Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Е.В. Жукина
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ
Актуальность исследования проблемы преодоления стресса в рамках психологии труда обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях в связи с модернизацией техники, появлением новых технологий происходит усложнение содержания профессиональных задач, и, как следствие, отмечается рост информационных и эмоциональных стрессов. Поэтому наибольший интерес представляет изучение стратегий преодоления профессионально трудных ситуаций (ПТС). Особую важность представляет исследование проблемы профессионального становления личности в преодолении профессиональных стрессов, направленное на поиск психологических закономерностей этого процесса, возникающих в зависимости от степени несоответствия между требованиями со стороны профессии и возможностями субъекта деятельности на определенном этапе профессионализации.
Деятельность инженерно-технических работников (ИТР) в современных российских условиях сопровождается многочисленными стрессогенными факторами. Это различные стрессогенные ситуации, связанные как с социально-экономической ситуацией в стране в целом, так и с реструктуризацией производства промышленного предприятия в переходный период рыночной экономики, с неэффективным менеджментом, с дефицитом высоко квалифицированных специалистов. В профессиональной деятельности инженеров трудности могут возникать в связи с информационными перегрузками, с широким спектром функциональных обязанностей, что в случае недостаточной степени профессиональной готовности может привести к возникновению стресс-синдромов в виде состояний сниженной работоспособности.
Деятельность инженерно-технических работников освещена с позиции когнитивной теории стресса и адаптации. Данный подход предполагает оценку проблемной ситуации и преодоление связанного с ней стресса, обладает большими возможностями, поскольку ориентирован на обеспечение сложной взаимосвязи и взаимодействия человека и условий среды1. Когнитивный подход подразумевает, что субъективная репрезентация трудных ситуаций и используемые стратегии их преодоления являются базовой единицей анализа стресса. Каждый человек в профессиональной деятельности сталкивается с множеством различных стрессогенных ситуаций.
Разнообразие стрессовых ситуаций определяет различия в используемых стратегиях преодоления. Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии. Один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него; причем, в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных стратегий преодоления стресса. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной стрессогенной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях или на разных этапах преодоления стресса в одной и той же ситуации.
© Е.В. Жукина, 2006
В проведенном исследовании нами проверялась гипотеза о влиянии когнитивной оценки ПТС на избирательность копинг-стратегий. Изучались также особенности субъективной репрезентации ПТС и стратегии их преодоления на разных возрастных этапах профессионализации ИТР. Выделенные нами этапы профессионализации основаны на разработанной А.К. Марковой теорией профессионального становления2.
В исследовании приняли участие инженерно-технические работники. Общее число выборки 84 человека (55 мужчин и 29 женщин) в возрасте от 23 до 74 лет (средний возраст 47 лет).
В качестве задач нашего исследования были выделены следующие:
1) изучить социально-психологические показатели профессиональной адаптации на разных возрастных этапах профессионализации;
, 2) выявить типичные профессионально стрессовые ситуации (ПТС) у ИТР и копинг-стратегии на разных возрастных этапах профессионализации;
3) выявить различия в спектре применяемых копинг-стратегий у ИТР разных возрастных этапов профессинализации.
Мы предположили, что ИТР в «зрелом» возрасте (36-55 лет) чаще используют конструктивные копинг-стратегии, чем молодые специалисты, что делает их выносливыми и адаптированными к профессии.
Для решения поставленных задач использовался следующий психодиагностический инструментарий. Для оценки уровня социально-психологической адаптированности (СПА) к профессии мы применяли опросник, разработанный Р.Х, Исмагиловым. Для изучения моделей преодолевающего поведения использовался «Опросник способов совладания», разработанный на основе модели С. Фолкмана и Р. Лазаруса. Для изучения когнитивной оценки типичных ПТС в деятельности ИТР нами была специально разработана анкета на основе типологии стрессовых ситуаций Р. Лазаруса3. Первый тип - ситуация утраты, представляет собой травмирующую потерю, утрату того, что имеет большое личное значение (потеря физических или психических ресурсов, потеря работы). Второй тип - ситуации угрозы, требующие от человека больших усилий, связанных с их преодолением, активизации адаптационных возможностей. Третий тип - ситуации вызова, требующие для адаптации мобилизации.
Результаты исследования показали в целом высокие значения социально-психологической профессиональной адаптации инженеров (84,56 баллов). Однако сравнительное исследование уровня социально-психологической адаптации на различных этапах профессионализации показало, что самый низкий уровень социально-психологической адаптации на 1-м этапе профессионализации (24-35 лет). В соответствии с методикой Р.У. Исмагилова, этот результат может быть охарактеризован как неполная адаптация (74,72 балла)4. На 2-м этапе профессионализации уровень адаптации достигает своего максимального значения и незначительно снижается в последующие годы, оставаясь на высоком уровне (табл. 1). Результаты однофакторного дисперсионного анализа выявили, что в старших возрастных группах второго (г = 17.45, р < 0,001), третьего (ъ = 15.19, р < 0,001) и четвертого (г = 15.59, р < 0,004) этапов показатели адаптированности статистически значимо более высокие, чем на 1-м этапе возрастной профессионализации. Можно предположить, что часть молодых инженеров со стажем работы по специальности не более трех лет еще не в полной мере адаптировались к рабочим нагрузкам и требованиям, предъявляемым данным типом профессии «человек - техника». Таким образом, на начальном этапе возрастной
профессионализации наблюдается высокая напряженность адаптационных механизмов. Возможно, одной из причин высокой адаптированности сотрудников более зрелого возраста является их профессиональный опыт.
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации на разных этапах профессионализации ИТР
Этап профессионализации Возраст Средние значения Критерий Уровень значимости
1 24-35 71.64 ± 13.00 БсЬейе р < 0,01
2 36-45 89.08 ± 8.02 всЬейе р < 0,01
3 46-55 86.83 ±9.28 БсЬейе р < 0,01
4 56-65 87.23 ±6.65 БсЬейе р < 0,01
5 66-75 86 ±7.87 БсЬейе р > 0,05
Решение второй задачи проводилось в два этапа. На первом этапе исследования с помощью анкетирования были определены типичные ПТС для инженерно-технической деятельности. Было обнаружено, что среди всех стрессовых ситуаций, о которых сообщили нам респонденты, в большей степени преобладают ситуации «Потери» (46%), ситуации «Угрозы» составляют 31% и «Вызова» - 23%.
Полученные данные говорят о том, что наиболее часто в профессиональной деятельности ИТР встречаются ситуации «Потери» (46%). Под потерей подразумевается утрата личных ресурсов - физических и психических. К ним может быть отнесено время как основной, невосполнимый ресурс, потеря которого воспринимается очень болезненно. Потеря личных ресурсов сопровождается недостаточными и несвоевременными денежными вознаграждениями, что говорит о неспособности адекватно восстановить вложенные (истраченные) ресурсы за счет получаемого вознаграждения.
Ситуации «Угрозы» встречаются в профессиональной деятельности ИТР в 31% от общего числа ПТС. Такие ситуации можно охарактеризовать как жесткие, с завышенными требованиями со стороны организации (руководства) по отношению к сотрудникам; такие ситуации угрожают статусу сотрудника, ставят под сомнение уровень его компетентности. Например, на данном предприятии отмечается высокая степень нарушения дисциплины в форме абсентизма, равнодушного, безответственного отношения к работе, рабочему оборудованию, незаинтересованности в рабочем процессе в целом. Ситуации такого типа отличает высокий риск срыва работ, что может поставить под угрозу нормальное функционирование предприятия.
К наименьшему количеству стрессогенных ситуаций, реже всего встречающихся в профессиональной деятельности ИТР, относятся ситуации «Вызова» - 23%. Психологическими особенностями данного типа ситуаций является мобилизация усилий или поиск дополнительных психологических ресурсов для их преодоления. К ситуациям типа «Вызов» нами были отнесены: конфликтные ситуации, возникающие в результате агрессивного поведения некоторых сотрудников или руководителя; авторитарного, жесткого стиля руководства; несправедливых порицаний, сильного давления.
Результаты сравнительного анализа уровня стрессогенности ПТС на разных этапах профессионализации представлены в таблице 2. ИТР на 1-м этапе профессионализации
в большей степени подвержены стрессовому воздействию ПТС. Это видно из сравнительного анализа средних значений оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций разного типа ИТР 1-го этапа профессионализации с последующими. Как уже упоминалось, сотрудники 1-го этапа характеризуются неполной социально-психологической профессиональной адаптацией. Скорее всего, это обусловлено тем, что большая часть повседневных рабочих ситуаций оценивается как потенциально стрессовые и требует напряжения всех адаптационных механизмов, но внутренних ресурсов стрессоустойчивости недостаточно, чтобы полностью адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таблица 2
Сравнительный анализ оценки ПТС на разных возрастных этапах профессионализации
Средние значения
Тип ситуации Возрастные этапы профессионализации
24-35 36-45 46-55 56-65 66-75
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
«Вызов» 24,73 21,71 21,53 18,12 21,25
«Угроза» 21,95 21,29 20,51 18,81 19,08
«Потеря» 24,15 22,00 22,07 19,85 18,06
Исследование показало, что инженеры в профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством стрессогенных ситуаций разного типа, поэтому одним из важных качеств для них является стрессоустойчивость и умение использовать конструктивный копинг, который способствует профессиональному развитию личности.
Изучение частоты использования копинг-стратегий как реакции на профессионально трудные ситуации показало, что чаще всего ИТР используют конструктивные копинг-стра-тегии, такие как самоконтроль, активное решение проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка и социальная поддержка, что свидетельствует об адекватном реагировании инженеров в большинстве стрессогенных ситуаций, которые возникают в их профессиональной деятельности.
В ходе нашего исследования было выяснено, что существуют достоверно значимые различия в избираемых копинг-стратегиях на разных этапах профессионализации ИТР. Инженеры на 1-м этапе возрастной профессионализации (24-35 лет) реже используют копинг «принятие ответственности», т. е. они в меньшей степени, чем их коллеги на 3-м этапе (46-55 лет) склонны брать на себя ответственность. Очевидно, что молодые специалисты, по большей части, работают под началом опытных инженеров и отвечают за свою часть работы, но не несут ответственность за весь процесс работ и конечный результат. Также молодые специалисты чаще (г = 5,53, ъ =2,067, р < 0,006) использует стратегию «социальной поддержки» и «положительной переоценки», чем ИТР в возрасте 66-75 лет (5-го этапа). Наиболее характерным для респондентов 1-го этапа профессионализации является поиск социальной поддержки. Можно предположить, что молодые специалисты чаще нуждаются в помощи и обращаются за советом к опытным инженерам. Также они не склонны драматизировать сложные ситуации, допущенные ошибки, стараясь «вынести» что-то полезное для себя и дальнейшего развития. Специфика копинг-стратгий обусловлена возрастом и недостатком опыта работы (табл. 4).
Таблица 4
Модели преодолевающего поведения на разных этапах профессионализации у ЙТР
Модели преодолевающего поведения Средние значения Уровень значимости
Возраст, этап профессионализации
24-35 О) 36-45 (2) 46-55 (3) 56-65 (4) 66-75 (5)
Конфронтация 11,82 9,42 9,77 9,08 10,33 р > 0,05
Дистанцирование 9,55 9,0 9,83 8,55 9,50 р > 0,05
Самоконтроль 15,27 16,17 15,43 13,85 14,0 р > 0,05
Поиск социальной поддержки 14,0 12,08 12,09 12,31 8,67 р > 0,05
Принятие ответственности 13,09 13,75 14,86 12,85 14,50 р < 0,02
Бегство 7,64 8,25 9,06 8,0 7,83 р < 0,04
Активное решение проблемы 14,91 16,75 14,49 12,69 13,0 р < 0,02
Положительная переоценка 13,82 14,67 12,06 12.38 9,67 р < 0,02
Обнаружены статистически достоверные различия по показателю «активное решение проблемы» и «положительная переоценка» на 2-м этапе (36-45 лет) с инженерами последующих этапов возрастной профессионализации. На 2-м этапе ИТР находятся на стадии «расцвета» и более активны, инициативны в работе, чем ИТР на 3-м (46-55 лет), 4-м (56-65 лет), 5-м (66-75 лет) этапах возрастной профессионализации (z = 2,26, р < 0,019; z = 4,06, р < 0,001; z = 3,75, р < 0,01). Для ИТР 2-го этапа профессионализации «положительная переоценка» дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны и помогает скорректировать свое поведение. Возможно, что именно благодаря «положительной переоценке» инженеры 36-45 лет более активны в профессиональной деятельности и легче переносят неудачи. ИТР 3-го, 4-го и 5-го этапов реже прибегают к использованию этой копинг-стратегии (z = 2,61, р < 0,005; z = 2,28, р < 0,039; z = 5,00, р < 0,001).
ИТР 3-го этапа профессионализации (46-55), как показали результаты исследования (z = 1,77, р < 0,05), чаще берут на себя ответственность, чем ИТР 1-го этапа (24 -35 лет) и 4-го этапа. Молодые специалисты еще не готовы брать ответственность из-за недостатка опыта. ИТР на 4-м этапе, «поздней зрелости», в возрасте 56-65 лет, полагают, что «основной груз» ответственности должны взять на себя более молодые, еще полные сил инженеры (z = 2,01, р < 0,018). Также на 3-м этапе «зрелости» инженеры чаще используют социальную поддержку (z = 3.42, р < 0,042), чем на 5-м этапе (66-75 лет). «Поиск социальной поддержки» является одной из ведущих стратегий преодоления стресса и включает в себя также установление социальных взаимосвязей. При возникновении сложных ситуаций в процессе общения, совместной деятельности очень важны способность установления благоприятных социальных контактов, навыки ведения переговоров, доброжелательное, конструктивное общение. Способности, навыки и умения устанавливать благоприятные социальные взаимосвязи ИТР 3-го этапа профессионализации положительно влияют на результаты преодоления стресса.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным спектром копинг-стратегий обладают сотрудники на этапе «расцвета» (36-45) и «зрелости» (46-55). На этих этапах возрастной профессионализации ИТР активны в решении поставленных задач, готовы принять поддержку окружающих и оказать ее, склонны брать инициативу в свои руки, полагаться на свои силы и нести ответственность за принимаемые решения и т. д.
Поскольку стресс возникает из деструктивных взаимоотношений личности и среды, то можно говорить о результатах действия многих факторов как внешних, так и внутренних. Процесс адаптации может требовать как изменения среды, так и потребностей личности. Высокий уровень социально-психологической адаптации обусловлен, во-первых, особенностями восприятия и когнитивной оценки трудных ситуаций, во-вторых, использованием конструктивных копинг-стратегий, позволяющих справиться с ними.
Результаты регрессионного анализа позволили выделить группу факторов, способствующих профессиональной адаптации. Согласно трансактному подходу, стресс возникает в результате оценки ситуации как стрессовой. Из группы средовых (внешних) факторов была выделена «частота» встречаемости ситуаций «Потеря», которая влияет на уровень социально-психологической профессиональной адаптации. Таким образом, чем реже ИТР сталкиваются с ситуациями такого типа, тем выше показатель профессиональной адаптации (отрицательный характер взаимосвязи переменных: (3= - 0,414).
В результате анализа поведенческих компонентов, которые направлены на со-владание с трудной ситуацией и сопровождающими ее негативными эмоциями, был выделен спектр копинг-стратегий, использование которых в трудных ситуациях разного типа стрессогенности способствует поддержанию высокого уровня профессиональной адаптации. В целом, благоприятными для процесса адаптации являются копинг-стратегии (дистанцирование и принятие ответственности (3 = 0,295), таким образом, можно говорить о двух типах профессиональной адаптации. Первый - за счет преобразования сложившейся ситуации, а второй - по принципу экономизации ресурсов.
Как показывают результаты исследования, только гибкое использование определенных копинг-стратегий в ПТС способствует профессиональной адаптации5. Поэтому можно говорить о том, что в ситуациях одного типа более эффективным способом адаптации является активное изменения ситуации, а в случае несоответствия внутренних ресурсов требованиям окружающей среды процесс адаптации происходит по принципу конформности.
Наше исследование показало, что избирательность копинг-стратегий в зависимости от типа стрессогенной ситуации способствует профессиональной адаптации. Так, например, в ситуациях «Вызова» наиболее адекватными являются копинг-стратегии «дистанцирование» и «самоконтроль» ({3 = 0,316; (3 = 0,295). Контроль своего эмоционального состояния и поведения в напряженных, конфликтных ситуациях делового общения сдерживает развивающийся конфликт, а дистанцирование от проблемной ситуации позволяет отстраниться от неприятных эмоциональных ощущений и восстановить равновесие.
В ситуациях «Угрозы» «конфронтация», как активное поведение (иногда преходящее в агрессивное), способствует прояснению ситуации и ее разрешению (|3 = 0,342) и, как результат, способствует процессу социально-психологической адаптации, являясь наиболее конструктивным способом преодоления. «Дистанцирование» и «избегание» в ситуациях типа «Угрозы», характеризующихся высоким уровнем стрессогенности, по нашим данным, ведет к дезадаптации (Р = - 0,249; Р = - 0,260).
В ситуациях «Потери» копинг-стратегия «конфронтация» является фактором, препятствующим процессу адаптации ((3 = - 0,494). В сложных ситуациях высокой степени стрессогенности нецелесообразно тратить энергию на отстаивание своей позиции, споры и т. д. Наиболее адекватным способом преодолевающего поведения являются активные действия, способствующие разрешению трудной ситуации («активное решение проблемы»: (3 = 0,409).
Подводя итоги, можно сказать о том, что процесс преодоления ПТС основан на избирательности копинг-стратегий, при этом не существует таких универсальных копинг-стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных (стрессогенных) ситуациях. Поэтому трудно провести разграничение между конструктивными и неконструктивными стратегиями для всех типов стрессогенных ситуаций. Например, конфронтационное поведение или резкая манера общения позволяют своевременно прояснить ситуацию. «Дистанцирование» и «избегание» (например, возможность изменения сроков выполнения трудового задания или даже уход с места работы), можно рассматривать как превентивные меры противодействия ПТС.
В результате исследования была выявлена группа инженеров 1-го возрастного этапа профессионализации, которая характеризуется низкими показателями профессиональной адаптации, наиболее «пессимистической» когнитивной оценкой профессионально трудных ситуаций и социально-орентированными копинг-стратегиями. Это свидетельствует о необходимости психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации молодых специалистов.
В проведенном исследовании было установлено, что по мере профессионального становления (профессионализации) у ИТР снижается уровень оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций, чаще избираются проблемно-ориентированные копинг-стратегии, за счет этого достигаются более высокие показатели социально-психологической профессиональной адаптации.
Полученные результаты позволяют изучить особенности когнитивной оценки профессионально трудных ситуаций и направленных на их преодоление копинг-стратегий.
1 Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001. С. 9-24.
2 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 136-137.
3 Lazarus R.S. Psychologica. Stress in the workplace // J. of Social. Behavior and Personality. 1991. Vol. 6. P. 1-13.
4 Исмагилов P. К Особенности вторичной социально-психологической адаптации рабочего. Л., 1981. С. 71-77.
5 Бодрое В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. С. 207-211.
Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.