Научная статья на тему 'Стратегии совладания со стрессом на разных этапах профессионализации инженеров'

Стратегии совладания со стрессом на разных этапах профессионализации инженеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1126
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукина Е. В.

Статья посвящена анализу копинг-статегий в профессионально трудных ситуациях в деятельности инженерно-технических работников с позиции когнитивной теории стресса и адаптации. В результате исследования установлено, что в зависимости от возрастных этапов профессионализации в поведении инженера преобладают разные типы копинг-стратегий. Показано, что спектр используемых стратегий совладения со стрессом изменяется по мере профессионального становления. Гибкое использование копинг-стратегий рассматривается как поведенческий ресурс, способствующий профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping stress strategies at different stages of engineers' professional development

The author analyzes coping strategies in stressful working conditions of engineers using cognitive approach to stress and adaptation. As a result of author's research age distinctions in coping were revealed: depending on different stages of an engineer's professional development various strategies of behavior prevail. Certain changes are shown to occur in the level and structure of coping strategies. Flexible coping strategies thus seem to be behavioral sources facilitating professional adaptation.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладания со стрессом на разных этапах профессионализации инженеров»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.В. Жукина

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ

Актуальность исследования проблемы преодоления стресса в рамках психологии труда обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях в связи с модернизацией техники, появлением новых технологий происходит усложнение содержания профессиональных задач, и, как следствие, отмечается рост информационных и эмоциональных стрессов. Поэтому наибольший интерес представляет изучение стратегий преодоления профессионально трудных ситуаций (ПТС). Особую важность представляет исследование проблемы профессионального становления личности в преодолении профессиональных стрессов, направленное на поиск психологических закономерностей этого процесса, возникающих в зависимости от степени несоответствия между требованиями со стороны профессии и возможностями субъекта деятельности на определенном этапе профессионализации.

Деятельность инженерно-технических работников (ИТР) в современных российских условиях сопровождается многочисленными стрессогенными факторами. Это различные стрессогенные ситуации, связанные как с социально-экономической ситуацией в стране в целом, так и с реструктуризацией производства промышленного предприятия в переходный период рыночной экономики, с неэффективным менеджментом, с дефицитом высоко квалифицированных специалистов. В профессиональной деятельности инженеров трудности могут возникать в связи с информационными перегрузками, с широким спектром функциональных обязанностей, что в случае недостаточной степени профессиональной готовности может привести к возникновению стресс-синдромов в виде состояний сниженной работоспособности.

Деятельность инженерно-технических работников освещена с позиции когнитивной теории стресса и адаптации. Данный подход предполагает оценку проблемной ситуации и преодоление связанного с ней стресса, обладает большими возможностями, поскольку ориентирован на обеспечение сложной взаимосвязи и взаимодействия человека и условий среды1. Когнитивный подход подразумевает, что субъективная репрезентация трудных ситуаций и используемые стратегии их преодоления являются базовой единицей анализа стресса. Каждый человек в профессиональной деятельности сталкивается с множеством различных стрессогенных ситуаций.

Разнообразие стрессовых ситуаций определяет различия в используемых стратегиях преодоления. Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии. Один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него; причем, в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных стратегий преодоления стресса. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной стрессогенной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях или на разных этапах преодоления стресса в одной и той же ситуации.

© Е.В. Жукина, 2006

В проведенном исследовании нами проверялась гипотеза о влиянии когнитивной оценки ПТС на избирательность копинг-стратегий. Изучались также особенности субъективной репрезентации ПТС и стратегии их преодоления на разных возрастных этапах профессионализации ИТР. Выделенные нами этапы профессионализации основаны на разработанной А.К. Марковой теорией профессионального становления2.

В исследовании приняли участие инженерно-технические работники. Общее число выборки 84 человека (55 мужчин и 29 женщин) в возрасте от 23 до 74 лет (средний возраст 47 лет).

В качестве задач нашего исследования были выделены следующие:

1) изучить социально-психологические показатели профессиональной адаптации на разных возрастных этапах профессионализации;

, 2) выявить типичные профессионально стрессовые ситуации (ПТС) у ИТР и копинг-стратегии на разных возрастных этапах профессионализации;

3) выявить различия в спектре применяемых копинг-стратегий у ИТР разных возрастных этапов профессинализации.

Мы предположили, что ИТР в «зрелом» возрасте (36-55 лет) чаще используют конструктивные копинг-стратегии, чем молодые специалисты, что делает их выносливыми и адаптированными к профессии.

Для решения поставленных задач использовался следующий психодиагностический инструментарий. Для оценки уровня социально-психологической адаптированности (СПА) к профессии мы применяли опросник, разработанный Р.Х, Исмагиловым. Для изучения моделей преодолевающего поведения использовался «Опросник способов совладания», разработанный на основе модели С. Фолкмана и Р. Лазаруса. Для изучения когнитивной оценки типичных ПТС в деятельности ИТР нами была специально разработана анкета на основе типологии стрессовых ситуаций Р. Лазаруса3. Первый тип - ситуация утраты, представляет собой травмирующую потерю, утрату того, что имеет большое личное значение (потеря физических или психических ресурсов, потеря работы). Второй тип - ситуации угрозы, требующие от человека больших усилий, связанных с их преодолением, активизации адаптационных возможностей. Третий тип - ситуации вызова, требующие для адаптации мобилизации.

Результаты исследования показали в целом высокие значения социально-психологической профессиональной адаптации инженеров (84,56 баллов). Однако сравнительное исследование уровня социально-психологической адаптации на различных этапах профессионализации показало, что самый низкий уровень социально-психологической адаптации на 1-м этапе профессионализации (24-35 лет). В соответствии с методикой Р.У. Исмагилова, этот результат может быть охарактеризован как неполная адаптация (74,72 балла)4. На 2-м этапе профессионализации уровень адаптации достигает своего максимального значения и незначительно снижается в последующие годы, оставаясь на высоком уровне (табл. 1). Результаты однофакторного дисперсионного анализа выявили, что в старших возрастных группах второго (г = 17.45, р < 0,001), третьего (ъ = 15.19, р < 0,001) и четвертого (г = 15.59, р < 0,004) этапов показатели адаптированности статистически значимо более высокие, чем на 1-м этапе возрастной профессионализации. Можно предположить, что часть молодых инженеров со стажем работы по специальности не более трех лет еще не в полной мере адаптировались к рабочим нагрузкам и требованиям, предъявляемым данным типом профессии «человек - техника». Таким образом, на начальном этапе возрастной

профессионализации наблюдается высокая напряженность адаптационных механизмов. Возможно, одной из причин высокой адаптированности сотрудников более зрелого возраста является их профессиональный опыт.

Таблица 1

Показатели социально-психологической адаптации на разных этапах профессионализации ИТР

Этап профессионализации Возраст Средние значения Критерий Уровень значимости

1 24-35 71.64 ± 13.00 БсЬейе р < 0,01

2 36-45 89.08 ± 8.02 всЬейе р < 0,01

3 46-55 86.83 ±9.28 БсЬейе р < 0,01

4 56-65 87.23 ±6.65 БсЬейе р < 0,01

5 66-75 86 ±7.87 БсЬейе р > 0,05

Решение второй задачи проводилось в два этапа. На первом этапе исследования с помощью анкетирования были определены типичные ПТС для инженерно-технической деятельности. Было обнаружено, что среди всех стрессовых ситуаций, о которых сообщили нам респонденты, в большей степени преобладают ситуации «Потери» (46%), ситуации «Угрозы» составляют 31% и «Вызова» - 23%.

Полученные данные говорят о том, что наиболее часто в профессиональной деятельности ИТР встречаются ситуации «Потери» (46%). Под потерей подразумевается утрата личных ресурсов - физических и психических. К ним может быть отнесено время как основной, невосполнимый ресурс, потеря которого воспринимается очень болезненно. Потеря личных ресурсов сопровождается недостаточными и несвоевременными денежными вознаграждениями, что говорит о неспособности адекватно восстановить вложенные (истраченные) ресурсы за счет получаемого вознаграждения.

Ситуации «Угрозы» встречаются в профессиональной деятельности ИТР в 31% от общего числа ПТС. Такие ситуации можно охарактеризовать как жесткие, с завышенными требованиями со стороны организации (руководства) по отношению к сотрудникам; такие ситуации угрожают статусу сотрудника, ставят под сомнение уровень его компетентности. Например, на данном предприятии отмечается высокая степень нарушения дисциплины в форме абсентизма, равнодушного, безответственного отношения к работе, рабочему оборудованию, незаинтересованности в рабочем процессе в целом. Ситуации такого типа отличает высокий риск срыва работ, что может поставить под угрозу нормальное функционирование предприятия.

К наименьшему количеству стрессогенных ситуаций, реже всего встречающихся в профессиональной деятельности ИТР, относятся ситуации «Вызова» - 23%. Психологическими особенностями данного типа ситуаций является мобилизация усилий или поиск дополнительных психологических ресурсов для их преодоления. К ситуациям типа «Вызов» нами были отнесены: конфликтные ситуации, возникающие в результате агрессивного поведения некоторых сотрудников или руководителя; авторитарного, жесткого стиля руководства; несправедливых порицаний, сильного давления.

Результаты сравнительного анализа уровня стрессогенности ПТС на разных этапах профессионализации представлены в таблице 2. ИТР на 1-м этапе профессионализации

в большей степени подвержены стрессовому воздействию ПТС. Это видно из сравнительного анализа средних значений оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций разного типа ИТР 1-го этапа профессионализации с последующими. Как уже упоминалось, сотрудники 1-го этапа характеризуются неполной социально-психологической профессиональной адаптацией. Скорее всего, это обусловлено тем, что большая часть повседневных рабочих ситуаций оценивается как потенциально стрессовые и требует напряжения всех адаптационных механизмов, но внутренних ресурсов стрессоустойчивости недостаточно, чтобы полностью адаптироваться к профессиональной деятельности.

Таблица 2

Сравнительный анализ оценки ПТС на разных возрастных этапах профессионализации

Средние значения

Тип ситуации Возрастные этапы профессионализации

24-35 36-45 46-55 56-65 66-75

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

«Вызов» 24,73 21,71 21,53 18,12 21,25

«Угроза» 21,95 21,29 20,51 18,81 19,08

«Потеря» 24,15 22,00 22,07 19,85 18,06

Исследование показало, что инженеры в профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством стрессогенных ситуаций разного типа, поэтому одним из важных качеств для них является стрессоустойчивость и умение использовать конструктивный копинг, который способствует профессиональному развитию личности.

Изучение частоты использования копинг-стратегий как реакции на профессионально трудные ситуации показало, что чаще всего ИТР используют конструктивные копинг-стра-тегии, такие как самоконтроль, активное решение проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка и социальная поддержка, что свидетельствует об адекватном реагировании инженеров в большинстве стрессогенных ситуаций, которые возникают в их профессиональной деятельности.

В ходе нашего исследования было выяснено, что существуют достоверно значимые различия в избираемых копинг-стратегиях на разных этапах профессионализации ИТР. Инженеры на 1-м этапе возрастной профессионализации (24-35 лет) реже используют копинг «принятие ответственности», т. е. они в меньшей степени, чем их коллеги на 3-м этапе (46-55 лет) склонны брать на себя ответственность. Очевидно, что молодые специалисты, по большей части, работают под началом опытных инженеров и отвечают за свою часть работы, но не несут ответственность за весь процесс работ и конечный результат. Также молодые специалисты чаще (г = 5,53, ъ =2,067, р < 0,006) использует стратегию «социальной поддержки» и «положительной переоценки», чем ИТР в возрасте 66-75 лет (5-го этапа). Наиболее характерным для респондентов 1-го этапа профессионализации является поиск социальной поддержки. Можно предположить, что молодые специалисты чаще нуждаются в помощи и обращаются за советом к опытным инженерам. Также они не склонны драматизировать сложные ситуации, допущенные ошибки, стараясь «вынести» что-то полезное для себя и дальнейшего развития. Специфика копинг-стратгий обусловлена возрастом и недостатком опыта работы (табл. 4).

Таблица 4

Модели преодолевающего поведения на разных этапах профессионализации у ЙТР

Модели преодолевающего поведения Средние значения Уровень значимости

Возраст, этап профессионализации

24-35 О) 36-45 (2) 46-55 (3) 56-65 (4) 66-75 (5)

Конфронтация 11,82 9,42 9,77 9,08 10,33 р > 0,05

Дистанцирование 9,55 9,0 9,83 8,55 9,50 р > 0,05

Самоконтроль 15,27 16,17 15,43 13,85 14,0 р > 0,05

Поиск социальной поддержки 14,0 12,08 12,09 12,31 8,67 р > 0,05

Принятие ответственности 13,09 13,75 14,86 12,85 14,50 р < 0,02

Бегство 7,64 8,25 9,06 8,0 7,83 р < 0,04

Активное решение проблемы 14,91 16,75 14,49 12,69 13,0 р < 0,02

Положительная переоценка 13,82 14,67 12,06 12.38 9,67 р < 0,02

Обнаружены статистически достоверные различия по показателю «активное решение проблемы» и «положительная переоценка» на 2-м этапе (36-45 лет) с инженерами последующих этапов возрастной профессионализации. На 2-м этапе ИТР находятся на стадии «расцвета» и более активны, инициативны в работе, чем ИТР на 3-м (46-55 лет), 4-м (56-65 лет), 5-м (66-75 лет) этапах возрастной профессионализации (z = 2,26, р < 0,019; z = 4,06, р < 0,001; z = 3,75, р < 0,01). Для ИТР 2-го этапа профессионализации «положительная переоценка» дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны и помогает скорректировать свое поведение. Возможно, что именно благодаря «положительной переоценке» инженеры 36-45 лет более активны в профессиональной деятельности и легче переносят неудачи. ИТР 3-го, 4-го и 5-го этапов реже прибегают к использованию этой копинг-стратегии (z = 2,61, р < 0,005; z = 2,28, р < 0,039; z = 5,00, р < 0,001).

ИТР 3-го этапа профессионализации (46-55), как показали результаты исследования (z = 1,77, р < 0,05), чаще берут на себя ответственность, чем ИТР 1-го этапа (24 -35 лет) и 4-го этапа. Молодые специалисты еще не готовы брать ответственность из-за недостатка опыта. ИТР на 4-м этапе, «поздней зрелости», в возрасте 56-65 лет, полагают, что «основной груз» ответственности должны взять на себя более молодые, еще полные сил инженеры (z = 2,01, р < 0,018). Также на 3-м этапе «зрелости» инженеры чаще используют социальную поддержку (z = 3.42, р < 0,042), чем на 5-м этапе (66-75 лет). «Поиск социальной поддержки» является одной из ведущих стратегий преодоления стресса и включает в себя также установление социальных взаимосвязей. При возникновении сложных ситуаций в процессе общения, совместной деятельности очень важны способность установления благоприятных социальных контактов, навыки ведения переговоров, доброжелательное, конструктивное общение. Способности, навыки и умения устанавливать благоприятные социальные взаимосвязи ИТР 3-го этапа профессионализации положительно влияют на результаты преодоления стресса.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным спектром копинг-стратегий обладают сотрудники на этапе «расцвета» (36-45) и «зрелости» (46-55). На этих этапах возрастной профессионализации ИТР активны в решении поставленных задач, готовы принять поддержку окружающих и оказать ее, склонны брать инициативу в свои руки, полагаться на свои силы и нести ответственность за принимаемые решения и т. д.

Поскольку стресс возникает из деструктивных взаимоотношений личности и среды, то можно говорить о результатах действия многих факторов как внешних, так и внутренних. Процесс адаптации может требовать как изменения среды, так и потребностей личности. Высокий уровень социально-психологической адаптации обусловлен, во-первых, особенностями восприятия и когнитивной оценки трудных ситуаций, во-вторых, использованием конструктивных копинг-стратегий, позволяющих справиться с ними.

Результаты регрессионного анализа позволили выделить группу факторов, способствующих профессиональной адаптации. Согласно трансактному подходу, стресс возникает в результате оценки ситуации как стрессовой. Из группы средовых (внешних) факторов была выделена «частота» встречаемости ситуаций «Потеря», которая влияет на уровень социально-психологической профессиональной адаптации. Таким образом, чем реже ИТР сталкиваются с ситуациями такого типа, тем выше показатель профессиональной адаптации (отрицательный характер взаимосвязи переменных: (3= - 0,414).

В результате анализа поведенческих компонентов, которые направлены на со-владание с трудной ситуацией и сопровождающими ее негативными эмоциями, был выделен спектр копинг-стратегий, использование которых в трудных ситуациях разного типа стрессогенности способствует поддержанию высокого уровня профессиональной адаптации. В целом, благоприятными для процесса адаптации являются копинг-стратегии (дистанцирование и принятие ответственности (3 = 0,295), таким образом, можно говорить о двух типах профессиональной адаптации. Первый - за счет преобразования сложившейся ситуации, а второй - по принципу экономизации ресурсов.

Как показывают результаты исследования, только гибкое использование определенных копинг-стратегий в ПТС способствует профессиональной адаптации5. Поэтому можно говорить о том, что в ситуациях одного типа более эффективным способом адаптации является активное изменения ситуации, а в случае несоответствия внутренних ресурсов требованиям окружающей среды процесс адаптации происходит по принципу конформности.

Наше исследование показало, что избирательность копинг-стратегий в зависимости от типа стрессогенной ситуации способствует профессиональной адаптации. Так, например, в ситуациях «Вызова» наиболее адекватными являются копинг-стратегии «дистанцирование» и «самоконтроль» ({3 = 0,316; (3 = 0,295). Контроль своего эмоционального состояния и поведения в напряженных, конфликтных ситуациях делового общения сдерживает развивающийся конфликт, а дистанцирование от проблемной ситуации позволяет отстраниться от неприятных эмоциональных ощущений и восстановить равновесие.

В ситуациях «Угрозы» «конфронтация», как активное поведение (иногда преходящее в агрессивное), способствует прояснению ситуации и ее разрешению (|3 = 0,342) и, как результат, способствует процессу социально-психологической адаптации, являясь наиболее конструктивным способом преодоления. «Дистанцирование» и «избегание» в ситуациях типа «Угрозы», характеризующихся высоким уровнем стрессогенности, по нашим данным, ведет к дезадаптации (Р = - 0,249; Р = - 0,260).

В ситуациях «Потери» копинг-стратегия «конфронтация» является фактором, препятствующим процессу адаптации ((3 = - 0,494). В сложных ситуациях высокой степени стрессогенности нецелесообразно тратить энергию на отстаивание своей позиции, споры и т. д. Наиболее адекватным способом преодолевающего поведения являются активные действия, способствующие разрешению трудной ситуации («активное решение проблемы»: (3 = 0,409).

Подводя итоги, можно сказать о том, что процесс преодоления ПТС основан на избирательности копинг-стратегий, при этом не существует таких универсальных копинг-стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных (стрессогенных) ситуациях. Поэтому трудно провести разграничение между конструктивными и неконструктивными стратегиями для всех типов стрессогенных ситуаций. Например, конфронтационное поведение или резкая манера общения позволяют своевременно прояснить ситуацию. «Дистанцирование» и «избегание» (например, возможность изменения сроков выполнения трудового задания или даже уход с места работы), можно рассматривать как превентивные меры противодействия ПТС.

В результате исследования была выявлена группа инженеров 1-го возрастного этапа профессионализации, которая характеризуется низкими показателями профессиональной адаптации, наиболее «пессимистической» когнитивной оценкой профессионально трудных ситуаций и социально-орентированными копинг-стратегиями. Это свидетельствует о необходимости психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации молодых специалистов.

В проведенном исследовании было установлено, что по мере профессионального становления (профессионализации) у ИТР снижается уровень оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций, чаще избираются проблемно-ориентированные копинг-стратегии, за счет этого достигаются более высокие показатели социально-психологической профессиональной адаптации.

Полученные результаты позволяют изучить особенности когнитивной оценки профессионально трудных ситуаций и направленных на их преодоление копинг-стратегий.

1 Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001. С. 9-24.

2 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 136-137.

3 Lazarus R.S. Psychologica. Stress in the workplace // J. of Social. Behavior and Personality. 1991. Vol. 6. P. 1-13.

4 Исмагилов P. К Особенности вторичной социально-психологической адаптации рабочего. Л., 1981. С. 71-77.

5 Бодрое В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. С. 207-211.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.