Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ В РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пробация / альтернативные методы наказания / исправление осужденных / Токийские правила / обязанности участников / содержание заключенных / ресоциализация заключенных / индивидуальный подход.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Асрумян Артем Кароевич

В настоящее время в зарубежных юрисдикциях и России наблюдается тенденция по усилению внимания к альтернативным формам наказания, предполагающим, что лицо совершившее преступление не будет отбывать наказание в виде лишения свободы. В 2024 году в Российской Федерации начнет функционировать система пробации, которая позволит обеспечить должный уровень социальной реабилитации осужденных. Авторами рассматриваются ключевые аспекты сложившегося международного опыта в данной сфере, в особенности положения Токийских правил, предполагающих, что функциями по надзору за осужденными должен заниматься специально учрежденный для этого орган. Данный орган должен обладать широким выбором альтернативных мер, которые могут применяться к осужденному после вынесения приговора, для его успешной ресоциализации. Также авторами рассмотрены такие вопросы как организация и управление системой пробации в России, особенности ее применения, обязанности участников, перспективы развития и отдельные положения, которые вступят в силу в 2025 году. В статье проанализированы основные принципы функционирования данной системы, условия индивидуального подход к осужденным, ориентация на их социальную реабилитацию и учет современных тенденций в уголовно-исполнительной политике. Авторы приходят к выводу, что введение в действие системы пробации не только существенно снизит нагрузку на исправительные учреждения и сократит расходы бюджета на содержание заключенных, но также приведет к снижению рецидива преступлений среди осужденных. Для успешного функционирования системы пробации потребуется постоянная модернизация ее звеньев, которую способны обеспечить только квалифицированные специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ В РОССИИ»

ШЕСТАК Виктор Анатольевич,

профессор кафедры уголовного процесса Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, e-mail: [email protected]

АСРУМЯН Артем Кароевич,

Международно-Правовой факультет МГИМО МИД РФ г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ

В РОССИИ

Аннотация. В настоящее время в зарубежных юрисдикциях и России наблюдается тенденция по усилению внимания к альтернативным формам наказания, предполагающим, что лицо совершившее преступление не будет отбывать наказание в виде лишения свободы. В 2024 году в Российской Федерации начнет функционировать система пробации, которая позволит обеспечить должный уровень социальной реабилитации осужденных. Авторами рассматриваются ключевые аспекты сложившегося международного опыта в данной сфере, в особенности положения Токийских правил, предполагающих, что функциями по надзору за осужденными должен заниматься специально учрежденный для этого орган. Данный орган должен обладать широким выбором альтернативных мер, которые могут применяться к осужденному после вынесения приговора, для его успешной ресоциализации. Также авторами рассмотрены такие вопросы как организация и управление системой про-бации в России, особенности ее применения, обязанности участников, перспективы развития и отдельные положения, которые вступят в силу в 2025 году. В статье проанализированы основные принципы функционирования данной системы, условия индивидуального подход к осужденным, ориентация на их социальную реабилитацию и учет современных тенденций в уголовно-исполнительной политике. Авторы приходят к выводу, что введение в действие системы пробации не только существенно снизит нагрузку на исправительные учреждения и сократит расходы бюджета на содержание заключенных, но также приведет к снижению рецидива преступлений среди осужденных. Для успешного функционирования системы пробации потребуется постоянная модернизация ее звеньев, которую способны обеспечить только квалифицированные специалисты.

Ключевые слова: пробация, альтернативные методы наказания, исправление осужденных, Токийские правила, обязанности участников, содержание заключенных, ресоциа-лизация заключенных, индивидуальный подход.

SHESTAK Viktor A.,

Professor of the Department of Criminal Procedure, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Doctor of Juridical Science,

Associate Professor

ASRUMYAN Artem K.,

International law faculty MGIMO University Moscow, the Russian Federation

FORMATION OF A MODERN PROBATION SYSTEM IN RUSSIA

Annotation. Currently, there is a tendency in foreign jurisdictions and Russia to increase attention to alternative forms of punishment, assuming that the person who committed the crime will not serve a sentence of imprisonment. In 2024, the probation system will start functioning in the Russian

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-132-136 NIION: 2018-0076-5/23-318 MOSURED: 77/27-023-2023-5-318

Federation, which will ensure the proper level of social rehabilitation of convicts. The authors consider the key aspects of the existing international experience in this area, especially the provisions of the Tokyo Rules, which suggest that the functions of supervision of convicts must be handled by a specially established governmental body. This governmental body should have a wide choice of alternative measures that can be applied to the convicted person after sentencing, for his successful re-socialization. The authors also considered such issues as the organization and management of the probation system in Russia, the specifics of its application, the responsibilities of participants, development prospects and certain provisions that will come into force in 2025. The article analyzes the basic principles of the functioning of this system, the conditions for an individual approach to convicts, orientation to their social rehabilitation and consideration of current trends in penal policy. The authors conclude that the introduction of the probation system will not only significantly reduce the burden on correctional institutions and reduce budget expenditures for the maintenance of prisoners, but will also lead to a decrease in the recidivism of crimes among convicts. For the successful functioning of the probation system, constant modernization of its links will be required, which only qualified specialists are able to provide.

Key words: probation, alternative methods of punishment, correction of convicts, the Tokyo Rules, obligations of participants, detention of prisoners, re-socialization of prisoners, individual approach.

Система пробации - один из ключевых элементов современной юриспруденции, обеспечивающий социальную реабилитацию и предупреждение рецидива преступлений среди осужденных. В Российской Федерации создание системы пробации стало одним из приоритетных направлений развития юридического пространства по ряду причин. Во-первых, в России последние десятилетия сохраняется высокий уровень рецидива преступлений, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующих механизмов противодействия преступности. Несмотря на то, что в 2022 году общее число преступлений сократилось на 1,8 % по сравнению в 2021 годом, свыше 50% осужденных совершают повторные преступления в течение трех лет после освобождения. Так, согласно официальным данным Генеральной Прокуратура Российской Федерации в 2022 году большую часть раскрытых преступлений совершили рецидивисты1. Во-вторых, в России наметилась тенденция комплексного реформирования уголовно-исполнительной системы, где создание системы проба-ции - один из существенных шагов на пути ее совершенствования. В-третьих, создание системы пробации, полагаем, поможет решить проблему переполнения учреждений пенитенциарной системы [5].

Тенденция по усилению внимания к альтернативным формам наказания, не связанным с лишением свободы, наблюдается во всех развитых государствах. В этой связи, занимаясь вопросами формирования современной системы про-бации в России, отечественный законодатель не

1 Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России // Портал правовой статистики URL: http:// crimestat.ru/analytics (дата обращения: 15.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

может не учитывать сложившийся международный опыт в данной сфере.

Ключевым правовым актом в области исполнения наказаний без изоляции осужденных стали Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году (Токийские правила). Несмотря на то, что в Токийских правилах непосредственно не говорится о необходимости учредить службу пробации, предполагается, что функциями по надзору должен быть наделен специально созданный для этого орган. Так, в частности, согласно нормам, содержащимся в ч. 7 Токийских правил судебный орган может воспользоваться правом на доклад, подготовленным компетентным уполномоченным должностным лицом или учреждением; а в соответствии с ч. 8 Токийских правил - компетентный орган располагает широким выбором альтернативных мер, принимаемых после вынесения приговора, в целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи правонарушителям для их быстрого возвращения к нормальной жизни в обществе.

Нормой, содержащейся в ч. 1 Токийских правил, установлено, что при назначении альтернативных мер наказания должна отсутствовать дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места рождения или иного статуса. Более того, компетентный орган должен получить согласие правонарушителя на применение к нему альтернативных санкций. Примечательно, что согласие лица должно быть получено до момента начала формального разбирательства. Помимо Токийских правил данное правило предусмотрено Реко-

мендациями Комитета Министров о Правилах Совета Европы о пробации 2010 года и Европейскими правилами в отношении общинных санкций и мер 2017 года [1].

В России правовой основой для создания системы пробации стал Федеральный закон № 10-ФЗ от 06.02.2023 «О пробации в Российской Федерации» (далее - Закон о пробации), который вступит в силу 1 января 2024 года1. Закон о пробации регулирует основы пробации, включая организацию, управление, контроль и надзор, а также определяет сферы применения и обязательства участников процесса. Что касается вопроса организации и управления системой пробации, она будет представлена в виде специализированных органов, которые создаются на федеральном и региональном уровне. На них возлагается функция надзора за исполнением условных наказаний, а также обязанность по оказанию поддержки и содействия в социальной реабилитации осужденных. На федеральном уровне должно быть создано Федеральное агентство пробации, подчиняющееся Министерству юстиции Российской Федерации. Региональные органы пробации, в свою очередь, будут подчинены федеральному агентству и местным органам власти.

Согласно ст. 5 Закона о пробации пенитенциарная пробация будет применяться в отношении лиц, отбывающих наказания в местах лишениях свободы, для их подготовки к освобождению из исправительных учреждений. Однако, по общему правилу, система пробации предполагает также и реализацию альтернативных мер наказаний лишению свободы, которые могут быть назначены судом вместо традиционных видов наказания. Такой вид пробации должен применяться только к осужденным за преступления небольшой и средней тяжести, а также при условии наличия убедительных оснований для исполнения условий пробации и отсутствия риска для общества.

Осужденные, находящиеся на пробации, должны соблюдать ряд условий, установленных судом. К ним относятся: регулярное посещение органов пробации; уведомление органов проба-ции об изменении места жительства или работы; выплата штрафов и возмещение ущерба потерпевшим; участие в образовательных, профессиональных или психологических программах, если это установлено судом. Органы пробации, в свою

1 Отдельные положения федерального закона, регулирующие систему пробации, вступят в силу значительно позже - только с 1 января 2025 года. Они касаются, в частности, контроля и надзора за осуществлением пробации, а также разработки специальных программ для социальной адаптации осужденных и обеспечения их занятости.

очередь, обязаны контролировать соблюдение осужденными условий пробации, оказывать им поддержку и помощь в социальной реабилитации, а также информировать суд о ходе исполнения условий пробации [3].

Создание системы пробации в России привнесет ряд правовых новелл. Во-первых, речь идет о возможности реализации индивидуального права социальной реабилитации. Каждому осужденному лицу будет предложен индивидуальный план социальной реабилитации, который будет основываться на его потребностях, интересах и способностях. В рамках этого плана будут проводиться различные мероприятия, направленные на развитие личности осужденного, его социальную адаптацию и восстановление связей с обществом. Во-вторых, будут действовать жесткий контроль и обязательное сопровождение. Каждый осужденный будет находиться под контролем и сопровождением специалистов по пробации, которые обязаны следить за тем, как он соблюдает условия исполнения наказания. На служащих возлагается обязанность по оказанию помощи в решении различных социальных проблем. В-третьих, будут применяться альтернативные виды наказания. Новая система пробации будет предоставлять судам больше возможностей для применения альтернативных видов наказания, таких как условное осуждение, ограничение свободы или обязательные работы. Эти виды наказания будут направлены на обеспечение социальной реабилитации осужденного, а не на его изоляцию от общества. В-четвертых, предоставление возможности для обучения и последующего трудоустройства станут составной частью института пробации в России. Новая система создаст осужденным лицам возможность для обучения и получения профессиональных навыков, а также поможет им при трудоустройстве после отбытия наказания.

Представляется, что с учетом мирового опыта и современных тенденций в области правоприменения, система пробации в России может стать ключевым инструментом в укреплении законности и правопорядка, снижении уровня преступности и обеспечении безопасности граждан. Так, в 2020 году был проведен социологический опрос населения России по вопросам уголовно-исполнительной системы. По результатам опроса, свыше 70% респондентов выразили мнение о необходимости совершенствования системы исполнения наказаний в России. Более 60% опрошенных считают, что система исполнения наказаний должна быть направлена не только на наказание преступников, но и на их социальную реабилитацию [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

В перспективе, российская система проба-ции может развиваться в таких направлениях, как расширение сферы применения пробации, включая применение к преступлениям более высокой степени тяжести, при условии выполнения определенных критериев; внедрение инновационных подходов и технологий для повышения эффективности контроля и надзора, обеспечения прозрачности и оперативности работы органов пробации. Помимо этого, речь может идти об укреплении межведомственного взаимодействия и сотрудничества с организациями гражданского общества для обеспечения всесторонней поддержки осужденных на пробации и их успешной социальной реабилитации; а также о разработке и внедрении национальных и региональных программ по профилактике преступности, направленных на предупреждение рецидива среди осужденных и обеспечение их успешной реинтеграции в общество.

Согласно Токийским правилам, одним из важнейших аспектов успешного функционирования системы пробации является квалифицированный и профессиональный персонал [6]. В связи с этим в России потребуется создание специализированных образовательных программ и курсов, направленных на подготовку и повышение квалификации сотрудников органов проба-ции. В частности, направления обучения могут включать в себя изучение положительного мирового опыта и результативных практик пробации; профилактики рецидива преступлений, методов работы с различными категориями осужденных и их семьями.

Оперативный мониторинг и оценка эффективности системы пробации позволят своевременно выявлять и устранять возникающие проблемы, а также адаптировать систему к изменяющимся условиям и потребностям общества. Среди важных инструментов мониторинга можно выделить сбор и анализ статистических данных о числе осужденных, проходящих пробацию, и характере их преступлений; исследование факторов, влияющих на успешность пробации и предотвращение рецидива преступлений; оценку уровня удовлетворенности осужденных и их семей условиями и качеством предоставляемой поддержки; а также сравнительный анализ затрат на содержание заключенных в исправительных учреждениях и расходов на осуществление пробации [2]. Постоянный анализ работы системы пробации и ее результатов будет способствовать улучшению качества предоставляемых государственных услуг, повышению эффективности применения альтернативных мер наказания и формированию

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

справедливой и гуманной судебно-правовой системы.

Таким образом, формирование современной системы пробации в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений совершенствования уголовно-исполнительной системы. Успешная реализация данного проекта потребует скоординированных усилий государственных органов, общественных организаций и граждан, готовых активно участвовать в процессе социальной реабилитации осужденных и предупреждении преступности. Введение пробации позволит снизить нагрузку на исправительные учреждения, сократить расходы бюджета на содержание заключенных, а также способствовать социальной реабилитации и снижению рецидива преступлений среди осужденных. В дальнейшем для эффективного функционирования системы пробации потребуется ее систематическая модификация, заключающаяся в адаптации действующей системы к изменяющимся условиям и требованиям общества.

Список литературы:

[1] Агабекян, А. Л. Эволюция механизма исполнения альтернативных наказаний в международных стандартах XXI века/ А. Л. Агабекян // Уголовная юстиция. 2021. №17. С. 5-9.

[2] Волховский, Р. А. Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации / Р. А. Волховский // Государственная служба и кадры. - 2022. - №. 1. С. 165-167.

[3] Злотников, С. А. Организационные аспекты начала функционирования системы про-бации в Российской Федерации / С. А. Злотников // Ведомости УИС. 2022. №8 (243). С. 17-24.

[4] Скиба, А. П., Малолеткина, Н. С. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах / А. П. Скиба // Уголовно-исполнительное право. -2022. 17 (2). С. 176-194.

[5] Слабкая, Д. Н., Новиков, А. В. Гуманизация уголовного законодательства. Зарубежный опыт функционирования служб пробации / Д. Н. Слабкая // Вопросы российского и международного права. - 2020. - Т. 10. - №. 3-1. С. 106-114.

[6] Старостин, С. А., Анискина, Н. В. Служба пробации в России: выбор политики и перспективы развития / С. А. Старостин // Пенитенциарная наука. - 2022. С. 204-212.

Spisok literatury:

[1] Agabekjan, A. L. Jevoljucija mehanizma ispolnenija al'ternativnyh nakazanij v mezhdunarod-nyh standartah XXI veka/ A. L. Agabekjan // Ugolovnaja justicija. 2021. №17. S. 5-9.

[2] Volhovskij, R. A. Konceptual'nye osnovy sozdanija sluzhby probacii i perspektivy sovershen-stvovanija resocializacii osuzhdennyh k nakazanijam bez lishenija svobody v Rossijskoj Federacii / R. A. Volhovskij // Gosudarstvennaja sluzhba i kadry. -2022. - №. 1. S. 165-167.

[3] Zlotnikov, S. A. Organizacionnye aspekty nachala funkcionirovanija sistemy probacii v Rossijskoj Federacii / S. A. Zlotnikov // Vedomosti UIS. 2022. №8 (243). S. 17-24.

[4] Skiba, A. P., Maloletkina, N. S. Zakonoproekt «O probacii v Rossijskoj Federacii»: nekotorye aspekty obsuzhdenija v 2021-2022 godah / A. P. Skiba // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. - 2022. 17 (2). S. 176-194.

[5] Slabkaja, D. N., Novikov, A. V. Gumanizacija ugolovnogo zakonodatel'stva. Zarubezhnyj opyt funkcionirovanija sluzhb probacii / D. N. Slabkaja // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. -2020. - T. 10. - №. 3-1. S. 106-114.

[6] Starostin, S. A., Aniskina, N. V. Sluzhba probacii v Rossii: vybor politiki i perspektivy razvitija / S. A. Starostin // Penitenciarnaja nauka. - 2022. C. 204212.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.