Норвегии, возглавившей список. По данному показателю наша страна находится рядом с ЮАР и Колумбией. Частное финансирование на одного человека равно $47, что на $10 меньше, чем в Греции. Самые высокие траты государства на образование собственных граждан — в Норвегии ($4,6 тыс. на человека в год), Швейцарии ($3,65 тыс.), Дании ($3,3 тыс.). В составленном Skyeng рейтинге стран с наибольшей долей государственного финансирования образования лидирует Норвегия, где на бюджетные средства приходится 99% затрат на образование, затем идут Финляндия (98%) и Люксембург (97%). Наибольшая доля частного финансирования образования — в Чили (36%) и Австралии (34%). В России соотношение государственного и частного финансирования — 84 и 16% соответственно1.

С нашей точки зрения, Римский клуб в концептуальной форме озвучивает политическую программу Бильдербергского клуба1, для которого реализация принципа равного образования для всех является прямой угрозой глобальной управляемой практике расширения географии третьего мира за счёт включения в его орбиту всё большего числа стран. Неспособность противостоять искусственно навязываемому диктату менеджеризма, корпоративизма, прибыльности и самоокупаемости в сфере образования — это непосредственная угроза престижу и качеству отечественного образования, прямой путь к массовому производству кастовости, некультурности и отсталости, которыми легко управлять и властвовать [Леньков, 2017: 67].

Формирование актуальной государственной политики в высшем и среднем профессиональном образовании предполагает решение задачи синтеза обучения и технологий, поскольку технологизация образования и авторские педагогические методики определяют общемировой тренд развития данной сферы.

В связи с этим требует анализа и социальной диагностики «новая парадигма образования XXI в.», которую на основе модели обновлённого среднего образования продвигает отечественный программист и предприниматель П. Дуров. В своей программной статье, посвящённой новой парадигме образования, он подчёркивает, что сегодня общество нуждается в модернизированной поликомпонентной системе образования будущего. Дуров называет её ключевые элементы: «обучение через интерактивные лекции у лучших учителей; обучение через

1 Аминов Х. Россиянам не хватает денег на знания. Представлен рейтинг частного и государственного финансирования образования // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4120141 (дата обращения: 11.10.2019).

Бильдербергский клуб — неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в сферах политики, бизнеса и банковского дела (см. сайт Bilderberg Meetings: https://www.bilderbergmeetings.org/). https://www.kommersant.ru/doc/4120141

игровые симуляторы; обучение через интерактивные аудиовизуальные тесты; обучение через локальное и глобальное соревнование; обучение в ходе просмотра массового кино; обучение через погружение в игровой мир; децентрализация и дестандартизация системы образования»1.

П. Дуров прогнозирует, что многие школы будущего станут экспериментальными площадками — технологическими стартапами. Результатом работы некоторых из них будет успех, другие закончат свою историю провалом. Количество неизвестных переменных велико, и путь в будущее образования высвечивается только через эксперимент.

Здесь мы можем поспорить с указанным автором, поскольку, не умаляя значимости технократического подхода и метода эксперимента, сводить новую парадигму образования только к цифровому проекту и социально-дарвинистскому эксперименту (одни в ходе цифрового обучения побеждают, другие проигрывают) означает редукцию трансформаций в образовании в духе указанного доклада Римского клуба и выдвинутой его экспертами концепции «нового Просвещения».

Наша альтернативная модель предусматривает, что в образовании не должно быть выигравших и проигравших. Стратегическая цель гуманистической трансформации образования заключается в том, что в процессе воспитания, обучения и научения2 должны выигрывать все представители общества.

Цифровые конвейерные практики упрощения и формализации образовательной деятельности, крайняя примитивизация и рационализация жизненных ориентиров молодёжи по рецептам Голливуда, потребительская «макдональдиза-ция» способны превратить российскую идентичность в суррогатную, вторичную и уродливую форму жизни по-американски, наспех перекроенную и неряшливо сшитую под российские условия.

Разумное (и более гуманное) решение проблемы обучения на основе новых технологий следует искать в поступательном, эволюционном пути продуманных реформ [Бардакова, 2018]. Формирование системы общедоступных электронных образовательных ресурсов в Рунете нацелено на обеспечение доступности, своевременности и высокого качества информации для учащейся молодёжи.

В университетах рассматриваемая система, по мнению ряда отечественных экспертов, должна предусматривать включение электронных версий учебников и учебных пособий по базовым дисциплинам, монографий ведущих учёных по актуальным проблемам науки, академических онлайн-журналов, диссертаций, конспектов лекций ведущих учёных, статистических онлайн-справочников, учебных медиаресурсов и методических материалов [Горин, 2016].

1 7 элементов системы образования XXI века // Scientific Social Community. URL: https:// www.science-communitv.org/ru/node/7332 (дата обращения: 12.10.2019).

С нашей точки зрения, если научение — это процессный результат постоянного соприкосновения человека с внешней средой, то обучение — это ход и итог диалогического взаимодействия между обучающим и обучаемым, при этом воспитание — специализированный и технологический вид деятельности по развитию и совершенствованию личности.

Учебный процесс в образовательных организациях в целях повышения его результативности, эффективности и обеспечения соответствия современным требованиям необходимо строить на основе внедрения новых технологий обучения, инновационных форм и методов работы. Развитие компьютерных программ, в том числе образовательных онлайн-программ, качественно трансформирует процесс и параметры высшего образования, что станет существенным испытанием для обучающихся и преподавателей. Но система образования объективно не может не реагировать на вызовы диджитализации (цифровиза-ции) внешней среды.

Следует подчеркнуть, что цифровизация затронула в разной степени большинство российских университетов и образовательных организаций: учебный процесс в них упорядочивается, структурируется и систематизируется, становится прозрачным для органов управления и служб, а также для самих студентов. Поскольку издательства, специализирующиеся на учебной литературе, постепенно переходят на электронные версии учебников и учебных пособий, то и проведение практических занятий без использования социальных сетей выглядит анахронизмом. Ставшие привычными электронные презентации или использование видео в большинстве вузов свидетельствуют о том, что цифровые технологии значительно меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи.

Таким образом, современное образование призвано формировать у обучающихся уверенность и адаптивность к изменениям, освобождать юношей и девушек от стереотипов, клише и догматических знаний, учить учиться, обеспечивать когнитивное развитие на основе технологий и должно быть непрерывным.

Это означает, что отечественные университеты и образовательные организации обязаны научить студентов «оперативно решать задачи, находить необходимые информацию и знания, уметь работать в команде, видеть перспективу и готовиться к ней, уметь принимать решения, разрабатывать и реализовывать проекты, отвечать на запросы, строить коммуникации и партнёрство» [Жернов, 2018: 88]. Иными словами, система образования должна обеспечить многоуровневый и целенаправленный процесс, состоящий в том, чтобы молодёжь могла «учиться жить», «учиться знать и понимать», «учиться созидать», «учиться жить вместе» [Пацула, 2019].

Результаты

Важно подчеркнуть, что качество обучения, достигнутое в современных российских университетах, позволяет нам утверждать о значительном потенциале в формировании у российской молодёжи не только «грамотности в отношении будущего» («futures literacy»), но и способности и возможности творчества в отношении будущего.

Адекватно выбранные педагогические методики, планирование и подбор релевантных материалов, комплексная интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, научных исследований и производственных практик должны сформировать необходимые профессиональные компетенции будущих специалистов в условиях глобализации и цифровизации.

Вместе с тем технологизации и цифровизации образования недостаточно для того, чтобы способности и возможности творчества будущего были актуализированы учащейся молодёжью.

В частности, без государственной и предпринимательской поддержки не обойтись при решении таких проблем, как усиление притока инвестиций в образование, обновление материально-технической базы и технологическое перевооружение школ и университетов. От улучшения системы финансирования образовательных организаций в регионах, перевода их на многоканальное финансирование из бюджетов разных уровней, а также за счёт привлечения средств самих организаций зависит качество образования и человеческого капитала выпускников школ, колледжей и университетов.

Государство должно создать условия для обеспечения равного доступа молодёжи из различных социальных групп и территорий страны к высшему и среднему профессиональному образованию. Важно сохранить демократические начала института образования, защитить образовательные интересы и потребности обучающихся из малообеспеченных и социально уязвимых слоёв населения. Невыполнение указанной задачи подрывает основы проводимой социальной политики и наносит непоправимый ущерб реализации принципа социальной справедливости.

Требуется устранить бюджетные и отраслевые перекосы и диспропорции в оплате труда. Труд профессорско-преподавательского состава в высшей школе вознаграждается по недопустимо низким ставкам. В то же время заработная плата в добывающих отраслях экономики непомерно завышена. Уровень оплаты труда должен быть не отталкивающим, а привлекательным для квалифицированных и талантливых молодых кадров, способных придать повышению качества высшего образования в России второе дыхание.

Важно оптимизировать и интегрировать работу отечественных педагогических и научных центров, занимающихся разработкой, распространением и внедрением инновационных образовательных технологий, открывающих перспективу результативному и гибкому применению знаний, умений и навыков в практике профессиональной деятельности.

Следует обеспечить государственную поддержку уникальных социально значимых и динамично развивающихся национальных центров педагогического изобретательства независимо от их формы собственности.

Государственный патронаж инновационной деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования нацелен защищать и способствовать распространению необходимых импульсов креативного развития отрасли, усиливать и увеличивать возможности для более полного удовлетворения меняющихся образовательных потребностей и интересов широких слоёв населения.

С нашей точки зрения, необходимыми условиями успешной реализации задач государственной образовательной политики в субъектах Российской Федерации являются:

• укрепление межрегиональных и международных вузовских связей;

• осуществление мониторинга качества образования;

• совершенствование законодательной базы образовательной отрасли на территории федеральных округов;

• создание на её основе специальных информационных банков данных;

• подготовка и реализация межрегиональных и международных образовательных проектов и программ, направленных на решение современных задач образовательного развития;

• организация международных и межрегиональных научно-практических конференций, форумов и семинаров по актуальным проблемам улучшения качества образования.

Отечественное высшее и среднее профессиональное образование призвано не только сохранить, развить и упрочить свой кадровый, творческий и технологический потенциал, но также сформировать благоприятную социокультурную среду, способствующую духовному сплочению общества, осуществлению прогрессивных социально-экономических и политических преобразований России в третьем тысячелетии.

Список литературы

Агеева Н. А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61025 (дата обращения: 08.09.2019).

Бардакова Е. А. Futures literacy и необходимость новых технологий в современном российском высшем образовании // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 1. С. 69-75.

Горин Н. И., Нещадин А. А., Тульчинский Г. Л. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или почему бизнес должен прийти в университеты. Часть II // Философские науки. 2016. № 2. С. 22-35.

Жернов Е. Е. Формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе: роль опорного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 85-90.

Леньков Р. В., Пацула А. В. Пять тезисов об образовании для будущего: социокультурный ответ // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 583-587.

Леньков Р. В. Теория социального управления в высшей школе: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 183 с.

Мариносян Х. Э. Стратегия государственного развития и сфера образования // Философские науки. 2016. № 1. С. 7-9.

Пацула А. В. Девиантная субкультура уральской молодёжи: Некоторые методологические посылы и практика социологического анализа / А. В. Пацула, Б. С. Павлов, В. Н. Козлов, Е. В. Малыш // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 1. М., 2019. С. 538-545.

Weizsaecker E. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet / E. Weizsaecker, A. Wijkman. Springer, 2017.

Дата поступления в редакцию: 14.09.2019.

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6802

Creating the Opportunity and Ability to Shape the Future: A Social and Cultural Response to the Challenges of Modern Education

Roman V. Len'kov

Candidate of Economic, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Sociology of

FCTAS RAS. Krzhizhanovsky st., 24/35, build. 5, 117218, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID Id: 0000-0002-1223-9727

Andrey V. Patsula

Doctor of Sociology, Senior Researcher, Research Institute of Perspective Directions and Technologies of the Russian State Social University. Wilhelm Pieck st., build. 4, 129226, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

For citation: Len'kov, R. V., Patsula, A. V. (2019). Creating the Opportunity and Ability to Shape the Future: a Social and Cultural Response to the Challenges of Modern Education. Sociologicheskaja nauka isocial'najapraktika. № 4. P. 85-96. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6802

Abstract. This study is highly relevant today, as it responds to the need for a social and cultural strategy aimed at a systemic education overhaul in Russia, which would guarantee a high-quality education, boost the domestic economy, and help improve community life, culture, and overall well-being in the country. Therefore, the main goal of the paper is a critical analysis of the Club of Rome model and the New Enlightenment concept, representing future literacy. The core idea of our study is to propose an original alternative to the Club of Rome model, which differs from the latter and promotes the concept of providing students with the opportunity and ability to shape their future. We based this paper on systemic comparative practices and the retrospective method, which allowed us to single out and evaluate different viewpoints on the objectives, means, and forms of modernizing secondary and tertiary professional education in Russia and abroad, as well as set the methodological criteria for evaluating the role of education in society's social and cultural development. We interpret the key components of changing the education paradigm by using an original content model, with adjustments for the criteria that we are

profiling. The paper's approach reveals the obstacles on the path towards developing Russian education, as well as the ways of overcoming them. The research is practice-oriented, and its results will address the needs of experts working for government authorities on a national and local level, and secondary and tertiary educational institutions, as well as experts on forecasting, introducing, and promoting digital technology (IT), and the creators of teaching methodologies and education process managers. Keywords: sociocultural response, reports of the Club of Rome 2017, «futures literacy», modern education, «the new education paradigm of the 21st century», creativity of the future, global governance.

References

Ageyeva N. A. Modernizatsiya sistemy vysshego obrazovaniya: perekhod ot znaniyevoy k poznavatel'no-razvivayushchey paradigm. [Modernization of the higher education system: the transition from the knowledge-based to the cognitively developing paradigm]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii. 2015. № 12. [Elektronnyy resurs]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2015/12/61025 (data obrashcheniya: 08.09.2019). (In Russ.).

Bardakova E. A. Futures literacy i neobkhodimost' novykh tekhnologiy v sovremennom rossiyskom vysshem obrazovanii. [Futures literacy and the need for new technologies in modern Russian higher education]. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2018. № 1. P. 69-75. (In Russ.).

Gorin N. I., Neshchadin A. A., Tul'chinskiy G. L. Perezrevshaya neobkhodimost' reformy vysshey shkoly, ili pochemu biznes dolzhen priyti v universitety. [Overripe need for reform of higher education, or why business should come to universities]. Filosofskiye nauki. 2016. № 2. P. 22-35. (In Russ.).

Len'kov R. V., Patsula A. V. Pyat' tezisov ob obrazovanii dlya budushchego: sotsiokul'turnyy otvet/ [Five Theses on Education for the Future: Sociocultural Response]. Budushcheye sotsiologicheskogo znaniya i vyzovy sotsial'nykh transformatsiy (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya V. A. Yadova). M.: FNISTS RAN publ., 2019. P. 583-587. (In Russ.).

Len'kov R. V. Teoriya sotsial'nogo upravleniya v vysshey shkole. [Theory of social management in higher education]. INFRA-M publ., 2017. 183 p. (In Russ.).

Marinosyan Kh. E. Strategiya gosudarstvennogo razvitiya i sfera obrazovaniya. [Strategy of state development and the sphere of education]. Filosofskiye nauki. 2016. № 1. P. 7-9. (In Russ.).

Patsula A. V. Pavlov B. S., Kozlov V. N., Malysh Ye. V. Deviantnaya subkul'tura ural'skoy molodezhi: Nekotoryye metodologicheskiye posyly i praktika sotsiologicheskogo analiza. [Deviant subculture of the Urals youth: Some methodological messages and practice of sociological analysis]. Bol'shaya Yevraziya: Razvitiye, bezopasnost', sotrudnichestvo. Yezhegodnik. Vyp. 2. Ch. 1. 2019. P. 538-545. (In Russ.).

Zhernov Ye. Ye. Formirovaniye ekonomiki znaniy v resursodobyvayushchem regione: rol' opornogo universiteta. [Formation of the knowledge economy in the resource-extracting region: the role of a supporting university]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 2. P. 85-90. (In Russ.).

Weizsaecker E. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Springer, 2017.

The article was submitted on September 14, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.