УДК 159.9 ББК 88.8
@ Щепенская A.A., Полозова Т.Ю. 2018
FORMATION OF SPECIFIC WAYS TO DEAL WITH STRESS BY POLICE OFFICERS
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ СОТРУДНИКАМИ ОВД
Alena Andreevna SCHEPENSKAYA,
4th year student of RANEPA Email: [email protected]
Алена Андреевна ЩЕПЕНСКАЯ,
слушатель 4 курса Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Email: [email protected]
Tatyana Yuryevna POLOZOVA,
associated professor of the department of psychology of UNK psychology of official activity of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia Email: [email protected]
Татьяна Юрьевна ПОЛОЗОВА,
доцент кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: [email protected]
Научный руководитель: Юнна Евгеньевна Кравченко, доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Щепенская A.A., Полозова Т.Ю. Формирование специфических способов борьбы со стрессом сотрудниками ОВД. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 90—94.
Annotation. Interior Ministry personnel are more likely to be exposed to stressful factors related to the prevention and consequences of offences, as a result of which they are expected to develop certain ways of dealing with stress. There are differences in coping strategies, emotional intelligence and style of response to the success and failure of the Ministry of internal Affairs, depending on the degree of their professionalisation. The results of the survey showed that the groups «1st year» and «3rd year» pessimism is expressed quite strongly, but the level of pessimism is reduced in the groups «5th year» and «practical staff». That is, in other words, the level of optimism as professionalization gradually increases.
Key words: stress factors, ways to deal with stress, coping strategies, pessimism, optimism
Аннотация. Сотрудники МВД чаще подвергаются воздействию стрессогенных факторов, связанных с предотвращением и с последствиями правонарушений, вследствие чего у них предположительно нарабатываются определенные способы борьбы со стрессом. Существуют различия в копинг-стратегиях, эмоциональном интеллекте и стиле реагирования на успех и неудачу у сотрудников МВД в зависимости от степени их профессионализации. Результаты опроса показали, что у групп «1 курс» и «3 курс» пессимизм выражен довольно сильно, однако уровень пессимизма снижается у групп «5 курс» и «практические сотрудники». То есть, иными словами, уровень оптимизма по мере профессионализации постепенно растет. Профессионализация формирует опыт видеть положительные стороны событий и ожидать успеха от своих дальнейших действий.
Ключевые слова: стрессогенные факторы, способы борьбы со стрессом, копинг-стратегии, пессимизм, оптимизм
На формирование множества личностных качеств человека оказывает влияние его социальная среда. Сотрудники МВД чаще подвергаются воздействию стрессогенных факторов, связанных с предотвращением и с последствиями правонарушений, вследствие чего у них предположительно
нарабатываются определенные способы борьбы со стрессом. Наиболее эффективные из них сохраняются и становятся особенно частотными в процессе профессионализации сотрудников МВД1.
Современные психотехнологии предполагают построение профилей лиц, склонных к поведен-
ческим девиациям, что в последующем воспрепятствует приходу в органы сотрудников импульсивно-возбудимого типа при снижении функций контроля своего поведения. Кроме того современные технологии делают акцент на необходимости введения личностно-профессиональной спецификации, которая предполагает учет региональных особенностей поведения людей2. Впервые изучением стрессогенных факторов и стратегий сов-ладания с ними заинтересовался Ричард Стенли Лазарус.
Р. Лазарус предположил, что степень воздействия стрессогенного события на организм скорее зависит не от объективных характеристик стрессора, а скорее от субъективной оценки стрессора субъектом3.
Несомненно, данная теория подвергалась дальнейшей обработке и совершенствованию, в результате чего она стала считаться когнитивной теорией эмоций.
Для подтверждения вышеупомянутой теории Лазарус проводил экспериментальные исследования. Наиболее известным из них считается эксперимент, в котором Ричард Лазарус довольно точно доказывает опосредующую роль процессов оценки стрессора в возникновении и протекании реакции организма на стрессор4.
В ходе своих исследований, Лазарус выделил 8 базовых копинг-стратегий (от англ. соре — справляться), которыми руководствуется человек при переживании стресса.
1) Планирование решения проблемы (последовательная разработка шагов к решению определенной проблемы).
2) Конфронтация/активное преодоление (демонстрация субъектом различных прямых или косвенных попыток воздействовать на возникшую проблему).
3) Принятие ответственности (человек винит себя в произошедшем).
4) Самоконтроль (контроль собственных эмоций и их экспрессии человека).
5) Положительная оценка (обнаружение субъектом позитивных сторон в возникшей ситуации).
6) Поиск социальной поддержки (человек осуществляет поиск поддержки у своего социального окружения).
7) Дистанцирование (преднамеренное уменьшение негативной оценки стрессовой ситуации).
8) Избегание (отказ субъекта от поиска любого решения проблемы)5.
На данный момент наиболее распространенной классификацией копинг-поведения считается следующая классификация:
1. Копинг-стратегии, нацеленные на проблему (ее активное решение, поиск путей решения, анализ, обсуждение и т.п.).
2. Копинг-стратегии, направленные на эмоции субъекта (контроль и управление собственными эмоциями индивида).
Копинг-стратегии, направленные на оценку проблемы (переоценка степени значимости проблемы для индивида)6.
В статье: «Влияние логической памяти на выбор копинг поведения», авторами в 2017 году была выявлена связь между логической памятью сотрудников полиции и выбором их копинг-стратегии: поиск социального контакта, поиск социальной поддержки, манипулятивные действия7.
К психологическим факторам, оказывающим влияние на формирование копинг-стратегий, относятся особенности самой личности человека, а именно, эмоциональные реакции индивида, т.е. как именно человек реагирует на определенные события в своей жизни, насколько хорошо он понимает свои эмоции и эмоции других людей; как он управляет своими эмоциями — может ли их контролировать и т.п. В связи с этим, в группе психологических факторов, влияющих на формирование копинг-стратегий, рассматриваются эмоциональный интеллект и стиль реагирования на успех или неудачу.
Хорошо развитый эмоциональный интеллект индивида дает ему возможность использовать копинг-стратегии, направленные на эмоции самого субъекта, т.е. человеку с высоким эмоциональным интеллектом намного проще справиться со стрессовой ситуацией с помощью контроля и четкого понимания своих эмоций и эмоций окружающих людей8.
Оптимизм и пессимизм — противоположные по смыслу типы мировоззрения и мышления, негативный и позитивный, соответственно. Выделяют два фактора, оказывающих влияние на тип мировоззрения у индивида: врожденный характер (склонность субъекта к определенному образу действий) и жизненный опыт.
Другая группа факторов, оказывающих влияние на формирование копинг-стратегий включает в себя ситуативные факторы. Иными словами, это те факторы, которые не кроются в самой личности человека, а окружают его, т.е. социальная среда человека. Социальная среда в большой степени зависит и определяется профессиональной деятельностью9.
Мы предположили, что общие эмоциональные характеристики и стратегии совладающего
поведения у сотрудников МВД в процессе профессионализации изменяются и выдвинули следующие гипотезы:
• по мере увеличения стажа (степени профессионализации) сотрудников МВД у них будет возрастать склонность к использованию копинг-стратегий, направленных на саму проблему и ее решение (например, активное преодоление, планирование) (так как сотрудники МВД в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с различного рода проблемами, которые требуется решить в ограниченные сроки, именно поэтому предполагается, что они будут склонны формировать наиболее продуктивные копинг-стратегии);
• по мере увеличения стажа (степени профессионализации) сотрудников МВД у них будут улучшаться показатели эмоционального интеллекта, в первую очередь, показатели, формирующие внутрилично-стный эмоциональный интеллект (ВЭИ) (так как сотрудники МВД очень часто сталкиваются с профессиональными задачами, которые требуют взаимодействия с различного рода людьми, также они постоянно находятся в стрессогенных ситуациях, что может повлиять на развитие их внутриличностного эмоционального интеллекта, т.е. в процессе освоения профессиональной деятельности они учатся лучше понимать и управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями);
• по мере увеличения стажа (степени профессионализации) сотрудников МВД у них скорее будет снижаться уровень оптимизма.
В рамках данной работы было проведено квазиэкспериментальное исследование.
Для исследования выбраны курсанты 1, 3, 5 года обучения и начинающие сотрудники в связи с тем, что на первых этапах профессионализации происходят более масштабные изменения в личности, обусловленные принятием профессиональной роли в отсутствие выраженных профдеформаций. Кроме того, будущие сотрудники с момента начала обучения в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя начинают выполнять свои профессиональные функции, спектр которых лишь возрастает с течением времени.
В данном исследовании на ряду с копинг-стратегиями и стилем реагирования на успех и неудачу изучался эмоциональный интеллект.
Этот показатель включен в исследование, потому что выполняет важную опосредствующую роль при формировании эмоциональных реакций, отражает способности к пониманию эмоций, эмоциональному контролю и самоконтролю, играющие важную роль в механизмах преодоления негативных переживаний.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики:
1) опросная методика изучения стратегии совладающего поведения Р. Лазаруса (Крюкова и др., 2005);
2) методика изучения эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина (Люсин, 2006);
3) методика изучения оптимизма М. Зелиг-мана в адаптации Л.М. Рудиной (Рудина, 2003).
В исследовании принимали участие курсанты 1, 3, 5 курсов МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы, а также сотрудники полиции со средним стажем работы от 3 до 5 лет. Экспериментальные группы полностью совпадали с реальными учебными группами, 1, 3, 5 курсов. Четвертая группа, состоявшая из сотрудников полиции, была не столь четко определенной, как все остальные, поскольку в нее входили испытуемые с довольно большим разбросом по возрасту (в отличие от других экспериментальных групп). Во всех группах было по 30 человек.
Данные собраны методом срезов — по межгрупповому экспериментальному плану с неэквивалентными группами. Был выбран именно такой вид экспериментального плана, так как для подобного исследования требовались заведомо разные испытуемые по признаку профессионализации, чтобы была возможность выяснить, существуют ли различия в копинг-стратегиях, эмоциональном интеллекте и стиле реагирования на успех и неудачу у сотрудников МВД в зависимости от степени их профессионализации.
Не было возможности контролировать побочные переменные: эффект когорты, влияние естественного взросления, которое ковариирует со стажем.
В рамках данного исследования были проведены два вида статистической обработки данных: 1) дисперсионный анализ, 2) регрессионный анализ.
Нами были получены выводы в рамках дисперсионного анализа:
• по мере увеличения времени принадлежности к профессии (по мере профессионализации) у сотрудников МВД зарегистри-
рованы значимые различия в проявлении четырех копинг-стратегий: активное преодоление (Б=2,98; р=0,034), планирование (Б = 4,47; р = 0,005), избегание (Б = 9,19; р < 0,001), переоценка ситуации (Б = 5,31; р = 0,002);
• по мере роста степени профессионализации у сотрудников МВД выявлены статистически значимые различия по трем шкалам методики на эмоциональный интеллект: МП (Б = 26; р < 0,001), МУ (Б = 29,9; р < 0,001), ВЭ (Б = 12,6; р < 0,001);
• по мере увеличения степени профессионализации у сотрудников МВД выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам методики на стиль реагирования на успех и неудачу: пессимизм (Б = 21,1; р < 0,001), общий уровень оптимизма (Б = 15,19; р < 0,001), постоянство в объяснении хороших событий (Б = 6,66; р < 0,001), широта пессимистических реакций на события (Б = 25,5; р < 0,001), широта оптимистических реакций на события (Б = 5,7; р = 0,001), коэффициент надежды (Б = 20,78; р < 0,001), персонализация в хороших условиях (Б = 5,77; р = 0,001).
После проведения регрессионного анализа по стажу и регрессионного анализа по возрасту появляется возможность выделить те переменные, изменение которых связано непосредственно с ростом стажа, т.е. с увеличением степени профессионализации сотрудников МВД:
1. При возрастании степени профессионализации (при увеличении стажа) сотрудников МВД снижается их коэффициент надежды.
2. При возрастании степени профессионализации (при увеличении стажа) сотрудников МВД снижается частота случаев, когда они связывают возникновение неприятностей со своей личностью, т.е. они чаще объясняют определенные проблемы влиянием внешних факторов.
3. При возрастании степени профессионализации (при увеличении стажа) сотрудников МВД снижается их уровень оптимизма.
Полученные результаты с помощью дисперсионного анализа ЛКОУЛ говорят о том, что склонность к формированию копинг-стратегий (активное преодоление, планирование, избегание, переоценка ситуации) у сотрудников МВД изменяется в процессе профессионализации, а, следовательно, можно сделать вывод, что данные стратегии совладающего поведения являются наиболее востребованными у сотрудников МВД.
Полученный результат не подтверждает гипотезу № 1, так как предполагалось, что склонность к формированию данных копинг-стратегий с увеличением стажа будет возрастать, а в соответствии с результатами, значимые различия были обнаружены между группами «3 курс» и «5 курс», у группы «3 курс» показатели были явно выше.
С помощью дисперсионного анализа ЛКОУЛ так же были выявлены статистически значимые различия между группами испытуемых по аспектам эмоционального интеллекта (МП, МУ, ВЭ). По трем данным шкалам были зарегистрированы довольно низкие показатели у группы «3 курс», однако наиболее высокие показатели — у группы «5 курс». В рамках методики на эмоциональный интеллект имеются явные различия между данными группами, которое заключается в том, что курсанты 3 курса обладают довольно низкими способностями понимать и управлять чужими эмоциями, тогда как курсанты 5 курса, наоборот, демонстрируют высокие результаты.
Статистически значимые различия между группами испытуемых были так же выявлены по методике оценки стиля реагирования на успех и неудачу по шкалам: пессимизм, общий уровень оптимизма, широта пессимистических реакций, коэффициент надежды. Результаты опроса показали, что у групп «1 курс» и «3 курс» пессимизм выражен довольно сильно, однако уровень пессимизма снижается у групп «5 курс» и «практические сотрудники». То есть, иными словами, уровень оптимизма по мере профессионализации постепенно растет. Точно такой же вывод можно сделать по шкале «общий уровень оптимизма» — он довольно низкий у групп «1 курс» и «3 курс», однако повышается у испытуемых групп «5 курс» и «практические сотрудники». Это может быть обусловлено тем, что в профессиональной деятельности они сталкиваются с множеством негативных фактов, что провоцирует их учиться видеть положительные стороны событий и ожидать успеха от своих дальнейших действий.
Таким образом, изменение некоторых аспектов общей эмоциональной характеристики испытуемых действительно были связаны не только с увеличение степени профессионализации, но и с взрослением.
И, соответственно, были выделены следующие аспекты общей эмоциональной характеристики, которые изменяются только при увеличении степени профессионализации:
• снижение коэффициента надежды;
• снижение степени профессионализации в плохих условиях;
• снижение уровня оптимизма.
Полученные результаты свидетельствуют о
подтверждении гипотезы № 3 (снижение уровня оптимизма по мере увеличения профессионализации). Они могут быть объяснены тем, что сотрудники при выполнении профессиональных задач часто сталкиваются с несчастными случаями, постоянно работают лишь с негативной информацией, что оказывает влияние на уровень оптимизма. Иными словами, за счет особенностей своей профессиональной деятельности, сотрудники МВД, как правило, чаще сталкиваются с негативными ситуациями, нежели с позитивными, за счет чего уровень оптимизма снижается, также снижается коэффициент надежды.
Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод:
• по мере увеличения профессионализации у сотрудников МВД растут показатели по аспектам эмоционального интеллекта, в первую очередь, по внутриличностному интеллекту;
• у сотрудников МВД по мере увеличения стажа снижается степень оптимизма.
Актуальность данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в целях дополнения образовательного процесса сотрудников МВД. Значимые
результаты помогают понять, развитие каких личностных качеств, необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности сотрудников полиции, а так же при профотборе.
1 Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания Учебное пособие, 2012. 96 с.
2 Батищев В.Н. Психологическая диагностика компетенций сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2017. № 2. С. 19—21.
3 Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания Учебное пособие, 2012. 96 с.
4 Митюрина Н.Ю. Психология в профессиональном становлении сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008. № 3(34).
5 Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания Учебное пособие, 2012. 96 с.
6 Люсин Д.В. «Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 2006. № 4. С. 3—22.
7 Полозова Т.Ю., Лебедев И.Б., Башкина Е.В. Влияние логической памяти на выбор копинг поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 245—248.
8 Митюрина Н.Ю. Психология в профессиональном становлении сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008. № 3(34).
9 Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): Учеб. пособие. Казань, 2003.