Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Османская империя / образование / танзимат / учебные заведения / младотурки / Турция / the Ottoman Empire / education / Tanzimat / educational institutions / Young Turks / Turkey

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козуб Екатерина Алексеевна, Манахов Ильяс Анвярович

В статье рассматривается процесс открытия специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX начале XX века. Особое внимание уделяется анализу целей открытия учебных заведений и определению ключевых фигур, сыгравших значимую роль в создании училищ. Кроме того, авторы обращают внимание на влияние религиозного фактора на процесс обучения, отмечая, что зачастую правительство прикладывало усилия, с целью затруднить доступ немусульманского населения империи к обучению. Целью ставится изучение процесса формирования специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX века. В исследовании применен историко-генетический метод, а также метод исторического анализа и синтеза. Анализ архивных источников позволил эффективно внести в научный оборот новые данные, наполнить работу фактическим содержанием, обогатить важными подробностями. Материалами для исследования послужили как османские первичные источники, так и работы османских, турецких и отечественных историков. Был изучен процесс открытия специальных учебных заведений. В рамках этого рассмотрена роль и влияние на данный процесс как политических деятелей, так и интеллигенции. Кроме того, проанализированы проблемы, тормозившие открытие специальных учебных заведений, среди которых самыми значимыми являются влияние политических и идеологических факторов и недостаток финансирования. Рассмотрев процесс формирования специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX в. авторы пришли к выводу, что именно период Танзимата послужил толчком для развития образования в Османской империи и открытия специальных учебных заведений различных направленностей. Власти осознавали, что общество требует перемен и поэтому отвечали этим запросам. Кроме того, в этом процессе большую роль сыграли представители интеллигенции, которые и способствовали открытию учебных заведений и порой сами занимались преподаванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE OTTOMAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article examines the process of opening special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the 19th and early 20th centuries. Particular attention is paid to the analysis of the goals of the opening of educational institutions and the identification of key figures who played a significant role in the creation of schools. The purpose of the article is to study the process of formation of special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the XIX century. The methodological basis of the work is based on historicism, objectivity and consistency, as well as the chronological method of research. The specific historical method of analyzing archival sources made it possible to effectively introduce new data into scientific circulation, fill the work with factual content, and enrich it with important details. The materials for the research were both Ottoman primary sources and the works of Ottoman, Turkish and Russian historians. The process of opening special educational institutions was studied. The role and influence on this process of both politicians and intelligentsia were considered. In addition, the problems that hindered the opening of special educational institutions were analyzed, among which the most significant were the influence of political and ideological factors and lack of funding. Having considered the process of formation of special educational institutions in the Ottoman Empire the authors came to the conclusion that it was the period of the Tanzimat that served as an impetus for the development of education in the Ottoman Empire and the opening of special educational institutions of various directions. The authorities realized that society required changes and therefore responded to these requests. In addition, representatives of the intelligentsia played an important role in this process, they contributed to the opening of educational institutions and sometimes were engaged in teaching themselves.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

УДК 9.94

DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-4-328-335

Формирование специальных учебных заведений в Османской империи

во второй половине XIX века

Е. А. Козуб1, И. А. Манахов2

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,

Нижний Новгород, Российская Федерация 2 Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается процесс открытия специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX - начале XX века. Особое внимание уделяется анализу целей открытия учебных заведений и определению ключевых фигур, сыгравших значимую роль в создании училищ. Кроме того, авторы обращают внимание на влияние религиозного фактора на процесс обучения, отмечая, что зачастую правительство прикладывало усилия, с целью затруднить доступ немусульманского населения империи к обучению. Целью ставится изучение процесса формирования специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX века. В исследовании применен историко-генетический метод, а также метод исторического анализа и синтеза. Анализ архивных источников позволил эффективно внести в научный оборот новые данные, наполнить работу фактическим содержанием, обогатить важными подробностями. Материалами для исследования послужили как османские первичные источники, так и работы османских, турецких и отечественных историков. Был изучен процесс открытия специальных учебных заведений. В рамках этого рассмотрена роль и влияние на данный процесс как политических деятелей, так и интеллигенции. Кроме того, проанализированы проблемы, тормозившие открытие специальных учебных заведений, среди которых самыми значимыми являются влияние политических и идеологических факторов и недостаток финансирования. Рассмотрев процесс формирования специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX в. авторы пришли к выводу, что именно период Танзимата послужил толчком для развития образования в Османской империи и открытия специальных учебных заведений различных направленностей. Власти осознавали, что общество требует перемен и поэтому отвечали этим запросам. Кроме того, в этом процессе большую роль сыграли представители интеллигенции, которые и способствовали открытию учебных заведений и порой сами занимались преподаванием.

Ключевые слова: Османская империя, образование, танзимат, учебные заведения, младотурки, Турция

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374, выполняемый на базе ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Козуб Е. А., Манахов И. А. Формирование специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX века // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 4. С. 328-335. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-328-335

Formation of special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the XIX century

E. A. Kozubi, I. A. Manakhov2

National Research Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article examines the process of opening special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the 19th and early 20th centuries. Particular attention is paid to the analysis of the goals of the opening of educational institutions and the identification of key figures who played a significant role in the creation of schools. The purpose of the article is to study the process of formation of special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the XIX century. The methodological basis of the work is based on historicism, objectivity and consistency, as well as the chronological method of research. The specific historical

© Козуб Е. А., Манахов И. А., 2021

method of analyzing archival sources made it possible to effectively introduce new data into scientific circulation, fill the work with factual content, and enrich it with important details. The materials for the research were both Ottoman primary sources and the works of Ottoman, Turkish and Russian historians. The process of opening special educational institutions was studied. The role and influence on this process of both politicians and intelligentsia were considered. In addition, the problems that hindered the opening of special educational institutions were analyzed, among which the most significant were the influence of political and ideological factors and lack of funding. Having considered the process of formation of special educational institutions in the Ottoman Empire the authors came to the conclusion that it was the period of the Tanzimat that served as an impetus for the development of education in the Ottoman Empire and the opening of special educational institutions of various directions. The authorities realized that society required changes and therefore responded to these requests. In addition, representatives of the intelligentsia played an important role in this process, they contributed to the opening of educational institutions and sometimes were engaged in teaching themselves.

Keywords: the Ottoman Empire, education, Tanzimat, educational institutions, Young Turks, Turkey

Acknowledgements. The research was completed under the Russian Science Foundation grant no. № 20-1800374 performed on the basis of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Kozub E. A., Manakhov I. A. Formation of special educational institutions in the Ottoman Empire in the second half of the XIX century. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 4, pp. 328-335. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-328-335

Реформы эпохи Танзимата поспособствовали тому, что во второй половине XIX в. среди интеллигенции Османской империи формируется запрос на повышение уровня образования в государстве. Ответом на этот запрос стало развитие специального образования, создание ряда новых средних специальных учебных заведений, а также профессиональных училищ. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что открытие специальных учебных заведений оказалось долгим процессом, на который также оказывали влияние различные факторы.

Педагогические училища в этот период преследовали цель повысить общее образование будущих учителей, вопросам же педагогики и методики преподавания внимания почти не уделялось, если не считать попытки ввести курс педагогики в Женском педагогическом училище в 1891 году. Так, в 1890 году Селим Сабит-эфенди выпустил «Путеводитель для учителя», где изложил основы методики преподавания и обучения для учителей начальных школ, а в 1897 г. преподаватель Женского педагогического училища Айше Садыка-ханым издала книгу «Основы обучения и воспитания» [12, s. 162].

В Турции в канун революции 1908 г. существовало 36230 школ разных ступеней [6], поэтому ни педагогические училища в Стамбуле, ни учитель-

ские семинарии в провинциях (к началу XX в. их было всего лишь 14 с общим числом учащихся 280) не могли обеспечить потребности страны в учителях, имеющих специальное образование [4, ^ 88]. Академик В. А. Гордлевский, хорошо знавший культурную жизнь Турции в эти годы, писал, что в тот период «...педагогическая деятельность отнюдь не была постоянной профессией, обычным явлением были случайные учителя, чаще всего офицеры и чиновники, которые смотрели на уроки, как на побочное занятие... » [4, c. 71]. Так, можно сделать вывод, что, несмотря на недостаток педагогов в империи, османские власти не были заинтересованы в открытии педагогических училищ.

Медицинское образование начинает развиваться в Османской империи в период правления султана Махмуда II. Во второй половине начинает появляться все больше профессиональных учебных заведений, в том числе медицинских. Одним из самых известных было Гражданское медицинское училище. Проанализировав записи обучавшихся, можно сделать вывод, что из 584 врачей [15, s. 546], выпустившихся с 1873 по 1899 г. из данного учебного заведения, большинство были немусульмане. В связи с этим логично то, что Абдулхамидовское правительство в 1899 г. ввело в программу училища в качестве

обязательного предмета мусульманское богословие, тем самым сделав неприемлемым обучение в училище представителей других конфессий. Однако все же основным учебным заведением, готовившим медиков, в этот период было Военно-медицинское училище. По словам современников, военное училище было «лучшим учебным заведением Турции, давшим самые лучшие результаты» [8, с. 142]. Неслучайно, именно в его стенах зародилось младотурецкое движение в виде первого тайного комитета общества «Единение и прогресс», созданного в 1889 году. Выпускник Военно-медицинского училища 1886 г. доктор Джемиль-паша в своих воспоминаниях также отмечает, что как военное, так и гражданское училища отличались «духом свободомыслия», внушавшим султану Абдул-Хамиду II «беспокойство и даже страх» [19, s. 50], поэтому султан держал оба училища в тисках жесткой военной дисциплины.

Потребность в ветеринарах в Османской империи впервые возникла в армии. В последние годы правления Махмуда II из Германии был приглашен специалист, который организовал практические курсы для отобранных из кавалерийских частей солдат по лечению больных животных. В 1841 году Османское государство направило запрос в Пруссию об отправке в Стамбул специалиста для открытия ветеринарной школы. В 1849 году был приглашен специалист-преподаватель из Франции, и началась подготовка ветеринаров с высшим образованием. Первые выпускники появились в 1853 году [17, s. 68]. Ветеринарный класс, действовавший в медицинском училище, в 1888 г. был переведен в Военную академию. В 1905 году этот класс, вошедший в состав Военно-медицинского училища с новыми кадрами и новой программой, был переведен в отдельное, выделенное специально для него новое здание и стал называться Аскери Бай-тар Мектеби (Военно-ветеринарное училище). В конце 1921 года эта школа была объединена с Гражданской ветеринарной школой. В таком виде она продолжила свою деятельность в Стамбуле до открытия 10 июня 1933 г. в соответствии с законом № 2291 Высшего института сельского хозяйства в Анкаре, включавшего сельскохозяйственный, лесной и ветеринарный факультеты.

Османские правители, вероятно, рассчитывали покрыть потребности в гражданских ветеринарах за счет выпускников военно-ветеринарного

училища, но плохое состояние животноводства и сохранность его продуктов, негативно сказывавшиеся на экономике государства, вынудили к принятию новых мер, и был взят курс на быстрое развитие гражданской ветеринарии. В 18881889 году было создано Гражданское ветеринарное училище с четырехгодичным обучением. Из 25 учащихся, поступивших в училище в год его создания, 19 были через два года переведены в сельскохозяйственное училище Халкалы [16]. Через год последнее объявило о наборе учащихся; оно было перепрофилировано в сельскохозяйственное и ветеринарное. В 1893 и 1894 годах училище выпускало только ветеринаров с соответствующим аттестатом. Во второй конституционный период было обновлено лабораторное оборудование, улучшилось обучение, студентов стали направлять в Европу. В 1911 году во время пожара часть училища сгорела. В годы Первой мировой войны оно было закрыто. В 1921 году военное и гражданское ветеринарные училища объединились в Байтар Мектеб-и Алией (Высшую школу ветеринарии). Таким образом, несмотря на изначальное отсутствие специалистов, имеющих возможность преподавать в ветеринарных училищах, правительству удалось найти иностранных преподавателей, чтобы удовлетворить запрос армии и общества.

Гораздо быстрее происходило развитие инженерных учебных заведений. В 1884 году в Стамбуле было открыто специальное учебное заведение - Школа гражданских инженеров: (Хендесе-и мюлкие мектеби). До этого времени крайне незначительное число инженеров для гражданской службы готовили практически в военно-инженерных училищах (морском и сухопутном), укреплению которых в 40-60-х годах XIX в. турецкое правительство уделяло большое внимание. Первая попытка начать подготовку гражданских инженеров была предпринята еще в 1874 г., когда в составе университетских отделений Галатаса-райского лицея был открыт инженерный факультет, называвшийся Школой инженеров путей сообщения (Турук-у меабир мектеби) [21, s. 117]. Подобно большинству слушателей этих отделений Галатасарайского лицея, ее немногочисленные выпускники преимущественно были нетурками. В целях подготовки инженеров из турок и была открыта Школа гражданских инженеров. Как предполагается, чтобы изменить ситуацию и затруднить доступ в эту школу немусульман, правительство

подчинило ее военному ведомству и ввело форму для учащихся и полувоенную дисциплину.

Школа гражданских инженеров к 1908 г. подготовила около 230 инженеров [21, s. 143]. Жесткая цензура Абдул-Хамида II коснулась, однако, и этого учебного заведения. Студентам категорически запрещалось приносить в школу и читать «посторонние книги, романы и газеты», и даже чтение специальной литературы на иностранных языках находилось под контролем надзирателей.

С целью подготовки же технических кадров для строящихся фабрик в 1848 г. под наблюдением главного порохового мастера Дадьян Оганнес-эфенди была предпринята попытка создания училища под названием Зейтинбурну Санайи Мектеби (Промышленно-художественное училище в Зейтинбурну). Во главе школы в качестве управляющих и преподавателей были поставлены два сына Оганнеса-эфенди. Но содержание учащимся не выплачивалось, занятия прекратились, а позже училище закрылось [13, s. 287].

Позднее, когда Мидхат-паша был губернатором Дунайского вилайета, он при поддержке местного населения открыл ряд учебных заведений под названием ислаххане (воспитательный дом) для обучения художественно-ремесленным профессиям детей мусульман и христиан в Нише (1863), Рущуке (1864), а затем в Софии. Созданная 8 октября 1862 г. Ислах-и Санайи Комисьону (Комиссия по реформированию промышленности) приступила к необходимой подготовке для создания Мектеб-и Хиреф ее Санайи (Школы ремесел и искусств). Ее открытие затянулось по причине финансовых проблем и стало возможным только в 1868 г. после вмешательства Мид-хат-паши. В том же году Мидхат-паша решил создать ислаххане и в Стамбуле. Основная часть учащихся составляла дахили шубе («внутреннее отделение»); помимо этого, были открыты специальные классы для подмастерьев, они составляли хариджи шубе («внешнее отделение»). 13 января 1870 г. двадцать студентов были отправлены учиться различным ремеслам в парижскую промышленную школу [19, s. 84].

Успешно сдавшие экзамены за первый курс считались чирак (учениками), а прошедшие экзамены за второй, третий и четвертый курсы входили в разряд калфа (подмастерьев); закончившие пятый курс и получившие дипломы становились уста (мастерами). В 1891 году финансовое положение школы пошатнулось и обу-

чение было реорганизовано: преподаватели теоретических дисциплин были уволены, срок обучения сокращен, а занятия теперь проводились только в мастерских. Однако возглавлявшему в то время училище Эбуззия Тевфик-бею удалось получить причитавшиеся школе средства, упраздненные дисциплины были восстановлены, и даже приглашены два специалиста из Европы. После этого училище стало называться Мектеб-и Санайи-и Шахане ве Улюм-и Алийе (Имперская школа художественных промыслов и высших наук); в таком виде оно просуществовало до Второго конституционного периода.

В 1908 году правительство приняло на себя административный контроль над училищем и стало внедрять программы европейских про-мышленно-художественных школ. [16, s. 637].

Реформаторские начинания периода Танзимата в сфере судопроизводства, а также потребность в кодификации новых законов в соответствии с условиями времени породили необходимость подготовки квалифицированных кадров. Первой попыткой подготовки судебного персонала и обучения его методам судопроизводства стало открытие 2 июля 1870 г. одногодичных курсов под названием Каванин ее Низамат Дерсханеси (Школа законов и установлений) [22, s. 74]. По указанию руководства Диван-и Ахкям-ы Адлийе (Совета по судебным установлениям) они считались обязательными для его служащих, чиновники других организаций могли обучаться там по желанию.

В открытом в 1870 г. на основании закона 1869 г. Дарю'лъ-Фюнун-и Османи был факультет ильм-и хукук (юридических наук). После закрытия университета в 1873 г. государственные деятели Танзимата не отказались от идеи создания университета западного типа. Открытое в 1868 г. училище Мектеб-и Султани в 1873 г. было переведено из Галатасарая в Гюльхане; министр просвещения Ахмед Джевдет-паша организовал на старших курсах изучение Меджелле-и Ахкям-ы Адлийе (османского кодекса гражданского права) и римского права. Так была заложена основа юридической школы, созданной впоследствии в структуре Дарю'ль-Фюнун-и Султани [11, s. 207]. В результате танзиматских реформ в Турции стала внедряться светская система судопроизводства [8, ^ 132].

В юридическую школу принимали всех подданных империи без различия вероисповедания.

Далеко не все поступившие оказывались достаточно подготовленными к усвоению весьма обширной и разносторонней программы. В Да-рю'ль-Фюнун-и Султани, открывшемся в 1874 г., было три отделения: юридическая школа, школа гражданских инженеров и школа гуманитарных знаний. Выпускники получали звание доктора. Вольнослушатели, особенно из разряда чиновников (мюстеми), вместо диплома получали удостоверение о прослушанном курсе обучения [14].

В первый учебный год - 1874-1875 гг. в юридической школе было два преподавателя. Уроки османского гражданского права давал Рауф-эфенди, национального права - М. Д. Холлис [18, s. 382]. Ежегодно в школу поступало примерно 20 человек. Через два года решено было открыть новую юридическую школу в Стамбуле, и контроль за этим подразделением университета передали министерству юстиции. В 18771878 учебном году были прерваны занятия в университете, в том числе и в юридической школе, но через год, 16 октября 1878 г., они возобновились [11, s. 213]. Из-за этого вынужденного перерыва первые выпускники школы появились лишь в октябре 1880 года. Второй и последний выпуск состоялся в 1881 г., когда юридическая школа выпустила шестерых учащихся. Они были назначены стажерами в суды для прохождения практики судопроизводства [9, s. 205]. Затем потребность в юридических кадрах удовлетворялась за счет выпускников другой Мектеб-и Хукук, открытой государством в 1880 г. в столице [10].

В 1885 году школа прекратила все связи с министерством юстиции и была полностью подчинена министерству просвещения. В это время была закрыта Лисан Мектеби, и юридическая школа переместилась в освободившееся помещение в районе Джагалоглу, где функционировала до младотурецкой революции 1908 года. Как и медицинская школа, она считалась отделением учрежденного в 1900 г. Дарю'ль-Фюнун-и Ша-хане. В 1909 году школа была включена в состав Стамбульского университета в качестве юридического факультета, который стал основой юридического факультета университета после образования Турецкой Республики.

Формирование специальных учебных заведений не обошло стороной и сельскохозяйственную сферу. Первые попытки введения сельскохозяйственного образования относятся также к перио-

ду Танзимата. Известно, что в 1847 г. была предпринята попытка открыть сельскохозяйственную школу под названием Зираат Талимнамеси неподалеку от Стамбула. В то время в районе Едикуле была открыта ткацкая фабрика, и сельскохозяйственная школа должна была способствовать развитию хлопководческого хозяйства и выращиванию хлопка в количестве, необходимом для обеспечения этой фабрики.

В 1847 году поместье Айя-мама в пригороде Стамбула Ешилькей превратили в учебный центр, в котором начались первые практические занятия по выращиванию хлопка. В том же году преподавание возложили на американского специалиста Дэвиса. Вместе с Дэвисом работали директор земледельческого ведомства в Рущуке Кеворк-эфенди и французский инженер Ка-рынджа. В 1850 году училище подчинили министерству общественных работ, директором был назначен Хаджи Бекир-ага. Но через некоторое время из-за отсутствия учебников на турецком языке училище пришлось закрыть.

Потребность в открытии новой сельскохозяйственной школы возникла только в 1878-1879 гг., когда министром торговли и сельского хозяйства был Ахмед Джевдет-паша. Инициатором открытия был Амасьян-эфенди - директор впервые созданного в министерстве сельскохозяйственного управления. Но воплощение этой инициативы затянулось. 18 августа 1884 года министерство торговли и общественных работ опубликовало устав училища. С 1896 года училище стало выпускать специалистов. В соответствии с уставом в него принимались выпускники средних школ идади [22, s. 80]. С этого времени и до 1914 г. Зираат Мектеби ежегодно выпускало 20-30 учащихся. Им давались также определенные знания в области лесного хозяйства, поэтому до открытия Ор-ман Мектеби (лесоводческого училища) в Бахчек ее специалистами по лесному хозяйству были выпускники сельскохозяйственного училища.

Необходимо отметить, что показательным примером модернизации османского образования является Училище изящных искусств, открытое в конце XIX в. как высшее учебное заведение для получения образования в области архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Изучение живописи и архитектуры началось в 1825 г., когда в программу Мюхендис-хане-и Берри-йи Хумаюн, дававшего военно-техническое образование, были введены занятия

по рисунку. Архитектурное образование давал подчиненный дворцу Мимаран-и Касса Оджагы (Имперский цех архитекторов), функционировавший как школа. В годы правления султана Абдул-Азиза обучение живописцев осуществляли художественные мастерские; первым учебным заведением в области архитектуры должна была стать Фенн-и Ресим ее Мимари: Мектеби (Школа черчения и архитектуры), но ее открытие не состоялось из-за Крымской войны [15, s. 118].

Первым учреждением, в котором изучались принципы западной архитектуры и живописи, было Санайи-и Нефисе Мектеби, открытое в 1882 году [7] при министерстве торговли и промышленности по инициативе директора Султанского музея Османа Хамди-бея. 2 января 1882 года было принято решение, что училищем будет руководить директор музея Осман Хамди-бей. Неподалеку от дворца Чинили, где располагался музей, начали возводить специальное здание. 3 марта 1883 года состоялось торжественное открытие [3, с. 129].

Около 60 художественно одаренных учащихся в возрасте от 15 до 25 лет изучали здесь практические и теоретические дисциплины. В 1901 году состоялся первый выпуск архитекторов, художников, граверов и скульпторов. В 1882-1911 годы, когда директором школы был Осман Хамди-бей, архитектуру преподавал М. Валлори. Живопись - Сальвадор Валлори, рисунок - Варня-Ларсецки, историю - Аристофанис-эфенди, математику - каймакам Хусейн Фуад бей [1].

В таком виде училище изящных искусств функционировало до 1908 года. 14 ноября 1914 года было открыто Инас Санайы-и Нефисе Мектеби (женское училище изящных искусств) с

классами живописи и скульптуры; таким образом, начало осуществляться и женское художественное образование. 2 октября 1916 года руководство училищем было отделено от руководства музеем, и 14 апреля 1917 г. оно стало самостоятельным учреждением [2]. В 1921 году, в период перемирия, оба учебных заведения объединились в одно под названием Сантш-и Нефисе Мектеб-и Алиси (высшая школа изящных искусств), расположившееся в бывшем здании Лисан Мектеби. В 1926 году школа перебралась в нынешнее помещение, через год она стала называться Гюзель Санатлар Академиейси (академией изящных искусств) [22, s. 80]. В ходе реформы высшего образования в 1982 г. академия была преобразована в Мимар Синан Университеси (университет им. архитектора Синана).

Таким образом, рассмотрев процесс формирования специальных учебных заведений в Османской империи во второй половине XIX в., важно отметить, что именно период Танзимата послужил толчком для развития образования в Османской империи и открытия специальных учебных заведений различных направленностей, как медицинских, ветеринарных, так и инженерных, юридических и других. Власти осознавали, что общество требует перемен, поэтому отвечали этим запросам, несмотря на некоторые трудности, в числе которых отсутствие преподавателей, недостаток финансов и некоторые другие. Кроме того, в этом процессе большую роль сыграла интеллигенция, в частности популяризатор изучения мирового культурного наследия Осман Хам-ди-бей, который не только способствовал открытию учебных заведений, но и сам занимался преподаванием.

1. Абидулин А. М., Валеев Р. М. Взаимопроникновение восточной и европейской культур: вклад Османа Хамди бея в сохранение османского и мирового культурного наследия // Интеллигенция и мир. 2016. № 2. С. 85-96.

2. Абидулин А. М., Шахин З. Культура османского общества: исторический опыт библиотечно-издательской деятельности // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 2 (47). С. 114-120.

3. Вяземская К. Т. Осман Хамди Бей (1842-1910): первый турецкий ориенталист? // Восточный курьер. 2019. № 1-2. С. 126-137. DOI: https://doi.org/10.18254/S268684310007905-8-1

4. Голобородько И. И. Старая и новая Турция. М.: «Польза» В. Антик и К°, 1908. 283с.

5. Гордлевский В. А. Учительская семинария в Стамбуле // Избранные сочинения. M.: Восточная литература, 1962. Т. III. 588 с.

6. Оразбердиев А. К., Батчаева М. К. Система образования в Османской империи // Chonos. 2021. Т. 6. №1 (51). С. 44-46.

7. Соколова А. Н. Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы // Культура и искусство. 2021. № 9. C. 1-17. DOI: https://doi.Org/10.7256/2454-0625.2021.9.36273

8. Убичини Ж. А. А., Павэ де-Куртейль А. Ж. Современное состояние Оттоманской империи. СПб.: Издание и Типография О. И. Бакста, 1877. 264с.

9. Cevad M. Maárif-i Umümiye Nezáreti tárihfe-i te^kilát ve icraati: XIX. asir Osmanli maarif tarihi. Qankaya, Ankara: Yeni Türkiye Yayinlari, 2001. 512 s.

10. Esen A. B. Hukuk Mektepleri-Hukuk Fakültesi // Aylik Ansiklopedi. Istanbul: Ibrahim Horoz Matbaasi. 1945. C. 2.

11. Ihsanoglu E. Darülfünun Tarihçesine Giri§: (II) Üçüncü Te^ebbüs: Darülfünün-i Dultani // Belleten. 1993. C. 57. № 21S.

12. Kansu A. Türkiye maarif tarihi hakkinda bir deneme. Istanbul: Muallim Ahmet Halit Kitaphanesi, 193G.1932. С. 1. 174 s.

13. Kodaman B. Tanzimattan 2. Me^rutiyete Kadar Sanayi Mektebleri // Türkiye'nin Sosyal ve Ekonomik Tarihi (Ю71-1920) / Ed. Osman Okyar-Halil Inalcik. Ankara: Hacettepe Üniversitesi, 19SG. 396 s.

14. Mekteb-i Sultani bünyesinde kurulan hukuk mektebi nizamnamesi // Düstur, I. Tertip, C. III. 1873. S. 438-448.

15. Ergin O. Türkiye maarif tarihi. Tanzimat devri mektepleri. (Istanbul mektepleri ve ilim, terbiye ve san'at müessesleri dolayisile Türkiye maarif tarihi). Istanbul: Osmanbey Matbaasi, 194G. C. 2. 261 s.

16. Ergin O. Türkiye maarif tarihi. Mutlakiyet devri mekteplari (Istanbul mektepleri ve ilim, terbiye ve san'at müessesleri dolayisile Türkiye maarif tarihi). Istanbul: Osmanbey Matbaasi, 1941. C. 3. 374 s.

17. Erk N, Dinçer F. Türkiye'de Veterener Hekimlik Ögretimi ve Ankara Üniversitesi Veterener Fakültesi Tarihi. Ankara: Ankara Üniversitesi Basimevi, 197G. S. 7-9.

18. Salname-i Devlet-i Aliyye-i Osmaniyye, Sene 1294 (Ш7), 32. Defa, Istanbul: Halil Efendi Matbaasi, 1294/Ш7.

19. Çiçman A. Tanzimat Döneminde Fransaya Gönderilen Osmanli Ögrencileri (1S39-1876). Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayinlari, 2GG4. Ш s.

20. Topuzlu C. Operator Cemil pa§a hatiralar. Canli tarihler, Istanbul. Türkiye Yayinevi, 1945. C. VIII. 162 s.

21. Uluçay M. Yüksek mühendis okulu: yük. mühendis ve yük. mimar yetiçtiren müesseselerin tarihi. Istanbul: Istanbul Teknik Üniversitesi, 195S. 749 s.

22. Unat F. R. Türkiye Egitim Sisteminin Geli^mesine Tarihi Bir Baki§. Ankara. Milli Egitim Bakanligi, 1964. 2GG s.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 26.11.2021; принята к публикации 09.12.2021.

Об авторах

Козуб Екатерина Алексеевна

аспирантка, преподаватель кафедры восточных языков и лингвокультурологии, институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, (6G3G22, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23), +79200314784, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5504-5853, katya-kozub@yandex.ru

Манахов Ильяс Анвярович

старший преподаватель кафедры восточных языков, Московский государственный гуманитарно-экономический университет (1G715G, Российская Федерация, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49), +79778802741, inderkali@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Abidulin A. M., Valeev R. M. Vzaimoproniknovenie vostochnoi i evropeiskoi kul'tur: vklad Osmana Khamdi Beya v sokhranenie osmanskogo i mirovogo kul'turnogo naslediya [Interpenetration of Eastern and European cultures: Osman Hamdi Bey's contribution to preservation of Ottoman and world cultural heritage]. Intelligentsiya i mir = Intelligentsia and the World, 2016, no 2, pp. 85-96. (In Rus.).

2. Abidulin A. M., Shakhin Z. Kul'tura osmanskogo obshchestva: istoricheskii opyt bibliotechno-izdatel'skoi deyatel'nosti [Culture of Ottoman society: historical experience of library and publishing activities] Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2015, no 2 (47), pp. 114-120. (In Rus.).

3. Vyazemskaya K. T. Osman Hamdi Bei (1842-1910): pervyi turetskii orientalist? [Osman Hamdi Bey (1842-1910): the first Turkish orientalist?]. Vostochnyi kurier = Oriental Courier, 2019, no. 1-2, pp. 126-137. (In Rus.). DOI: https://doi.org/10.18254/S268684310007905-8-1

4. Goloborodko I. I. Staraya i novaya Turtsiya [Old and new Turkey]. M., "Pol'za" V. Antik i K° Publ., 1908, 283 p. (In Rus.).

5. Gordlevsky V. A. Uchitel'skaya seminariya v Stambule [Teachers' seminary in Istanbul]. Selected works. M., Oriental literature Publ., 1962, vol. III, 588 p. (In Rus.).

6. Orazberdiev A. K., Batchaeva M. K. Sistema obrazovaniya v Osmanskoi imperii [Education system in the Ottoman Empire]. Chronos, 2021, vol.6, no. 1 (51), pp. 44-46. (In Rus.). DOI: 10.24412/2658-7556-2021-151-44-46

7. Sokolova A. N. Soderzhanie ponyatiya "etnicheskaya zhivopis'": k postanovke problemy [Content of the concept of "ethnic painting": articulation of the problem]. Kul'tura i iskusstvo = Culture and Art, 2021, no. 9, pp.1-17. (In Rus.). DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.9.36273

Е. А. Козуб и др.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

8. Ubichini J.-O. A., Pavet de Courteille A. J. B. Sovremennoe sostoyanie Ottomanskoi imperii [The current state of the Ottoman Empire], SPb., O. I. Bakst's Publ. house, 1877, 264 p. (In Rus.).

9. Cevad M. History of the Ministry of Education, Organization and its Execution: A History of Ottoman Education in the 19th Century]. Ankara, New Turkey Publications, 2001, 512 p. (In Turk.).

10. Esen A. B. Law Schools-Faculty of Law. Monthly Encyclopedia. Istanbul, Ibrahim Horoz Printing House, 1945, vol. 2. (In Turk.).

11. Ihsanoglu E. Introduction to the History of Darulfunun: (II) Third Attempt: Darulfunun-i Dultani. Belleten. 1993, vol. 57, no. 218. (In Turk.).

12. Kansu A. An essay on Turkish education history. Istanbul, Muallim Ahmet Halit Kitaphanesi, 1930. 1932, vol. 1, 174 p. (In Turk.).

13. Kodaman B. Industrial Schools from the Tanzimat to the Second Constitutional Era. Social and Economic History of Turkey (1071-1920). Ed. Osman Okyar-Halil Inalcik. Ankara, Hacettepe Universitesi, 1980, 396 p. (In Turk.).

14. The law school regulation established within the Mekteb-i Sultani. Doustour, I. Tertip, vol. III, 1873, pp. 438-448. (In Turk.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ergin O. Turkish education history. Tanzimat era schools. (Istanbul schools and institutions of science, education and art, the history of education in Turkey. Istanbul, Osmanbey Printing House, 1940, vol. 2, 261 p. (In Turk.).

16. Ergin O. Turkish education history. Mutlakiyet era schools (Istanbul schools and institutions of science, education and art, the history of education in Turkey. Istanbul, Osmanbey Printing House, 1941, vol. 3, 374 p.(In Turk.).

17. Erk N, Dinner F. Veterinary Medicine Education in Turkey and History of Ankara University Faculty of Veterinary Medicine. Ankara, Ankara University Press, 1970, pp.7-9. (In Turk.).

18. Ottoman State Yearbook, Year 1294 (1877). Istanbul, Halil Efendi Printing House, 1294/1877. (In Turk.).

19. §i§man A. Ottoman Students Sent to France in the Tanzimat Period (1839-1876). Ankara, Turkish Historical Society Publications, 2004, 185 p. (In Turk.).

20. Topuzlu C. Operator Cemil Pasha remembers. Live history. Istanbul, Turkey Publishing House, 1945, vol. VIII, 162 p. (In Turk.).

21. Ulujay M. Higher engineering school: the history of institutions that train graduate engineers and architects. Istanbul, Istanbul Technical University, 1958, 749 p. (In Turk.).

22. Unat F. R. A Historical Overview of the Development of the Education System in Turkey. Ankara, Ministry of Education, 1964, 200 p. (In Turk.).

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 26.11.2021; accepted for publication 09.12.2021.

About the authors Ekaterina A. Kozub

Postgraduate student, Institute of International Relations and World History; lecturer at the Department of Oriental Languages and Cultural Linguistics, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod 603022, Russian Federation), +79200314784, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5504-5853, katya-kozub@yandex.ru

Ilyas A. Manakhov

Senior Lecturer at the Department of Oriental Languages, Federal State Budget Educational Institution of Inclusive Higher Education Moscow State University of Humanities and Economics (49 Losinoostrov-skaya St., Moscow 107150, Russian Federation), +79778802741, inderkali@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.